Мон-рь Пантократора в Константинополе. Фото: А. Скроботов П. м. расположен на Четвертом холме К-поля, в визант. р-не Зевгмы, над высоким обрывом долины Оксия; в ранневизант. период здесь было кладбище (см. Четинкая. 2020 (в печати)); по предположению П. Магдалино (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 33-56), на этом месте была усадьба дочери имп. Маврикия Иларии. П. м. основан в 1118 г. имп. Иоанном II Комнином (1118-1143; Типикон П. м.; Nicet. Chon. Hist. 66); Иоанн Киннам ( Cinnam. Hist. 10) назвал ктитором мон-ря его 1-ю жену Ирину; архитектором был некий Никифор. П. м. задумывался как новый погребальный мон-рь Комнинов: здесь были похоронены императоры Иоанн II (1143) и Мануил I (1180), их супруги по имени Ирина (1134 и 1159), в поздневизант. период - Ирина, 2-я жена Андроника II (1317), Мануил II Палеолог (1425), его жена Ирина (1450), его сын Андроник, постригшийся в П. м. с именем Акакий (1426), Евгения Гателуцци, жена деспота Димитрия Палеолога (1440), и имп. Иоанн VIII (1448). До смерти имп. Ирины в 1134 г. была возведена Южная ц., затем к северу от нее - доступная для мирян Северная ц. Богоматери Елеусы. Между ними была построена Средняя ц. (вероятно, погребальный храм во имя арх. Михаила). Согласно Типикону П. м., в обители, где должны были жить не менее 80 монахов (Ансельм Хафельбергский в 1136 упом. 700 - The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 98), были б-ка, больница, старопитательница и баня. Ему принадлежали также лепрозорий и многочисленные имения, пожертвованные имп. Ириной, севастом Мануилом Вотаниатом, Иоанном Арватином и др. Это были 6 монастырей, преимущественно на азиат. берегу Босфора и Мраморного м.: Носсийский (18 монахов), Монокастанский (16), Анфемиев (12), Мидикарийский (за Золотым Рогом, с кладбищем для монахов П. м.) и Галакринский (вместе 6), Сатиров (18), подчинявшихся игумену П. м. и управлявшихся экономами. П. м. были также подчинены Ноатский и Вордский мон-ри. Собственно имения П. м. находились преимущественно во Фракии, но также в Македонии, на Пелопоннесе, островах Эгеиды и в М. Азии. После 1204 г. часть этих владений (напр., с. Вари около Смирны) была передана Лембскому монастырю, но затем вернулась к П. м.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

Селится же он у одного горного потока, и именно там побуждается основать первое училище добродетели, утвердить приступающих через него к Богу и принимать всех приходящих. И первыми он принимает доброго Евфимия, Иова и Иакова, Феодосия и Леонтия, о которых я расскажу немного позже; а Малахию я оставляю в стороне по причине злонравия и лукавства этого мужа. Так вот, Евфимий, когда осиротел в детском возрасте, прибежал в храм и заплакал перед иконой Богородицы, а Пречистая Богородица взяла его за руку и сказала: «Не печалься, чадо, ибо Я с тобою». Сей Евфимий рассказывал мне также о редестинце 110 Иакове: «Он настолько просиял повиновением и был любим нашим отцом Афанасием, почти как другой Акакий, о котором упоминается в божественной книге «Лествица», что и он так же легко мог ответить из гроба учителю, когда тот спрашивал его 111 . Ибо отец наш Афанасий говорил нам: “Следуйте за мной ко гробу Иакова, чтобы я позвал его, и тогда увидите послушника, каков он есть!” Мы же, понятное дело, будучи охвачены страхом, умолкли, видя, как он идёт ко гробу совершенно уверенной поступью». Таких учеников изначально приобрёл Афанасий! Такие начатки духовных своих порождений принёс он Богу! Приходят к нему и многие другие, знаменитые Феофан и Феодорит, следующие по стопам учителя, явившиеся поистине отпечатком жития Афанасия подобно тому, как от ветвей познаётся корень. Ведь упомянутый Феодорит просиял настолько, что с уважением допускался до бесед не только с должностными лицами, но и с самими царями, будучи известен как некий новый пророк Божий за откровения, божественные знамения и предсказания, ибо он часто предвозвещал правителям будущее, не переставал помогать страждущим и защищать обижаемых. Он также первым делом показал величайшее и самое искреннее послушание отцу, ведь воск не так воспроизводит отпечаток пальца, как он отобразил житие отца. А божественный Феофан, помимо иных многих и великих благ, коими пользовался он, особенно украшен был красой милосердия, и она озаряла его душу как некий совершенно особый изящнейший дар от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1) И до вас, может быть, доходил слух о пресловутом и до–ныне