Недолго думая Василиск предался монофиситству и с высоты своего всевластия в императорской энциклике осудил решения Халкидонского Собора и Томос папы Льва 134 . Однако эта мера, которая вызвала огромное возмущение православных византийцев, только ускорила его падение. Зинон, напротив, стремился путем компромисса достигнуть примирения между восточными монофиситами и диофиситским византийским населением. В 482 г. по соглашению с константинопольским патриархом Акакием он издал так называемый Энотикон, объединительный эдикт, который признавал определения первых трех Вселенских Соборов, а сам спорный вопрос стремился обойти посредством того, что избегал выражений «две природы» и «одна природа» 135 . Очень скоро, однако, выяснилась невозможность компромисса на религиозной почве, ибо по понятным причинам Энотикон не мог удовлетворить ни приверженцев Халкидона, ни его противников. Вместо двух теперь противостояли друг другу три партии: убежденные монофиситы, убежденные диофиситы и конформисты из обоих лагерей, которые соглашались с императорской вероисповедной формулой. Папа также решительно отверг Энотикон и провозгласил отлучение патриарху Константинопольскому. В ответ на это тот вычеркнул имя папы из диптихов, и таким образом между Римом и Константинополем начался раскол, которому было суждено продлиться более тридцати лет. Когда в 491 г. Зинон умер и речь зашла о выборе нового императора, народ стал кричать его вдове Ариадне: «Дай Империи православного императора! Дай Империи императора-римлянина!» 136 . Оба самых жгучих вопроса времени – этнический и религиозный, – которые все еще ожидали ответа, были у всех на устах. В Константинополе более не желали подчиняться иноплеменным выскочкам и еретикам. Выбор пал на пожилого придворного чиновника Анастасия (491–518), который проявил себя как добросовестный управленец и стяжал особые заслуги в деле упорядочения финансов 137 . Он усовершенствовал созданную Константином Великим финансовую систему, стараясь поставить медный фоллис (follis), курс которого был подвержен значительным колебаниям, в четкое соотношение с золотой монетой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Излагаю содержание ер. 110 перифрастически, где это безразлично для спорного вопроса, в буквальном переводе и подлиннике тирады, решающие спор. Исторические обстоятельства, при которых это послание «Δμν πισκπ ντιοχεας» появилось, следующее: не быв под церковным судом, Ириней, по императорскому повелению от 16 февраля 448 г., изгнан из св. тирской церкви и объявлен лишенным священства. Феодорит уже в Кире и не смеет оттуда никуда выезжать. Кафедра тирская еще вакантна. Домн получил послание [из Константинополя] и послал его для прочтения Феодориту [в июле – августе 448 г.]. Автор ер. 110 отвечает: Прочитав послание, я не мог не припомнить изречения Сусанны: «тесно ми отвсюду». Перед нами [κα νν], владыка, альтернатива: или согрешить против Бога, поступив против совести, или же подвергнуться несправедливому суду человеческому. Но мне кажется, что ни о чем этом государь не знает. Если ему желательно, чтобы совершилась хиротония, то что же препятствовало ему прямо предписать это? Между тем, нам грозят, нас запугивают, а указа об этом не присылают. Что-нибудь одно из двух: или государь не соглашается предписать это или нас подбивают на противозаконный поступок, чтобы потом нас же подвергнуть за это взысканию. И такие примеры бывали.... К тому же, в тот самый день, в который мне доставлено послание, пришлось мне прочитать письмо совсем в другом роде: одному святому монаху и спафарий, и экс-магистр писали, что дело боголюбезнейшего епископа Иринея еще уладится, и в благодарность за свои старания об этом просили молитв о себе. Поэтому я думаю, что клирикам, писавшим из царствующего града, нужно отписать следующее: «Последуя избранно боголюбезнейших епископов Финикии, я рукоположил, боголюбезнейшего епископа Иринея, зная о его ревности, великодушии, нищелюбии и других добродетелях, равно как и о его православии. – А что касается его двубрачия, то мы последовали нашим предшественникам. Ибо и Александр, блаженной и преподобной памяти, украшавший апостольский сей престол, с блаженнейшим Акакием, епископом верийским, рукоположили двубрачного блаженной памяти Диогена, равно как и блаженный Праилий – двубрачного Домнина кесарийского. Итак, мы последовали обычаю, имея авторитетные прецеденты. Уведомленный об этом блаженной памяти Прокл, епископ константинопольский, признал эту хиротонию (τν χειροτοναν δεξατο), первенствующие епископы диоцеза Понта и все палестинские – так же; и никаких пререканий из-за нее не было. И мы почитаем нечестивым – осудить мужа, сияющего столь многоразличными доблестями».