Что плохого в эгоизме? «Правильная» и «неправильная» любовь к себе. Отсутствие единого критерия «правильности». Окружающие люди как индикатор нашего реального состояния — эти и другие темы в откровенном диалоге Владимира Легойды и протоиерея Павла Великанова.     Представляем анимационный фильм киностудии МДА «Богослов», созданный к 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского.     Киностудия Московской духовной академии открывает цикл передач о людях, которые своим трудом формируют современный облик старейшего учебного заведения России. В первом выпуске — доктор церковной истории, заслуженный профессор МДА Константин Ефимович Скурат.         Программа «Лица Академии» позволит зрителям познакомиться с теми, кто сегодня трудится в Московской духовной академии и кому есть что рассказать о духовной школе, о жизни Церкви и о личном опыте веры.   1     Открываем второй сезон «Лиц Академии»! Наш первый разговор — о церковнославянском языке, истории МДА и авторских методах преподавания.   2     Зачем вести диалог с еретиками? Как на православие повлияли протестантские и католические богословы? Почему выпускники Академии ностальгируют по временам, когда после учебного дня их заставляли мыть бочки из-под солёных огурцов? Беседуем с преподавателем сравнительного богословия МДА.   3     Зачем в духовной академии читают светскую литературу? Как научить студента проповедовать? Что могут дать христианину неформальная культура и университетская среда? Разговариваем с выпускником МГУ, который защитил две диссертации и основал три православных СМИ.   4     Обязан ли священник хорошо петь? Чем запомнились знаменитые регенты архимандрит Матфей (Мормыль) и Марк Харитонович Трофимчук? Как появились первые в постсоветской России певческие сборники? В гостях у «Лиц Академии» — многолетний регент и церковный композитор.   5     Реформы помогают или вредят образованию? Чем отличаются современные семинаристы? То, что Академия находится не в Москве, хорошо или плохо? На вопросы отвечает ректор МДА в 2020–2022 годах епископ Венёвский Феодорит.

http://bogoslov.ru/video

Не будучи плодовитыми в богословском отношении, духовные школы XVIII – начала XIX веков давали в то же время систематическое и достаточно широкое гуманитарное образование. Оно стало окном в интеллектуальный мир Европы. И было это образование нисколько не ниже светского. Выпускник Московской духовной академии Н. И. Надеждин блестяще сдал докторский экзамен в Московском университете и стал его профессором. У него учились и Н. В. Станкевич, и К. С. Аксаков… Питомцы Киевской академии – Орест Новицкий , Сильвестр Гогоцкий, Памфил Юркевич – также заняли университетские кафедры. Позднее, когда сняты были и сословные барьеры (из «духовного» в «светское» звание перейти было далеко не просто), в университеты потянулись многие, нисколько не ощущая при этом различия в уровнях образования. Напротив, один из бывших студентов Казанской духовной академии, перешедший потом в университет, писал в своих воспоминаниях: «студенты академии, кладу руку на сердце, были развитее, занимались бесконечно более своим делом, чем студенты университета» 3 … Какие задачи могли стоять перед духовными академиями в первой половине XIX века? Если Пушкин категорически утверждал, что «метафизического языка у нас вовсе не существует», то даже простой перевод латинских лекций требовал громадных усилий. А ведь предстояло отвечать на живые запросы ума, предлагать разумное оправдание веры. Конечно, православие в его отношении к современности было назревшей темой, но трагическая судьба А. М. Бухарева показала, насколько тернистыми оставались самые подступы к ней… Католический синдром «устрашающей Церкви» («Ecclesia timenda es» – провозгласил в начале XIV века Эгидий Римский) в России не был вполне изжит, и авторитарность суждений ex cahedra принималась как нечто само собой разумеющееся. Все-таки, «духовная власть»… Поэтому то, что должны были бы сказать академии, свободнее было обнародовать в светской среде. Пронзительно прозвучало высказывание А. С. Хомякова: « Церковь не авторитет, как не авторитет Бог , не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее». К такой жесткой постановке вопроса мало кто был готов, и разъяснять ее предстояло самым искушенным…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

