Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [болг. Йосиф], болг. мон. («святой старец»), переводчик, работавший в 1-й пол. (вероятно, во 2-й четв.) XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне. Основным источником сведений об И. является запись зографского мон.-книгописца Гавриила в Триоди Постной сер. XIV в. (Sinait. slav. 23. Fol. 389), открытая и опубликованная болг. исследователем-гимнологом Г. Поповым. Запись сообщает, что И. перевел («изведе») с греческого на слав. («в наш болгарский») язык Триодь Постную и Цветную по Иерусалимскому уставу; синаксари для них были переведены в К-поле Закхеем Философом. Перевод И. (именуемый в одном из списков «правым святогорским») быстро стал распространяться в болг. и серб. традициях и к концу столетия вытеснил из обращения все предшествующие. На Руси он получил известность на рубеже XIV и XV вв. со «вторым южнославянским влиянием», возможно при посредстве митр. Киевского и всея Руси Киприана (старший датированный русский список - комплект 1403 г. (ГИМ. Усп. 6-перг., 7-перг.) - был написан по его заказу). В кон. XV в. перевод И. был положен в основу первых печатных изданий Триоди (Краков, ок. 1491; Цетине, не ранее 1495) и отразился во всей позднейшей печатной традиции этой богослужебной книги, вплоть до современной. Лит.: Попов Г. Новооткрито сведение за преводачка дейност на бълг. книжовници от Света гора през пръвата половина на XIV в.//Български език. София, 1978. 5. С. 402-410; он же. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 114-119. (КМС; Кн. 2). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/578479.html

2772, лист. 1392 об. 2-й ст.; но только в строке: «проображающе истиннаго креста двема персты» первые три буквы в слове «двема» написаны по подчищенному. Подчистка хотя сделана довольно искусно, но она совершенно видна к свету, и при вннмательном рассматривании легко прочесть первонаписанное слово – тремя, особенно заметна первая литера т , переправленная в д. Итак, вот какими постыдными способами распространяли у насъ учение о двуперстии! Понятно теперь, почему бывший Троицкий игумен Артемий, уличенный Ионою, сам сознался, что «он про нынешний собор (1554 г.) говорил, что «на соборе де·и о крестном знамении слово было, да не доспели ничего». (Акт. эксп. т. I, стр. 252). Отчего же не доспели, если бы собор 1551 г., на самом деле, положительно постановил знаменаться двуперстно, и изрек на непокорных грозную клятву? От чего же не доспели, когда и на семь соборе присутствовали всё теже иерархи, (только суздальский епископ был новый – Афанасий), какие были и на соборе 1551 г., – Никандр Ростовский, Кассиан Рязанский, Акакий Тверской, Савва Сарский? Непонятно, как так скоро могла стать бессильною соборная их угроза, что они теперь не доспели ничего! При сем случае нельзя оставить без внимания и того, в чем Артемий, хотя не сознался, но все-таки остался в подозрении со стороны собора, именно в словах: «нынеча своим произволением большие на себе кресты кладут». Мог ли считать произвольною выдумкою большой крестъ Артемий, по всей вероятности (как мы заметили выше) сам бывший на соборе 7059 лета, если бы сей собор признал, что крестное знамение двумя перстами «воображати предаша Св. отцы?». Но, видно, Артемий сказал правду; ибо собор 1554 г., судивший Артемия, не обличил его в неправде, и не доказал, что большой крест, т. е. двуперстный (как обыкновенно он и ныне называется всеми, которые молятся двуперстно), есть подлинно предание Св. отец, а не изобретение своим произволением. А доказать это было бы, кажется, не трудно, да и нужно – в предотвращение подобных легкомысленых отзывов о крестном знамении, если бы подлинно существовала 31 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Глава X. Церковный Устав Воскресенского монастыря Церковный Устав Воскресенской обители изложен в рукописи 118 , предисловие которой знакомит нас с самою судьбою его Устава. Это предисловие носит заглавие: «Надоглавление церковного Устава и монастырского Чина обители Святой Воскресенской (рекомого Новаго Иерусалима), противо книг: Старописанного нашего харатейного Устава в лето 6954 (1446) г. и вторые книги старца Арсения Суханова : «Хождение во Иерусалим описания ради святых мест и всего чина