Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Кавсокаливия история Прп. Максим Кавсокаливит. Икона. XIX в.     Кавсокаливия история подробно:   (Кавсокаливии; греч. τ Καυσοκαλβια), особножительный, с 40 каливами, нек-рые не имеют храма, половина келлий в наст. время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к В. Л., на скалах, на высоте 120 м над уровнем моря. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя - прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись др. монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы.     Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью.   В кон. XVII - нач. XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. В. Л., назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита.     В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Св. Троицы, расписанный в 1776 г. мон. Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игум. Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с В. Л. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со мн. афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование К-польского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://isihazm.ru/?id=594

Скачать epub pdf Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Св. Александр Невский непосредственно после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного предстательства пред Богом. Но только на Московском соборе в 1547 году положено было «петь и праздновать повсюду» новому чудотворцу. В рукописной книге Иосифова Волоколамского монастыря Карамзин нашел следующее известие: «В лето 7055 (1547), месяца февраля 26, преосвященный Макарий митрополит, с семью епископами: Ростовским и Ярославским Алексеем, Суздальским и Тарусским Ионою, Рязанским и Муромским Ионою, Тверским Акакием, Коломенским и Каширским Феодосием, Сарским и Подонским Саввою, Пермским и Вологодским Киприаном, с честными архимандритами и честными игуменами, со всем освященным собором установили есмя ныне праздновати новым чудотворцам», – в том числе и св. Александру Невскому. В том же XVI столетии составлена и служба св. Александру. В описании славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: «Служба благоверному князю Александру Невскому, 23 ноября. Сотворено иноком Михаилом тоя обители, идеже блаженного тело лежит», т. е. Рождественской обители во Владимире. 234, л. 402, стр. 133. Другая служба приписывается Викентию, архимандриту Рождественского монастыря. Списки: Буслаевск. XVIII в. Выголексинск. библиотеки – 79, XVI в.; 82, XVIII в. Кирилло-Белозерск. монастыря, в СПб. дух. акад. XVII в. В библ. Моск. дух. акад. 382 (Волокол.) XVI в. Московск. епарх. библ. 181 ( К.И. Невоструева ) XVI в. 65 (Вознес.) XVII в. Новгородск. Соф. соб. 1409, XVI в. Румянц. муз. 397. Библиот. Серг. лавры. 619, XVI в. 622–624, XVI–XVII вв. 503, 626, XVII в. Московск. синод. 234. СПб. синод. 155, л. 68, XVII в. Моск. синод. типогр. 269, 336, 337, XVII в. У Н.С. Тихонрав. два списка XVII в. (Источники русской агиографии. СПб. 1882. Н. Барсуков). Первый канон начинается: «Приимша в своем сердцы, блаже, твою благодать духовную». Второй: «Тебе в чудесех славна». Служба на перенесение св. мощей в СПб. на 30 августа составлена в XVIII в. Кроме того – «Акафист св. благоверному вел. кн. Александру Невскому, в иноцех Алексию». Славянск. полууставом. СПб. синод. типогр. 1881 г., т. 1, 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Софроний Патриарх писал Государю, желая ему победы и одоления на врагов, всех благ и спасения от Святого и Живодавного гроба, и воссылал молитвы о нем, Царице и его чадах. «Ведомо да будет вам, самодержавный Царь, что здесь, во святых местах, многия скорби и нужды и глад неизсчетный, какого не бывало во дни наши: Арабскаго рода умножилось и нас нудят ежедневно, так что едва не погибли от здешняго святаго и преславнаго места. Так, святый Царь и Государь, Борис Феодорович всея Руси, и царская, великая, святая лавра преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы, потерпела много от тех Араплян, потому что смиренные мнихи не могут их кормить в такой пустыне, в дороговизну и засуху, и отошли на малое время, доколе пройдет гнев Господень; глад сей великий и неизсчетная скорбь да и смиренные мнихи приимут малый покой от чрезвычайнаго труда, что на них был в те дни. Посему, святый Царь, отошли от той Св. лавры старцы, да поживут в сохранении малое время, доколе смирится ненавистный род Араплян и пока соберутся несколько мнихов, а днесь среди монастыря заключены не явно, но тайно, страха рада Измаилитскаго. Игумен, со всем освященным Собором своим, взяв все сосуды монастырские, пришли во святый град Иерусалим, в другой монастырь свой, великих чиноначальников, Михаила и Гавриила, и молят там, днем и ночью, о державе царствия твоего. Молит тебя, самодержавный Царь, смирение наше, да будешь новым соорудителем, как некогда великий Царь Юстиниан, который основал лавру из глубины земной; пошли ей, по достоянию, милостыню, да не до конца погибнет. Ведомо тебе буди, что от державы твоей имел всю надежду монастырь, и сего ради послали келаря Дамаскина к царству твоему и не видали от него никакой вести, ни граматы от руки его. Толикое время замешкался в державе царствия твоего, а бедные погибают старцы монастырские на всякий день. По сему просим, да поспешит и приидет ранее; и мы о том единомысленно совещавшись, с Игуменом, со всеми священниками и старцами соборными, избрали преподобнаго священноинока, духовника, Архимандрита вернаго Григория, с иным келарем Гавриилом и старцем соборным Акакием, да испросят, от своего собора, обычную милостыню, от державы Царской: приими, как верный святый Царь, и пришли их вскоре, с прежним келарем Дамаскиным, да приимет опять лавра прежнюю свою лепоту и будет похвала святому твоему царствию.» Грамота писана Сентября 6-го 1602 года. Связка 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скит Кавсокаливия (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Кавсокаливия — скит с 40 каливами, некоторые не имеют храма, половина келлий в настоящее время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к Великой Лавре , на скалах. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя — прп. Максима Кавсокаливита († 13 января 1365), который всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы. Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в настоящее время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом . Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью. В кон. XVII — нач. XVIII вв. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Святой Троицы на месте, где в сейчас находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигумен Великой Лавры , назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигумен Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита. В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Святой Троицы, расписанный в 1776 г. монахом Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игумен Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с Великой Лаврой. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со многими афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование Константинопольского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_Кавсокали...

