Такое предложение было неприятно императору, и Евдоксий хитро использовал этот момент. Он цинично заявил, что он согласен анафематствовать термин «аномиос», если Василий согласится анафематствовать «омоусиос». Честный Василий отказался. Тогда Констанций за несговорчивость отверг василиан и связал себя с цинично сговорчивыми акакианами. Не без некоторой сценической искусственности во время этих дебатов объявляют радостное известие о прибытии Урсакия и Валента с казавшимся невероятным известием о том, что все представители западного собора подписали наконец «Никское исповедание», в котором нет ни «единосущия», ни даже «подобосущия», а только «подобие». Констанций был в восторге от такого совпадения в общем результате западной половины «вселенского» собора с восточной. Оставалось только просмотреть текст и, может быть, его в чем-то отшлифовать. Снова начались очные ставки пред императором вождей двух партий. Беспринципная смелость Акакия и Евдоксия давала им победу в глазах императора. Оба они анафематствовали свое аномейство. От омиусиан потребовали также пожертвовать каким бы то ни было, прямым или косвенным, маневрированием термином «усиа». После немалых споров омиусиане наконец сдались и подписали «Никскую веру». Это случилось в вечерне-ночном заседании как раз в новогоднюю ночь на 1 января 360 г. Так получился после всей лукавой волокиты официальный результат искусственного «вселенского» собора в Арле-Селевкии. Императорский центр отныне с формальным правом предложил всем возглавителям церкви Востока и Запада объединиться на умолчании и об аномиос, и об омиусиос — всем стать омиями. В это «казенное» объединение входили разнородные элементы: и а) старые ариане Урсакий с Валентом и Георгий Александрийский, и в) надевшие овечью шкуру аномеи Евдоксий с Акакием, и с) многочисленные невольники на Западе и Востоке. Все должны были стать омиями . Такой результат, выжатый политическим давлением, не мог дать вселенской церкви догматического выздоровления и успокоения. Тем более что приближался момент быстрых смен на императорском троне со сценарием восстановления в империи даже язычества Юлианом Отступником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Жизнь Евсевия была описана преемником его по кафедре — Акакием, его учеником и другом, но эта биография не дошла до нас, и исторические сведения о первом церковном историке имеются лишь неполные и недостаточно определенные. Где и когда он родился, с точностью неизвестно. Можно предполагать, что Палестина, где он был епископом, была и его родиной. Время рождения иногда определяется не позже 260 г., иногда между 275–280 гг. В юности он слушал, может быть, уроки известного ученого пресвитера Дорофея в Антиохии (Eus. Η. Ε. VII, 32,2); затем познакомился в Кесарии с другим ученым — пресвитером Памфилом, получившим образование в Александрии, почитателем Оригена, собравшим значительную библиотеку, каталог которой составлял Евсевий и которая была завещана потом Памфилом Кесарийской церкви. Тесная дружба с Памфилом и побудила Евсевия сделать прибавку к своему имени, с которой он обычно и известен: Εσβιος Παμφλου, т. е. друг Памфила. В 307 г. (5 ноября) Памфил, во время гонения, подвергся заключению и в 309 г. (16 февраля) претерпел мученическую кончину. Евсевий, занимавшийся вместе с ним во время его заключения составлением апологии Оригена, удалился сначала в Тир, потом в Египет, где ему не только уже пришлось быть также очевидцем преследования христиан, но и самому перенести заключение; обвинение, высказанное впоследствии против него на Тирском соборе (335 г.) епископом Ираклийским Потамоном, будто он купил при этом свободу ценой отречения от христианства, едва ли имело под собой действительные основания. По возвращении в Кесарию, когда наступили уже времена мира, Евсевий сделан был епископом, вероятно, около 313 г. Он вступает после этого в близкие отношения к императору Константину Великому и пользуется постоянным его расположением: в честь него во время 20–летнего и 30–летнего юбилеев его царствования (325 и 335 гг.) он произносит похвальные речи, описывает потом жизнь его в особом сочинении, имеющем характер настоящего панегирика. Деятельное участие он принимает в арианских спорах, склоняясь, однако же, не на сторону православия и выступая, после того как он подписал Никейское вероопределение, противником сначала Евстафия Антиохийского (331 г.), потом Афанасия Александрийского, а также Маркелла Анкирского, против которого он писал особые сочинения. Умер