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Патрикия и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена Память 19 мая Епископский престол святого Патрикия находился в городе Пруссе в Вифинии 3296 . Однажды он начал открыто обличать заблуждения язычников и проповедовать веру Христову; его проповедь обратила ко Христу многих язычников; за это он был взят язычниками вместе с тремя пресвитерами, – Акакием, Менандром и Полиеном, и приведен был на допрос к вифинийскому игемону Юлию, усерднейшему служителю идолов. Сей последний, отправляясь в это время к тёплым источникам 3297 , повелел вести за собою и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные вериги. Прибыв на источники и омывшись в них, Юлий принес жертвы своему нечистому богу Асклипию 3298 и гнусной богине Сотирии 3299 . Затем, сев на судилищном месте и призвав святителя Патрикия с пресвитерами, Юлий сказал ему: – Безумец, призывающий Христа и верящий пустым басням! Смотри, сколь велико всемогущество богов наших. Смотри, какую целебную силу этим источникам дали они на пользу нашу. И прежде всего уразумей, сколь велико могущество и сколь велика милость отца нашего Асклипия! Если хочешь избегнуть уз и мучений и спокойно жить в своем отечестве, то, падши, поклонись ему со смиренною мольбою и принеси ему жертву. Святой же Патрикий отвечал ему на это: – О, сколь много зла изрек ты в своей краткой речи, игемон! Игемон же с гневом сказал ему: – Что же преступного сказал я? В чем ты можешь меня обличить, окаянный! Ты и сам должен признать то, что очевидно само собою без всякого обмана и хитрости: разве ты не своими очами видишь исцеления, даруемые от теплых источников силою всемогущих богов наших? Отвечал святой Патрикий: – Пресветлый игемон! если хочешь узнать истину о происхождении, истечении и целебной силе источника теплых вод сих, то я возвещу тебе обо всем этом, если соизволишь выслушать меня с кротостью. Сказал на это игемон: – Хотя и ничего другого я не думаю услышать от тебя, кроме басни, наполненной вымыслами, все таки говори, пусть услышу, что ты хочешь сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пример случившегося заблуждения с Акакием, который поставил, как говорит Филосторгий, незадолго перед этим много епископов, принятых им за омиев, но на самом деле сочувствующих никейской вере 383 , ободряли и обнадёживали Диодора в таком же исходе дела с Мелетием в Антиохии. Вот почему, нам кажется, Диодор и Флавиан ради блага и мира Церкви вошли в союз с арианами и, не задумываясь, по всей вероятности, первыми просили блаж. Мелетия сделаться епископом Антиохии 384 . Добродетельный и блаженный Мелетий для православных, с любовью принимаемый и арианствующими, на самом деле, мог сделаться, рассуждали они, ангелом мира для антиохийской церкви, которая давно раздирается партиями. Ему, как православному, по существу своих воззрений, епископу, разделённое тогда на многие части подлежало совокупить 385 . Но расчёты Диодора на полное объединение Антиохии под водительством Мелетия не оправдались. За избранием Мелетия последовал целый ряд событий, которые имели большое значение в последующей жизни Антиохии и, вместе с этим, определяли выдающееся положение Диодора среди защитников ортодоксии. Если для Диодора с Флавианом ходячие слухи об омийстве Мелетия удобно растворялись в личном знакомстве со здравомыслием и богатством добродетели последнего, то нашлись некоторые из окружавших же Флавиана и Диодора, для коих слухи об общении Мелетия с арианствующими указывали лишь на арианизм его мышления в вере. Это были, по-видимому, люди, чуждые широкого богословского образования, суровые ригористы, не умевшие прощать и понимать простоту. Они когда-то отделились от арианствующих в Антиохии из любви к св. Евстафию, но отличали себя фанатизмом своей привязанности, буквализмом в понимании богословских вопросов. Появление в их общине рядом с Флавианом Диодора – бывшего омиусианина, в своё время не могло быть встречено ими спокойно. Сильный и образованный Диодор, несомненно, против их желания повлиял на самого Флавиана, в сторону некоторых уступок омоусианизма омиусианству и образования нового богословского мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Евстафия, которого обвиняли, между прочим, и в савеллианстве, дело на нем еще не доходило до попытки заменить никейский символ каким-либо другим вероизложением. 