Доклад президента Координационного Совета между Понтификальными Академиями кардинала Поля Пупарда был посвящен обязательствам Католической Церкви в деле создания культуры мира. Кардинал отметил, что Католическая Церковь признает, что " сложнейшая задача создания культуры мира должна быть реализована совместно всеми людьми доброй воли, а война не может быть средством разрешения международных проблем и недопустима, исходя из тезиса о священности человеческой жизни " . Для построения " культуры мира " Поль Пупард предлагает " четыре столпа " : правду, справедливость, милосердие и свободу. Одной из задач, которые ставят себе участники предстоящих заседаний, станет попытка объединить усилия мировой общественности для защиты духовных и культурных ценностей человечества, а также, по словам организаторов, создание возможностей для " конструктивного диалога крупнейших цивилизаций современного мира " . Поэтому одной из первых тем, запланированных к обсуждению, станет наиболее острый вопрос мирового развития – ближневосточное урегулирование. К участию в нем привлечены самые известные богословы и философы арабского мира, среди которых, в первую очередь, стоит отметить члена Совета экспертов ОИК по вопросам изучения вызовов XXI века аятоллу Тасхири (Иран), советника великого шейха Аль-Азхара по вопросам диалога с монотеистическими религиями Али Эль-Самана (Египет), экс-министра иностранных дел Египта Ас-Сайеда Ахмеда Махера, генерального секретаря правящей партии ВНК, советника президента по политическим вопросам Аль-Арьяни Абдель Керима (Йемен). Мировой общественный форум отсчитывает свою историю с 2002 года, когда представителями общественных сил трех стран – России, Индии и Греции – была инициирована международная программа " Диалог цивилизаций " . Основателями и сопредседателями Форума стал Совет сопредседателей, в который входят основатели МОФ Владимир Якунин (ОАО " Российские железные дороги " , Россия), Джагдиш Капур ( " Капур Сурия Фоундэйшн " , Индия) и Николас Папаниколау ( " Титан Кэпитал Корпорэйшн " , Греция-США).

http://religare.ru/2_33015.html

Другой очевидец и участник эвакуации того времени, священник Иоанн Пашин, служивший в церкви с. Прилепы Минской епархии, так вспоминал о событиях, связанных с нею: «В середине августа получено было распоряжение Епархиального начальства о подготовке к эвакуации всей утвари церковной, ввиду возможного занятия нашего края немцами... Многие подумывали о том, что надо бежать из родных мест, продавали скот, вещи. Волна беженцев уже катилась несколько недель, усевая могилами большие дороги. За бесценок, часто даром отдавали они лошадей, телеги. Солдаты гнали стада скота - животные в массе погибали. Великое бедствие! Ночью с 7 на 8 сентября окончательно была упакована вся церковная утварь, даже все иконы, сняты колокола. Всю утварь отвезли на вокзал в Смолевичи и отправили отдельным вагоном в г. Михайлов Рязанской губернии в местный собор на хранение» с. 27]. С началом войны в штат каждого полка, штабов корпуса, армии и фронта входило по одному православному священнику, который совершал богослужения, исповедовал и причащал раненых, отпевал и хоронил погибших, а также извещал родственников. Вместе со священником в штат включался псаломщик. Особое место занимало богослужение в г. Могилеве в период 1915-1917 гг., когда там располагалась Ставка Главнокомандующего Николая II. Император отличался искренней религиозностью и любовью к церковному богослужению, совместное посещение служб укрепляло дисциплину и боевой дух в офицерской среде. В это тяжелейшее время Православная Церковь не осталась в стороне от бед и страданий людей. В Восточной Беларуси, на не занятой немцами территории, в различных помещениях, принадлежащих Церкви, стали открываться лазареты. В прифронтовом Минске таковые были устроены в архиерейских покоях, зданиях Минской Духовной Семинарии, женского духовного училища, Спасо-Преображенского монастыря. Начальником семинарского лазарета являлся иеромонах Николай (Муравьёв-Уральский), в 1910 году окончивший Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. В то время это был единственный в России врач-монах. Жизнерадостный и энергичный, он располагал к себе людей своей обаятельностью и отзывчивостью.

