Анафора: «Достойно и праведно Тя пети...» Молитва по причащению: «Тебе полагаем живот наш весь...» Благодарственная по причащении: «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче...» ( Там же, с. 76) При реконструкции первоначальных Литургий Василия Великого  и  Иоанна Златоустог о мы должны учитывать, что даже древнейшие их формуляры не древнее 8 века. Это т.н. Барберинов список (названный так по своему происхождению из библиотеки, основанной кардиналом Барберини). Он был впервые издан Бундзеном в 1853 г. в Лейпциге. Хотя в нем достаточно много поздних наслоений, но нет еще ектений, а только молитвы священника, которые первоначально были гласными. Следовательно, очищая чинопоследование от позднейших наслоений и учитывая данные сравнительного анализа, мы можем реконструировать схему ЛитургийВасилия Великого и  Иоанна Златоустог о рубежа 4–5 вв. в следующем виде: I Литургия оглашенных Малый вход (в храм) Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое?) Чтение Апостола и Псалом. Чтение Евангелия. Проповедь. Молитва об оглашенных и отпуск их. Молитва об одержимых и отпуск их. Молитва о кающихся и отпуск их. II Литургия верных Молитва епископа и верных (м. б. «Боже, посетивый в милостях и щедротах смирение наше...» из Литургии ап. Иакова) Лобзание мира. Молитва Приношения Василия Великого : «Господи Боже наш, создавый нас...»(Впоследствии заимствованная Литургией ап. Иакова) P.S. В чине Иоанна Златоуста молитва: «Господи Боже Вседержителю, Едине Свет...» Евхаристический канон, начинающийся Префацией Василия Великого «Сый, Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю...» P.S. В чине Иоанна Златоустог о: «Достойно и праведно Тя пети...» Молитва перед «Отче наш» Василия Великого : «Боже наш, Боже спасати...» P.S. В чине Иоанна Златоустог о: «Тебе полагаем живот наш весь...» Молитва «Отче наш» Молитва главопреклонения Василия Великого : «Владыко Господи, Отче щедрот...» Молитва возношения Св. Даров Василия Великого : «Вонми Господи Иисусе Христе...» Причащение Молитва благодарственная по причащении Василия Великого : «Благодарим Тя, Господи Боже наш...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первом случае молитва бывает только словесная, и совсем не есть молитва; во втором – со словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда со словом молитвенным и молитвенною мыслью соединяется и молитвенное чувство. Источник. Бывает, по благодати Божией, и одна сердечная молитва, и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся сознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная же и от всех требуемая молитва есть, чтоб со словом молитвенным всегда сочетаваемы были и мысль, и чувство. Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами, – то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величию, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие; состояния чаще и чаще будут повторяться, и, наконец, состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал святой Давид, свидетельствующий о себе: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся ( Пс. 15, 8 ). Источник. Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна – никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем, – умом, разумея и сознавая все молитвословимое, – сердцем, все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва , из сердца исторгающаяся... мгновенно проходит небеса и является пред Престолом Всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется (прп. Никодим Святогорец , 70, 188–190). Источник. Я уже поминал... чтобы ты, когда во время молитвословия какие-либо слова изрекаемой молитвы падут на душу и займут ее, не оставлял сего без внимания, но остановился на сем и сам от себя помолился о том, что заняло твою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

44 Если больной находится в чувстве и разуме, то священник должен утвердить его в трех добродетелях: вере, надежде и любви к Богу и ближнему. 