Следует отметить, что в России до возникновения государственной системы образования существовала многоуровневая система православного церковного просвещения, включающая в себя приходские школы , семинарии и духовные академии. «Заводить новые школы обязаны были архиереи, и на местном иждивении, монастырском или церковном. Учреждались эти школы с профессиональным расчетом, ″в надежду священства″, для созидания и восполнения новой породы духовенства… Однако по программе это были общеобразовательные школы», – писал в работе «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский. Духовно эти школы объединялись единой православной верой, организационно до Петра I, Церковью. Целостность всей образовательной системы обеспечивалась вероучительной Доктриной Православным символом веры, задающим границы принадлежности к православной традиции, православному Преданию. Идеальный образ Христа был источником от Которого исходит и к Которому восходит объединяющее начало для всех вовлеченных в процесс обучения и воспитания православных людей. Начавшееся от Петра I формирование государственных школ, внесло в систему образования новый компонент, в значительной мере противостоящий той, что генерировался Церковью. Государство ставило перед школой задачу подготовки кадров, способных содействию цивилизационного развития государства. Особенность здесь состояла в том, что Россия, пытаясь в процессе изменения жизненного уклада сохранять свои духовные устремления, в области развития науки и промышленности должна была догонять Запад, о котором необходимо дать несколько пояснений. В. Соловьев писал: «Западная философия начинается раздвоением между личным мышлением как разумом и общенародною верою как авторитетом (ratio et auctoritas)». «Фома Аквинат, поясняет протоиерей Василий Зеньковский, установил то " равновесие " между верой и знанием, которого требовала и ждала его эпоха, он просто уступил знанию (философии) всю территорию того, что может быть познаваемо " естественным разумом " ». К началу XVII в. Запад в формате протестантско-католической агломерации, преодолев целый ряд религиозно-философских препятствий, которые он видел в христианстве, поставил перед собой цель построения земного рая, что, планировалось достичь через решение гносеологических проблем, расширяющих возможности открытия и использования законов природы. Явились великие естествоиспытатели, математики и ученые Галилей, Ньютон, Лейбниц, Кеплер, Паскаль и множество иных, совершивших открытия, положившие начала многим наукам, техническим и технологическим разработкам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/01/na...

Став киевским митрополитом (1633), Петр Могила стремился открыть в Киевской коллегии классы философии и богословия и преобразовать ее в полноценное высшее учебное заведение — академию. Но получить на это разрешение властей Речи Посполитой ему не удалось. Поэтому выпускники коллегии за высшим богословским образованием вынуждены были ехать в католические учебные заведения Польши, а иногда и других европейских стран. Вскоре после смерти святителя Петра Могилы (†1647) началась казац¬кая война под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1651 году в ходе военных действий Братский монастырь и коллегия были разграблены войском Великого княжества Литовского во главе с гетманом Янушем Радзивиллом. В 1658 году здания коллегии пострадали от пожара. В 1659 году во время очередных боевых действий в Киеве здания Братского монастыря были практически уничтожены и Киевская коллегия была временно закрыта. Работу школы удалось возобновить лишь в 1662году. Однако уже три года спустя Киев пережил очередное разорение. Всё это привело к полному упадку школы.  Именно в период тяжелых военных потрясений Киево-Братская обитель обрела свою главную святыню — Братскую икону Божией Матери. Этот образ прежде находился в храме Святых Бориса и Глеба в Вышгороде. Когда в 1662 году Вышгород был разорен татарами, икона чудесным образом приплыла по водам Днепра к киевскому Подолу и остановилась напротив Братского монастыря. Иноки перенесли святыню в монастырь. Впоследствии икона была украшена серебряным окладом с многочисленными драгоценными камнями.  В 1686 году Киевская митрополия перешла в юрисдикцию московского Патриарха. В том же году Московское государство подписало Вечный мир с Речью Посполитой. Тем самым была подведена черта под эпохой тяжелых военных потрясений. Это привело к заметной стабилизации школы. Появилась возможность расширить учебную программу. Уже в 1689 году ректор игумен Иоасаф (Кроковский) впервые прочел в Киевской коллегии полный курс богословия.  В 1694 году Киевская коллегия получила от московских царей Петра и Иоанна Алексеевичей грамоту, которая утвердила за ней право преподавать богословие, принимать на обучение детей всех сословий не только с Украины и из России, но и из-за рубежа, а также утвердила за киевской школой право на внутреннюю автономию. Все эти права были еще раз подтверждены Петром I в грамоте от 26 сентября 1701 года, в которой Киевская коллегия была официально признана академией.