127 S. 84. Zenobius, Bischof von Seleucia in Syrien. Er hat sich ausserdem in einer in Jerusalem abgehaltenen Synode für Athanasius erklärt und dürfte damit als ein Mann einer im ganzen orthodoxen Richtung gekennzeichnet sein. 128       Кстати: Зеебергъ здесь, S. 84, ссылается на Theodoret I, 5, где Григорий назван «ревностным арианином». Но далее говорит: Diesen Gregor kennzeichnet auch Arius in seinem Brief an Eusebius von Nicomedien als seinen Gesinnungsgenossen mit den Worten и приводит эти слова по Epiph. haer. 69,в, не отмечая, что у Феодо­рита I, 5 на место ошибочного Θεοδσιος стоит верное Θεδοτος. Очевидно он проглядел, что у Феодорита I, 5 не только перечисляются ариане, но и приводится, как у св. Епифания, письмо Ария к Евсевию никомидийскому, и самый список ариан заимствован Феодоритом именно из этого письма. 129       S. 84: Da die antiochenische Synode in orthodoxem Sinn tätig gewesen ist, die Stellung dieses kappadokischen Landbischofs aber unbekannt ist, ist er wohl eher mit dem Kappadocier zu identifizieren. Cp. S. 96. Aber ob Gregor wirklich mit dem Bischof von Berytus zu identifizieren ist, ist doch sehr fraglich (s. o). 131 Можно даже поставить вопрос: высказываясь раньше в пользу Ария: Григорий и Афтий были ли хорошо осведомлены о всех крайностях его системы, не излагал ли он пред ними свое учение в значительно смягченном виде? Ведь даже в письме к «солунианисту» Евсевию он излагает его далеко не в том резком виде, как в Θλεια. 132 Athan. de syn. 12: τ πλθος τν πισκπων – καθρησαν μν κκιον, Πατρφελον, Ορνιον [интересно, что Патрофил, старый сподвижник Евсевия кесарийского и Павлина тирского, является здесь в компании с Акакием, учеником и первым преемником Евсевия, и Уранием – 4-м (по меньшей мере) преемником Павлина] Εδξιον – – (всего 9 епископов) – κοινωντους δ πεποικασιν στριον, Εσβιον, Αγαρον, κα Βασιλικν, κα Φοβον, κα Φιδλιον, κα Ετχιον, κα Εστθιον, κα Μγνον (тоже 9 епископов).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

1 июня. ПРАВМИР. Святой Патрикий жил в I веке и был епископом города Пруссы в Вифинии (Малая Азия). По повелению Юлия святого бросили в горячий источник, с твердой верой мученик молился о помощи: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему», – и остался невредим. Он открыто и смело проповедовал учение Христа Спасителя и обличал заблуждения язычников. За это был взят вместе с тремя пресвитерами Акакием, Менандром и Полиеном и приведен на допрос к правителю города Юлию. В то время Юлий уезжал лечиться на горячие источники, он приказал вести за собой и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные оковы. Омывшись в теплых источниках, Юлий принес жертву своим богам и, призвав святого Патрикия и других узников, предложил им принести жертву языческим богам, угрожая в случае отказа истязаниями. Святой Патрикий на это отвечал: «Я христианин и поклоняюсь Единому Истинному Богу, Иисусу Христу, Который создал небо и землю и эти теплые источники на пользу всем людям». По повелению Юлия святого бросили в горячий источник, с твердой верой мученик молился о помощи: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему», – и остался невредим. В бессильной ярости Юлий приказал отсечь головы святителю Патрикию и трем его пресвитерам. Кончина мучеников последовала около 100 года по Рождестве Христовом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Оно действительно было «посредствующим богословием», но не в плане поиска компромисса между ортодоксией и монофиситством. Феодор Раифский, как и все неохалкидониты, стремился найти «средний путь», однако крайности, от которых он отталкивался, были полюса монофиситства и несторианства. В целом неохалкидонизм, конечно, был ближе к полюсу монофиситства, ибо обе эти формы христианства опирались на одну и ту же александрийскую традицию. По словам Болотова, «в лице своих видных представителей монофизитская доктрина подошла