В этом великом, истинно христианском поступке жертвы на пользу ближних Акакий усмотрел расхищение церковной собственности. Сначала он пригласил Кирилла к себе для объяснений. Однако, св. Кирилл в течение двух лет не находил нужным явиться к Акакию, так как не признавал за ним прав быть своим судьей. Тогда Акакий собирает собор из единомысленных с ним епископов Палестины. Св. Кирилл, не признавая и за этим собором авторитета, а, может быть, и подозревая, с какой определенной и заранее предрешенной целью он был собран, предпочел, несмотря на приглашения Акакие, не явиться на него. На этом соборе св. Кирилл был лишен кафедры, как не явившийся в суд, говорит Сократ (I, II, гл. 40), за расхищение церковной собственности и поругание священных предметов – утверждает Созомен (I, IV, гл. 25). Св. Кирилл, не признавая авторитета за этим собором, имевшим явно арианское направление, желал, чтобы его дело было разсмотрено более безпристрастным собором, повод для созыва которого нашел основательным и сам император. Но в виду того, что слухи о продаже св. Кириллом церковного имущества дошли до него в еще более извращенном виде, а также вследствие противодействия врагов св. Кирилла, вторичный пересмотр дела св. Кирилла не состоялся, и он принужден был подчиниться постановлению созванного Акакием собора и не только оставить кафедру, но и свой родной город. В 358 г. начинается новый период в жизни св. Кирилла. Этот год явился для него началом скорбей и изгнанничества, и подобно св. Афанасию он с мужеством и твердостью переносил все испытания, которые преследуют его непрерывно одно за другим и которые посылаются Провидением как бы для того, чтобы с очевидной ясностью для всех показать, что для защиты святости Христова учения нужны страдания и подвиг. Св. Кирилл первоначально отправляется в Антиохию, но здесь остается недолго, и переселяется в Тарс. Епископ этого города Силуан встретил изгнанника с уважением и, несмотря на представления ему Акакие о том, что св. Кирилл лишен сана и не должен иметь поэтому общения с епископами, дал ему возможность совершать епископическое служение и говорить проповеди . Здесь в непосредственном общении с паствой и воздействии на нее св. Кирилл нашел нравственное удовлетворение в самом несчастии, и проповеди его имели большой успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

А в конце XIX-ro века, под воздействием постепенно распространяющегося просвещения, на востоке значительно ослабели и суеверия, и ненависть к иноверцам, и излишняя привязанность к религиозным обрядам. Но, о если бы, вместе с этим не исчезли строгость нравов и разумная, истинная религиозность! Ведь без религии народная жизнь не может существовать. Религия есть один из краеугольных камней, на коих должна основываться будущая судьба востока 24 . § III Вообще должно сказать, что живая вера в Господа Иисуса Христа весьма сильна и действенна в христианах востока, где она и теперь, как светлая небесная искра, таится в сердцах и простого народа, и интеллигенции, а весьма часто вспыхивает и ярким пламенем. Доказательством этого могут служить многие христианские мученики и подвижники благочестия, пострадавшие за веру или прославившиеся своими подвигами в течение XIX века. Таковы, например, св. мученик Константин, пострадавший в Константинополе 2 июня 1819 года, св. Георгий Новый, пострадавший в Янине 17 января 1838 года, св. мученики – Лука (1802 г.), Иларион Новый (1804 г.), Никита (1808 г.), Евфимий Новый и Игнатий Новый (1814 г.), Акакий Новый (1816 г.), Онуфрий и Гедеон (1818г.), Агафангел Есфигменский (1819 г.), Нектарий (1820 г.), Тимофей Есфигменский, Евдоким Ватопедский (1841 г.) и многие другие 2). И в настоящее время на греческом востоке существуют строгие подвижники веры и благочестия, свято хранящие святую православную веру, служащие светочами истинной нравственности и образцами спасительной жизни. Эти истинные представители восточного православия скрываются обыкновенно в уединенных монастырях и скитах, подвизаются в горах и пещерах Афона, Метеора, Синая и в других монашеских пунктах. И теперь на святой Горе Афонской можно встретить немало истинных подвижников, строгих постников, учителей и наставников народа, пламенных молитвенников за грешный мир, всецело посвятивших себя делам веры и благочестия. На острове Халки, близ Константинополя, в скиту св. Спиридона Тримифунтского, подвизается замечательный старец, иеромонах Арсений, являющийся светочем истинной веры, даже для мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Существует и Сибирский, второй по дате основания, Новый Валаам. Он находится в далеком Уссурийском крае. Просветитель Сибири, святитель Московский и Коломенский Иннокентий, видел важную необходимость устройства на Дальнем Востоке мужского монастыря по примеру образцовой Спасо-Преображенской Валаамской обители. В 1897 году посланцы Валаама, иеромонах Сергий и иеродьякон Герман, преодолели путь от Ладоги до Владивостока и претворили в действительность богоугодные чаяния святого митрополита. Они основали Приамурский Свято-Троицкий Николаевский монастырь, организовали миссионерское дело, которое сразу стало приносить обильную жатву. В 1923 году святыня была разорена, а ныне также благополучно восстаналивается. Новый Валаам в Финляндии оказался третьим, после Американского и Сибирского. Прошло время, к середине 1970-х годов там оставалось только два русских инока: архимандрит Симфориан (1892–1981) и монах Акакий, скончавшийся в 110-летнем возрасте в 1984 году. Ими завершилась история русского Нового Валаама в финской стране. Теперь обитель населяют монахи-финны, которых в свое время возглавил игумен Пантелеимон, ставший теперь митрополитом – предстоятелем Финской автономной Православной Церкви. Здесь же находится известная чудотворная икона Божией Матери Валаамская. Богослужения совершаются на финском языке и по католическому календарному стилю. Современные насельники, численностью 14 человек, управляемые архимандритом, к глубокому прискорбию, находятся под каноническими прещениями Первого Вселенского и других Священных Соборов, что является существенным препятствием для их общения с Русской Православной Церковью и Православием в целом. На Новом Валааме, а также в городе Куопио, где располагается единственный в Западной Европе музей Православной Церкви, хранятся многие святыни, вывезенные с древнего Валаама еще в 1940 году. В частности, там находится бесценная рака преподобных чудотворцев Сергия и Германа, иконы, Евангелия, предметы церковной утвари. К 800-летию Православия в финском Новом Валааме был воздвигнут каменный, в новгородском стиле, Спасо-Преображенский собор. Он построен по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева и открыт в 1977 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Собор в Халкидоне одновременно с восстановлением единства вероучения сделал новый шаг навстречу размежеванию восточной и западной церквей. Император добился того, что 28-й канон собора провозглашал: Константинополю на Востоке положено занимать первое место, его епископ по рангу и авторитету стоит наравне с Римом. Таким образом, ранги Константинополя и Рима стали равными. Собор передал под юрисдикцию Константинопольского патриарха церкви провинций Понта, Азии и Фракии. Со времен Халкидонского вселенского собора 451 года можно говорить об окончательно сложившихся пяти патриархатах: в Восточной Римской империи - Константинополь, которому были подчинены Антиохия, Александрия и Иерусалим, а на Западе - равнозначащий с ним Рим. Звание патриарха в Риме впервые применил папа Лев I, а в Константинополе.- Акакий. Из соперничества глав церквей обеих столиц Иерусалим, Антиохия и Александрия были окончательно исключены в результате арабских завоеваний. Новый шаг в направлении организационной и административной унификации христианской церкви привел к тому, что патриаршие церкви оказались подчиненными двум центрам, римскому и константинопольскому. Иерархическое равенство Константинопольского и Римского патриархов, верховная церковно-административная власть, осуществленная в восточной церкви, представляли уже серьезную угрозу развивавшемуся в то время универсализму папства. Равнозначность и обособление Рима и Византии отражали реальное политическое и церковно-политическое положение. В основе углубления противоречий между ними лежали и идеологические обстоятельства. Монофизитской концепции, укоренившейся на Востоке, соответствовало организационное слияние государства (человеческое) и церкви (божественное) в цезарепапизме (политическое монофизитство). На Западе отношения между государством и церковью складывались совсем по-иному. Здесь католическое учение о двух природах Христа - божественной и человеческой, пребывающих в единстве, обусловливающих друг друга, но не смешивающихся между собой, - последовательно вело к дуалистической теории. Религия и политика, не смешивающиеся в государственной жизни, но и неотделимые друг от друга, создают единство. Этот западный дуализм стал основой средневековой теории о государстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/441578/

