«Бывшие питомцы Императорской Московской Духовной Академии, проживающие в г. Москве, в виду исполняющегося 1 Октября 1914 г. столетия ее существования, в благодарную память о воспитавшей их высшей школе, решили, между прочим, учредить на добровольные взносы особую стипендию при Императорской Московской Духовной —529— Академии имени приснопамятного Митрополита Московская Платона (Левшина) , за счет которой могли бы воспитываться лучшие студенты Императорской Московской Академии с правом при окончании академического курса прибавлять к собственным своим фамилиям фамилии – «Платонов», как это ранее практиковалось по отношению к лучшим ее питомцам. Учреждение стипендии в ознаменование столетнего юбилея Московской Духовной Академии, конечно, дело хорошее; но совсем непонятно, почему она должна быть Платоновскою. Приснопамятный Митрополит Московский Платон (Левшин) не имел и не мог иметь к празднующей свой столетний юбилей Московской Академии никакого отношения. Академия основана уже после его смерти, а при жизни Митрополита Платона были лишь предположения об этой Академии, цредположения к тому же далеко не совпадавшие с его желаниями и взглядами. Если академический столетний юбилей нужно ознаменовать учреждением студенческой стипендии, то таковая юбилейная стипендия по всей справедливости должна быть Филаретовскою. Приснопамятный Митрополит Филарет (Дроздов) полвека стоял у кормила Академии, с самого ее основания, твердо руководил ею, праздновал ее пятидесятилетие, ознаменовал это последнее торжество учреждением особых юбилейных капиталов при всех духовно-учебных заведениях Московской епархии; процентами с этих капиталов доднесь, в виде пособия, ежегодно пользуются профессора Московской Академии, также и преподаватели Московской и Вифанской Семинарий. Поэтому Академическая юбилейная стипендия должна быть Филаретовской, и дополнительная фамилия, если таковой суждено осуществиться, должна быть «Филаретов». Но я не отрицаю потребности учреждения или, лучше сказать, восстановления Платоновской стипендии. Приснопамятный Митрополит Платон (Левшин) вполне этого заслуживает. Только стипендия Платоновская по моему мнению должна быть восстановлена по другому поводу и другими средствами. Поводом к ее восстановлению должно быть исполнившееся столетие со дня его блаженной кончины, а средствами должны быть пожертвования Московского духовенства и ближайшим образом Московских монастырей, основанных Митрополитом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Академия теперь стала институтом только высшего образования с преподаванием лишь высших частей всех наук духовно-школьного образования, тогда как элементарные их части отошли или к семинарии, которая стала институтом лишь среднего образования с курсом по кругу наук, тождественным с академическими, по объему же преподавания каждой из наук более элементарными, или к начальным училищам, – институтам низшего образования. Духовное тело старых платоновских Академии и Троицкой семинарии по этому плану должно было быть разорвано на три составных элемента, каждый из которых должен был дать жизнь новому самостоятельному учебному учреждению. Разумеется, что митрополит Платон, сорокалетними трудами возрастивший и вскормивший это духовное тело, как целое, как живое родное детище, не мог решиться или только согласиться на такую радикальную операцию. Промыслу было угодно, чтоб эта исторически-неизбежная операция совершилась не на глазах митрополита Платона; они умер, оплакиваемый обоими еще целыми горячо любимыми духовными детищами. Другие совершили эту операцию над платоновскими детищами, и здоровые духовные соки последних дали жизнь новой Академии: начала и элементы ученой и научной жизни и жизненного быта платоновских старых Академии и Троицкой семинарии несо- —723— мненно легли краеугольным камнем и послужили духовной закваской жизни новой, теперешней Академии. Что именно в частности из идейного и нравственного наследия митрополита Платона перешло в новую Академию и какую судьбу пережило это наследие в столетней жизни Академии, по самому существу этого наследия и по скудости данных о начальном периоде этой жизни, невозможно установить документально – объективно. Но когда исследователь жизни и деятельности митрополита Платона сопоставляет ученый и нравственный облик великого иерарха, запечатленный и на созданном им строе духовных матерей новой Академии – старой Академии и Троицкой семинарии, когда, говорю, последователь, сопоставляет ученый и нравственный облик великого иерарха с историческими учеными и нравственными обликом новой Академии, он наблюдает здесь замечательное совпадение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3419 Нерешительность правительства в деле перемещения Академии прекратил 1812-год. Война сделала академические здания еще менее пригодными для Академии. Избегнув пожара, они потерпели большая повреждения; по донесению академического начальства «как в классических, так и жилых покоях оконницы были выбиты и многие покои сделались неспособными для жилья, коих поправление требует великих издержек. 