Елеем отец Александр не помазывает – «Умащает!» Широкой кисточкой полил голову от макушки до брады. От уха до уха. Масляными руками я растер елей и пригладил мокрые волосы. Вот как оно было когда-то. Церковь, приняла меня как дорого гостя. Как в Библии: Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; (Пс. 132, 2) …и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его ( Лев. 8:12) Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115, 3) На клиросе собрались все певческие силы во главе с отцом Александром. Тонкий благовонный аромат редкого особенного ладана, видно, припасенного к празднику, заполнил весь храм. Пели долго так, что дым из кадила успел превратиться в струящийся белый ручей, втекающий в алтарь через Царские врата. Там он поднялся над Престолом и стал выкруживать над ним диковинные фигуры. Я потом говорю Кире: — Видела? — Молчи, — отвечает, — а ты ничего не видел, когда исповедовалась бабушка, которая разносила просфоры? Ох, и не знаю… — Да что такое?! — Ох-ох. Когда батюшка склонился над ней, крестя ей главу, то показалось мне, что светлый ангел обнял ее своими крыльями. Привиделось, однако. — Иже Херувимы… – запел клирос: две старушки и молодой парень. И из–за фанерного закутка, освещенного голой лампой, послышалось истинно ангельское славословие. Я всегда как сладчайшего дара жду этого сельского исполнения. Волны нежнейшей любви,  как золото, выплавившейся в горниле жизней русских страдалиц, заполнили храм, словно невидимый фимиам. Сколько горя, сколько трудов нужно поднять душе, что голос очистился до такой прозрачности и нежности! Как море, ласково плещущее теплыми волнами, пение ласкает сердце. Каждая высокая нота колет и до краев наполняет сердце блаженством. Тишина в храме тончайшая. Заплакали. Я почти перестал чувствовать себя в теле. Осталась только скорлупа, придавленная кольчугой свитера. Руководит хором Нина Афанасьевна. Хочешь поглядеть на живого святого – смотри на эту высохшую, ссутулившуюся старушку в громадных очках на веревочке. На Пасху во время народного пения она высовывается из певческого закутка и дирижирует, показывая пальцами, сколько раз еще надо пропеть «Христос воскрес!»

http://pravmir.ru/dary-zadnepilevskix-pa...

Когда же донесли Давиду, что «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», – тогда Давид, тревожимый страхом и сомнениями, успокоился, поняв, что Господь не прогневался на него за перенесение ковчега в Иерусалим, а напомнил ему о благоговении к святыне и о соблюдении установленных Им законов для ношения святыни: «и перенес Давид с торжеством ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов» (2 Ц. VI, 12); «и освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа на плечах на шестах» ( 1Nap. XV, 14–15 ). К этому времени относится и начало организации певческих хоров и музыки, долженствовавших возвышать душу при священнодействиях и переносить ум человеческий в сферу высших мыслей и чувствований, в мир духовный 258 . Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками (2 Ц. VI, 15). В продолжение этого торжественного шествия беспрерывно приносились жертвы всесожжения. Давид же сам, облеченный в льняной ефод, выражал охватившую душу его безмерную радость мерными под звук музыки телодвижениями, – священною пляскою, которой всегда на востоке выражалось восторженное состояние души 259 . К этому времени относят начертание псалма 23-го (ст. 3). «Кто взойдет на гору Господню»? Ковчег входить в крепость сквозь врата по опущенному подъемному мосту, под поднятыми кверху опускными воротами: «Поднимите врата верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? Господь (Иегова) крепкий и сильный, Господь сильный в брани!» (Id. ст. 7 и след.). Восшествием ковчега Господня в град Давидов град этот освящался навсегда и приуготовлялся к воспринятию в далеком будущем Того, Кто восприял плоть человеческую, будучи Сыном и Словом Божием, и живым человеческим словом объявлял волю Божию. Град сей сделался свидетелем страшной Жертвы, которая искупила мир. С минуты вхождения ковчега в град, этот град становился религиозным центром мира, в котором совершались судьбы Божии, приуготовлявшие спасения человечества. «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов и вокруг него земли» (Иезек. V, 5). Разрушенный в семидесятых годах нашей эры в наказание народу, отвергшему Христа Иисуса, Господа нашего и Спасителя, город был снова восстановлен промыслом Божиим, но уже без ветхозаветного храма, ибо храм был восстановлен Всевышним в человеческом теле Господа нашего Иисуса Христа, как на то указывал сам Господь наш, говоря «о храме тела Своего» 260 , а град отнят был у Иудеев и стал градом мировым и христианским. Религиозный центр Иудеев был переносим то в Ямнию, то в Тивериаду, то в Вавилон, то в Александрию, и когда они проникли в запрещенную им для жительства Елию Капитолину, возникшую на развалинах Иерусалима, то нашли там уже сильные христианские общины с епископом во главе, которые скоро стали сильнее владевших этим городом язычников Римлян 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Московскую регентско-певческую семинарию Вы организовали благодаря преемству с ним? Во всяком случае создавали ее для того, чтобы воплотить в жизнь то духовное видение, которое он через богослужебные напевы нам оставил. Здесь потрудилась вся семья Правдолюбовых. И наши дети воспитывались около него, вырастали, а потом поддерживали традиции этого пения. – Что важно в церковном пении? Гармония между словами и напевами, чтобы они были церковными, помогали молиться человеку. – Отец Геннадий, почему нам так важен церковнославянский язык в общении с Богом – особенно в богослужении, да желательно и в личном келейном правиле? Богослужение, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского , есть время, когда