Глава VI. Монастырское кладбище XVII столетия В первое пятидесятилетие Воскресенской обители на монастырском кладбище погребались лишь Настоятели, братия и трудники сей обители. Из 11 Настоятелей, управлявших сею обителью до 1700 года, известно определенно (из монаст. Синодика 1691 года), что погребены в оной пять, а именно: Архимандрит Акакий († 1669) и Феодосий († 1680) на прежнем братском кладбище (на восточной стороне Соборной церкви, Варсонофий († 1680), Герман I († 1682) и Герман II († 1699); но известны места погребения лишь трех последних, из которых Герман I и Варсонофий погребены в церкви всех Святых, что под колокольнею, а Герман II († 1699) у восточной стены Голгофской церкви. Остальные 6 Архимандритов столетия: Стефан, Герасим, Исайя, Филофей, Никифор и Никанор, по всем вероятиям, тоже скончались в сем монастыре, а погребены на братском кладбище (на восточной стороне, за алтарем Соборного храма), которое в прошлом столетии занято все могилами мирских особ, и по тому могилы столетия составили нижний слой оного, а братское кладбище перенесено к Рождественскому Собору. В Соборном храме прежде Святейшего Патриарха Никона , возлегшего здесь на вечный покой под Голгофою, 26 Августа, 1681 года, погребены, под крыльцом Голгофской церкви, им самим: 1) Иподьякон Никита, Пострадавший за Патриарха по известному Зюзинскому делу († 1665 г.), и 2) Мастер Петр Иванов сын Заборовский († 1665 г.), много потрудившийся о украшении Соборного храма «в ценинных и иных делах немалое время», за что Патриарх также почтил его память личным участием в его погребении. Сие видно из надписания на каменной плите, вставленной в стену Голгофской церкви, приведенного нами в историческом обозрении. Против Патриаршей гробницы, в притворе церкви Михаила Архангела, погребен воспитанник Святейшего Патриарха и его жизнеописатель, крестовый Дьяк Царевен, Иван Корнилович Шушерин, скончавшийся в 1680 годах (как видно из церковных описей сих годов). Других знатных лиц, на сколько известно, в Воскресенском монастыре, в течении второй половины XVII столетия, погребено не было. Читать далее Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Усадьбу выбрали не просто так: в ней была обнаружена икона преподобных Сергия и Германа. Два стоявших рядом амбара перестроили в Преображенскую церковь. Для ее обустройства использовали то, что удалось вывезти при эвакуации. Иконы, находившиеся на Старом Валааме в трапезной церкви, здесь использовали для нижнего яруса иконостаса. Для верхнего яруса взяли иконы из праздничного ряда иконостаса Спаса-Преображенского собора, а царские врата — из нижнего храма. В церковь поставили игуменское кресло, изготовленное в 1869 году для игумена Дамаскина. Главной святыней обители стала Валаамская икона Божией Матери. Позже к монахам с Валаама присоединились общины Печенгского монастыря и Коневецкого монастыря — они привезли Коневскую икону Божией матери. Внутреннее убранство собора на Новом Валааме. Фото Paul Lenz/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.5 В 1957 году Ново-Валаамский монастырь перешел в юрисдикцию Финской Православной Церкви. После этого семеро монахов переехали в СССР, в Псковско-Печерский монастырь. 2 Древний звон для новых монахов Изначально в новой обители жили 175 монахов. Шли годы, их число уменьшалось. В 1981 году скончался архимандрит Симфориан, проживший почти девяносто лет, а в 1984 году — 110-летний монах Акакий (в миру Андрей Кузнецов) из Печенгского монастыря. Уходящие монахи успели подготовить смену из молодых православных финнов, проводящих богослужения на финском языке. Теперь Новый Валаам — музей-монастырь, культурно-исторический центр. Большинство опустевших монашеских келий переоборудованы под гостиничные номера. Гостей ждут сувенирные киоски, ресторан «Трапеза» — в меню, из уважения к монастырским традициям, доминируют рыбные и овощные блюда. На территории монастыря действует иконная мастерская, свечная фабрика, винный завод — ликеры и вина делают из выращенной здесь смородины. Центральная площадь монастыря. Фото Vollkornbrot/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Монахов Нового Валаама немного — около десятка. О прежней обители напоминают колокола, увезенные с острова. И сам Новый Валаам — религиозно-просветительский центр, бывшее убежище от беды, а ныне — островок Православия в стране Евросоюза.