45 Священник вопрошает его о вере: 48 О надежде на всецелое милосердие Божие, молитвы, утверждающие в уповании на Бога 52 О любви к Богу, молитвы, утверждающие в любви к Богу 59 О любви к ближнему с соответствующими молитвами 59 О любви к врагам 60 О сокрушении (περ συντριβς). Священник должен подвигнуть больного к сокрушению своего сердца о своих грехах 62 О послушании и подчинении воле Божией 66 Молитва больного о помощи свыше 68 Как должен священник подвигнуть находящегося в опасности больного с радостью принять смерть 76 Прежде исхода души, молитва небесному Отцу 79 Молитва Господу нашему Иисусу Христу 81 Иная подобная молитва 84 Иная молитва ради часа смертнаго 87 Иная молитва о том же 90 Как должно побуждать больного сделать распоряжении о своем имуществе 93 Образец завещания: «Я (имярек), сын (имярек), из города (названия), страшась преждевременной смерти, находясь в целом и здравом уме, совершаю настоящее мое распоряжение…» В завещании больной испрашивает у всех прощения и сам всех прощает 96 Помощь против всякого искушения, которое может случиться в час смерти больного 98 Моление о болящем, агонизирующем к смерти Обычное начало, тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», псалмы 50, 69, 90, прошения к Господу, Божией Матери и святым о заступничестве за болящего. 101 Молитва иная 102 Иная молитва за ней 105 Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне возлюбленный и Слове присносущнаго Отца» 107 Евангелие от Иоанна, зачала 56 и 57, глава 17, 1-26. 110 Псалмы 117, 118, молитва Богу Отцу 112 Молитва Господу нашему Иисусу Христу 115 Иная молитва Ему же 116 Другая молитва Ему же 117 Лития заупокойная «Со духи праведных» 118 Тщательное испытание совести всякого кающегося 126 Как должно христианину испытывать греховное расположение своего сердца 131 О тех грехах других людей, виновником которых становится (кающийся) человек 133 Что нужно делать кающемуся после испытания своей совести

http://bogoslov.ru/article/5228668

Молитвы перед Причащением Молитва по дониконовским русским изданиям по совр. русским изданиям по совр. греческим изданиям «Владыко Человеколюбче Господи Иисусе Христе Боже мой, на щедроты Твоя надеяся молю Тя, да не поставиши мене ошуюю Себе с козлищи…» (свт. Иоанна Златоуста ) 4 (либо 5, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») 5 (либо 6, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») 7 (либо 8, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») 5 (в расширенной редакции) без номера (фактически 11 – либо 12, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия…» (свт. Иоанна Златоуста ) без номера (фактически 12 – либо 13, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») без номера (фактически 11) отсутствует (либо 4) 6 (либо 7, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») «Многих и великих насладихся даров…» (к Божией Матери, свт. Германа Патриарха) 8 (либо 9, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») «Господи Иисусе Христе Боже мой, ослаби, остави, очисти и прости ми грешному, и непотребному, и недостойному рабу Твоему…» (свт. Иоанна Златоуста ) – (фактически, это расширенная редакция 8) 9 (либо 10, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») 10 (либо 11, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») Молитвы после Причащения (благодарственные) Молитва по дониконовским русским изданиям по совр. русским изданиям по совр. греческим изданиям 6 (в существенно иной редакции) «Пресвятая Владычице Богородице…» (–) «О Преблаженная Госпоже, Дево Владычице…» (свт. Германа Патриарха) «О Господи живый, благодарю Тя…» (–) Далее мы будем использовать следующую нумерацию: для молитв перед Причащением – 22 , для благодарственных молитв – (где – порядковый номер молитвы в дониконовских изданиях). Возвращаясь к молитве «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея…» (=ДоникП4), следует подчеркнуть, что она не только встречается чаще других, но и может быть увязана с практикой самого Константинополя 1-й половины XI века, поскольку присутствует в Евхологии Paris. Coisl. 213, 1027 г. В последнем также имеется еще одна молитва перед Причащением (=ДоникП2) и благодарственная молитва , которой в печатных изданиях нет (перевод наш):

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

[ С 7 ]=3 -я молитва верных «отпустная» εχ τς πολσεως) [Г В ]=молитва главопреклонная εχ τς κεφαλοκλισας) Также он сопоставляет утренние молитвы современного Служебника с песненной утреней 485 : [ У 1 ]=молитва 1-го антифона [ У 2 ]=молитва 2-го антифона [ У 3 ]=молитва 3-го антифона [ У 4 ]=молитва 4-го антифона [ У 5 ]=молитва 5-го антифона [ У 6 ]=молитва 6-го антифона [ У 7 ]=молитва 7-го антифона [ У 8 ]=молитва 8-го антифона [ У 9 ] не читалась на утрене перед Евангелием, но только на Литургии 486 [ У 10 ]=молитва 50-го псалма (εχ το πεντηκοστο) [ У 11 ]=молитва «хвалитных псалмов» 148–150 (εχ τν ανων) [ У 12 ]=3-я молитва верных: «отпустная» Итак, можно увидеть, что первоначально современные пресвитерские молитвы