Соборе; потому что всюду носились пригласительныя послания от Царя и областных правителей к призываемым на Собор. Но поелику, по любоведению, желаете вы знать деяния Собора, то почел я приличным довести до вашего сведения, что сам видел и узнал в точности, чтобы, слушая других, не колебаться вам мыслию, тем более, что некоторые обыкли разсказывать о делах иначе, нежели как они были. Итак, в Никеи назначенных там соборных заседаний не было, а вышел новый указ Епископам западных областей сойтись в Аримине италийском, а Епископам восточных областей собраться в исаврийской Селевкии, называемой по местности суровою. Предлогом к сему собранию, как носилась молва, было разсуждение о вере в Господа нашего Иисуса Христа. Выставляли же сей предлог Епископы паннонские, Урзаций, Валент и некто Герминий, и сирийские — Акакий, Евдоксий, так–же Патрофил Епископ города, получившаго имя от скифов  . Они–то, всегда держась Ариевой стороны, и сами не разумея, почему веруют, на чем утверждаются, обольщая то того, то другого, и разсевая семена своей ереси, привлекли на свою сторону некоторых людей значительных и самого Царя Констанция, как еретика, и прикрываясь необходимостию разсуждать о вере, домоглись, чтобы состоялся Собор, думая, что оным можно будет затмить им Собор Никейский, всех переуверить и сделать, что вместо истины одержит всюду верх нечестие. 2) Дивлюсь прежде всего (я думаю, и всякий сколько–нибудь разумный человек с удивлением смотрит на это), почему, когда назначено быть вселенскому Собору и все ожидали его, Собор вдруг разделен, и одни стали сходиться в одном месте, а другие собираться в другом; разве, может быть, и это было делом Промысла, чтобы на каждом из этих Соборов обнаружилось нелестное и чистое мудрствование о вере в одних, и обличилось сомнительное и подозрительное поведение других. А потом представлялось нам с здешними искренними братиями неприличие такого собрания; скорбели мы внутренно, разсуждая: что побуждало приводить в смятение вселенную, и тем, которые в это время назывались клириками, ходить туда и сюда, и доискиваться, как научиться им веровать в Господа нашего Иисуса Христа? Ибо, если они уже веровали, то не стали бы доискиваться, как неимеющие веры. Немалым соблазном было это для оглашенных, и язычникам подавало не легкий, но сильный, повод к смеху, что христиане, как будто только пробудившись от сна, начинают доискиваться, как им веровать о Христе. Итак, называемые их клирики, присвояющие себе преимущество пред народом, как учители, обличили теперь себя неверующими, доискиваясь, чего не имеют.

http://predanie.ru/book/216839-tvoreniya...

Не говорим о явных описках, которые превращали в намеренное искажение истины; напр., об опущении в некоторых листах отрицательной частицы; не, или о том, что написано было: безстрашно, вместо безсрастно. Заметим только, что преподобный не сам вносил свои исправления, но чрез данных ему людей; поэтому правильность того или другого исправления зависела не только от Максима, но и от того, правильно ли разумели и верно ли следовали его указаниям помощники его. Не устыдились прибегнуть даже к таким обвинениям, в которых приписывались ему самые нелепые мнения, слышанные от него в рассказе о других, напр., будто он учит, что плоть Господня доселе остаётся на земле и блуждает где-то между горами. После такого суда, Максам, по-прежнему, осуждён на заключение в темницу 176 с отлучением от приобщения Св. тайн: только переменили место его заточения, перевели в Тверской Отроч монастырь под особый надзор Тверского епископа Акакия. Правда, это заключение было легче. Епископ Акакий, не стесняясь определением соборным, часто приглашал невинного узника за свою трапезу. Но обличительные речи Максима навлекли на него гнев этого епископа. Прошло десять лет и второго заключения Максимова. Давно уже скончалась и Василий, и Елена, и Даниил. Максим посылал оправдательные письма и к вельможам, управлявшим государством во время малолетства Иоанна, и к священному Собору; защищался против несправедливых обвинений; просил прощения в ошибках; свидетельствовался в своём правоверии своим исповеданием; в своём благожелательстве Русской Державе – своими ежедневными молитвами о правящих Державою Русскою; просил себе, как единственной милости, увольнения во Святую Гору. Новый митрополит Иоасаф отвечал ему на такую просьбу: «целуем узы твои, но не можем ничего более сделать в твою пользу» 177 . Согласились допустить осуждённого до