http://bogoslov.ru/article/5338800

Её автор утверждал, что батюшка, дескать, полковник КГБ, член коммунистической партии, преподавал «научный коммунизм», и что он рекомендует всем смотреть кощунственный фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа», возмутивший христиан во всем мире (и мусульман, кстати, тоже, поскольку они почитают Христа как великого пророка). Снова досталось и Александро-Невскому братству, а точнее организованному членами братства центру Русского боевого искусства " Русский щит " , которое было представлено в заметке " военизированным формированием непонятного назначения " . К моменту написания клеветнической заметки, «Русский щит» уже получил благодарность от Комитетов по делам молодежи города и области, а также Диплом за участие в региональном форуме " Комплексная безопасность Московского региона " , подписанный полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе, и Диплом за работу по духовной безопасности, подписанный заведующим кафедрой национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ д.э.н., профессором Алексеем Прохожевым. Позже, после суда, газета публично признала опубликованные сведения о священнике недостоверными и принесла батюшке свои извинения. Но гранату-то бросила! Интересно, что на суде батюшка спросил газетчиков, откуда они взяли все эти сведения, выдумали, что ли? На что представители газетной братии ответили, что им их предоставила римо-католическая курия. Уж не потому ли, что за несколько месяцев до этого события, в 2001 году, по благословению Владыки Тихона священник организовал молитвенное стояние у ворот римо-католического кафедрального собора в Новосибирске, направленное против католической экспансии, заключающейся в создании католических епархий в России? После того, как батюшка открыто выступил против начавших поднимать голову содомитов, о нем стали распространять слухи, что он, дескать, сам гомосексуалист. Делалось это с той целью, чтобы впредь его выступления против содомского греха уже не воспринимались серьезно.

http://radonezh.ru/analytics/k-chistomu-...

- Институт ориентируется, главным образом, на подготовку пастырей или каких-либо иных специалистов? - Конечно, главной нашей задачей является подготовка богословски образованных пастырей. Но не всегда это получается, потому что часто наши выпускники идут по жизни другими путями. Но, тем не менее, студенты, которые к нам приезжают из таких традиционно православных стран, как Греция, Болгария, Сербия, Румыния, в основном священнослужители. Что касается наших местных студентов, то среди них кандидатов в священнослужители почти нет, да и самих этих студентов очень мало. Сейчас у нас их всего два человека. Хочется верить, что это явление временное, но, тем не менее, пока это так. - Сейчас в России активно обсуждается вопрос о статусе духовных учебных заведений в общегосударственной системе образования. Хотелось бы узнать, как строятся взаимоотношения вашего института с французскими властями? Каков правовой статус института? - Мы являемся свободным высшим учебным заведением, то есть, с одной стороны, институт не является государственным учреждением, но, с другой стороны, мы признаны государством. Вообще, во Франции свободное учебное заведение - это значит негосударственное. Чаще всего свободными являются какие-то светские или, как у нас говорят, лаические школы. Во Франции, как вы знаете, уже довольно давно Церковь отделена от государства. Это касается не только Католической Церкви, но и всех других вероисповеданий и религий. Потому мы не можем быть государственным учебным заведением, но мы признаны как церковная институция Парижской Академией, которая дает нам статус высшего негосударственного учебного заведения. - Существует ли какой-то контроль над институтом со стороны церковных властей? - У нас самые тесные взаимоотношения с Архиепископией , поскольку владыка архиепископ является ректором института. Это ректорство в какой-то степени honorifique, почетное, потому что владыка Сергий не имеет богословского образования. Но как архиепископ он стоит во главе своей богословской школы. Что же касается учебного плана и других академических дел, то, конечно, этим занимается декан - отец Борис Бобринский.

http://pravoslavie.ru/guest/onikolajozol...

