Господи! Спаси царя; и услышы ны, в оньже аще день призовем Тя ( Пс.19:10 ). Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящие Тебе. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя ( Пс.20:9:14 ) Аминь». 521 Подлинно настояла сильная потребность в молитве, и настолько сильнее, насколько важнее была и самая начавшаяся весною 1828 года война с потомками Агари – турками по сравнению с оконченною войной с персами. Дело в том, что Аккерманскою конвенцией 1826 года вопрос о греках, подвластных туркам, остался нерешенным, и турки со всею силою дикого ожесточения неистовствовали над греками, потерявшими всякое терпение в своем подчинении притеснителям своим и желавшими освободиться от ненавистного им ига. Сколько ни старались европейские кабинеты расположить турецкую Порту к возможно большей уступчивости в пользу греков, их усилия, даже совокупные, не приводили ни к чему, и сын египетского паши Магмета-Али-Ибрагим, в качестве главнокомандующего турецкими войсками, продолжал свои неистовства над европейскими греками. Знаменитый морской бой при Наварине 8 октября 1827 года, в котором от соединенных морских сил трех держав, Англии, Франции и России, погиб почти весь флот турецкий, только еще более ожесточил турецкого султана Махмуда, и повел к окончательному разрыву Турции с Россией, так как султан считал Россию главною виновницею всех мнимых зол, чинимых Турции, считал ее самым злейшим врагом мусульманства и Турецкой империи, падения которой она будто бы жаждет. А потому он объявил по своей империи поголовное ополчение за веру и отечество, иначе сказать, объявил священную войну против России. Это было в конце 1827 года. Великодушный и миролюбивый император Всероссийский медлил, не смотря на это объявление, выступать в поход против Турции, надеясь, что султан еще одумается, а между тем счел нужным объявить во всеобщее сведение, что его намерения вовсе не клонятся к разрушению Турецкой империи или к уничтожению мусульманства, а лишь к восстановлению законных прав существования единоверных России и единоплеменных с нею турецких подданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Отца В. Полякова все-таки предали суду военного трибунала, а затем заставили уехать в Югославию. Однако и оттуда пастырь письмами продолжал воодушевлять сторонников церковной традиции. Также поступали и монахи русских обителей Афона, которые, по сведениям румынской полиции, с помощью писем или лично приезжая в Бессарабию, призывали верующих «всем держаться старого стиля, как на Святой Горе, ...и не переходить на новый, даже если их будут убивать или сжигать заживо». [xlviii] Такие призывы были не случайны: зимой 1930/1931 гг. в Бессарабии вновь ввели осадное положение, возобновились аресты и судебные расправы над оппозицией. В начале 1931 г. группа священников предприняла попытку издавать в Кишиневе русско-румынскую газету «Раза» («Свет»), но митр. Гурий запретил ее выпуск после первого номера. В своей проповеди он заявил, что русские имеют возможность обращаться к Богу на своем языке, «но некоторые элементы из русского населения ведут себя как сектанты», и таких «следует высылать за Днестр». Это скандальное заявление вызвало возмущение в обществе, и Объединение русского меньшинства в Румынии направило протест королю, но он остался без ответа. [xlix] Новая волна изгнания с приходов старостильного священства и замена его присланным из Румынии позволила сломить сопротивление бессарабского клира. Почти все русофильские церковные объединения и союзы были ликвидированы. Вместо них развернуло масштабную румынизаторскую деятельность общество «Астра», опиравшееся на государственную администрацию и финансовую помощь правительства. Возглавлял его викарный епископ Аккерманский и Измаильский Дионисий (Эрхан), а в число «активистов» общества в селах в обязательном порядке включали священников. Но и в этих условиях сопротивление верующих календарной реформе продолжалось. Летом 1935 г. оно вылилось в массовые крестьянские волнения в Бельцком уезде, только в столкновении с полицией в с. Старый Албинец 19 августа было убито 5 крестьян, около 10 ранено и 120 арестовано. В с. Пьятра-Нямце, когда верующие шли на праздник освящения старостильного храма, полиция преградила им дорогу и открыла огонь, в результате один крестьянин был убит. [l]

http://bogoslov.ru/article/656120

