Румынская церковь выделилась из константинопольского патриархата и приобрела себе автокефальность во второй половине XIX века. В процессе приобретения ею автокефальности и в истории устройства её управления сильно сказалось западное влияние, шедшее вразрез с основными началами православного церковного права, и произвол светского правительства. С утверждением на балканском полуострове турецкого господства, румыны, подобно другим народам, вынуждены были признать над собой власть мусульман 1397 . В конце XIV века туркам подчинилась Валахия 1398 , а в начале XVI – Молдавия 1399 . Положение румынских княжеств под турецким игом было незавидное 1400 . Были времена, что Валахия и Молдавия управлялись пришельцами-фанариотами, которых назначали сюда турки и которые смотрели на свою должность лишь как на средство обогащения и не стеснялись разорять румын. Были времена, когда господарские троны делались предметом купли и продажи и отдавались тем, кто больше давал за них; получавшие же их, чувствуя непрочность своего положения, заботились исключительно о своих интересах 1401 . Разумеется, во времена турецкого господства внутренняя жизнь и просвещение у румын были крайне слабо развиты 1402 . Но с конца XVIII века румыны начинают возрождаться и политически, и духовно. Политическое возрождение румын на первых порах совершалось главным образом при содействии России. Благодаря договорам России с Турцией: куйчуккайнарджийскому (от 10 июля 1774 года), ясскому (от 29 декабря 1791 г.), бухарестскому (от 16 мая 1812), адрианопольскому (от 2 сент. 1829 г.) и аккерманской конвенции (от 25 сент. 1826 г.), румынские княжества получили разные привилегии, главнейшей из которых было право самоуправления 1403 . Румын взяла под свою защиту единоверная им Россия, за которой Турция формально признала право покровительствовать придунайским княжествам (куйчук-кайнардж. трактат и аккерманская конвенция), и которая стала оказывать почти такое же сильное влияние на дела в них, как и Турция 1404 . С течением же времени в дела румынских княжеств вмешиваются западные державы. После несчастной для России крымской войны, они настояли на отмене русского протектората над румынскими княжествами и замене его опекой всех великих европейских держав, чем была открыта широкая дверь для влияния на политические дела румын Запада 1405 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Приведем здесь некоторые из них в назидание раскольнической газете, хранящей о них упорное молчание. Вот какое вопиющее дело совершили раскольники австрийского согласия в Измаиле. Из присоединившихся к церкви старообрядцев образовалось здесь небольшое общество единоверцев, и в недавнее время, благодаря участию правительства, для них построена не большая, но красивая деревянная церковь , которая к великой радости и православных и единоверцев освящена была 2 октября преосвященным Аркадием, епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии. Местные раскольники из паствы Анастасия Измаильского, с особенной враждой относящиеся именно к единоверцам, и при постройке церкви и особенно при освящении открыто произносили разные хулы на нее и угрозы, что ей долго не существовать. И спустя четыре дня по освящении, 7-го октября, среди белого дня церковь сгорела до тла. Один из раскольников бросил в окно под колокольней бутылку с каким-то взрывным составом, – многие слышали взрыв, после чего вспыхнула именно колокольня, от которой пожар распространился на всю церковь, выкрашенную и снаружи и внутри масляной краской, представлявшую поэтому удобную пищу для огня. Вот пред какими преступлениями не смущается и не стесняется злоба раскольников на православную церковь! Совершить это преступление в Измаиле было тем удобнее, что преступник мог, по следам Мельникова, бежать (и действительно бежал) за границу, где все деятели „Слова Правды“, конечно, приняли такого ревнителя о древнем благочестии с распростертыми объятиями. А в свидетельство того, с каким озлоблением