необыкновенно близко к православному учению, и православные сами чувствовали эту близость, но тем не менее между ними существовала пропасть, которая мешала их соединению». Во всяком случае, Феодор судит о Севере Антиохийском значительно мягче, чем о Юлиане Галикарнасском. «Афтартодокетизм» последнего он считает крайним развитием монофиситских постулатов – точка зрения, кстати, весьма распространенная, хотя и не совсем верная (в христологии своей Юлиан немногим отличался от Севера)· А Север, по словам Феодора, является как бы «лжеистинным», изрекая не вполне ложь и не вполне истину (197, 18–20). Первоначально «номинальное монофиситство» носило скорее характер «схизмы», чем «ереси» (недаром монофиситов этого толка обычно называли «апосхистами», «акефалами» и «различающимися»), но догматические разногласия также играли немалую роль. В своей догматике монофиситы опирались преимущественно на Кирилла Александрийского периода острой фазы несторианских споров, когда он полемически заострял свою христологию против деятелей антиохийской школы. Неохалкидониты же больше ориентировались на Кирилла периода так называемого «союза 433 г.», когда он пошел на мировую с «восточными» и признал формулу «двух природ». Известно, что именно этот «союз» вызвал резкое недовольство крайних сторонников Кирилла, возглавляемых Акакием Мелитенским, мировоззрение которого уже заключало в себе зародыш будущего монофиситства. Поэтому по сравнению с неохалкидонитами монофиситы были как бы более «замкнуты» на одной богословской традиции и их отличал большой консерватизм мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

А иконы Его и Его Пречистой Матери украшали велелепно; и разными благоуханиями, и золотом, и серебром, и драгоценными камнями? Сам Господь на это отвечает епископу: «О люди, вы не только не угождаете Мне, но еще более прогневляете Меня, предлагая Мне шум доброгласных пений и колоколов и многоценное украшение икон и ароматы разных благовоний. Если все это вы приносите Мне от законных приобретений и праведных трудов ваших и с правильною мыслию, как древний Авель, то дары ваши любезны Мне, и Я призрю на них и воздарю вас божественными дарами, ибо Я Праведный Воздаятель и не оставлю без мзды и чашу студеной воды. Если же вы, люди, приносите Мне это от неправедных и богомерзких лихв, от лихоимания и хищения чужих имений, то не только душа Моя возненавидит дары ваши, как смешанные со слезами сирот и бедных вдовиц и кровями убогих, но еще и вознегодует на вас, как приносящих недостойно Моей правды и человеколюбивой мысли, и Я истреблю ваши дары страшным огнем, или отдам на расхищение скифам...» Невольно возникает предположение, что имя варваров-скифов, привычное для греческих книжников, обозначавшее именно русских, употреблено здесь Максимом не без сознательного намека, что современные москвичи в грубом понимании благочестия недалеко ушли от своих языческих предков. Далее диалог между Акакием и Господом развивается. Господь продолжает: «Чем Мне угодно ваше служение? Тем ли, что Я зрим написанным на иконе и носящим золотой венец, а живой совсем погибаю от голода и мороза, тогда как вы сладко питаетесь и всегда упиваетесь и украшаете себя различными одеждами? Удовлетвори Меня в том, в чем Я скуден. Я не прошу у тебя золотого венца: Мое украшение и Мой златокованый венец есть нищих и сирот и вдовиц посещение и пропитание, как, наоборот, скудость у них в потребном есть досада Мне от вас и самое крайнее бесчестие, хотя бы вы и гремели непрестанно в храмах Моих бесчисленными голосами доброгласных пений, ибо Я милости хочу, а не жертвы. Какая Мне радость от ваших красногласных пений вместе с рыданиями и воздыханиями Моего нищего, вопиющего ко Мне от страшного голода?...» «О, люди, не для того, чтобы искать доброшумных колоколов и песнопений и многоценных благоуханий сошел Я на землю и облекся в ваш зрак, но желая вашего спасения, драгоценнее которого ничего для Меня нет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостола Павла (особенно, высказанных в 1 Кор. 7). Аноним признает значимость христианского брака, но несравненно выше его поставляет девство (исходя из слов: «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше»; 1 Кор. 7:38). Сочными красками описывает он скорби и тяготы супружеской жизни, противопоставляя им духовную радость тех, кто