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

Точно тогда же политика «украинизации» малороссов запустила процесс нынешнего коллективного безумия южнее Беларуси. Во главе основных гуманитарно-идеологических институтов в БССР тогда были поставлены те самые «отцы БНР», которые в начале XX века активно и революционно змагались за «независимую европейскую Беларусь», «за демократию против авторитарной монархии», за «прогрессивные либеральные ценности против традиционных христианских» и пытались провозгласить «независимость» Белой Руси от России под кайзеровской оккупацией и БЧБ-символикой: Вацлав Ластовский, Язеп Лесик, Бронислав Тарашкевич, А.Смолич, А.Цвикевич. Все они были либо непосредственными представителями польско-кресовой католической интеллигенции, либо идеологически слитые с ней. А вот подлинные белорусские патриоты подвергались гонениям – во главе с академиком и отцом белорусоведения, профессором Петроградского университета Евфимием Карским.   Польская власть также отнюдь не намеревалась заботиться о сохранении православно-христианской духовности и исторического восточнославянского (русско-белорусского) самосознания белорусов. Напротив, они должны были быть постепенно уничтожены через традиционные в веках окатоличивание и ополячивание. Однако при этом не ставилась задача физического уничтожения священства и храмов, насаждения в умах атеизма, материализма, растления. А «полонизация» была настолько вульгарной, что, напротив, консолидировала православное русско-белорусское самосознание белорусов. Как следствие, именно пребывание западных белорусов за пределами раннего СССР во многом спасло православную веру в народе и не дало глубоко проникнуть в его душу БЧБ-литвинизму. И теперь достаточно взглянуть на карту белорусских храмов, на происхождение большинства священников, на уровень религиозности, на уровень гуманитарной образованности (в том числе доли «западников» в руководстве гуманитарной сферы), на демографические показатели многодетности и семейности, на внешний вид деревень, чтобы убедиться в благотворности того отчуждения. Вместе с тем по мере движения от 1920-х – к 1930-м в Польше усиливался этноцид белорусов, а в Советском Союзе, напротив, происходил консервативный разворот, пик которого пришелся уже на военное время. Хотя, увы, и остановленный неотроцкистской реставрацией Хрущева, ближайшие сподвижники которого вскоре уничтожили само советское государство. Выводилась из гетто Православная Церковь, пресекалась деятельность «беларусизаторов» и псевдобелорусских НКО того времени. Поэтому освободительный поход Красной Армии и воссоединение белорусских земель произошли как нельзя вовремя – ни часом раньше (во время бойни 1936-1938 гг.), но и не часом позже (через гитлеровскую оккупацию). Подлинно патриотическая формула понимания тех событий, соответственно, такова: спасительными для белорусов оказались как временная оккупация Польшей западной Белоруссии в 1921 году, так и ее освобождение в году 1939-м. Для православных в этом явно видно действие высшего Промысла.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/01/pa...