Бог служит спасению человека, и человек в ответ служит Богу. Важно произносить и петь молитвы в том виде, как они были рождены в опыте Богообщения тех, кто действительно Бога слушал и слышал, всей своей жизнью Ему служил и смог угодить, – то есть святых. А наши святые предшественники общались с Богом на церковнославянском языке. Язык сам во многом определяет смысловую емкость фраз, их построение, дисциплинирует обороты. От нас же требуется труд по усвоению отображенного в молитвах опыта святых. Даже апостол писал: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. ( Рим. 8:26–27 ). То есть молитвы святых сложены в послушании Богу Самим Духом Святым. Церковнославянский – это язык церковной святости и поэзии. Его надо изучать, надо научиться им дышать и жить. Непонятные слова можно сверять по словарю, вникать в их значение. Служить Богу непременно нужно на церковнославянском языке. В нем заложена и сохранена огромная культура молитвенного обращения к Богу и слышания Его слов, ее недопустимо потерять. Иначе тексты богослужения могут утратить глубину богооткровенных истин. – Как научиться молиться? Не знаю, сам не умею молиться. Но как говорят подвижники, молитва дается молящемуся.

http://azbyka.ru/way/protoierej-gennadij...

Мы не знаем, что представлял из себя мощный «оркестр», устроенный Навуходоносором, чтобы побудить народы поклоняться золотому истукану. Вероятно, музыка здесь должна была внушать чувство страха и преклонения перед величием власти царя. Это хочет передать тот вариант славянского перевода, который более распространен в певческих книгах: «согласно устраши пищальская песнь...» Впрочем, употребленное в этом месте греческое слово фроэо означает не «устрашать», а «кричать», «провозглашать». Соответственно этому, в Праздничной минее дан такой перевод: «согласная возшуми пищальская песнь...» Во многих песнопениях, написанных на эту тему и самим Дамаскином, и его продолжателями, делается акцент не на устрашении, а более на соблазне от впечатляющего «мусикийского согласия» игры. Тем самым, золотой идол и «музыкальное сопровождение» его культа представляются как бы образами всевозможной мирской прелести, которая есть ни что иное, как «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ). Исповедничество, мужественное и даже мученическое стояние за веру должно проявляться не только во время открытых гонений. Оно – в повседневном подвиге верности Христу, Его Евангелию и Святому Духу, живущему в нас, перед лицом окружающих отовсюду, различных и часто весьма искусных и тонких искушений мира, с его ложными красотами, удовольствиями и пустой славой. Согласная игра музыкальных орудий возгремела, призывая почтить сотворенный из золота бездушный идол. Светоносная же благодать Утешителя научает такому почитанию, чтобы взывать: благословенна Ты, Троица – единая, равносильная, безначальная. Тропарь 1. Глас пророковещательныи неразумевше, яко странны речи слышаша от апостол, и глаголаху безумнии, вином сотворено пиянство. Благочествии же Тебе вопием божественно: Обновителю всех, Благословен еси. «Обновитель всех». – В писаниях Нового Завета мы читаем, что Крестная жертва Господа Исуса Христа и Его Воскресение из мертвых являются началом обновления человека и провозвещают будущее обновление всего мироздания. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.4:6 ); «Ибо во Христе Исусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь » ( Гал.6:15 ); «...Вы слышали о Нем и научились... обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:21, 23, 24 ); «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое » ( Откр.21:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Неем.12:28 .  И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских, «И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских». Сыновья певцов – участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима. Неем.12:29 .  и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима. Беф-Гаггилгал может быть отождествлено нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Местоположения Гевы и Азмавета также нужно искать недалеко от Иерусалима на север. Неем.12:30 .  И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену. Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании ( 2Пар. 29:20–24 ), в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот – в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер. Неем.12:31 .  Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам. Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т.е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия. Неем.12:32 .  За ними шел Гошаия и половина начальствующих в Иудее, Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. Неем. 10:1 ). Неем.12:33 .  Азария, Ездра и Мешуллам, Неем.12:34 .  Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия, Названные в ст. 33–34 имена Кейль считает именами упомянутых выше «начальствующих в Иудее». Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. «и Азария»), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33–34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Положение это резко изменилось при царе и пророке Дави-де, при котором богослужебное храмовое пение стало профессиональным занятием, осуществляемым специально обученными и поставленными на это дело людьми. Уже при перенесении ков чега Завета в Иерусалим обязанности каждого музыканта и ме сто инструмента были точно регламентированы.  