«Новый епископ занимает в русской иерархии особое положение. Известный благодаря своим знаниям патрологии, он столь же хорошо знаком с греческим Востоком. […] Его лично знают многие иерархи, включая Вселенского патриарха Афинагора и патриарха Александрийского Христофора. […] Русская Церковь приобрела, таким образом, нового епископа-богослова 22 . Именно так, с самого своего назначения, роль архиепископа Василия была ясно определена: «иерарх-богослов» представлял Московский Патриархат на четырех Всеправославных консультациях (на Родосе в 1961 23 , 1963 24 и 1964 25 гг., в Шамбези в 1968 г. 26 ); он участвовал в богословском диалоге с англиканами (в Белграде, 1966 г.) 27 и старокатоликами (в Вене, 1965 г.) 28 , в работе Всемирного Совета Церквей (на ассамблеях в Монреале в 1963-м, и в Упсале в 1968 г.), а также принимал участие в 25-летнем юбилее монашеской общины Тезэ (28–29 августа 1965 г.). Он являлся участником ежегодных богословских коллоквиумов католического Шеветоньского монастыря, а также «литургических недель» Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Разумеется, владыка Василий участвовал и в различных церковных мероприятиях в России. Во время одной из них, 14 октября 1964 г., ему была торжественно присуждена степень доктора богословия Духовной Академии его родного города 29 . Будучи человеком высокой культуры, архиепископ Василий обладал при этом, по отзывам его современников, «исключительной верностью Православию». Оставаясь в то же время весьма открытым, он был «одним из тех редких людей, которые понимали, что служение Церкви должно осуществляться в любых исторических условиях, безо всякой подчиненности им или принятия всего как данности» 30 . Именно он положил основание православным общинам Бельгии, использующим местные языки (французский и нидерландский). В то время как первые эмигранты стремились к сохранению языковой и культурной самобытности, новому поколению – детям, рожденным в смешанных семьях и обращенным в православие европейцам – местные языки стали необходимы для выражения веры 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

" Одним из мощных идеологических способов воздействия на русское сознание является именно религиозная сфера и разрушение традиционной для России религии, Православия - мощный фактор разрушения стабильности всей жизни нашей страны " , - считает профессор Московской Духовной академии А.И. Осипов. В своих высказываниях говорят об этом и крупнейшие американские идеологи, например Бжезинский: " Пока существует РПЦ, Россию ослабить трудно " . Но у батюшек, работающих на канале, другое мнение на этот счет: " Церковь - это структура маргинальная и не оказывает сейчас серьезного влияния на общество " (игумен Иннокентий Павлов). Нет ни одной области церковной жизни, не попираемой на радиоканале " София " . Тем не менее, выступающие там священники воспринимаются слушателями как голос " свободного Православия " . И опасно то, что преподносят они свои специфические взгляды не как частные мнения, а как широкое православное воззрение, и тем самым вносят соблазн в умы тех, кто им доверяет. В случае если Патриарх запретит в служении священников, выступающих на канале, сторонники " Софии " возведут в ранг мучеников. Несмотря на неоднократные заявления Патриарха о недопустимости их деятельности " как противоречащей духу Православной веры " , они продолжают официально выступать от лица РПЦ, называя критику Святейшего " его личным заблуждением " . На Епархиальном собрании 23 декабря 1998 года Патриарх подчеркнул: " Поток постоянной клеветы на Священноначалие, рядовое духовенство и служащих Московской Патриархии обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала. Благотворные процессы, происходящие в нашей Церкви... получают негативную оценку. Действуя по принципу " разделяй и властвуй " , они пытаются прикрывать это призывами к обновлению Церкви, к очищению ее от недостатков и как образец к подражанию преподносится Римо-католическая Церковь... Призывая народ нашей страны к единству, к созидательному труду на благо людей и страны, мы не можем молчаливо взирать на деструктивную работу внутри самой Церкви " .

http://pravoslavie.ru/rusdom/neosofia.ht...

