Правда дошел до нас сравнительно очень древний список литургии Василии В., именно так называемый Барберинов VIII века, но к VIII в. много могло произойти перемен в литургии, как действительно и произошло. Впрочем, так как Барберинов список самый древний из известных нам доселе, то мы обратим на него особенное внимание и постараемся изложить по этому списку содержание литургии Василия В.; прибавления (немногочисленные впрочем) позднейшего времени к литургии времен Василия В. будут ясны для читателей, как мы сказали из восстановления подлинного текста литургии Златоуста. Литургия Василия В. (по рассматриваемому списку) начинается молитвой положения хлеба на дискосе в предложении той молитвой, какая и теперь читается в конце нашей проскомидии: Боже, Боже наш, небесный хлеб и пр. (?), потом прямо молитвы первого антифона, второго и третьего (те же, что у нас), вход с Евангелием (?); молитва входа (наша, только не замечено, что читается тайно); молитва трисвятого, (? наша) коротенькая молитва восхождения на кафедру (у нас ее нет, зато в Барбериновом списке нет нашей молитвы пред Евангелием: воссияй в сердцах наших), молитва сугубой (?) ектении (наша); молитва оглашенных (наша); молитва верных первая по распростертии (?) антиминса (наша), молитва верных вторая (наша, только не сказано, что произносится тайно, как у нас), молитва херувимской (?) песни (наша, только не сказано, что тайная), молитва проскомидии Василия В. (наша же), после того прямо мир всем, возлюбим друг друга, (Отца и Сына и Святого Духа – нет), двери двери, верую (?), станем добре (милость мира – нет), благодать Господа нашего Иисуса Христа, горе имеем сердца, имамы ко Господу, благодарим Господа, достойно и праведно есть (только без последующих слов – покланятися Отцу и пр.). Молитва (какая и у нас), победную песнь... свят свят (от слова до слова как у нас), тайная молитва: с сими блаженными силами (как и у нас, только разделена на две со слов: хотя бо изъяти), даде святым своим учеником и пр., следующая молитва тайная (что и у нас), твоя от твоих; тайная молитва призывания Святого Духа (та же, что у нас, только без вставок: Боже очисти мя грешного, Господи, иже пресвятого твоего Духа, Сердце чисто, благослови Владыко – без слов диакона 3 раза повторяемых; наша следующая молитва: нас же всех – составляет продолжение одной молитвы призывании в рассматриваемом списке), изрядно о пресвятой (с продолжением в возглас поминовения свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Для чего Бог медлит иногда исполнением молитв наших? Почему молитва святых остается иногда неуслышанною? Почему молитвы иудеев безуспешны? Не должно прекращать молитвы, когда во время оной смущают лукавые домыслы. 15) Св. Григорий Богослов . Молитва восходит до неба. Сила молитвы родительской. Для молитвенного беседования с Богом нужна чистота духа. Скорость Божией помощи молящемуся. 16) Св. Ефрем Сирин . О молитве. Почему Бог одни прошения наши приемлет, а другие отвергает. «Воскресное чтение», 1885. 17) Св. Исаак Сирин . Что такое молитва? Молчание чистых есть молитва . Различие между молитвою и созерцанием. Молитва выше милостыни. Выше дел любви к ближним. Виды молитвы. Молитва чистая и нечистая. Духовная. Наименование ее у святых отцов. В каком смысле называется духовною? Чистая молитва предел всякой молитвы. Ниспосылается Духом Святым. Ее достигают немногие. Высшие состояния духа во время молитвы. Что такое молитва святых в жизни будущей. Непрестанная молитва есть признак будущего совершенства. Побуждение к молитве. Какова должна быть молитва? Должна быть смиренна, постоянна, требует упражнения. Ключи к ней – движение языка и сердца. Предмет молитвы должен быть достоин Бога. Она должна быть сообразна с требованиями жизни. Как укрощать помыслы во время молитвы. Не должно увлекаться в молитве посторонними рассуждениями. Как поступать при холодности к молитве? Должно ли просить у Бога благ временных и высоких дарований благодатных? Пренебрежение к молитве дает вход бесам в сердце. Как диавол постепенно производит охлаждение к молитве? Молитве способствует отшельничество. Богу доступна молитва смиренного. А кто не почитает себя грешником, того молитва Богом не приемлется. Для чего Бог не вдруг исполняет молитву. Благотворные действия молитвы. Почему высшие состояния духовные даруются во время молитвы? Молитва – ключ к уразумению Писания. Отгоняет худые помыслы. Истребляет страсти. Привлекает внимание ангелов. Прогоняет бесов. Дарует дерзновение пред Богом. Ведет к видению света Божественного. Образцы молитвы. Молитва к распятому Спасителю. Пример нощных молений.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