халкидонитов ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 12-13). Согласно Либерату Карфагенскому, имя П. М. было сразу внесено патриархом Акакием в диптихи К-польской Церкви ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127). Текст «Энотикона» доставил в Александрию новый августальный префект, Пергамий (Pergamius 2//PLRE. Vol. 2. P. 859), к-рый вместе с новым дуксом Египта, Аполлонием (Apollonius 5//Ibid. P. 122), должен был содействовать П. М. в проведении церковно-политической линии имп. Зинона ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 13; Либерат Карфагенский путает должности Аполлония и Пергамия: Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 129). П. М., будучи согласен с основным содержанием имп. исповедания веры, подписал его и обещал разослать по Александрийской Церкви. Впрочем, как сообщает Захария Ритор, он сделал это после некоторых колебаний ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 7). Захария приводит также текст обращения (сир.  ; от греч. προσφνησις) П. М. к клиру и пастве, к-рое должно было читаться в егип. церквах перед провозглашением «Энотикона». В обращении патриарх Александрийский кратко изложил содержание имп. документа, а также заявил, что в нем справедливо осуждается дифизитство , в т. ч. учение, выраженное свт. Львом Великим в его «Томосе» (Ibidem). После вступления на Патриарший престол П. М. направил синодальную грамоту Акакию К-польскому, который вступил с ним в общение ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 127, 129); текст послания Акакия приводит Захария Ритор ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 11). Сохранилась арм. версия переписки П. М. и Акакия, возможно содержащая интерполяции (см. англ. пер.: Conybeare F. C. Anecdota Monophysitarum//AJTh. 1905. Vol. 9. N 4. P. 719-740). Кроме того, П. М. направил грамоты Симплицию, папе Римскому ( Liberat. Breviar. 17//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 129), и Мартирию , патриарху Иерусалимскому. Последний ответил П. М., приняв его т. о. в общение (послание Мартирия см.: Zach. Rhet. Hist. eccl. V 12). Календион, патриарх Антиохийский, занял сторону Иоанна Талайи.