Как правило, старообрядцы селились в предместьях городов. В Хотине (ныне Черновицкой обл., Украина) они положили начало Магале Кацапской, Магале Русской, Румле и хутору Каменный Яр, в Кишинёве населяли Буюканы, Б. и М. Малину, др. районы, в Бендерах - Протягайловку, Липканы, Борисовку, Гиску, в Аккермане - Турлаки, Шабу, Папушой, в г. Рени - Липованы, в Кагуле - Липованку, в Измаиле - Ст. и Нов. Некрасовку. После окончания русско-тур. войны 1768-1774 гг. гр. П. А. Румянцев пригласил живших в Молдавском княжестве старообрядцев переехать в Россию, в Очаковскую обл., в результате чего из Османской империи переселилось более 6,5 тыс. староверов. После заключения в 1791 г. Ясского мирного договора, когда России отошло левобережье Днестра, выходцы из старообрядческих сел Клинцы, Красный Яр, Плоское, Калиновка Елисаветградского и Александрийского уездов Херсонской губ. поселились в Тирасполе, где создали улицы, получившие названия от тех населенных пунктов, из к-рых они вышли, в частности Красноярскую, Клинцовскую, Красноярскую Балку. Миграция из российских губерний в Бессарабию усилилась после завершения войны 1806-1812 гг. Особенно резко увеличилась численность населения в Измаильском, Аккерманском и Бендерском уездах. В 1819 г., во время учреждения военных поселений, было решено вывести из Елисаветградской пров. всех старообрядцев, несогласных подчиниться военному командованию, в результате чего в Малаештскую вол. Тираспольского у. переселились 794 чел. из с. Плоского, 729 чел. из Дмитриевки, 96 чел. из Уховки. 825 чел. стали проживать в селах Слободзея, Яска, Троицкое, Беляевка и Калаглея. В 1821-1822 гг. в Тираспольском у. старообрядцы основали с. Плоское с 754 жителями. Позже выходцами из этого села был создан хутор Скиток. В нач. ХХ в. в Плоском насчитывалось 7340 жителей. Формирование большинства старообрядческих общин в Юж. Бессарабии относится к нач. XIX в. В это время липоване получили от турецкого правительства право на свободное вероисповедание, благодаря чему появился ряд старообрядческих общин: Мирненская (1802), Приморская (1805), Муравлёвская (1807). Самыми древними сообществами староверов этого региона считались Вилковская и Мануйловская общины (последняя находилась в румын. части М.).

http://pravenc.ru/text/Молдавия.html

В 1815 году он возглавил второе сербское восстание против турок, внушая сербам, что у них нет другого выхода, кроме победы или смерти; проявлял подлинные чудеса храбрости. После нескольких побед добился от турок признания в том же году автономии Сербии, в 1826 году по аккерманскому договору Сербии было возвращено самоуправление, в 1830 году по адрианопольскому миру между Россией и Турцией Сербии была возвращена независимость. В правление Милоша Сербия навсегда избавилась от опасности турецкого ига 17 В славной битве при деревне Мишарев первом антитурецком восстании (1804) сербские повстанцы под командованием Карагеоргия начисто разгромили турецкие войска. 18 В 1815 году победоносные для сербов битвы при Любиче, Чачаке и Ратарах разогнали турок, и большая часть Сербии очистилась от них. 19 На сербском языке это приветствие звучит так: «Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! — радост донесе!». 20 Брамины(брахманы) — жрецы, особо привилегированная, высшая каста, они занимают положение земных богов. Отличительный признак брамина — священный шнур, надетый через левое плечо. Шнур этот брамин получает в возрасте шести лет при посвящении в касту и носит его постоянно. Снятие шнура приравнивается к отказу от касты. Браминов четыре вида, каждый из них имеет свою специализацию: хотри— заклинатель, удгатри— певец, адхварью— занимается материальной частью ритуала, брахман— жрец-хранитель; существует и другая их градация. Касты находятся между собой в оппозиции, и это хорошо видно на брамине Парашураме, герое Бхагавад-гиты, который был заклятым врагом кшатриев и пролил столько кшатрийской крови, что ею он наполнил пять озер (см.: Бхагаватгита. 3-е изд., доп./Введение, пер. с санкср. и коммент. Б.Л. Смирнова. СПб., 1994. Глава 23, текст 27 (далее цит.: Бхагаватгита). Указанное место отсутствует в упомянутой выше «Бхагавад-гите, как она есть», издаваемой обществом «Бхактиведанта бук траст» и распространяемой кришнаитами). 