церковного, како во Иерусалиме во святей велицей церкви и во Александрии у Святейшего Православного Патриарха и во всей Палестине Православные Греки чин церковный содержат, и противо книги Шестоднева, иже напечатана в царство Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, по благословению Митрополитов и Архиепископов меж Патриаршества в лето 7169, месяца Октяврия в 25 день» (1660). За сим оглавлением, показывающим, из каких именно источников заимствован сей Устав, следует самое предисловие к оному, в котором излагается происхождение, так сказать, история сего Устава, писанная одним из Настоятелей сей обители, постриженцем Святейшего Патриарха Никона , Архимандритом Никанором (1686–1698). «Сей Чин и Устав, пишет он, держася у нас во обители Святого Живоносного Христова Воскресения Нового Иерусалима, строения Великого Господина Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, егда ему, бывшу во обители Воскресенской в 166 (1658) по 175 (1667) год, держася твердо и неизменно, тако же и по себе заповеда хранити твердо же и нерушимо во веки, дóндеже стоит и обитель святая. Егда же ему отсюду в преселении бывшу во страны Белоезерские в монастыри Ферапонтов и Кириллов, и того же 175 (1667) года, Декемврия в 3 день, было Государское пришествие в Саввин монастырь, на память Святого Саввы Чудотворца, тогда нашея обители Архимандрит Акакий по чину, как было при Святейшем Патриархе Никоне , ездил в Саввин монастырь с образом и хлебом в поднос Великому Государю, и Великому Государю Архимандрит докладывал о Чине и о Уставе церковном и монастырском и о звоне, яко у нас Чин и Устав церковный и монастырской и звон, отменито, не тако как в прочих обителех Московских. И Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович приказал изустно своим Государским словом Архимандриту: «Как, де, было у вас при Патриархе Чин и Устав церковной и монастырской и звон, так вы пойте и звоните, ничего не переменяйте».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

7. Святой Пахомий, старец плешивый, с бородою, разделенною на пять прядей, говорит: бдительное око умеет очищать ум, угашать пламень страстей и прогонять мечтания. Пред ним ангел Господень в монашеском одеянии, в мантии с кукулем на голове, перстом указывает ему на это одеяние и говорит на хартии: в сем образе спасется всяка плоть, Пахомие. 8. Святой Афанасий Афонский , старец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов. 9. Святой Фома Малеин, старец плешивый. 10. Святой Иларион, старец кудрявый, с короткою раздвоенною бородою. 11. Святой Павел Фивейский, старец с бородою длинною до пояса, в финико-рогозинном одеянии. Он говорит: дние наши, яко трава сельная, сказал Давид; никтоже да сумнится. Итак прилично нам питаться травою и ею одеваться во всю жизнь. 12. Святой Стефан, новый исповедник, молодой, с остроконечною бородою, держит в правой руке икону Христа и говорит: аще кто не поклоняется Господу нашему Иисусу Христу, на иконе изображенному, – анафема да будет. 13. Святой Максим Исповедник , старец плешивый говорит: брате, укрощай плоть свою и упражняйся в молитвах. 14. Святой Феодор Трихина, старец с длинною раздвоенною бородою. 15. Святой Григорий Акритский, старец с круглою бородою. 16. Святой Феодор Сикеот, старей с короткою бородою. 7. Святой Феодор Студит , старец плешивый, с раздвоенною бородою. 18. Святой Феоктист, с черною густою бородою. 19. Святой Мартиниан, старец с остроконечною бородою, говорит: беги, монах, в пустыню и спасайся. 20. Святой Пафнутий, старец плешивый, с длинною раздвоенною бородою, говорит: кто бы ты ни был, не любуйся собою и будешь спокоен. 21. Святой Аврамий, старец с большою остроконечною бородою. 22. Святой Исидор Пелусиот , старец с остроконечною бородою, говорит: кто возненавидел мир, тот избежал сетей врага. 23. Святой Пимен, старец с длинною бородою. 24. Святой Акакий, старец плешивый, с короткою закрученною бородою. 25. Святой Моисей Мурин, старец с круглою курчавою бородою.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

