— Наверняка среди них есть многие, кто, попав на чужбину по работе или на ПМЖ, приходит к Церкви и Богу? — Да, именно, когда они сталкиваются с собственной растерянностью (а ведь почва из под ног уходит очень здорово), особенно на первых порах, Церковь играет стабилизирующую роль в социальном и психологических смыслах.   — Жизнь в Европе — это жизнь в непосредственной близости с другими христианскими конфессиями. В России в размышлениях о миссионерской деятельности  Церкви с молодежью звучат призывы поучиться навыкам и наработкам католиков и протестантов. Что вы считаете полезным перенять у них? — У них очень обширный опыт, длительный и непрерываемый, на уровне преподавания, в педагогическом и психологическом планах. Естественно, мы обязаны изучать их наработки. Они очень разноплановые. Вот что касается образования — практика преподавания Закона Божия или религии в немецких школах очень длительная, она непрерывно существует с XIX века. Есть целый институт религиозной педагогики. В России ничего подобного нет. Есть люди, размышляющие над этой проблемой, появляются книжки. В отдельных епархиях пытаются вводить программы и в светских и в духовных учебных заведениях, но все это пока на уровне отдельных опытов, не существует еще целостной системы. В целом подходу и методам подготовки специалистов можно учиться в Германии, где созданы не только факультеты, но и отдельная академия религиозной педагогики, занимающаяся вопросами подготовки кадров. — Основы религии преподаются в светских школах в Германии? — Да, в большинстве случаев образование в школах входит в ведение федеральных земель, а не министерства образования. Почти во всех землях, кроме восточной Германии, где сильно еще наследие ГДР, но в основном везде «основы религии» есть обязательный компонент. В том смысле, что ребенок должен выбрать католический Закон Божий, или евангелический, или этику. Кое-где вводятся компоненты других религий — скажем, ислам. В некоторых федеральных землях мы уже имеем и православный Закон Божий с выставлением оценок, материальной поддержкой учителей, то есть все на государственном уровне — если урок православного Закона Божьего введен в школах, то государство оплачивает его преподавание наравне с другими.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207826...