3420 И хотя по удалении неприятеля была произведена временная починка зданий и учебная жизнь Академии открыта в них снова 3 марта 1813 года 3421 , однако перемещение стало неотложной необходимостью. И вот в 1814 году Комиссия Духовных Училищ бесповоротно решила перевести Академию в Троицкую Лавру, в здания Лаврской семинарии. Между теми Академия путем ежегодных 2.000-х, а затем 4.000-х сбережений, согласно указу Синода от 14 февраля 1799 г., и приказаниям митрополита Платона, на учреждение новых академических корпусов нако- —710— пила к этому времени 30.000 рублей. Эти-то кровные сбережения старой, платоновской Академии и пошли согласно указу Св. Синода, на устроение новой Академии в Троицкой Лавре. Новая Академия, таким образом, нашла себе приют в зданиях другого детища митрополита Платона – Лаврской семинарии, приспособляя и обновляя их для себя на деньги, скопленные старой, платоновской Академией. Все здания Лаврской семинарии, занятые и переделанные под Академию, были или созданы, или возрождены к жизни никем иным, как митрополитом Платоном. Теперешний аудиторный корпус был создан, в конце 30-х годов прошлого столетия при митрополите Филарете. Но до этого корпуса, с самого основания Троицкой семинарии (т.е. с начала XVIII века), на том же месте стоял прежде двухэтажный с подвальным этажом корпус, называвшийся учительским или профессорским. Здесь в бельэтаже, до реформы 1814 года, жили учителя, а в верхнем этаже – Троицкие семинаристы. С открытием Академии весь этот корпус, сильно обновленный при митрополите Платоне, был занят профессорами и бакалаврами и занимался ими до 30-х годов прошлого столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, как поиск истины и ответа на гносеологические вопросы, так и стремление обрести бессмертие души приводило Платона и философов платоновской школы к выводу о субстанциальном характере души и, наоборот, о несубстанциальном характере тела, т.е. к выводу о том, что человек – это душа. Поэтому неудивительно, что Плотин жил, словно стыдясь своего тела, и умер от столь тяжелой болезни, что от него убежали все его ученики. Вполне логично было бы в таком случае просто решить покончить с жизнью в теле, сознательно умертвив себя. Ученик Плотина Порфирий так и решил поступить, но его учитель, в чем-то противореча своей концепции, отговорил его от столь безумного шага, неявно (да и явно тоже) принимая тело если не за сущностную, то за весьма существенную часть человека. Христианство разделяет многие положения платонизма, соглашаясь с ним и в вопросе о бессмертии души, и в признании бестелесности, духовности истины, и в других вопросах, не затрагиваемых в настоящей работе. Однако отношение к телу в христианстве совершенно другое: «Тела ваши, – пишет апостол Павел, – суть храм живущего в нас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:19–20 ). Отцы и учители Церкви также единодушны в этом вопросе, что не будет удивительным, если помнить, что материальный мир творится Богом и «хорош весьма», что Сам Господь вселился в тело человека, освятив его таким образом, и что сделал Он это «нас ради и нашего ради спасения» – т.е. ради спасения всего человека, а не только его души. Это отношение к телу как к равноправной части человека было свойственно и мужам апостольским и христианским апологетам. Так, св. Ириней Лионский в борьбе с гностиками, противопоставлявшими дух, душу и тело как три типа человеческой природы, заявляет, что это – части одной человеческой природы, и только соединение этих трех составляет совершенного человека 43 . Очевидно, что это положение направлено не только против гностицизма, но и против всего против платонизма, к тому времени существовавшему не только в платоновской Академии, но и проникавшему в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/fi...

