Для исследователя достаточны те вероучительные принципы, которые формулируют представители каждой из этих трех религий. Однако на богословском уровне становится ясным недостаточность столь формального подхода. Монотеизм является необходимым, но недостаточным признаком истинной религии. Только религия, которая имеет своим источником Божественное откровение, имеет правильное и духовно точное учение о Боге. Христианство не только утверждает, что Бог как живое, абсолютное начало «единый истинный Бог» (Ин. 17: 3; 1 Фес. 1: 9; ср.: 1 Ин. 5: 20), но и подробно и глубоко учит о природе Бога как безначального, бесконечного и совершеннейшего Духа. Главнейшим свойством Божественной природы является любовь. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Христиане знают не только из Священного Писания, но в силу духовного опыта, что Бог – Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4: 13). Бог не только знает всё прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей Премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11: 33). Истинная религия не ограничивается требованием поклонения Творцу. Высшая ее цель – духовное соединение человека с Богом. Истинная религия не ограничивается требованием поклонения Творцу. Высшая ее цель – духовное соединение человека с Богом. Об этом говорит Спаситель в молитве к Отцу перед Своими крестными страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин.

http://pravoslavie.ru/68586.html

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился 114 . Сталкиваются в мире с небывалой силой разные призывы к человеку, сходятся и расходятся разные пути, и все страшнее, все ярче над ним зарево неслыханных катастроф, небывалых потрясений: Имеющий ухо да слышит ( Откр.2:7 ). Уже не выбраться нам из всего этого какими-то частичными мерами, заплатами на распадающейся и истлевающей материи. Вновь начинаем понимать мы, почему именно о спасении возвещает Евангелие, почему именно к гибнущим оно обращено. Огонь пришел Я низвести на землю, – говорит Христос, – и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). У нас нет силы шестикрылого серафима, явившегося пророку на перепутье, но каждый в меру своих слабых сил призван сегодня свидетельствовать о главном. Вот об этом главном пусть и будут наши беседы. Ибо религия – только тогда религия, когда она о главном, когда она и проявление духовной жажды, и ответ на нее, когда она попаляющий огонь, но и очищение, преображение этим огнем нашей слабой и так часто постыдной жизни. Новый Завет оканчивается словами, внушающими страх и одновременно радость: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром ( Откр.22:11–12,17 ). Только бы оказались мы достойны этих слов, только бы не изменили богоданной своей духовной жажде; только бы открылись наши глаза и слух к потоку света, любви и красоты, что извечно льется на нас! Пусть поможет Бог всем нам, и говорящим и слушающим, быть верными и смиренными, твердыми и любящими. Тогда не сможет скрыться свет, извечно сияющий в мире как дарованное ему спасение. Духовное существо. Корень недуга 115 Несколько недель назад в связи с праздником Сошествия Святого Духа я говорил о духовности. Сегодня я хочу вернуться к этой теме – вернуться потому, что нет, по моему убеждению, темы более насущной, более актуальной, нет ничего, в чем больше нуждался бы современный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

