31 травня 2008 р. 11:31 Митрополит Амфилохий: «Даже во времена коммунизма ни у кого не возникало вопросов относительно принадлежности храмов» [Ihmepb " ю] Во второй части интервью черногорскому информационному агентству «Вести» митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий рассказал о ситуации со строительством церквей и сохранением древних храмов и монастырей в Черногории. 30 травня 2008 р. 19:33 Кардинал Вальтер Каспер: «Мы не будем продолжать диалог без участия Русской Православной Церкви» [Ihmepb " ю] 25 мая 2008 года Московскую Духовную академию посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, находящийся в России с частным визитом. Богослов.ru публикует интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с кардиналом Каспером, в котором обсуждаются актуальные проблемы развития православно-католического диалога. 30 травня 2008 р. 15:01 Митрополит Амфилохий: «Изменение отношения власти к Церкви привело к глубокому кризису» [Ihmepb " ю] Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий в интервью информационному агентству Черногории «Вести» прокомментировал результаты завершившегося Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви, а также дал оценку современному положению Сербской Церкви в Черногории. 14 травня 2008 р. 13:30 Новоизбранный Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион: «Чтобы обратить людей к истинной вере, нужна очень большая работа» [Ihmepb " ю] 11 мая специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» Николай Варсегов взял эксклюзивное интервью у архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона. На следующий день, 12 мая, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви избрал владыку Илариона шестым Первоиерархом РПЦЗ. ← попередня 144 145 146 147 148 149 150 151 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

     С тех пор минула целая эпоха - если судить по тому, что родившиеся в 1991-м ныне окончили школу и поступили в университеты. Но знают ли они о Лосском, наслышаны ли они хотя бы о том, что часть его научно-богословских сочинений была опубликована в СССР еще в годы правления сталинского режима?      Владимир Лосский вместе с отцом, известным русским философом-интуитивистом Николаем Онуфриевичем Лосским был выслан из России в печально известном 1922 году на «философском пароходе». Но это спасло им жизнь, и не только им - вскоре на ниве Свято-Сергиевского подворья и Свято-Фотиевского братства в Париже собирается плеяда замечательных русских богословов, философов, историков Церкви - и отечественная богословская мысль начинает плодотворно трудиться в эмиграции. Более того: в Париже Лосский был одним из тех, кто, несмотря на боязнь быть отвергнутыми своими же соотечественниками-эмигрантами, сохранил верность Матери-Церкви, отстаивая интересы Московского Патриархата.      Нам же Лосский интересен прежде всего своими богословскими трудами, получившими впоследствии определение «неопатристического синтеза» в православном богословии. Владимир Николаевич, как и его друг протоиерей Георгий Флоровский, первыми ощутили поистине огромный разрыв, образовавшийся между русской богословской наукой и учением Святых Отцов. Причиной этому стали во множестве проникшие в русское богословие элементы западной схоластики - католической и протестантской, чему способствовало почти двухсотлетнее господство Святейшего Синода, когда Церковь была фактически превращена в государственно-идеологическое ведомство. Это понимали многие - но Лосский и Флоровский, подошедшие к богословской проблематике «со стороны» (по образованию они были философом и филологом), что позволило им обойти схоластические рамки духовных семинарий и академий.      Выход был найден: возврат к Отцам, к традиции святоотеческой. Лосский обстоятельно изучает Святых Отцов - как Восточной Церкви, так и Западной. Среди анализируемых им текстов можно встретить творения Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Фомы Аквинского, Григория Паламы... Итогом научно-богословского творчество Лосского и стал «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», где элементы христианской антропологии соединяются с принципами теоцентризма, а богословие становится знанием экзистенциальным.

