Некоторые ошибочно думают, что Иисусова молитва только для монахов. Однако Оптинские старцы наставляли и мирян заниматься Иисусовой молитвой. Преподобный Варсонофий (Плиханков) учил: «Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова». Преподобный писал о разных ступенях молитвы: «Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается. Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий. Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество». Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно: «Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая. Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.

http://pravoslavie.ru/58415.html

б. ектения прошений (Исполним), с вариантами, написана на полях. в. содержит неизвестную последнюю молитву: Δσποτα τρι σγιε... τ φς κα ζω κα νστασις... 3 . Ленинград 226 (Успенский) (ГПБ) 196 ( Χ в.) (Веч. А; Полунощн.): а. конечная молитва как Гротт. Г β VII. б. после этой: «молитва ектении» Утрени. 4 . Синай 982 (XIIIb.) (Дмитриевский, II. 234) 197 (Веч. К.): а. отсутствует молитва [XIV], б.=«молитва антифона, т.е. Пс.50 ». Рукописи Ав): молитва после остальное как Барб. 336 5 . Гротт. Г β II ( ΧΙ– ΧΙΙ вв.) (Веч.Н) : а.=«молитва ωθιν I антифона». б. предшествует Слава в вышних и входу. в. после «молитва, когда священник доходит до горнего места: Δσποτα К. Θ. τν δυνμεων, σσον τν λαν σου κα ερνρυσον...; затем «молитва каждения». г. после «молитва входа» (начало ночной службы): Κριε ... ξ ωσας ερηνικς. 6 . Бодлеан. Auct. Ε 5.13 (XII в., мессинского монастыря Спасителя) 198 (Веч.Н); а.=«молитва 1 антифона». б.=11-я молитва перед Евангелием». в. после «молитва каждения». г. [XII]=«мол. 12, входа»: после Слава в вышних и прокимна. д. отсутствует остальная часть службы, вероятно, случайно. 7 . Афины 662 (XII-XIV вв.)=Тремпелас Η : а.=«молитва 11», потом ектения. б. [XII, XIII, XIV] читают только, когда поют «12 прокимнов» (вторник, четверг и субботу последние четыре недели перед Великим Постом) и только, если в этот день нет Литургии. в. между и κολουθα-послсдование монастырской Утрени прерывающаяся ектениями в обычных местах и Евангелием перед каноном. Эта рукопись, если она не является единственной в своем роде, должна была бы принадлежать группе С). Она является исключительным свидетелем соединения полной соборной службы и монастырской схемы, несмотря на их противоречия, напр.. что касается места Евангелия и соответственно его молитвы. Рукописи Ас): молитва после остальное как Барб. 336 8 . Coislin (Коален) 213 (Национ. Библ. Париж) (1027 г.. священника Святой Софии) (Дмитриевский II, 1003) (Веч.А; Паннухис; Полунощн.) 199 : а. молитва без порядкового номера, между («восьмая») и («девятая»); «она не читается в Великой Церкви, но только в церквах, где праздничное Евангелие читается после 6-ой песни». Эта рубрика сообщает нам о существовании одновременно двух Уставов: Святой Софии и некоторых других церквей, очень возможно также находящихся в Константинополе; один и тот же евхологий, очевидно, служил в обоих случаях. Вторая служба является монастырской, что доказывается наличием канона 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва является одним крылом, вера другим, и они возносят нас к небу. С одним крылом никто не может летать: молитва без веры так же бессмысленна, как вера без молитвы. Но если твоя вера очень слаба, то ты можешь взывать: «Господи, дай мне веру!» Эта молитва редко бывает не услышана. Из горчичного зерна, говорит Господь, вырастает большое дерево ( Мф.13:31-32 ). Кто хочет дышать свежим воздухом и наслаждаться солнечным светом, открывает окно. Было бы бессмысленно сидеть при спущенных шторах и говорить: нет света, нет воздуха, нечем дышать. Пусть этот пример пояснит тебе действие молитвы на нас. Сила Божия и милость всегда и повсюду доступна всем, но приобрести ее можно лишь желая этого и живя в вере. Молитва есть действие; молиться – это значит быть в высшей степени деятельным. Для каждого рода деятельности требуется опыт: говоря на чужом языке, научаешься этому языку; и молясь, научаешься молиться. Без молитвы нельзя и думать найти то, что ищешь. Молитва есть начало и основание всех стремлений к Господу. Молитва возжигает первую искру света; молитва дает первые предчувствия искомого, и она пробуждает и поддерживает желание идти вперед. «Молитва – утверждение мира», – сказал св. Иоанн Лествичник, а другой святой сравнивает вселенную с чашей, в которой покоится Церковь Христова, а Церковь держится молитвой. Молитва есть общение и слияние человека с Господом. Молитва – как бы мост, по которому человек переходит от своего плотского «я», с его соблазнами, к духовному – с его свободой. Молитва является оборонительной стеной против горя, секирой против отчаяния; она уничтожает печаль и обуздывает гнев. Молитва – питание для души и просвещение ума, она вносит в настоящее будущую радость. Для того, кто искренне молится, молитва в его сердце – уже теперь, в настоящий момент, прежде страшного суда – является судией, судом и престолом. Молитва и бдительность – одно и то же, ибо ты молитвой стоишь у дверей сердца. Неспящий глаз реагирует на малейшие изменения в поле зрения; то же делает и сердце, в котором творится молитва.