е. как саму истину. Истина здесь, как и всюду, есть не суждение о реальности, а живое присутствие для нас самой реальности. Совершенно неверно представлять существо откровения и его действия на нас так, что мы при этом на слово, «слепо» верим, придаем значение абсолютной истины утверждениям возвестителя, содержанию возвещаемого им вероучения, проверить которое мы не в состоянии. Вера в содержание возвещаемого учения, т. е. признание его истинности, отчасти состоит в простом непосредственном восприятии его внутренней очевидности, отчасти про-изводна здесь от веры в саму личность носителя откровения, т. е. от непосредственного усмотрения, что в нем обнаруживается сила божественного порядка, что через него нашей души касается сам Бог.    Бог может говорить и являться нашей душе незримо, изнутри; но Он может открываться ей и извне; мы можем встретиться с Ним в лице существа, в котором Он явственно для нас присутствует и воплощен. И эта встреча извне, по существу, не противоположна внутренней встрече души с Богом, так как Бог невидим для наших телесных очей, то Он в той или иной форме всегда открывается только глубинам нашего духа. Но эта глубинная встреча души с Богом может сама осуществляться через посредство внешней встречи с проводником и носителем Бога.    В этом смысле, как и во всех других, христианская религия есть не особая религия, а абсолютная религия, т. е. абсолютный, чистейший образец самого существа религии. То, что в скрытой, несовершенной форме, допускающей недоразумения и ложные истолкования, присутствует во всех религиях — сознание «боговдохновенности» носителя откровения как наставника и пророка, «посвященного» в истину о Боге и возвещающего людям истинное учение о Боге и истинное содержание воли Божией, — это самое в совершенной, адекватной форме открывается в христианской религии как непосредственное восприятие божественности, слитности с Богом человеческой личности Учителя, присутствия в ней самого Бога.    Приведу здесь решающее место из Евангелия Иоанна: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели Его». Филипп сказал Ему: «Господи, покажи нам Отца и довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от себя, Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (14, 7—11; ср. 10, 30: «Я и Отец одно»). Вот почему основание христианской религии есть не вера в «учение», возвещенное Христом, а вера в Его личность как воплощение и носителя Бога; и эта вера есть сама не «христологический догмат», не содержание вероучения — в этом качестве она есть уже производное, интеллектуальное осмысление некой первичной опытной очевидности, а нечто совершенно первичное, и притом не «слепая» вера, а самоочевидное, опытное усмотрение присутствия реальности Бога в личности Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. ...Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» ( Ин. 14:6–9 ). Не случайным и совсем не неуместным (как то многим представляется) был вопрос Филиппа: это был в последний раз вознесенный вопль человечества к небесному Отцу: Отче наш ! Явись нам. Приблизься к нам, чтобы нам полюбить Тебя, как алчет сердце наше!.. – Учитель и ученик понимали друг друга, понимали, о чем шла речь обоих; но со стороны Филиппа понимание было несовершенно: Апостол, человек, недоумевает и трепещет пред величием благодати Бога, отложившего всю славу Свою, чтобы явиться людям. Он даже верует, он благоговеет пред величественными словами Христа: Азъ есмь.., но он смущен величием Божия снисхождения. Неужели же это так?.. Неужели Бог явился уже человеку?.. И неужели Он не только явился, но и явился, чтобы совсем близким стать ему, – не в славе Своей, не в трисиянном свете ее, не среди громов, не в блеске молний, а в сем кротком, бесконечно любящем Учителе?.. Но это истинно так: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте по самым делам»... ( Ин. 14:11 ). Вот в чем непреходящее значение христианства, вот в чем источник вечного обаяния и силы его. Если вечно будет существовать в роде человеческом религия, т. е., если не выродится само человечество ( Лк. 18:8 ): то этой религией может быть только христианство, религия Богочеловека Христа. В ней человечество воистину достигло исполнения всех чаяний, какими искони жило, ее значение не прейдет, не умалится. Своим учением о Богочеловечестве Христа Спасителя она навсегда будет дороже человеку (в общем) самой жизни его. В этом с христианством не может сравниться ни какая другая религия. Религиозные чувствования принадлежат вообще к числу сильнейших и могущественнейших в жизни человека; во имя их скорее, чем из-за чего-либо другого, он готов перенести все и всем пожертвовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

