Никогда не было в Японии ни крестьянского состояния, ни личного рабства. Земли в удельных княжествах считались принадлежащими князьям, но далеко не в том смысле, как, например, землевладельцам в Англии, где, несмотря на то, что англичане пред всем светом гордятся своею свободою, и ныне водится так, что сегодня фермер живет счастливо, а завтра, только потому, что землевладелец встал с постели левою ногою, идет по миру. В Японии удельный князь не мог так жестоко поступать с народом, живущим на его земле. Вообще, какие бы то ни были притеснения со стороны князей были почти невозможны. Если они иногда проявлялись, то тотчас же останавливаемы были сёогунскою властью; если же они на время и ускользали от сёогунского взгляда, то всегда находился между притесненными смельчак, который доходил до сёогуна и приносил жалобу; ему обыкновенно не проходило это даром, – чтоб не поощрялось ябедничество и неповиновение; но дело во всяком случае тотчас же строго исследовалось, и виновный князь лишался владений. Вообще, японский народ никогда не был восточным народом, в смысле безмолвного раба, с которым можно делать что угодно. Что касается до внешних исторических обстоятельств, то они еще более способствовали выработке самостоятельности народного духа, мужества и национальной гордости японцев. В VII столетии до P.X., первый японский император Дзинму, занимавший со своим тогда еще немногочисленным народом провинцию Хиунга на острове Киу-Сиу решил отвоевать у аборигенов страны, предков нынешних айнов, более обширную и удобную для разраставшегося племени местность, именно – средину острова Ниппона. Первая попытка его была неудачна (этого японская история и не скрывает): Дзинму был разбит и прогнан обратно в Киу-Сиу. Но это была единственная неудача Дзинму, и единственное поражение японцев внешними врагами во все время их существования. Скоро Дзинму оправился и, вернувшись с новым запасом военных сил и военною опытностью, утвердился в Ниппоне, в нынешней провинции Ямато, оттеснив айнов к северу. Долго еще айны служили для японцев осёлком, на котором последние точили свое воинское мужество, пока, наконец, совершенно ослабели, рассеялись по северным от Ниппона островам и почти выродились, наподобие того, как вырождаются аборигены Америки под влиянием более сильного племени пришельцев. Нужно заметить при этом, что японцы обращались с побежденными ими айнами, особенно в древние времена, очень гуманно: не старались обратить их в униженное племя рабов, что сплошь и рядом бывает у восточных народов с побежденными; напротив, старались уравнивать их в правах с собою и привить им свое образование, что, однако, никогда не удавалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   После дурно проспанной (от блох и ребячьего крика в соседней комнате) ночи настало дождливое и ветреное утро, тем не менее отправились в шесть часов дальше. К полудню небо прояснилось, а после и совсем разгулялась погода, что дало возможность вдоволь любоваться прекрасными видами этой части острова. По дороге видели много айнов и аинок; здесь же и деревни их. Всех айнов на острове Эзо ныне до семнадцати тысяч, но, говорят, число их все уменьшается и, вероятно, в близком будущем их совсем не станет, а жаль, что за красивый народ! Мужчины даже средних нет — смотрят просто Патриархами при своих великолепных бородах и со своими важными движениями; как грациозен образ их приветствия: поднятье обеих рук выше головы и опусканье их вниз по бороде. Женщины также красивы, только синяя окраска губ и места над губами и ниже портит их вид их лица. Японцы не притесняют их, однако же, не вступают с ними в брачные связи. Во втором часу мы остановились в Хоробецу для кормки лошадей и для обеда; но плох был сей последний, кроме риса и тофу ничего не дали, а вода кругом — и море, и река, — рыбы же никакой. В седьмом часу прибыли в Мороран. От Саппоро до Морорана ведется железная дорога, мы много раз переезжали полотно ее; вероятно, в будущем году будет готова. Теперь же дорога в иных местах очень хороша, в иных — невообразимо дурна, как в песчаных низинах, и особенно там, где Тонден, у самого Морорана (два с половиной ри). Казаков сих