21 Брахма— индуистский бог, входящий вместе с Шивой и Вишну в тримурти – тройку главных божеств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Замечательно, что, основывая так называемый общеевропейский концерт, или соглашение, император Александр Благословенный ограничивал его действие только одною христианскою Европою, не простирая его на мусульманский Восток, и тщательно оберегал историческое право России покровительствовать православным подданным Порты. Ни в Вене, ни в Париже, ни в Ахене, ни одним словом не было упомянуто о Турции, несмотря на то, что живейшее желание некоторых противников России заключалось именно в распространении общеевропейского ручательства на Турцию. К сожалению, в последние годы своей жизни император Александр Благословенный дал увлечь себя сладкоречивыми доводами некоторых тайных завистников России и призвал правоспособность общеевропейского соглашения для разрешения некоторых частных несогласий наших с Портою, вызванных нарушением обязательств ее пред нами 112 . Но император Hukoлaй I-й, тотчас же по вступлении своем на престол, открыто и решительно провозгласил свое право рассчитаться с Турцией, без всякого иностранного посредничества. Уже в первый год его, царствования, именно 25 сентября 1826 года, была заключена аккерманская конвенция, разъяснявшая, исправлявшая и дополнявшая постановления букурештского трактата, заключенного поспешно и при крайне неблагоприятных для России обстоятельствах, и снова обеспечивавшая за этою последнею то исключительное положение, которое было создано нам в Турции кучук-кайнарджийским договором. Но мир между Россией и Турцией, скрепленный аккерманскою конвенциею, был непродолжителен. 2 апреля 1828 года Россия вынуждена была объявить войну Турции. Самою важною и единственною настоящею причиною этой войны был нравственный долг России прийти на помощь единоверному нам греческому народу, изнемогавшему в неравной борьбе с вековыми его притеснителями. Война эта сопровождалась блестящими подвигами русских победоносных войск и, закончилась адрионопольским мирным договором 2 сентября 1829 года. Правда, в этом последнем договоре ничего не говорилось прямо о праве России на покровительство православным подданным Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Ногайцы не имели тех побуждений держаться Турции, какие имели собственно крымские татары, или имели их гораздо в слабейшей степени; магометанский интерес как вообще у кочевых среднеазиатцев, не преобладал между ними при неразвитости, крайней узкости сферы господствовали мелкие частные интересы. Мы хорошо знакомы с ними по русской истории XVI века. Тогда, будучи господствующим народом на Нижней Волге, служа для магометанского мира связью между Казанью, Астраханью и Крымом, обязанные защищать бусурманские юрты от напора европейско-христианского мира в лице России, они вследствие своих усобиц и корыстных стремлений выдали белому царю и Казань, и Астрахань. Когда один из их князей, державшийся Крыма и Турции, враждовал с Москвою другой говорил ему: «Твои люди ходят торговать в Бухару, а мои ходят к Москве; и только мне завоеваться с Москвою, то и самому мне ходить нагому, да и мертвым не на что будет саванов шить» – и вследствие этого сам предлагал Иоанну IV овладеть Астраханью. В описываемое время, прельщенные надеждою легкой добычи, они поднялись с Крым-Гиреем на Россию; но потом под Хотином дела пошли дурно; они принуждены были отступить к Пруту, нашлись в условиях необычных и истосковались по своим степям. В это время стали приходить к ним предложения от панинских агентов и производили сильное впечатление; до независимости, русского или турецкого покровительства им было мало дела: отчего не принять и русских предложений, если русское войско пропустит их назад на родные степи; предки их дружили же с Россиею, кормясь тем, что посылали табуны лошадей своих на продажу в Москву! Но пока они еще не двигались, боясь хана и турок; после же Ларги и Кагула медлить было нечего: и 25 июля, в тот самый день, когда Панин под Бендерами получил известие о кагульской победе, пришла к нему грамота от четырех едисанских и одного белгородского (аккерманского) мурзы с просьбою о дозволении пройти на крымскую сторону. Панин отвечал, что для получения этого дозволения татары должны объявить себя в протекции российской, отречься от подданства турецкого и прислать аманатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(7 марта 1780 или 1783, с. Горня-Добриня близ г. Пожега - 14 сент. 1860, Белград), кн. Сербии (1830-1839, 1858-1860). Род. в семье Теодора