Предстоятель Русской Церкви отметил, что взаимоотношения российского и ассирийского народов имеют глубокие корни: «Так уж получилось, что тысячи ассирийцев оказались на территории России в силу непростых, трагических событий, и они органично, бесконфликтно, мирно вошли в жизнь нашей страны. Известно участие ассирийцев на стороне России и в Первой мировой войне, и в рядах Красной армии в нашей борьбе с фашизмом. Бесконфликтное взаимодействие и совместная жизнь в России русских и ассирийцев свидетельствуют о духовной общности наших народов. И в новейшее время между нашими Церквами установились добрые отношения, что проявлялось, в том числе, и во взаимодействии на международных площадках. В Вашем лице мы видели друзей, во многом единомышленников, и ту Церковь, с которой всегда было полезно взаимодействовать и сотрудничать». Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что двусторонние отношения между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока развиваются также и в образовательной сфере. «Уже сейчас в наших духовных школах обучаются два ваших студента, и мы готовы оказывать поддержку вашим студентам, с тем чтобы они получали хорошее богословское образование в России. На базе наших духовных учебных заведений проходили и могут и далее проходить различного рода научные коллоквиумы, которые были бы направлены на знакомство с жизнью наших Церквей и на организацию нашего сотрудничества. Несколько дней назад в Сретенской духовной академии проходило такое мероприятие, и мы очень высоко ценим тот факт, что Вы смогли принять в нем участие», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл также отметил, что взаимодействие между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока может происходить как в контексте двусторонних контактов, так и на международной арене. «Хочу подчеркнуть, что позитивная атмосфера нашего взаимодействия и сотрудничества, в том числе на площадках международных организаций, имеет сейчас весьма положительное значение и играет важную роль в нашем диалоге с протестантским и католическим миром», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/5977171.ht...

Днем церковная делегация из России направилась на озеро Блед, где состоялась межхристианская встреча, посвященная миротворческой роли христианских Церквей. В мероприятии приняли участие: со стороны Русской Православной Церкви – епископ Кронштадтский Назарий; со стороны Сербской Православной Церкви — митрополит Загребско-Люблянский Порфирий; со стороны Римско-Католической Церкви в Словении — епископ Цельский Станислав Липовшек; со стороны Евангелической церкви Словении — епископ Геза Фило. Вечером на городской площади Краньской Горы состоялся совместный концерт женского хора Санкт-Петербургской духовной академии и смешанного хора культурного общества «Эхо» из г. Краньска Гора. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира и 1030-летия Крещения Руси, состоялась торжественная мемориальная церемония у Русской часовни под перевалом Вршич, на которой присутствовали представители словенских властей: Президент Словении Борут Пахор, министр иностранных дел Словении Карл Ерьявец, мэр г. Краньска Гора Янез Хроват и другие. Российскую государственную делегацию возглавлял министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России К.Ю. Носков. На мероприятии также присутствовали: епископ Цельский Станислав Липовшек, посол Российской Федерации в Словении Д.Г. Завгаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга А.В. Митянина, новоназначенный посол Словении в России Бранко Раковец, председатель общества «Словения-Россия» Саша Гержина и его заместитель Урбан Оцвирк, исполнительный директор фонда «Русский мир» В.В. Кочин и другие. По традиции в торжествах приняло участие подразделение почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка Западного военного округа Вооруженных сил России. Служение заупокойной литии по русским военнопленным возглавил епископ Кронштадтский Назарий. За богослужением молился митрополит Загребско-Люблянский Порфирий. После литии епископ Назарий обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором, в частности отметил, что часовня, построенная в начале века русскими военнопленными и затем бережно сохраненная народом Словении, стала центром единения русского и словенского народов, их диалога и устремлений к будущему.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5246319...