http://pravenc.ru/text/2580330.html

Его охватило желание пострадать за Христа, но наставники долго не давали благословения на мученический подвиг. Наконец, получив ряд видений, что его мученичество угодно Богу, Е. Н. из Д. отправился в К-поль в сопровождении мон. Григория. В Вербное воскресенье, причастившись Св. Таин, он надел тур. одежды и предстал перед вел. везиром Рушут-пашой. Бросив на землю тур. головной убор, он стал топтать его и хулить Магомета и ислам. Везир изумился дерзости 20-летнего юноши, думая, что он пьян или безумен. Е. Н. из Д., заковав в колодки, бросили в тюрьму, а затем привели на допрос к везиру. Увидев стойкость юноши, везир приказал жестоко бить его, после пыток уговаривал отречься от Христа. Е. Н. из Д. оставался непреклонным, обличая мусульм. веру, и везир приказал обезглавить его. Палачи не смогли с 2 попыток отсечь ему голову и поэтому закололи в гортань. Спустя 3 дня Григорий выкупил тело преподобномученика у палачей, и оно было доставлено в ц. Преображения Господня на о-ве Проти. Заболевший горячкой сын христианина Еммануила Маргаритиса получил исцеление от обагренных кровью одежд преподобномученика. Григорий отплыл на Афон, взяв с собой эти одежды и волосы преподобномученика, от к-рых исходило благоухание. От этих реликвий исцелились Христодул из Месемврии, Антоний из Кидонии, некий Кириак, дочь врача Марина и мн. другие. Корабль, на к-ром плыл Григорий, попал в сильный шторм, но, как только на паруса повесили одежды преподобномученика, буря прекратилась. После мученической кончины прмч. Игнатия (8 окт. 1814), которого сопровождал тот же Григорий, последний перевез на Афон мощи обоих святых (20 окт. 1814). Они были положены в новосозданном храме при келлии их духовника Никифора в скиту св. Иоанна Предтечи. Патриарх Григорий V, также уроженец Димицаны, построил в этом городе ц. во имя Е. Н. из Д. Празднование святому совершается дважды: 22 марта, в день мученической кончины, и 1 мая вместе с преподобномучениками Игнатием и Акакием Новым († 1 мая 1816). Житие Е. Н. из Д., служба 3 преподобномученикам и прмч.

http://pravenc.ru/text/187793.html

По изгнании Златоуста его приверженцы во множестве бежали в Рим и там дружелюбно принимались. Это были священники и епископы не только из Константинополя, но и из Фессалоники и с Востока, земляки Златоуста до Месопотамии включительно. Папа доложил об этом гонении своему западному императору Гонорию, прося созвать собор в Фессалонике. Тот согласился и обратился с этим к императору Аркадию. Об этом же написали письма к Аркадию и папа римский, и автономные архиепископы Милана и Аквилеи. Большое и почетное посольство направилось в Константинополь. Под защитой этого посольства возвращалась в Константинополь и часть греческих беженцев, скопившихся в Риме. Уже в Афинах посольство по приказу императора Аркадия было задержано. Β Фессалонику его не пустили. И когда довезли до Константинополя, то с берега увезли на берег Мраморного моря как своего рода арестантов. До впуска в столицу y всех этих «римлян» потребовали предварительно признания поставленного на место Златоуста Аттика. Все отказались. Тогда посольская неприкосновенность этой группы лиц была отвергнута. Письма императора и папы y послов были отобраны, a сами они арестованы. Итальянцев отвезли обратно в Рим. Греков развезли по разным местам ссылки. B частности, Палладия Елеонопольского отправили в верхний Египет до Ассуана (Сиены). Оскорбленный папа Иннокентий I должен был разорвать общение с врагами Златоуста и посылал много раз ссыльному святителю утешительные письма. На Востоке во власти императора Аркадия все приверженцы Иоанна Златоуста были гонимы как ромофилы. Златоуста защищал не только Рим, но и свой антиохийский Восток. B Антиохии почти столетний архиепископ Флавиан скончался (26 сентября 404 г.). B следующем месяце (6 октября 404 г.) скончалась и императрица Евдоксия, имя которой заставляло воздерживаться от излишних жестокостей по отношению к Златоусту. Партия императора Аркадия на место скончавшегося Флавиана постаралась провести врага Златоуста пресвитера Порфирия. Приверженцы Златоуста возглавлялись пресвитером Констанцием и хотели бы видеть его заместителем Флавиана. Но Констанций мужественно отправился в Закавказье, как бы посланником к Златоусту от антиохийской паствы. За время его отсутствия императорская власть и водворила в Антиохии Порфирия. Особый указ императора повелевал не допускать в церковь отвергающих общение с Феофилом, Акакием и этим новым — Порфирием.