Сильвестр Медведев в январе 1685 года подает царевне Софьи грамоту об утверждении Академии. Она ее утвердила, и он мог рассчитывать, что вскоре станет начальником Академии. Но его планы были разрушены, т.к. в марте в Москву по рекомендации Патриарха Досифея для учительства в Академии, в противовес носителям латинской учености киевским учителям, прибыли ученые братья Лихуды. Они учились сначала в Греции, потом в Венеции и Падуе, и затем, до вызова в Россию, занимали в разных местах Греции должности учителей и проповедников. Прибыв в Москву, они вступили в борьбу с Сильвестром, и дело его было проиграно. Полное избавление русского Православия от латинского влияния в Москве, однако, последовало не раньше государственного переворота, свергнувшего владычество Софьи. В октябре 1689 года Медведев был осужден и приговорен к смертной казни за участие в деле Софьи. Главными деятелями просвещения в Москве стали братья Лихуды, преподававшие науки в новой Славяно-Греко-Латинской Академии 78 . Занятия в созданной Академии (первом высшем учебном заведении России) начались в 1687 году «Согласно уставу Академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук по примеру европейских университетов» 79 . «Вплоть до открытия в 1755 году Московского университета, Академия играла роль ведущего интеллектуального центра России. В 1814 году она была преобразована в Московскую Духовную Академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру» 80 . Что касается философии, то с нею русское общество стали знакомить, главным образом, именно братья Лихуды, преподававшие ее на греческом, отчасти на латинском языке, с 1685 года в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. Они ввели два курса, составленные главным образом по Аристотелю – логику и физику. Курс физики включал учение об основах мира, о материи и форме, о четырех причинах движения: материальной, формальной, действующей и цельной. Им удалось прочесть расширенное введение по логике и часть физики (комментарии на три неполных главы «Физики» Аристотеля). Этим было положено начало профессиональному преподаванию философии в России. До них эти темы в Москве никто не затрагивал. Даже хорошо образованный Максим Грек «платоновские и аристотелевские мнения» считал ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта метода становится определяющей для преподавания философии в Славяно-греко-латинской академии под “протек­торатом” митрополита Платона (1775–1812). Профессора уже не выписываются из Киева, так как есть кому преподавать нау­ки и в Москве. Реформу в преподавании философии осущест­вляет префект и вскоре ректор академии архимандрит Дамаскин (Семенов-Руднев), распространяющий в философском классе сочинения Х. Вольфа (1679–1754), чья “математическая” система преподавания философии становится преобладающей в Европе, а также И. Винклера и других его учеников. Для академии издается (в латинском оригинале и с дополнениями) курс известнейшего популяризатора лейбнице-вольфовской философии Ф. Баумейстера (1709–1785). Существенно важно, что архимандрит Дамаскин начал читать и курс истории философии — по “Критической истории философии” И. Бруккера, также вводимой в то время в европейские университеты и академии. С 1786 г. из Синода присылаются в академию новые пособия: знаменитый в то время трактат О. Пуффендорфа “О должностях человека и гражданина” (философия естественного права), а также “Краткое руководство к физике”, восполняемое “опытными физиками” Мушенброка и Эйлера (позднее пользуются также “физикой” Гассенди и обширным сочинением Бриссона). К 1798 г. синодальным указом окончательно формулируется куррикулум двухлетнего философского класса академий: в него включаются краткая история философии, логика, метафизика, “нравоучение”, “натуральная история”, а также физика, напечатанная для обычных училищ, “доколе не будет напечатана пространнейшая”. Значение “реформы философии” в платоновский период Московской академии было, бесспорно, велико. Вольфианская философская выучка обеспечивала оптимальные возможности для развития научно-системной философской рациональности, не во всем исчерпанные, на наш взгляд, и до настоящего времени. Новые пособия вводили студентов в новейшую философскую литературу, выводя их из круга понятий эпохи аристотелевской “Физики”. Изучение истории философии для занимающихся философией, вероятно, трудно переоценить. Нельзя не отметить и того, что новый круг пособий вызвал активнейшую переводческую деятельность, на русском языке стали появляться последние по времени философские трактаты 3 . Однако “философская реформа” не реформировала способов самого преподавания философии, унаследованных с предыдущего периода. Чтение философии по-латыни по-прежнему превращало занятия философией в изучение латинского языка, дополнительное к его обычному курсу. Поток новых пособий требовал по-прежнему преимущественно усилий памяти, а не усилий мысли.

