Теперь, после невольного долгого перерыва, снова является к «несчастным» пастырь... И слёзы сахалинцев пусть скажут, как он нужен их душам. Верьте же, что только помочь русской душе стать лучшей, – только для сего прибыл о. Николай. И полюбите его, и помогите. Но православными оказались орочоны. Есть православные и среди гиляков, и среди айнов 23 ... Разумеется, – если и их научит жить по вере Христовой о. Николай, – он сделает, верю, работу только полезную для острова. Посему и на эту его работу смотрите с доверием к доброй цели её. И помогите ему. Но, заключил я, я не сомневаюсь в том доверии, в той любви, какую и дальше встретит о. Николай. Сему ручательством то поразительнейшее внимание, каким мы оба окружены здесь с нашего появления на острове... За сию любовь я и принёс благодарность милейшему человеку господину Накагава и просил засвидетельствовать таковую же и господину губернатору. Говорил тепло, выражая свою любовь к нам, пастор Ооя; говорил, сердечно приветствуя нас, бонза секты «Соотоо-сю»... Не обошлось без тостов за губернатора, за владыку архиепископа, за нас, за господина Накагава... Да, – с широко открытым сердцем встречают власти острова возрождающуюся нашу Церковь на Сахалине... Только... нам бы не осрамиться там и всё устроить «достойно» и православия, и России... А за широко открытое сердце воздай, Господи, Ты всем, воздай путями, иже Ты веси!.. Усеянное звёздами небо... Пустынные уже улицы... С добрым чувством в душе возвращались мы каждый к себе на отдых... Ведь завтра – праздник Рождества Богородицы, – будем служить и утреню, и литургию. Будут и причастники! 8 (21) сентября. Пред службой исповедались у меня Федоровский, Богданова и Соловьёв («Ванька непомнящий»), а за литургией и Святых Таин приобщились. После службы сделал я прощальный визит господину Накагава, поблагодарив его и за вчерашнее угощение... Господин Накагава очень близко принял к сердцу моё желание иметь в Тоёхара хороший участок под постройку церкви и просил лишь выбрать подходящий участок. Его содействие в этом деле обеспечено. Спасибо ему!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Так вообще наши соседи относятся к нам очень дружелюбно и готовы оказать нам помощь, в чем могут». Все это очень приятно, хотя я предвижу, что расходов будет гораздо больше, чем если бы не было помощи. На деликатность придется отвечать деликатностию и щедростию. О. Яков Мацуда из Окаяма пишет, что двое его детей захворали тифом, почему полиция велела уложить их в больницу, а плата за одних только сиделок по одной ене в день. «Что делать?» – спрашивает, и просит ответить телеграммой. Отвечено: «По две ены в день будет высылаться на лечение». – Вот-то непредвиденный, и какой большой расход! Да и то еще, вероятно, мало. А где он больше возьмет? Священническое жалование его всего двадцать восемь ен и семь квартирных, при большом семействе; христиан там мало, да и какие есть – грошовики все. С шести часов вечера – всенощная, петая причетниками. Все учащиеся были в Церкви, кроме маленьких девочек, так как проливной дождь все время шел. 14/27 апреля 1903. Понедельник Фоминой недели. С семи часов Литургия, после которой Вселенская панихида, на которую выходил и я. Пели то и другое оба хора. Почти полон Собор был христиан, принесших чашки с кутьёю. После священники отправились на кладбище, погода благоприятствовала сему. Явился член Географического общества Вацлав Леопольдович Серошевский с рекомендательным письмом от Вл. К. Саблера; приехал исследовать остров Эзо, особенно же айнов. Я написал от себя еще два рекомендательных письма к оо. Роману Фукуи и Николаю Сакураи, чтобы помогли найти ему переводчиков айнского языка и прочее. О. Роман Фукуи пишет, что японское военное судно, идущее к северным островам, согласно взять его, чтобы посетил он наших курильских христиан на Парамушире, отправившихся туда с Сикотана на охоту, но что ему нужны столовые, равные офицерским, – по шестьдесят сен в сутки; послано это ему, равно как и просимые им на гостиницы христианам на Сикотане и Парамушире, по пять ен. Пишет он еще, что городничий в Немуро согласился, наконец, отпустить двух девочек наших курильских христиан с Сикотана сюда, в Токио, в нашу Женскую школу для образования. Отвечено, чтобы девочки были не младше двенадцати лет и чтобы проезд их сюда был на их собственный