http://sedmitza.ru/lib/text/435128/

Так составился в 403 году собор в Халкидоне, который известен в истории под названием «Придубского». Небольшое число епископов, нарочно привезенных из Египта, поддержанное с одной стороны Евдоксией, а с другой епископами, – Серапионом, Акакием, Кирином, под председательством Феофила и вынесло Златоусту обвинительный вердикт, осудив его на изгнание с кафедры. В вину Златоусту было поставлено, главным образом, его неуважение к личности императрицы, которую он, будто бы, злонамеренно оскорбил в одной из своих проповедей, сравнив ее с Иезавелью и назвав «Адоксией», т. е. бесславной. При этом, был поставлен на вид Златоусту и его еретический образ мыслей, который, будто бы, явно обнаружился покровительственным отношением его к оригенистам, почитателям известного богослова Оригена , над которым в данное время, по проискам все того же Феофила, сгущались уже черные тучи. Собору 39 епископов, при покровительственном отношении к нему Евдоксии, конечно не трудно было добиться утверждения обвинительного акта со стороны императора. Златоуст был осужден на низвержение и должен был отправиться в ссылку. Впрочем, на этот раз гроза прошла для него сравнительно благополучно. Когда он, под конвоем солдат, находился уже в предместьях Константинополя, – в Пренсете, – сильное землетрясение, разрушившее многие здания в Константинополе, заставило раскаяться Евдоксию в своем проступке против личности Златоуста. Евдоксия, при всей своей ветрености и мстительности, была крайне суеверной женщиной. Землетрясение она объяснила себе, как результат гнева Божия за поруганную честь Златоуста. Осуждение с изгнанника было снято, причем также поспешно, как и было наложено. Оправданный новым собором 65 епископов, которые осудили в свою очередь Придубский собор, Златоуст снова вступил на кафедру Константинополя среди всеобщего ликования клира и народа. Но, ненадолго. Когда первые порывы суеверного страха пред судом Божиим ослабели в душе Евдоксии, когда Златоуст снова не утерпел, чтобы не обличить в своей пламенной проповеди Евдоксию за чисто языческие празднества, которые она устроила по случаю открытия серебряной колонны, возглавленной ее собственным бюстом и водруженной около самого алтаря церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