Я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам помощи Божией. Помните, что через ваши слова должно жить христианское послание в сердцах людей. Только тогда будет возгораться пламя веры, когда современный человек будет способен принять все то, о чем говорит ему Церковь». Его Святейшество передал Богословскому институту, в котором проходят обучение 50 студентов, 50 тысяч долларов для нужд учебного заведения. Далее Святейший Патриарх Кирилл направился в Баламандский университет. Баламандский Успенский монастырь расположен в 80 километрах к северу от Бейрута. Название происходит от старофранцузского топонима — Бельмонт — Прекрасная Гора. Основан в 1157 году после второго крестового похода католическим орденом цистерцианцев. После изгнания крестоносцев к концу XIII века прекратил существование. Возобновлен в 1603 году православным митрополитом города Триполи Иоакимом. К середине XVII века Баламанд стал одним из значительнейших монастырей в Антиохийском Патриархате. Монахи обители поддерживали связи с Россией. Архимандрит монастыря Савва сопровождал Антиохийского Патриарха Макария III в его поездке в Россию в 1652-1659 годах. Баламандский монастырь снискал славу крупного центра православного богословия. Его рукописная коллекция арабо-христианских сочинений считается одним из богатейших собраний такого рода. В 1900 году в Баламанде была открыта первая в Антиохийском Патриархате духовная семинария. Учебная программа строилась по образцу русских духовных училищ. Лучшие выпускники продолжали образование в России. В независимом Ливане Баламанд остался важным духовным центром и в годы гражданской войны стал приютом для многочисленных беженцев. 4 июня 1988 года по инициативе Антиохийского Патриарха Игнатия IV Президентом Ливанской Республики был издан указ об открытии в монастыре факультета словесности и гуманитарных наук. Во вновь образованный университет, получивший статус частного, некоммерческого, светского образовательного учреждения, были включены на правах учебных подразделений Ливанская академия изящных искусств (созданная в 1948 году) и Институт богословия имени святого Иоанна Дамаскина (открытый в Баламанде в 1970 году).

http://patriarchia.ru/db/text/1675193.ht...

— Не все религиозные движения в России являются централизованными. Есть несколько духовных управлений мусульман, есть разные школы буддизма. Как удалось решить, кто участвует в подготовке и проведении Олимпиады, а кто нет? — Межрелигиозный совет России в этом плане выступил своего рода площадкой для переговоров. Если бы Олимпийский комитет непосредственно взаимодействовал с каждой из традиционных религий России, возник бы конфликт интересов. К примеру, у нас есть три крупнейших централизованных исламских объединения. Какому из них отдать предпочтение? И нужно ли это делать? А если говорить о буддизме, то есть организации, традиционные для нашей страны, например, Буддистская традиционная сангха России, а есть движения, которые пришли в Россию совсем недавно. Брать их на Олимпиаду или нет? Эти вопросы решались совместно, через диалог экспертов межрелигиозного совета, представителей самих религиозных организаций и оргкомитета по подготовке Олимпиады. Все традиционные религии нашей страны, безусловно, будут равнозначно представлены на Олимпиаде в Сочи. Своих представителей на Олимпиаду отправляют религиозные организации, которые входят в Межрелигиозный совет России. Так, мусульмане будут представлены крупнейшими духовными управлениями — это Центральное духовное управление мусульман России, Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. — Как проходил отбор волонтеров и священнослужителей? — Мы проводили отдельное заседание Межрелигиозного совета России, чтобы организации, которые в него входят, имели возможность представить своих кандидатов. Они подали списки, отобранные кандидатуры утвердил Международный олимпийский комитет. Все волонтеры и священнослужители полностью прошли всю необходимую аттестацию. — Сколько всего волонтеров и духовных лиц будет задействовано в работе центров религий и откуда они? — Обеспечивать работу молитвенных помещений во время Олимпиады будут свыше ста волонтеров и духовных лиц. Требование Олимпийского комитета таково, что на молитвенное помещение каждой религии должно быть два священнослужителя минимум. В числе волонтеров — студенты из Казанского исламского университета, Московского государственного лингвистического университета, Российского православного университета, Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Волонтеров предоставили Федерация еврейских общин России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, Буддистская традиционная сангха России, Центральное духовное управление мусульман России, Совет муфтиев России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, католическая и протестантские общины.

http://pravmir.ru/svyashhennik-roman-bog...