раскольники относятся даже к своим кровным родным, как скоро они присоединяются к православной церкви, приведем доставленное нам письмо одного из них к своей дочери, имеющей мужа, присоединившегося к церкви, и, как видно, склонной также к присоединению. Вот что пишет этот раскольник, выражая свойственный всем раскольникам понятия о православных и чувства к православным: „Дочь наша милая! Что ты это делаешь? Мы наслышаны от людей, что ты молитву берешь у никонианского попа и детей крестишь у хохлов, от Бога проклятых! Ты знаешь, – это ересь отпадшая во веки! Пусть он (муж) один погибает в этой ереси, а не вся ваша семья! Ты могла бы не дать ему крестить; он не мог бы насильно взять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По Букарестскому миру (16 мая 1812 г.) от Молдавии отошли к России Бессарабия, Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил. В течении 4 лет (1808– 12 г.) русские войска занимали княжества, а потом Порта опять стала назначать для Молдавии и Валахии господарей, которых однако по своим расчетам очень часто сменяла. После греческого восстания, отразившегося также и в обоих княжествах, отправлена была (1822 г.) от них в Константинополь депутация для заявления султану общего желания княжеств, чтобы господарями у них были не греки, а румыны. Султан на это дал свое согласие, – и ряд туземных господарей начали в Молдавии Иван Стурдза, бывший великий логофет, а в Валахии Григорий Гика. Аккерманская конвенция (25 сент. 1826 г.) подтвердила, чтобы господари Молдавии и Валахии были избираемы из бояр древнего румынского рода, и вместе с тем постановила, чтобы они утверждаемы были Портою на 7 лет, чтобы в случае добровольного отказа господаря от управления до истечения семилетнего срока Порта извещала об этом русский Двор и до избрания нового господаря правление поручаемо было каймакамам, чтобы господари назначали и утверждали налоги и другия подати Валахии и Молдавии, руководствуясь хати-шерифом 1802 г., и прилагали все меры к изысканию способов улучшения быта княжеств. После заключения адрианопольского мира (2 сент. 1829 г.) положено было, чтобы господари избирались не на 7 лет, а на всю жизнь, исключая случаев добровольного отречения их, или отрешения, и чтобы уменьшены были налоги в обоих княжествах. Принимая живое участие в судьбе княжеств, русское правительство составило особый комитет под предводительством графа Киселева, временно управлявшего Валахией и Молдавией, который изготовил Уложение, известное под именем органического статута, состоящего из 9 отделов. Русския войска занимали княжества в продолжении 6 лет (1828– 34 г.), и во все это время делами княжеств заправлял граф Киселев, оставивший о себе в Молдавии и Валахии самое приятное воспоминание 502 . Когда же граф с русскими войсками оставил княжества, – власть над ними опять приняли господари. Венскою конференциею (1855 г.) отменен был русский протекторат над княжествами; а парижскою конференциею (10 мая– 7 авг. 1858 г.) постановлено было соединить оба княжества в одно государство с именем Румынии под верховною властию султана 503 . Первым князем соединенных княжеств был Александр– Иоанн Куза 504 . Преемник его Карл I Антон принц Гогенцоллерн– Зигмарингенский с 30 марта 1866 г. и доселе управляет Молдавией) и Валахиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

На первых порах в Киеве за исключением о. Антония, который уже ректорствовал в Академии, мне никого не было знакомого из служащих. Я один оказался из Петербургской Академии, и как бы всем чужой. На меня смотрели во все глаза. Впрочем я скоро ознакомился, и все пошло ладно, обычной колеей. Киевская Семинария оказалась распущенной по части инспекции; мой предместник о. архимандрит Нектарий, сделавшейся здесь же ректором, немного занимался инспекцией, и не по характеру она ему приходилась. Пришлось подтягивать семинаристов; а это очень не легко. Приложить Петербургские порядки к Киевской Семинарии вполне не было возможности; ибо