В особо торжественных случаях государевым и патриаршим певцам приходилось петь вместе. Как правило, это совершалось в те дни, в которые службу в Успенском соборе, где служил патриарх, посещал царь. В подобных случаях государевы диаки пели на правом клиросе, а патриаршим – на левом. Так, при поставлении на патриаршество Филарета Романова (июнь 1619 г.), царю многолетие пели на правом клиросе «царевы певцы», а «новонареченному патриарху» на левом клиросе – патриаршим диаки. Вопросам, связанным с церковно певческим образованием, также уделялось большое внимание со стороны государства. Эти вопросы обсуждались на Стоглавом соборе 1551 г. в период царствования Uoahha IV . Собор предписывал учреждать «училища книжные по всем градам», а священнослужителям в своих домах устраивать училища для детей и преподавать им «учение книжного, письма и церковного пения, псалтырного и чтения налойного и те бы священники и дьяконы и диаки избранные учили своих учеников страху Божию, и грамоте, и писати, и пети, и чести» (38, 75). Таким образом, постановление Собора заставило обратить внимание на певческое образование детей, создавать и совершенствовать учебные пособия. Такими пособиями стали певческие азбуки. Первые из сохранившихся певческих азбук относятся к середине XV века. Они представляли из себя простые каталоги певческих знаков с их названиями, без какого-либо объяснения, толкования (так называемые Азбуки перечисления) – (171, 7). Такие азбуки включались в певческие книги, преимущественно в Ирмологии. Несколько позднее (в середине XVI в.) появились Азбуки толкования, где поясняется «како поется знамя различно» в каждом гласе, и «како поется знамя в гласовой попевке» (171, 47). Значение сохранившихся азбук периода русского средневековья поистине неоценимо для современной теории и практики знаменного пения. Большое значение для развития церковного пения имело широкое распространение монастырей в течение XV века. Всего в период XV–XVI веков на Руси их насчитывалось около 250. Жизнь русского монашества была освящена сонмом подвижников во главе с Сергием Радонежским, и в древних обителях хранилась и развивалась богослужебно-певческая традиция. Такими местами духовного творчества стали, прежде всего, Троице Сергиева Лавра и Кирилло-Белозерский монастырь. Замена Студийского Устава на Иерусалимский не могла не привести к изменениям в мелодическом составе песнопений. Поэтому неоценимыми документами эпохи становятся рукописи, созданные в упомянутых обителях. По словам Н. Рамазановой, эталонными рукописными книгами в XVI–XVII веках стали Стихирари, которые служили образцами для создания списков с них (125, 263). В них были зафиксированы песнопения как святым первых веков христианства, так и новопрославленным подвижникам земли русской. С Кирилло-Белозерским монастырем связано также происхождение одной из значительнейших певческих азбук начала XVII века – «Ключ знаменный», созданной иноком Христофором 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. 13-14; Сахаров И. П. Исследования о русском церковном песнопении. М., 1849. С. 26-33; Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1864. С. VII-XIV; он же. Знаменательные годы и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного русского песнопения//ПО. 1872. Вып. 2. С. 290-311; Разумовский Д. В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. М., 1886. С. 50; Смоленский С. В. Общий очерк исторического и музыкального значения певческих рукописей Соловецкой библиотеки и «Азбуки певчей» Александра Мезенца. Каз., 1887. С. 9, 14-17; Игнатьев А. А. Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII в. Каз., 1910. С. 34-36; он же. Богослужебное пение Православной Русской Церкви с конца XVI до начала XVIII в. Каз., 1916. С. 205-207; Металлов В. М. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг Русской Церкви в XVII в.//БВ. 1912. Вып. 6. С. 448-450; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. С. 328-368; Музыкальная эстетика России XI-XVII вв./Сост. А. И. Рогов. М., 1973. С. 96-102; Успенский Н. Д. Мезенец (в миру - Стремоухов) Александр//Музыкальная энциклопедия. М., 1976. Т. 3. С. 493; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. М., 1986. С. 128-139; он же. Автографы выдающегося русского музыкального теоретика XVII в. Александра Мезенца (Стремоухова)//ПКНО, 1990. М., 1992. С. 173-185; Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец

http://pravenc.ru/text/64380.html

