«Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни всесвятаго,  яко да о нем богоугодно служу Ти выну».      Ученики и друзья преподобного разделили его участь.  Их разослали по отдельности в различные монастыри, ставшие для них местами заточения и страданий. В Москву доносили, что старец в грехах не кается, ведет себя гордо.       Через пять лет преподобного привезли в первопрестольную и поставили перед новым судом.  Оказывается, в переводе Жития Пресвятой Богородицы, сделанном Максимом, нашли много погрешностей.  Старец в ужасе открещивался от обвинений, он так не говорил,  это все ему приписано. «Это ложь на меня,  я так не мудрствую».      Новым местом заключения стал Тверской Отроч монастырь. Здесь условия жизни были лучше, чем в прежнем заточении, ибо Тверской  епископ Акакий сознавал невиновность Максима, часто разделял с ним трапезы, подолгу беседовал. Забегая вперед, скажем, что и Акакий потом изменил свое отношение к старцу, ибо тот, по обычаю не умеющий лукавить и льстить, высказал однажды свое мнение о тверичах и об их пастыре.          В 1534 году опочил Великий князь. Преподобный надеялся на  свободу, писал боярам подробное  письмо, доказывая свою  невиновность. На троне сидел  малолетний сын от Елены Глинской Иоанн. Бояре вертели им, как хотели, и им не нужен был в Москве такой правдолюбец, как Максим. Новый митрополит , сменивший сосланного в Иосифов монастырь Даниила, милостиво писал старцу, что целует его узы, как единого от святых, но что ничего более не может сделать в его пользу.  Кстати, первым, кто заступился за сосланного Даниила, был именно Максим, который, забыв все, что он претерпел от митрополита, заступался за него, просил облегчить его участь.     Патриарх Вселенский Дионисий и Патриарх Александрийский, столетний Иоаким писали юному царю Иоанну, прося об освобождении Максима. Это было в 1545 году. Но только в 1551-м старец покинул Тверскую землю, с честью был принят в Москве, а вскоре вступил на землю Троице-Сергиевой лавры. Изможденный заключением, пытками, голодом, кандалами, он был очень слаб физически, но дух его был бодр. Ему было  семьдесят лет. В лавре посетил его царь Иоанн Грозный. Он ехал по обету в Кириллов монастырь. Старец обличил царя в избиении невинных, в умножении сиротства на Русской земле,  советовал собрать вдов и сорот и оказать им царское покровительство. «Если не послушаешь, умрет твой сын новорожденный Димитрий».  Так и сбылось. Это заставило царя уважать старца и советоваться с ним в важных вопросах. Так, преподобный резко отозвался о ереси Матвея Башкина, сходной с ересью жидовствующих и с кальвинистской. Также старец наставлял царя о том, чтобы в России появился свой Патриарх. Что и было исполнено спустя три года после кончины преподобного.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/12/...

И приимаше преподобный милостыню и глагола: приими, Господи Боже мой, милостыню от (т)верскаго архиепископа Акакия в правду и спаси его, Господи. И глаголаша преподобный подьякону Иосифу: сбудется пророчество святых отец. И тайно глаголаша ему: Иосифе! Буди верен и долготерпелив, и молчалив даже до смерти нашея. Но сын родися великому князю от законопреступныя заповеди, но будет жесток, и немилостив, и нагл, и не кроток, и много от руки его побиении будут и кровь пролиется вь его царствии много, и жития его будет много и напоследок своего жития буде царь во царстви сем. И много беседоваше с ним (л. 46 об.) о ползе душевней; и видяше на стене темницы суща написано, и уразуме силу Божию, и пониче, и умолче, и поклонися по обычаю преподобному и пойде ис темницы. И прииде ко архиепископу и поклонися ему по обычаю и поведа ему о писании ценном и премудрости его и о учении истинном. И пойде к Москве тверский архиепископ Акакий по званию великого князя, и прииде к великому князю, и поклонися по обычаю и благословение подаде ему. И по многом веселии нача глаголати тихо архиепископ Акакий к великому князю: здраствуй, великий князь Василей Иванович с сыном своим князем Иванном Васильевичем! Добро бо ти послушати слово Божие истинно и о радости наю Божие дело надлежит глаголати. Милостыни подавши нищим и убогим, и в темницах сущих посетити, но (л. 47) царствие небесное получити, а сыну своему новорожденному князю Иванну здравие подавши; истинно бо реку ти, но о едином глаголю и смиренным стопам твоим покланяюся умилно, и глаголют святии молитву сию к Богородице: подаждь утешение рабом своим, Всенепорочная, и прочая. И ты, великий государь, милосерд буди моим смиренным глаголом; подаждь малую отраду в темницы суща заключенна тяжкими оковы, и едва возмогоша дышуща усты своими, премудраго философа Максима грека , ослабу ему учини, поне малу, ради здравия своего и новорожденнаго сына своего князя Иванна. Но о едином прошу, а не о многих. – И великий князь умилися глаголом его, и даде ему на воли; но глаголаста ко архиепископу: но ослаби его от уз и в темницы седящему ему быти, дóндеже (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Спб., 1855. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1916. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Часть II. Сан-Франциско, 1969. Сергей Нилус. Сила Божия и немощь человеческая. Сергиев Посад, 1908. Сергей Нилус. Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Великое в малом. Записки православного. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад, 1911. Летопись Оптиной Пустыни. Подготовка текста, комментарии Р.В. Багдасарова. – Православие и русская народная культура. Книга I, M, 1993. Биографические справки о монашествующих Оптиной Пустыни составлены на основании формулярных списков, хранящихся в архиве Оптиной Пустыни (Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки): Формулярные списки монашествующих и послушников Оптиной Пустыни, 1802–1889. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 1. То же, 1890–1906. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 3. Указатель Аввакум – св.ветхозаветный пророк. VII в. до Р.Х.=ок.600 до Р.Х. Память 2 декабря. – 320. Авраам – св. праведный праотец, один из ветхозаветных патриархов, родоначальник еврейского народа и израильтян. Память 21 августа, 9 октября и в Неделю свв. праотец. – 294. Авраамий – монах Калужской Тихоновой пустыни, духовный сын иеросхимонаха Ефрема, ученик старца Леонида. С 1858 г. жил на Афоне. – 117. Адриан – послушник Белобережской пустыни. – 252, 253, 254. А-ия (Аркадия) – игумения, настоятельница Вяземского Аркадиевского монастыря. Из рода Шаховских. – 195. Акакий – преподобный Синайский. VI в. Упоминается в «Лествице райской» св. Иоанна Лествичника . 9 лет провел в послушании у одного сурового старца, перенося от него жестокости и укоризны. Прославился своим послушанием, явив его после своей смерти, когда на вопрос, умер ли он, произнесенный над его гробницей, ответил: «Не умер, ибо невозможно умереть делателю послушания». Память 7 июля, 29 ноября и в Сырную субботу. – 37. Акакийновый преподобномученик Афонский, † 1 мая 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Подобное богословие вызвало возмущение большинства участников собора, которое поддержало предложение подтвердить Антиохийский символ 341 г. Но затем до участников собора довели категорическое требование импе­ратора подписать согласованную с западными 4-ю Сирмийскую формулу с включением в нее анафемы аномеям. В ответ на этот ультиматум Акакий, днем раньше отстаивавший «неподобие», провозглашает анафему аномеям и предлагает новый вариант символа, по поводу которого «епископ Помпеополиса пафлагонского Софроний громко сказал... “Если ежедневное изложение собственных помыслов будем принимать за изложение веры, то истины точной у нас не останется”» 213 . Но Акакий настаивал на собственном варианте, в основу которого было положено учение о «подобии», и после Севастийского собора он даже стал предво­дителем партии так называмых «омиев», объединившей старых ариан с оказавшимися способными к компромиссам аномеями. Когда омиусиане на продолжившихся заседаниях «спросили акакиан, в каком отношении признали они Сына подобным Отцу», те ответили: «в отношении только к воле, а не к существу» 214 . Началась бурная дискуссия, в ходе которой выявилось, что большинство соборян отвергает не только аномейство, но и формулу о «подо­бии», и комит Леон, явным образом сочувствовавший арианам, покинул собор. Когда «посланные к нему встретили в его доме сообщников Акакия и... стали... звать его в собрание, он отка­зался под тем предлогом, что собор разделился на партии, меж­ду тем как царь приказал ему присутствовать на соборе соглас­ном и полном» 215 . Продолжая заседания без комита Леона и без акакиан, Севастийский собор низложил Акакия Кесарийского, Евдоксия Анти­охийского, Урания