В XIX веке, после восстаний 1830 года и 1863 годов, польский вопрос стал общеевропейским. В веке следующем, после обретения Польшей независимости в 1918 году возникли новые проблемы, связанные уже с идеологией, включая стремление Коминтерна революционизировать Европу, бросок Тухачевского на Варшаву во время советско-польской войны 1920-21 годов. Затем, в конце 1930-ых годов, трагедия Мюнхена и пакта Молотова – Риббентропа, вступление 17 сентября 1939 года Красной армии в восточные области Польши. В результате мы имеем сегодня в отношениях с Польшей сложный клубок проблем, который очень не просто распутывать. Вполне очевидно, что для этого нужны новые, более широкие, комплексные подходы. Иначе мы упираемся в стену взаимного непонимания: у каждой из сторон своя логика и своя правда. Должен отметить, в последнее время наш диалог с Польшей по вопросам совместной истории развивается очень творчески. Например, российско-польской группой по сложным историческим вопросам (сопредседатели – академик А.В. Торкунов и бывший министр иностранных дел Польши А.Д. Ротфельд) издана монография " Белые пятна – Черные пятна. Сложные вопросы в российско-польских отношениях " . Это серьезная работа. Она отличается тем, что в ней фиксируются точки зрения историков двух стран: российским историком излагается одна точка зрения, а рядом публикуется польская трактовка того же события. На мой взгляд, это правильный подход, он свидетельствует о том, что мы постепенно учимся не только слушать, но и слышать друг друга. Это дает надежду на то, что новое поколение в России и в Польше сможет уже менее болезненно воспринимать проблемы прошлого. С соответствующей проекцией на процесс улучшения отношений по всему спектру – от политики и экономики до культуры. – А какую, по-Вашему, роль сыграет совместное Послание Русской Православной и Польской католической Церкви народам Польши и России? – Я думаю, сам факт совместного обращения Предстоятелей Русской Православной и Католической Церкви в Польше не мог не вызвать большого резонанса и в Польше, и в России, да и в мире. Я достаточно давно занимаюсь сложным проблемам российско-польской истории, но и для меня было своего рода открытием, что у нас имеется такой значимый духовный ресурс, как диалог двух Церквей. Я был в Польше во время визита Его Святейшества и могу засвидетельствовать, что визит прошел чрезвычайно успешно, может быть, даже более успешно, чем многие ожидали, учитывая сложность проблем, стоящих на двусторонней повестке дня.

http://religare.ru/2_96543.html

«В стенах Лавры находится Московская духовная академия, и Попечительский совет предпринял также решающие шаги для того чтобы изменился лик этого учебного заведения, которое играет особую роль в формировании корпуса духовенства Русской Православной Церкви. Сегодня, когда молодым людям угрожает множество соблазнов, связанных, прежде всего с влиянием информационного потока, когда духовные ценности затмеваются ценностями утилитарными, привлечение молодежи для служения Богу, их воспитание имеет огромное значение — я бы сказал, не только церковное, но и государственное. Без веры православной не может быть России, то есть она может существовать как географическое понятие, но это уже не будет Россия. Поэтому забота о воспитании нового поколения священнослужителей является приоритетной. Я хотел бы поблагодарить Попечительский совет за большие усилия по благоустройству духовной академии и строительству нового корпуса для проживания студентов», отметил Предстоятель. «Хотел бы сказать несколько слов об идее, которая постепенно стала формулироваться и приобретать вид конкретных предложений, — относительно возможной реорганизации города Сергиева Посада, продолжил Святейший Владыка. — Предложения поступают, в том числе в мой адрес, из разных источников. Суть их заключается в том, что во многих странах есть города, которые являются прежде всего духовными центрами, то есть имеют особое значение для всего народа как в духовном, так и в историческом плане. Первое, что приходит на ум, — это Ватикан, который является центром Католической Церкви, духовным центром всемирной католической общины. Или город Кентербери в Великобритании является центром Англиканской Церкви — это перечисление можно продолжить. Так вот, среди нашей общественности, представителей местной и федеральной власти возникла идея придать городу Сергиев Посад особый статус и в связи с этим провести его серьезную реконструкцию, направленную, с одной стороны, на сохранение памятников, с другой — на создание более благоприятной среды обитания; а главное, подчеркнуть особое историческое и духовное значение города».