он не позже 340 г., может быть, в 339 г. (30 мая, по сирийскому мартирологу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   Патриарх Сергий Константинопольский и Гонорий Римский оба умерли в 638г. Игумен Пирр, один из идеологов монофелитства, переписывавшийся со святым Максимом, был избран патриархом Константинопольским. Ему пришлось иметь дело с тем, что папы, преемники Гонория, отвергли «Экфесис». Однако их протесты не вызвали разрыва общения с константинопольской кафедрой: римским епископам VIIb. недоставало энергии и твердости их предшественников, так ясно проявлявшихся во время раскола с патриархом Акакием, несмотря даже на то, что компромиссы последнего с монофизитами были гораздо менее серьезны, чем компромиссы Сергия и Пирра. Преемник Сергия на константинопольской кафедре был откровенным монофелитом. Ссылаясь на авторитет почившего Гонория, он даже после ужасов арабского завоевания надеялся на христологический консенсус, основанный на монофелитстве. К несчастью для него, он оказался замешанным в династической борьбе, последовавшей за смертью Ираклия (641). Пирр попал в затруднительное положение в период кратковременного (трехмесячного) царствования Константина III (сына Ираклия и первой его жены Евдоксии), противника монофелитства. Встав на сторону Мартины и ее детей и будучи обвинен в соучастии в убийстве Константина III, он последовал за Мартиной, впавшей в немилость после воцарения Константа II (ноябрь 641). Замененный Павлом, также монофелитом, из столицы он отправился в ссылку в Африку.    Как раз в это время византийская Африка со столицей Карфагеном представлялась самым безопасным местом во всей Империи. В 610г. Ираклий использовал ее как базу, отправляясь с армией спасать Константинополь от персидской угрозы. Поскольку Восток был завоеван арабами, а Италии постоянно угрожали лангобарды, только Африка могла приютить множество беженцев, и ее экзарх Григорий, двоюродный брат Ираклия, сочетавший гражданскую и военную власть, был склонен думать, что в его руках все козыри военной и политической борьбы данного момента. Приехав в Карфаген, Пирр начал думать о возможности с помощью могущественного карфагенского экзарха вернуть себе патриаршество, которого, по его мнению, он был лишен несправедливо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Ты желаешь соблюсти дар? Хочешь сделаться равным Досифею 240 , стать рядом с Аввакиром, сравняться в славе с Исидором, в достоинстве с Акакием 241 , в чести с Захарией 242 ; затем, сколько времени ты исправно 243 провел на одном послушании? [А из них] один провел семь лет у ворот, не отказываясь и от дальнейшей [службы], но в качестве духовника принимал приходящих к покаянию; другой пять лет провел в больнице; третий, терпя побои всю жизнь, не отвечал резко, хотя и имел Святого Духа. Поэтому, скончавшись, ты на вопрос не откликнешься, как живой 244 , если не будешь так поступать, и на исходе не будешь окружаем сонмом Ангелов, если не явишься таким, и не воссияешь в толпе отцов, если не претерпишь того же, что и они. В таком случае мы, смиренные, одним годом ограничим послушание. Будем трудиться. Сюда направьте ваш ум, братия, вашим словам пусть соответствуют и действия. Какие вы в действительности, такими и кажитесь, по словам св. Василия 245 . Вот по моим грехам и из вас некоторые иногда, и даже часто, подвергаются искушениям. Я знаю, что вы все стремитесь ко спасению и принадлежите к спасаемым, но я говорю это, чтоб пред дальнейшими искушениями нам не пасть. Во всяком случае, какой бы удар мы ни потерпели, однако опять восстанем, отгоним сон, тотчас пробудимся. Я не порицаю вас, да не будет. Вы для меня – рабы Божии и чада, [близкие] сердцу. А отцу естественно желать для сына доброй славы. Любя вас, я потому так и держу себя и говорю. Любите же меня и повинуйтесь мне, блудному, отказавшись от всех желаний и помышлений, дабы вам вместе с первомучеником Стефаном ликовать вечно. Хотелось бы сказать вам нечто и о приснопамятном брате нашем Евфимии, об открытии его останков. Но чтобы не растянуть оглашения, я отложу этот предмет до следующего слова. Итак, спасайтесь, братия мои благие, преподобные и праведные, мужи боголюбивые и отрекшиеся от [своей] воли. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да оградит вас всех и да явит вас достойными божественного Его Царства. Ему слава и держава и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 54

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

