аще и старостию и немощию обьдрьжимь б. къ дшевномоу спсению сихъ наставвле. моудрьствова же и бразы влннишее. паче ихже знааше прмоудр Крль. и нихъ бгодьхновенно и сьборнна слова. и мнк и прпбныи стхь. и сщеннаа прдаде. же и поьщанно дт начи. нихже на степенъ кьзве. и с езыкь. въ езыкь сть, своимъ прложи. Апльское дло съкрьши. и апльской блгти того рад споби се. понже прставлнию врме. и повсть ми. и смси рчи. и помоли се о паствин. плаче се неоутшно, не можаше трьпти гыблъ и своего пастира. къ Боу его же вьзлюб приде рауесе. чюдесми по воузи. и сь вьсацми исулими провле прославльшаго его Га. и ин съ аплы бо , проповдникь истин и равноапль. съ мици же иже мнгащи за правое слово, оузы и пртрьпвъ. въдварает се съ и сь о паствин и вьсмъ мир, творить къ Г. ихже слышавь за сво щедроти. млтивъ намь да боудеть вь днь оумлрдити се ихже въ не моудро съгршх. томоу слава вь вкы, аминъ: Предсловие евангельское Кирила Пргласъ есмь святому яко пророци прорекли суть прежде: Христос грядеть събрати языки, свт бо есть всему миру сему, се сбсться в седмый вкъ съ, рекоша бо они: прозрятъ, глуси слышать слово книжно. Бога же убо познати достоитъ, того же деля слышите Словени вси, дар бо есть отъ Бога се, данный туне, даръ есть десныя чясти, даръ николиже тля душамъ тм, я же Матфеи, Маркъ, Лука, Иваннъ. учатъ весь народъ, глаголюще: елико убо своихъ душъ красоту видитъ, любите убо радоватися, грховную же тму отложити, или мира сего тму отгнати и райское обрсти и избжати отъ огня горюща. слышите нын отъ своего ума, слышасте убо народи, слышите слово, отъ Бога бо слово же кормля чловчьскаа душа, слово же, крпя сердце и умъ. слово се убо готов Бога познати. Яко безъ свта радость не будетъ оку видящю тварь всю, не видимо безъ лпосты (sic) было, тако и душа всяка безъ книгъ, не свдуще закона законъ рай являюще. бо слухъ, громнаго тутнаа не слыша, можеть Бога ботися. Ноздри же, цвта не ухающе, како чудо разумютъ, уста бо яко сладко не чюють, яко камена творятъ чловка; паче же сего душа являеться в чловцхъ мертва, се же все мы, смысляще, глаголемъ вы съвтъ подобенъ, ника зачало премудрости страхъ Господень, вся дасться вамъ и просящему и толкущому и имущему, XVII. Азбучная Молитва Константина Пресвитера по рукописи Синодальной библиотеки 262 XIII в. Азъ словомь симъ молюс Богоу: Боже все твари ииждителю Видивыимъ и невидимыимъ, Господа Доуха посъли живоущааго, Да въдъхнеть въ срьдьце ми слово, же боудеть на оуспхъ вьсмъ Живоущиимъ въ аповдьхъ ти. ло бо сть свтильникъ жини аконъ твои и свтъ стьамъ, Иже ищеть евангельска слова И просить дары тво прити. Летить бо нын и Словньско плем, Къ крьщению обратишас вьси, Люди твои нарещис хотще, Милости тво, Боже, прость ло. Иъ мън нын пространо слово даждь,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крест наперсный, как принадлежность царского сана, был надеваем государями при всех нарядах. У царя Федора Алексеевича был «крест животворящаго древа в кипарисе», с образом Спаса Нерукотворного и с золотою звенчатою троегранною цепью в главе. При том же царе сделан «крест золот с финифты», с частями ризы Господней и животворящего древа креста Господня, украшенный алмазами, с золотою звенчатою цепью. Средняя часть этого креста с лицевой стороны вскрывается. Внутри, на одной стороне изображено на финифти вверху Благовещение, в средине Рождество Христово и означение года 1662, внизу Богоявление. На другой стороне, на финифти же, молитва: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое, победы царю нашему на неверныя во Христа языки даруя и своя, сохраняя крестом си люди»; под молитвою Нерукотворный Образ и под ним монограмма ΘΘΘΘ, которая значит Θα Θεο Θεον Θαμα, то есть Божие видение Божественное чудо 383 . Эта монограмма, равно как ЕЕЕЕ (зн. Ερηχεν Ερημα Ελνη Ενϒολϒοϑ, т. е. Елена нашла находку на Голгофе); ТКПГ (зн. Тπος Κρανου Παρδεισος Γϒονε, т. е. место Лобное рай бысть) ФХФП (зн. Фς Χριστο Φωτζει Πντας, т. е. Свет Христов просвещает всех); ΔΣ (зн. Δησις, т. е. Моление) и др. во множестве встречаются на стенах храмов, на иконах и крестах в монастырях Палестинских и Афонских, в Риме и в других местах 384 . При описании памятников непременно надобно обращать внимание на эти монограммы, как на особенность известного времени. Из подражания Грекам, и Русские художники употребляли подобные монограммы, из которых чаще встречаются следующие 385 : ББББ т. е. Бич Божий Бьет Беса. ВВВВ – Возвращение В рай Всем Верным. ДДДД – Древо Добро Диаволу Досада. или: Древо Дарует Древнее Достояние. КККК – Крест Крепость Константину К вере. NNNN – Невидимая, Непостижимая, Неизреченная, Неизглаголанная. ПППП – Пою, Почитаю, Покланяюся Подножию (твоему, Владыко). СССС – Спас Сотвори Сеть Сатане. или: Слово Спасает Сего Славящих. ХХХХ – Хоругви Христова Христианом Хвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнографические жанры АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии

