– Я думаю, тут сказывается влияние улицы, – донесся до Чика голос Акакия Македоновича. – Улица, улица, – повторил дядя по-русски знакомое ему слово. Дойдя до конца веранды, они повернулись и подошли к Чику. – Я надеюсь, Чик, ты теперь осознал всю неуместность своего поведения на уроке? – сказал Акакий Македонович. – Да, – согласился Чик смиренно, – осознал. – Я тут обсудил с твоим дядей твое поведение и надеюсь, он все передаст твоим родителям. – Конечно, – сказал Чик, как бы слегка сожалея о неизбежной пунктуальности дяди. – Не скрою, – добавил Акакий Македонович, понижая голос, – твой дядя мне показался странным. – Он необразованный, – пояснил Чик странность дяди. – Да, это заметно, – подтвердил его слова Акакий Македонович и протянул дяде руку. Дядя пожал протянутую ему руку. – До свидания, – сказал Акакий Македонович. – До свидания, – ответил Чик за обоих и поспешил увести дядю с веранды. Чик шел с дядей по лестнице. Рядом вприпрыжку спускалась Сонька, то и дело спрашивая: – Чик, что случилось? – Ничего не спрашивай, – отвечал ей Чик, – потом все расскажу. Сонька отстала. Чик чувствовал за спиной взгляд Акакия Македоновича, в душу которого явно закрались какие-то подозрения. Чику хотелось, чтобы дядя как можно благопристойней покинул школьный двор. Внезапно посреди двора дядя остановился у колонки и, отвернув кран, стал усердно мыть руки. Он всегда мыл руки, если с ним кто-нибудь здоровался. Чику это очень не понравилось, но он не стал останавливать дядю, боясь, что это может привести к непредвиденным осложнениям. Чик украдкой оглянулся на веранду и встретился взглядом с Акакием Македоновичем. Тот перевел удивленный взгляд с дяди на Чика, как бы требуя объяснить поведение дяди. Чик слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди вроде дяди вечно моют руки, как только им на глаза попадается какая-нибудь колонка. Но тут дядя, вымыв руки и вытерев их платком, поднял глаза и увидел скульптуру трубача. Он стал показывать на нее рукой и, радостно стукая себя в грудь другой рукой, повторять:

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-chika-f...

В жизни святого Кирилла многое остается неясным, и его образ еще при его жизни был окутан сомнениями и подозрениями. Родом он был из Иерусалима или его окрестностей и родился около 315 года. Неизвестно точно, когда он вступил в клир. В 348 году он был уже пресвитером и в этом году во время Четыредесятницы и на Светлой седмице произнес свои знаменитые " огласительные " и " тайноводственные " слова. В 348–351 г. он стал епископом Иерусалимским. Уже в древности подвергали спору его рукоположение (блж. Иероним, Руфин), полученное, вероятно, от Акакия Кесарийского при участии Патрофила Скифопольского (т. е. т. е.т.е. от лиц, заведомо неправомыслящих), отцам Константинопольского собора 382 г. пришлось свидетельствовать (в письме к папе Дамасу) о законности или каноничности его поставления. В середине 50-х годов св. Кирилл вступил в спор с Акакием о первенстве и митрополичьих правах. Вероятно, при этом вскрылось и догматическое разногласие. Св. Кирилл был низложен и, уступая силе, удалился в Антиохию, затем в Тарс. Здесь он сближается с омиусианами. В их рядах присутствует на Селевкийском соборе 359 г. Здесь его восстанавливают на кафедре, но в следующем году он снова подвергается изгнанию и возвращается только при Юлиане (362). При Валенте (в 367) он снова принужден был удалиться из Иерусалима, — до 378. За время этого изгнания о жизни св. Кирилла ничего не известно. В 381 г. он присутствует на Втором Вселенском Соборе. Скончался он в 387 г. Этими скудными данными исчерпывается то бесспорное, что известно о его жизни. Обстоятельства тогдашнего смутного времени делают вполне понятными споры о его личности. Св. Кирилл был в рядах антиникейской оппозиции, сперва среди " евсевиан " затем с " омиусианами " — этого вполне достаточно, чтобы ему бросить упрек в нетвердости веры. Он был на стороне св. Мелетия в Антиохии, — это достаточно объясняет несдержанную подозрительность бл. Иеронима. Свидетельства отцов 382 года рассеивают всякую неопределенность: " в разных местах он много подвизался против ариан " Впоследствии бл. Феодорит говорит о нем, как о " защитнике апостольского учения " II. Творения.

