Мы же, смиренные, не возмогше терпеть толикия нужды, отошли на малое время, доколе пройдет гнев Господень, глад великий и нужда, дабы и мы приняли малый покой от наших трудов, Лавра же да постоит в сохранении некоторое время, доколе смирится род агарянский, и ныне пребывают некоторые старцы, в монастыре заключенные страха ради измаилитского. Мы же, по совету Пресвятейшего Патриарха нашего Софрония, взяв все сосуды церковные, пришли в святой град Иерусалим в другой монастырь наш Архангельской, где непрестанно молим о Твоей Державе. Молим Тебя, самодержавный Царь, да будешь новым соорудителем, как некогда великий Царь Юстиниан, который основал Лавру из глубины земной; пошли ей по достоянию милостыню, да не до конца погибнет. Ведомо Тебе буди, что от Державы Твоей имел всю надежду свою монастырь наш, и сего ради послал келаря Дамаскина к Царству Твоему, и не видали от него никакой вести, ни грамоты от рук его. Толикое время замешкался в Державе Царства Твоего (с 1591 года), а бедные погибают старцы монастырские на всякий день. По сему просим, да поспешит и приидет ранее; и мы о том единомысленно совещавши и игумен со всеми священниками и Старцами Соборными, избрали преподобного священноинока, духовника, архимандрита Григория с иным келарем, Гавриилом, старцем Соборным Акакием, да испросит от Твоего Собора обычную милостыню, от Державы Царской; приими, как верный Святый Царь, и пришли их вскоре с прежним келарем Дамаскиным, да приимет опять Лавра прежнюю свою лепту и будет похвала Святому Твоему Царствию». Грамота писана сентября 6-го 1602 года. Не ранее ноября месяца принимал у себя царь Борис Федорович приехавшего из Иерусалима архимандрита Григория в одно время с прежде бывшим келарем Дамаскиным, и они поднесли дары свои Государю. Царь прикладывался к Святыне, спрашивал о здоровье Патриарха, допустил их к руке, а дьяк Грамотин объявил им Государево жалованье; им отпущено было кушанье на подворье. Месяц спустя архимандрит Григорий подал от себя челобитную Государю, в которой писал, что и прежде сего послан был из Лавры Саввы Освященного лет с десять тому назад келарь Дамаскин бить Государю челом о милостыни: «Уже 14 лет не бывало Царской милостыни в обители, а между тем келарь Дамаскин все время прожил в Москве и потому богомольцы Государевы, братия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

после османского завоевания История греч. М. в XV-XXI вв. неразрывно связана с историей Афона. Монашеская жизнь, подвергшаяся значительным потрясениям и испытаниям при первоначальном натиске османов, сохранялась в дальнейшем на всей территории бывш. Византийской империи. Исчезновение крупных монастырских центров в М. Азии и во Фракии в XIV-XV вв. привело к тому, что значение Св. Горы Афон многократно возросло. Появление крупных монашеских поселений, таких как Метеоры и их развитие в XIV-XVI вв., не умалило этого значения, прежде всего благодаря тесным связям и преемственности, существовавшим между новыми мон-рями и Св. Горой. На протяжении XV и отчасти XVI в. Афон оставался также центром греческой церковной культуры, книжности и иконописания, мн. святогорцы того времени были людьми немалой учености. В XV-XVII вв. распространение на Афоне получил скитский устав, и именно скиты и кельи стали главными очагами духовной жизни, в к-рых сохранялось исихастское аскетическое предание и изучение творений древних св. отцов. Крупные мон-ри Афона и др. греч. земель в эпоху тур. владычества часто избирали идиоритмический образ жизни, что было связано с особенностями хозяйствования в условиях, когда османские власти требовали от большинства христ. обителей уплаты непомерных налогов. Численность таких мон-рей была нестабильна. XVII век был отмечен упадком просвещения в монашеской среде: мн. греч. монахи того времени не владели древнегреч. языком и потому были лишены возможности чтения святоотеческих творений. В нач. XVIII в. наблюдалось некоторое оживление духовной жизни, связанное с прп. Акакием Новым Кавсокаливитом и кругом его учеников, а с 50-х гг. XVIII в. греч. монашество вступило в эпоху т. н. колливадских споров (см. ст. Колливады ). Нередко кон. XVIII - нач. XIX в. в греч. историографии называют временем «филокалического возрождения», связанного с изданием в Венеции в 1782 г. святоотеческой антологии «Добротолюбие» , однако это название не вполне корректно, т. к. «Добротолюбие» в среде греч.