Подобная современная трактовка роли РПЦ в политической и общественной жизни России целиком стыкуется с историческими реалиями всей ее истории. Правда, необходимо заметить, что эта роль Церкви почти всегда определялась именно политическими силами, государством. А поэтому она сама являлась силой политической, руководимой. Наиболее ярко уже в чуть ли не Новейшее время это отразил известный императорский Указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Он определил как бы новые основы конфессиональной политики государства, но не порушил прежние основы, не поколебал позиций Православной Церкви. По-прежнему все государственные законы продолжали считать ее «первенствующей и господствующей» 341 . Но под законодательным и руководящим главенством государства во всем, в том числе и в использовании тех или иных символов, казалось бы, присущих только Церкви. Значительно более жесткий контроль осуществлялся в России над Католической Церковью, хотя она подчинялась непосредственно Риму. Так, на руинах закрытых Николаем I Виленского университета и Главной семинарии под эгидой правительства была создана Виленская духовная академия, в 1842 г. без ведома Ватикана переведенная в Санкт-Петербург и вскоре после посещения ее императором «удостоена чести именоваться Императорской» 342 . В более ранний исторический период в России силу воз- действия государства на Церковь не раз демонстрировали цари Иоанн Грозный с его опричным террором, Алексей Михайлович, который вместе с патриархом Никоном расколол русское Православие, архиреформатор Петр I, заполучивший в народе прозвище «антихрист», «великая» императрица Екатерина II, в 1764 г. проведшая секуляризацию монастырского имущества и низведшая многие монастыри на уровень нищенства 343 . Разумеется, и нынешнее существующее положение вещей совершенно схоже с исторической данностью: государство, избавляясь от коммунистической идеологии, пытается возрождать свой альянс («симфонию») с Церковью. Та же, имея свое устойчивое ко всем переменам вероучение, настойчиво и осознанно заново входит в нашу повседневность и даже в области формирования и принятия политических решений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хорошо бы, чтобы православные тоже поняли, что перенесли пассажиры «Невского экспресса». Люди, наверно, элементарно не представляют себе, каково это… Когда меня тянули к выходу из вагона – «Давай пойдем туда, поможем», я отвечала: «Вы представляете, что вы там увидите?» Я представляла, поэтому, даже идя к раненым, заранее не очень верила, что могу быть чем-то полезна в такой ситуации. Даже с моим медицинским образованием. А уж когда человек неподготовленный отваживается лезть в искореженный вагон, выносить людей… Это достойно уважения. Я просто знаю человека, который сказал: «Я в вагон не полезу, у меня нет душевных сил на это». И никто не имеет права его за такую честность осудить. Далеко не весь поезд выбежал помогать, но, на самом деле, все пассажиры вели себя очень по-человечески. Мы фактически два с половиной часа были предоставлены сами себе: ковырялись в вагонах, пытались вынести друг друга и хотя бы оказать раненым банальную доврачебную помощь. Поверьте, это страшно – просто физически оказаться среди массы окровавленных, умирающих людей с тяжелыми травмами. Рядом с еще теплыми трупами… Я бы посмотрела на людей, которые посреди всего этого вышли бы из вагона и тихо и отрешенно молились Богу. Мне кажется, в подобной ситуации помощь ближнему, какая угодно, посильная – и есть настоящая молитва. Читайте также: Протоиерей Александр Ильяшенко: «Версии повреждения рельс необходимо рассматривать самым пристальным образом» Протоиерей Александр Степанов – один из пассажиров взорванного «Невского экспресса» Справка: «ДИАКОНИЯ» Благотворительный фонд содействия межцерковной христианской диаконии. Зарегистрирован в апреле 2008, как организация, созданная для развития диаконии (христианского социального служения) посредством поддержки церковных и светских инициатив в Северо-западном регионе России. Учредители: Санкт-Петербургская митрополия Русской православной церкви, Санкт-Петербургская духовная академия, Приход св. Екатерины Александрийской в С.-Петербурге Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России, Евангелическо-лютеранская церковь в России и странах СНГ, Церковь евангельских христиан в Духе апостолов.

http://pravmir.ru/vrach-i-passazhir-nevs...

Если для Маркса это была последняя страна, вступающая в эру капиталистических отношений и тем завершающая процесс создания мирового рынка, о чем он пишет в письме Энгельсу в 1858 году, то для иеромонаха Николая – это единственный островок в мире, еще не захваченный католическо-протестантской экспансией: «Вот и еще страна, уже последняя в ряду новооткрытий: хоть бы здесь мы могли стать наряду с другими» (цит. по «Дневникам святого Николая Японского»). В чем-то ситуация в Японии середины прошлого века схожа с нынешним положением в России. Но и Россия переживала тогда период «великих реформ», стремясь к возрождению после поражения в Крымской войне. Только энтузиазмом «шестидесятников», считает профессор Кэнноскэ Накамура, можно объяснить, что так много выпускников элитного учебного заведения Петербурга изъявило готовность занять скромную должность священника в крохотном приходе консульской церкви в далекой островной стране. «Я заявил желание занять место при здешнем консульстве тоже с миссионерской целию (да и кто бы из-за академической парты решился ехать сюда только для того, чтобы раз в неделю отслужить – зачастую в совершенно пустой церкви, так как здесь русских православных и с младенцами не больше десятка?)», – писал святитель Николай Японский. Но приехав в Россию через 10 лет с ходатайством об учреждении Японской духовной миссии, о. Николай едва смог найти себе помощников, а один из них впоследствии оказался сторонником нигилизма и скептицизма. Прибывшего 3 июля 1860 года в Хакодате на корабле «Амур» 25-летнего иеромонаха Николая с нетерпением ожидал первый российский консул, выполнявший по сути функции посла, Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1875). Сын белорусского священника, преподавателя церковно-приходской школы, он тоже был выпускником Петербургской духовной академии и 10 лет проработал в составе Духовной миссии в Китае, о которой когда-то мечтал Иван Касаткин. Научная его деятельность в Китае и Японии достойны отдельного исследования. Разговорный японский язык он выучил от тайного христианина Кумэдзо Татибана, спасшегося на одном из кораблей миссии Путятина, а впоследствии создал лучший по тем временам в Европе японский словарь и одну из лучших школ иностранного языка в Японии. Он отправил в 1865 году в Петербург на флагмане «Варяг» первых шесть японских стажеров и собрал библиотеку в полторы тысячи японских ксилографов и старопечатных книг, доставшуюся после его смерти Российской Академии наук. Именно его профессор Накамура считает зачинателем православного просветительства в Японии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