П. - Да, Федченков так и говорит, что если бы не отец Иоанн Кронштадтский, то и он тоже потерял бы веру. С. - Но когда он сам попал к этому великому праведнику? Отца Иоанна в Питерскую духовную академию не приглашали, и почти никто из профессуры и учащихся к нему попасть отнюдь не стремился. А почему? Да потому, что аскетики-то в списке предметов не было. Преподавание было чисто умственным, теоретическим, рациональным - и даже протестантско-католическим. А началось это очень давно, еще со времен Екатерины. И потому святитель Илларион Троицкий говорит о добрых и ушедших временах, когда молодой священник, приезжая на приход, имел при себе только две основные книги: служебник и требник. А там - все православие. К семнадцатому же году немало семинаристов зачитывалось уже Марксом. Возьмите Сталина-Джугашвили! Типичный пример! П. - Перевод Святых Отцов начал возрождаться в середине девятнадцатого века? С. - Совершенно верно. В Оптиной пустыни святой Паисий Величковский, приехавший с Афона, много потрудился на этом поприще. Он своими переводами возродил духовную основу России, которая к тому времени уже угасала. П. - Если говорить о теле внешнем, физическом, то когда идет борьба клеток с болезнью, которую мы не видим, все происходит жестко: все эти тела, антитела, красные и белые кровяные тельца, вирусы, бактерии воюют между собой. Идет настоящая война за здоровье. Мне кажется, что и в духовном теле нации, этноса идет точно такая же война. Такие же клетки - люди - борются, точно так же воюют. Гибнут поколения, истребляются порой целые миллионы. Каково духовное состояние этих потоков, этих вихрей? Как они образуются, почему? Почему одно уничтожается другим, сбрасывается в пропасть? Скорее всего, идет процесс излечения и вразумления. Кем? Промыслом. Мы это видим, но часто не понимаем сути происходящего. Жизнь человеческая слишком коротка и не в состоянии уловить тысячелетние " мазки " , которыми Бог творит историю. К тому же Промысл действует подчас скальпелем так, что человек на уровне своего физического восприятия воспринимает это как катастрофу, трагедию, полнейшую несправедливость. А это всего лишь скальпель работает. И течет кровь, и вырезаются метастазы, пораженные участки духовной жизни. А скальпель держит рука Любви, рука Спасителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

По вступлении на престол митрополии сербской, высокопреосвященный Михаил немедленно предпринял различные важные реформы: преобразовал белградскую духовную семинарию и поставил её так, чтобы она отвечала современным потребностям сербской церкви и общества, равно привёл в лучший порядок церковное судопроизводство, учредил консисторию… Величайшей заслугой митрополита Михаила должно признать то, что, после окончания сербо-турецкой войны, он мог мирным путём и в полном согласии с церковными канонами и константинопольской патриархией получить признание автокефальности сербской церкви и полной независимости от константинопольского патриарха, от которого раньше она зависела (грамота о сем от Синода Великой Церкви и константинопольского патриарха Иоакима III издана в октябре 1879 года) 7 . Высокопреосвященный Михаил был первым независимым митрополитом обновлённого королевства сербского. Как отличный воспитанник Киевской духовной академии, молодой иеромонах Михаил понёс с собою из России в Сербию горячую любовь к духовному просвещению и необыкновенную аккуратность и точность в исполнении служебного долга. Церковно-богословской литературы в Сербии тогда ещё совсем не было. Митрополит Михаил, несмотря на неблагоприятные условия, зависевшие от частых переворотов и разнообразных треволнений сербской политической жизни, в которых ему волей-неволей приходилось участвовать, является пред нами как отличный, разносторонний и плодовитый писатель на пользу духовного просвещения. Он написал около 50 книг богословского и церковно-литературного содержания, и некоторые его сочинения должны быть признаны трудами капитальными. По справедливости он может считаться основателем сербской церковно-богословской и проповеднической литературы, для которой он сделал, можно сказать, столько же, сколько знаменитые сербские учёные Бук Караджич и Юрий Даничич сделали для сербской филологии. Неутомимо боролся почивший сербский первосвятитель с римско-католической и протестантской пропагандой как в Сербии, так и в славянских землях с сербским населением, находившихся под турецким владычеством, и с сектой т. н. назаренской (приближающейся к штунде), которая благодаря его настойчивым усилиям была совсем искоренена в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