    Диадох, блаженный. Творения. Киев, 1903. (См. Указатель: «Молитва». С. 615—616).     Димитрий (Туптало), святитель. Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало. СПб., 1883. – 24 с.     Добротолюбие. В пяти томах. М., 1895—1901. (См. Указатель к 5-ти томам Добротолюбия. М., 1905: «Молитва – царица добродетелей, трезвение и бесстрастие». С. 54—58).     Дорофей, авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. (См. Алфавитный указатель: «Молитва». С. 12. «Молитва». С. 27).     Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1899. (О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться. С. 235—242).     Ефрем Сирин, преподобный. Молитвы. (Извлечение из 4-й части творений преподобного Ефрема Сирина). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. – 95 с.     Ефрем Сирин, преподобный. Псалтирь или богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирианина. М., 1913. (Жалоба на врага. Молитва об избавлении от него и пощадении на Суде ради Искупления. С. 109—112 ...Моление о даровании всякой добродетели. С. 135—137 ...Жалоба на мир и молитва об извлечении из него. С. 164—166 ...Проси со слезами прощения, но прежде сам прости. С. 180—181 ...Исповедание искупления и молитва о Церкви. С. 184—186 ...День и ночь бодрствуй в молитве, чтобы не застал внезапу день смерти. С. 194—196 ...Бденное утруждение себя в молитве милость привлечет там. С. 200—202 ...Слышит, или не слышит Бог молитвы, все во благо. С. 275—276 и др).     Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сергиев Посад, 1897. (О молитве. С. 12—14. – О молитве. С. 414—419).     Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1860. (1. Молитвы на разные случаи. С. 1—18. – 2. Слезные моления. С. 19—70. – 3. Молитвы ко Пресвятой Богородице. С. 71—116 ...Молитва умирающего о помиловании на Суде в день воскресения. С. 585 ...Молитва умирающего о помиловании его на Суде. С. 629 ...Молитвенная песнь Воскресителю мертвых – Богу. С. 654—656. – Молитва об избавлении града от угрожающей ему гибели. С. 656—658. ...Молитва об избавлении от губительной язвы. С. 660—661 ...Молитва умирающего Богу – Воскресителю мертвых. С. 667—668 ...Молитва о возвращении мирных времен. С. 679—680).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» 799 . Молитва о здоровье. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» 800 . Пророк Илия заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев 801 . И апостол Иоанн пишет Гаию: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» ( 3Ин. 1, 2 ). О молитве друг за друга см.: Кол. 1:3, 9; 4:3 ; 1Фес. 5, 25 ; Рим. 15, 30 ; 2Кор. 1, 11 ; Флп. 1, 4 ; Флм. 1, 4 . Молитва об умножении любви. Апостол Павел пишет филиппийцам: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1, 9 ). Молитва о даре назидания (см.: 1Кор. 14, 13 ). Молитва против сатанинских сил (см.: 2Кор. 12, 8 ). Молитва о совершенстве верных (см.: 2Кор. 13, 9 ). Молитва о всех людях (см.: 1Тим. 2, 1 ). Молитва о Пришествии Господа Иисуса (см.: 2Фес. 2, 1 ). Молитва о встрече с друзьями ( 1Фес. 3, 10 ): «чтобы видеть лице ваше», пишет святой Павел. Молитва духом важнее всего (см.: Еф. 6, 18 ; 1Кор. 14, 14–19 ). Молитва общая в храме (см.: Деян. 3, 1 ). И так далее, без конца и края. Святые отцы – наследники апостолов – составили молитвы, в соответствии с накопленным опытом, на всякую потребу человеческую и на все случаи жизни. Православная Церковь хранит этот опыт, называя его Священным Преданием. А Священное Предание – первостепенная вещь на свете. Ведь оно подтверждает Священное Писание из века в век и из поколения в поколение. Священное Писание не дополняется ничем и никак, оно остается навеки таким, каким было, с его примерами и событиями. Священное же Предание дополняется все новым и новым опытом и сокровищами духовными, и этим все больше освещается и раскрывается Священное Писание Божие. Благодаря своему богатому Преданию Церковь Православная превосходит все Церкви. Протестанты, не имеющие Священного Предания, являют собой отчаяние и убожество. Ведь без Священного Предания тяжело принять Священное Писание как Книгу