   Узурпатор Василиск, свергнув все же формально халкидонита Зинона, решил заручиться поддержкой монофизитов. Его энциклика была посланием, обращенным к сосланному александрийскому архиепископу Тимофею Элуру, которого новый император хотел восстановить в его положении. Во имя «единства», «доброго порядка в церквах» и «всемирного мира» Василиск заявлял, что истинная вера достаточно выражена в Никее и на Первом Эфесском соборе, что «Томос» Льва и «то, что было совершено в Халкидоне», является «нововведением» и что всякий, кто будет пытаться поддерживать халкидонскую веру, будет подвергнут ссылке, конфискации имущества и высоким штрафам. Тимофей Элур покинул свою крымскую ссылку, был торжественно принят в Константинополе, проехал в Эфес, где председательствовал на соборе епископов диатеза Азия и торжественно отменил 28-е правило Халкидона, дававшее константинопольскому архиепископу право поставлять епископов в Эфесе. В Александрии, куда он немедленно вернулся, торжество его было настолько полным, что он смог позволить себе великодушие и даровать пенсию Тимофею Салофакиолу. Последний мирно ушел в халкидонитский монастырь Канопа. Тело Диоскора было возвращено в Александрию и почиталось как мощи исповедника. В Антиохии Петр Валяльщик был восстановлен в архиепископстве, а в Иерусалиме архиепископ Анастасий, преемник Ювеналия, подписал энциклику.    Этот невероятный поворот событий показывает, что весь епископат Востока состоял либо из прямых противников Халкидона, либо по крайней мере из людей, именуемых «колеблющимися» (διακρινμενοι), которые с легкостью были на стороне Халкидона при Льве и отвергали его при Василиске. Однако отпор- и притом сильный-оказали два Рима. Акакий Константинопольский (471—489) отказался, что необычно для архиепископа столицы, повиноваться императору и приветствовать Тимофея «Кота» во время его пребывания в городе. Он также обратился к прославленному подвижнику Даниилу Столпнику и получил от него поддержку: Даниил, спустившись со своего столпа, пригрозил Василиску вечной карой и назвал его «новым Диоклетианом». Вместе со святым Даниилом патриарх устраивал в городе крестные ходы и открыто проповедовал неповиновение Василиску. Наконец он написал папе Симплицию, который ответил, восхваляя его твердость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Но и епископу нельзя было отказать в подарке, когда таковой у него просили, ибо то значило бы отказать в благословении. На низших лиц Феофил действовал пышными обедами. Вскоре он достиг того, что лица, посаженные Златоустом в тюрьму, были отпущены. Между тем на собор стали собираться епископы, и в числе их 28 египетских епископов. Златоуст знал, что творится у Феофила, и все-таки оставался заседать только с преданными ему епископами. Вдруг однажды он получает от Феофила приглашение явиться на собор [в предместье Халкидона Руфиниану, «при Дубе» επι δρν, куда переправился Феофил из Константинополя]. Приглашение было выражено в такой форме: «святый собор епископов — Иоанну. Против тебя подано много обвинительных заявлений; поэтому приходи на собор и захвати с собою Серапиона и Севириана». Епископы, заседавшие с Иоанном заметили, что Феофил не имеет права так поступать с Иоанном. С ним заседают 40 епископов и в том числе 7 митрополитов, а с Феофилом — только 36. К тому же лучше собраться собору в Константинополе, чем в Руфиниане. Златоуст благодарил собор и — с своей стороны — заявил, что он готов идти на собор Феофила, только чтобы исключены были из числа судей его явные враги — Феофил, который еще по пути рассказывал, что едет низложить Иоанна, Акакий верийский, который, недовольный приемом Златоуста, говорил: «я ему заварю кашу» (γ ατω ρτω χτραν), также Севириан и Антиох. Эти требования не были уважены, и отцы приступили к суду в отсутствие Иоанна. Дело тогда поставлялось так. Если обвиняемый не являлся, то он, хотя еще не оказывался через то виноватым, но тем самым создавал для себя новый пункт обвинения. 13 заседаний держал этот собор при Дубе (403), 12 заседаний против Златоуста и одно против Ираклида ефесского. Главными обвинителями были диакон Иоанн и монах Исаак сириец. Диакон Иоанн был низложен Златоустом за убийство; но на соборе, обвиняя Златоуста, он заявил, что епископ, лишив его сана, поступил с ним слишком строго. Подобного рода обвинения были вполне законны на соборе, уже заранее решившемся осудить Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