В продолжение праздничного концерта состоялось прямое включение из столицы Болгарии Софии. Был исполнен гимн в честь святых Кирилла и Мефодия на болгарском языке. День славянской письменности в Болгарии  национальный праздник, в этот день проходят книжные выставки и ярмарки, поэтические чтения и концерты. 25 декабря прошлого года в акватории Черного моря близ Сочи разбился самолет Ту-154 Министерства обороны РФ, на борту которого были артисты ансамбля имени А.В. Александрова и его художественный руководитель, главный военный дирижер России, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Памяти погибших была посвящена одна из композиций. Концерты в этот день прошли в центральных городах России. Прямая трансляция праздничных мероприятий велась на телеканале «Культура». Прямые включения были организованы из Белгорода, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. Гостями праздника на Красной площади были митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , главы ряда митрополий, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, а также Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II и члены делегации Коптской Церкви, члены делегации Римско-Католической Церкви, участвующей в принесении мощей святителя Николая Чудотворца в Россию, представители традиционных религий России. В концерте на Красной площади приняли участие 35 детских и молодежных академических хоровых коллективов. Участниками программы стали: Большой детский хор имени В.С. Попова Российской государственной радиокомпании «Голос России», Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор, хор Сретенского монастыря, Государственная академическая симфоническая капелла России, а также солисты Большого Театра. Прозвучали духовные сочинения Кастальского и Чайковского, Прокофьева и Свиридова. Были исполнены популярные песни советских и российских авторов, таких как В. Баснер, М. Блантер, Г. Струве, В. Шаинский, А. Пахмутова, А. Гладков, И. Дунаевский, Д. Тухманов и др.

http://patriarchia.ru/db/text/4903834.ht...

Среди почетных гостей презентации были представители властей: председатель комитета по делам религий, представитель Министерства информации и общественного согласия Республики Казахстан Е.Б. Нукежанов; представители Министерства культуры Республики Казахстан — председатель комитета по культуре Д.А. Алиев и председатель Государственной книжной палаты А.К. Кайтанов; представитель акимата города Алма-Аты — руководитель управления по делам религии Н.М. Кикимов. В мероприятии приняли участие: управляющий Римско-католической архиепархией Пресвятой Девы Марии в Астане архиепископ-митрополит Томаш Пэта, управляющий Римско-католической епархией Пресвятой Троицы в Алма-Ате епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра, викарий архиепархии Пресвятой Девы Марии в Астане епископ Атаназиус Шнайдер; архиепископ Евангелическо-Лютеранской церкви в Казахстане Юрий Новгородов; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России, член Патриаршего совета по развитию церковного пения О.Н. Овчинников; генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Е.П. Бобров, заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Республике Казахстан Т.В. Барышникова, сотрудник генерального консульства России Т.В. Зубкова; почетный консул Греции в Алма-Ате П.Г. Хутиди, советник генерального консульства США по политическим вопросам С. Фонтела; президент Академии журналистики РК С.К. Казыбаев, академик Академии журналистики РК, член литературного Фонда Олжаса Сулейменова, почетный журналист В.А. Жандаулетов; генеральный директор Казахстанского Библейского общества В.И. Гришко; руководитель отдела культуры Митрополичьего округа, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Л.Е. Горичева; декан факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби, кандидат философских наук Б.Б. Мейрбаев; преподаватели и студенты Алма-Атинской православной духовной семинарии ; руководство Национальной библиотеки города Алма-Аты, преподаватели вузов, журналисты, общественные деятели, представители научной и творческой интеллигенции.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В завершение пленарного заседания академик Российской академии естествознания доктор исторических наук, профессор Олег Ульянов рассказал о святителе Киприане, митрополите Киевском и всея Руси, и его роли в обретении мощей и прославлении благоверного князя Александра Невского. По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в следующих секциях: «Жизнь и деяния святого благоверного князя Александра Невского», «Русь в эпоху Александра Невского», «Русь и сопредельные страны в XIII в.», «Литургическое почитание святого князя Александра Невского», «Память об Александре Невском в общественном пространстве», «Наследие святого Александра Невского». Модератором первой секции выступил профессор СПбГУ, профессор Сретенской духовной академии, член Синодальной богослужебной комиссии доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик. На секции рассмотрели военные сражения Александра Невского, дипломатические поездки князя в Орду. Одной из важных тем стало обсуждение схожих черт в деятельности равноапостольных князя Александра, князя Владимира и императора Константина Великого. Вторая секция была посвящена государственному устройству и положению дел на Руси в период правления Александра Невского. Модератором выступил проректор по научно-исследовательской работе Ярославской духовной семинарии доктор культурологии, профессор Андрей Шустров. На секции обсудили жизнь Новгорода в XIII веке, книжную культуру этого периода, церковное управление, народные традиции Древней Руси. В рамках третьей секции состоялось обсуждение взаимоотношений Руси и сопредельных стран в XIII веке. Модератором секции выступил проректор по научной работе и доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. Участники заседания — доцент Смоленской семинарии Алексей Гавриленков и доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета Марина Горожанина — представили доклады «Русские земли в контексте внешнеполитической деятельности Католической Церкви в первой половине — середине XIII века» и «Православная Русь и Римская Католическая Церковь в XIII веке: к вопросу об их взаимоотношениях». Магистр теологии протоиерей Александр Милованов в своем докладе сопоставил представления об идеальном правителе на Западе и на Востоке, сравнил биографические сведения об Александре Невском и о Людовике IX Святом.