жизни. Жизнь течет как река: где-то тихо, а где-то с грохотом, с водопадами, с наводнениями. Все эти изменения жизненной реки предначертаны Священным Писанием и глубоко освещены и показаны в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление по благословению Преосвященного Симона, епископа Мурманского и Мончегорского Что такое молитва В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва — нити живой ткани тела церковного, идущие во всех направлениях; молитвенная связь пронизывает все тело Церкви. Молитва соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небесными. Содержанием молитвы служат: хвала, или слава; благодарение; покаяние; просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Духовное поклонение необходимо сопровождается телесным вследствие тесной связи души и тела. Молитва выражается в разнообразных внешних формах. Сюда относятся коленопреклонения, крестное знамение, воздеяние рук, употребление разных богослужебных предметов и все наружные действия общественного христианского богослужения. Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский . Но читать слова молитвы на память или по молитвослову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны — это еще не молитва. «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют лишь молитвенное стояние,— пишет святитель Феофан Затворник , — а молитва, собственно, идет из сердца. Когда этой нет — и никакой нет. Молитва без чувств есть то же, что выкидыш мертвый». Сама же молитва, как пишет святитель Феофан Затворник, «есть возникновение в нашем сердце одного за другим благоговейных чувств к Богу — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее».

http://azbyka.ru/kak-uchitsya-domashnej-...

Приими [си въходща –СТ] въ цр квь твою приими входща въ цр квь твою πρσδεξαι προσιοσαν τν κκλησαν и комждо еже на нихъ на полз [исполни] еже есть намъ на полз [исполни] κα κστου τ συμφρον κπλρωσον приведи вс на свршение и приведе вс ны въ страс твоемь κα γαγε πντας ες τελειτητα и достоины створи цр ствию твоем и достоины створи цр ствию си κα ξους μς πργα- σαι τς βασιλεας σου Благодатию и щедротами ко тво есть держава Χριτι κα οκτιρμος Близость к греческому оригиналу проявляется в чтении: приведи вс на свршение, а также в возгласе этой молитвы. Исходя из того, что первая группа рукописей точнее передает греческий текст, можно предположить, что в древнерусском богослужении эта молитва первоначально употреблялась как молитва за входящих в церковь , а позднее переместилась на Великий вход. Важно отметить, что в отличие от греческих евхологиев, где молитва Εεργτα κα τς κτσεως является самостоятельной молитвой Малого входа, в славянских служебниках она никогда не выступает в этой функции. Во всех последованиях ЛИЗ в качестве молитвы Малого входа используется молитва влдко ги бе нашь уставивыи на нбсехъ чины воиньства ангъ и арханглъ, а молитва Блгдателю всехъ находится на неисконном месте. Следовательно, в славянской традиции она была перемещена и стала использоваться в сходной функции – либо как молитва за входящих в церковь , либо как молитва входа в дьяконник, когда священнослужители перед совершением Великого входа отправляются за приготовленными для освящения Дарами в дьяконник (скевофилакию). Если принять во внимание, что славянский перевод лучше сохранился в тех служебниках, где эта молитва используется как молитва за входящих в церковь , то можно предположить, что это перемещение было раньше, чем перемещение к Великому входу. 4.4. Молитва Трисвятого Сте стыи бе нашь... Эта молитва имеется в греческой традиции только в ЛИЗ в евхологиях южноитальянского происхождения Barb. gr. 336, Греч. 226, Γ.β.IV, Γ.β.VII, Ζ.δ.II. В славянских источниках она находится исключительно в ЛВВ. При коллациях этой молитвы нами был обнаружен целый ряд разночтений, разделяющий эту молитву на две группы. К первой группе относятся служебники Соф. 520 , Соф. 521 , Погод. 36, Рум. 398, Син. 892, Син. 598, Соф. 526 , Син. тип. 40, ЯМЗ, ко второй – Солов. 1016 и СТ. Эти группы имеют ряд лексических разночтений, свидетельствующий, что у славян эта молитва после первоначального перевода подвергалась сверке с греческим текстом. Приведем примеры этих разночтений. Слева приводятся варианты первой группы, справа – второй:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодарственная по причащении: " Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче... " (Там же, с. 76)   При реконструкции первоначальных Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого мы должны учитывать, что даже древнейшие их формуляры не древнее 8 века. Это т.