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Каждый может понять, насколько это важно. Ибо народ, зачастую сидящий во тьме ( Мф. 4:16 ) и невежестве, не переставая быть народом Божиим, знает то, что знают они, видит то, что видят они, – то, что понимают и переживают они, люди Божии. Перед ними открыто и прошлое, и будущее, и видимое, и невидимое, а значит, все то может видеть и он, поскольку составляем мы единое Тело. Мы причастны их знанию. Их пророческое чувствование становится и нашей собственной жизнью, ибо мы не идем «наугад», а один тянет, влечет за собой другого. Итак, святогорцы представляют собой одно пророческое собрание, – голос которого слышен также и в миру, свидетельствуя о явлении вечной жизни, желаниях святых, стенаниях преподобных о том, что приблизилось Царство Небесное ( Мф. 10:7 ), которое силою берется, приблизились дни родиться духу спасения ( Ис. 26:18 ). Это причина, по которой миряне всегда с радостью и ожиданием, несмотря на все возникающие соблазны, принимали святогорских духовников и старцев, лелея тайные надежды, в которых не разочаровывались. Когда Антоний Великий вышел в мир, при всем нам известных обстоятельствах, то даже и язычники «считали за честь хотя бы дотронуться до старца, веря, что это пойдет им на пользу» 252 . Тогда за несколько дней христианами стало столько людей, сколько не было во все времена. Афанасий Великий говорит о нем: «Кто скорбящий не возвратился от него в радости? Кто плачущий... не отложил свою печаль вмиг?» 253 . Как много может присутствие одного святого старца в мире! Вот такими глазами мир всегда смотрел на монахов, а особенно на тех из них, кто стяжал святость и аскетические подвиги и отличается, вплоть до сего дня. И в каком-то смысле через них мир приобщается монашескому опыту и Божественному благословению Святой Горы. Что касается раннехристианской аскетической истории, то она признает относительно таких монахов следующее: «Благодаря им стоит мир и в чести человеческая жизнь» 254 . Однажды в XVIII веке мудрейший патриарх Иерусалимский Хрисанф встретился со святогорским преподобным Акакием Новым 255 , и после этого возглашал повсюду: «Видел я нового Илию и Иоанна Крестителя; видел более, чем слышал»; и прославлял он Бога за то, что в такие времена еще встречаются такие личности 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Прп. Максим Кавсокаливит. Икона. XIX в. (Кавсокаливии; греч. τ Καυσοκαλβια), особножительный, с 40 каливами, нек-рые не имеют храма, половина келлий в наст. время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к В. Л., на скалах, на высоте 120 м над уровнем моря. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя - прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись др. монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы. Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью. В кон. XVII - нач. XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. В. Л., назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита. В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Св. Троицы, расписанный в 1776 г. мон. Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игум. Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с В. Л. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со мн. афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование К-польского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://pravenc.ru/text/150059.html

   Годы епископского служения на троне св. Иакова не были спокойным периодом жизни св. Кирилла. Он, прежде всего, вошел в столкновение с упомянутым выше Акакием. Сначала спор загорелся по вопросу юрисдикционному. Оспаривалась законность первенства иерусалимской кафедры в Палестине. Но быстро к этому присоединяется и момент догматический, вполне понятный в атмосфере арианской и омиусианской полемики того времени. Заканчивается это огорчением св. Кирилла и новым обвинением его в том, что он отдал в пользу бедных некоторые церковные священные предметы.    Но главная скорбь была только впереди. С 358 года жизнь св. Кирилла начинает походить на жизнь его знаменитого современника, св. Афанасия Александрийского. Три раза иерусалимский епископ должен удаляться в изгнание. Период с 358 по 378 год проходит в троекратном изгнании. Около семнадцати лет он проводит их вне непосредственного общения со своей паствой. После первого, четырехлетнего изгнания, он возвращается под Юлианом Отступником на короткое время в Иерусалим, но в том же 362 г. вынужден опять уйти из св. Града. По возвращении, он снова уходит в одиннадцатилетнее изгнание, длящееся с 367 по 378 год. Это время он проводил в разных местах, но преимущественно в Антиохии и в Тарсе.    