По предмету нравственного богословия он напечатал только в «Христианском Чтении» 4 ряд статей о «сущности христианства с нравственной точки зрения», прочитанных им в «Обществе любителей духовного просвещения» – «в с.-петербургском» его отделе. Эти чтения (числом четыре), известных и в отдельных оттисках (стран. 1 –140), представляют собою в высшей степени ценное освещение некоторых вопросов христианской нравственности. В частности, содержание первого чтения таково: «о признаках нравственности, доступных только самонаблюдению. Этимологическое значение слова нравственность. Нравственное чувство. Нравственный закон. Чувство долга. Нравственная свобода» (стр. 3 – 32). Содержание второго чтения: «о содержании нравственности, являющемся во внешней жизни. Основные требования нравственного закона. Что значит быть нравственным» (стр. 33–62)? В третьем чтении указываются «черты человеческой нравственности в лице Богочеловека Христа Спасителя» (стр. 63 – 98). Наконец, в четвертом чтении излагается «учение об усвоении духа Христова падшим человечеством при действии благодати: а) призывающей к вере во Христа, б) оправдывающей и в) освящающей верующих» (стр. 99– 140). Как прекрасно знакомящие читателя с «сущностью христианства с нравственной точки зрения», эти чтения Иоанна Леонтьевича смело могут быть рекомендованы всякому, желающему ознакомиться с делом. Они – плод серьезного и талантливого изучения нравственных вопросов христианства. И если б в печати мы не знали ни одного более произведения досточтимого о. Иоанна Леонтьевича по вопросам христианской нравственности, то и за одни эти его чтения мы оставались бы весьма признательными и благодарными ему: до такой степени глубоко, жизненно, умело и в то же время всем доступно освещают они затрагиваемые в них вопросы; в них нет ничего схоластического, даже и тени казуистики и проч., чем так богаты и поныне особенно католические нравоучительные системы, а отчасти и наши отечественные, им подражающие и так или иначе их копирующие. Коротко сказать: данные чтения о. Иоанна Леонтьевича уже сами по себе составляют один из существеннейших моментов в истории науки нравственного богословия у нас в России 5 и чье-либо их игнорирование было бы непонятно и не извинительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

По сравнению со светским историком или искусствоведом православный богослов находится в привилегированном положении при изучении основных памятников духовной культуры этого времени: его главные интересы совпадают с интересами самих творцов средневековой культуры, которая была культурой церковной. Он придерживается той же иерархии ценностей и тех же духовных установок. Ему не надо доказывать, что иконописец, автор богословского трактата и агиограф имеют одну цель (хотя осуществляют се по-разному): выразить истину явления Бога во Христе, в прославленном и спасенном «новом человеке». Таким образом, именно в свете православного богословия, замечательные достижения современных литературоведов, искусствоведов и историков обретают тот смысл, который хотел передать средневековый иконописец или автор. Между тем в русском православном богословии византийский период долго не пользовался заслуженным вниманием. О. Георгий Флоровский давно уже писал о «западном пленении» православного богословия нового периода, т. е. периода турецкого ига в Греции и на Балканах, и торжестве западного «школьничества» в послепетровской России. Академическая церковная наука XIX века, в значительной мере открывшая вновь доступ к святоотеческой литературе ранней церкви и эпохи Вселенских Соборов, не успела по-должному использовать поздневизантийских богословских достижений. На это указывают и некоторые современные – преимущественно католические – критики «неопаламистов», т. е. той группы православных богословов, которая в последние десятилетия возродила интерес к Паламе и его учению. Эти критики иногда с удовлетворением утверждают, будто бы Православная Церковь надолго «забыла» Паламу, потому что не произошло настоящей «рецепции» его взглядов. Такой подход к вопросу о месте богословия св. Григория Паламы в Православном Предании, конечно, неприемлем пи принципиально, ни исторически. Православная Церковь никогда не переставала торжественно праздновать память Св. Григория во вторую неделю Великого поста и прославлять его как выдающегося учителя Церкви в «Синодике Православия», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