http://azbyka.ru/uzkij-put

[ В 15] – тропари: [ B 15a] – «Просвети очи мои...» [ В 15Ь] – «Заступник души моея буди...» [ В 15с] – «Преславную Божию Матерь...» [ В 16] – молитва Честному Кресту: «Да воскреснет Бог...» [ В 17] – «Ослаби, остави...» [ В 18] – «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче...» [ В 19] – исповедание грехов: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу...» [ В 20] – «В руце Твои...» 2. Утренние молитвы: [ У I]– тропари Троичные: «Воставше от сна...», Слава: «От одра и сна...», И ныне: «Внезапно 436 Судия приидет...» [ У II]– молитва ко Пресвятой Троице: «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице...» [ У 1] – 1 -я утренняя молитва прп. Макария Великого : «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою...» [ У 2] – 2 -я утренняя молитва его же: «От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе...» [ У 3] – 3-я утренняя молитва его же: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю...» [ У 4] – 4-я утренняя молитва его же: «Господи, Иже многою Твоею благостию...» [ У V] – 5 -я утренняя молитва его же (из Киево-Печерского молитвослова): «Господи Боже, Вседержителю, приемляй от Небесных Твоих Сил трисвятую песнь...» [ У 5] – 5 -я утренняя молитва свт. Василия Великого : «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти...» [ У 6] – 6-я утренняя молитва его же: «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости...» [ У 7] – 7-я утренняя молитва: «Воспеваю благодать Твою, Владычице...» [ У 8] – 8-я утренняя молитва: «Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой...» [ У 9] – 9-я утренняя молитва: «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни...» [ У 10] – 10-я утренняя молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице...» [ У 11a] – молитва святому: «Моли Бога о мне...» [ У 11b] – «Богородице Дево, радуйся...» [ У 11с] – тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...» Введение Молитва занимает одно из самых важных мест в жизни каждого православного христианина. В стремлении следовать заповеди апостола Павла непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ), в течение определённого исторического процесса в Православной Церкви был сформирован суточный круг богослужения, состоящий из восьми служб: вечерни, повечерия, полунощницы, первого, третьего, шестого и девятого часов и изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Автор Евхология – тот самый епископ города Тмуита (Thmuis) в нижнем Египте – Серапион, которому писал св. Афанасий Великий свои послания, который и сам был церковным писателем, и принимал деятельное участие в церковной жизни того времени. Блаж. Иероним назвал его («De vir. illustr.», 99) – «scholasticus» [ритор, буквоед (лат.)]. Евхологий составлен из 30 молитв, или глав. В той последовательности, как эти молитвы приведены, они не дают ясной картины литургии. Необходимо произвести перегруппировку молитв, чтобы восстановить чин литургии. Литургийные молитвы находятся в двух местах, а именно: молитвы 1–6 и 19–30. Брайтман расположил их в соответствующем порядке, и мы теперь имеем, благодаря этому, такую последовательность молитв: Литургия оглашенных . Молитва первой недели              (19) Молитва после проповеди              (20) Молитва над оглашенными              (21) Возложение рук на оглашенных              (28) Литургия верных . Молитва над народом (ектении)              (27) Возложение рук на мipяh                    (29) Молитва над болящими              (22) Возложение рук на болящих              (30) Молитва о плодоношении              (23) Молитва о Церкви                    (24) Молитва о епископе и о Церкви              (25) Молитва коленопреклонения              (26) Анафора. Молитва приношения епископа Серапиона, состоящая из благодарения за творение и искупление (praefatio), ангельского славословия (Sanctus), повествования о Тайной Вечере, призывания и ходатайственных молитв (intercessio).        (l) Молитва преломления хлеба                    (2) Молитва по причащении клириков              (3) Молитва по причащении мipяh              (4) Молитва о принесенных елее и воде              (5) Руковозложение после благословения елея и воды        (6) Β этом последовании бросаются в глаза следующие подробности, a именно: 1. Ходатайственные молитвы не стоят в обычном для Александрийских литургий месте, между praefatio и Sanctus, a, как и в Иерусалимских и Антиохийских литургиях, после преложения Святых Даров. He означает ли это, что александрийская традиция в отношении этой молитвы более позднего происхождения?