Тирского, Феодула Керетанского, Феодосия Филадельфийского, Евагрия Митиленского, Леонтия Триполийского, Патрофила Скифопольского и Георгия, захватившего Алек­сандрийскую кафедру. Вместо Евдоксия на Антиохийскую кафе­дру был избран пресвитер Аниан, но Леон подверг его аресту и ссылке. Севастийский собор направил своих делегатов во главе с Василием Анкирским к императору, вернувшемуся с иранского фронта в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Преподобномученик Илия Ардунис. В молодости отрекался от Христа, потом девять лет был в покаянии на Афонской Горе и, не находя покоя в душе, ушел на родину и исповедал Христа там, где отрекся от Него. Турки бросили его в пламя, но огонь не коснулся Илии. Пострадал он 31 января/13 февраля 1686 года. От мощей его исходило благоухание. Преподобномученик Роман. В Солуни исповедал Христа истинным Богом. Турки подвергли его мучениям, но христиане выкупили Романа, и он жил на Афоне в посте и молитве. Позже прп. Роман ушел в Константинополь и там опять исповедал свою веру. Его били, держали сорок дней в колодце, мучили, потом отсекли голову. Пострадал прп. Роман 16/29 февраля 1694 года. Преподобный Нил Мироточивый своими подвигами превзошел даже древних подвижников. Он воспитывался дядей-монахом, ибо родители его рано умерли. Нил с дядей удалились на Афон и поселились у святых камней, где удобно было безмолвствовать. В диком месте построили храм и келлии, но прп. Нил отыскал еще более дикое и суровое место среди скал, неприступное даже для зверей, и поселился там. Он нес великие подвиги в слезах и посте, и житие его было равноангельское. Преподобный почил в 1694 году и был погребен при своей келлии. Из его мощей в изобилии истекало благовонное миро, даже до моря. Многие исцелялись его молитвами. В 1815 году был построен храм при пещере прп. Нила. Преподобномученик Никодим был родом из Албании. Увлекся чувственной жизнью и изменил вере Христовой, но Бог призвал его, и на Афоне он вспомнил райскую красоту и оплакивал себя за богоотступничество, изнуряя плоть свою. Потом Никодим ушел на родину и перед турками исповедал Христа. Его сбросили с высоты, но св. Никодим опять пришел, и его три дня мучили, а потом обезглавили. Он пострадал 11/24 июля 1722 года. Преподобный Никодим просиял в пределах ватопедских. Память его совершается 11/24 июля. Преподобный Акакий Новый. Был благочестивым юношей и любил молитву и благочестие. Ушел на Афон, где в местности Кавсокалива в безмолвии и молитве предавался подвигу. Прп. Акакий питался хлебом и водой через два, а иногда три дня. После двадцати лет своих трудов он переселился в пещеру прп. Максима Кавсокаливита и усилил подвиги, питаясь только травами. Много претерпел преподобный от демонов. Помогал братии, ибо имел дар прозорливости. Спал он всего полчаса и имя Иисусово носил в сердце своем. Отошел дух его в райские обители 12/25 апреля 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между теми, которые в 431 г. были на стороне св. Кирилла и Ефесского собора, оказались тоже свои крайние. Кирилла стали порицать за то, что он вступил в общение с восточными, которые признают два естества. Даже в том, что он принял в свое послание вероизложение восточных, усматривали осужденную Ефесским собором попытку составить новый символ веры. В своих посланиях (к Акакию мелитинскому, Валериану иконийскому, Суккенсу диокесарийскому и пресвитеру Евлогию) Кирилл разъяснял своим неумеренным приверженцам, что признавать во Христе два естества не значит еще расторгать Его личное единство. Акакий мелитинский довольно прозрачно давал Кириллу понять, что, вступая в общение с несторианствующими восточными, он нарушил постановление Ефесского собора — не дозволять никакого другого вероизложения, кроме никейского символа, — и затем стал в противоречие со своим собственным учением, выраженным в 12 анафематизмах. Кирилл отвечал, что никакого нового символа он и не ввел; но нужно же было восточным очистить себя от подозрения в несторианстве; что от своего учения он не отступил ни на иоту, потому что догматика Иоанна антиохийского, при сходстве в букве, существенно разнится от несториевой по смыслу, что, напр., Несторий учил о двух сынах, а восточные — проповедуют одного, что известные евангельские изречения Несторий приписывал отдельно Богу и отдельно человеку, против чего и направлен один из анафематизмов