http://sedmitza.ru/lib/text/537867/

Утром следующего дня все отправились в путь. В этот день все шли очень быстро, так что к вечеру прибыли в Византию; на ночь же остановились ночевать все в одном доме. И в эту ночь узники увидели тех же самых юношей, беседовавших со святым Акакием, как и в прошлую ночь; при этом узники заметили, что эти светлые юноши омывали теплою водою раны мученика и исцеляли их. Взирая на это, узники подумали про себя: «Поистине, это видение — от Бога, потому что не люди, а ангелы приходили прошлою ночью к святому; и в эту ночь святые ангелы посетили его». Когда наступило утро, то все они были отведены в темницу. Святой же Акакий был заключен, по распоряжению военачальника, отдельно от других, во внутреннем отделении темницы; он был скован железными узами, забит в колоду; к нему не пропускали никого для беседы, даже не давали ему ни пить, ни есть, так как мучители хотели голодом, жаждою и тяжкими страданиями заставить его отречься от Христа и исполнить их приказание — поклониться идолам; все же прочие узники были помещены во внешнем отделении темницы. Перед наступлением ночи узники сподобились снова видеть то же самое дивное явление, — именно они увидели, что во внутреннем отделении темницы засиял яркий свет; подойдя к окнам, чтобы разглядеть, что это такое, они увидели нескольких светлых мужей; которые, освободив мученика от оков, врачевали его раны и предлагали ему чудную, белую как снег, пищу, а также и питье. Так как это продолжалось каждую ночь, то узники сообщили об этом темничному сторожу. Этот последний, подойдя ночью к окну, увидел то же самое. Но когда сторож вошел во внутреннее отделение темницы, то не нашел никого, кроме святого мученика, пребывавшего в оковах. Все это привело темничного сторожа в великий страх. Когда прошли семь дней по прибытии узников в Византию, военачальник Вивиан воссел на судилище и призвал к себе на допрос святого мученика Акакия. Увидав, что мученик Христов был здрав телом и радостен лицом, Вивиан пришел в великое удивление, потому что думал увидеть мученика больным, изнемогшим от ран и оков, от голода и жажды и от продолжительного путешествия. Вивиан подумал, что это воины облегчали страдания святого; поэтому, весьма разгневавшись на них, он сказал им:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

С другой стороны, Маркелл был жив, и продолжавшаяся связь с ним старшего поколения никейцев будила в душе восточных невольные сомнения в правильности их учения об одной сущности или ипостаси прождала старые опасения пред савеллианством. В одном письме Василий горько жалуется на то, что западные многократно «сверху и снизу ( νω χαι» χατω)» анафематствовали Ария, а о Маркелле все еще не произнесли определенного суждения. Каппадокийцы сами глубоко понимали эту разницу, отделявшую их от Запада и старшего поколения никейцев 1693 . «Когда мы, – пишет Григорий Богослов , – благочестиво у потребляем речения: одна сущность и три ипостаси, первым означая природу Божества а вторым свойства трех ипостасей, а западные ( παρα» το ς Ιτα " λοις), по бедности своего языка и по недостатку наименований, не могут различать сущности и ипостаси и потому заменяют слово ипостаси словом лица, чтобы не подать повода думать, что они признают три сущности, то что же еще из этого получается? Нечто весьма достойное сожаления... Произошло то, что в выражении: три лица открыт савеллианизм, а в выражении три ипостаси- арианизм. А по мере того, как с каждым днем присоединялось еще нечто огорчительное, настает опасность, что вместе с слогами расторгнутся и концы вселенной» 1694 . И действительно, недоразумения между Востоком и Западом не ограничивались одной теологией. Сам Василий хорошо понимал, что прошлое новоникейцев за очень немногими исключениями, как в глазах самого Афанасия, так и в суждении Запада было не совсем чисто 1695 . Они были преемниками тех людей, которые участвовали в изгнании Афанасия и других никейцев и веру, изложенную в Никее, старались заменить своими изложениями. Лишь долгий и трудный исторический опыт научил их, – и то не всех, – глубже ценить исключительную важность единосушия для выражения церковного учения о Св. Троице. Значительная часть их находилась в общении с омиями и рукоположена была Акакием, некоторые из них значились в списках лампсакского собора и его антиникейских решениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Оказалась, таким образом, вакантной одна из важнейших епископий Востока, пользовавшаяся особыми преимуществами, официально подтвержденными первым вселенским собором 1354 . Эти привилегии соединенные с антиохийской кафедрой, влияние, какое оказывали совершавшиеся в ней события на весь восточный округ, естественно, должны были вызвать у всех существовавших тогда партий страстный вопрос о том, на какое лицо падет честь занять столь видное место, а потому и выборы получили необычно торжественную обстановку. Сам император присутствовал на них 1355 ; съехалось много епископов, главным образом, из партии омиев 1356 : решено было устроить публичный диспут между соискателями на тему из Притч. 8, 22 : «Господь сделал меня началом пути Своего», самую жгучую тему, на которой каждый богослов того времени мог показать силу своего таланта и свое догматическое направление. Первый говорил Георгий 1357 , представитель крайнего арианства (евномианства), вторым сам Акакий, изложивший омийское учение 1358 , третьим выступил Мелетий, бывший еп. Севастии; речь последнего встречена была продолжительными рукоплесканиями всего народа, и антиохийская кафедра осталась за ним 1359 ; но спустя месяц 1360 новый антиохийский епископ должен был удалиться с своей кафедры и его место занял Евзой, товарищ Ария 1361 . Причину столь неожиданного и быстрого изгнания Мелетия церковные историки V века единогласно указывают в его учении об единосущии 1362 , при чем Феодорит точно отмечает, что поводом к этому обвинению послужила его речь 1363 , но в таком случае становится совершенно непонятным, почему Мелетий все-таки был избран на кафедру Антиохии и по крайней мере в течение месяца оставался епископом ее? Более точные сведения, заимствованные из современных делу документов, позволяют разяснить эту задачу. Человек знатного происхождения 1364 , обладавший родовым имением «Гитасы» около Мелитены 1365 и отличавшийся широким светским и богословским образованием, Мелетий в первый раз появляется в истории около 359 года в недостаточно определенных известиях Епифания рядом с Акакием 1366 и с тех пор всегда действует в кругу омиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Любопытно суждение по этому поводу Созомена (Н. Е., VI, 2): «напрасно бы стали мы порицать такого человека, который ради Бога и исповедуемой им веры показал свое мужество». 1391 Ammian. Marcell. XXV, 5; «муж, возвышенный на такой пост не ради собственной добродетели, а благодаря славе отца» (Suidae Lexicon, Halis, 1843, p. 1000). 1399 См. письмо Иовиана к Афанасию, призывающее его к возвращению в Александрию (Migne, gr. s., t. 26, p. 813. 814). 1400 Иовиан говорил, что он никому не намерен делать зла, как бы кто ни верил (Socr. III, 25). См. также характерные извлечения из похвальной речи Темистия Иовиану. – В 26 т. Patr. Migne, (gr. s., pp. 819–824 помещены « ντυχαι (petitiones)», предъявленный «арианами» в Антиохии; уже один отрывочный литературно необработанный вид заставляет подозревать его подлинность. Желая выставить Иовиана полным никейцем и решительным противником ариан, что противоречит источникам, автор их, сам не замечая того, влагает в уста императора совершенно нелепые, позорящие его ответы (см. особенно разговор с Луцием). Виновника подделки нужно искать в каком-нибудь христианине александрийце, защитнике Афанасия. 1401 Socr. III, 25. На первом плане значатся Василий анкирский и Сильван тарский; на место первого Акакий поставил Афанасия, а на место второго-другого Акакия (Philost. H. Е., V, 1). 1403 Знамением времени нужно признать то, что и Акакий кесарийский значится в рядах подписавшихся; вместе с ним стоят имена Мелетия антиохийского, будущего председателя 2-го вселенск. собора, Пелагия лаодикийского, вера воторого тем же собором поставлена в образец прочим. Оба рукоположены Акакием (Phil. Н. Е., V, 1)-и еще три епископа, принадлежащее к его же партии (Си. список у Епифания). 1404 См. Socr. Н. Е., III, 25: послание собора вместе с подписями он заимствовал в «Сабиновом собрании соборных деяний». 1407 Замечателен отзыв о Валентиниане церковного историка Сократа: «он был человек сильной души и всегда являлся выше своего настоящего жребия (Н. Е., IV, 1)».