И, во-первых, если хочешь, пойдем к сыну первозданного, агнцу Христову, Авелю: он не сделал никакого зла, и однако потерпел то, что заслуживают величайшие грешники. Мы терпим искушения в наказание за грехи; а тот праведник страдал не за другое что, как за то, что был праведен и совершен, и однако много-много перенес он скорбей, и тяжких. А что иное сказать об Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, всех затмившем несчастиями, многострадальном Иове, Моисее, Иисусе Навине, Илии, Самуиле, Давиде, о всех пророках, общим у которых были страдания, наконец, о новозаветных праведниках, начиная с ап. Павла?» Факт страданий праведников не подлежит сомнению. Настолько же несомненно, что грешники часто благоденствуют, что сыны века сего, интересы которых не выходят за пределы материального благосостояния, мудрее сынов света в своем роде, и материальное счастье и внешняя слава бывает на их стороне. «Все на свете, – пишет И.С. Тургенев, – хорошее и дурное, дается человеку не по его заслугам, а вследствие каких-то законов, на которые я даже указать не берусь»... Страдания праведников в противоположность благоденствию нечестивцев издревле смущают человеческий ум. «Вот, эти нечестивцы благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» ( Ncaл. LXXII, 13,14 ). III Помимо того, что ожидание от религии личного счастья и внешнего совершенства не оправдывается действительностью, объединение стремления к счастью и совершенству и стремления к божественному в их непосредственно данном характере должно быть признано неразумным потому, что оно приводит последовательно к атеизму. Религия естественного человека принимает одно из двух направлений: для него или религия есть только средство достижения земных, естественно-человеческих целей, или же божественное представляет собою противоположность всему естественно-человеческому. В первом, худшем случае, который мы встречаем в религии китайцев, религия материализуется и содержит в своей основе атеизм, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И мы читаем последние стихи 17 главы: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» ( Откр.17:15 ). Как мы уже определились, воды – это политический мир: разные идеологии, разные политические системы, ложные религии. Будет такое полное свальное смешение. Откр.17:16 . «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне». Вот это очень интересный текст. Здесь сказано, что все почему-то ополчатся против ложной религии. И они разочаруются в ней и сами будут ее уничтожать. Получается, что одни злодеи будут пожирать других злодеев. Это значит, ложную религию сменит абсолютное безбожие, неверие. Вместо ложных религий будет религия гуманизма, человекобожия. Как у нас говорят: – Мы за права человека, мы за права человека!.. Они не говорят – за права людей, как о многих. Они говорят: – За права человека, – имея в виду одного человека. Я, когда встречаюсь с правозащитниками, говорю: – А права какого человека вы защищаете? Они говорят: – Как какого? Мы всем помогаем. Я говорю: – Ну, вы постоянно говорите в единственном числе: «права человека», какого человека? Они служат антихристу. Вот он и есть главный для них человек. То есть, ложные религиозные системы будут сменены религией человекобожия – гуманизма. Уже эта религия подминает все секты, все ложные религиозные течения, религия гуманизма, человекобожия, торжествует. Это когда на место горшечника ставят горшок и начинают ему поклоняться. Вот что такое гуманизм. И они, человекобожники-гуманисты, расправятся с этими ложными религиями, они их будут ненавидеть и презирать за то, что те пошли гуманистическим путем. Сейчас, к сожалению, многие католические богословы, и особенно протестантские богословы, заняли гуманистическую позицию. Вы уже слышали, что во Франции кардиналы, священники разных западных церквей выступают по радио, по телевидению, в прессе и просят извинения у грешников. Они говорят: – Мы раньше запрещали людям заниматься сексом, а секс – это любовь. Мы сожалеем о том, что мы неправильно себя вели на протяжении долгих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И, резко повернувшись, спросил, – это правда, ребе Исаак, это правда, что Вы христианин? Вопрос был задан внезапно и, подобно молнии, потряс меня. Два страшных слова ожили в уме моем: да или нет . Мне вдруг представилась духовная бездна отрицания « нет » и будущие последствия при ответе « да «. Я предпочел второе… - Да! – ответил я громко и твердо, – да! Я христианин по искреннему убеждению! Делай, что хочешь, можешь даже оповестить об этом всех и вся. - Брат! – сказал мне ласково Самуэль, – меня совсем не волнует, что ты по убеждениям не иудей. Я и сам не верю в истинность иудаизма. Однако меня глубоко печалит, если ты действительно христианин. Если религия иудеев не истинна, то может ли быть вообще какая бы то ни было религия истинной? - Ты заблуждаешься! – воскликнул я, – и заблуждение твое происходит от поверхностного взгляда на жизнь и на многие важные вещи. Разве ты разбирался серьезно в дарованном нам Откровении, чтобы делать такие выводы о религии наших предков? Иудаизм, а именно религия Моисея, т.е. Ветхого Завета, абсолютно истинна, ибо была дарована Богом-Саваофом и в ней имеются все обетования о пришествии в мир Спасителя, т.е. о Славе и Утехе (Надежде) Израиля – Иешуа Га-Машиахе. Об этом мы узнаём из пророков. И христианство истинно, ибо в Новом Завете как раз и исполнилось все, что предсказывали пророки. Тора, книги Невиим, Кэтувим, т.е. Ветхий Завет, действительно, загадочен и непонятен без Нового Завета. Именно это были вынуждены исповедовать первые иудеи, последовавшие за Христом Машиахом. И это несмотря на то, что видели чудеса Его и слышали сладостнейшее Учение, о котором никто, нигде и никогда прежде не слышал. Как раз доверие к Нему, т.е. ко Христу, они и основывали на словах пророков. Вот что говорит один из ревностнейших иудеев, а именно апостол Петр, который одним из первых последовал за Христом: «… И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к Нему, как светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших; зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить само собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Послание Петра, гл.1, стихи 19–21).