Кирилла; Кирилл запрещал разделять эти изречения на два лица или ипостаси, отвергать же различия качественных определений Божества и человечества одного и того же Христа Кирилл никогда и не думал, а в изложении веры Иоанна антиохийского только о последнем различии и говорится. Но весьма характерно уже то, что один из знаменитейших сподвижников Кирилла на Ефесском соборе настолько мало истинный смысл его богословской оппозиции Несторию, что мог поставить Кириллу упрек за его отношение к восточным. Акакий был прав в том отношении, что воссоединение с восточными через подписание их вероизложения не было предусмотрено на соборе и доводило до кризиса известное постановление о никейском символе, доказывая непрактичность подобной меры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Св. Кирилл потребовал высшего суда: но его силою выгнали из Иерусалима 305 . Епископ Силуан принял Кирилла в Тарсе с любовью и у народа Кирилл пробрел уважение как жизнью, так и проповедью. Акакию больно было и это. Он потребовал от Силуана прекратить связь с Кириллом, потом потребовал самого Кирилла на новый суд епископов. Но в 359 г. Собором Селевкийским осужден был Акакий как арианин, а Кириллу возвращены были права его. Между тем Акакий пред тем (в 358 г.) соединился с Евдоксием Константинопольским, открытым арианином, и в 360 г. св. Кирилл Собором Евдоксия лишен кафедры и сослан в заточение 306 . Юлиан по своим целям в 361 г. возвратил Кирилла (как и прочих бывших в изгнании епископов) пастве и открыл свою войну против Господа: Богоотступник не только позволил иудеям, но отдал приказание своему префекту восстановить Иерусалимский храм 307 . Св. Кирилл указывал слепцам на пророчества Даниила (9:26–27) и Спасителя ( Мф. 24:2 ); а в наставление векам Промысл разрушил замысл гордости сколько торжественно, столько и ужасно: огонь из оснований храма бросал камни и жег делателей суеты. Язычники трепетали и обращались во Христу; иудеи кричали: Сын Марии Бог , и однако-же многие остались с жестокосердием 308 . Император Валент еще раз (в 367 г.) изгонял исповедника из Иерусалима. Возвращенный (в 378 г.) Феодосием Великим св. Кирилл нашел в Церкви Иерусалимской раздоры и беспорядки – обыкновенные плоды преобладания неправославной власти. Он успел смирить духоборцев и даже обратил их к Св. Церкви. Но аполлинаристы коварно возмущали даже некоторых православных против св. Кирилла. Св. Григорий Нисский , посланный Собором усмирить раздор в Аравии и Палестине, с скорбью писал, что не мог вполне исполнить поручение Собора 309 . Но ум и любовь св. Кирилла успели после того примирить с ним многих 310 . На Вселенском Соборе 381 г. св. Кирилл подписал осуждение еретикам, признававшим Тварью месте в Сыном Божиим и Св. Духа. И Собор писал потом на Запад, откуда отчасти подымались неудовольствия против блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Второй раскол, длившийся 35 лет, получил название «схизмы Акакия». Константинопольский епископ Акакий сочувствовал монофизитам, но сохранял видимость своего православия. Он не поддерживал общения с антиохийским патриархом Петром Гнафевсом, ярым монофизитом, но общался с умеренным монофизитом Петром Монгом, александрийским папой. Именно общение с Петром Монгом и признание его епископом Александрии скомпрометировали Акакия в глазах Рима. Главным критерием православия тогда было отношение к энотикону императора Зенона. Энотикон означал фактический откат от решений Халкидонского собора, и те, кто его поддерживал, могли с полным основанием считаться монофизитами. Петр Монг энотикон поддерживал, а Акакий признавал его епископом: для Рима это было достаточно, чтобы обвинить Акакия в ереси и отлучить от Церкви. Папа Феликс II написал: «Знай, что по суду Св. Духа и апостольского авторитета ты никогда не будешь изъят из уст анафемы» (484 год). Так возник новый разрыв отношений между Римом и Константинополем. Он не был ликвидирован и после смерти Акакия, хотя его преемники Македоний и Евфимий были чистыми православными и боролись с монофизитами. В Риме считали, что преемник еретика, если он публично от него не открестился (чего в отношении Акакия сделано не было), – еретик. После прихода к власти императора Юстина монофизитство на Востоке было побеждено или, скорей, отдалилось: монофизитские провинции попросту отпали от Восточной империи и перестали быть ее частью. В 