23 червня 2008 р. 14:00 Архиепископ Верейский Евгений: «Уровень духовного образования существенно повысился» [Ihmepb " ю] Интервью председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения официальному сайту Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2008 г. 19 червня 2008 р. 10:30 Сергей Кравец: «Главное назначение " Православной энциклопедии " — давать знание» [Ihmepb " ю] Интервью руководителя Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» С.Л. Кравца сайту Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. 1 2008 р. 00:02 Митрополит Климент: «Православные издания нужно постоянно совершенствовать...» [Ihmepb " ю] Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, в интервью порталу «Православная книга России» поделился своим мнением о роли книги и особенностях просветительского служения в современных условиях. 5 березня 2008 р. 13:55 Архиепископ Верейский Евгений: «Пока мы только начали наш путь к государственной аккредитации» [Ihmepb " ю] О том, почему столь важным явилось принятие Госдумой закона, дающего религиозным вузам возможность государственной аккредитации и право на выдачу дипломов гособразца в интервью «Интерфаксу» рассказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений. 26 лютого 2008 р. 18:09 Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр): «Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах» [Ihmepb " ю] В интервью владыки порталу Богослов.ru затрагиваются вопросы современного состояния богословской науки на Западе и в России. Знаменитый ученый-патролог делится своими наблюдениями о взаимопроникновении православной богословской традиции и новейших тенденций в католическом и протестантском богословии. 31 серпня 2007 р. 17:10 Комментарий Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента в связи с принятием Священным Синодом документов о духовном образовании [Ihmepb " ю] На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года были приняты документы, касающиеся сферы духовного образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Ректор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС), архиепископ Верейский Евгений сделал доклад «Преподавание научных знаний в духовной школе». Доклад представлял собой подробную презентацию учебного плана МДАиС, с акцентом на необходимости постижения современных наук будущими пастырями. Секретарь Ученого совета МДАиС, главный редактор интернет-портала «Богослов.Ру» протоиерей Павел Великанов раскрыл тему взаимодействия светской и церковной образовательных сфер на примере работы обновленного интернет-проекта . Ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий говорил об интеграции духовного образования в единое образовательное пространство России. Он выделил три «стратегические линии»: это лицензирование православных учебных заведений, введение ОПК и государственная поддержка учреждений дополнительного образования, созданных Русской Православной Церковью. Говоря о содержании современной подготовки будущих пастырей, епископ отметил, что, помимо высокого уровня образования (например, непременного знания четырех языков), студентов необходимо специально готовить к миссии в современном мире. Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев уверен, что полноценное православное образование должно существовать в России «не из милости», а на равных правах с безрелигиозным образованием. В качестве примера он привел «грандиозную образовательную работу», которую ведет Католическая Церковь. Описав подробно католическую единую образовательную систему, которая представлена во всех странах мира, о. Владимир констатировал, что «у нас пока только начинается образовательная деятельность, и она очень примитивна, учебные заведения очень малы и немногочисленны». Говоря о том, что многолетние попытки ввести теологию в число ВАКовских научных специальностей пока не увенчались успехом, ректор ПСТГУ с высокой трибуны Рождественских чтений обратился к оппонентам: «Сопротивляясь развитию христианской науки и образования, мы противопоставляем себя всему цивилизованному миру».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Его Высокопреосвященство выступил с докладом о своих встречах с государственными, общественными и религиозными деятелями, руководителями дипломатических миссий: первым президентом Республики Казахстан, Лидером нации Н.А. Назарбаевым; государственным секретарем Республики Казахстан К.Е. Кушербаевым; с вице -премьер-министром РК, министром иностранных дел страны М.Б. Тлеуберди; министром информации и общественного развития РК А.Г. Балаевой; министром по чрезвычайным ситуациям РК Ю.В. Ильиным; директором Фонда Нурсултана Назарбаева, депутатом Мажилиса Парламента РК Д.Н. Назарбаевой; председателем правления Центра Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога Б.С. Сарсенбаевым; помощником первого президента Республики Казахстан Д.Т. Акишевым; Чрезвычайным и Полномочным Послом России в РК А.Н. Бородавкиным; Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в РК П.В. Утюпиным; председателем Духовного управления мусульман Казахстана, Верховным муфтием Наурызбаем кажы Таганулы; с апостольским нунцием в РК архиепископом Фрэнсисом Ассизи Чулликаттом; ординарием римско-католической архиепархии в столице республики архиепископом-митрополитом Томашем Пэта; управляющим римско-католической епархией Пресвятой Троицы в Алма-Ате епископом Хосе Луисом Мумбиелой Сиерра; архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви в Казахстане Юрием Новгородовым; председателем президиума Национальной палаты предпринимателей Казахстана Т.А. Кулибаевым; международным общественным деятелем, президентом крупного благотворительного фонда Г.М. Погосяном. Члены Синода заслушали сообщения митрополита Александра об освящении в городе Алма-Ате новопостроенного храма во имя князя Александра Невского, возведенного в Южной столице страны к празднованию в Казахстанском митрополичьем округе 800 -летия со дня рождения святого правителя Руси, и заключительном этапе работ по созданию памятника благоверному князю, который изготавливается для Митрополичьего округа в художественной мастерской известного скульптора, академика Российской академии художеств, Народного художника Российской Федерации, профессора С.А. Щербакова.

http://patriarchia.ru/db/text/5873238.ht...