http://bogoslov.ru/article/277289

А чем красота отличается от идола? Читаем же мы в Библии: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли» (Втор. 5:8). Православный храм не возник одномоментно. История его развития очень длительна, а ключевым моментом в ней представляется иконоборческая эпоха. Тогда окончательно сформировались философия и символика восточно-христианского, то есть православного храма. Полемика между сторонниками и противниками иконопочитания была очень полезна. Именно в иконоборческую эпоху, когда императоры-иконоборцы утверждали, что христиане поклоняются идолу, дереву, то есть носителю художественного образа, а сторонники иконопочитания отвечали, что они поклоняются первообразу, развивается богословие христианского образа. Большим достижением той эпохи является формирование богословской теории иконы и православного храма, в том числе обозначается связь образа с первообразом. Богословие иконы более известно широкой публике, чем богословие храма, которое может быть, более сложно в силу своего профессионального, архитектурного контекста. Но между богословием образа иконы и богословием пространства и формы храма нет различия. Как Вы считаете, можно ли делить архитектуру на православную и неправославную, исходя не из формально-исторического, а из существенно-богословского критерия? Конечно. Сакральная архитектура  имеет совершенно иные задачи, чем архитектура светская. В образе православного храма мы видим модель мироздания. Храм  — это небо на земле. Храм воплощает тот мир, который вечен, и от которого наш временный мир находится в зависимости. В православном храме мы можем созерцать величие Творца. Архитектура православная, я думаю, гораздо ближе к своему первоисточнику, чем архитектура католическая, особенно современная. Как связана архитектура с духовным видением истории? Ведь неспроста Колизей — это Рим, а София — Византия? В основе православной архитектуры находятся римские традиции. Римляне, как никакой другой народ, мыслили архитектурными формами. Эта традиция была продолжена в Византии. И действительно, Софийский собор в Константинополе является символом и православия, и Византии, и исторического пути России… Именно русскими архитекторами были созданы самые грандиозные реплики Софийского собора. Это два храма начала XX века — Никольский Морской собор в Кронштадте и собор Александра Невского в Софии. . 

http://bogoslov.ru/article/6194600

– Александр Владимирович, мне бы хотелось вспомнить то время, когда в 1989 г. был создан фонд по инициативе скульптора В.М.Клыкова, учёных О.Н.Трубачёва, Н.И.Толстого, писателей В.Г.Распутина, В.И.Белова, В.С.Маслова. В одном ряду с ними академик И.Р.Шафаревич и совсем молодой тогда учёный-славист И.М. Числов. Наверное, неспроста на стыке веков нам была явлена эта удивительная плеяда великих русских людей? – Думаю, что это поколение всё-таки отстояло национальную культуру. Если бы они поддались развалу 90-х, всё пропало бы. А они удержали это знамя и передали нашему поколению. Мы надеялись тогда, что начнётся поддержка правительством традиционной русской культуры. Но, к сожалению, видим другую картину. Даже рождественская ярмарка у нас начинается с католического Рождества, когда наш народ ещё пребывает в посте. Культура – как соль, если она не имеет силы, её надо выкидывать. Эти выдающиеся учёные и писатели были той самой солью – в них была сила и смелость, слово их было острое. – Яркие выступления историков и общественных деятелей Михаила Назарова, Вячеслава Клыкова, Ильи Числова, концерты русской духовной и классической музыки воспитывали наше юное поколение и будили самосознание тогда, в 1990-е годы… – Фондом славянской письменности и культуры было установлено более двухсот памятников выдающимся деятелям русской и мировой культуры. Четверть века проходили в здании в Черниговском переулке церковные, педагогические, музыкальные, поэтические мероприятия. Первые концерты Олега Погудина звучали у нас в здании фонда, когда Олег был ещё никому не известен. И Татьяна Петрова в сложное для неё время пела у нас. Хор Данилова монастыря записывали у нас… Мы выступали против «Матильды». Эта поделка была снята к столетию подвига человека, который взял на себя крест России и пошёл на смерть ради её духовного спасения, как сербский царь Лазарь, у которого тоже был выбор, и он мог бы экономически договориться с турками, но тогда бы не сохранилась вера. – Опечатано здание Фонда славянской письменности, приостановлена работа над этимологическими словарями, начатая академиком О.Н.Трубачёвым и его вдовой Г.А.Богатовой, расформирован академический русский оркестр «Боян», закрыт музей матрёшки, музей Н. Рубцова... Не похоже ли это на последовательную зачистку русского культурного пространства?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/19/aleksa...