подробнее... НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ " ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРАДИЦИЯХ XX ВЕКА " ПРОЙДЕТ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ Научная конференция " История Древней Церкви в традициях XX века " состоится в Санкт-Петербурге 18-20 апреля. Конференция организована Санкт-Петербургской Духовной академией (СПбДА) совместно с церковно-научным центром " Православная энциклопедия " при участии ведущих научных организаций и учреждений России в области изучения истории христианских обществ и восточнохристианской культуры. подробнее... В КАРЕЛИИ ОПУБЛИКОВАНЫ ФАКТЫ ВОПИЮЩЕГО ПРОИЗВОЛА ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Вопиющие факты произвола со стороны правящей большевистской партии по отношению к православной церкви впервые изложены в только что вышедшей из печати книге " Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.) " . По словам одного из авторов почти все опубликованные материалы хранились до последнего времени в архиве под грифом " секретно " . подробнее... АРГЕНТИНА ПОТРЯСЕНА ПРЕСТУПЛЕНИЕМ САТАНИСТОВ Зверское убийство 50-летнего мужчины двумя его дочерьми, принадлежащими к сатанинской секте, потрясло всю Аргентину. подробнее... НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ КАТОЛИКИ ОТКРЫЛИ ЕЩЕ ОДИН ЮБИЛЕЙНЫЙ ХРАМ Также католический епископ Ежи Мазур освятил витраж " Благовещение " в храме Владивостока, созданный на средства гражданина США. подробнее... ПОЛЬСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ НАЛОЖИЛ ВЕТО НА ЗАКОН О ЗАПРЕЩЕНИИ ПОРНОГРАФИИ Президент Польши Александр Квасьневский в начале этой недели наложил вето на законопроект о запрещении порнографии, ранее одобренный обеими палатами высшего законодательного органа республики. подробнее... МУСУЛЬМАНСКИЕ ПОВСТАНЦЫ НА ФИЛИППИНАХ ТРЕБУЮТ, ЧТОБЫ ВСЕ КАТОЛИКИ УЕХАЛИ С ИХ ОСТРОВА Филиппинские повстанцы-исламисты, захватившие несколько десятков школьников, требуют, чтобы все католики покинули территорию южного острова Басилан, тем самым дав возможность провозгласить там " конфессионально чистое " исламское государство. подробнее... КИТАЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ ВОЗМУЩЕНЫ ПУБЛИКАЦИЕЙ В ОФИЦИАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ ФОТОСНИКА КЛОНИРОВАННЫХ СВИНЕЙ РЯДОМ СО СНИМКОМ СВЯТЫХ МЕСТ ИСЛАМА В МЕККЕ

http://pravoslavie.ru/news/index17.htm

Поставив в пример православным католиков («Надо сказать, что католическая церковь давно отказалась от попыток вмешательства в науку. Православная раньше этим не занималась вовсе, и не стоило бы ей приниматься за это бесперспективное дело сейчас.»), составители письма переходят к самому главному – к коварному плану «иерархов РПЦ» извести в школах дарвинизм и ввести «Основы Православия»: «На одной из пресс-конференций в Москве митрополит Климент сетовал, что в школах до сих пор преподают дарвинизм, … это далеко не первая атака РПЦ на школу (да и не только на школу). Напомним хотя бы о неоднократных попытках ввести в школах Закон Божий. То, что подобное внедрение в светскую школу грубо нарушает Конституцию страны, почему-то высоких религиозных деятелей не смущает». «Лоббисты, ратующие за православие в школах требуют: «Православие в школы немедленно!». Хотели бы заметить, что в России проживают люди, исповедующие практически все основные мировые религии. Не стоит забывать и об атеистах. Они тоже граждане нашей страны, и их у нас не так мало, как хотелось бы думать некоторым религиозным деятелям. Своеобразный православный шовинизм оскорбителен как для атеистов, так и для верующих, представляю щих другие конфессии, и никак не способствует единению страны. Мы считаем, что в школах следует ввести именно учебник «История мировых религий», упомянутый министром (разумеется, при том условии, что прочие религии не будут выглядеть в качестве малозначительной приправы к православию), но никак не «История православия», которая очень быстро перейдет в Закон Божий. А для этого власти следует вспомнить о том, что она согласно Конституции управляет светской многонациональной, многоконфессиональной страной».   Редакция обозрения «Радонеж» обратилась к известному миссионеру, профессору Московской Духовной Академии, диакону Андрею Кураеву с просьбой прокомментировать напечатанное в «Известиях» письмо. Вот его комментарий:   Прежде всего, я хотел бы засвидетельствовать свое уважение ученым, подписавшим письмо. И тем более горько мне было увидеть, что референт, готовивший текст для подписей, предпочел тон журналисткой агитки спокойному анализу. Оттого в тексте появились штампы, ведущие родословную от журнала " Воинствующий безбожник " . Имеется в виду фраза о том, что религиозный человек «рассматривает вирусы как Божью кару и может предложить для борьбы лишь молитву " . За этой фразой стоит предельная примитивизация жизни и мышления религиозного человека. Ткань общественной и культурной жизни целостна, и поэтому монах может молиться об избавлении от вирусов, но одновременно благословить ученого-вирусолога на его вполне научные труды.

http://radonezh.ru/analytics/ne-nado-sta...