здесь до двухсот домов; но поселены они на болоте, и едва ли будет процветать сия колония; у каждого домик и сарай. И христианство у них заводится, ходит проповедывать к ним Бачехёрд, англиканский миссионер в Хакодате, проповедующий также и айнам; в Тонден, говорят, уже двести-триста протестантов. Железная дорога не может доходить до самого Морорана по слишком большой извистости берега и залива; начинаться она будет в одном ри от города, или через рейд — гораздо меньше. Мороран ныне небольшой город, но в нем лучшая из гостиниц, доселе виденных мною. Но это почти совсем по-европейски устроенная; видно, что Мороран питает светская надежда на будущее. Близ города, в лесу, на кирпичном заводе живет Павел Таира, доставляющий кирпич для железнодорожной постройки и разбогатевший сим. — Из Морорана до Мори каждый день ходит пароходик, места на котором мы и заказали взять для нас на завтрашний рейс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

   В сумерки мы вернулись в Немуро, довольно усталые, выходив за день верст двадцать пять.    30 июля/11 августа 1898. Четверг.    Немуро.    Утром о. Игнатий Като сообщил сведения о настоящем числе христиан на острове Сикотане: мужчин шестнадцать, женщин двадцать четыре, детей мужского пола (до брачного возраста) девять, женщин тринадцать, всего шестьдесят два человека, в шестнадцати домах. — Купил я для них подарков:    кадку сахара — белого песка — 12 ен 50 сен    16 фунтов зеленого чая, по 45 сен фунт — 7 ен 20 сен    2 фунта китайского чая, по 60 сен фунт — 1 ена 20 сен    30 пачек табаку, по 19 сен пачка — 5 ен 70 сен    три дюжины платков, по 15 и 10 сен платок — 4 ены 80 сен    одну штуку ситца, в 24 ярда — 5 ен 90 сен    пять сортов цвета ниток — 2 ены 50 сен    Всего на 39 ен 80 сен.    Купцу Григорию за комиссию дано: 1 ена 20 сен.    Подарки приготовлены, чтобы завтра взять на пароход.    После обеда, в три часа, сходили на кладбище, чтобы отслужить литию по нашим покойникам, которых там человек двадцать. — Есть несколько протестантских могил и одна католическая. Между первыми — могила миссионера Карпентера, умершего здесь в 1887 году; на ней значится, что он трудился двадцать три года для индийцев (аборигенов в Бирме) и один год для айнов и японцев. Жена его живет в Немуро и ждет времени лечь здесь рядом с мужем, — замечательный образчик верности мужу.    31 июля/12 августа 1898. Пятница. Немуро.    Вчера, возвращаясь с кладбища, мы зашли к Mrs Carpenter, но не застали ее дома. Сегодня она сделала нам ответный визит. Интересная старушка, преданная Богу и памяти своего мужа. Говорила, что Миссия их в Бирме, между горными аборигенами, началась с 1818 года и ныне у них между сими людьми сорок тысяч христиан — баптистов. Муж ее, служа там двадцать три года, так наконец ослабел от малярии и ревматизма, что никак не мог долее оставаться там, но вернувшись к себе, близ Бостона, в продолжение пяти лет восстановил настолько здоровье, что захотел непременно продолжить миссионерскую службу, по не в Бирме, где ему угрожала смерть, а наметили они местность жительства айнов, соответствующую по широте Бостону, и прибыли потрудиться между ними; по совету с Bishop’oM Bickersheth и Rev.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Святитель Николай касался действий буддизма и в других странах; например, описывая восстание боксеров в Китае, он несколько иронично пишет, что буддисты «извлекли для своей религии из китайских компликаций весь капитал, какой только может быть извлечен. Один только вопрос они оставили нерешенным, именно: были ли боксеры буддисты? Если да, то как буддизм избежит ответственности за их возмутительные жестокости?» (IV, 491). При этом он высоко отзывается о стойкости китайских христиан, принявших мученическую смерть за Христа во время этого восстания. …на Гавайских островах построены кумирни; бонзы там копируют христианских миссионеров   Известно святителю и о начинавшемся тогда буддийском прозелитизме среди западных народов: «…есть в Сан-Франциско и бонзы, проповедующие буддизм, и есть у них несколько обращенных в буддизм американцев; на Гавайских островах построены кумирни; бонзы там копируют христианских миссионеров — устраивают по воскресеньям свои богослужения и проповедь, занимаются благотворительностью» (IV, 459). Здесь видна та же миссионерская гибкость буддизма, которую святитель Николай отмечал в отношении распространения его в Японии.    