В 381 г. св. Кирилл участвует на II всел. соборе. Умирает он в мире в 386 г. или в 387 году. Православная церковь празднует его память 18 марта, римокатолическая – 18 мая.    Значение св. Кирилла для богословской литературы и для истории развития догматической мысли немалое. Выше было указано отношение людей, ему современных, к его церковной позиции и резко противоположная оценка его деятельности. Св. Кирилл не был ярко выраженным представителем какого-либо самостоятельного течения в богословии. Его нельзя причислить к руководителям «богословских школ», какими были в свое время Климент Александрийский и Ориген, а впоследствии – св. Кирилл Александрийский для «александрийцев»; или же как великие «каппадокийцы», современники св. Кирилла Иерусалимского; вряд ли его можно причислить к учителям «антиохийского» направления, как это делают V. Schmidt и X. Le Bachelet. Он – не богословский ум, создающий эпохи и направления. В борьбе за единосущие его позиция не боевая. По определению проф. А.А. Спасского, Кирилл – «человек не теории, а практики» и «хочет изложить в своих поучениях лишь то, что характеризует общее благочестие». Он – не арианин, но и не примыкает открыто к чисто никейской, каппадокийской линии; никейского символа он не принимает, а придерживается в своих поучениях местного, иерусалимского символа, который «не есть дело рук человеческих» (огл. V); он не прочь пользоваться, когда надо, и такими вероопределениями, как «датированная вера» и «ekqesix makrosticox». Но он, тем не менее, никак не может быть причислен к типу людей, не твердых в своей вере, или к богословски безразличным людям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По изгнании Златоуста его приверженцы во множестве бежали в Рим и там дружелюбно принимались. Это были священники и епископы не только из Константинополя, но и из Фессалоники и с Востока, земляки Златоуста до Месопотамии включительно. Папа доложил об этом гонении своему западному императору Гонорию, прося созвать собор в Фессалонике. Тот согласился и обратился с этим к императору Аркадию. Об этом же написали письма к Аркадию и папа римский, и автономные архиепископы Милана и Аквилеи. Большое и почетное посольство направилось в Константинополь. Под защитой этого посольства возвращалась в Константинополь и часть греческих беженцев, скопившихся в Риме. Уже в Афинах посольство по приказу императора Аркадия было задержано. Β Фессалонику его не пустили. И когда довезли до Константинополя, то с берега увезли на берег Мраморного моря как своего рода арестантов. До впуска в столицу y всех этих «римлян» потребовали предварительно признания поставленного на место Златоуста Аттика. Все отказались. Тогда посольская неприкосновенность этой группы лиц была отвергнута. Письма императора и папы y послов были отобраны, a сами они арестованы. Итальянцев отвезли обратно в Рим. Греков развезли по разным местам ссылки. B частности, Палладия Елеонопольского отправили в верхний Египет до Ассуана (Сиены). Оскорбленный папа Иннокентий I должен был разорвать общение с врагами Златоуста и посылал много раз ссыльному святителю утешительные письма. На Востоке во власти императора Аркадия все приверженцы Иоанна Златоуста были гонимы как ромофилы. Златоуста защищал не только Рим, но и свой антиохийский Восток. B Антиохии почти столетний архиепископ Флавиан скончался (26 сентября 404 г.). B следующем месяце (6 октября 404 г.) скончалась и императрица Евдоксия, имя которой заставляло воздерживаться от излишних жестокостей по отношению к Златоусту. Партия императора Аркадия на место скончавшегося Флавиана постаралась провести врага Златоуста пресвитера Порфирия. Приверженцы Златоуста возглавлялись пресвитером Констанцием и хотели бы видеть его заместителем Флавиана. Но Констанций мужественно отправился в Закавказье, как бы посланником к Златоусту от антиохийской паствы. За время его отсутствия императорская власть и водворила в Антиохии Порфирия. Особый указ императора повелевал не допускать в церковь отвергающих общение с Феофилом, Акакием и этим новым — Порфирием.