Как и в предыдущем приходе, отец Иоанн старался, чтобы в храме была особая святыня, которая бы привлекла молящихся и помогла бы создать в их душах молитвенный настрой и поддержала веру. Одним из замечательных событий стало появление в Георгиевской церкви списка Иверской иконы Божией Матери, которая была написана на Афоне и при громадном стечении народа с крестным ходом принесена в Георгиевский храм. Отец Иоанн ревностно следил за просвещением прихожан, при храме была организована продажа молитвословов и духовных книг, под руководством священника действовали пять церковноприходских школ. При храме им было организовано Прилепское общество трезвости, которое, увеличиваясь с каждым годом, переросло в Братство трезвости, где был свой устав, гимн и знамя-хоругвь. Со временем храм не стал уже вмещать всех молящихся, и в 1912 году священник составил план и смету на строительство большей каменной церкви, основное строительство ее было завершено в 1914 году, а освящена она была 21 августа 1916 года. В 1915 году священника постигло горе: в возрасте тридцати двух лет скончалась его супруга Антонина Васильевна, и он остался с двумя детьми восьми и тринадцати лет. 31 июля 1916 года отец Иоанн подал прошение о принятии его в Петроградскую Духовную академию, на первый курс которой он и был зачислен 17 августа. В документе, выданном ему епископом Минским Митрофаном (Краснопольским), отец Иоанн характеризовался как принадлежащий «к лучшей части духовенства. Состоя настоятелем прихода, расположенного среди католического населения, он тесно сплотил около православного храма свою паству. Своей воодушевленной проповедью создал в приходе движение трезвости и, как идейный работник в борьбе за трезвость, принимал горячее участие в Московском противоалкогольном всероссийском съезде. Решение продолжить образование в Духовной Академии у него появилось сразу же после смерти жены и, вероятно, выношено было еще во время ее продолжительной болезни» . В 1917 году в России произошла безбожная революция, все духовные образовательные учреждения были закрыты, и отец Иоанн вернулся служить в Георгиевский храм в село Прилепы.

http://fond.ru/kalendar/281/ioann/

Комментарий научного руководителя Аналитического центра свт. Василия Великого Евгения Иванова : « Визит папистов в Россию, пожалуй, беспрецедентен по численности делегации. Да и по составу интересен: ведь там помимо прочей агентуры есть представитель небезызвестного «Руссикума» (одного из важных инструментов Ватикана в борьбе с Православием) иезуит Джермано Марани - важный контрпартнёр ОВЦС в рамках двусторонней «гаванизации», совсем недавно вошедший в состав редакционной коллегии нового научного журнала «Epi Logos» при Санкт-Петербургской духовной академии. Кстати, Марани уже не раз бывал в России и вполне откровенно обрисовал по какой надобности: «моя задача - хорошо сделать то, ради чего меня приглашают в Россию. (...) Подписанная на Кубе совместная Декларация Папы и Патриарха Московского открывает новые перспективы (...). Дело встречи на Кубе необходимо продолжать. (...) Такая встреча очень полезна и обязательно принесёт свой благой плод, пусть, может быть, и в отдалённой перспективе» . Сложно припомнить, бывали ли на Руси столь же большие группы из Православных Поместных Церквей: а ведь куда важнее ныне, когда под угрозой находится единство вселенского Православия, укреплять отношения с нашими православными братьями и сёстрами, а не с еретиками-папистами. Было бы здорово увидеть столь же многочисленные делегации из Эллады, Сербии, Болгарии, Грузии, посетить межправославные конференции в Москве уровня прошлогоднего фессалоникского собрания под эгидой Фанара. Единство с православными существенное, внутреннее и необходимое; единство с римо-католиками - искусственное, внешнее и недостижимое. Вспоминаются справедливые слова священномученика Онуфрия (Гагалюка): «мне кажется, что меньше всего придёт верующих в лоно Церкви Божией из католического вероисповедания. (...) Отдельные представители католической религии приходят и будут приходить к святому православию. Но всё католическое, латинское вероисповедание, мне думается, никогда не примирится с Церковью Христовой. Напротив, все силы оно направляет и будет направлять к тому, чтобы уничтожить Церковь Божию».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/3/gavans...