приобщения св. тайн, но не иначе, как под предлогом смертной болезни. Гнушаясь примесью обмана к святому делу, Максим не довольствовался такою уступкой, и наконец; к своему утешению, получил разрешение приступать к св. тайнам, когда хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( < < back) находилась на границе владений обоих братьев: Констанция и Константа, в Иллирии, — теперь София — столица нынешней Болгарии. ( < < back) согласился на созвание собора, уступая требованию своего православного брата, которого просили о том восточные епископы, и который, глубоко уважая святого Афанасия, желал его оправдания. Собор происходил в 344 году. Он 1) утвердил Никейский символ, 2) разобрав дело, оправдал Афанасия и 3) предводителей арианства объявил низложенными, воспретил православным иметь с ними общение и подверг осужденных анафеме. ( < < back) был поставлен епископом арианами. ( < < back) т. е. восточных; из них главными были Феодор ираклийский, Наркисс неронопольский, Менофант ефесский, Стефан антиохийский, Акакий Кесарийский и Георгий лаодикийский. ( < < back) город во Фракии, к юго-востоку от Сардики. — Филиппопольский собор состоялся под председательством Стефана антиохийского. Этот собор снова осудил Афанасия, Павла константинопольского, римского Юлия, сардикийского Протогена и других православных епископов. Констанций поддержал решение Филиппопольского собора, и Афанасий, вместе с другими гонимыми, должен был оставаться в изгнании. — Он удалился в Наисс, в Дакии. ( < < back) собор составил новый символ, более арианский, чем символы собора антиохийского. ( < < back) царский наместник в римской провинции. ( < < back) южная область Египта; Ливия — на севере Африки, к западу от Египта. ( < < back) было в 348 году. ( < < back) возмутил против Константа его армию, которая низвергла его с престола; Констант бежал, но по дороге был убит Магненцием. Это было в начале 350 года. ( < < back) Георгий был человек без образования, грубого характера и сначала был поставщиком мяса для армии. Георгий был лжеепископом около четырех лет (357–361 г.) и за это время причинил много скорбей и утеснений не только церкви александрийской и населению православному, но и языческому. ( < < back) было в отсутствие Афанасия. ( < < back) разумеется святой священномученик Петр, архиепископ (патриарх) Александрийский, мученически пострадавший в 311 году. Память его совершается Церковью 25-го ноября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели), Афонский, Недостойный; груз. ], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). З. С. принадлежат циклы песнопений (стихиры, гимнографические каноны с акростихом), посвященные преподобным Илариону Грузину и Евфимию Святогорцу (Афонский сб.: НЦРГ. A 558, А 555). Первый цикл З. С. написал по благословению пресв. Иакова, подвизавшегося в Иверском монастыре на Афоне при настоятеле Георгии Олтисари , для 1-й (Михаила Дагалисонели) редакции Афонского сборника (1072-1074); второй - по поручению «христолюбивых честных отцов» для 2-й (Иоанна Таплаисдзе) редакции сборника (до 1077). М. Долакидзе, проведя сравнительный анализ песнопений З. С. и редакций Житий преподобных, считает, что гимнограф мог использовать как источник афонскую редакцию Жития прп. Илариона и ее метафрастическую редакцию, Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, принадлежащее прп. Георгию Святогорцу , а также, возможно, анонимные духовные песнопения, созданные в кругу афонских гимнографов. Гимны З. С. не получили широкого распространения в Грузии: лишь при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони) (1705-1741) они были внесены в Праздничную Минею. В 1901 г. песнопения опубликовал М. Джанашвили , в 1946 г.- С. Кубанеишвили; академические издания были подготовлены и изданы М. Долакидзе (1971, песнопения прп. Илариону) и И. Лолашвили (1978, песнопения прп. Евфимию). З. С. известен также и как каллиграф. Он переписал 2 перевода прп. Георгия Святогорца: «Студиер» (НЦРГ. А 417) и Минею на окт. (Ath. Iver. 54, 1076 г.). Ист.: Хаханашвили (Хаханов) А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с поминальниками. Тифлис, 1901; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 260; Песнопения, написанные на имя св. Илариона Грузина: Сб./Сост.: М. Долакидзе. Тбилиси, 1971. Т. 1 (на груз. яз.); Древнегруз. лит-ра/Ред., коммент., словарь И. Лолашвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Груз. лит-ра, XI-XVIII вв. Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 236; Груз. поэзия/Ред., предисл. С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки по истории афонских культурно-просветительских очагов. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); она же. Поминальная книга Афонского груз. мон-ря. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Сулава Н. Зосим Мтацмидели//Мацне (Известия)/АН Грузии. 2001. 1-4. С. 125-133. Л. Джгамаия, Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/200063.html