eccl. V 1-2; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4). Тимофей Элур и Петр Гнафевс снова были призваны на свои кафедры. Однако патриарх Акакий К-польский отказался подписать «Энциклику» и закрыл церкви перед Тимофеем Элуром. Вместе с тем Тимофей вызвал неудовольствие группы столичных монахов-евтихиан, заявив, что «Христос был подобен нам во всем, что относится к человеческому». Он отбыл в Александрию, по пути приняв участие в Соборе в Эфесе, где было решено восстановить на епископском месте антихалкидонита Павла и возвратить Эфесской кафедре ее права, отнятые в пользу К-поля на Халкидонском Соборе ( Zach. Reth. Hist. eccl. V 3). Ввиду сопротивления Акакия и растущего недовольства к-польцев Василиск был вынужден издать новый указ, «Антиэнциклику», в к-рой осуждались Несторий и Евтихий и подтверждались права К-польского патриарха над епархиями Асийского диоцеза ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 7; Schwartz. 1927. S. 52). Однако в ней не делалось выбора между текущими богословскими направлениями и даже не упоминался Халкидонский Собор. Вероятно, ее догматическая неопределенность объяснялась опасениями императора, вынужденного считаться с широкой поддержкой «Энциклики» среди епископов (не менее 500 подписей) и антихалкидонитской позицией Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов ( Frend. 1972. P. 173). В кон. авг. 476 г. на престол вернулся имп. Зинон, к-рый отменил все церковные акты узурпатора. Петр Гнафевс и Павел Эфесский были сосланы, а указ об изгнании Тимофея Элура уже не застал его в живых († 31 июля 477). «Энотикон» императора Зинона (482) По совету Акакия императором был составлен «объединительный» документ «Энотикон» (Ενωτικν), к-рый 28 июля 482 г. был адресован епископам, монахам и мирянам Александрии, Египта и Киренаики. Позднее, при имп. Анастасии I , он получил общецерковное значение. «Энотикон» не содержал осуждения «Томоса» свт. Льва Великого, Халкидонского Собора или формулы «в двух природах». Он признавал первые 3 Вселенских Собора (Никейский, К-польский и Эфесский) и одобрял «12 анафематизмов» свт.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

пресв. Евлогия малоазийские епископы Валериан Иконийский и прп. Акакий Мелитинский ( Liberat. Breviar. 8//Ibid. T. 2. Vol. 5. P. 108). Обычно к ним относят и прп. Исидора Пелусиота, к-рый в одном из писем побуждал К. к твердости и постоянству в делах веры, отмечая отличие его прежних и нынешних писаний ( Isid. Pel. Ep. I 324//PG. 78. Col. 369), хотя не исключено, что это письмо прп. Исидора было составлено по др. поводу ( Durand. 1964. P. 26. Not. 3). Около этого же времени К. писал Суккенс, еп. Диокесарии (в Исаврии), сообщая о богословском споре в его области, возбужденном несторианами из соседней Киликии, и спрашивая, можно ли говорить о двух природах во Христе ( Roey, van. 1942; Феодор (Юлаев). 2010. С. 241-252). Все это потребовало от К. «громадной апологетической переписки» ( Лященко. 1913. С. 489). В ряде посланий этого времени ( Cyr. Alex. Ep. 37, 40, 44-46, 48, 50, 54) К. сообщал единомышленникам об обстоятельствах заключения мира с Антиохией и разрешал их недоумения. Он подчеркивал, что во время переговоров с его стороны не было сделано уступок, поскольку он не отрекался ни от своих сочинений, ни от борьбы против Нестория; речь шла исключительно о признании «восточными» результатов Эфесского Собора и об их возвращении в церковное единство; составленное антиохийцами исповедание не «новый символ», но необходимая апология, свидетельствующая об их непричастности к «несторианскому нечестию». Утверждение же, будто К. подписанием этого исповедания изменил своим взглядам, исходит от несториан, недовольных достигнутым миром. К. отмечал, что учение «восточных» принципиально отличается от несторианского, поскольку они признали истинное единство Христа и исповедали Св. Деву Богородицей; Несторий осужден не потому, что учил о двух природах во Христе, но за то, что разделял их; К. и прежде никогда не отрицал различия и неизменности двух природ во Христе, а лишь настаивал на их единстве. В этой группе посланий К. со свойственными ему проницательностью и осознанием ограниченности богословского языка являет готовность принять не вполне привычную для себя терминологию, если видит единство в главном ( Russell.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