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Оно действительно было «посредствующим богословием», но не в плане поиска компромисса между ортодоксией и монофизитством. Феодор Раифский, как и все неохалкидониты, стремился найти «средний путь», однако крайности, от которых он отталкивался, были полюса монофизитства и несторианства. В целом неохалкидонизм, конечно, был ближе к полюсу монофизитства, ибо обе эти формы христианства опирались на одну и ту же александрийскую традицию. По словам Болотова, «в лице своих видных представителей монофизитская доктрина подошла необыкновенно близко к православному учению, и православные сами чувствовали эту близость, но, тем не менее, между ними существовала пропасть, которая мешала их соединению 840 . Во всяком случае, Феодор судит о Севере Антиохийском значительно мягче, чем о Юлиане Галикарнасском. Афтартодокетизм последнего он считает крайним развитием монофизитских постулатов – точка зрения, кстати, весьма распространенная, хотя и не совсем верная (в христологии своей Юлиан немногим отличался от Севера) 841 . А Север, по словам Феодора, является как бы «лжеистинным», изрекая не вполне ложь и не вполне истину (197, 18–20). Первоначально «номинальное монофизитство» носило скорее характер «схизмы», чем «ереси» (недаром монофизитов этого толка обычно называли апосхистами, акефалами и «различающимися»), но догматические разногласия также играли немалую роль. В своей догматике монофизиты опирались преимущественно на свт. Кирилла Александрийского периода острой фазы несторианских споров, когда он полемически заострял свою христологию против деятелей антиохийской школы. Неохалкидониты же больше ориентировались на Кирилла периода так называемого «союза 433 года», когда он пошел на мировую с «восточными» и признал формулу «двух природ» 842 . Известно, что именно этот «союз» вызвал резкое недовольство крайних сторонников св. Кирилла, возглавляемых Акакием Мелитенским, мировоззрение которого уже заключало в себе зародыш будущего монофизитства 843 . Поэтому по сравнению с неохалкидонитами монофизиты были как бы более «замкнуты» на одной богословской традиции и их отличал большой консерватизм мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но Миссенгейм собственно присылан был в Москву королём для совращения царя в лютеранство, которого он – король был горячим поборником, и чтобы миссионеру лютеранства поручили у нас заведение книгопечатания, это есть дело совершенно невероятное. При том, вовсе и неизвестно положительным образом, чтобы Миссенгейм был книгопечатником. Король пишет в послании к царю, что посылает с Миссенгеймом библии (в Лютеровом переводе) и другие две книги, в которых содержится сущность нашей христианской (лютеранской) веры (катехизисы) и что если книги в Москве будут приняты и одобрены, то он – Миссенгейм позаботится, чтобы они переведены были на русский язык и напечатаны во многих тысячах экземпляров». «Позаботится напечатать во многих тысячах экземпляров», ad multa exemplarium millia excudi curet, скорее должно быть понимаемо не так, что Миссенгейм заведёт для напечатания типографию в Москве, ибо это была бы очень длинная история, а так, что он закажет напечатать за границей. Письмо Христиана к царю издано Снегирёвым в Русском историческом сборнике Погодина, т. 4, стр. 117. См. нашу статейку: «К вопросу о начале книгопечатания в Москве», помещённую в февральской книжке «Богословского Вестника» за 1895 год. 1650 Как это видно из послания к нему Максима, писанного после низвержения его с кафедры, – Казанское издание II, 367. См. о послании ниже. 1651 Но несправедливо отожествляется с братом преподобного Иосифа Акакием, см. К. И. Невоструева Рецензию на книгу Хрущова: «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоколамского», стр. 13 fin.. 1653 Тот сборник, предисловие которого, «сказующе вкратце силу книжки сея», начинается: «Настоящая новосъчиненая книжка дар есть всесвятаго и покланяемаго Духа», – рукописи МДА и (что составитель сборника, говорящий в предисловии о Максиме в третьем лице, есть сам он, см. ниже, в обзоре литературных трудов Максима). 1654 По отзыву, читаемому в одном из сказаний о Максиме, см. Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 26 (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

