Энотикон (Ενωτικον) А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне (оглавление) Акакий соблазнился на план примирения с линией преемников Диоскора и Элура. Поэтому Константинополь не признал и Талайю. Тот, боясь участи Протерия, убежал в Рим. Новый префект Египта получил инструкцию вызвать из подполья Петра Монга и сговориться с ним на основе подписания нового документа с принятием в общение «протерианцев,» т.е. всех православных. Этот новый документ и есть так называемый Энотикон Зинона. Редактирован он, по-видимому, самим Акакием. Император Зинон обращается в форме письма к «жителям Александрии, Ливии и Пентаполя, к епископам, клиру, монахам и народу.» Опечаленный настоящими раздорами и внимая просьбам ο церковном единении, император заявляет, что он поддерживает «вероопределения Никейского 325 г. и Константинопольского 381 г. соборов и все, что сделано в Ефесе (??) против Нестория и против иных, кои позднее думали так же, как и он....» «Да будет вам ведомо, что мы и повсюду сущие церкви не принимали, не приемлем и не будем принимать иного символа или вероопределения, кроме св. символа, изреченного 318 отцами, подтвержденного 150 приснопамятными отцами, коему последовали и св. отцы, собравшиеся в Ефесе, ниспровергшие нечестивого Нестория и его единомышленников. Оного Нестория, a равно и Евтиха, мудрствующих противно вышесказанному, и мы анафематствуем, приемля и 12 глав, изреченных блаженной памяти Кириллом Александрийским. Исповедуем также, что Единородный Сын Божий и Бог, поистине вочеловечившийся Господь Наш Иисус Христос, Единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, снисшедший и воплотившийся от Марии Девы Богородицы, есть Един, a не два . Единому мы приписываем чудеса и страдания, которые Он добровольно потерпел плотию. A разделяющих или сливающих или вводящих призрачность вовсе не приемлем, ибо безгрешное поистине воплощение от Богородицы не произвело в Сыне прибавления. Всякого же иначе мудрствующего теперь или когда бы то ни было, в Халкидоне или на каком-либо ином соборе — анафематствуем.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435206/

Примеру Иоакима Макригениса последовали удалившиеся на покой в Г. м. митрополиты Григорий Кассандрийский и Дамаскин Фессалоникийский, к-рые из своих средств помогали восстановлению мон-ря. При преемниках Иоакима Г. м., бывший общежительным, снова переходит на особножительный (идиоритмический) устав. В Г. м. подвизались новомученики Лука Митилинский († 1802), Герасим Карпенисийский († 1812) и Игнатий Новый († 1814). В кафизме Пресв. Богородицы монашествовал нек-рое время прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прежде чем он окончательно поселился в Кавсокаливиях. Во время Греческой национально-освободительной революции (1821-1829) Г. м., как и проч. мон-ри Св. Горы, заняли турки. Тогда мн. монахи в стенах и вне мон-ря приняли мученическую смерть, пытаясь защитить святыню. Турки сожгли в печи все книги обители, а в соборе сделали стойло. Однако нек-рые монахи успели отплыть в освобожденную Грецию с мощами и реликвиями. От тех тяжелых лет тур. оккупации и подавляющей нищеты сохранился документ, в к-ром малочисленная братия просит Великую Лавру взять их мон-рь под свою опеку в качестве подворья: «…мы, смиренные ваши рабы… не смогли управиться сами… и оставляем монастырь, который с нашего общего согласия отдаем вам как подворье, и управляйте им, как вас просветит Бог» ( Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης). 1966. T. 1. Σ. 55-56). О том, какова была реакция на эту просьбу, сведений не сохранилось, но, видимо, лавриоты сами находились в бедственном положении и от предложения отказались. Уцелевшие из отбывших во время восстания монахов возвратились в 1830 г. в Г. м. с о-ва Сифнос вместе с сохраненными ими мощами и реликвиями. В 1820 и 1853 гг. разлившимся горным потоком были смыты в море причал Г. м. с лодками, мельница и др. прибрежные строения (Ιερ Μον Οσου Γρηϒορου. 2003. Σ. 32-33). В 1890 г. над мон-рем случился лесной пожар, к-рый был потушен чудесным образом, когда из обители вынесли мощи прмц. Анастасии Римляныни. Кафигум. Симеон. Фотография. Кон. XIX в. Кафигум. Симеон. Фотография. Кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/168091.html