http://pravoslavie.ru/139248.html

17 червня 2010 р. 12:42 Протоиерей Игорь Дронов: Православные священники Киргизии укрывали людей в храме [Ihmepb " ю] В результате межэтнических столкновений в Киргизии более 180 человек погибло (по официальным данным), тысячи раненых, тысячи беженцев. О происходящем сейчас в стране порталу «Православие и мир» рассказывает секретарь Бишкекского епархиального управления Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Дронов. 6 2010 р. 14:22 Игумен Филипп (Рябых): Задача диалога Русской Православной Церкви с Католической Церковью в Польше подняться над политической конъюнктурой [Ihmepb " ю] Накануне 70-летия Катынских расстрелов заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых) в интервью, данном корреспонденту сайта «Благовест-инфо» Дмитрию Власову, изложил свой взгляд на значение этой трагедии для России и Польши. 25 червня 2009 р. 12:00 Игумен Александр (Заркешев): Иранцы удивительно толерантный народ [Ihmepb " ю] Около 4 тыс. наших сограждан и выходцев из России проживает в Иране. Чувствуют ли они себя в безопасности? Этот вопрос Дмитрий Виноградов, корреспондент отдела «Репортаж» журнала «Русский репортер», задал игумену Александру (Заркешеву), настоятелю Свято-Николаевского собора в Тегеране. 30 травня 2008 р. 19:33 Кардинал Вальтер Каспер: «Мы не будем продолжать диалог без участия Русской Православной Церкви» [Ihmepb " ю] 25 мая 2008 года Московскую Духовную академию посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, находящийся в России с частным визитом. Богослов.ru публикует интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с кардиналом Каспером, в котором обсуждаются актуальные проблемы развития православно-католического диалога. 21 грудня 2007 р. 14:20 Межхристианский диалог — это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов [Ihmepb " ю] Насколько противоречия, существующие между Московским и Константинопольским Патриархатами, препятствуют развитию православно-католического диалога? С этим вопросом корреспондент «НГ-Религии» Леонид Бамблевский обратился к секретарю по межхристианским отношениям ОВЦС Московского Патриархата священнику Игорю Выжанову.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/86...