638 При императоре Коммоде (180–192) Антиохия получила право раз в четыре года проводитъ Олимпийские игры. Они были запрещены только в 521 г. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 312, n. 1.) В своей автобиографии Ливаний рассказывает об Оллимпийских играх в Антиохии в 328 г. (См.: Jones А. Н. M. The Later Roman Empire. Vol. 2. P. 977.) 639 Явно отрицательно относясь к театральным зрелищам, Палладий уподобляет им хиротонию Порфирия. Народ, находившийся в театре, наслаждался зрелищем олимпийских состязаний, а в это время в городе разворачивалась другая драма, сочиненная Акакием Верийским. 640 Росс – город, находящийся в провинции Вторая Киликия и описанный блж. Феодоритом в «Истории боголюбцев»: «Есть киликийский город Росс, остающийся по правую руку у того, кто вплывает в Киликипский залив. К юго-востоку от него есть высокая, обширная и тенистая гора, которая в своих чащах питает диких зверей». (См.: Феодорит. История боголюбцев. С. 209.) Селевкию следует идентифицировать с Селевкией Пиерийской – гаванью в Антиохии. О нападениях исаврийцев на Сирию в 404 г. блж. Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев» писал, что они не давали «пощады ни городам, ни селениям», опустошали «все, чем могли завладеть» и предавали «все огню». (См.: Феодорит. История боголюбцев. С. 211; а также: Созомен. Указ. соч. С. 599.) 641 Знаком отличия солдат милиции была застежка в виде креста, поддерживающая одежду на плече. (См.: Dialogue. Т. 1. Р. 314–315, n. 3.) 643 В Константинополе ночной префект назначался префектом города. Под началом ночного префекта находились начальники кварталов и общественные рабы. Он занимался охраной порядка и тушением пожаров по ночам. (См.: Jones A. H. M. The La ter Roman Empire. Vol. 2. P. 694–695.) 644 Нерон (37–68), римский император, при кοтοροм произошло первое гонение на христиан, поводом для которого был пожар в Риме. Возникли слухи, что Нерон сам приказал поджечь город, чтобы с близлежащего холма наслаждаться видом огня, воспевая пожар Трои. Желая отвести от себя подозрение, Нерон свалил вину на христиан. (См.: Тацит. Анналы/Сочинения в двух томах. Л., 1969. Т. 1. С. 298.) О гонениях Нерона см. также: Болотов B. В. Указ. соч. Т. 2. С. 49–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В 1551 году, с целью упросить его принять настоятельство, из Старицы прибыли в Волоколамск уполномоченные от братии. Долго инок Герман, не имевший еще тогда никакой священной степени, отказывался исполнить просьбу Старицких иноков. Но просьба выражалась так настойчиво и так неотступно, что, наконец, он вынужден был согласиться исполнить ее. В том же году с некоторыми из братии Старицкого монастыря он отправился в Тверь к архиепископу Акакию для посвящения. Встреченный в высшей степени ласково прозорливым архиепископом Акакием, предсказавшим своему ученику Варсонофию, что он будет его преемником, и, несомненно, провидевшим дальнейшую судьбу смиренного инока Германа, он вскоре возведен был архипастырем в сан архимандрита. По посвящении, архимандрит Герман поспешил отправиться в Старицкую обитель. Братия Старицкого монастыря с искренней радостью и сыновней преданностью встретила своего нового настоятеля архимандрита. Вступив в управление обителью, архимандрит Герман обратил свое внимание на все стороны монастырской жизни. Заботясь о внешнем благоустройстве еще созидавшейся только обители, возводя разного рода необходимые постройки, благоукрашая храмы и проч., он главное свое внимание обратил на внутреннюю жизнь Старицких иноков. Представляя лично собою для всей братии живой пример искренней набожности и самого ревностного несения иноческих подвигов молитвы, воздержания и поста, образец кротости и смирения, при всегдашней готовности быть всем вся, он, как настоятель монастыря, особенно заботился о том, чтобы Старицкие иноки, приняв строгий устав Волоколамской обители, охотно, с полным усердием во всем исполняли его. Видя непрестанно перед глазами достойный пример для подражания, все иноки старались во всем точно исполнять волю своего любимого настоятеля. Но не долго пришлось им пользоваться опытным руководством в духовной жизни архимандрита Германа. Оставив дом родителей, чтобы можно было в тиши монастырской кельи, ничем не развлекаясь, всецело посвятить себя на служение Богу, он вскоре почувствовал всю тяжесть бремени, какое он возложил на себя, приняв настоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010