519 году послы папы Гормизды торжественно прибыли в Рим, чтобы принять покаяние Константинопольской церкви и восстановить в ней православие. Патриарх Константинопольский подписал привезенную ими унизительную грамоту, в которой среди прочего говорилось: «Нельзя пренебрегать словом Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: ты еси Петр, и на сем камне созижду Церковь мою ( Мф. 16:18 ). Эти слова подтверждаются совершением событий: потому что апостольский престол (то есть Рим) всегда хранит кафолическую веру ненарушимою. Итак мы, желая не отпадать от сей веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси». По требованию послов из диптихов вычеркнули не только Акакия, но и Македония с Евфимием. Впрочем, потом последние двое были потихоньку «восстановлены в правах» и даже причислены к лику святых. Вселенские патриархи и императоры – иконоборцы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со времени построения Воскресенского монастыря (в 1656 году) до низложения Патриарха Никона (в 1666 году), управляли Воскресенскою обителью три Настоятеля: первым был Игумен Стефан, возведенный при освящении первого храма обители (деревянного) в 1657 году, 18 Октября, в сан Архимандрита; второй Архимандрит Герасим с 1659 по Декабрь 1665 года, скончался и погребен в сей обители. Место его занял Архимандрит Акакий, из Казначеев той же обители, возведен в сан Архимандрита самим Патриархом 25 Декабря, 1665 года, управлял по 1669 год, скончался и погребен в сем монастыре. Чрез год по низложении Патриарха (в 1667 году), когда Царь Алексей Михайлович, в Декабре месяце, по обычаю, приезжал на храмовой праздник Пр. Саввы Звенигородского, тогда Воскресенский Архимандрит Акакий, по чину, как было при Святейшем Патриархе, ездил в Саввин монастырь с образом и хлебом в поднос Великому Государю, при чем докладывал ему, Государю, «о чине и уставе церковном и монастырском и о звоне», что, де, в Воскресенском монастыре чин и устав церковный и монастырской звон отменны, не как в прочих обителях Московских». На это Царь Алексей Михайлович приказал Архимандриту изустно своим Государевым словом: «Как, де, было у вас при Патриархе, чин и устав монастырской и звон, так вы пойте и звоните, ничего не переменяйте!» И в то же время, из того же похода, из Саввина монастыря приезжал в обитель Воскресенскую, для соглядания строения великие каменные церкви и всего монастыря и церковного чина и монастырского, Его Царского Пресветлого Величества Духовник его, Протопоп Государев, Андрей Саввинович, и он приказывал Государским словом Архимандриту с подкреплением великим, чтобы чина и устава церковного и монастырского, как было при Святейшем Патриархе Никоне , пение, чтение и звон, так бы все творили, а ничего не изменяли 14 . Но «соглядание строения великой каменной церкви» на этот раз не имело никаких последствий: строение это остановилось тотчас же по удалении Патриарха в заточение, как по недостатку средств, так и еще более, по недостатку исполнителей 15 , и оставалось в том самом виде, как было при выезде Патриарха из обители, до конца 1678 года, в котором Воскресенский монастырь впервые удостоился Царского посещения после опалы, постигшей его, вкупе с Патриархом, и состоявшей главным образом в забвении его высокого значения, которое лежало в его основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ [Агафангел] († 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция . Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского ), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.). Гимнография Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна. Иконография Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.). Ист.: BHG, N 2005-2006; Ruinart. Acta. P. 199-202; ActaSS. Mart. 1736. T. 3. Col. 903 sq.; Laty š ev. Menol. С. 298-300; SynCP. P. 564-566. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409, 429, 433, 452; Т. 2. С. 92, 93, 283; Т. 3. С. 144-145; Weber J. De actis S. Acacii. Lipsiae, 1913. P. 52-54; AnBoll. 1914. T. 33. P. 346 sq.; EC. T. 1. P. 157; Halkin F. Un ménologe de Patmos (Ms. 254) et ses légendes inédites//AnBoll. 1954. T. 72. P. 27; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 19; DHGE. T. 1. Col. 236-237. Иконогр.: Менолог. С. 194. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/63784.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010