Специальные статьи нового тома рассказывают об ордене и медали св. Иннокентия Московского, учрежденных в Русской Православной Церкви в 1996 г. и вручаемых за миссионерское и просветительское служение. Статья «Иннокентьевцы» сообщает о псевдоправославной секте хлыстовского толка, возникшей в России в начале ХХ века. Термин «институт» дал основание для публикации целого ряда статей, посвященных научно-исследовательским и учебным заведениям в области истории духовной культуры и литературы. В частности, в томе присутствуют статьи о московском Институте перевода Библии, Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе при Академии наук Грузии, а также о целом комплексе Папских институтов и факультетов, действующих в Католической Церкви. Тему католицизма продолжают статьи «Институты посвященной жизни», «Интегризм» и «Интердикт». В первой из них говорится о сообществах, канонически утвержденных церковной властью и объединяющих верующих, добровольно принесших монашеские обеты. Второй материал посвящен направлению в религиозной и социально-политической мысли, противостоящему либерализму, модернизму и секуляризму. Третья статья рассказывает о каноническом наказании, существующем в Католической Церкви и связанном с ограничением в совершении и принятии таинств. Статья «Intercessio» — об одном из разделов Евхаристического канона. Литургическую тему продолжает и статья «Интроит», где говорится входном песнопении в составе проприя латинской Мессы. Обширная статья «Интронизация» посвящена теме возведения новоизбранного Предстоятеля Поместной Церкви на кафедру. Статья также повествует о древней церковной традиции настолования, которое совершалось при поставлении каждого епископа. Материалы нового тома продолжает корпус статей, посвященных православным святым и церковным деятелям, носившим имя Иоаким. Обширная статья посвящена святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы. Особенно интересен раздел посвященный иконографии святых богоотец. Заслуживают особого внимания статьи о болгарском святом Иоакиме Осоговском (XI-XII вв.) и греческом святом — Иоакиме Папулакисе (+1868).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

А если бы Александр с Даниилом поступили наоборот? И представим теперь, что «коварный коллаборационист» князь Александр не «исковеркал жестоко историческую судьбу народа» (цитирую Юрия Афанасьева и Михаила Сокольского), а сделал «европейский выбор». Русь была бы обречена растратить силы, выступая передовым бастионом Запада. «Выбор Александра Невского, это не менее важный выбор в нашей истории, чем, если хотите, выбор святого равноапостольного князя Владимира, ведь по сути это опять был выбор веры» (Владимир Махнач). «Со своей точки зрения они (польские и немецкие учителя афанасьевых. - В.Б.) были вполне логичны, желая, чтобы последние русские богатыри сложили головы, защищая католическую идею, - писал Лев Николаевич Гумилёв. - А случайно уцелевших можно было повесить, как уже было проделано в Эстляндии... Заслуга Александра Невского заключалась в том, что он своей дальновидной политикой уберёг зарождавшуюся Россию в инкубационной фазе ее этногенеза, образно говоря, «от зачатия до рождения». А после рождения в 1380 г. на Куликовом поле новой России ей никакой враг уже не был страшен». Зачатие новой Великой России совершилось на Владимирской земле, при князе Андрее Боголюбском . Введенный им порядок остановить разложение Древней Руси не смог, но он позволил взрастить таких правителей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, сонм московских святителей; они донесли государственную идею Андрея Боголюбского до Ивана III, который с образом Богородицы в 1480 году остановил Орду на реке Угре. Александр Невский скончался на 43-м году жизни, но подвигом своей жизни он скрепил традицию и передал её правителям и вождям новой России - традицию Православия, величайшей византийско-славянской культуры и неведомой Западу национальной терпимости. «В предшествующие (XIII-мy) века сложилась и ярким цветом зацвела русская культура как своеобразное сочетание и пышное возрастание на славянской почве богатых ростков Православной Византии, Востока степных кочевников, Севера варягов-викингов, - писал в 1925 г. один из основоположников евразийства Георгий Владимирович Вернадский, сын академика В.И. Вернадского и старший товарищ Л.Н. Гумилёва. - Киевская Русь поражает блеском и роскошью жизни материальной и духовной, расцветом искусства, науки, поэзии... К XIII веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самое ее существование - ее своеобразие и самобытность - поставлены на карту. Развернувшаяся на великой восточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в XIII веке попадает в тиски...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Было введено преподавание богословия на латыни, и даже в первые десятилетия 19 века учебники и статьи по богословию в России еще издавались на латыни. В них было мало оригинального материала. Зачастую в православных школах использовались и западные учебники. В 17 веке преобладал стиль католического барокко. Выдающимся представителем этого направления был Стефан Яворский , который получил образование в Киеве и за границей; он просто переписывал Беллармина. Вскоре он обратился к протестантским источникам, но по-прежнему латинским. Это направление стал активно вводить Прокопович, главный советник Петра Великого по вопросам церковного управления. Такое новое богословие, резко противоречащее православной традиции, воплощенной в богослужебных формах и духовной практике, можно назвать «западным псевдоморфозом» восточного богословия. Возрождение богословия в России началось только в первых десятилетиях 19 века, хотя еще явно чувствовалось сильное влияние Запада. В данном случае речь идет о мощной волне западного обновленческого движения в католической и протестантской форме. В богословском образовании, реорганизованном в России в 1808 году, также сильно ощущалось влияние немецкого идеализма. Библия как Слово Божие заняла центральное место в изучении богословия. Выдающимся представителем этого поколения был митрополит Московский Филарет Дроздов (1782–1867). Сам получивший западное образование, он был в основном библейским богословом, но глубоко укорененным в патристическом предании. Его богословие, преимущественно выраженное в проповедях, было подчеркнуто «керигматическим». Он открыто защищал богословские изыскания. В 40-х годах была предпринята официальная попытка возвести богословское образование к традиции Могилы. Это движение нашло выражение в знаменитом учебнике по догматическому богословию Макария Булгакова , тогдашнего митрополита Московского. В своем замысле он следовал примеру современного римского богословия. Важнейший учебник по догматике составил Сильвестр Малеванский (профессор Киевской академии, в то время епископ Каневский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В своих текстах отец Георгий предстает подлинным историком, его тексты яркие, лишенные " излишней академической зауми " . " Нервом рассуждений " в очередной книге отца Георгия, по словам игумена Петра, является христианская оценка нравственной и духовной судьбы России XX века. В этом сборнике превалируют две темы: Белое движение и Великая Отечественная война. Игумен Петр уверен, что историческая Россия погибла на полях Гражданской войны. Народ не поддержал Белое движение, таким образом, отказавшись от христианства. Что касается генерала Власова, то, по мнению отца Петра, он призывал русский народ к покаянию. " Победа задавила росток покаяния окончательно " , - считает священник. Отец Петр уверен, что в Церкви должна начаться работа по покаянию. Покаянию, к которому призывают игумен Петр и протоиерей Георгий, препятствует, по мнению игумена, " триумфализм " и " квасной патриотизм " . Игумен Петр (Мещеринов) не сомневается, что книгу отца Георгия будут " шельмовать " за ее непатриотичность. " Но, я не знаю большего патриота и церковного человека, чем протоиерей Георгий Митрофанов " , - заявил отец Петр, добавив, что для протоиерея Георгия свойственен дух подлинной церковности, которого многие лишены. Отец игумен считает, что в России вместо народа осталось лишь атомизированное население. Русская нация, по его мнению, духовно и нравственно умерла, сейчас она погибает и физически. Правящая элита России паразитирует на народе, но она, по его словам, не является оккупантом, " она плоть от плоти народа " . Современным русским людям, полагает игумен Петр (Мещеринов), свойственна трусость. Он считает, что русская нация труслива. " Мы нация трусов " , - безапелляционно заявил священник. Напротив, протоиерей Митрофанов, по его мнению, смелый человек, а его книга - это " смелая книга " . На презентации также выступил католический иеромонах Евгений (Гейнрихс) , который признался, что его с протоиереем Георгием Митрофановым связывает " теплая дружба " . Книга отца Георгия, по его мнению, призвана искоренить " разруху в головах " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/21/mi...