счет, ибо курильцы теперь не бедные, здесь же они будут воспитываемы на счет Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Но найдутся ли там таковые? Тут же поневоле Моисей сетует, что попадающие туда японцы развращают христианок. Хорошо бы выдавать их в Немуро, но японцы не легко женятся на них – к презираемому ими племени айнов принадлежат-де. 8/21 мая 1901. Вторник. Кончили мы с Накаем исправление Псалтири. Но еще раз надо перечитать – быть может, найдется еще кое-что переменить. Стоить будет отпечатание 1000 экземпляров 342 ены, по принесенной из типографии смете; из другой типографии принесли даже несколько дороже. Вечером была всенощная с литией и величанием, пред завтрашним Праздником Святителя Чудотворца Николая. 9/22 мая 1901. Среда. С семи часов утра Литургия, отслуженная мною с тремя иереями; после нее молебен. Потом поздравления с именинами; чай, завтрак для поздравителей; школам на симбокквай, прислуге на чай; с восьмого часа визиты русских, из Посольства и других. Вечером всенощная пред завтрашним Праздником. 10/23 мая 1901. Четверг. Праздник Вознесения Господня. Христиан в Церкви было почти столько, как в обычную воскресную службу, – и за это уже слава Богу! Из Хакодате церковные старшины пишут жалобу на тамошних катехизаторов – что «ровно ничего не делают для Церкви да еще дрянными речами вносят смуту между христианами», а священника о. Петра Кано хвалят, просят во время Собора переменить катехизаторов на более пожилого и прилежного. Действительно, Обара и Моки – очень молоды для самостоятельного дела, но они же и назначены были в Хакодате потому, что там есть священник, под руководство его; только руководитель-то этот оказывается таким слабым, что как будто и нет его там. Конечно, во время Собора Обара и Моки будут взяты оттуда. Спрашивают старшины, «нужно ли им делать общее собрание христиан, чтобы составить прошение к Собору о перемене катехизаторов?» Отвечено: «не нужно; довольно теперешнего их письма», да еще собственных моих сведений и соображений. От о. Петра Кавано – подробное описание, как у него, в Янагава, было собрание катехизаторов его ведения для рассуждения о местных церковных делах и нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» созданы указом Святейшего Синода 8 марта 1899 г. как печатный орган новоучрежденной Благовещенской и Приамурской епархии, выходили в 1899-1918 гг. при Благовещенской ДС. «Б. е. в.» продолжили издание «Камчатских епархиальных ведомостей» (в 1899 вышли первые 9 номеров «Камчатских ЕВ», с 10 издание получило название «Б. е. в.»). Редакторы: с 1899 г.- преподаватель Благовещенской ДС П. В. Верещагин (редактор «Камчатских ЕВ» с 1896), с 1904 г.- архим. Дионисий (Прозоровский , впосл. архиеп.), с янв. 1905 г.- архим. Амвросий (Смирнов , впосл. архиеп.), с 1906 г.- инспектор В. П. Антонинов, с 1908 г.- прот. И. В. Коноплёв, с 4 февр. 1910 г.- прот. Н. Ф. Вознесенский (впосл. архиеп. Димитрий ), в 1912 г.- С. Г. Бухаревич, с 12 янв. 1913 г.- В. С. Телятьев. С 13/14 1917 г. до 2/3 1918 г. состояли только из офиц. отдела, за редактора подписывал секретарь консистории В. И. Шольский. На титульном листе издания помещалось изображение Албазинской «Слово плоть бысть» иконы Божией Матери . «Б. е. в.» выходили 2 раза в месяц, имели 2 части - офиц. и неофиц. В офиц. части помещались указы императора и Святейшего Синода, распоряжения епархиального начальства, в неофиц.- богословские и исторические статьи. В «Б. е. в.» печатались толкования на апостольские послания, размышления о пастырском служении, статьи по библеистике и апологетике, материалы о церковной истории Дальн. Востока и миссионерской деятельности РПЦ среди коренных народностей Приамурья (гольдов, гиляков, айнов и др.), в т. ч. о миссионерских путешествиях архиереев (в 1899-1900 - о путешествии Владивостокского еп. Евсевия (Никольского) , в 1902 - о поездке Благовещенского еп. Никодима (Бокова) и др.). Лит.: Рункевич С. Г. Благовещенские епархиальные ведомости//ПБЭ. Т. 2. Стб. 632-634; Андреев. Христианская периодика. С. 15-16. И. А. Ермацанс, прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника

http://pravenc.ru/text/149289.html