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-v-is...

ИЛЛЮЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ •• Глава XII. ПЛАТОН — МИФОТВОРЕЦ И УТОПИСТ •• Глава XIII. КОНЕЦ ЖИЗНИ •• Глава XIV. ВЕЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ • АРИСТОТЕЛЬ •• Глава I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМА ЖИВОГО АРИСТОТЕЛЯ •• Глава II. ДОАКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ••• Македония ••• Происхождение Аристотеля ••• Родственники Аристотеля ••• Наружность и характер ••• Главное и неглавное в биографии молодых лет Аристотеля •• Глава III. В ПЛАТОНОВСКОЙ АКАДЕМИИ ••• Появление в Платоновской академии ••• Расхождения Аристотеля с Платоном в пределах Академии ••• Черты уважения к Платону ••• Некоторые сомнения относительно отъезда Аристотеля из Академии •• Глава IV. ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АКАДЕМИИ ••• Диалог и монологический трактат ••• Ранние риторические занятия ••• Наиболее ранние диалоги Аристотеля ••• Диалог «Евдем, или О душе» ••• «Протрептик», или «Увещание» ••• Диалог «О философии» •• Глава V. ВНЕАФИНСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ, ИЛИ ОТ АКАДЕМИИ ДО ЛИКЕЯ ••• Отъезд из Академии ••• Пребывание в Ассосе и Митилене ••• Приглашение к македонскому двору ••• Аристотель как воспитатель Александра ••• Черты неполной достоверности в проблеме воспитания Аристотелем Александра •• Глава VI ЛИКЕЙ ••• Основание Ликея ••• Ликей, Перипат и Академия ••• Аристотель и Платоновская академия ••• Евдокс Книдский ••• Евдокс как переход от Платона к Аристотелю ••• Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими чувственными теориями космоса ••• Взаимное влияние Платона и Евдокса ••• Метод исчерпывания у Евдокса есть способ слияния платоновских идей вещей с самими вещами, когда идея вещи не остается в своем изолированном существовании, но изливается в вещи как их принцип и метод, как закон их реального становления ••• Аристотель и Евдокс ••• Общее отношение к философии в Ликее •••• 1. Тщательный историзм и систематика научно-философского исследования •••• 2. Становление присуще не только внеразумному бытию, но и самому разуму, где оно, однако, вполне специфично и, кроме того, блаженно ввиду своей всеохватной общности •••• 3.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Наиболее известный из них, Аристотель, оказался идейным противником своего учителя в некоторых отношениях (хотя и не во всех). Он проявил себя также и как довольно неуживчивый его сосед по Академии. Говорят, что, когда однажды Платон уже в конце своей жизни куда-то отлучился из Академии, Аристотель захватил то место, где обычно Платон гулял, беседуя со своими учениками. Только прибывший Спевсипп, племянник, ближайший друг и ученик Платона, который по завещанию Платона стал главой Академии после смерти учителя, смог оттеснить Аристотеля из платоновских владений. Впрочем, вопрос об отношениях Аристотеля и Платона не такой простой. До нас дошли, например, стихи Аристотеля, в которых этот философ не только превозносит Платона, но и относится к нему с глубоким благоговением (филологи-гиперкритики и здесь достаточно поупражнялись в опровержении подлинности этих стихов). С другой стороны, знаменитое изречение " Платон мне друг, но больший друг – истина " принадлежит именно Аристотелю (по поводу возражений Аристотеля Платон однажды добродушно заметил, что это жеребенок лягает свою мать). Личные отношения между Платоном и Аристотелем были во всяком случае таковы, что Аристотелю было предоставлено право преподавания в Академии, и он уехал из Академии только после смерти Платона. Среди учеников Платона называли множество разных слушателей, которые в дальнейшем становились законодателями в своих городах или занимали большие государственные должности. Будто бы даже Эпаминонд, фиванский философ и общественный деятель, просил Платона законодательствовать в Фивах, что, впрочем, сомнительно ввиду враждебного отношения Эпаминонда к Спарте и сочувственного отношения к ней Платона. Среди учеников Платона называли таких видных ораторов, как Ликург, Гиперид и даже Демосфен. Было бы очень интересно знать подробнее о порядках в Академии Платона, о его учениках, о системе преподавания, о взаимоотношениях его учеников. Все это, однако, остается для нас почти полностью скрытым. Передают, что при входе в его школу была надпись: " Негеометр – да не войдет " .