Так, «Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах», восемь человек должны были играть на псалтирях «тонким голосом», шесть – на цитрах «чтобы делать начало», а Хенания, начальник левитов, руководил пением, «потому что был искусен в нем». Сюда же присоединяются семь священников, трубящих в трубы. Это описание свидетельствует о вполне сложившемся, развитом и довольно сложном ансамблевом «музицировании», требующем определенной профессиональной подготовки. Но еще большего развития профессионализация богослужебного пения получила во времена царя Соломона. Из 38000 левитов 4000 были назначены храмовыми музыкантами, в обязанности которых входило прославлять «Господа на музыкальных орудиях» и которые были разделены пророком Давидом «на чреды по сынам Левия – Гирсону, Каафу и Мерари». Далее Давид отделил «на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах». «И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех, знающих сие дело, двести восемьдесят восемь». «Все они пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями, цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя или Асафа, Идифуна и Емана». Таким образом, 288 певцов и музыкантов храма разделялись на 4 хора по 72 человека в каждом, и каждым хором руководил один из четырех начальников хора. Наряду с этим членением имело место еще более мелкое членение на чреды служения, разделяющее всех музыкантов на 24 группы или чреды по 12 человек в каждой для служения в обычные дни. Во время освящения храма царем Соломоном к двумстам восьмидесяти восьми музыкантам, возглавляемым Асафом, Еманом и Идифуном, прибавилось еще «сто двадцать священников, трубящих трубами, и были как один трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа». Это описание свидетельствует о том, что значительный по размерам и столь разнородный по набору инструментов и темб-ральной природе ансамбль звучал так слаженно и организованно, как мог бы звучать только один голос или один инструмент, а достигнуто такое могло быть только при условии определенного уровня профессионализма и мастерства. Примерно такой же инструментально-певческий состав сопровождал и освящение храма при царе Езекии. Езекия же ввел и стабильное обеспечение храмовых певцов и их семей, входящих в число служителей, среди которых распределялись «приношения, и десятины, и пожертвования, со всею точностью», приносимые в дом Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:11–12 ). Состояние ветхозаветной Церкви во дни Первого Пришествия Сына Божия есть образ того состояния, каким оно может оказаться и у христиан перед Вторым Пришествием Сына Божия на землю. Сын Божий, Господь Иисус Христос, Сам свидетельствует о последних временах: «…Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Тогда Он нашел для Себя около 120 верующих, а во дни Второго Пришествия может найти и менее: все остальные «отломятся», отпадут. Сказано об иудеях и христианах: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим.11:17–21 ). Итак, человеческая зависть толкала людей на непризнание Иисуса из Назарета как Христа, Истинного Мессии Израиля (именно в этом и заключается трагедия еврейского народа). Дело в том, что стандартные, житейские представления иудеев о Мессии по большей части лежали в плоскости материальных, а не духовных интересов. И сегодня, стремясь к славе мира сего, люди порой теряют ощущение духовной реальности и становятся противниками Бога. «Троицкие цветки с луга духовного» повествуют: «…рассказывал бывший наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, – в обители Преподобного Сергия жил в качестве послушника один молодой, с виду изящный, человек по имени Александр. Он обладал сильным и приятным голосом. Его чистый первый тенор выделялся своей мелодичностью среди голосов поющей братии и невольно располагал сердца молящихся в Лавре к Богу. Жил он в обители три года и своим пением поистине украшал всю обитель. К сожалению, нашлись в Лавре у Александра советники, которые внушили ему стать известным певцом, предварительно усовершенствовав свои певческие способности в консерватории.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Псалмы можно разделить на следующие группы: 1. Псалмы поучительные, по-еврейски мидраш. Например, псалом 36-й: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены . Или 72-й: Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои… 2. Псалмы покаянные. Например, 6-й: не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня . Или псалом 50-й, который мы слышим за каждой Божественной литургией. 3. Благодарственные псалмы, например 17-й, которым Давид возблагодарил Господа за избавление от руки Саула, или 33-й псалом Давида: Благословлю Господа во всякое время… 4. Хвалебные, или галлелы (от евр. hallel — «хвала»). Исследователи выделяют галлел большой (Пс. 119–135), певшийся на праздник Кущей, и галлел малый, или египетский (Пс. 112–117), который пелся на Пасху. Часть галлела большого называется песнью степеней, или песнью Восхождений, потому, что эти песни исполнялись паломниками, шедшими, или восходившими, в Иерусалим или поднимавшимися по ступеням храма. 5. Просительные, например 101-й псалом: услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Псалом — прежде всего богослужебный гимн. Исполнение псалмов связано с ветхозаветным храмовым богослужением, а ужее затем — после плена — с богослужением синагогальным. Мы привыкли к тому, что псалом — песнопение без сопровождения музыкальных инструментов, но так было далеко не всегда. Глагол — означает как «пою», так и «играю на струнном инструменте». Центром еврейского храмового богослужения является жертвоприношение, но в нем всегда присутствовал музыкально-певческий элемент, так что пение становилось как бы особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме содержатся слова: да исправится молитва моя яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя… Псалтирь рифмотворная, конец XVII века, гравюра «Царь Давид» Сопровождение псалмов звуком труб, установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв, стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма с аккомпанементом музыки, под звуки которой горела жертва.