– С какого времени догматическое богословие преподается в духовных школах? – Как особая дисциплина в православных духовных школах догматика появляется с XVII века, в западных католических она начала преподаваться на несколько столетий раньше. Возобновление научно-догматической деятельности в это время тесно связано с появлением двух православных образовательных центров – Киево-Могилянской академии в Печерской лавре и Славяно-греко-латинской академии в Москве. Поначалу способ преподавания в наших школах во многом копировался с западных учебных заведений. Это делалось по многим причинам. В частности, Русская Православная Церковь тогда еще только начала формировать систему богословского образования, а иные Поместные Православные Церкви находились под гнетом завоевателей и в большинстве своем вообще не имели ни научно-богословских школ, ни соответствующих учебных заведений. Поэтому заимствование для нас было неизбежным первоначальным шагом. Тем более что западная система обучения после апробации оказалась для своего времени достаточно эффективной. Однако формальные принципы преподавания не надо путать с содержательными аспектами. Православные иерархи и преподаватели стремились наполнить западные формы православным содержанием. Сначала приходилось использовать и католические учебники, но они давались ученикам или в отредактированном виде, или с надлежащими комментариями. Конечно, на этом пути не все удавалось. Были и перекосы, и сложности, и недостатки, неизбежные для периода первичного накопления опыта. Но в XVIII веке в России уже появляются первые относительно самостоятельные догматические курсы Феофана Прокоповича и Стефана Яворского. А в XIX столетии богословами Русской Православной Церкви создается целый ряд замечательных – оригинальных – догматических систем, которые актуальны и по сей день. – Существуют ли какие-то отличия в преподавании догматического богословия в синодальную эпоху и сейчас? – Да, существуют, и значительные. В синодальную эпоху семинаристу труднее было сохранить целостность осознания духовного опыта Церкви. Ибо в это время, как заметил один русский богослов, приходилось молиться по-славянски, учиться богословию на латыни, святых отцов читать на греческом, а думать по-русски. Такая разобщенность приводила к тому, что часто богословие многими учащимися воспринималось как формальное, а порой и как чуждое знание. В наши дни подобной раскоординированности в духовном образовании уже нет, но надо признать: все-таки некая ущербность осталась. Она заключается в том, что для изучения церковного наследия все-таки необходимо знать древние языки: древнегреческий, латынь и др. И вот здесь современные семинаристы и учащиеся духовных академий значительно уступают своим собратьям синодального периода.