400 епископов, в т. ч. до 80 арианствующих. Православные решительно отвергли новую веру, утвердили Никейский Символ и отлучили вождей омиев от церковного общения. С этим сообщением они отправили послов к императору. Арианствующие отправили своих послов. Констанций принял последних, а прибывших к нему с законным решением большинства послал в Адрианополь ожидать его возвращения из похода на персов. Отцы Ариминского Собора в результате томительного семимесячного ожидания подписали исправленную «датированную веру» с добавлением анафематизмов на арианские положения, к-рые не признавали и омии. На Соборе вост. епископов в Селевкии случилось то же, что и на Ариминском Соборе. Большинство составляли омиусиане, меньшинство - омии во главе с Акакием Кесарийским, учеником и преемником Евсевия Кесарийского. Акакиане отвергли выражения «единосущный» и «подобосущный», а «неподобный» предали анафеме. Они выдвинули открыто арианский тезис: ничто не может быть подобно Божескому существу; Христос есть тварь и произошел из ничего. Василиане остались верными символу мч. Лукиана и отлучили главных акакиан от церковного общения. Здесь же василиане приняли в церковное общение защитника Православия на Западе св. Илария. Но победа, как в Аримине, оказалась на стороне меньшинства. Послы василиан в ночь на 1 янв. 360 г. вынуждены были подписать исправленную «датированную веру». В январе омии собрались в К-поль, в числе их был и Вульфила , еп. Готский, подтвердили определения Аримино-Селевкийского Собора и отлучили от церковного общения и омиусиан, и аномеев. Омии торжествовали: их вероизложение подписано было большинством вост. и зап. епископов - через Вульфилу они передали его герм. народам, сохранившим его и в то время, когда омийство прекратило свое существование в греко-рим. мире. В действительности, однако, эта победа привела к поражению омиев, т. к. и в Аримине, и в Селевкии обнаружилось, что защитников омийского учения - меньшинство. Поддерживавший омиев имп. Констанций 3 нояб. 361 г. умер.

http://pravenc.ru/text/Арианство.html

Я думаю, однако, что не одно это обстоятельство послужило причиной того, что и поныне все [готское] племя придерживается верований ариан: ведь и Ульфила, бывший в то время их священнослужителем, сначала ни в чем не отступал от католической церкви; в царствование Констанция 794 , необдуманно, по моему мнению, приняв участие в Константинопольском соборе с Эвдоксием и Акакием 795 , он [все-таки] сохранил общение с отцами [из числа] собиравшихся в Никее. Но когда он прибыл [снова] в Константинополь, то, как говорят, вступив в рассуждение о догматах с представителями арианской ереси и получив обещание содействия перед императором в делах его посольства, если он будет веровать одинаково с ними, – он под влиянием необходимости, или и в самом деле признав лучшим так думать о боге, вступил в общение с арианами и оторвал себя и весь [свой] народ от католической церкви. Ибо готы, наученные благочестию под его руководством и через него приобщившиеся к более культурному образу жизни, легко верили ему во всем, будучи убеждены, что в его словах и делах нет ничего дурного, а все служит на пользу соревнующим [о боге]. К тому же он дал множество доказательств своей доблести, подвергшись бесчисленным опасностям за веру в то время, когда названные варвары были еще язычниками. Он первый изобрел для них азбуку и перевел священные книги [на свой] родной язык. Такова причина того, что почти все [жившие] по Истру варвары держатся арианства. (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1948. 4. С. 306–307) 1 Современные исследователи, как и античные комментаторы этого перечня народов, спорят, начиная со слова «дивные» (агавы), что считать эпитетом, а что этнонимом (подробнее см. ниже комментарий Евстафия и Иванчик 1999. С. 7–45). 2 Возможно, здесь отразилось смутное знание о северных широтах, в которых солнце зимой появляется лишь на короткое время. 4 Элий Дионисий, живший при императоре Адриане, – автор лексикона редких слов аттического диалекта в 5 книгах (ττικ νματα). 