   29 мая/10 июня 1896. Среда.    Выбыл из Катихизаторской школы первого года Тадаки. Чтобы преподавать православное учение айнам, просился поступить в школу; чтобы хлопотать за айнов пред Парламентом, просился иногда отлучаться из школы; и отлучался так много, что последние полгода почти совсем не жил в школе; приходил иногда как будто отдохнуть здесь на несколько дней. Я сказал, чтобы ныне, когда явится, объявлено было ему исключение из школы. Иоанн Кавамото и объявил. Учебники отданы ему; авось хоть какая-то польза будет!    30 мая/11 июня 1896. Четверг.    Ездил после обеда в загородные питомники посмотреть деревья, выбранные вчера Даниилом (коллектором) для посадки вокруг Собора. Комично выходило, когда садовники объявляли цены при мне совсем другие, чем те, что сказаны вчера Даниилу, которого они приняли за своего брата, хлопочущего для иностранца, и, конечно, радого надуть его. Даниил сегодня простодушно поправлял их, они изумлялись и немало конфузились.    31 мая/12 июня 1896. Пятница.    Сделаны и утверждены расписания экзаменов по всем школам.    Димитрию Константиновичу Львовскому обещал в жилье второй этаж, что над ним ныне, если вернется, вместе с ныне занимаемым помещением. Если, садясь в Одессе на пароход сюда, даст мне телеграмму, то до его приезда квартира будет приспособлена для него с семьей.    Не перестают занимать мысли о том, что при Святейшем Синоде должен быть Миссионерский комитет: 1) для зарождения и воспитания миссионерской «мысли» (не говорю о «стремлении» — того нужно еще сто лет ждать) в духовно-учебных заведениях; 2) для зарождения и развития заграничной миссии. Сколько уже перебывало здесь миссионеров «quasi»! Но от о. Григория Воронцова до о. Сергия Глебова был ли хоть один миссионерски настроенный? Ни единого! Оттого все и уезжали. Почему это? Очевидно потому, что в духовно-учебных заведениях и мысли нет о миссионерстве. «Шедше научите все языки» — как будто и в Евангелии нет, хоть слышат это все и знают наизусть. — И нет у нас заграничной миссии! В Китае, Индии, Корее, здесь — моря и океаны язычества — все лежит в мраке и сени смертной, но нам что же? Мы — собака на сене! «Не моги-де коснуться православия — свято оно!».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В конце XVII века происходят первые случаи крещения аборигенов проживающих на Курильских и Алеутских остовах и на Аляске. В 1705 г. на Камчатку был направлен официальный миссионер архимандрит Мартиан Приходские священники служившие на Камчатке посещали также Курильские острова В 30-х годах XVIII века зафиксировано довольно широкое распространение христианства среди местных жителей Камчатки и соседних с ней северных островов Большой Курильской гряды чему в немалой степени способствовала продуманная политика, проводимая государственной администрацией. Правительство запрещало насильственное крещение язычников, но создавало благоприятные экономические условия для неофитов. Так " новокрещенных " на 10 лет освобождали от уплаты налогов. Кроме того, как отмечал очевидец: " Для увеличения количества принявших православие... имеются учителя и безо всякой платы обучаются дети, как казаков, так и камчадалов. Христианство распространилось теперь... до третьего Курильского острова... " Местные племена – айны, с принятием православия и находясь в тесных экономических отношениях с казаками, перенимают русские имена и фамилии, некоторые из них усваивают русский язык, нередким явлением становятся смешанные браки. В 1747 г. более двухсот крещенных айнов с островов Шумшу и Парамушир, через вождя своего племени, просили прислать к ним священника-миссионера " для утверждения их в новой вере " . Не исключены были также случаи рукоположения в священнический сан представителей местных народов Глава миссии Камчатский архимандрит в 1749 г. устраивает на одном из островов школу " ...для обучения Курильских отроков " Тогда же на острове Шумшу была построена небольшая церковь в честь святителя Николая Чудотворца как покровителя всех мореходов, путешественников и купцов. С 1767 г. наблюдается более-менее постоянное посещение островов священниками однако, местная гражданская администрация признает " ...разъезды духовенства отяготительными и излишними " и будет вполне достаточным, " если священник один раз в год посетит своих прихожан " . На это же указывало и военное начальство. С 1830 г. православное население Курил было отнесено к ближайшему русскому приходу на американском континенте в Ахте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