http://pravoslavie.ru/33936.html

Архиепископ и его спутник, м-р Бирбек, должны были прибыть в Россию к шестой седьмице великого поста, чтобы провести знаменательные дня воспоминания страстей Христовых и встретить светлый праздник Воскресения в Москве, --- в самом сердце православной России. Поездка архиепископа, имевшая высокую важность по самому своему существу, получила ещё большее значение благодаря тем обстоятельствам, при которых и, может быть под влиянием которых она совершилась. Обнародованная в минувшем Сентябре булла папы Льва XIII, осудившая англиканскую иерархию как незаконную и недействительную, положила конец всяким надеждам Англии на возможность единения с Римом. Общественное мнение Англии сильно возбуждено было этою буллою против папы и римской церкви и, под влиянием этого враждебного Риму возбуждения, с особенной силой оживились стремления к сближению с православным востоком. В феврале текущего года от имени обоих примасов Англии, архиепископов Кантербурийского и Йоркского, обнародован был ответ англиканской церкви на папскую буллу, который при особом послании, разослан был и высшим представителям нашей русской иерархии, начиная с Преосвященных Митрополитов, Членов Священного Синода, и оканчивая ректорами всех четырёх русских духовных академий. В этом послании, по поводу обвинений, высказанным против англиканства в папской булле, архиепископы обращаются как бы с протестом к церкви вселенской. «С братской любовью и искренним почтением» они посылают свой ответ на буллу, заявляя, что он содержит в себе «изъяснение учения англиканской церкви о некоторых предметах веры, изложенное нами для рассмотрения в духе христианского братолюбия всеми епископами святой католической церкви» 2 Тотчас после того, как эти документы были получены в России, лично прибыл сюда и один из примасов Англии, архиепископ Йоркский. В нашем отечестве с такою целью и при таких обстоятельствах предпринятая поездка англиканского архиепископа, конечно, встречена была с большим интересом и сочувствием всеми, кто близко принимает к сердцу дело церковного единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Было отмечено, что в наши дни Корсунская епархия Московского Патриархата, возглавляемая Высокопреосвященным архиепископом Иннокентием, представляет собой одну из крупнейших православных общин Франции. В связи с этим Святейший Патриарх Алексий подчеркнул важность укрепления двусторонних отношений между Корсунской епархией Русской Православной Церкви и Католической Церковью Франции. В ходе беседы в продолжение затронутой темы была подчеркнута важность прямых, непосредственных контактов без посредничества какой-либо третьей стороны. В ответном слове кардинал Вен-Труа, обращаясь к Святейшему Патриарху, отметил: «Год назад Вы, Ваше Святейшество, оказали нам честь, посетив Париж, и я не думал, что в скором времени мне представится возможность посетить Вас в Москве». Он поблагодарил за приглашение и теплый прием, с особой признательностью отметив, что в паломнической поездке по России его сопровождает архиепископ Корсунский Иннокентий. Кардинал Андре Вен-Труа рассказал о своем посещении Троице-Сергиевой Лавры, Соловецкого монастыря, Московской Духовной академии, история которой насчитывает уже несколько веков, и подчеркнул, что увиденное позволило членам делегации воочию убедиться в масштабном духовном возрождении, которое переживает Русская Православная Церковь и Россия. По его словам, возрождаются не только храмы, монашеская жизнь, но и богословское образование. Католический архиепископ Парижа передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II слова приветствия от Папы Римского Бенедикта XVI , а также благодарность посещавших Россию в этом году председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера и архиепископа Неаполитанского кардинала Крещенцио Сепе за оказанное им гостеприимство. Отвечая по окончании встречи на вопросы журналистов о паломническом визите католического иерарха в Россию, Его Святейшество отметил, что в ходе состоявшейся беседы была отмечена важность продолжения подобного рода контактов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II также рассказал, что кардинал Вен-Труа выразил пожелание об участии Московского Патриархата в мероприятиях Года России во Франции, намеченного на 2010 год. Архиепископ Парижа также высказал предложение, чтобы Русская Православная Церковь привезла на французскую землю одну из своих святынь, которой могли бы поклониться православные верующие и люди католического вероисповедания.

http://pravoslavie.ru/28070.html

В конференции принимают участие маститые ученые и общественные деятели из Сербии, Боснии и Герцеговицы, Великобритании, Украины, Москвы и Петербурга. Среди них: крупнейший специалист по проблеме академический профессор Оксфорда, доктор Срболюб Живанович («Православно-католический диалог и роль католических священников, честных сестёр, крыжаров и католиков вообще в геноциде над сербами, евреями и цыганами в Ясеновацкой системе хорватских концентрационных лагерей»); руководитель мемориала сербского геноцида в Ясеноваце, режиссер из Боснии и Герцеговины Симо Брдар; издатель и православный публицист из Сербии Ранко Гойкович («Ватикан и геноцид сербов в свете богословской и литературной мысли Свт. Николая Сербского»); доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин («Будущее только там, где Церковь»: Значение богословских воззрений славянофилов для современного православно-католического диалога»); доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ Анастасия Владимировна Митрофанова; кандидат исторических наук, доцент МГИМО МИД России Ольга Николаевна Четверикова («Финансовые аспекты восточной политики Ватикана: история и современность»); кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН Анна Игоревна Филимонова («Католическая Акция на югославянских территориях в контексте геостратегических проектов Ватикана (1900-1941)»); кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН Михаил Леонидович Ямбаев («Процесс над Воиславом Шешелем в Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) как попытка реабилитации усташского Независимого Государства Хорватия (НГХ)»); кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Владимирович Василик («Святитель Николай (Велимирович) о католицизме»); руководитель Аналитического центра этно-конфессиональных исследований, православный публицист Владимир Петрович Семенко («О некоторых особенностях католической духовности в свете православного Предания: богословско-исторический взгляд»); кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Анатольевич Сотниченко («Современный ислам и Ватикан») и другие российские ученые и священнослужители Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/23/pr...