С XVIII в. в Выговском общежительстве благодаря киновиархам Андрею и Симеону Денисовым складывается самостоятельная поэтическая школа. Она значительно обогатила духовную музыкальную лирику виршевыми сочинениями. Среди произведений выговской школы, для которых характерен вкус к барочной лексике и силлабическому стихосложению, – полный круг двунадесятых праздников, изложенный котированными виршами, а также ряд сочинений, отражающих историю общежительства. Встречаются и распетые по крюкам стихи и оды М.В. Ломоносова. Большинство духовных стихов этого типа было тиражировано в гектографических изданиях начала XX в. В конце XIX – начале XX вв. начинается открытие древнерусской «музыкальной Атлантиды», которое продолжается до наших дней. После выхода царского Указа о веротерпимости 1905 г. происходит активизация деятельности старообрядчества всех согласий. Благодаря этому русское общество получает возможность ознакомиться с богатейшим древнерусским наследием, сохраненным для потомков старообрядцами. Выходит из печати серия изданий «Церковное пение» (1909), на страницах журнала « Церковь » появляются многочисленные публикации о пении. Начинается издательская деятельность JI. Калашникова, выпускавшего массовым тиражом певческие книги. Печатаются певческие азбуки, выходят в свет такие руководства, как азбука И. Фортова (1884) в первом томе «Круга пения», азбуки М. Озорнова (1901) и Ф. Барнукова. Неоднократно издавалась певческая азбука JI. Калашникова (1-е издание в 1908 г.) и певческие книги Октай, Триодь, Ирмолой. В журнале «Старообрядческая мысль» в 1911 г. публикуемся азбука знаменного пения Б. Быстрова. Вместе с тем развивалась и исполнительская деятельность. В конце XIX в. в Москве был создан знаменитый Морозовский хор под управлением И. Фортова (позднее П. Цветкова ). Число певцов в нем доходило до 60 человек. Репертуар был обширным, включал в себя богослужебные песнопения знаменного, путевого, демественного распевов, исполнял и чисто старообрядческие распевы – «рогожский» и «Преображенский», а также духовные стихи. С 1908 г. начались концертные выступления хора. Всего состоялось шесть выступлений, последнее – 13 марта 1911 г. в Большом зале Московской консерватории. Выступления Морозовского хора имели большой резонанс в музыкальных кругах столицы. В 1907, 1909 и 1910 гг. были осуществлены записи хора на грампластинки. На сегодня эти уникальные записи являются единственным источником в изучении старообрядческой певческой традиции начала XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Соч.: К вопр. об атрибуции памятников древнерус. певч. искусства: (На примере ркп. Соловецкого собр., 690/751)//Источниковедение лит-ры Др. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1980. С. 191-203; Стихиры Евангельские - один из видов праздничных стихир: (Опыт текстол. исслед.)//Проблемы рус. муз. текстологии: (По пам-кам рус. хоровой лит-ры XII-XVIII вв.): Сб. Л., 1983. С. 78-93; Знаменная нотация XII-XIV вв.//Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры». Л., 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 44-45; Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв.//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 27-49; Руководства по теории знаменного пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; Вып. 4); «Путные тайны» Азбуки Христофора//Источниковедческое изуч. памятников письменной культуры: Сб. науч. тр./Сост.: Г. П. Енин. Л., 1990. С. 51-71; «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.: Дис. СПб., 1995; Жанр блаженн в церк.-певч. искусстве//Рукописные памятники: Публ. и исслед./Сост.: Г. П. Енин. СПб., 1997. Вып. 4. С. 193-214; «А сие в Кирилове монастыре поют…»: (О певч. репертуаре Кирилло-Белозерского мон-ря XVII в.)//Петербургский муз. архив: Сб. ст. и мат-лов. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24-43; Муз. учебники средневек. Руси//Царскосельские чт., 2-е: Науч.-теорет. межвуз. конф., 27-28 апр. 1998: Тез. докл./Ред.: В. Н. Скворцов. СПб., 1998. Т. 3. С. 47-55; Октоих нотированный (по мат-лам рукописей XV-XVII вв.)//Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 22-23 мая 1998 г./Отв. ред.: Г. В. Алексеева. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 128-134; Рус. муз. азбуки XV-XVI вв.: Учеб. пособие. СПб., 1999; C. В. Смоленский и Петербургская консерватория//Петербургский муз. архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 100-112; «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 РНБ//Певч. наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221; Певческие циклы Обихода//Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. М., 2003. С. 215-236. (Гимнология; Вып. 4).