5 Географом Евстафий называет Страбона (нижепроцитированные места из Страбона см.: Strabo, VII, 3, 2–7 и 4, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священному же Афанасию писал, чтобы тот письменно изложил ему во всей точности непорочную веру, что он и сделал в послании, в котором означил все православие. Иовиан тем еще более утвердился в православии, даровал исповедывающим Единосущного многие права и освободил их от податей. Акакий, злейший из Кесарийских армянских епископов, тоже явился, вместе с другими епископами, в Антиохию с сочинением, написанным в духе православия, исповедуя Единосущного и Никейский собор, из страха к благочестивому царю, а не по Богу. Самодержец Иовиан вступил в Антиохию в месяце гиперверетее (декабрь). За городскими воротами, в так называемом Трипилоне, у одного сельского садовника родилась девочка по седьмом месяце о двух головах, совершенно образовавшихся и от шеи разделившихся; но она родилась мертвая в месяце дие, по нашему ноябре. Из Антиохии Иовиан отправился в Константинополь, и на этом пути, в Анкире Галатской, консул с сыном своим, Аранианом, встретил его и был почтен титулом светлейшего, однако без облечения в багряницу. В том же году Иовиан, христианнейший император, скончался в Дадастанах, вифинском городке, царствовав девять месяцев и пятнадцать дней. На его место войско провозгласило императором Валентиниана Августа, так как он известен был за христианина по собственному исповеданию: правление его продолжалось одиннадцать лет. Он поспешно отправился в царствующий град Константинополь, где объявил брата своего, Валента, соправителем, отдав ему восточную часть, а себе предоставив западную. л. м. 5857, Р. Х. 357. Первый год правления Валентиниана, императора Римского. В сем году Валентиниан Август провозгласил сына своего Грациана, Августом и, вместе с тем, участником престола и консулом, оставя царем и Валента, как сказано, самого ревностного арианина, крещенного Евдоксием. Православные поручили Ипатию, епископу Ираклийскому, просить Валентиниана позволить им созвать собор для определения догмата о Единосущном. Валентиниан отвечал им: «Мне, начальнику войска, не следует слишком заниматься этим, а потому вы, иереи, как лучше знаете, так и рассуждайте!» Тогда они собрались в Ломпсаке, совещались целых два месяца и наконец отвергли все, поставленное Евдоксием и Акакием в Константинополе, но положили держаться исповедания, которое одобрено было в Селевкии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Затруднение, впрочем, сказанным еще не устраняется. Допустим, что Феофан не говорит в тексте особо, что каждый из пяти патриархов (Анатолий, Геннадий, Акакий, Евфимий и Македоний) возведен и умер или изгнан в таком то году, тем не менее, у него указывается, по крайней мере, порядок, в котором некоторые из этих патриархов преемствовали друг другу; напр. под годом от сотворения мipa 5981 (по нашему 488–489) он говорит: «по смерти Акакия Фравита правил епископством три месяца... По кончине Фравиты константинопольское епископство принял пресвитер Евфимия. попечитель о бедных в Неаполе» 256 ; или – под годом от сотворения мipa 5988 (495–496) он замечает: «созвав живших в столице епископов, (Анастасий) жаловался на Евфимия, и те в угоду царю низложили его... На место его царь представил в константинопольские епископы Македония, бывшего скевофилакса» 257 . Так как для каждого года существует особая рубрика, то Анастасий, конечно, должен был знать время перемен в константинопольском патриархате; если же он, однако, не обратил внимания на это, то, по-видимому, только потому, что просто не интересовался особенно хронологией наших патриархов. На самом же деле это, кажется, было не совсем так. Только что приведенные сообщения Феофана о порядке занятия кафедры константинопольской патриархами Акакием, Фравитой, Евфимием и Македонием есть у Анастасия, переведены им с буквальной точностью 258 , но они не приурочены только к известным годам, как это мы видим у Феофана. Нельзя ли принять другого объяснения для такого различия перевода от оригинала, помимо ссылки на то, что Анастасий вообще сокращал подлинник? Нам думается, что в означенных местах – рубрик, помеченных отдельными годами от сотворения мipa, от Р. Хр. и проч., в списках Феофановой летописи, которыми пользовался Анастасий, не существовало; а просто Феофаном веден был общий рассказ о событиях нескольких лет сразу, причем соединительными частицами рассказа были не – «в этом году, в том же году», а – «потом, в те времена» и пр., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