Михаиловича († 1802) и Вишны († 1817). Воспитывался сводным братом, торговцем Миланом Обреновичем (1767 (1780) - 1810), сыном его матери от предыдущего брака с Обреном Мартиновичем († 1777). Унаследовав состояние Милана, Милош в благодарность взял его фамилию Обренович. Родные братья Милоша Йован (1786-1850) и Еврем (1790-1856) впосл. стали военными и гос. деятелями. В 1805 г. женился на Любице Вукоманович (1785-1843): кумом на свадьбе был Карагеоргий, лидер 1-го серб. восстания, основатель династии Карагеоргиевичей , конкурировавшей впосл. с О. за правление Сербией. Во время 1-го восстания Милош воевал за Белград и Ужице, получил чин воеводы, в 1810 г. стал комендантом Ужицкой и Рудникской нахий, в 1813 г.- комендантом Ужице. При подавлении восстания, не имея средств для защиты и желая уберечь жителей от карательной операции, сдал Ужице османам. Поступил на службу к османским властям и в 1814 г. стал обер-князем Крагуевацкой, Чачакской и Рудникской нахий. В том же году предотвратил возобновление восстания, считая, что у сербов нет ресурсов. 11 апр. 1815 г. избран вождем 2-го сербского восстания, целью которого он объявил не полное освобождение сербов от тур. власти, а расширение их прав. Благодаря такой политике тур. власти не увидели в восстании серьезной угрозы и предоставили сербам в Белградском пашалыке ряд прав. Убийство Карагеоргия (1817), планировавшего начать новое антиосманское восстание, традиционно приписывается Милошу. В том же году Сербская скупщина провозгласила его наследным серб. князем, но османские власти этого не признали. Кн. Милош постепенно вытеснял турок из местных органов управления и начал формировать серб. институции, прежде всего серб. суд, взял под контроль сбор налогов и работу таможни на пограничных переходах. На переговорах с османскими властями он всегда требовал выполнения условий перемирий, заключенных в этот период между Россией и Османской империей и предусматривавших создание автономного Княжества Сербия (Бухарестского договора 1812 г., Аккерманской конвенции 1826 г. и Адрианопольского договора 1829 г.). В результате в 1830 г. Стамбул утвердил создание княжества в границах Белградского пашалыка и признал Милоша князем с правом передачи власти по наследству.

http://pravenc.ru/text/2720072.html

XIX, 14, 164, артикул 16-й). Аккерманскою конвенцией 1826 г., в видах более действительного охранения интересов княжеств, Россия оговорила себе право формального вмешательства в их дела (при смещении воевод, для предотвращения злоупотреблений со стороны Порты, второго Собрания Законов т. I, 620), а занимавший вскоре после этого русскими войсками княжества (в продолжение 1828–1834 г.) генерал Киселев, удовлетворяя признанной этою конвенцией безотложной нужде исправить расстроенные многие части их управления, составил для них так-называемый органический статут, т. е. свод законов, которым заслужил глубокую благодарность их населений (об управлении Киселева княжествами см. статью в Журн. Мин. Нар. Просв, ч. XXXI, VI, 228. Благомыслящие румыны воспоминают об его заслугах для их страны: «Киселев, имя которого румыны обязаны произносить не иначе как с благодарностию и любовию, воскресил наше отечество законами, которые должны сделать из нас народ». См. в книжке Раша Die Völker der Unteren Donau, Breslau, 1867, S. 183). При подписании адрианопольского мирного трактата 1829 г., после самого заботливого ограждения всех прав и выгод обоих княжеств, было настоено с нашей стороны на новой важной мере, клонившейся к утверждению их благосостояния, именно – чтобы на будущее время воеводы были избираемы не на семилетний срок, как было перед тем, а пожизненно (второго Собрания Законов т. IV, 3128. – На венских конференциях 1855 г., после несчастной для нас, крымской войны, русский протекторат над княжествами, с 1848 г. ставший было еще более сильным, но, как кажется, за это последнее время, справедливо или несправедливо, не заслуживший особенной благодарности румынов, был совершенно отстранен). Не бесполезный на случай справок, хотя и до пошлой бесконечности длинный, ряд воевод угровлахийских есть следующий 184 . 1 . Раду (Радул, т. е. Рудольф) Негру или Раду Черный – 1241–65. 2 . Михаил Бассараба, брат Раду Черного – 1265–1284. 3 . Дан (Денис) I, сын Раду Черного – 1265–1284 4 . Стефан I Майлату – 1298–1324.