Заслушав доклад председателя Синодальной библейско-богословской комиссии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Священный Синод постановил: заместителем председателя комиссии назначить архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав комиссии вошли: протоиерей Леонид Грилихес, заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии; протоиерей Борис Даниленко, директор Синодальной библиотеки имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; К.В. Неклюдов, заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия»; М.Г. Селезнев, главный редактор Российского библейского общества; А.А. Ткаченко, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия». Священный Синод постановил перенести сроки проведения богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» с 9–12 ноября 2009 г. на 15–18 ноября 2010 г. Синод заслушал доклад архиепископа Волоколамского Иллариона о его визите в Рим 15–20 сентября 2009 г. и одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на переговорах с руководством Римско-Католической Церкви. Священный Синод отметил большое значение II Всероссийского съезда православных врачей (Воронеже 1–2 октября 2009 г.) для развития сотрудничества Русской Православной Церкви и системы здравоохранения России, странах СНГ и Балтии. Синод счел полезным создание региональных отделений Общества православных врачей в епархиях Русской Православной Церкви. Синод утвердил структуру Издательского совета как коллегиального органа исполнительной власти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. (См. Журнал Московской Патриархии, 11, 2009 г.) Заслушав рапорт председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра о проведении в г. Самаре Межрегиональной студенческой конференции «Молодежь XXI века — будущее великой России», Священный Синод выразил удовлетворение успешным проведением этого форума и отметил важность проведения межрегиональных студенческих конференций духовно-просветительской направленности в крупных областных центрах Российской Федерации.

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

«Значение Минского международного фестиваля православных песнопений в возрождении православной культуры в Беларуси» — Л.А. Густова-Рунцо, доктор искусствоведения, профессор ведущий научный сотрудник Национальной академии наук Республики Беларусь, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств; «Психологические аспекты клиросного служения» — Г.Л. Сафронов, президент Федерации мужских хоров и ансамблей, главный регент Праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря; «Из жизни зарубежных приходов. Божественная литургия на языках стран католического и протестантского мира. Музыкальный аспект» — Т. Щерба (Вена); «Вопрос перевода богослужения на русский, или " спрямленный " церковнославянский в свете опыта служения за рубежом» — М. Сарни (Великобритания). После перерыва состоялось обсуждение докладов, посвященных современному этапу развития церковного пения, жизни С.В. Рахманинова, распределению регентов и др. Затем состоялась презентация книг «Одноголосная Литургия», «Хор и управление им» П.Г. Чеснокова, «Духовное завещание подвизающимся на ниве богослужебного пения России» протоиерея Михаила Фортунато. Врач-фониатр Г.М. Улезько провел мастер-класс, в ходе которого желающие могли задать врачу вопросы о правильном пении и сохранении голосовых связок. Участники съезда встретились с композитором Г.Н. Лапаевым, регентом клиросного хора Архиерейского подворья — собора Вознесения Господня г. Твери. Первый день завершился большим гала-концертом Патриаршего международного фестиваля «Свет Христов». Гала-концерт открыл Сводный хор г. Москвы, в состав которого вошли: Московский Синодальный хор, художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России А. Пузаков; хор «Артос» храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы, художественный руководитель и главный дирижер — Варвара Волкова; хор Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, художественный руководитель и главный дирижер — Александр Майоров. В гала-концерте также приняли участие:

http://radonezh.ru/2023/10/17/nachal-rab...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010