Митрополит Иларион : Связь осуществляется по почте, по телефону, другими доступными средствами. В прошлом году, когда праздновалось 10-летие прихода, руководитель Управления Московской Патриархии по загранучреждениям епископ Антонийездил в Пхеньян и совершал там торжественное богослужение. Е. Грачева : Владыка, месяц назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался с участниками III Летнего богословского института для католических священников. Что это вообще за Летний институт? И что он дает нашим священникам? Есть ли еще где-то в мире подобная практика? Митрополит Иларион : Я не знаю о подобной практике где-то еще в мире, но могу сказать, что идея этого Летнего института родилась несколько лет назад в двусторонних контактах между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Идея заключается в том, чтобы молодые священнослужители из Римско-Католической Церкви, приезжая на две недели в Россию, знакомились с жизнью Русской Православной Церкви, и параллельно изучали русский язык. Конечно, они получают только базовые знания русского языка. Они посещают православные храмы, монастыри, встречаются с руководителями Синодальных отделов, и это мероприятие имеет не односторонний характер, потому что такой же Летний институт в Ватикане проводят представители Римско-Католической Церкви для наших священнослужителей. И не так давно (в мае месяце) в Ватикан ездила группа наших московских священников и студентов духовной академии. Мы надеемся расширять такие двусторонние обмены, потому что они помогают нам лучше узнавать друг друга. И они, конечно, дают представление о Русской Церкви, которое католические священнослужители никогда не получат ни из средств массовой информации, ни каким-либо иным образом. Е. Грачева : Вы говорите, что многие из священников, которые приезжают по обмену, раньше не были в России. О каких наших традициях они задают больше всего вопросов? Митрополит Иларион : Прежде всего, их поражает благочестие нашего народа. Когда они приходят на службы и видят, сколько у нас людей в храмах, сколько молодежи, их это радует и удивляет. Они спрашивают: как это у вас происходит?

http://religare.ru/2_113687.html

Молодому ученому, который и сам вскоре умер, не дожив до 32 лет, удалось издать две небольшие части своего труда: блестящее патрологическое эссе «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» (вышло в свет в 1915 г.) и текстологическое исследование, содержащее публикацию ряда неизвестных ранее «Житий» и творений преп. Максима (или приписываемых ему сочинений) . Сергеем Леонтьевичем Епифановичем был начат и перевод одного из главных творений преподобного отца – «Вопросоответов к Фалассию», который перед самой революцией начал выходить в «Богословском Вестнике», но так и не был закончен. Вообще в России планировалось, судя по всему, издать полный перевод всех творений преп. Максима, и за это дело взялся, совместно с С.Л.Епифановичем, профессор Московской Духовной Академии М.Д.Муретов, трудами которого увидели свет житийные материалы, относящиеся к преп. Максиму Исповеднику . Однако и это начинание опять было прервано трагическими событиями русской катастрофы. Несколько позднее преп. Максим был «открыт» на Западе. В подобном «открытии» решающую роль сыграла книга известного католического богослова и патролога Х.Урса фон Бальтазара «Вселенская Литургия», впервые изданная в 1941 г., а затем в переработанном и дополненном виде – в 1961 г. Написанная ярко и талантливо, она, хотя и в препарированном для современного западного читателя виде, представила все величие и мощь преподобного отца, как одного из величайших христианских мыслителей . Благодаря в значительной степени этой книге преп. Максим, начиная с середины XX в., становится одним из наиболее изучаемых отцов Церкви среди западных исследователей: стало выходить (все в той же бельгийской серии «Корпус христианских авторов») отдельными томами критическое издание его творений, а количество книг и статей, посвященных различным аспектам его творчества и миросозерцания, нарастает с каждым годом . Причем, в этом изучении наследия преподобного отца принимают участие как католические и протестантские, так и православные ученые.