В гневе турки едва не растерзали М. Н. Когда они привели его к наместнику, М. Н. заявил, что был обращен в ислам насильно, и предъявил документ, составленный законоведом. Наместник отпустил М. Н., но это вызвало гнев мусульман, которые стали угрожать, что донесут на него султану как на врага веры. Испугавшись, наместник велел привести к нему М. Н. и стал убеждать его принять ислам, доказывая, что если бы мусульманская вера не была лучше других, то Бог не дал бы туркам такое могущество, славу и богатство. Но М. Н. ответил, что Христос дает верующим в Него не земное, а Небесное Царствие. Наместник велел держать М. Н. в тюрьме 40 дней подвешенным за подмышки и ежедневно бить его. Но т. к. святой не изменил своего решения, то по прошествии указанного срока наместник приказал поместить его на 90 дней в сухой колодец. Тюремщики раз в день поднимали М. Н. на поверхность для побоев. Однажды ночью колодец осиял божественный свет; послышалось пение ангелов. Отец М. Н., помогавший мучителям, заглянул в колодец и ослеп. Находившийся вместе с М. Н. в колодце преступник-мусульманин, увидев божественный свет, уверовал во Христа и впоследствии пострадал за Него в Кютахье. Наместник, испугавшись, как бы тюремные стражники также не стали христианами, велел палачам отвести М. Н. за город и казнить. Святого отвели в ущелье, побили камнями, а затем обезглавили. В момент казни раздался гром, засверкали молнии и поднялся такой сильный вихрь, что палачи едва остались в живых. Тело М. Н. находилось в ущелье непогребенным, и каждую ночь над ним был виден столп света. Через несколько дней христиане тайно похоронили святого. Впоследствии главу М. Н. передали в скит прав. Анны, часть мощей - матери преподобномученика, которая поместила их в ц. Св. Троицы в Киосе. От мощей М. Н., оставшихся в Прусе, исходило благоухание и совершались чудеса. Ист.: ΝΜ. 1856. Σ. 58; ΝΛ. 1873. Σ. 334-339; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 304. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 327-329; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 284; Μακριος (Νοταρ), μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομον., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσ., 19963. Σ. 743-747; Μωσς Αγιορετης, μον. Ο Αγιοι το Αγου Ορους. Καρυς, 2008. Σ. 409; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 68-69. Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых)

http://pravenc.ru/text/2561448.html

1967. Т. 2. С. 38-105; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Василий Багратисдзе. Житие прп. Евфимия Мтацмидели//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Acte de vente (N 3), 16 avril, 982//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 114-116; Acte de garantie (N 4), juileet, 982//Ibid. P. 117-129; Acte d " echange (N 5), juillet, 982//Ibid. P. 129-134; Acte du prôtos Léontios (N 24), decembre, 1020//Ibid. P. 228-233; Acte du juge Léon (N 32), avril 1059 plutot que 1074//Ibid. P., 1990. Vol. 2. P. 80-87; Acte du prôtos Paul (N 42), octobre, 1080//Ibid. P. 135-140; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. Общие сведения о Картлис Цховреба и ее источниках. Тифлис, 1886. С. 47 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. История Грузии: С древнейших времен до X в. Тифлис, 1889. С. 245 (на груз. яз.); Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 30-48, 76-77, 81-83, 183-185, 188, 206, 313-331; Adontz N. Tornik le Moin//Byz. 1938. Vol. 13. P. 143-164; Ломоури Н. К истории восстания Варды Склира//Труды/ТГУ. Тбилиси, 1957. Т. 67. С. 29-46; Lefort J. Histoire du monastére d " Iviron des origines jusqu " au milieu du XIe siécle//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 7-12, 15-25, 30-33; idem. Histoire du monastére d " Iviron du milieu du XIe siécle à 1204//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 19, 22; M é tr é v é li H. Note sûr le Synodikon d " Iviron//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 13-16. Н. Т.-М. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/578028.html