Архим. Евфросин: Германия особенно славится предрождественскими ярмарками и гуляниями, народными традициями, относящимися к празднованию Рождества Христова. Признаюсь, что некоторые из таких западных традиций, например «венок Адвента», можно уже довольно часто увидеть в домах жителей Украины и России. Не расходятся ли народные традиции Германии с учением Католической Церкви? Не существует ли проблемы «народного» богословия, которое так часто отличается от официальной позиции Церкви? В.Г.:  Я полагаю, что не все происходящее и имеющее место в нашем обществе можно назвать " народным богословием " . Хотя многое и связано с христианским традициям, но это не означает, что все люди наполняют это соответствующим христианским содержанием. Сегодняшние исследования показывают, что все больше и больше людей не знают, в чем именно заключается истинный смысл и содержание Рождества. На рождественских рынках можно найти не только вертепы, но и изображения из сказок, которые не имеют ничего общего с Рождеством Христовым. Одним из наиболее важных фигур нашей общественной традиции является Санта Клаус, который был изобретен отделом рекламы компании Кока-Кола в США. Он является результатом секулярного переосмысления святого Николая, причем сознательно лишенного религиозной коннотации. Но прежде всего, уже давно сам Адвент стал для общества временем Рождества. Причем, для большинства Рождество становится частью прошлого уже 26 декабря, в то время, как в Церкви рождественские праздники фактически только начинаются. Архим. Евфросин: На протяжении многих лет Вы являетесь директором семинарии Георгианум. Эта семинария известна тем, что она вторая по времени основания католическая семинария в мире, а среди ее студентов был Папа Бенедикт XVI. Учитывая то, что структуры богословского образования в Германии и Украине кардинально отличаются, хотелось бы задать следующий вопрос. Чем на сегодняшний день являются семинария Георгианум и каков ее вклад в подготовку будущих священнослужителей? В.Г.:  В Германии есть традиция, когда кандидаты в священство учатся в государственных или, по крайней мере, в признанных государством университетах или на теологических факультетах и там приобретают свои знания в области теологии. Семинария является, в большей степени, средой обитания для таких студентов во время учебы. Здесь, в дополнение к своей богословским и академическим познаниям, они получают помощь необходимую для личностного роста, заметного развития духовности и приобретения пастырских навыков. Прежде всего, семинария – это время и место, в котором каждый кандидат в священники должен ответить для себя, действительно ли он может жить и функционировать в качестве священника в будущем. 

http://bogoslov.ru/article/3057901

Борис Лукичев сказал, что переписка Святейшего Патриарха Алексия и Владимира Путина станет темой его отдельного доклада. Священник Владимир Вигилянский в своем выступлении говорил о Святейшем Патриархе Алексии II как о человеке, в котором были явлены самые возвышенные качества русского мира. Также он отметил, что за все 18 лет его первосвятительского служения любая инициатива, служившая благу других людей и Церкви, не только не была наказуема, но всячески поддерживалась. В продолжение этой мысли протоиерей Димитрий Смирнов сказал, что Патриарх всегда способствовал свободной инициативе: «Он дал возможность вырасти новым побегам церковной жизни». На круглом столе выступили также: Андрей Себенцов, начальник отдела Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ; Сергей Ряховский, член Общественной палаты РФ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР); священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России; Галина Боголюбова, президент Славянского фонда России; Валентин Лебедев, председатель Союза православных граждан России; Андрей Кокошин, депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия»; Михаил Шахов, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ; Евгений Никифоров, председатель православного общества «Радонеж»; протоиерей Алексий Ющенко, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси. Мы публикуем доклад митрополита Калужского и Боровского Климента. Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии), однако очевидно, что реализовать представившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности, можно вспомнить известное письмо, направленное тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, управляющим делами Московской Патриархии, главе государства — М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный Собор 1990 года, избравший его на престол первосвятителей Московских, проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

http://e-vestnik.ru/docs/rol_svyatejsheg...