Святитель Николай упоминает также «Отани Козуи, главу буддийской секты “Ниси хонгвандзи”. Он воспитывался в Англии… ныне лучший по нравственности и деятельности человек в буддизме; рассылает миссионеров проповедовать буддизм в христианских странах, и в Америке уже много обращенных в буддизм» (V, 499). Пишет, что в Иннае «бонзы… оглашают местность проповедью: “Как скоро явится иностранец сюда, обращай и его в буддизм, потому что что же такое христианство пред буддизмом!» (IV, 120).    Примечательна история о том, как пытались обратить в буддизм айнов — аборигенов с Курильских островов, принявших Православие еще от святителя Иннокентия Аляскинского, когда острова были в составе Российской империи (переданы Японии в 1855 г.) (см.: IV, 79, 174, 283). На остров Шикотан переселился с прозелитическими целями бонза из Хонгвандзи. С 1899 по 1902 год он усиленно проповедовал буддизм православным курильцам при поддержке местных властей, которые считали это важным для пресечения возможного влияния России на курильцев. Проповедник пытался максимально адаптировать проповедь для слушателей, пользуясь тем же методом, который в свое время помог буддизму проникнуть и закрепиться в Японии. «Рассказывал Яков, как бонза, и доселе живущий на Сикотане, старается смущать их, сикотанских христиан, маня в буддизм: “У вас и у нас Бог один и тот же, но вы теперь японцы, потому всем прилично иметь и веру японскую, которая почти то же самое, что ваша нынешняя вера”, — твердит он им. К счастью, сикотанцы не невежды в своей вере и душевно преданы ей. Они только смеются над бонзой» (IV, 353).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4167...

Антропологию я изучал в Чикаго. Читая книги по этнографии, я мысленно путешествовал по всей земле. Я побывал в Центральной Америке среди майя и ацтеков. Пересек Тихий океан и изучал племена Меланезии и Полинезии. Я жил в тундре у эскимосов и у айнов в Японии. В особенности меня интересовали обычаи, касающиеся любви и брака. И оказалось, что повсюду влюбленные дарят друг другу подарки. Антропологам нравится отыскивать традиции, общие для всех народов, я не был исключением. Что если подарки – универсальное выражение любви? И любить значит отдавать? Это немного философские вопросы, но они имеют и практическое значение. Остров Доминика я посетил с антропологической экспедицией. Мы изучали обычаи карибских индейцев. Так я познакомился с Фредом. Этот молодой негр двадцати восьми лет прежде был рыбаком, но однажды, когда он глушил рыбу, ему оторвало взрывом кисть руки. С тех пор работать он уже не мог. У него было полно свободного времени. Часами он рассказывал мне о своем народе. И понемногу мы сдружились. Когда я первый раз пришел к нему в гости, Фред спросил меня: «Мистер Гэри, не хотите ли сока?» Я с радостью согласился. Повернувшись к младшему брату, он сказал: «Принеси гостю сок». Тот, немного отойдя от дома по грязной тропке, вскарабкался на кокосовую пальму и вернулся с кокосом. Одним движением мачете он проделал в кожуре треугольное отверстие. Фред протянул мне кокос: «Вот и сок». Кокос оказался незрелым, но я выпил все до дна, потому что это был подарок. Я был другом, а друзей надо угощать. Перед отъездом я получил от Фреда прощальный подарок. Это был крючок, длиной четырнадцать дюймов, который Фред нашел в океане среди скал. На ощупь крючок был как бархат. Он очень долго пролежал у берегов Доминики, сказал Фред, и будет напоминать мне об этом прекрасном острове. И сегодня, глядя на этот подарок, я вновь слышу шум прибоя. Но чаще вспоминаю не Доминику, а нашу Дружбу. Подарок можно взять в руки и сказать: «Он подумал обо мне» или «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Подарок – символ этой мысли. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное – вы подумали о человеке. Дорога только эта ваша мысль, которая отразилась в подарке.

http://azbyka.ru/fiction/pyat-yazykov-ly...