постоянно блюдет целомудрие. Проповедь обращена к отцам христианских семейств и содержит много советов, касающихся воспитания детей в страхе Божием. Как считают издатели этого сочинения, оно отражает этап домонащеского «семейного аскетизма»; создатель его, по их мнению, явно склонялся к «гипераскетизму» и даже некоторым энкратитским воззрениям. Однако, по нашему мнению, проповедь не производит подобного впечатления, ибо идеи ее автора не выходят за пределы обычных рамок древнецерковного аскетизма. Примерно то же самое можно сказать и о двух произведениях схожего характера, принадлежащих перу Евсевия Емесского. Родившись в Эдессе ок. 300 г., он принадлежал к той двуязычной (сирийско-гре-ческой) культуре, которая вообще была характерна для этого города. Получив здесь начальное образование, Евсевий для продолжения его перебрался в Палестину, где сблизился с представителями будущей т. н. «антиникейской партии» (Евсевием Кеса-рийским, Акакием Кесарийским, Георгием Лаоди-кийским и др.). Впрочем, догматические вопросы, столь горячо взбудоражившие многих его современников, мало интересовали Евсевия, пребывая на периферии его миросозерцания, ибо основная сфера интересов лежала в области экзегетики и (с тех пор, как он стал Емесским епископом) пастырского богословия. Однако, если экзегетические сочинения Евсевия сохранились плохо (преимущественно, во фрагментах), то в латинском переводе полностью дошли 24 проповеди его, из которых две привлекают особое внимание в плане аскетического богословия этого писателя. Они называются: «О мученика» и «О девах»; в обеих проповедях собственно аскетические воззрения органично включены в общий контекст христианского учения о нравственности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Большое разнообразие демонстрирует и форма этих произведений. Среди них встречаются: послания, направленные другим христианским общинам (таковы «Мученичество Поликарпа» и «Послание о лионских мучениках»); биографические произведения («Житие Киприана», написанное Понтием); почти не несущие следов редакторской работы протоколы допросы («Мученичество Юстина» или «Акты скилитанских мучеников»); романизированные тексты («Страсти Мариана и Иакова»). Особого упоминания заслуживают анекдотические «Акты Акакия», уникальные тем, что заканчиваются не смертью мученика, а его оправданием: император Деций, которого развеселила тупость проконсула Маркиана, не понявшего почти ничего из сказанного Акакием, приказал отпустить христианина на волю. Конечно, всерьез отстаивать историчность этого текста невозможно, но «Акты Акакия» вполне годятся для того, чтобы продемонстрировать необычайную жанровую вариативность этой литературы 28 . Все же, несмотря на разнообразие жанров, ранние агиографические тексты, как правило, условно делят на два типа: acta martyrum (деяния или акты мучеников) и passiones (страсти; иногда их называют мученичествами). Acta по преимуществу диалогичны: их ядром является запись допроса мученика римским магистратом, скопированная с судебного протокола, хранившегося в архиве или сделанная каким-то владевшим стенографией христианином, который присутствовал на суде 29 . Мы знаем, что эти документы были доступны и с них можно было снимать копии. Некоторые из ранних агиографических текстов в самом деле имеют большое сходство с официальными документами, известными нам, например, по египетским папирусам. Многие вопросы, которые задают обвиняемым христианам римские наместники, вполне соответствуют реальной судебной процедуре; в некоторых текстах встречаются даже устойчивые слова или выражения из судебной практики вроде современных «ввели в зал суда», «огласили протокол» или «привели приговор в исполнение». Однако перед нами, безусловно, не точная копия римского официального документа: часть вопросов пропущена, а ответы христиан часто редактировались для того, чтобы показать их смелость перед лицом смерти или скорректировать их богословские взгляды 30 . Редактор добавлял к этому протоколу краткое введение, где сообщал о обстоятельствах ареста христианина или группы христиан, времени действия, имени проконсула и пр., и заключение, рассказывающее о казни мученика и содержащее литургические славословия. Эта основная схема могла быть усложнена дополнительными вставками и отступлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010