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

И совершенно напрасно некоторые ссылаются на слова Апостола, что «подобает быть разногласиям между вами». Апостол это предрекает, но вовсе не высказывает этого с одобрением, как факт положительный. Напротив, в посланиях апостольских мы находим множество призывов именно к полному единомыслию и единодушию (Рим. 12, 16 и др.), во исполнение Первосвященнической молитвы Христовой: «Да будут вси едино » (Ин. 17, 21), да еще как - во образ единства Св. Троицы: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». О разногласиях же Слово Божие говорит с явным порицанием: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них » (Рим. 16, 17), а отнюдь не сказано: «объединяйтесь с ними», как нечестиво учат современные «объединители»! Итак, надо твердо знать и понимать, что христианство это не только «религия любви», но прежде всего - религия Истины , причем совершенно недопустимо во имя «любви» жертвовать Истиной, ибо такая «любовь» уже и не будет истинно-христианской любовью, а только притворством или какой-то жалкой пародией на любовь, ибо для христианской любви дороже всего Истина, которая, собственно, и составляет собой главный предмет любви. Неправильно смешивать христианскую любовь с христианским милосердием по отношению к страждущим и бедствующим, как это злонамеренно делают теперь некоторые, злостно спутывая все понятия. Это - не вполне одно и то же. Обратимся опять к нашему высочайшему авторитету - Апостолу любви, как он пишет «избранной госпоже и детям ея», которых он, по его словам, «любит по истине» и «не только он, но и все познавшие истину, ради истины , которая пребывает в нас и будет с нами в век» (2 Иоан. ст. 1-2). Итак, основой христианской любви является истина ! Без истины не может быть и любви! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/13/...

Кафолик 4 марта 2015, 20:12 Святые называют дьявола - обезьяной Бога. Он и поглумился в отместку над людьми,измыслив их происхождение от нее. Но,в переносном смысле,это имеет место быть,т.к.этот падший мир - во-многом " заслуга " сатаны. Олег 4 января 2015, 16:17 Говорят, что " ...Илия должен сначала придти... " . Или всё-таки Иоанн Креститель это был. Отец Сергий, Вы очень хорошо пишите, но эта статья, мне кажется не продумана. Алексей Афанасьев 12 декабря 2014, 11:27 ortheos 2014-07-29 10:18: Вы путаете процессы полураспада радио активных элементов и управляемой цепной реакции. подробней про датировки по радиоактивным элементам можно почитать тут. http://antropogenez.ru/interview/692/ Виктор 5 декабря 2014, 22:29 Спаси Господи, отец Сергий! Святителю отче Василие, Григорие, Иоанне, Амвросие, преподобне отче Ефреме, Симеоне и все святии, молите Бога о нас. Царствие Небесное отцу Серафиму Роузу. У одного из исследователей проблемы григорианского календаря было интересное замечание, касающееся одного важного заблуждения папских ученых и схоластиков, а именно придания исключительности солнцу в деле измерения времени, хотя в первых же словах Книги Бытия читаем: " И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. " А еще: " Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. " (Пс. 103) Иван 4 августа 2014, 03:22 Наука и религия не должны конфликтовать. Выжить без науки или без религии ни одна страна не сможет. Ни наука не может опровергнуть религию ни религия не может опровергнуть науку. Потому что наука оперирует погятиями знаю - не знаю а религия верю - не верю. Если что стало " знаю " то верить в это уже бесполезно итд.

http://pravoslavie.ru/71153.html

Можно ли после сего дело веры и молитвенное общение с Господом Богом считать только одной из сторон жизни нашего духа наравне с другими сторонами? Соизмеримы ли акты молитвенного общения с Богом с другими явлениями нашей душевной жизни? Наоборот, по нашей вере не есть ли религия дело самое существенное, основное и господствующее по отношению ко всему, чем живет и способен интересоваться человек? Вспомним имеющиеся во святом Евангелии слова об этом Самого Господа Христа. Царство Небесное, то есть религия и все дело веры, подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон ( Мф.13:33, 4448 ). Таким образом, по наставлению Самого Спасителя, религия, или вера, должна обнимать собой всего человека, должна собой проникать, направлять, освещать и освящать все стороны внутренней и внешней жизни человека как второстепенные и подчиненные ей; в ней, в вере, должен быть главный интерес жизни человека. Только при таком основном тоне внутреннего настроения может явиться настоящая жизнь по вере. Правда, внешняя жизнь практическая не замедлит предъявить свои права. По справедливому замечанию преосвященного Феофана Затворника , «как только приходится услышать нам слово о едином на потребу спасения ( Лк.10:41 ), тотчас приходят на ум потребности, необходимые для поддержания тела, и рождается вопрос: да как же это? Но когда говорится, что надо избрать единое на потребу, то это не значит, что внушается ничего не делать для земной жизни, а только соразмерять труды с достоинством дел: главному делу посвящать главную заботу и преимущественный труд, а делам побочным, придаточным, или поделию, – заботу второстепенную и даже десятистепенную и таковой же труд. Положи на первом месте богоугождение и спасение через исполнение заповедей. А на втором, третьем и четвертом – все прочее, относящееся к поддержанию жизни. Когда люди поступают наоборот, то с духовной точки зрения они являют собой общество ходящих вверх ногами». В этих заключительных словах святителя современная нам жизнь слышит себе приговор строгий, но справедливый.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010