Нам представляется, что в сфере идеологии могут быть применены следующие подходы. В конце XIX века Китай стал жертвой агрессии Японии, которая первой среди азиатских держав начала развиваться по капиталистическому пути и первой стала строить свою колониальную империю. В ходе японо-китайской войны 1894-1895 гг. Япония аннексировала китайскую провинцию Тайвань и получила возможность свободно вести экономическую деятельность в принадлежащей Китаю Маньчжурии, а также в соседней Корее. В 1910 г. Япония насильно включила Корею в состав своей империи. Все это были действия в рамках империалистической экспансии, которую проводила японская капиталистическая нация. Нация, которая сама развивалась в русле либерально-демократического, образно говоря «белого», проекта национального строительства. Однако в начале 30-х гг. в Японии к власти пришли военные элиты, которые стали реализовывать фашистскую модель национального строительства. Император Хирохито принял эту модель и начал проводить ее с помощь. подконтрольной ему бюрократии. Прошла быстрая идейная мобилизации японской нации на крайне националистической и даже расовой основе. Мобилизацию проводила не массовая фашистская партия, как это было в Германии или Италии, а японские военные и японская гражданская бюрократия. Действовали последние по примеру фашистской Австрии, Румынии, Венгрии, Болгарии, и так же эффективно. Японская нация была в это время достаточно однородна в этническом отношении – состояла в основном из представителей народа ямато. Айнов, рюкю, потомков эмигрантов из числа китайцев и корейцев (буракуминов) в стране жило немного, они были бедны и проблем для накопления капитала не создавали. Поэтому основная активность правящей элиты в деле построения расово иерархизировнного общества была обращена вовне страны. В качестве объекта порабощения, эксплуатации и физического подавления японцами были выбраны китайцы. Их определили в официально реализуемой идеологи, как низшую по отношению к японцам расу. Соответствующим образом стала проводиться японская колониальная политика в Китае.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/11/pochem...

14. Учителями в школе, где обучалось не менее 15 мальчиков-айнов и, которая просуществовала до 1785 г., были соответственно, отставные казаки - Шергин, с 1752 г. Бережной, с 1755 г. Рожной. Далее преподавали сами выучившиеся айны, первым среди которых был принявший крещение курилец по фамилии Причин. – См.: Полонский А. Курилы. – СПб., 1871. – с.18-19. 15. Строителем церкви был купеческий приказчик Семен Кузмич Лом. Дата постройки – 1756-1757 гг., " ...оставалась в исправности... в 1830-х годах " . – См.: Там же. – с.54. 16. " В это время произошла перемена в заведывании островами курильскими. Кроме более или менее постоянного посещения их с 1667г. священником большерецким, там были в разные времена священники Роман и Федор Верещагины, сам протоиерей Стефан двукратно и протоиерей Никифор. Братья Верещагины достигали до 14 острова, и покрестили его жителей, которые заверяли, что и мохнатые курильцы с 19 острова готовы принять крещение. Но поездки сюда священников всегда сопрягались с большими стеснениями со стороны местного начальства " . - Громов Прокопий, протоиерей. Ук. Соч. – с.158.; " В 1829 г., по распоряжению протоиерея Шастина и при содействии начальника Камчатки Голенищева, на двух первых островах был соборный священник Фирс Зырянов " . Застал он 38 человек, остальные были на промыслах. " Из Отчета его видно, что на том и на другом острове были устроены молитвенные юрты довольно чистые; что все бывшие на лицо курильцы знали начальные молитвы " . Священник был там с 2 мая по 10 июня, молился с прихожанами, исповедовал, причастил, оставил Новый Завет с русским переводом и русскую Псалтырь. " В 1833 г. те же острова посетил большерецкий 80-и летний священник Алексей Черных " .– Там же. – с.160.; Известно также имя диакона Романа Верещагина, возможно сопровождавшего кого-то из священников во время путешествия на Курилы. – См.: Там же. – с.184. 17. Там же. – с.145. 18. " К обитающим же на ближних островах курильцам отправиться священнику, к приходу которого будут они причислены, через год и через два смотря по обстоятельствам " - Из распоряжения венного генерала И. Кошелева. – Архив Камчатского Духовного Правления. – Цит. по: Там же. – с.159.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