http://pravoslavie.ru/112115.html

«В стенах Лавры находится Московская духовная академия, и Попечительский совет предпринял также решающие шаги для того чтобы изменился лик этого учебного заведения, которое играет особую роль в формировании корпуса духовенства Русской Православной Церкви. Сегодня, когда молодым людям угрожает множество соблазнов, связанных, прежде всего с влиянием информационного потока, когда духовные ценности затмеваются ценностями утилитарными, привлечение молодежи для служения Богу, их воспитание имеет огромное значение — я бы сказал, не только церковное, но и государственное. Без веры православной не может быть России, то есть она может существовать как географическое понятие, но это уже не будет Россия. Поэтому забота о воспитании нового поколения священнослужителей является приоритетной. Я хотел бы поблагодарить Попечительский совет за большие усилия по благоустройству духовной академии и строительству нового корпуса для проживания студентов»,  отметил Предстоятель. «Хотел бы сказать несколько слов об идее, которая постепенно стала формулироваться и приобретать вид конкретных предложений, — относительно возможной реорганизации города Сергиева Посада,  продолжил Святейший Владыка. — Предложения поступают, в том числе в мой адрес, из разных источников. Суть их заключается в том, что во многих странах есть города, которые являются прежде всего духовными центрами, то есть имеют особое значение для всего народа как в духовном, так и в историческом плане. Первое, что приходит на ум, — это Ватикан, который является центром Католической Церкви, духовным центром всемирной католической общины. Или город Кентербери в Великобритании является центром Англиканской Церкви — это перечисление можно продолжить. Так вот, среди нашей общественности, представителей местной и федеральной власти возникла идея придать городу Сергиев Посад особый статус и в связи с этим провести его серьезную реконструкцию, направленную, с одной стороны, на сохранение памятников, с другой — на создание более благоприятной среды обитания; а главное, подчеркнуть особое историческое и духовное значение города».

http://patriarchia.ru/db/text/5177783.ht...

Статья доктора богословия (Dr.Hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD), профессора кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом священника Павла Бочкова посвящена памяти епископа Евтихия (Курочкина) (1955 – 2022), одного из иерархов Русской Православной Церкви Заграницей, решительно поддержавшего путь РПЦЗ на воссоединение с Русской Православной Церковью Московского Патриархата и тем самым потрудившегося в деле уврачевания этого болезненного церковного разделения и восстановления единства внутри Поместной Русской Церкви. Будучи ревностным иерархом, за годы своего служения епископ Евтихий являлся не только церковным администратором, но прежде всего добрым и скромным пастырем, духовником, неутомимым тружеником, искренним и внимательным собеседником. Опытно пережив соблазны церковных разделений и межюрисдикционных противостояний, епископ Евтихий своим личным примером скромности и миротворчества указал путь к церковному единству и полноте христианской жизни в ее духовном измерении. Рецензия посвящена обзору книги, претендующей на некое учебное пособие по древнерусскому языку, а точнее на азбуку, с которой начинается погружение ученика в основы знания языка, носителем которого он является. Будучи типичной псевдонаучной подделкой, данная работа представляет собой далеко не безобидные опыты в области лингвистики или фолк-хистори, популярной у любителей фэнтези, но самым прямым образом пытается подменить собой классические знания по истории кириллицы на неоязыческие мифологемы с целью смутить и отторгнуть читателей, в особенности детей, от собственной истории и культуры, генетически и фактически связанной с христианством. Под видом безобидного букваря перед читателем лежит неоязыческая подделка, имеющая все признаки пропаганды деструктивного неоязыческого культа. Статья доктора богословия (dr. hab), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук, профессора Межрегиональной академии управления персоналом священника Павла Бочкова посвящена жизни и деятельности по организации греко-католических общин в России бывшего священника Нижегородской епархии Русской Православной Церкви Алексея Зерчанинова. В силу своего сложного характера за годы служения данный клирик был неоднократно преследуем как царским правительством, так и советскими властями, однако его деятельность привела к некоторому росту греко-католических общин, особенно в Петрограде, в первые два десятилетия ХХ века. Явив себя большим поборником латинского обряда, Зерчанинов часто смешивал восточный и западный обряды в своих богослужениях, за что подвергался резкой критике со стороны своего церковного руководства и прочих священников. Благодаря недавно опубликованным документам образ Зерчанинова существенно дополняется, что позволяет сделать более глубокое исследование его личности, мировоззрения и характера.