Есть еще знаменитый Яблочинский монастырь , в котором в свое время служил и занимался научной деятельностью святой исповедник патриарх Тихон. Наша Церковь очень гордится этим эпизодом своей истории. Кроме того, на юге Польши в Уйковицах основан совсем новый Кирилло – Мефодиевский монастырь. Его основали люди, пришедшие к Православной Церкви. Они с молитвой строили своими руками стены этой обители. Есть еще один монастырский дом - в Войнове, где раньше жили старообрядцы, которые сейчас уехали в основном в Германию. Там находится церковь, в которой молились и православные и старообрядцы, которые хотели иметь православного священника. В этом месте сейчас создан монастырский дом, который из окрестностей привлекает представителей диаспоры, вывезенных в 1946-47 гг. из Холмщины и Подляшья во время репрессий только за то, что они были православными. У нашей Церкви есть своя духовная семинария в Варшаве, которая занимается подготовкой к учебе в высших духовных учебных заведениях. Действует также Христианская духовная академия, предназначенная для священников, которые после окончания семинарии желают продолжить свое богословское образование и для лиц желающих стать преподавателями закона Божия. Надо сказать, что закон Божий в нашей стране преподается в школах. Во всех приходах, где есть значительная часть православного населения в общеобразовательных школах, помимо законоучителей Католической Церкви, есть и православные законоучителя. - Отец Григорий, в России очень немногие знают о том, что в юрисдикции Польской Православной Церкви находится Православная Церковь Португалии, осуществляющая миссионерскую деятельность на территории Португалии, Испании и Бразилии. Расскажите, пожалуйста, об этом. Отец Григорий: В Рио-де-Жанейро православная епархия имеет свою духовную школу. Причем занятия в ней ведутся не только по субботам и воскресениям, но и в будние дни. В ней сейчас числится около 800 человек студентов, которые сами из любви к православию приходят на занятия. Есть очень хороший студенческий хор, который в Португалии пел во время архиерейской литургии. Его специально приходили слушать даже католики. Песнопения исполнялись на португальском языке, а за основу были взяты хорошо знакомые нам распевы, распространенные как в России так и в Польше. У Португальской Церкви есть четыре монастыря, приюты для детей и школы. Важно, что в такой искони католической стране как Испания сейчас действует уже около 36 приходов. Два епископа сейчас окормляют Испанию и Бразилию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В России в июле 2018 года этот перевод был включён в Федеральный список экстремистских материалов. Переводы Библии с конфессиональными искажениями 1. Библия в современном русском переводе под ред. М. П. Кулакова (2000) Институт перевода Библии при Заокской духовной академии (единственное высшее учебное заведение адвентистов в России) был основан в 1993 году по инициативе М.П. Кулакова – бывшего в 1990–1992 гг. руководителем церкви адвентистов седьмого дня в СССР. Несмотря на то, что этот труд позиционируется авторами как перевод, совершённый « группой ведущих российских ученых Института перевода Библии – библеистов и филологов, принадлежащих разным христианским конфессиям », это перевод выполнен под руководством секты адвентистов седьмого дня и отражает её вероучение. Подробнее: Библейский перевод или адвентистский комментарий? 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. 4е изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. Переиздания 1997, 2003. а. предисловие написано в рамках католических представлений о Св. Писания, которые в ряде нюансов не совпадают с православным подходом к изучению Библии; б. комментарии являются сокращенным вариантом перевода английского текста Иерусалимской Библии, опять же, отражающей позицию католических исследователей; в. ряд фактов из истории древнего Ближнего Востока и библейской археологии или устарели или (в большинстве случаев) не нашли отражения на страницах этого комментария. Дискуссионные переводы 1. Перевод Библии РБО. Впервые вышел в полном издании 1 июня 2011 года в издательстве Российского библейского общества. Перевод Ветхого Завета имеет хорошие оценки специалистов. Главным и принципиальным его недостатком является изменение привычных по Синодальному переводу имён на приближенные по звучанию к еврейскому оригиналу. Перевод Нового Завета В.Н.Кузнецовой, ученицы прот. Александра Меня, вызвал шквал критики, частично учтённой при последующих переизданиях. Наиболее приемлемым в настоящее время является версия Учебное издание Современного русского перевода Библии (с 2017 года). В каком переводе читать Библию?