вечерни и утрени употреблялись в так называемом песненном последовании. Корпус этих молитв был сформирован к веку, но далеко не все рукописи приводят тождественный современной богослужебной практике состав и расположение. «Борьба» Типиконов и синтез В эпоху становления Типикона нам известны несколько богослужебных традиций, основные из которых – константинопольская и иерусалимская. Результатом «противостояния» и взаимопроникновения этих двух Типиконов и является современный богослужебный Устав. В XIV веке святитель Симеон Солунский с сожалением констатирует тот факт, что песненное последование раньше совершалось во «всех кафолических Церквях мира» 487 , а в его время забыто практически повсеместно – полностью древний чин соблюдает лишь Фессалоникийская Церковь , а в Константинополе песненное последование совершают лишь по особым дням – в праздники Воздвижения Креста Господня и Успения Божией Матери и в день памяти святителя Иоанна Златоуста . Причин вытеснения устава Великой церкви Иерусалимским Типиконом святитель выделяет несколько: во-первых, «этот хороший и древнейший обычай» был оставлен после захвата Константинополя латинянами в 1204 году – настоящей трагедии для Византийской империи, одним из следствий которой явилось прерывание традиции богослужения; во-вторых, для совершения песненного последования необходимо большое количество священнослужителей и певцов, что было тяжело осуществимо на фоне всё большего ослабления мощи Византии, устав же преподобного Саввы Освященного в этом плане гораздо удобнее тем, что «его можно совершать и одному». Ввиду распространения этого монашеского богослужения святитель Симеон сделал в его в сторону некоторую уступку, а именно присоединил к песненному последованию «приятную приправу – пение канонов», только бы христиане «соблюдали этот чин всегда и это предание отцов сохраняли как некую Божественную искру» 488 , что, однако, как мы ныне можем видеть, в итоге не дало своего результата, и песненное последование после падения Византийской империи совершенно вытесняется Иерусалимским уставом, Церковь делает выбор в пользу богослужения «монашеского», а не «мирянского» 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В отношении молитв часы и междочасия находятся в более сходных условиях, так как и тем и другим, за редкими исключениями, свойственны только заключительные молитвы после «Отче наш». Разница лишь в том, что есть часы и без молитв, тогда как междочасий без молитв не бывает. В настоящее время все часы, за исключением пасхальных, имеют по две заключительных молитвы на каждом часе. Первой всегда читается одна и та же молитва «Иже на всякое время»; вторая молитва на каждом часе особая: на 1-м часе – «Христе, свете истинный», на 3-м – молитва св. Мардария «Владыко Боже Отче Вседержителю», на 6-м – молитва св. Василия Великого «Боже и Господи сил, и всея твари Содетелю», на 9-м – молитва того же святителя «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, долготерпевый о наших согрешениих». Те же самые молитвы указываются в древних Часословах: Афоно-Андр. 12 (XI в.) и 861 (XIII в.), Син. 866 (XIII в.) и Афоно-Ватопед. 352/986 (XV в.). Другие древние Часословы представляют более или менее значительные особенности. Прежде всего обращают на себя внимание Часословы Син. 868 и Типогр. 47, совсем не имеющие часовых молитв; второй из них приводит только «молитву починая всякое пенье» – «Владыко Господи вседержителю, приемля от небесных сил тресвятую песнь» – в начале 8-го часа, и «молитву кончивалную» – «Силою честьнаго и животворящаго креста Господня, святых небесных сил Михаила и Гаврила» – в конце 1-го часа. Затем, в Афоно – Пант. 71, Афоно – Афанас. 306, Типогр. 45 и в других одна и та же молитва 3-го часа («Владыко Боже») повторяется и на 6-м, и на 9-м часе. В Афоно – Ватопед. 350 1-й час с почасием утрачен. На остальных часах приведены краткие молитвы, являющиеся в Син. 863 часовыми тропарями: на 3-м часе – «Иже в третий час», на 6-м – «Иже в шестый час на кресте пригвожденный Иисусе, Боже наш», на 9-м – «Иже душу, на древе вися, в девятый час предавый Богу и Отцу». Син. 865 на каждом часе имеет по две молитвы. На 1-м часе положены молитвы: «Нескверная, неблазная» и «Иже на всякое время»; кроме того, позднейшею рукой приписана нынешняя молитва «Христе, свете». На 3-м часе первой стоит нынешняя молитва почасия: «Господи Боже наш, Твой мир давый человеком», а второй – молитва «Господи Спасе мой, Вскую оставил мя еси»; на 6-м часе сначала