большая часть учеников жила на квартирах, разбросанных по разным частям города. Правда, на так называемом Подоле сосредоточивалась большая часть квартир, но обычай давний – в домах профессоров Академии и учителей Семинарии занимать квартиры – затруднял немало надлежащий надзор за учениками. Протекция хозяев нередко влекла за собой неприятные последствия, и нужно было мужество, чтобы инспектору и его помощникам соблюдать строгую справедливость. Впрочем, я не испытывал от учеников —321— неповиновения и грубости, – и новое настроение скоро привилось, хотя шалостей встречалось довольно, как и везде. Профессором богословия был я во 2-м отделении, и успехами учеников по своим предметам оставался доволен. С о. Нектарием жили мы дружно, хотя частенько он поставлял меня в затруднение. По несколько дней, бывало, его не видишь, и не добьется до него; ибо запирался в кабинете почему-то. Случалось в экстренных обстоятельствах поневоле превышать власть в распоряжениях. Впрочем, из-за этого у нас ссор не выходило, и братские отношения не прерывались. Ректор жил в отдельном доме на Семинарском же дворе, я в главном ученическом корпусе; тут же занимали квартиры профессоры о.о. Петр (в последствии Епископ Аккерманский) и Платон, мой помощник по корпусу (в последствии Епископ Томский). Мы трое и стол имели вместе. О. Платон хозяйничал, и бывало, сердился, когда хоть шуткой заметишь, что ведь кушанье плохо. Оба они были очень дельные наставники, хотя о. Петр обыкновенно запаздывал на урок, а после передерживал полчаса и более учеников, и производил замешательство в уроках. Иным, правда, это было на руку, например протоиерею Смолодовичу ленивому; он и рад отпустить класс, или полчасом отделаться. Ректор имел в своем владении Никольский монастырь и обыкновенно служил в нем в праздничные и воскресные дни, редко в Семинарской церкви, где обыкновенно служил я – или собором, или один. О. Петр по обычаю запаздывал, и придет уже когда окончатся часы, а иногда и на первой ектеньи, и гневается, что начали без него, однако, облачится и станет служить с нами. Семинарский хор отличался хорошими голосами и пели очень хорошо. Регент Крыжановский, как умелый, поступил потом регентом в митрополичий хор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кудрявцева, напечатанный после его смерти в журнале «Вера и Разум» От продажи разных сочинений В.Д. Кудрявцева, с уступкой 20% и 25% и без уступки, с уплатой пересылочных и без таковой уплаты, и именно: а) 272 экз. экземпляра «Введения в философию» по 40 к. за экземпляр объявленной цены б) 360 экз. «Начальных оснований философии», по 1 р. 75 к. за экземпляр объявленной цены в) 24 экз. «Об источнике идеи Божества» От продажи издаваемых Братством сочинений В.Д. Кудрявцева и по подписке на них, при таких же условиях, т.е. с уступкой и без уступки, с уплатой пересылочных и без таковой уплаты, за II и I тома и по подписке на них и на III том, так же, как и за отдельные выпуски сих томов, в не одинаковом количестве экземпляров каждого тома и выпуска, получено всего По случаю получения сочинений В.Д. Кудрявцева и на издание их разными лицами, а именно: Высокопреосвященнейшими: митрополитом Киевским Иоанникием, архиепископами: Новгородским Феогностом и Кишиневским Неофитом, преосвященнейшими епископами: Агафангелом Тобольским, Агафодором Ставропольским, Акакием Елисаветградским, Александром Енисейским, Алоксандром (ныне) Калужским, Антонином (ныне) Псковским, Антонием Черниговским, Аркадием Аккерманским, Арсением Рижским, Варсонофием Симбирским, Вениамином Кинешемским, Владимиром Екатеринославским, Гавриилом Старицким, Гедеоном Люблинским, Гурием Самарским, Иринеем Тульским, Иаковом Чигиринским, Иоанникием Уманьским, Нафанаилом (пребывающим на покое), Николаем Алеутским, Николаем Гдовским, Никоном Угличским, Петром Пермским, Сергием Черниговским и Феодосием (пребывающим на покое), архимандритом Григорием (Спасо- Андрониева монастыря), протопресвитером Н.