н. Барберинов список (названный так по своему происхождению из библиотеки, основанной кардиналом Барберини). Он был впервые издан Бундзеном в 1853 г. в Лейпциге. Хотя в нем достаточно много поздних наслоений, но нет еще ектений, а только молитвы священника, которые первоначально были гласными. Следовательно, очищая чинопоследование от позднейших наслоений и учитывая данные сравнительного анализа, мы можем реконструировать схему Литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого рубежа 4-5 вв. в следующем виде:   I. Литургия оглашенных Малый вход (в храм) Вступительная молитва или песнопение (Трисвятое?) Чтение Апостола и Псалом. Чтение Евангелия. Проповедь. Молитва об оглашенных и отпуск их. Молитва об одержимых и отпуск их. Молитва о кающихся и отпуск их.   II. Литургия верных Молитва епископа и верных (м. б. " Боже, посетивый в милостях и щедротах смирение наше... " из Литургии ап. Иакова) Лобзание мира. Молитва Приношения Василия Великого: " Господи Боже наш, создавый нас... " (Впоследствии заимствованная Литургией ап. Иакова) P.S. В чине Иоанна Златоуста молитва: " Господи Боже Вседержителю, Едине Свет... " Евхаристический канон, начинающийся Префацией Василия Великого " Сый, Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю... " P.S. В чине Иоанна Златоустого: " Достойно и праведно Тя пети... " Молитва перед " Отче наш " Василия Великого: " Боже наш, Боже спасати... " P.S. В чине Иоанна Златоустого: " Тебе полагаем живот наш весь... " Молитва " Отче наш " Молитва главопреклонения Василия Великого: " Владыко Господи, Отче щедрот... " Молитва возношения Св. Даров Василия Великого: " Вонми Господи Иисусе Христе... " Причащение Молитва благодарственная по причащении Василия Великого: " Благодарим Тя, Господи Боже наш... " Молитва заключительная Василия Великого: " Благословляй благословляюще Тя... "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

3 молитвы антифонов (те, которые сегодня находятся в Литургии Златоуста), Молитва входа (та, которая сегодня находится в Литургии Златоуста), Молитва трисвятого (та, которая сегодня находится в Литургии Златоуста) Молитва ектении «Господи помилуй» (как сегодня в Литургии Златоуста), Молитва оглашенных (начало сегодняшнего текста Литургии Василия Велик.), Молитва 1-ая верных («после того, как раскладывали илитон»), Молитва 2-ая верных, Молитва, «которую читает про себя иерей в то время, когда приносят св. Дары: «Никтоже достоин» (ее нет в Литургии Златоуста), Молитва «проскомидии Св. Василия Великого после того, как положили Дары на престол и окончил народ мистическую песнь: «Господи, Боже наш, создавый нас», «Мир всем. Возлюбим. Двери, двери. Вонмем. Св. Символ (народ). Станем добре», И иерей начинает святую анафору «И да будут милости», И пока диакон делает «среднюю молитву», иерей читает молитву: «Боже наш, Боже спасати», «И сподоби нас. Отче наш» (народ), «Мир всем. Главы ваша... Владыко Господи, Отче щедрот», Молитва возношения Хлеба: «Вонми, Господи Иисусе» (общая Литургиям Василия и Златоуста), (19. Диакон: «Вонмем»,) Иерей поднимает св. Хлеб и говорит: «Святая святым. Един Свят», Берет части Хлеба и кладет в потиры и говорит: «Исполнение общения Св. Духа», (не говорится о теплоте) После причащения всех, читает диакон молитву и молится иерей: «Благодарим Тя, Господи», Диакон: «С миром изыдем», Молитва заамвонная: «Владыко Господи Iucyce Христе, Спасе» (не теперешняя), Молитва сосудохранилища: «Исполнися и совершися». (Конец Литургии Василия, следует неполная Литургия Златоуста). в) Литургия Иоанна Златоуста (AP3:215, ECP: 499) В италийских евхологиях (Барберини, Петербург) некоторые молитвы первой части литургии – те же самые, что в предыдущей Литургии Василия, а некоторые, казалось бы, – невизантийского присхождения (см. М.А.: L " Eucologio costantinopolitano.,535). Молитва оглашенных «другая перед анафорой Златоуста» (как сегодня), Молитва 1-ая верных (далее все молитвы как сегодня в Литургии Златоуста),