Было отмечено, что в наши дни Корсунская епархия Московского Патриархата, возглавляемая высокопреосвященным архиепископом Иннокентием, представляет собой одну из крупнейших православных общин Франции. В связи с этим Святейший Патриарх Алексий подчеркнул важность укрепления двусторонних отношений между Корсунской епархией Русской Православной Церкви и Католической Церковью Франции. В ходе беседы в продолжение затронутой темы была подчеркнута важность прямых, непосредственных контактов без посредничества какой-либо третьей стороны. В ответном слове кардинал Вен-Труа, обращаясь к Святейшему Патриарху, отметил: «Год назад Вы, Ваше Святейшество, оказали нам честь, посетив Париж, и я не думал, что в скором времени мне представится возможность посетить Вас в Москве». Архиепископ Парижа поблагодарил за приглашение и теплый прием, с особой признательностью отметив, что в паломнической поездке по России его сопровождает архиепископ Корсунский Иннокентий. Кардинал Андре Вен-Труа рассказал о своем посещении Троице-Сергиевой лавры , Соловецкого монастыря, Московской духовной академии , история которой насчитывает уже несколько веков, и подчеркнул, что увиденное позволило членам делегации воочию убедиться в масштабном духовном возрождении, которое переживает Русская Православная Церковь и Россия. По его словам, возрождаются не только храмы, монашеская жизнь, но и богословское образование. Католический архиепископ Парижа передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II слова приветствия от Папы Римского Бенедикта XVI , а также благодарность посещавших Россию в этом году председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера и архиепископа Неаполитанского кардинала Крещенцио Сепе за оказанное им гостеприимство. Отвечая по окончании встречи на вопросы журналистов о паломническом визите католического иерарха в Россию, Его Святейшество подчеркнул, что в ходе состоявшейся беседы была отмечена важность продолжения подобного рода контактов.

http://patriarchia.ru/db/text/482170.htm...

В 1806 г. при Виленском ун-те была учреждена Главная семинария для римско-католич. духовенства с 4-летним учебным курсом, независимая от Виленского католич. епископа. После закрытия в 1831 г. Виленского ун-та его богословское отд-ние указом от 1 мая 1832 г. было передано в ведомство Мин-ва внутренних дел для преобразования в духовное уч-ще. В 1833 г. в результате его слияния с Главной семинарией была образована Римско-католич. ДА, просуществовавшая до 1842 г. На 4-летний курс набирались 60 духовных лиц из Виленской епархии, 40 из др. епархий, 7 служителей Армянской католич. Церкви . Содержалась за счет средств упраздненного Виленского ун-та и средств, полученных от конфискации монастырской собственности в Польше. Подчинялась Мин-ву внутренних дел и Коллегии духовных дел в С.-Петербурге; находилась под непосредственным надзором виленского епископа. Присваивала степени кандидата (после 3 лет обучения), магистра и д-ра. К магистерскому экзамену допускались особо одаренные студенты после написания ими 2 работ на рус. и лат. языках. На докторскую степень могли претендовать магистры, представившие труд по теологии или каноническому праву на латыни и сдавшие специальный экзамен по рус. языку. Система преподавания в Римско-католич. ДА послужила образцом для академий в Варшаве и С.-Петербурге. С.-Петербургская академия (СПб. а.). В 1839 г. без согласования с Римом В. а. перенесена указом Николая I Павловича в С.-Петербург. После конкордата 1847 г. между Россией и Римским престолом статус академии был закреплен de jure, над ней был установлен надзор архиепископа Могилевского и изменена система адм. управления: руководство академией передано правлению в составе ректора, 4 профессоров (2 духовных и 2 светских) и прокуратора, обладавшего правом голоса в хозяйственных вопросах. При правлении действовала канцелярия, осуществлявшая сношения с Римской курией и епархиальными властями, т. к. со времени конкордата СПб. а. контролировала деятельность духовных семинарий Царства Польского. В канцелярии работали гос. чиновники, по большей части некатолики.