http://pravenc.ru/rubrics/383270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий ANALECTA HYMNICA GRAECA (AHG), 12-томная антология визант. канонов, сохранившихся в рукописных Минеях и не вошедших в печатные служебные Минеи АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежная литература АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) ВАРЛААМ (Моцок Василе; ок. 1590 - 1657), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый «ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» сб. религиозно-назидательных рассказов, дважды переведенный с польск. на рус. язык в посл. четв. XVII в. ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник

http://pravenc.ru/rubrics/123332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История литературы АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл. АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/123326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литература АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл. АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории

http://pravenc.ru/rubrics/123318.html

Светогорац чак изразио да убоги савет. Када сам му саветовао да се по не од других монаха, такво одводи у (Лествица, Слово 4, гл. 82, 83. Преподобни Велики, одговор 275. и поуке Преподобног Аполоса, Азбучни патерик), он скиде са себе вериге и пружи ми их. Кроз месец дана поново дошао к мени и казао да врелина из тела ишчезла, да му потребна топла и да спава знатно дуже него При томе говорио да на гори многи, чак и онима славу светости, метод молитве и он користио, и друге. И то уопште необично! Свети Симеон Нови Богослов, живео пре осам да се молитвом баве само (О начину молитве. део 1.). Преподобни Синаит , у XIV веку по Христовом, дошавши на Свету Гору да монаштво нема никакве представе о молитви, него само телесне подвиге, молитве само усмено и гласно Преподобног Синаита , део 1.). Преподобни Нил Сорски, живео XV и почетком XVI века, а посетио Свету Гору Атонску, сведочи да у доба молитвеника био (Предговор или Уставу Скитском). Старац архимандрит Величковски преселио се на Свету Гору Атонску из 1747. године. Он се у упознао са свим манастирима и скитовима, разговарао са многим старцима, су на Атосу били општепризнати као веома искусни и свети монаси. Када те монахе почео да о Светих Отаца везаним за умну молитву, испоставило се да не само што нису знали за таквих списа, него им чак нису била позната ни имена светих писаца; у то доба било штампано на грчком (Одломак из писма старца старцу Списи Величковског, Оптинског манастира). молитва захтева а на корак се ко затворен у себе, ко пребива у недоумице због греховности, ко сиособан за и уопште за афекат и глуму онима не подвиг чини се некако чудним, загонетним, у сваком погледу. А зар лако растати се са света! И опет – како да свет позна подвижника истинске молитве, када сам подвиг уопште познат свету? Потпуно са оним пребива у не не не спава, зими ходи само у раси, носи вериге, има све поучава и са дрском без икакве исправности, неразумно и без смисла, са крви, вештаства, страсти, и из разлога тог жалосног и погубног Али, то светац, и тачка! Одавно да наклоност према таквима, да их такви привлаче: «Подносите», пише Апостол Павле «ако вас неко ако вас неко ждере, ако вам одузима, ако се надима, ако вас по образу ( 2Кор. 11, 20 ). Свети Апостол приповеда како, док се налазио у Коринту, могао да се влада дрско и безобзирно: носило на себи печат скромности, кротости и благости Христове ( 2Кор. 10, 1 ). Велики део подвижника Западне Цркве, проглашених у за – након од Источне Цркве и након Духа Светога од – молили су се и стекли разуме се, лажна, метод сам поменуо. Ти били су у прелести. Прелест се и природно из богохулства код изопачена догматичка вера. подвижника римокатолицизма, обузетих било увек егзалтирано услед необичног вештаственог и страсног У таквом се налазио Игнацио оснивач реда. била до те мере разбуктана и да му по властитом било да само пожели и уложи мали напор, па да му се пред очима ад или према

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое. Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке. Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1-19, десятков, сотен, тысяч. Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы. Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

В указанной статье есть ещё оценки " слишком " обобщающие, я бы даже сказал " поразительно " обобщающие, но не стал уже писать об этом, а то можно так и клеймо " ревнителя " получить за внимание к деталям :) Виталий Мигузов, Воронеж 03 июля 2018г. 11:55 О. Авель, я не давал оценку//состояния Поместной Церкви//, а указал автору на неадекватную им оценку О.А. Седаковой и о. Георгия Кочеткова. Он не понял их, а обвинил в навязывании принципа//коллективной вины//. Сможет ли он тоже самое сказать о святителе Николае Сербском? Все они говорят об одном и том же. иеромонах Авель 03 июля 2018г. 23:13 Так и я не о вас. В статье упоминается о слишком обобщающих оценках о.Петра. Я не стал о них писать, потому что времени мало, да и слишком мелочным не охота становиться... Время есть (а на самом деле не очень) только писать по сути, только о том, что чётко увидел... иерей Сергей Пометнев 02 июля 2018г. 22:12 В православии покаяние (греч. μετνοια) подразумевает некую перемену в человеке, на что и указывает одно из значений греческого слова μετνοια – перемена мыслей (ума). Без изменения человека (по крайней мере, его внутреннего мира), не может быть покаяния. Каким образом и кому такое покаяние может принести пользу? Поэтому, покаяться за кого то невозможно по определению. За кого то можно принести себя в жертву, но изменить кого то своим сокрушением о чужих грехах… это не серьезно, кто бы это не говорил. Да и Писание нам говорит об этом: «Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез.14:13,14 и далее) Виталий Мигузов, Воронеж 03 июля 2018г. 11:46 Поверьте, эти азбучные истины святитель Николай Сербский знает, и Ольга Александровна тоже. Если у Вас есть дети, и они провинились - Вы идете в школу или к соседям и каетесь за их проступки, поскольку Вам больше дано и Вы всё понимаете.

http://bogoslov.ru/article/5899690

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010