http://bogoslov.ru/person/1158752

В первые годы существования академия имела очень узкую специализацию - подготовка кандидатов на высшие католич. духовные должности. Первоначально для обучения принимались 40 студентов, а после закрытия В. а.- 60. Обучение продолжалось 4 года. Поочередно присуждались степени студента, кандидата, магистра, д-ра теологии, д-ра канонического права. В 1882 г. на основе устава В. а. был принят написанный ректором академии Ф. А. Симоном новый устав СПб. а. По уставу в экзаменационную комиссию входили все преподаватели предметов, связанных с богословием, рус. лит-рой и историей. Степень д-ра теологии присуждалась на основании 2 работ по теологии на лат. и рус. языках и экзамена из 50 вопросов по Свящ. Писанию, догматическому и нравственному богословию и истории Церкви. Степень д-ра канонического права присуждалась на основании работы по праву и экзамена из 50 вопросов по каноническому праву и истории Церкви. Двойную степень получали за обширную работу по теологическо-правовой тематике и успешную сдачу экзамена из 70 вопросов по Свящ. Писанию, догматической теологии, каноническому праву и истории Церкви. В 1886 г. Рим дал согласие на утверждение архиепископом Могилевским ученых степеней. В 1915 г. ректор И. Радзишевский издал предписание, изменившее структуру СПб. а. Наряду с теологическим отд-нием было создано самостоятельное морально-правовое отд-ние. От претендентов на степень кандидата этого отд-ния требовалось написание работы на лат. языке, ее защита и сдача экзамена из 15 вопросов. К магистерскому экзамену допускались только кандидаты; от них требовалось написание и защита исследования и сдача экзамена из 25 вопросов. Первым ректором СПб. а. был назначен бывш. проф. Киевского ун-та И. Головинский (1842-1855), считавший целью академии воспитание и обучение священников. Выработанная им система воспитания была основана на полной изоляции студентов от об-ва. Ректор А. К. Бересневич (1860-1864) добился возможности для выпускников СПб. а. продолжать обучение за границей. В 1887 г. был основан печатный орган СПб. а.- «Academia Caesarea Romano-Camholica Ecclesiasmica Petropolitana» (С.-Петербургская Императорская Римско-католическая духовная академия). Ректор Симон поддерживал студенческие научные об-ва, положил начало встречам выпускников, на к-рых обсуждались проблемы духовного воспитания, народного образования и лит. жизни. Эти встречи были признаны незаконными, ректор сослан в Одессу (1897). При ректоре Л. Жарновецком в СПб. а. были открыты новые кафедры: НЗ, пастырского богословия, христ. социологии. Последний ректор, Радзишевский (1913-1918), реорганизовал академию по образцу ун-та в Лёвене (Бельгия), открыл новые кафедры догматического богословия, канонического права, гражданского права, теологической и правовой энциклопедии. В 1918 г. занятия в академии были прекращены, часть студентов и преподавателей перешла в Католический ун-т, существующий в наст. время в Люблине (Польша). Полоцкая академия

http://pravenc.ru/text/63750.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010