http://pravenc.ru/text/63750.html

В эти тома вошли базовые статьи по литургике, такие, как «Молитва», «Молебен», по библеистике, например, «Нагорная проповедь», церковному искусству и музыке, философии, например, «Неоплатонизм», церковному праву, по истории Православных Церквей, древних восточных Церквей, Католической Церкви и протестантских объединений. Важное значение имеют статьи о таких базовых понятиях в церковном устройстве, как монашество, монастырь, митрополия. Но, несомненно, главной темой издания в минувшем году стала Москва. Огромный комплекс статей по церковной и даже шире — религиозной истории Москвы и Московской области — о Великом княжестве Московском, о становлении и развитии Московской епархии, о Московской духовной академии, о Московском Кремле и о московских монастырях, — занимает практически весь 47-й том. Впервые Москва православная представлена во всех ее аспектах столь систематическим и полным образом. По сути, это отдельная энциклопедия в энциклопедии. Я знаю, как непросто шла эта работа, знаю о десятках выдающихся исследователей, вовлеченных в эту работу Церковно-научным центром при участии столичной епархии и Правительства города Москвы. Хотел бы поблагодарить Вас, Сергей Семенович, и в Вашем лице Правительство за содействие в этой работе. Завершая свой обзор томов, не могу не обратить внимания еще на несколько, так сказать, географических статей: на значительные статьи о Молдавии, Молдавских княжествах и митрополиях, о епархиях и митрополиях Русской Церкви — Минской, Мурманской и Могилевской, — а также о Нижегородской епархии в 49-м томе. В уже подготовленных томах 2018 года выделяется комплекс статей о Николаях (всего их 260), который открывается большой статьей о святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских, и включает значительные исследования, посвященные равноапостольному святителю Николаю (Касаткину) — просветителю Японии, а также многим мученикам и святым с этим именем, в том числе и страстотерпцу императору Николаю II. Я уже не раз говорил о том, что даже беглое чтение вышедших в свет томов Православной энциклопедии поражает воображение объемом и разнообразием того духовного и культурного богатства, которое было создано за двухтысячелетнюю историю христианства. Нашими общими усилиями, трудами лучших ученых России и многих зарубежных стран, мы смогли собрать это богатство и предложить нашим читателям. Нами уже пройден значительный путь. Главная задача заключается в том, чтобы этот уникальный проект достойно завершился, сохранив как свою полноту, так и высокое качество научной проработки статей.

http://patriarchia.ru/db/text/5215901.ht...

Впрочем, следует заметить, что, хотя преп. Максим как духовный писатель и богослов всегда жил в церковном Предании, подлинное «открытие» его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преп. Максима . Позднее изучением наследия преп. Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С. А. Епифанович. Написав о преп. Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с Первой мировой войной и начавшейся революцией . Молодому ученому, который вскоре умер, не дожив до 32 лет, удалось издать две небольшие части своего труда: блестящее петрологическое эссе «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» (вышло в свет в 1915 г.) и текстологическое исследование, содержащее публикацию ряда неизвестных ранее «Житий» и творений преп. Максима (или приписываемых ему сочинений) . Сергеем Леонтьевичем Епифановичем был начат и перевод одного из главных творений преподобного отца — «Вопросоответов к Фалассию», который перед самой революцией начал выходить в «Богословском вестнике», но так и не был закончен. Вообще в России планировалось, судя по всему, издать полный перевод всех творений преп. Максима, и за это дело взялся совместно с С. Д. Епифановичем профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов, трудами которого увидели свет житийные материалы, относящиеся к преп. Максиму Исповеднику   . Однако и это начинание опять было прервано трагическими событиями русской катастрофы. Несколько позднее преп. Максим был «открыт» на Западе. В подобном открытии решающую роль сыграла книга известного католического богослова и патролога X. Урса фон Бальтазара «Вселенская Литургия», впервые изданная в 1941 г., а затем в переработанном и дополненном виде — в 1961 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010