Кроме того, под «ересью страны Армянской» следует понимать монофизитство, не называющееся у армян именем своего изобретателя, т. е. Евтихия, и изначально внедряемого неофициально, негласно и не фиксируемого соборно, как то случилось впоследствии, к примеру, в 506 г., на I Двинском соборе. 50 Победившие под знаменем Халкидонского Собора император Зенон (474–491 гг.) и Акакий Константинопольский всё-таки видели силу антихалкидонской (монофизитской) реакции в Египте, Сирии и Палестине. И во имя государственного и церковного единения, к сожалению, вступили на путь компромисса и предательства Халкидонского Собора. Так, префект Египта получил инструкцию вызвать из подполья лидера египетских монофизитов Петра Монга, и сговориться с ним на основе подписания нового документа с принятием в общение православных. Этот новый документ и есть так называемый «Энотикон» («объединительное послание») императора Зенона. Редактирован он, по-видимому, самим Акакием Константинопольским. Император Зенон обращается в форме письма к «жителям Александрии, Ливии и Пентаполя, к епископам, клиру, монахам и народу». Опечаленный настоящими раздорами и внимая просьбам о церковном единении, император заявляет, что он поддерживает «вероопределения Никейского (325 г.) и Константинопольского (381 г.) Соборов, и всё, что сделано в Ефесе против Нестория и против иных, кои позднее думали так же, как и он…». «Да будет вам ведомо, что мы и повсюду сущие церкви не принимали, не приемлем и не будем принимать иного символа или вероопределения, кроме св. символа, изреченного 318 отцами, подтверждённого 150 приснопамятными отцами, коему последовали и святые отцы, собравшиеся в Ефесе, ниспровергшие Нестория и его единомышленников. Оного Нестория, а равно и Евтихия, мудрствующих противно вышесказанному, и мы анафематствуем, приемля 12 глав, изреченных блаженной памяти Кириллом Александрийским . Исповедуем также, что Единородный Сын Божий и Бог , поистине вочеловечившийся Господь наш Иисус Христос, Единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству, снисшедший и воплотившийся от Марии Девы Богородицы, есть Един, а не два.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-м ряду левой группы святые расположены на иконе «Явление Божией Матери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ). Образ Г. помещен также на 2 почти идентичных по композиции и составу персоналий иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (находятся на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа): святые представлены в молении Пресв. Троице, Г. с русыми волосами и окладистой бородой - в правой группе в 3-м ярусе, вполоборота от центра. Очевидно, Г. и К. присутствуют в ряду подвижников XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. во имя прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). А также в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках в группе вологодских чудотворцев во 2-м ряду - на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (Г. обращен к К.), нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) и ее совр. повторениях (напр., 1997 письма Н. Е. Алдошиной, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 87; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 94, 96-97, 106. 37, 39, 41-42, 56. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/166842.html