В. Благоразумовым, протоиереями П. А. Смирновым , А.С. Ильинским, А.Ф. Некрасовым, И.Я. Березкиным, Н.Е. Якубовым и А.А. Ансеровым, тайным советником И.А. Чистовичем , статским советником А.Р. Ржаницыным и преподавателем дух. семинарии А.Е. Халанским пожертвовано Расход Содержательнице типографии А. И. Снегиревой , за отпечатание 3го выпуска II-ro и всех 3-х выпусков I тома сочинений В.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 70-х гг. XIX в. кагульские старообрядцы написали неск. прошений имп. Александру II Николаевичу о постройке в городе церкви, 11 нояб. 1880 г. они получили разрешение возвести каменный храм. В сооружение и украшение церкви внесли значительный вклад старообрядцы-москвичи - Морозовы , Солдатёнковы , Шибаевы, Рахмановы , Нырковы, петербуржцы, в т. ч. С. Я. Богданов. Е. Я. Горин из Саратова пожертвовал 7 колоколов, старообрядческий Московский архиеп. Саватий - 12 икон. Храм был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы 19 окт. 1892 г. В 1962 г. храм закрыли, в 1966 г. было упразднено старообрядческое кладбище. 16 июля 1989 г. состоялся сход жителей Липованки, принявший решение ходатайствовать о восстановлении храма, к-рый в 1992-1999 гг. был возрожден практически в первозданном виде, освящение состоялось 14 нояб. 1999 г. Со 2-й пол. XIX в. румын., затем рус. правосл. духовенство стремилось препятствовать распространению старообрядчества в Бессарабии. По решению Синода РПЦ от 17 дек. 1898 г. была учреждена должность противораскольнического миссионера для южной части Кишинёвской епархии с местопребыванием в Измаиле. Учреждались единоверческие (см. Единоверие ) храмы и миссионерские школы. Так, стараниями кишинёвского епархиального миссионера прот. Феодосия Воловея в 1897 г. в Кагуле была открыта единоверческая церковь-школа, в 1898 г. построены единоверческая церковь и школа в Измаиле. К 1908 г. были открыты миссионерские школы в Аккермане, в с. Тарутине Аккерманского у., а также в Измаильском у. (совр. Одесская обл.): в селах Корячка (ныне Мирное), Подковка (ныне Василевка), Чичма (ныне Струмок) и Спасское. В 1918-1940 гг. миссионерский комитет Четатя-Албской епархии продолжал противостарообрядческую деятельность в Юж. Бессарабии. В каждом благочинническом округе епархии имелся окружной миссионер. С представителями старообрядческих общин регулярно проводились диспуты. В наст. время на территории К. и К. е. действуют общины старообрядцев белокриницкого согласия. В сент. 2008 г. Кагул посетил глава Русской православной старообрядческой церкви митр. Корнилий (Титов) .

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почитанием и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров. 14 апреля 1872. С.-Петербург. Новый Переулок. Д. 3, кв. 3. Письмо 33. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Телеграммою, посланною утром в первый день праздника, я имел честь поздравить Вас, Ваше Высокопреподобие, с Монаршею Милостию 185 . – Повторяя мое сердечное поздравление, вмести с сим осмеливаюсь выразить мое искреннейшее желание, да с милостями Царя земнаго приумножаются к Вам и преизливаются на Вас милости Царя Небеснаго. Сергей Константинович, Петр Симонович, Димитрий Феодорович 186  и Алексей Васильевич Толоконников удостоены наград, к которым были представлены, т.е. первые двое – Анны 2-й с короною, Д.Ф. – Анны 2-й, а Ал. В-ч – Владимира 4-й. Награды в высших наших сферах ныне щедрые: Петербургский и Киевский получили алмазные знаки на Андреевский орден, первый в 6250 р., второй – в 6025 р., наш Владыка – Андреевский орден, Симбирский – Владимира 2-й ст., Можайский, Вятский, Вологодский, Аккерманский и Ваше Высокопреподобие – Анны 1-й; Выборгский, Ректор Петерб. Семинарии и И.