Айны проживавшие на южной части Курильских островов, которых русские называли " мохнатые курильцы " , в это время находились в зависимости от японцев. В одном из распоряжений говорилось: " ...камчатской проповеднической свите от просвещения мохнатых курильцев, обитавших на 19 острову, независящих от России, но более союзных с Японией, удержаться, чтоб не поссорить обе державы " Однако попытки миссионерской проповеди, правда, не всегда бескорыстной, происходят и здесь. Приблизительно в 1800 г. один из русских миссионеров пытался, используя крещенных айнов с острова Расшуа, обменять предметы христианского культа на меха у язычников Итурупа Японцы избили горе-проповедников, отобрав у них иконы, крестики и книги. К сожалению, подобные случаи были не редкостью. Помимо вреда приносимого самой идеи миссионерской проповеди и нравственному воспитанию местных племен, подобные поборы осложняли политические отношения с Японией, в то время категорически отрицательно относившейся к христианству в целом. Современник событий записал: " ...ничего не знающий, необразованный, безграмотный поп дерзнул в поношение христианской религии отправить... ради своей корысти образа и молитвы как какой-нибудь товар " . Священников айны очень боялись, говоря, что " если и худого ничего курильцы не сделают, то посещение духовных бывает для них убыточно " Подчас, усвоив внешние атрибуты православного культа, многие из аборигенов продолжали практиковать языческие верования. Так посетив, спустя почти сто лет после появления русских на Курилах, свидетель пишет: " Наши курильцы все вообще держатся старинных своих обычаев и веры, но перед русским претворяются, что они христиане, носят на шее кресты и образа и молятся Богу по нашему, а потому, если кто из русских любопытствует знать их обряды и образ жизни, то они всегда отзываются незнанием... " . Одним из сдерживающих факторов, следует так же назвать и отсутствие постоянного финансирования Тем не менее подводя итог сказанному, справедливо заметить, что " ...огромное значение имели личность самого миссионера и, выражаясь современным языком, его нравственный облик. К счастью, в этом деле всегда были и настоящие подвижники, распространители культуры и духовности. Несмотря ни на что очаг православия на Курильских островах, возникший в первой половине XVIII столетия, с тех пор никогда не угасал "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть История Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Выпуск второй Протоиерей Виктор Горбач   11:27 10.11.2023 44 С чего начиналось православие на островах? Первопроходцы начали осваивать Курильские острова и знакомить коренных жителей — айнов — с русским укладом жизни. Историю становления Южно-Сахалинской и Курильской епархии смотрите в очередном выпуске цикла «Юбилей епархии». Предыдущий выпуск Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Певца Майданова увезли на скорой из театра с тяжким отёком После нового правила старые кондиционеры обяжут снять везде В Москве мужчина напал на бывшую жену в примерочной ТЦ Что запрещается делать всем во второй день Страстной Седмицы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/11/10/isto...

Историческая память народа складывается в том числе и из личной памяти каждого человека. Память эту надо хранить и передавать потомкам – в виде книг, фильмов, монументов, мемориальных мероприятий. И нам есть что помнить об отношениях России с Японией вообще и об этой последней войне в частности. Правда о «северных территориях» Россия и Япония узнали о существовании друг друга во времена Петра I , примерно в 1701 году, благодаря встрече русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Дэмбэй. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию. В 1739 году, когда российские корабли подошли к северо-восточному побережью самого крупного острова архипелага, Хонсю, Япония узнала о существовании на севере от нее страны «Оросия» (Россия). В 2005 году в Камогава, выросшем на месте прежней деревни Амацумура, был поставлен памятный камень с надписью: «Место первой в истории высадки русских на берега Японии». Эти исторические события стали закономерным следствием встречного движения русских и японцев в истории и пространстве. В середине XVII века Россия активно расширялась на восток, прирастая Сибирью, Приамурьем, Чукоткой и Камчаткой. Тогда же был осуществлен поход казаков под руководством И.Ю. Москвитина (1646), в ходе которого российские землепроходцы впервые вышли к Тихому океану и узнали о существовании Курильских островов и их обитателях айнах. О первых русских поселениях того времени свидетельствуют голландские, германские и скандинавские хроники и карты. Древнейшее автохтонное (коренное) население всех Японских островов, Курильской гряды и Сахалина вовсе не японцы. Заметим, что древнейшее автохтонное (коренное) население всех Японских островов, Курильской гряды и Сахалина вовсе не японцы, а айны. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены тем, что, в отличие от людей монголоидной расы, айны имели европеоидные черты лица, носили огромные бороды и усы. По основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев и всех народов Дальнего Востока и Тихого океана. Предки японцев («раса ямато»), переселившись на Японский архипелаг с материка, со времен государства Ямато (300–710 гг.) в течение столетий медленно продвигались с юга на север, ассимилируя и вытесняя айнов.

http://pravoslavie.ru/73300.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010