К сожалению, нужно сказать, что и эти труды в большей своей части остаются неизданными. § 2 Этот период XIV века является, несомненно, наиболее интересным и выдающимся временем в духовной истории Афона. К сожалению, он не продолжался долго. В течение первых веков турецкого владычества Св. Гора не была очень деятельна духовно. Святость, однако, продолжала процветать там, и у нас есть много святых этого периода: прп. Нил (XVII в.), прп. Иерофей (XVII в.), прп. Акакий (XVIII в.) и другие. Но мы не много знаем о них, так как им не пришлось найти таких прекрасных биографов, как их предшественникам исихастского периода. Новый тип святых турецкого времени тесно связан с Афоном – новомученики. Это были христиане, замученные турками за их исповедание святой веры. Значительной частью их были афонские монахи, другие вдохновлялись на мученичество монахами. Афонские монахи учили, что христианин, отрекшийся от своей веры и ставший мусульманином (что нередко случалось в эти времена угнетения), не может удовлетвориться частным покаянием в отступничестве, но должен открыто отвергнуть ислам и открыто исповедать христианскую веру пред лицом турок. Такое отвержение ислама магометанином строго каралось турецкими законами: лица, так поступавшие, жестоко умерщвлялись. Святогорское учение о необходимости открытого исповедания породило много мучеников. Некоторые осуждали его как требующее слишком много от человеческой природы. Многие, однако, осуществили его на деле. Оно было выражением преданности афонских монахов своей вере и серьезности, с которой они относились к вопросам, касающимся спасения. Новый замечательный период начался на Афоне во второй половине XVIII века. Он продолжался до Греческого восстания (1821) и, может быть, даже далее. Св. Гора вновь заняла руководящее место в духовной жизни православного мipa. Мы не имеем здесь в виду основание Богословской Академии на Афоне. Она существовала там в течение некоторых лет под руководством известного греческого ученого XVIII века Евгения Вулгариса (†1806), очень достойного человека с энциклопедическими знаниями, хотя скорее эклектика и, может быть, несколько поверхностного 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 2008 году старейшая библиотека стала и обладателем всех восьми томов уникальной рукописной Библии («Оттхайнрих»-Библия), созданной в первой половине XV века в Баварии. Эту рукописную книгу с ее уникальными цветными миниатюрами, выполненными на высококачественном пергаменте, специалисты считают одной из самых драгоценных в мире, а в Германии ее относят к самым ранним переводам Нового Завета на немецкий язык, именно поэтому ее прозвали «Королевой всех Библий». Впервые за несколько столетий ее выставили для публичного обозрения в Музее сокровищ Баварской Резиденции. Здесь я обратился к администрации Резиденции с просьбой помочь в поиске мощей святых Кира и Иоанна. Попросили заполнить особую анкету и подождать телефонного звонка или сообщения по электронной почте. Поклонимся мощам святой великомученицы Екатерины Александрийской Как-то листая старые немецкие книги, повествующие об истории Ордена иезуитов в Баварии, я наткнулся на краткий рассказ о том, что в Мюнхене ежегодно торжественно отмечался общий праздник «14 святых помощников». Мюнхенские католики праздновали его 8 августа, а в группе «святых помощников» значились такие имена, как «святые Акакий, Варвара, Вит, Власий Севастийский, Георгий Победоносец, Дионисий Парижский, Евстафий, Екатерина Александрийская, Кириак, Маргарита Антиохийская, Пантелеимон, Христофор, Эгидий, Эразм». А в одном из мюнхенских иллюстрированных церковных календарей значилось, что в часовне Креста в церкви святого Михаила в 1700 году выставлен новый по тем временам деревянный реликварий с мощами святой Екатерины Александрийской, около которого собираются верующие женщины, имеющие имя этой соименной святой. В традиции Западной Церкви св. Екатерина Александрийская уже несколько веков входит в число «14 святых помощников», почитаемых как единая группа святых со времени постигшей Баварию и всю Европу страшной эпидемии чумы в 1346–1349 годах. Житие св. Екатерины широко известно в Германии. В Дрезденской галерее хранится знаменитая работа Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) «Мученичество святой Екатерины» (1506) – центральная часть алтаря св.