А. Ненарокомов – Владимира 3-й ст. – В Москве: Отец Никодим, Иван Николаевич Рождественский, Иван Федорович Загорский и Александр Ильич Воскресенский – Владимира 4-й ст. (нововведение). Тот же орден и той же степени – ректор Казанской Дух. Академии. Митрополиты Петербургский и Киевский испрашивают у Государя повеления, когда ему благоугодно будет принять их для представления ему их личной благодарности за Монаршую милость. Иван Александрович Ненарокомов, ныне за обедом у него сообщивший мне эти подробности, поручил мне просить Ваше Высокопреподобие принять и от него поздравление с Монаршею милостию. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почтением и глубочайшею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Мысль, что Господь будто бы на Петре создал Церковь , а не на Самом Себе, – эта мысль, залегшая в головах пап и католиков и растолкованная ими в пользу преемников Петра пап, как глав Церкви и наместников Христа, – поставила все вверх дном в Церкви католической: они, по их мнению, – наместники Христа с неограниченною властию, с преобладанием над всею Церковию Христовою; будто они – судьи всех епископов; они – учредители и толкователи догматов; они могут будто изменять в Церкви самые Таинства по своему усмотрению; они канонизируют святых, которых у них нет; они лишают мирян Крови Христовой; они обливают водою крещаемых младенцев, а не погружают в воду и т.д. Колония Шабо Аккерманского уезда, подполковнику Николаю Евгеньевичу Андреянову 79 посл. послать «или» послано? 300 рублей. 20 сентября. Наталья Яковлевна Грот. Знаменская ул., дом 17, кв. 4. 1 октября. 80 24 сентября. Благодарю Господа за ежедневное обновление всего моего существа чрез причащение ежедневное Божественных Тайн Пресвятого Тела и Крови Его, за дар душевного покоя и победы над всякими страстями. Благодарю Господа за молочную простоквашу, приносящую мне в болезни моей большое облегчение. Господи, благодарю Тебя, что Ты удостоил меня быть членом «Церкви»Твоей, «святой, соборной» и «апостольской , " и священником ее, и совершителем святых Таинств, и причастником. 25 сентября. Диакона-толстовца 81 , крестившего младенцев Николая и Марию. Свобода печати всякой сделала то, что Священное Писание, книги Богослужебные и святоотеческие писания пренебрегаются, а читаются почти только светские книжонки и газеты; вследствие этого вера и благочестие падают; правительство либеральничающее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству и потворствует печати, смердящей всякою гадостью страстей. Все дадут ответ Богу – все потворы. 28 сентября. Сколько раз я согрешал ежедневно раздражением, гордостию, лицеприятием, презорством, завистию, холодностию и безучастием к скорбям, болезням и нищете близких и, покаявшись, получал прощение от милостивого Владыки и Человеколюбца. Благодарю Господа! Не оставь, Господи, погибнуть во грехах. – В болезни я особенно часто раздражаюсь. – Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне, грешному. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Церковными делами Крымского полуострова, до учреждения самостоятельной таврической епархии, заведовали преемственно: 10 иерархов и 5 викариев. 456 – Вот краткие сведения о них: 1. Архиепископ Амвросий (1786–1792 г.), в мире Авраам Серебреников или Серебряков. Он был сын причетника села Отчины, вятской епархии, обучался в вятской семинарии и московской академии, был учителем в вятской (1768–73 г.), потом (1772–77 г.) троицкой семинарии, где 14 августа 1775 г. пострижен в монашество. Затем был префектом (1777–82 г.) троицкой семинарии и московской академии, а с 28 июля 1782 г. ректором новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. В 1784 г., 26 декабря, хиротонисан в епископа олонецкого, викария новгородской епархии; 28 ноября 1786 г. перемещен в Екатеринослав. В 1789 г., 29 декабря, пожалован экзархом молдовлахийским в Яссах, а 5 февраля 1790 г. – членом Святейшего Синода. Скончался 13 сентября 1792 г. и погребен в полтавском кафедральном соборе. Он был членом Российской академии и оставил после себя несколько печатных сочинений: руководство к оратории российской, проповеди и речи, потерянный рай в переводе с французского языка. 