http://sever.foma.ru/novyj-valaam-kak-v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

В завещании Константинопольского патриарха Серафима I (1734) это собрание калив упоминается уже как скит, устав которого был утвержден И. м. в 1788 г. Кириакон, посвященный Усекновению главы св. Иоанна Предтечи, согласно настенной надписи, построен в 1779 г., а расписан в 1799 г. мон. Никифором из Карпенисиона на средства иером. Паисия с Закинфа. Сохранились также 2 строения того же времени рядом с кириаконом и полуразрушенный храм, возведенный прмч. Иаковом. В скиту подвизались вдохновитель движения колливадов свт. Макарий Нотара (1731-1805), Христофор Продромит из Арты (кон. XVIII в.), ученик Евгения (Булгариса), написавший много гимнографических сочинений, сщмч. Григорий V, патриарх Константинопольский († 1821), нмч. Константин с о-ва Идра († 1800), преподобномученики Прокопий († 1810), Онуфрий Габровский († 1818), Евфимий Новый из Димицаны († 1814), Игнатий († 1814) и Акакий Новый из Нивори († 1816). Последние четверо готовились к мученическому подвигу в каливе свт. Николая Чудотворца под рук. старца Никифора, духовника патриарха сщмч. Григория V, который построил здесь посвященный им храм. В принадлежащей скиту каливе св. Архангелов подвизался старец прп. Иларион Грузин ( Антоний (Святогорец). 1985. С. 59). В 1964 г. в ней поселился старец Паисий Святогорец. Вскоре он испросил благословение на сооружение новой каливы в овраге близ источника св. Иакова, но из-за сырости у него обострилась болезнь легких, и после операции (1966) в 1967 г. он был вынужден перейти жить в более сухое место - в Катунакии ( Исаак (Аталлах). 2006. С. 177-188). Во время становления скита в нем было 13 калив и насчитывалось 33 монаха, в нач. XX в.- 14 калив (из них 2 румынские) и почти 40 монахов. К 2009 г. сохранилось 8 калив, из к-рых населена только одна. Братия (6 чел.) занимается изготовлением ладана. В 1845 г. И. м. имел 20 келлий (в к-рых проживало 58 насельников) ( Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 326), в нач. ХХ в.- 15 келлий, из которых 5 были заселены рус. монахами: свт. Иоанна Златоуста и свт. Николая Чудотворца близ Кареи, Св. Троицы, преподобных Петра и Онуфрия и Пояса Пресв. Богородицы в местности Магула. В наст. время И. м. принадлежит 26 келлий, из к-рых 10 находится в Карее, 13 - между Кареей и И. м. и 3 - недалеко от мон-ря Филофея. Келлия св. Димитрия в Карее используется в качестве конака, или представительства И. м. в св. Киноте. К 2009 г. всего в келлиях проживало 27 монахов, большинство из них занимались огородничеством и садоводством.

http://pravenc.ru/text/293365.html

К сожалению, нужно сказать, что и эти труды в большей своей части остаются неизданными. II Этот период XIV века является, несомненно, наиболее интересным и выдающимся временем в духовной истории Афона. К сожалению, он не продолжался долго. В течение первых веков турецкого владычества Св. Гора не была очень деятельна духовно. Святость, однако, продолжала процветать там, и у нас есть много святых этого периода: прп. Нил (XVII в.), прп. Иерофей (XVII в.), прп. Акакий (XVIII в.) и другие. Но мы не много знаем о них, так как им не пришлось найти таких прекрасных биографов, как их предшественники исихастского периода. Новый тип святых турецкого времени тесно связан с Афоном – новомученики. Это были христиане, замученные турками за их исповедание святой веры. Значительной частью их были афонские монахи, другие вдохновлялись на мученичество монахами. Афонские монахи учили, что христианин, отрекшийся от своей веры и ставший мусульманином (что нередко случалось в эти времена угнетения), не может удовлетвориться частным покаянием в отступничестве, но должен открыто отвергнуть ислам и открыто исповедать христианскую веру пред лицом турок. Такое отвержение ислама магометанином строго каралось турецкими законами: лица, так поступавшие, жестоко умерщвлялись. Святогорское учение о необходимости открытого исповедания породило много мучеников. Некоторые осуждали его как требующее слишком много от человеческой природы. Многие, однако, осуществили его на деле. Оно было выражением преданности афонских монахов своей вере и серьезности, с которой они относились к вопросам, касающимся спасения. Новый замечательный период начался на Афоне во второй половине XVIII века. Он продолжался до Греческого Восстания (1821 г.) и, может быть, даже далее. Св. Гора вновь заняла руководящее место в духовной жизни православного мipa. Мы не имеем здесь в виду основание Богословской Академии на Афоне. Она существовала там в течение некоторых лет под руководством известного греческого ученого XVIII века Евгения Вулгариса (†1816 г.), очень достойного человека с энциклопедическими знаниями, хотя скорее эклектика и, может быть, несколько поверхностного 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010