По окончании Селевкийского собора десять епископов отправились в Константинополь для сообщения императору постановлений этого собора. Низложенные же сторонники Акакие во главе с последним поспешили предупредить их и тоже явились в Константинополь. Поддерживаемые придворной партией, они расположили к себе императора и представили ему все происшедшее на соборе в самом мрачном свете. Акакий назвал собор сборищем дурных людей, способных погубить церковь , и в особенности старался вооружить императора против св. Кирилла, представив дело с продажей церковных вещей в превратном виде и умолчав о тех побуждениях, которыми руководился св. Кирилл. Действуя на самолюбие императора, он говорил, что св. Кирилл продал одному купцу священную ризу, подаренную Иерусалимскому епископу Макарию Константином Великим . Эту ризу потом видели на одной актрисе, которая плясала в ней и издевалась над православной верой. На его же стороне был и Константинопольский патриарх Евдоксий, разделявший убеждения ариан. С другой стороны, и прибывшие с Селевкийского собора епископы не обнаружили достаточной стойкости и твердости в защите постановлений этого собора. Как раз во время их пребывания в Константинополь прибыли с собора в Римини арианские епископы и, несмотря на предупреждение депутатов Селевкийского собора, вступили в соглашение с партией Акакие. Таким образом, прибывшие с Селевкийского собора депутаты-епископы оказались в одиночестве, и в конце 359 года они под влиянием запугиваний и угроз императора согласились даже подписать арианское исповедание веры, составленное на Соборе в Римини. Одержав победу над своими врагами, партия Акакие в январе 360 года созывает новый собор из 50 епископов. Главная задача этого собора была – отомстить тем полуарианским епископам, присутствовавшим на Селевкийском соборе, которым они были обязаны своим низложением. Этих епископов они, в свою очередь, лишили кафедр и в числе пострадавших был и св. Кирилл. Ему были поставлены в вину два обстоятельства. Во-первых, то, что он, лишенный епископства на созванном Акакием соборе, вошел в сношения для пересмотра своего дела с Василием Анкирским и Георгием Лаодикииским, а во-вторых, что будто бы он вместе с Евстафием Севастийским и Елпидием противодействовал Мелитинскому собору, на котором он сам присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) [Греч. Πτρος Βυζντιος] (ок. 1740-1745, Неохорий (ныне Еникёй) на Босфоре - 1808, Яссы), протопсалт Великой ц. К-поля, греч. мелург. По сообщению Георгия Хурмузия , П. В. «был из Катастена (κ το Καταστνου) Константинополя, Неохорит». Обучался у протопсалта Иоанна Трапезундского , лампадария (впосл. протопсалта) Даниила из Тирнавоса и гл. обр.- у лампадария Петра Пелопоннесского , с к-рым еще до 1770 г. установил особо тесные отношения, поэтому П. В. называли «малый Петр», «ученик и слуга» Петра Пелопоннесского. П. В. служил в Великой ц. в качестве доместика (ок. 1771-1789), лампадария (1789-1800) и протопсалта (с 23 апр. 1800 до 1805). В 1805 г. он был отстранен от служения «за ошибки» (возможно, по причине второбрачия) патриархом К-польским Каллиником V . В поисках средств к существованию он переехал сначала в Херсон, а затем в Яссы, где у него были ученики, за что получил прозвище Беглец (Θυγς). П. В. занимался кодификацией и распространением творчества своих учителей, особенно Петра Пелопоннесского, из произведений к-рого он составил краткие сборники: Анастасиматарий, Ирмологий, Стихирарь (изв. как Доксастарий), а также многочисленные песнопения Пападики. До 45 рукописей П. В. хранится в собраниях Афин, Фессалоники, Афона, Закинфа, Андроса, Иерусалима, Хиоса, Франции, Турции, Румынии и США. Самая ранняя датированная рукопись П. В.- 1773 г., самая поздняя - авг. 1806 г. (см. список в конце статьи). Его рукописи являются образцовыми по точности изложения, изяществу и мастерству. Атрибуция П. В. нек-рых рукописей подвергается сомнению. Среди многих, кому П. В. преподавал певч. искусство, были двое из т. н. Трех учителей - лампадарий и протопсалт Григорий и Хрисанф из Мадита (впосл. митрополит Диррахия, Смирны и Прусы), к-рые на основе полученных знаний окончательно сформулировали Новый метод . Третий, Хурмузий, был знаком с П. В. в течение мн. лет и испытал его влияние, хотя и не был его непосредственным учеником. У П. В. также учились Апостол Констас Хиосский, благодаря к-рому сохранилось много информации о произведениях его наставника, Георгий Критский (П. В. называет его учеником - Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Tetr. 114. Fol. 144, 1794 г.), иером. Иоанникий (впосл. учитель иером. Матфея Ватопедского ), Акакий Мегаспилеот, афонский иером. Хрисанф из мон-ря прп. Дионисия (см.: Athen. S. Karas. 93; Chios. A. Korais. 38(181)), Кирилл, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры), и др. В 1805-1807 гг. в Яссах у П. В. учился румын. иером. (впосл. протопсалт) Макарий , к-рый позднее обучался Новому методу под рук. Петра Эфесского и издавал певческие книги в Вене в 1822-1823 гг.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010