457 2. Митрополит Гавриил (1793–99 г.), в мире Григорий Банулеско. Он, по происхождению дворянин, родился в 1746 г. в Трансильвании, в городе Быстрине. По окончании курса в семиградской гимназии, учился в киевской академии и потом был учителем в Греции и Молдавии. В 1779 г. был пострижен в монашество в Константинополе и был первым префектом открытой (13 сентября 1779 г.) словенским и херсонским архиепископом Никифором Феотоки переяславской семинарии. В 1781 г. он был проповедником в Молдавии; в 1788 г., в сане архимандрита, был ректором полтавской семинарии. В 1791 г. хиротонисан в Яссах в епископа аккерманского и бендерского; в 1792 г., 11 февраля, возведен в сан молдовлахийского митрополита. 458 Когда же русские войска возвратились из Молдавии, он в том же году ночью на 20 июня отвезен был, по распоряжению господаря, под стражей в Константинополь, но, по ходатайству Екатерины II, возвратился в Россию и 10 мая 1793 г. занял екатеринославскую и херсонесо-таврическую кафедру, а с 1797 г. стал именоваться новороссийским и днепровским митрополитом, 29 сентября 1799 г. перемещен на киевскую митрополию и в 1800 г. пожалован членом св. синода, а 22 сентября 1803 г. удалился на покой в Одессу. Но покой его был не продолжителен: в 1808 г. ему назначено быть экзархом в турецких провинциях – Молдавии, Валахии и Бессарабии, занятых русскими войсками; по уступке же этих провинций во власть Порты, в 1813 г., 21 августа, получил назначение быть митрополитом новооткрытой кишиневской епархии. Скончался 30 марта 1821 г. и погребен в Киприяново-Успенском монастыре. Он имел ордена: св. Владимира 1 ст. и св. ап. Андрея Первозванного с алмазами, и жалованные: алмазную панагию и бархатную зеленую мантию. 459

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Мысль, что Гдь будто бы на Петре создал Церковь, а не на Самом Себе, — эта мысль, залегшая в головах пап и католиков, и растолковываемая ими в пользу преемников Петра пап, как Глав Церкви и наместников Христа, — поставила все вверх дном в церкви католической: они, по их мнению, — наместники Христа с неограниченной властью, и преобладанием над всею Церковью Христовою; будто они судьи всех епископов; они учредители и толкователи догматов; они могут, будто, изменить в Церкви самые Таинства по своему усмотрению; они канонизируют Святых, которых у них нет; они лишают мирян Крови Христовой; они обливают водою крещаемых младенцев, а не погружают в воду и т. д. Колония Шабо Аккерманского уезда. Подполковнику Николаю Евгеньевичу Андреянову послать 300 руб. 2 °Сентября. Наталья Яковлевна Грот. Знаменекая ул., дом 17, кв. 4. 1 Октября.   24 Сентября. Благодарю Гда за ежедневное обновление всего моего существа чрез причащение ежедневное Божественных Тайн Преовятого Тела и Крови Его, за дар душевного покоя и победы над всякими страстями. Благодарю Гда за молочную простоквашу, приносящую мне в болезни моей большое облегчение. Гди, благодарю Тебя, что Ты удостоил меня быть членом Церкви Твоей, Св. Соборной и Апостольской, и священником ея, и совершителем Св. Таинств, и причастником.   25 Сентября. Диакона-толстовца, крестившего младенцев Николая и Марию. Свобода печати всякой сделала то, что Священное Писание, Книги Богослужебные и Святоотеческие Писания пренебрегаются, а читаются почти только светские книжонки и газеты; вследствие этого вера и благочестие падают; правительство либеральничащее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству, и потворствует печати, смердящей всякою гадостью страстей; все дадут ответ Богу — все потворы. –   28 Сентября. Сколько раз я согрешал сознательно раздражением, гордостью, лицеприятием, презорством, завистью, холодностью и безучастием к скорбям, болезням и нищете близких и, покаявшись, получал прощение от Милостивого Владыки и Человеколюбца. Благодарю Гда! Не оставь, Гди, погибнуть во грехах. — В болезни я особо часто раздражаюсь. — Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне грешному. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010