– Почему я решил стать священником? В годы первого возрастного кризиса, примерно лет  в пятнадцать-семнадцать, я не мог найти ответы на многие вопросы, – признается отец Фома. – Католическая Церковь тогда меня приняла и ввела в христианство, что, безусловно, положило основание для будущего призвания к священству. Возраст не помеха В семинарии Томас оказался самым старшим. Когда он приступил к учебе, ему было уже почти сорок. Средний возраст остальных учащихся не превышал двадцати пяти лет. – Никаких проблем из-за возраста я не испытывал, – признается отец Фома. – У нас была очень дружная община, русские во многом мне помогали. Ведь мне приходилось нелегко – какие-то лекции я понимал с трудом. Еще бы! Курс семинарии, как и Академии, включает в себя серьезные дисциплины: библеистика, история Православной, Католической и других христианских церквей, философия, литургика… В духовных школах, как и в светских, знания оценивают по пятибалльной шкале. Ученики так же сдают зачеты и экзамены. Те, у кого хорошая успеваемость, получают стипендию. Но отец Фома считает, что между светскими и духовными учебными заведениями есть большая разница. – Светские учебные заведения призваны дать студенту сумму знаний, – поясняет священник. – Если они усвоены, то цель образования достигнута, а в духовных школах задача гораздо шире. Здесь важен процесс становления личности и внутренний духовный рост обучающихся. Подлинное богословие – это не «багаж» знаний, а опыт духовной жизни. Такая непростая Москва Когда Томас Диц уезжал из Германии в Россию, настоятель храма, в котором он оцерковился, сказал: «Тебе там будет сложно. Ты вернешься назад уже через десять месяцев». Но прошло больше четырех лет, а отец Фома по-прежнему не торопится возвращаться в Мюнхен. Хотя и признается: жить в России тяжело. На улицах периодически творятся беспорядки, могут что-нибудь украсть или разбить стекло машины. Жить в Москве дорого, а социальных гарантий для иностранцев нет. Купленная Дицем квартира никак не может достроиться, из-за чего немцу и его семье приходится снимать жилье. Но отец Фома уверен: важно увидеть смысл и в этих, пусть и не очень приятных, событиях: «Господь проверяет наши намерения. Действительно ли мы готовы служить Ему и людям или важнее строить себе комфортную жизнь…»

http://pravmir.ru/nemeckij-svyashhennik-...

Сам Епифаний прожил в Москве долгую жизнь до 1676 года. Русский церковный историк Антон Карташев называет его " живой академией православных наук " (вспомним, что Пушкин писал о Ломоносове). Действительно, на Руси это, пожалуй, первый тип серьезного ученого, работавшего одновременно над многими проблемами, ведавшего книгоизданием, создавшего первый словарь церковных терминов и двуязычные словари для переводов. Он первый стал снабжать печатные духовные книги авторским предисловием. Его рукой переведены и обработаны учебники по географии (с изложением системы Коперника) и анатомии человека, а также написано множество праздничных молитв и канонов, похвальных слов. Но самым популярным трудом Епифания в XVII веке стало " Гражданство обычаев детских " , книга, содержавшая правила воспитания детей и их поведения в обществе. Она пользовалась вниманием русских людей до конца следующего столетия. В 60-х годах XVII века соперником Епифания выступил выдающийся книжник, один из первых русских поэтов и драматургов Симеон Емельянович Петровский, известный нам как Симеон Полоцкий. Он тоже окончил Киевскую Академию, но был выходцем из Белой Руси. Симеон встал во главе школы Заиконоспасского монастыря на Никольской улице. Это была уже настоящая школа с постоянными учениками, набранными из молодых подьячих разных приказов. Государство всерьез взялось за плановую подготовку грамотных чиновников. В школе преподавалась русская грамматика, математика и латинский язык. Официальное изучение латыни породило в Москве большие споры. Против католической ориентировки образования выступили Епифаний и его ученики. Как грибы растут созданные ими «альтернативные» школы: при Печатном дворе (с преподаванием греческого), при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе (с преподаванием риторики). Симеон смотрел на это спокойно. Его задачей было общее распространение просвещения, как церковного, так и светского. Пример московскому люду преподал и сам царь Алексей Михайлович, пригласивший Симеона воспитывать своих старших сыновей Алексея и Федора и обучать их иностранным языкам. Училась у Симеона и их сестра Софья, будущая правительница России. Сейчас трудно что-то сказать о подробностях этой учебы, но современники вспоминают, что она была " приятной " . Для своих воспитанников (а иногда и вместе с ними) Симеон перевел и переложил стихами около десяти книг, которые вошли в золотой фонд художественной литературы предпетровского времени. Его ученик Карион Истомин стал автором букваря, по которому учились Петр I и Ломоносов. Симеон умер в 1680 году, оставив Заиконоспасскую школу в наследство Сильвестру Медведеву, автору первого на Руси научно-исторического исследования о московском стрелецком восстании 1682 года.

http://pravoslavie.ru/114.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010