читается нынешняя молитва часа, а затем – молитва св. Симеона Столпника: «Господи И. Христе Слово безсмертное, не посрамляяй уповающих на Тя»; точно также и на 9-м часе первая молитва – обычная, а вторая – особая: «Благословлю Тя, Господи, долготерпеливого и незлобивого». Молитва «Иже на всякое время» читается только на 1-м часе, и на остальных не повторяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Приёмный сын Фёдора Севериановича Викторин прибыл в Америку после окончания Второй мировой войны в 1946 году. В новом отечестве он стал называться Виктором. Скончался в возрасте 76 лет 19 января 1981 года. Протоиерей Севериан Мансветов всю жизнь прослужил на одном приходе. Мог ли подумать скончавшийся в 1915 году сельский священник Саратовской губернии, что его потомки окажутся за океаном, а в родном селе не останется даже следов храма, где он служил. Раздел V. Литургика Историческое формирование вечерних и утренних келейных молитв Священник Пётр Пчелинцев, студент IV курса СПДС Список используемых сокращений 1. Вечерние молитвы: [ В – тропари покаянные, инципиты 435 : «Помилуй нас, Господи...», Слава: «Господи, помилуй нас...», И ныне: «Милосердия двери...» [ В 1] – 1 -я вечерняя молитва прп. Макария Великого : «Боже вечный и Царю всякаго создания...» [ В 2] – 2 -я вечерняя молитва св. Антиоха: «Вседержителю, Слово Отчее...» [ В 3] – 3-я вечерняя молитва прп. Ефрема Сирина : «Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...» [ В 4] – 4-я вечерняя молитва прп. Макария Великого : «Что Ти принесу, или что Ти воздам...» [ В 5] – 5 -я вечерняя молитва: «Господи Боже наш, еже согреших во дни сем...» [ В 6] – 6-я вечерняя молитва: «Господи Боже наш, в Негоже веровахом...» [ В 7] – 7-я вечерняя молитва свт. Иоанна Златоуста : «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ...» [ В 8] – 8-я вечерняя молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея...» [ В 9] – 9-я вечерняя молитва Петра Студийского: «К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся...» [ В 10] – 10-я вечерняя молитва: «Благаго Царя благая Мати...» [ В 11] – 11-я вечерняя молитва: «Ангеле Христов, хранителю мой святый...» [ В 12] – кондак и тропари Богородице: [ В 12а] – «Взбранной Воеводе...» [ B 12b] – «Преславная Приснодево...» [ B 12c] – «Все упование мое...» [ B 12d] – «Богородице Дево, не презри мене...» [ В 13] – молитва св. Иоанникия: «Упование мое Отец...» [ В 14] – молитва прп. Иоанна Дамаскина : «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет...»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитва есть умилостивление за грехи, посредством которого человек кающийся испрашивает прощение или в настоящих, или в прежних своих беззакониях (прп. авва Исаак, 56, 331). Источник. ...Молитва есть начатой невещественного и многоразличного ведения (прп. Нил Синайский , 71, 189). Источник. ...Молитва в чине своем выше милостыни (прп. Исаак Сирин , 58, 145). Источник. Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 232). ...Молитва есть благочестивое понуждение Бога (см.: Лк. 18, 5 ) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 241). Источник. ...Молитва есть... извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, символ святости, познание Бога, обнаружение крещения или очищения в бане пакибытия, обручение Духа Святаго, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения... Божие явление... признак ангельского жительства (прп. Григорий Синаит , 93, 205). ...Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 33). Источник. Настоящая молитва самодельно не бывает: она есть дар Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, а от духа и тело причащается той же жизни... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). ...Молитва – речь детей к Отцу, без всяких казистостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 202). Молитва – дыхание жизни духовной... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 82). Источник. Молитвенный настрой ...Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь (св. Ерм , 94, 175). Во время... молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 201). Источник. ...Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение (свт. Василий Великий , 5, 300).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати    Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца...    Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189—190) Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит    Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких расположениях призываемое имя Господа оказывается многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133)     Что есть непрестанная молитва — О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника — игумен Феофан (Крюков).    Номер источника и страницы (см. Библиографию на с. 102). Что есть непрестанная молитва Молитва, которая сама молится    Все мы молимся; но есть молитва, которая сама молится и увлекает вслед за собою всего внутреннего человека. Кто это испытывает, тот только и знает, что есть молитва. (14. 18) Она — от благодати и чистой совести    Есть молитва, которую сам человек творит; и есть молитва, которую Бог дает молящемуся (1 Цар. 2:9)... Сначала, когда приступает кто ко Господу, первое дело — молитва. Начинает он ходить в церковь и дома молиться по молитвенникам и без них. Но мысли все разбегаются. Никак с ними не управится. Чем, впрочем, больше трудится в молитве, тем больше мысли все улегаются и улегаются, и молитва становится чище. Однако ж атмосфера души не очищается, пока не затеплится духовный огонек в душе. Огонек сей есть дело благодати Божией, но не особенной, а обшей всем. Он является вследствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущего. Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душою то, что с кровоточивою: «ста ток крове ея» (Лк. 8:44). В этом состоянии молитва, больше или меньше, подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до которого может доходить молитва, самим человеком творимая! (9, 240)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В порядке духовной жизни после веры первое место занимает молитва . Ее значение весьма существенно и многосторонне: она современна зарождению веры, во всем процессе роста сопровождает ее и содействует; высшей степенью молитвы, собственно, завершается и высшая степень веры. Можно сказать, что молитва почти совпадает с верой, поэтому св. Григорий Синаит и говорит, что благодатная вера, в сущности, есть «действенная молитва» 129 , или «молитва есть... действо веры, лучше же – вера непосредственная» 130 . И действительно, определяемая со стороны своего внутреннего содержания, «молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом», как говорит св. Иоанн Лествичник 131 , а подобным же образом определяется и сущность веры. Отношение, впрочем довольно условное, может быть устанавливаемо между ними, разве как между сущностью и проявлением, если смотреть на молитву как на плод живой веры. «Вера воскриляет молитву», – говорит тот же святой отец 132 , но, с другой стороны, и молитва сама служит производящей или содействующей причиной веры. «Твердая вера... – говорит Марк Подвижник , – чрез молитву подается верным» 133 . Равным образом и по отношению к прочим добродетелям молитва то называется большей частью «царицей их, корнем, матерью, источником» 134 , то сама поставляется в зависимости от них 135 , и это различие определения значения, собственно, необходимо должно быть, потому что в живой человеческой душе в процессе ли ее совершенствования или ниспадения все силы находятся в тесной зависимости друг от друга, представляя из себя, по словам св. Макария Великого , одну цепь 136 ; хотя в этой цепи можно указать отчасти некоторый порядок, «лестницу». В частности, что касается молитвы, то хотя она обычно поставляется на конце духовной лестницы 137 , но здесь уже разумеется собственно высший вид молитвы, а в более низших ступенях духовной жизни она является элементом в том или ином виде непременно сопутствующим. Но в общем существенное значение ее должно определить на первых ступенях духовной жизни по преимуществу как причинное по отношению ко всем прочим добродетелям, а отсюда она постепенно к концу нравственного совершенства переходит по преимуществу уже в результат его – образно: на первых ступенях молитва переплетает все, как бы связь между бревнами, по словам св. Иоанна Златоуста (IV, 818–819), а на последних она является как бы крышей, завершающей здание (Он же). Так или иначе, но уже несомненно, что молитва занимает существеннейшее место в духовной жизни. А поэтому она служит доказательством степени совершенства человека: по молитве можно узнать и другого, и себя самого. «Устроение твое покажет молитва , – говорит св. Иоанн Лествичник , – ибо богословы утверждают, что молитва есть зеркало иноков... Зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния... Молитва... есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010