Биограф писал о нем: " ...военный медик.., с упрямым трудолюбием семинариста принимается за изучение айнов во всех отношениях, а их языка в особенности " . В предисловии к составленному аинско-русскому словарю исследователь писал: " ...в настоящее время айны боготворят безчисленное множество невидимых существ добрых и злых... Шаманы говорят.., что они видят богов и слышат их голоса и айны вполне им верят " . Наряду с почитанием священных животных, в сознании аборигенов имелись боги гор, моря, леса, домашнего очага и т.д. Имели место обряды, связанные с жертвоприношениями, важнейшим из которых был культ медведя. Постепенно общение с русским населением привносило элементы двоеверия. В художественной литературе есть свидетельство: " Туземцы даже сохранили листок Псалтыря, на полях которого были перечислены в поминание православные имена: Иван, Данила, Петр, Сергей, Василий " . Русское владение Сахалином на долгие годы закрепляет это место, как одно из самых мрачных и ужасных. На фоне каторги, страданий, жестокости и безнравственности, можно сказать единственным чистым и божественным остается присутствие церкви и священнослужителей. " Уставе о ссыльных " , кроме немногих указаний на случаи, когда... священник должен " назидать в обязанностях веры и нравственности " , объяснять ссыльным " важность даруемого облегчения " и т.п.; нет на этот счет и каких-либо определенных воззрений; но принято думать, что первенство в деле исправления принадлежит церкви и школе " . Большинство сахалинских храмов было построено в 80-90-е годы XIX века в основном на средства тюремного ведомства. О том, какое значение для самих заключенных имел храм, писал один из каторжан " Было обычное отпевание в тюремной церкви. Присутствовали... смотритель, два-три надзирателя и несколько конвойных солдат... Помню унылое, подавленное настроение, угрюмые, сумрачные лица товарищей. Отпевание кончилось. Сейчас покойника закроют крышкой гроба. (Один из присутствовавших политических)... выдвинулся вперед и очутился около гроба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

Японская Православная Церковь, неразрывно связанная с Россией, находилась в невыгодном положении еще и потому, что не могла использовать в интересах своей проповеди тот интерес и восхищение, которые японцы питали к западноевропейской культуре. Кроме того, Японская Церковь должна была пройти и такое суровое испытание, как русско–японская война. И то, что несмотря на все это, она ничуть не уступала в своем развитии другим церквям, можно отнести за счет того, что из–за малочисленности русских миссионеров с самого начала основная тяжесть проповеднической деятельности легла на плечи японцев, из числа которых впоследствии выбирались и кандидаты в священнослужители. Первые ростки, веры на севере Японии В 1910 году количество православных верующих увеличилось до 31 тысячи человек. В период Мэйдэи больше всего их было на севере Японии — на о. Хоккайдо и в районе Тохоку. В настоящее время из 74 православных приходов, существующих на территории Японии, около 30 находятся именно на Хоккайдо и в Тохоку (большинство этих приходов существует с эпохи Мэйдэи), что также говорит о том, что концентрация православных японцев всегда была больше всего на севере страны. Говоря о православных верующих на Хоккайдо, нельзя забывать о православных айнах, которые после заключения Договора об обмене Курильских островов и Сахалина (1875) были насильно переселены японским правительством с прилегавшего к российской территории о. Шумшу на о. Шикотан. О. Николай отправлял на Шикотан катехизаторов, протягивая таким образом этим айнам руку помощи, как духовной, так и материальной. «Айны — мирный и благочестивый, но далекий от земных дел и от земного счастья народ. Боголюбивые братья и сестры, помогите верующим на Шикотане!» — статьи с такими воззваниями можно часто встретить в выпусках «Вестника Японской Православной Церкви» в середине 1880–х годов. Есть упоминания, что о. Николай плакал, слушая от катехизаторов рассказы о положении на Шикотане. И японские христиане, узнав о плачевном состоянии православных айнов на Шикотане, живо откликнулись на призыв о. Николая оказать материальную помощь своим братьям по вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Нравственность айнов была очень высока. Они жили