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Василий Синайский говорит: «Молитва для начинающих есть огонь радости из сердца, для совершенных же – это свет. Молитва – печать Христова, проповедь апостолов, наполнение сердца, бестелесная сила, баня очищающая, луч умственного солнца, денница сердец, начало самомудрости» (Patr. М. 150,1277). Внутренняя молитва Внутренняя молитва отличается от внешней молитвы продолжительностью и глубиной. Она может начаться, как внешняя молитва, которая при продолжительности и сосредоточенности переходит во внутреннюю молитву. Внутренняя молитва, по Петру Алкантарскому, есть «profunda et devota oratio» («De medttatione et oratine», libellu aureus. Antonio Dulken, 1624, Л2, p.3). Внутреняя молитва сопровождается медитацией, и часто независимо от того, ставит ли себе молящийся цели медитации, или не ставит их. Поэтому внутренняя молитва называется также медитативной и созерцательной молитвой (контемплятивной, betrachtendes Gebet). С созерцанием и медитацией приходят также и мистические переживания, поэтому внутренняя молитва называется также мистической молитвой, мыстисцхес Гебет. Медитативная молитва, говорит Romano Guarding становится проще, тише и глубже, а затем слово выпадает совсем. «Das Denken selbst wandelt sich. Es gent altmablich in ein ruhiges S0hauen und sich Verstehen in ein einfaches Gegenwartigund Inne-sein uben») Св. Терезия различает два вида молитвы, из коих внутренняя соответствует созерцанию. «Daun so es ein Ge-bert ist, mub es mit Bedacht oder Vetrachtung geschehen» (X. Theresia von gesu. Opera. Augsburg, 1756, Seclen-Vurg, cap. I, S. 41). Один из выдающихся представителей средневековой мистики, Гуго Санкт-Виктор говорит о чистой молитве, pura oratio ex abindantia mentis (Opera 17O6, de modo orandi, t. 2, car. 1). В древней Церкви с апостольских времен была только одна медитативная молитва: молитва Иисуса, состоящая из семи, или сокращенно, из пяти слов. Где эта молитва была неизвестна, например в западной Церкви, там аскет сам находил медитативную молитву и соответствующий метод, твердо помня о Христе, живущем в сердце и наставляющим изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

д) Молитва во отверзение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною смертию е) Чин на очищение церкви, егда пес вскочит в церковь, или от неверных внидет кто, или от пияных проказ, или от младенца скверна 2) Родильный цикл а) Молитва храму, в немже младенец родится б) Молитва жене по и женам, прилучившимся на рождении том в) Молитва бабе, приемшей младенца г) Молитвы матери со младенцем в 40-й д) Молитва жене, егда извержет младенца 3) Молитва от скверны (общая) 4) Домовый цикл а) Молитва храмине в ней же сука ощенится б) Молитва над кладезем оскверншимся в) Молитва над сосудом 5) Пищевой цикл а) Молитва брашну и питию впадшему б) Молитва о еже в брашнех соблазнившихся (поганским нуждам впадша – т.е. вкушавшим пищу иноверных) в) Молитва о еже скверно   В Большом Каноннике 1651 г. Правило искусившемуся во сне или молитвы искусные   Последования, не вошедшие в печатные книги Молитва от осквернения мирским человеком кроме причастия Ряд отдельных молитв, вошедших потом в состав последований Далее, к письменным источникам, из которых особо можно получить информацию о скверне, можно отнести древнерусские канонические памятники (главным образом Вопрошание Кирика) и древнерусские епитимийные номоканоны. Незаменимы позднейшие старообрядческие печатные и рукописные книги и уставы: в первую очередь Красный устав, кроме того Выговский устав и Савины главы (Преображенский устав). В Прологе, Цветнике, Житиях святых и прочих четьих книгах при внимательном структурном анализе выявляется множество интересных и значимых фактов средневекового мировоззрения в исследуемой области. Современное новообрядческое церковное сознание сохранило в основном лишь представление о половой и послеродовой нечистоте . Следует отметить, что практика в этом отношении становится все менее и менее консервативной. В обновленческой по духу церковно-критической литературе в начале XX века и позже нередко появлялся протест против правил о женской нечистоте . Фактически во многих православных нерусских приходах в Западной Европе и Америке эти правила и традиции забыты, напоминание о них опять-таки встречает протест . Например, вполне возможно участие в таинствах, исповедь и причастие при женской нечистоте. Это сознательная обновленческая традиция аргументируется соответствующим образом.

http://bogoslov.ru/article/1126405

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010