К концу правления Николая I отношения с Римом были нормализованы, итогом чего явилось заключение в 1847 г. конкордата между Российской империй и Папским престолом, который упорядочил государственно-церковные отношения. Помимо уже существовавших на территории России 6 римско-католических диоцезов: Могилевского, Виленского, Минского, Самогитского, Луцко-Житомирского и Каменец-Подольского, - был учрежден еще один - Херсонский, в 1848 г. переименованный в Тираспольский (с центром в г. Саратове). Новая епархия была призвана окормлять, главным образом, католическое население немецких колоний в России. Новые сложности в отношениях между Католической Церковью и Российским государством закономерно возникли после Польского восстания 1863 г. В ходе подавления мятежа вновь имели место репрессивные меры против польских повстанцев, в числе которых и на сей раз были представители римско-католического духовенства. В результате возникшего по причине восстания 1863 г. конфликта между правительством Александра II и папской курией российские власти упразднили Каменец-Подольскую (1865 г.) и Минскую (1869 г.) римско-католические епархии и Варшавскую духовную академию Католической Церкви (1867 г.). В 1866 г. последовал разрыв конкордата и полное прекращение дипломатических отношений между Российской империей и Папским престолом. Рим запретил католическим епископам участвовать в работе Духовной коллегии. В 1875 году была упразднена последняя существовавшая на территории России греко-католическая епархия - Холмская, с 1830 г. напрямую подчинявшая Риму. Население Холмщины, в отличие от жителей Белоруссии и Украины, было более полонизированным, поэтому далеко не все униаты этого региона выражали желание перейти в Православие. К сожалению, упразднение унии в Холмской области не обошлось без нескольких инцидентов, в ходе которых российские войска употребили насилие для усмирения недовольных. К середине 1870-х гг. правительство Александра II переходит к политике либерализации отношений с Католической Церковью, итогом чего стало восстановление дипломатических сношений с Папским престолом в 1894 г.

http://pravoslavie.ru/archiv/katolicinru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010