по-братски, делились друг с другом, преступлений у них не было. Таким образом отеческая забота Святителя простерлась и на этих обездоленных людей. Его христианская проповедь не была умозрительно-отвлеченной, она все время претворялась в жизнь, проникала в семью и быт, объединяя и церкви и отдельных христиан. Большой радостью Японской Церкви и самого епископа Николая было освящение храма в Киото, описанное архимандритом Сергием. Храм этот блистал чистотой и белизной, имел колокола и «великолепный иконостас». Иконы были присланы из России, но в дороге они повредились. Их отлично реставрировала местная талантливая художница Ирина Ямасита. Она копировала «Тайную вечерю» и икону архистратига Михаила для других церквей. Таким образом, в Японии появились и местные иконописцы. В описании освящения храма в Киото есть еще одна утешительная деталь: соседи – нехристиане-без всякой просьбы со стороны христиан тоже участвовали в празднестве; «хозяева целой линии домов, лежащих через дорогу против Миссии, предложили свои дома и по-праздничному украсили их для отдыха христианам в день храмоосвящения, а директор городской школы, имеющей 900 учащихся и находящейся по другую сторону Миссии, у самой стены ее, с одобрения городского головы, предложил залы своей школы, чтобы устроить угощение христианам». Таким образом, мы видим, какое уважение и доброе отношение снискала в то время Японская Церковь , руководимая святым Николаем. В Евангелии от Луки (2, 52) сказано об отрочестве Господа Иисуса Христа: «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков». Так и юная Церковь Его, идя по Его стопам, преуспевала в премудрости и возрасте и, подобно первохристианам, японские христиане были единодушны, «хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян. 2, 47 ). Так осуществлялся апостольский подвиг Святителя Николая. Как добрый садовник воспринимает растение в его росте и развитии, так и святой Николай носил в сердце своем Японскую Православную Церковь , живую и целостную, и каждая самая маленькая церковь, вплоть до домашней, была для него живой и растущей, развивающейся частицей этого целого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Св. Николай касался действий буддизма и в других странах, например, описывая восстание боксеров в Китае, он несколько иронично пишет, что буддисты «извлекли для своей религии из китайских компликаций весь капитал, какой только может быть извлечен. Один только вопрос они оставили нерешенным, именно – были ли боксеры буддисты? Если да, то как буддизм избежит ответственности за их возмутительные жестокости? 32 » (T.IV, С.491). При этом он высоко отзывается о стойкости китайских христиан, принявших мученическую смерть за Христа во время этого восстания. Известно святителю и о начинавшемся тогда буддийском прозелитизме среди западных народов: «есть в Сан-Франциско и бонзы, проповедующие буддизм, и есть у них несколько обращенных в буддизм американцев; на Гавайских островах построены кумирни; бонзы там копируют христианских миссионеров – устраивают по воскресеньям свои богослужения и проповедь , занимаются благотворительностью» (T.IV, С. 459). Здесь видна та же миссионерская гибкость буддизма, которую св. Николай отмечал в отношении распространения его в Японии. Святой Николай упоминает также «Отани Козуи, главу буддийской секты «Ниси хонгвандзи». Он воспитывался в Англии… ныне лучший по нравственности и деятельности человек в буддизме; рассылает миссионеров проповедовать буддизм в христианских странах, и в Америке уже много обращенных в буддизм» (T.V, С.499). Пишет, что в Иннае «бонзы… оглашают местность проповедью: «Как скоро явится иностранец сюда, обращай и его в буддизм, потому что что же такое христианство пред буддизмом!» (T.IV, С.120). Примечательна история о том, как пытались обратить в буддизм айнов – аборигенов с Курильских островов, принявших Православие еще от свт. Иннокентия Аляскинского, когда острова были в составе Российской империи (переданы Японии в 1855 г.) (T.IV, С.79, 174, 283). На остров Шикотан переселился с прозелитическими целями бонза из Хонгвандзи. С 1899 по 1902 гг. он усиленно проповедовал буддизм православным курильцам при поддержке местных властей, которые считали это важным для пресечения возможного влияния России на курильцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010