И. распространено в среде афонского монашества. Его память празднуется трижды: в день мучения (8 окт.), 1 мая вместе с преподобномучениками Евфимием Новым и Акакием Новым († 1 мая 1816) и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице). В Афонском патерике указана память 20 окт. (Афонский патерик. Т. 2. С. 282), вероятно в честь дня прибытия его мощей на Афон. Агиография Житие И. и служба ему были написаны мон. Онуфрием Иверским и впервые изданы в Афинах в 1862 г. Акакием, мон. афонского скита св. Иоанна Предтечи. В честь И., преподобномучеников Евфимия Нового и Акакия Нового также были написаны общая служба и Похвальное слово (Ath. Pantel. 292, 875 и Cod. 292 из Кавсокаливийского скита - см.: Нихоритис. 2001. С. 58). Афонский мон. Герасим Микраяннанит († 1991) составил в честь упомянутых 3 святых и прмч. Онуфрия Габровского († 4 янв. 1818) общий молебный канон (находится в ркп. в скиту св. Иоанна Предтечи) и акафист. Иконография И. изображен молодым, безбородым монахом в темной рясе, с книгой в правой руке и с крестом в левой на житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии), хранящейся в скиту св. Иоанна Предтечи. На фреске в часовне св. Архангелов Рильского монастыря он изображен молодым монахом с маленькой бородкой, в темном монашеском облачении, держащим в руках свиток с надписью: «Аще приходиши работати Господу Богу, уготови душу свою во искушение» (1845). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 16-17; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 10. Σ. 151-160; Афонский патерик. Т. 2. С. 282-291; Жития на бълг. светии/Новоболг. пер. еп. Партений (Стаматов). София, 1974. Т. 1. С. 171-177; Нихоритис К. Света Гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 212-271, 376-382. Лит.: Христов Х. И. Разбойникът и светецът//Септември. 1983. Бр. 36. С. 5; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 70; Περαντνης Ιω. Ιγντιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 725-726; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 217-220; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 211; Нихоритис К. Света Гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 83-84, 95-123, 157.

http://pravenc.ru/text/293433.html

Каждый может понять, насколько это важно. Ибо народ, зачастую сидящий во тьме ( Мф. 4:16 ) и невежестве, не переставая быть народом Божиим, знает то, что знают они, видит то, что видят они, – то, что понимают и переживают они, люди Божии. Перед ними открыто и прошлое, и будущее, и видимое, и невидимое, а значит, все то может видеть и он, поскольку составляем мы единое Тело. Мы причастны их знанию. Их пророческое чувствование становится и нашей собственной жизнью, ибо мы не идем «наугад», а один тянет, влечет за собой другого. Итак, святогорцы представляют собой одно пророческое собрание, – голос которого слышен также и в миру, свидетельствуя о явлении вечной жизни, желаниях святых, стенаниях преподобных о том, что приблизилось Царство Небесное ( Мф. 10:7 ), которое силою берется, приблизились дни родиться духу спасения ( Ис. 26:18 ). Это причина, по которой миряне всегда с радостью и ожиданием, несмотря на все возникающие соблазны, принимали святогорских духовников и старцев, лелея тайные надежды, в которых не разочаровывались. Когда Антоний Великий вышел в мир, при всем нам известных обстоятельствах, то даже и язычники «считали за честь хотя бы дотронуться до старца, веря, что это пойдет им на пользу» 252 . Тогда за несколько дней христианами стало столько людей, сколько не было во все времена. Афанасий Великий говорит о нем: «Кто скорбящий не возвратился от него в радости? Кто плачущий... не отложил свою печаль вмиг?» 253 . Как много может присутствие одного святого старца в мире! Вот такими глазами мир всегда смотрел на монахов, а особенно на тех из них, кто стяжал святость и аскетические подвиги и отличается, вплоть до сего дня. И в каком-то смысле через них мир приобщается монашескому опыту и Божественному благословению Святой Горы. Что касается раннехристианской аскетической истории, то она признает относительно таких монахов следующее: «Благодаря им стоит мир и в чести человеческая жизнь» 254 . Однажды в XVIII веке мудрейший патриарх Иерусалимский Хрисанф встретился со святогорским преподобным Акакием Новым 255 , и после этого возглашал повсюду: «Видел я нового Илию и Иоанна Крестителя; видел более, чем слышал»; и прославлял он Бога за то, что в такие времена еще встречаются такие личности 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010