http://bogoslov.ru/article/1428021

Люцифер Каларийский.    Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане. Евсевий из Сардинии.    Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента. Фортунатиан.    Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фор- тунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси. Акакий.    Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия. Серапион.    Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу «О надписаниях псалмов» и «Полезные послания к разным лицам». При императоре Констанции был известен как исповедник. Главы 100—135 Иларий.    Иларий, епископ Пуатье в Аквитании, был изгнан во Фригию синодом Безьера. Написал двенадцать книг против ариан, книгу «О Соборе» для галльских епископов, а также комментарии к псалмам: 1-му, 2-му, с 51-го до 62-го и со 118-го до конца книги. В этой работе он подражал Оригену, но добавил и новый материал. Небольшую книгу, адресованную Констанцию, он подарил императору во время его пребывания в Константинополе, еще одну книгу «О Констанции» он написал после смерти последнего. Сохранились его работы: «Против Валента и Урсация», содержащая историю Аримианского и Селевкийского Соборов, «Послание к префекту Салюсту, или Против Диоскура», а также книга гимнов и мистерий, комментарии к Матфею, еще одна небольшая изящная работа «Против Авксентия» и послания разным людям. Говорят, он писал о Песни Песней, но эта работа нам неизвестна. Умер в Пуатье в царствование Валентиниана и Валента.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1841. Т. 3. С. 221 и др.). Местопребыванием наместников был Киев, куда направлялись касающиеся их грамоты. Первые сведения о киевских наместниках общерус. митрополитов относятся к кон. XIV в., первоначально это были исключительно духовные лица, с кон. XV в. среди них стали появляться светские «паны». Возможно, уезжая из Киева в Москву в 1390 г., митр. Киприан поставил своим наместником Фому (Изуфова), старца с Афона . В 1396 г. митрополит заменил Фому на этой должности архим. Тимофеем (киевляне обвинили Фому в том, что он отравил литов. правителя Киева кн. Скиргайло на пиру на митрополичьем дворе). В 1404 г. митр. Киприан лишил архим. Тимофея наместничества и отослал его вместе со всеми прислужниками в Москву, на его место был назначен архим. Феодосий, настоятель московского в честь Преображения Господня мон-ря . Т. о., наместниками митрополита в Киеве были высокопоставленные духовные лица. Нового наместника назначил свт. Фотий, находившийся в Киеве в 1409-1410 гг. В 1414 г. Литовский вел. кн. Витовт, решивший поставить на митрополичью кафедру Григория Цамблака, приказал переписать все имения кафедры и раздал их «паном своим», наместников митр. Фотия ограбил и выслал в Москву. По-видимому, новый наместник был назначен митр. Фотием в 1420 г., после примирения с Витовтом. В 1451 г. митр. св. Иона назначил киевским наместником протодиак. Михаила, в 1455 г. фиксируется наместник архим. Давид, после него архим. Акакий - лицо особо близкое к митрополиту (старец из его кельи). Отношения главы Церкви с наместниками не всегда складывались благополучно. Так, требуя от архим. Давида явиться в Москву, митр. Иона угрожал ему отлучением от Церкви. До сер. XV в. власть митрополичьего наместника распространялась не только на киевскую, но и на белорусско-литов. часть К. е. О «наместничестве» общерус. митрополита подробно говорится в грамоте митр. св. Ионы Михаилу 1451 г.: «Приказал есмь ему держати наместничьство свое на Киеве, и в Вилне, и в Новегородке, и в Городне, и по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви, которыи из старины потяглы при моем брате при Фотеи митрополите к тому нашему наместничьству» (АИ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1580 году Федоров – уже в Остроге, и печатает Псалтирь и Новый Завет , а в следующем, 1581 году, в августе, появляется отпечатанная им знаменитая Острожская Библия. Через пять месяцев Федоров снова приезжает во