На сию грамоту отвечал Патриарх Филарет о Митрополите Аверкие: «Ей, ей, глаголю о Христе, не лгу по своему святительству в правде, не слыхал я от Аверкия про ваше святительство, великаго Господина брата нашего и сослужебника, никакого зла; напротив он хвалился твоим благословением и духовною о Христе любовью; касательно же малой милостыни, которая к тебе прислана с Вифлеемским Митрополитом, мы также ничего не слыхали от Веррийскаго Митрополита, а малая сия милостыня учинилась по самой нужд, ибо недруг наш и супостат Польский Король, по умышлению Папы Римского, хочет царство наше добыть и до конца погубить, и веру нашу истинную Христианскую Православную, Грече- скаго закона, раззорить и свою папежскую еретическую веру ввести и утвердить, и мы готовимся против недругов своих и казну многую раздали многим ратным людям, и ты Господин брат наш, на нас о том не поскорби, безхитростно сие учинилось, а не от Аверкия. Касательно же большой милостыни, которая послана от Царя и от нас, с архимандритом вашим келарем Акакием, несправедливо будто Аверкий ссоря между собою нас Патриархов, говорил: что ты в предыдущие годы не положил оной сохранно в свою казну и ныне там ея нет. Мы не слыхали сего, ни от Аверкия, ни от кого другаго, и верим что большая сия милостыня к животворящему гробу Господню, в вашей казне, и ныне цела и в будущее годы сохранена будет. Касательно изгнания Аверкия из его Веррийской митрополии, не написано тобою: от мирских ли людей или от духовнаго собора, за его недостойное житие изгнан? А что Аверкий извещал нам на Гречан, на двух архимандритов Григориев и на Константина Ларева, то и другие Гречане нас также извещали, что они не доброхоты нашему Царствию и многую хотели нам учинить смуту, похваляясь всяким злом. Мы же, сыскав их воровство, разсылали их по городам, не в заточение, ни в тюрьму, но только для смирения. И я, Патриарх Филарет, помышляю сам в себе, что общий наш враг диавол, между нас смуту учинил, возненавидев нашу духовную любовь и я, Господин и брат мой, весьма о том огорчаюсь.» Грамота сия писана 17-го Июня 1631 года и из отписки воевод видно, что келарь Патриарший Неофит был обратно отпущен из Москвы в Иерусалим на Архангельск, и оттуда чрез Англию. (Св. 9-я, 7-й)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На одной из перемен встретил Лену и спросил у неё, что она думает о свободном письме. Вопрос сопроводил такой фразой: «Я пробую многое, и мне так важно иметь обратную связь, понимать, что нужно моим ученикам». Лена сказала, что ей нравится. Хочется верить, что это было искренне. С 6-м “Б” мы провели целых два часа вместе. Парные уроки — чудо, даже для мелких. До конца первого урока читали “Гекльберри Финна”. Заметил, что если чаще менять интонацию и высоту голоса, то они слушают внимательнее. Срабатывают какие-то естественные механизмы. После перемены смотрели экранизацию 1939 года. Они её не раз вслух сравнивали с новой немецкой, сказали, что старая лучше. У ребят есть вкус. Фото: Вконтакте 01.03 Сегодня я проснулся в половине пятого, и, раскачавшись, к 6:10, начал готовить уроки. Вчерашний вечер я сознательно оставил свободным от школы, и это было прекрасным решением. Утром уроки готовились с удовольствием, почти что сами собой. Первые два урока прошли гладко. Не то чтобы сегодня что-то кардинально изменилось в отношении ребят к учебе, но другим был я. То ли оттого, что проснулся рано и успел хорошо подготовиться, то ли от вечерней и утренней медитаций. Все мне нравилось, хватало сил быть внимательным, остроумным, терпеливым. Урок в 8-м классе я начал с того, что сказал им, что почувствовал сегодня утром, каково быть Акакием Акакиевичем. Для этого мне всего лишь понадобилось надеть самое тонкое пальто в первый день весны, когда температура вдруг опустилась до -11 градусов. Я почувствовал себя петербуржским чиновником, АА в прохудившейся шинели. Этого захода хватило на то, чтобы их внимание держалось само собой минуты три. Потом, конечно, оно рассеивалось, я просил их вспомнить то, что мы обсуждали на прошлом уроке: что для многих современных людей шинель АА — это шестой айфон. Чтобы купить его, нужно несколько месячных зарплат. Еще в определенный момент я вспомнил, что Оля вчера в столовой случайно назвала повесть “Шанель”, что в общем-то остроумно, и я им сказал об этом. Важно было не именно слово, а то, что я сослался на Олю как на источник остроумия, что я всерьёз воспринимаю их. Большую часть этого урока мы читали текст, и я останавливался на заранее продуманных мной вопросах. Закончили через несколько минут после звонка: смотрели эпизод экранизации, который как раз заканчивался тем, как чиновники сыпали АА снег на голову, а он сказал: «Зачем Вы меня обижаете?». За 10 минут до просмотра мы этот эпизод прочли. Чувствовалась в этом какая-то завершенность.

http://pravmir.ru/dnevnik-shkolnogo-uchi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010