http://sedmitza.ru/lib/text/435128/

Эти акты считаются критиками проконсульскими актами. Ассемани и Ле-Кьеи уверяют, что 15 сентября празднуется обретению мощей сего Акакия, а не Акакия 5 века. В греч. памятниках 31 марта положена память Акакия, еп. мелитинского, исповедника при Декии и Никодям в Синаксаристе утверждает, что 15 -сентября празднуется обретение мощей сего именно Акакия. В месяцеслове Василия 29 марта он назван св. о. Акакием исповедником, и об епископстве в Мелитине не говорится, может быть, потому, что в древних актах были разногласия или неопределенность касательно места его святительства. От Акакия же мелитинского 5 века осталось несколько сочинений и Филарет говорит, что он скончался, вероятно, в 435 году. См. Учение об отцах § 217. Житие его в Великой Макар. минее, неизвестное Болландистам. Ни в житий, ни в каноне Иосифа не говорится о мощах его и принесении их, а говорятся только, что он погребен с муч. Полиевктом, след. принесение мощей 15 сент. другого святителя.     Св. Агапит папа. В Деяниях св. (Sepm. 163—180) об нем пространное историческое исследование, в коем доказывается, что он вступил на престол 29 апреля 535 года, а умер в Константинополе 17 апр. 536 г. О исцелении им немого и хромого на пути в Константинополь говорит близкий его преемник Григорий Двоеслов (Dial. lib. 3. сар. 3). По календарю Вейденбаха 1855 года он посвящен 3 июня 535 года и умер 22 апреля 536 года. У Герцога смерть его относится вообще к концу апреля (Encyklop. I. 175).     Муч. Адриан, по месяцеслову Василия, пострадал в одно время с Леонидом и Ириною (см. 16 апр.) и, вероятно, в Коринфе же. В стишных прологах он называется, неизвестно почему, новым, тогда как другие мученики с именно Адриана известные: 3 февраля и 26 августа (двое в сей день) пострадали после его. В стихословии ему сказано:    Если не знаешь, кто стоит среди огня,    Узнай по голосу, Адриан, терпя.    Из сего заключают, что при кончине его было чудесное видение с гласом свыше. См. Деян. св. (Apr. II. 404) 18     Пр. Иоанн, ученик Григория декаполита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Софроний Патриарх писал Государю, желая ему победы и одоления на врагов, всех благ и спасения от Святого и Живодавного гроба, и воссылал молитвы о нем, Царице и его чадах. «Ведомо да будет вам, самодержавный Царь, что здесь, во святых местах, многия скорби и нужды и глад неизсчетный, какого не бывало во дни наши: Арабскаго рода умножилось и нас нудят ежедневно, так что едва не погибли от здешняго святаго и преславнаго места. Так, святый Царь и Государь, Борис Феодорович всея Руси, и царская, великая, святая лавра преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы, потерпела много от тех Араплян, потому что смиренные мнихи не могут их кормить в такой пустыне, в дороговизну и засуху, и отошли на малое время, доколе пройдет гнев Господень; глад сей великий и неизсчетная скорбь да и смиренные мнихи приимут малый покой от чрезвычайнаго труда, что на них был в те дни. Посему, святый Царь, отошли от той Св. лавры старцы, да поживут в сохранении малое время, доколе смирится ненавистный род Араплян и пока соберутся несколько мнихов, а днесь среди монастыря заключены не явно, но тайно, страха рада Измаилитскаго. Игумен, со всем освященным Собором своим, взяв все сосуды монастырские, пришли во святый град Иерусалим, в другой монастырь свой, великих чиноначальников, Михаила и Гавриила, и молят там, днем и ночью, о державе царствия твоего. Молит тебя, самодержавный Царь, смирение наше, да будешь новым соорудителем, как некогда великий Царь Юстиниан, который основал лавру из глубины земной; пошли ей, по достоянию, милостыню, да не до конца погибнет. Ведомо тебе буди, что от державы твоей имел всю надежду монастырь, и сего ради послали келаря Дамаскина к царству твоему и не видали от него никакой вести, ни граматы от руки его. Толикое время замешкался в державе царствия твоего, а бедные погибают старцы монастырские на всякий день. По сему просим, да поспешит и приидет ранее; и мы о том единомысленно совещавшись, с Игуменом, со всеми священниками и старцами соборными, избрали преподобнаго священноинока, духовника, Архимандрита вернаго Григория, с иным келарем Гавриилом и старцем соборным Акакием, да испросят, от своего собора, обычную милостыню, от державы Царской: приими, как верный святый Царь, и пришли их вскоре, с прежним келарем Дамаскиным, да приимет опять лавра прежнюю свою лепоту и будет похвала святому твоему царствию.» Грамота писана Сентября 6-го 