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

ü Просительный канон при нашествии врагов; ü Каноны просительные к Богородице и Христу. § Каноны Христу: ü Просительный канон в болезнях и страданиях; ü Канон к Иисусу Христу; ü Канон умилительный к Иисусу Христу; ü Просительный канон к Иисусу Христу; ü Просительный канон к Иисусу Христу (другой); ü Канон умилительный к Иисусу Христу (авторство не признается); ü Канон к Иисусу Христу Непостижимому. § Каноны к Богородице: ü Просительный канон во время чумы и стихийного бедствия; ü Канон Богородице во время засухи; ü Канон на Благовещение Всесвятой Богородице; ü Канон просительный к Пресвятой Богородице. o Гимны: § Хвалебные стихиры Богородице; § Тропари от лица Богородицы к Иисусу Христу; o Молитвы: § Молитвы ко Христу: ü Келейная молитва к Иисусу Христу; ü Молитва Иисусу Христу во время искушений; ü Молитва в годину смертоносной язвы (1); ü Молитва в годину смертоносной язвы (2); ü Молитва просительная в годину страшной и всемирной язвы смертельной (3); ü Молитва благодарственная и одновременно просительная ко Христу; ü Молитва ко Христу при вступлении на кафедру; ü Молитва ко Христу (при засухе и голоде). § Молитвы к Богородице: ü Молитва к Богородице (по случаю ее нового явления); ü Молитва к Богородице (в день Благовещения); ü Молитва к Богородице (особая, т.е. монашеская); ü Молитва к Богородице (в честь ее праздника); ü Молитва ко Пресвятой Богородице (другая); ü Молитва ко Пресвятой Богородице (во время причастия). § Молитвы разные. Ë Богослужебные диатаксисы (С. 351–356): o Диатаксис священнослужения; o Диатаксис Божественной Литургии. Ë Эпизодические труды – послания (С. 357–366): o Послание Ираклеотам; o Историческое слово о захвате Ираклеи; o Опровержение анафематизмов; o О том, как следует пребывать в келье; o О древней практике обрезания. Подробный обзор монографии Д. Цендикопулоса является делом будущих изысканий. Особый интерес для целей нашей работы вызывает та часть данного труда, которая описывает периоды между 1 и 2 сроками патриаршества и сам 2 срок на патриаршем престоле. Первый период наименее всего изучен, а второй представляет собой время наибольшего влияния свт. Филофея на церковные и политические процессы в мире, при этом деятельность святителя во 2 период до сих пор не была подробно и комплексно описана в литературе. Также представляет интерес классификация и описание сочинений свт. Филофея во 2 части монографии, – это, пожалуй, единственная имеющаяся комплексная классификация трудов святителя на сегодняший день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Гимн: Царь веков и другой под дню. Особое моление, чтение месяцеслова (четьи-минеи). 3, 4 и 5 отделы Псалтири. – Служба «рассвет»: Исполнихомся заутра милости твоя. Песнь 3 отроков. Песнь в честь святых. молитва к блаж. Деве. Величит душа моя. Гимн блаж. Деве. Песнь Захарии. Затем следующее в воскресение только: молитва в роде ектении из возгласов священника «Помолимся Господу о том-то или за того-то» с ответом народа «Господу помолимся». Молитва: Ты еси царь веков. Три стиха из псалмов сообразно дню. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Евангелие о воскресении. Слово или поучение начинающееся: «Радуясь великою радостью из-за вести о воскресении Господа нашего Иисуса Христа...» и краткая молитва . В другие дни после песни Захарии Пс. 50 , увещание к молитве по предстательству святых дня, песнь похвальная святым, молитва с коленопреклонением. После это изменяющейся части опять постоянная. Псалом. Хвалите Господа с небес с 2 следующими. Три стиха в честь Бога и святых дня. слава в вышних Богу. Два стиха из псалмов сообразно дню. молитва, поемая тремя монахами или клириками. Молитва другая. Трисвятое. Пс.: Хвалите отроцы Господа. В воскресение – Евангелие дня. Песнь или гимн. Пс.: Глаголы моя внуши Господи, Возлюбих яко услышит, Из Глубины, Боже во имя твое спаси мя. Два (с. 334) последние стиха Пс. 85 . («Сотвори со мною знамение во благо...»). Моления за разные классы людей (­ектения сугубая). Гимн. поучение. Молитва. – Восход солнца (1-й час): Буди имя Господнее благословенно во веки, прежде солнца... и далее до конца 71 пс. Слава. молитва. Псалом – Благо есть исповедатися Господеви. Молитва . Пс.: Боже Боже мой к тебе утренюю, Тебе подобает песнь. Молитва. В посты – особый гимн. Пс.: Боже, Боже мой призри на мя. Пс. 142 от стиха: Слышану сотвори мне заутра милость твою. Готово сердце мое. Боже в помощь мою вонми. Два посл. стиха 85 пс. Поучение. Молитва. – 3-й час: Молитва к Духу СВ. Пс. 50 . Песнь (библейская) и поучение. 6-й отдел Псалтири. Молитва к Духу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Люди жили настолько в простоте, зная, что есть утреннее, вечернее правило. Зная, что есть Псалтырь, Священное писание, Серафимово правило, молитва Господня, «Богородице, Дево, радуйся».  Есть самая великая молитва, которую мы имеем, это Иисусова молитва. Та молитва, которой пусть мало, но искренне помолиться - это всё достаточно. Все другие молитвы, разные, и по соглашению, и ещё молитва задержания. Всё -  таки я бы не увлекался этим. Читайте в простоте, чистой молитвы достаточно. Молитва сама по себе любая свята, но в применение опять-таки и в отношение наше к молитве. Если молитва звучит с холодным сердцем и пустыми устами -  она никогда не принесет пользу. Хоть какую молитву читай, молитва  - это же не заклинание! Но если даже будет горячее воззвание к Богу: Господи, помилуй, Господи, прости, Господи, помоги, Господи, пощади. Эта молитва тоже до Бога дойдёт, но только пусть она идет от сердца. Проще всем существом помолиться  - и тогда никакой молитвы задержания не нужно будет, нечего будет задерживать. - Да, бытует мнение, что вот эта сильная молитва, та ещё сильнее -  это, наверно, не правильно.  - Сегодня у нас было первое соборование. Апостол Иаков говорит: «Болен  ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковные, совершат молитву, помазав маслом, и молитва веры спасет болящего». Не просто молитва, а молитва веры. Вот если будет такая молитва из глубины верующего сердца, если с верой мы помолимся -  и горы можем переставлять, вот ведь в чем дело.  Вера нужна, сила молитвы в вере нашей. А не в словах, которые будут звучать. Звонок:  Батюшка, скажите, пожалуйста. Если во время соборования удается помазаться не семь раз, а меньше,  считается оно совершенным? - Я думаю, причин нет, а если вы ушли, то это нехорошо, надо соблюдать дисциплину. Если уважительная причина, то, конечно, считается. Ведь мы болящего помазываем страха ради смертного вообще один раз, и это считается соборованием. И один раз, если помазать Господь даст, милости  даст, исцеления -  потому что благодать Божья, она ведь подается через елей и через молитву, которая творится во время святого таинства.

http://radonezh.ru/text/priblizhaetsya-r...