Львов, где он и умер в 1583 году 5 декабря и погребен на кладбище при церкви святого Онуфрия. Судьба, не щадившая первого русского печатника при жизни, преследовала его и за гробом. Кладбище было упразднено, надгробные камни взяты на выстилку пола. Один из попавших в пол имел полустертую надпись и печатные знаки Ивана Федорова. Камень этот находился в церкви еще в августе 1883 года, но он не пролежал до 300-летия смерти первопечатника. Осенью, при ремонте церкви и перестиле пола, лом каменщика разбил в кусочки этот единственный памятник на могиле замечательного русского человека и талантливого русского первопечатника. При митр. Макарии получил свободу преп. Максим Грек . Максим Грек после суда в 1531 году послан был в заключение вместо Иосифова Волоколамского монастыря в Тверской Отрочь монастырь, с тем, чтобы быть под надзором тамошнего епископа Акакия. В Твери Максим пробыл ровно 20 лет, до 1551 года. Однако, Акакий разрешил Максиму писание сочинений с самого первого времени пребывания последнего в Твери, почему наибольшая часть остальных многочисленных его сочинений написана именно в Твери. По своему содержанию, сочинения эти весьма разнообразны; их можно разделить на две группы: во-первых, ряд слов против вер нехристианских (против язычества одно, иудейства одно и магометанства три) и христианских исповеданий не православных: против латинства одно, против армянства и вновь явившегося лютеранства – одно; во-вторых, ряд нравственно-обличительных и учительных слов, обращенных к самим Русским. Между обличительно-учительными словами преп. Максима, адресованными к самим Русским должны быть названы два, это: «Слово пространнее излагающе с жалостию нестроениа и безчиниа царей и властителех(-лей) последняго века сего» и «Главы поучительны к начальствующим правоверно».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Сего не довольно. Основанием же определению достоинства епископов принята соборами знаменитость градов. Собор Никейский почтил преимущественными правами и почестями Римского, Александрийского и Антиохийского епископов. За перенесением столицы Римской империи в Константинополь, епископы сего города 1 Константинопольским собором сравнены в достоинстве с прочими патриархами; а собор Халкидонский, подтверждая сие равенство, назначил первое место между патриархами папе как епископу древнего Рима, второе же Константинопольскому пастырю как епископу Нового Рима. Сей Новый Рим, с благосостоянием восточной империи час от часу возрастая, легко мог помрачить величие древней столицы мира, несчастьями запада униженной; и папы Римские не без основания должны были опасаться, что со временем принуждены будут уступить первое в Церкви место Константинопольским патриархам. Присвоение сим патриархам титла вселенского ещё более умножило опасение пап. Таковое соперничество Римского и Константинопольского патриархов во взаимных выгодах и почестях было неисчерпаемым источником споров и междоусобий. Папы не упускали никакого случая вредить и досаждать Константинопольским патриархам – возрождающиеся ежечасно в пределах восточной Церкви ереси и замешательства слишком им в сем способствовали – и партия, противная Константинопольским патриархам, всегда могла полагаться на покровительство пап. Акакий и его преемники, поддерживавшие достоинство Константинопольской кафедры, в самом начале испытали от них гонения – папа Лев I не соглашался на подтвердительное постановление Халкидонского собора в пользу сей кафедры, противополагая оной преимущество Александрийского и Антиохийского престолов. Титло вселенского более всего вооружило пап на Константинопольских патриархов – Григорий называл оное антихристианским; однако же, преемник его Бонифаций III испросил оное у императора Фоки и для Римской кафедры, и сие антихристианское название осталось почётным титлом пап Римских. Ничто более не доказывает, что взаимные раздоры сих патриархов были плодом зависти и честолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010