1602 года. Связка 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но так как слова «единосущный» и «подобосущный» во все времена, даже до сего дня смущали многих, а недавно некоторые изобрели еще новое выражение – «несходство» Сына с Отцом, то мы отвергаем и единосущие и подобосущие, как не принадлежащие Писанию, слово же «несходный» анафематствуем и всех, которые так думают, признаем чуждыми Церкви, напротив открыто исповедуем Сына подобным Отцу, согласно со словами Апостола: «иже есть образ Бога невидимаго» ( 2Кор. 4.4 ). Мы исповедуем и веруем в единого Бога, Отца вседержителя, Творца небес и земли, всего видимого и невидимого. Веруем и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, рожденного от Него бесстрастно прежде всех веков, в Бога-Слово от Бога единородного, в свет, жизнь, истину, премудрость, чрез Которого произошло все на небесах, и на земле, видимое и невидимое. Веруем, что Он, по скончании веков, для отъятия греха, принял плоть от Святой Девы Марии, вочеловечился, пострадал за грехи наши, воскрес, вознесся на небеса, сидит одесную Отца и опять приидет во славе судить живых и мертвых. Веруем и в Святого Духа, которого Спаситель Господь наш назвал Утешителем, обещав по отшествии своем послать Его ученикам, и послал, чрез Которого освящает в Церкви верующих и крещающихся во имя Отца и Сына и Святого Духа. А проповедующих что-либо отличное от сей веры мы признаем чуждыми кафолической Церкви». Таково составленное Акакием изложение веры. Под ним были подписи самого Акакия и его единомышленников, а число их такое же, о каком мы упомянули немного выше. Как скоро это изложение было прочитано, епископ Помпеополиса пафлагонского Софроний громко сказал слово в слово так: «Если ежедневное изложение собственных помыслов будем принимать за изложение веры, то истины точной у нас не останется». Это сказал Софроний, а я говорю, что если бы бывшие и прежде и после отцов этого Собора о вере никейской рассуждали таким образом, то всякое любопретельное исследование прекратилось бы и безумное смятение не усилилось бы в Церкви. Впрочем, так ли это, пусть судят люди, способные понимать дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Помогите и вы мне усердно своею молитвою. Умоляю вас, будьте Божиими избранными, искуснейшими учениками, и непреложными послушниками, жительствуя подобно прежним нашим Святым Отцам, чтобы ликовать вам с Досифеем, прославляться с Акакием, веселиться с Захариею, и кратко сказать со всеми теми, путем которых ходите, и жизнию которых живете. Ибо я верю, что они примут вас в свои обители, как сограждан и единонравных, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава со Отцем и св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Поучение 4. О любви во Христе, и о том, чтобы быть тщательны...    Вожделеннейшие мои чада, и братия возлюбленные! Поелику я смиренный и ничтожный, недостойный быть вашим отцем, стараюсь, сколько могу, говорить вам о Боголюбезном спасении душ ваших, то и вы отверзите слух ваш, и послушайте учения Господнего; послушайте слов моих, чтобы мне не напрасно говорить вам, и не бросать семя, как на бесплодную землю; иначе и мы ничего не пожнем, и вы останетесь бесплодными, как земля недобрая, но произрастающая терноносные страсти. Все вы должны быть внимательны, и испытывать себя всегда, каждый час, а особенно в день поучения, потому что теперь время или нашего спасения, если захочем, или погибели; дни тщательности, жизнь плодоносная; путь ровный; потечем, постараемся благоугодить во всем Господу, потому что жизнь и смерть в нас самих.    Будем всегда помогать один другому в порученных нам послушаниях. Спасение и мука в делах рук ваших, в благом вашем жительстве, в чистой любви друг к другу; потому что где любовь, там и союз мира, и всякое зло прогоняется; а где нет любви, там ненависть, диавол, злословие и прочие страсти.    Будем соблюдать правила и постановления (монашеские), и заповеди Спасовы; будем жить по духовному закону, а не вне правил по своей воле есть и пить, проводит жизнь в грехах и беззаконно. Поэтому приидите сюда все, и будьте все, как одна душа, одно сердце и одна воля, и да будет у нас во всем благочиние.    Итак, дайте мне ответ: как вы живете? как пребываете? как повинуетесь? По воле ли Господней, не желая ничего делать по страсти, и повинуясь так как бы вы исполняли повеления Самого Бога? Если же не так, то по истине горе нам, за ничтожное наслаждение приготовляющим себе погибель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010