illustr.», 99) — «Scholasticus» [ритор, буквоед]. Евхологий составлен из 30 молитв, или глав. B той последовательности, как эти молитвы приведены, они не дают ясной картины литургии. Необходимо произвести перегруппировку молитв, чтобы восстановить чин литургии. Литургийные молитвы находятся в двух местах, a именно: молитвы 1-6 и 19-30. Брайтман расположил их в соответствующем порядке, и мы теперь имеем благодаря этому такую последовательность молитв: Литургия оглашенных. Молитва первой недели (19) Молитва после проповеди (20) Молитва над оглашенными (21) Возложение рук на оглашенных (28) Литургия верных. Молитва над народом (ектении) (27) Возложение рук на мирян (29) Молитва над болящими (22) Возложение рук на болящих (30) Молитва о плодоношении (23) Молитва о Церкви (24) Молитва о епископе и о Церкви (25) Молитва коленопреклонения (26) Анафора. Молитва приношения епископа Серапиона, состоящая из благодарения за творение и искупление (praefatio), ангельского славословия (Sanctus), повествования о Тайной Вечере, призывания и ходатайственных молитв (intercessio). (l) Молитва преломления хлеба (2) Молитва по причащении клириков (3) Молитва по причащении мирян (4) Молитва о принесенных елее и воде (5) Руковозложение после благословения елея и воды (6)   В этом последовании бросаются в глаза следующие подробности, a именно: 1. Ходатайственные молитвы не стоят в обычном для Александрийских литургий месте между praefatio и Sanctus, a, как и в Иерусалимских и Антиохийских литургиях, после преложения Святых Даров. Не означает ли это, что александрийская традиция в отношении этой молитвы более позднего происхождения? 2. Молитва призывания есть не обычное прошение о ниспослании Святого Духа, a Логоса. Вот что она гласит: «Да приидет, Боже истины, Твой Святой Логос на хлеб сей, чтобы сделался он Телом Логоса, и на чашу сию, чтобы сделалась она Кровию Истины. И устрой так, чтобы все причащающиеся получили лекарство жизни во исцеление всякаго недуга и для усиления всякаго успеха и добродетели, не в осуждение, Боже истины, и не в обличение и посрамление».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

междочасии 1-го часа); псалом 69; стихи псалма 85 (16б - 17), гимн («Христе, Путь, Истина и Жизнь...»), малтанк («Христе, наш прекрасный Путь и Истина...»), молитва, кароз и изменяемая молитва. 3-й час ( (?)(?) [еррорд жам]) должен совершаться в 9 часов утра, соответствует визант. 3-му часу. На нем воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, а также вкушение Евой запретного плода и искупление человечества Иисусом Христом. Состоит из молитвы «Благословен Ты, Святой Дух, истинный Бог. Аминь», псалма 50 (присутствует и на визант. 3-м часе), гимна «Хвалим Тебя, безначальный Отче...», прошений «На каждый час моя молитва: очисти, меня, Господи...» (повторяются также на 6-м и 9-м часах), кароза Ованнеса Мандакуни, молитвы и главопреклонной молитвы, стихов Пс 67. 20-21а (читаются и на 3-м часе визант. обряда), кароза, молитвы, Пс 22; 142. 8б - 12, кароза, молитвы. 6-й час ( (?)(?) [вецерорд жам]) совершается в полдень. Посвящен Богу Отцу, а также распятию Господа Иисуса Христа. Последование: молитва к Богу Отцу, псалом 50, гимн часа «Свет солнца померк в шестой час Пятницы...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи псалма 78 (8-9; в визант. обряде - также Пс 78. 8б - 9), кароз и троекратное «Господи, помилуй», молитва, стихи псалма 40 (1-4), псалом 90 (присутствует и на визант. 6-м часе), кароз и молитва. 9-й час ( (?)(?) [иннерорд жам]) должен совершаться в 3 часа дня, посвящен Крестной смерти Иисуса Христа и освобождению человечества от власти ада. Состав службы: молитва «Благословен Святой Сын, Истинный Бог, Аминь», псалом 50, гимн часа «Дневная звезда [т. е. солнце.- С. Н.] разделила Твои страдания...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи из книги прор. Даниила (3. 34-35 - те же, что и на визант. 9-м часе), кароз, молитва, псалом 115 (и 116), прошения и молитва об усопших с «Господи, помилуй» (трижды), «Отче наш», заключительная молитва. После 9-го часа в рукописях помещался текст литургии, к-рая должна была совершаться в 10-й час (т.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010