В 435 году Архиерейский Собор Армянской Церкви во главе с католикосом Исааком и преподобным Месропом обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви святителю Проклу с просьбой разъяснить тонкости христологического догмата. Патриарх Прокл в ответ на запрос Собора составил и отправил свой " Томос о вере, к армянам " , где излагал православное учение Церкви о Богочеловеке. В переписке со святыми Исааком и Маштоцом состоял также святитель Акакий Мелитинский . В этот период, уже имея в наличии греческий оригинал Священного Писания, святитель Исаак и Месроп со своими учениками стали редактировать армянский перевод Библии, первоначально сделанный с сирийского Пешитто. Новый, отредактированный на основе греческого текста армянский перевод Библии стал официально принятым текстом Священного Писания для Церкви Армении. Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуэля, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол. Святитель Исаак скончался 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат , а над ними была построена гробница. По слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци , великий Исаак " родился смертным, но оставил по себе бессмертную память " . В своём труде " Историческое учение об Отцах Церкви " архиепископ Филарет (Гумилевский) именует католикоса Исаака вторым просветителем Армении после Григория Великого . Литература Использованные материалы    " Sfântul Cuv. NERSES (+367) i fiul su Sfântul Ier. SAHAK (Isaac cel Mare), ep. Armeniei (+438) "http://Sinaxarul sfinilor de pretutindeni: (septembrie - februarie)/monahul Valerian Drago i rasofora Iustina. - Bucureti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodox, 2010, p. 65.    " Pyhä Sahak Suuri (Iisak Armenialainen) " , страница календаря на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, http://ort.fi/kirkkokalenteri/20190909 , .

http://drevo-info.ru/articles/20847.html

И прислан будет таким поведением, что в малом времени Божиею помощию совершенных учителей поставит из первых учеников, и потом паки возвратится во своя. И присланы с ним будут грамоты имянно к великим государям и к вашему святейшеству». Затем Хрисанф пишет и о Лихудах: «На последок же о дву твое всеблаженство молю: перво, что если сии проклятии волцы (т.е. Лихуды) избавятся, еже не буди, в школу бы паки не входили, за то, что злый всегда зол и добра от него не будет. И о втором молю, чтобы школа непраздна была, но чтоб прежде реченнии ученицы учение давали, сколько сами прияли, и доволен есть раб ваш Николай таковое дело управляти, дай Боже и другим толико научитися, елико словесность его знает. И аще ваше святейшество о иных учителех сумневается, благоволи спросити Николая Спафария, яко ученого человека и правдиваго, за что и блаженнейшему моему владыке крайний друг, и не учинит лицеприятства пред вашим лицем крайним ни о сих (т.е. Лихудах), ни о хотящих быти» 138 . Поверив этому решительному заявлению Хрисанфа, что новый учитель для школы немедленно будет прислан в Москву, патриарх Адриан удалил Лихудов из школы, поручив временное преподавание в ней, до прибытия нового учителя, Николаю Семенову и Федору Поликарпову. Но в Москве напрасно ждали нового учителя, который бы заменил собою Лихудов. В мае уже 1696 года Досифей пишет патриарху Адриану: «Учителя и справщика не прислали еще труднаго ради времене, зане зде не токмо ныне писал бы кто к вам, или послал бы кто человека, но кто бы и имя ваше из уст изнес, смертную казнь приимет» 139 . Не присылая на место Лихудов нового учителя, Хрисанф, однако, продолжал настаивать, чтобы Лихуды были высланы из Москвы и отправлены куда-нибудь в заточение, пребывание их в Москве (они по удалении из школы переведены были в типографию, где обучали желающих итальянскому языку), вблизи царя и патриарха, казалось Хрисанфу опасным. От 8 июля 1696 года Хрисанф пишет патриарху Адриану: «Епископ Акакий или Арсений много зла противная писал чрез некия люди ко французскому резиденту, который есть в Царьграде, как аз посылан от Иерусалимского патриарха к Москве, дабы Московский царь возстал и воздвиг брань на турка и иная многая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010