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Возвратись оттуда в отечество, продолжал еще год учиться в Седмиградском городе Насоде и по разным училищам австрийским; наконец определился в Молдавском городе Яссах учителем латинского языка и должность сию исправлял два года, но оставив оную, поехал в Константинополь и там в 1779 г. в Успенском монастыре принял монашество. Оттуда паки возвратился в Молдавию и 31 августа 1781 г. посвящен в иеродиакона, а сентября 1 в иеромонаха и определен проповедником на греческом и молдавском языках; но в том же году выехал в Россию и в 1782 г., по прибытии в Полтаву, принят архиепископом Славенским Никифором в Полтавскую семинарию учителем греческого языка; после был там же учителем философии и префектом, а в 1784 г. за болезнью уволен и возвратился в Молдавию, где митрополитом Гавриилом произведен в архимандрита. В 1788 г. вторично выехал в Полтаву и по представлению Амвросия архиепископа Екатеринославского, а по указу Св. Синода, определен ректором Екатеринославской семинарии с преподаванием и греческого языка. Но в 1789 г. тем же архиепископом в июне месяце вызван в Молдавскую Российскую армию, ведшую тогда войну с турками, и представлен фельдмаршалу князю Григорию Александровичу Потемкину, по усмотрению и одобрению коего именным Высочайшим указом пожалован и по указу Св. Синода посвящен 26 декабря 1791 г. в Яссах в епископа Бендерского и Белградского (Аккерманского) в помощь бывшему тогда уже блюстителем Молдовлахийской экзархии помянутому Екатеринославскому архиепископу Амвросию: а по окончании Турецкой войны от российской императрицы Екатерины II пожалован 11 февраля 1792 г. митрополитом Молдовлахийским. Но по выходе из Молдавии российской армии ни новоопределенный от Порты господарь молдавский, ни сама Порта не захотели признать и принять сего российским двором определенного митрополита, и он с 19 на 20 июня схвачен быль ночью арнаутами и отвезен в Константинополь. Там потребовали от него отречения от покровительства российского двора, и поскольку он не согласился, то заключили его в темницу: однако же по ходатайству императрицы он выпущен в Россию и по прибытии в Николаев определен указом ее 10 мая 1793 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Нужно только взглянуть на географическую карту, чтобы видеть, как велика опять стала территория Минской епархии. На востоке р. Березиной она отделялась от Могилевской епархии, к югу её территория спускалась почти до верховьев р. Стыря, притока Припети и Буга, где проходила галицкая граница, с запада Минская епархия по р. Зап. Бугу граничила с тогдашними австрийскими владениями, выделенными из Польши; на северо-западе по р. Неману она сходилась с прусскими владениями; на севере граница Минской епархии шла по линии от Палангена при Балтийском море, севернее неманского лимана, к Динабургу Полоцкой губ. до Друи и Дисны (по р. Зап. Двине), где сходились западная и северная границы Могилевской епархии. По обширности территории Минскую епархию, в составе трех губерний, можно сравнить с тогдашней Екатеринославской епархией. Территория Екатеринославской епархии, после присоединения к ней вновь образованной Вознесенской губернии, увеличилась за счет Киевской епархии (уезды Хорольский и Миргородский), но главным образом за счет земель, присоединенных от Польши и от Турции. Земли, присоединенные от Порты, заключались между Бугом, Черным морем и Днестром. На севере их граница: шла от Днестра к р. Кадыме, где стоял г. Балта (Еленск), и по Кадыме до впадения её в Буг, где стоял г. Ольвиополь. Земли, присоединенные к Вознесенской губернии от Польши, оттягивали северо-западную границу Екатеринославской епархии к верховьям притоком р. Синюхи – Горного и Гнилого Тикичей. Здесь Екатеринославская епархия сходилась с Брацлавской и Киевской епархиями. Что касается земель, присоединенных от Турции, то они еще в конце 80-х гг. XVIII в. по церковным делам сносились с екатеринославским архиепископом Амвросием Серебренниковым, получившим 22 декабря 1789 года титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. В 1791 г. 26 декабря он, с Высочайшего соизволения, в помощь себе в г. Яссах посвятил в епископа белградского (аккерманского) и бендерского архимандрита Гавриила (Банулеску-Бодони), из молдавских дворян, бывшего тогда ректором Екатеринославской семинарии и находившегося вместе с Амвросием при дунайской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010