http://pravoslavie.ru/1828.html

На сегодняшний день практически нет исторических исследований проводящих сравнительный анализ дореволюционной, советской и современной духовной школы. Частично эти вопросы затрагиваются в работах епископа Илариона (Алфеева) , 487 но он рассматривает в основном лишь учебно-воспитательный процесс. Правовой статус духовных школ, источники их финансирования, региональные особенности он не затрагивает, так как и не ставит такой задачи. Между тем это важные вопросы, которые в будущем несомненно должны найти своих исследователей. Поскольку данная небольшая статья уже в силу своего объёма также не может претендовать на сколько-нибудь серьёзное раскрытие этой проблемы, в настоящей главе даётся лишь общее сравнение дореволюционной, советской и современной духовной школы. «XVIII век стал временем возникновения целой сети духовных учебных заведений. Отдельные духовные школы существовали в России и до XVIII века, однако именно в результате церковных реформ Петра I духовные учебные заведения стали открываться во многих епархиях Русской Церкви: к концу столетия Церковь располагала четырьмя духовными академиями, 46 семинариями и многочисленными начальными школами. Преподавание велось на латыни, богословие изучалось по католическим учебникам, адаптированным для православного употребления. Католическое влияние по временам сменялось протестантским, как было, например при Феофане (Прокоповиче) , но схоластические схемы и латинский язык оставались незыблемыми». 488 Духовные школы имели сословный характер, в них обучались преимущественно дети духовенства. Упор в обучении делался на тупое зазубривание материала, не на духовное и богословское развитие личности учащегося, а на полное и безоговорочное подчинение его «школьному» начальству. В течение XIX века предпринимались попытки улучшить ситуацию несколько раз в 1808–1814, 1867–1869 и 1884 годах менялись уставы духовных школ. Период реформ в области духовного образования в царствование Александра I сменился периодом стагнации при Николае I; Серьёзные позитивные сдвиги в области образования, наступившие при Александре II, были сведены на нет в эпоху Александра III. Постепенно из преподавания была изгнана латынь, и во второй половине XIX русский стал основным языком преподавания практически во всех школах. Никакие реформы, однако, не могли устранить те основные недостатки, которые были заложены в русские духовные школы в петровскую эпоху. Они остались не устроенными вплоть до революции 1917 года. Отсутствие подлинного духовно-нравственного влияния учащих на учащихся и «дисциплинарное культивирование» набожности и послушания в воспитанниках приводили к тому, что «набожными и послушными духовные питомцы были только наружно… под личиной видимого благочестия нередко скрывалось полное равнодушие к вере, и усердно отбивающий поклоны в церкви ученик за глазами начальства готово был на кощунственную выходку». 489

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижний Новгород: Христианская библиотека , 2011 г. Казалось бы уже всё издано, но время показало, что это далеко не так. Последние годы стали урожайными для читателей трудов владыки Василия в России и особенно во Франции. В прошлом году вышла книга «Письма о горнем и дольнем» в издательстве «Сатис», а известное католическое издательство «CERF» напечатало два тома, из которых один - «Воспоминания», а другой - «Богословские труды». Для франкоязычных читателей это стало знаменательным событием. После кончины архиепископа Василия, согласно его завещанию, большая часть его книг (а это была огромная библиотека, около 1500 томов) была передана в Ленинградскую духовную академию. Личный же архив владыки, в том числе часть его переписки, хранились у его многолетнего помощника и секретаря протодиакона Михаила Городецкого в Брюсселе. После смерти о. Михаила в 2003 г. часть бесценного архива оказалась утерянной. Счастье, что до кончины отца Михаила были сделаны электронные копии некоторых писем, а потом, совсем неожиданно, стараниями почитателей владыки, обнаружились ещё некоторые записи, которые находились в канцелярии Брюссельско- Бельгийской епархии. Работа над рукописями велась многолетняя, тщательная, а над новой книгой она длилась целых пять лет! Архиепископ Василий (Кривошеин) (1900- 1985 гг.) - известный богослов и патролог, всю жизнь оставался простым афонским монахом благодаря опыту, приобретенному им во время 22 лет жизни на Афоне. В СССР о его богословских трудах (как и о мирских) знали лишь люди с ним близко общавшиеся. Приезжая в те годы в Москву и Ленинград, он сумел подарить им вышедшую в 1980 году в издательстве «ИМКА – Пресс» книгу «Преподобный Симеон Новый Богослов». Этот труд сделал Владыку поистине знаменитым на всех континентах. Она до сих пор переиздаётся на всех языках. Первое русское издание «Преподобного Симеона» вышло в 1996 г. в нижегородском издательстве «Братства Александра Невского», чуть позже, заботами издателей, увидело свет ещё несколько томов, представляющих и богословское наследие владыки, и его мемуаристику, эпистолярное наследие, где можно было почерпнуть сведения жизнеописательного характера. Шли годы и издательство поменяло название - теперь это «Христианская библиотека». Издательство остается верным своей тематике и преумножает замечательных авторов.

http://bogoslov.ru/book/2323290

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010