http://predanie.ru/book/219675-kommentar...

Тот факт, что Украина отказалась транслировать каналы российского телевидения на своей территории под предлогом того, что они «не адаптированы к украинскому законодательству», конечно, возмутителен по своей антироссийской сути. Но ведь во многих семьях давно введен вынужденный запрет, дабы не развратить и не потерять своих детей из-за телевоздействия, которое калечит психику ребенка. МЫ ПРЕДЛАГАЕМ : 1. Создать Советы по нравственности при всех федеральных и региональных ТВ-каналах, а, возможно, и ввести нравственную цензуру на государственном уровне. 2. Запретить показ любых степеней насилия, ненормативную лексику, различных извращений, демонстрацию половых актов. 3. Обязать руководителей телеканалов вести все программы на литературном русском языке. 4. Считать вопрос оздоровления нашего телевидения вопросом первоочередным, включив его в национальную программу России. 5. Обязать Общественную палату анализировать теле- и радиотрафики на предмет их соответствия Конституции РФ, интересам российского государства, общественной морали, историческим и культурным традициям народов, населяющих Российскую Федерацию. НАРОД ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ ЗАСЛУЖИВАЕТ ДОСТОЙНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ! С уважением! Фурсей Г.Н. , академик, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки, вице-президент международной лиги защиты культуры, вице-президент РАЕН, Председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Грехов И.В. , академик РАН и РАЕН, лауреат Ленинс кой и Государственной премий, заведующий отделом физико-технического института им. А.Ф. Иоффе (Санкт-Петербург); Попович М.Л. , Герой социалистического труда, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Петровской Академии наук и искусств, Международной духовной академии, Платоновской академии наук Франции, член Союза писателей РФ, вице-президент международного центра Рерихов, летчик-испытатель ( Москва ); Шапошникова Л.В. , академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циалковского, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Музея им. Н.К.Рериха (Москва);

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/04/...

Приспособления для гимнастических упражнений, оставшиеся от гимнасия, отнюдь не мешали статуям Прометея и Гефеста, Геракла и Эрота. Мудрый титан Прометей и не менее мудрый божественный мастер Гефест, многострадальный герой Геракл и крылатый бог Эрот, который, по словам Сократа, означает вечную устремленность, обитали под тенистыми деревьями на веселых лужайках. От жертвенника Прометею по старинной традиции начинался во время празднества в честь богини Афины и Прометея бег с факелами до города, тот самый, о котором Платон вспоминает в своем сочинении «Государство». Что же представляла собою платоновская Академия? Это был союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Недаром сам дом Платона назывался «домом муз», «Мусейоном». Главой школы, или схолархом, был Платон. Но он еще при жизни назначил своим преемником племянника Спевсиппа, сына своей сестры Потоны. С именем каждого нового схоларха в дальнейшем, связывались разные периоды в развитии школы, и она получала название Академии первой (или Древней), второй (или Средней), третьей (или Новой) и т. д. Школа размещалась в старом здании бывшего гимнасия. Перед входом каждого встречала надпись: «Негеометр да не войдет». Она указывала на великое уважение Платона и его соотечественников к математике вообще и к геометрии в частности, как науке о самых прекрасных мысленных фигурах. Недаром в Древней Академии главное внимание уделялось математике и астрономии. И в этом нельзя не увидеть воздействия почитаемых Платоном пифагорейцев. По их примеру занятия были двух типов: более общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого кружка посвященных в тайны философии. Занятия проходили по строгому распорядку. По утрам всех обитателей Академии поднимал мощный звук особого «будильника», изобретенного самим Платоном. В Академии были установлены солнечные часы — гномон. Как и следовало, занятия математикой в платоновской школе привели к увлечению прикладной механикой, особенно когда в Академии подолгу жил Евдокс, знаменитый астроном.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010