http://pravoslavie.ru/63010.html

Таким собранием и воспользовался Неемия для того, чтобы пробудить нравственный дух в народе. Перед открытием торжества, он вошел в соглашение с Ездрой продолжавшим вести религиозно-нравственную просветительную деятельность среди народа, о том, чтобы во время этого праздника преподавать народу поучение из закона. Просьба эта вполне соответствовала мыслям и намерениям самого ревностного священника, и он решил воспользоваться им ко благу народа. Пред Водяными воротами, к юго-востоку от храма, было отведено открытое пространство для торжественного собрания, и там в назначенное время явился Ездра с своими сослужителями. Там воздвигнута была кафедра, – первая, о какой только сообщается в библейском повествовании, и рано утром Ездра занял на ней место, в первый день седьмого новолуния, издревле знаменитый тем, что этот день возвещался звуком труб, и обыкновенно считался днем покоя и прекращения работ. С величайшим благоговением раскрыв книгу закона, он начал читать ее народу, который с умилением слушал священное чтение. Но во время своего пребывания в плену народ уже значительно забыл древний еврейский язык, на котором написана была книга закона Моисеева, и потому понадобился перевод читаемого на народный язык, каким был арамейский, что и делали книжные левиты, сопровождавшие чтение закона переводом и надлежащими толкованиями. Народ плакал от умиления, благодаря Бога за все благодеяния Его возлюбленному Им народу, и каялся во всех грехах и преступлениях, которыми навлечен был Его праведный гнев. Все это торжество было закончено заключением нового завета с Богом, который скреплен был подписью и печатью князей, священников и левитов. Затем состоялось собрание народа для того, чтобы в присутствии его освятить с таким трудом возведенные стены. При этом случае, как и при первом чтении закона, народ присутствовал также в полном своем составе с женами и детьми. Для того, чтобы придать возможно большую торжественность этому празднеству, Неемия распорядился, чтобы все левиты из певческого класса, находившиеся в различных селениях и городах, прибыли в Иерусалим и своими песнями и музыкой восторгали сердца собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Эта генетическая связь ветхозаветной музыки с магическо-мистической природой музыки, свойственной языческим культам, которые практиковались окружающими народами, заложена уже в самом Моисеевом законодательстве. Так, в постановлениях о двух серебряных трубах (хососрах) в Книге Чисел можно прочесть следующее: «...трубите тревогу трубами; и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших. И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим» ( Числ. 10, 9–10 ). Здесь просматривается явная параллель с уже упоминаемым древнеегипетским изображением человека, молящегося Осирису с трубой в руках, ибо в обоих случаях подразумевается возможность воздействия на Бога с помощью музыкального звука. Таким образом, в Ветхом Завете изначально заложена не богослужебно-певческая, но музыкальная концепция звука, и именно эта концепция послужила основанием для возникновения института храмовых музыкантов. Грандиозность задачи – призвание и прославление имени Господа с помощью звуков – порождала грандиозность масштабов используемого инструментария, многочисленость которого может поразить и современное воображение. Общее количество храмовых музыкантов составляло 288 человек, подразделявшихся на четыре хора по числу четырех сторон света, до которых должны были достигать голоса поющих псалмы. Каждый хор состоял из 72 певцов, по числу языков, возникших в результате смешения языков при вавилонском столпотворении. Во время освящения Храма царем Соломоном к 288 музыкантам, возглавляемым начальниками хоров Асафом, Еманом и Идифуном, прибавилось еще 120 священников, трубивших в трубы. Сейчас даже трудно представить себе то грандиозное впечатление, которое должно было производить это лавинообразное обилие звуков. Может быть, единственное, что может хоть как то сравниться с этой мощью и первозданной энергетикой в наши дни, – это музыка, сопровождающая службы тибетского ламаизма.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010