http://azbyka.ru/o-perevodah-biblii

В завершение пленарного заседания академик Российской академии естествознания доктор исторических наук, профессор Олег Ульянов рассказал о святителе Киприане, митрополите Киевском и всея Руси, и его роли в обретении мощей и прославлении благоверного князя Александра Невского. По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в следующих секциях: «Жизнь и деяния святого благоверного князя Александра Невского», «Русь в эпоху Александра Невского», «Русь и сопредельные страны в XIII в.», «Литургическое почитание святого князя Александра Невского», «Память об Александре Невском в общественном пространстве», «Наследие святого Александра Невского». Модератором первой секции выступил профессор СПбГУ, профессор Сретенской духовной академии, член Синодальной богослужебной комиссии  доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик. На секции рассмотрели военные сражения Александра Невского, дипломатические поездки князя в Орду. Одной из важных тем стало обсуждение схожих черт в деятельности равноапостольных князя Александра, князя Владимира и императора Константина Великого. Вторая секция была посвящена государственному устройству и положению дел на Руси в период правления Александра Невского. Модератором выступил проректор по научно-исследовательской работе Ярославской духовной семинарии доктор культурологии, профессор Андрей Шустров. На секции обсудили жизнь Новгорода в XIII веке, книжную культуру этого периода, церковное управление, народные традиции Древней Руси. В рамках третьей секции состоялось обсуждение взаимоотношений Руси и сопредельных стран в XIII веке. Модератором секции выступил проректор по научной работе и доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии  протоиерей Константин Костромин. Участники заседания — доцент Смоленской семинарии Алексей Гавриленков и доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета Марина Горожанина — представили доклады «Русские земли в контексте внешнеполитической деятельности Католической Церкви в первой половине — середине XIII века» и «Православная Русь и Римская Католическая Церковь в XIII веке: к вопросу об их взаимоотношениях». Магистр теологии протоиерей Александр Милованов в своем докладе сопоставил представления об идеальном правителе на Западе и на Востоке, сравнил биографические сведения об Александре Невском и о Людовике IX Святом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5810024...

Предстоятель Русской Церкви отметил, что взаимоотношения российского и ассирийского народов имеют глубокие корни: «Так уж получилось, что тысячи ассирийцев оказались на территории России в силу непростых, трагических событий, и они органично, бесконфликтно, мирно вошли в жизнь нашей страны. Известно участие ассирийцев на стороне России и в Первой мировой войне, и в рядах Красной армии в нашей борьбе с фашизмом. Бесконфликтное взаимодействие и совместная жизнь в России русских и ассирийцев свидетельствуют о духовной общности наших народов. И в новейшее время между нашими Церквами установились добрые отношения, что проявлялось, в том числе, и во взаимодействии на международных площадках. В Вашем лице мы видели друзей, во многом единомышленников, и ту Церковь, с которой всегда было полезно взаимодействовать и сотрудничать». Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что двусторонние отношения между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока развиваются также и в образовательной сфере. «Уже сейчас в наших духовных школах обучаются два Ваших студента, и мы готовы оказывать поддержку Вашим студентам с тем, чтобы они получали хорошее богословское образование в России. На базе наших духовных учебных заведений проходили и могут и далее проходить различного рода научные коллоквиумы, которые были бы направлены на знакомство с жизнью наших Церквей и на организацию нашего сотрудничества. Несколько дней назад в Сретенской духовной академии проходило такое мероприятие, и мы очень высоко ценим тот факт, что Вы смогли принять в нем участие», – сказал Его Святейшество. Патриарх Кирилл также отметил, что взаимодействие между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока может происходить как в контексте двусторонних контактов, так и на международной арене. «Хочу подчеркнуть, что позитивная атмосфера нашего взаимодействия и сотрудничества, в том числе на площадках международных организаций, имеет сейчас весьма положительное значение и играет важную роль в нашем диалоге с протестантским и католическим миром», – подчеркнул Святейший Владыка.

http://mospat.ru/ru/news/89804/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010