http://pravenc.ru/text/168416.html

Эти стороны означенных распевов в мелодическом их виде и составят предмет дальнейшего о них наследования. 1 В текст сразу внесены поправки автора, которые были сделаны им позже. – Редакция Азбуки веры. 2 «Правосл. Собеседник» за 1887 г., февраль, статья г. Смоленского. Также «Церковное пение в России», прот. Д. В. Разумовского, вып. 1, стр. 73. 7 См. об этом «О церковном пении в греко-российской церкви» § 4 стр. 92–94; сн. «Прав. Собеседник» за 1887 г., февраль, статью Ст. Смоленского «Общий очерк историч. и муз. значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и азбуки певчей А-ра Мезенца». 11 Разводы, т. е. объяснения фитных знаков или строк мудрых, обыкновенно делаемые на полях рукописей, были различны и способны сбит с толку не только певца, но и исследователя древних столповых певцов. См. «Церк. русское пение», стат. прот. Д. В. Разумовского, стр. 17. Некоторые мастера церковного пения в 16 в., взимая за обучение «мзду велию», как скоро замечали у себя ученика «остроумна естеством и вскоре познающа пение их и знамя, тот-час скрывали от него добрые переводы или исправные списки нотных книг и учили петь по перепорченным и не с прилежанием того ради, точию бо един славен был от человек паче всех». Там же, стр. 77. 14 Об этих комиссиях см. «Ц. пение в России» о. прот. Разумовского, стр. 78–80 и 168; сн. Его же статью «Церковно-русское пение», 1871 г. М., стр. 18–20. 16 Нотные «Октоих, Ирмолог и Праздники» содержать в себе исключительно мелодии знаменного распева, в Обиходе же он идет параллельно с киевским распевом и при изложении мелодии занимает первое место. 18 Греческий распев в более полном изложены можно видеть лишь в рукописях и частью в последствии в переложениях придворной певческой капеллы. Государевы певчие дьяки 1702 г. в Соловецком монастыре в присутствии Петра 1-го все всенощное бдение на 15 августа пели греческими распевом. Соловецкий летописец. См. Описание Арханг. губ. К. Молчанова. Спб. 1813 г., стр. 307. 19 «Церк. пение в России», о. прот. Разумовского, стр. 187195. «Прав. Собеседник» за 1887 г., статья г. Смоленского, стр. 2389. 20 «Церк. пение в России», о. прот. Разумовского, стр. 188. Сверх того, для домашнего употребления Симеоном Полоцким составлены: «Стихотворный месяцеслов» с напевами на мотивы польских печен и «Стихотворная Псалтирь», положенная на музыку особую для каждого псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Разнообразные экспедиции русских ученых на Афон, конечно, устраивались, но к пению и певческим книгам имели лишь самое косвенное отношение. Сейчас не время и не место рассказывать биографию Степана Смоленского – безусловно, крупнейшего русского музыкального медиевиста дореволюционного времени, достойного наследника о. Димитрия Разумовского . Он был и директором Синодального училища, и руководителем хора, и управляющим Придворной капеллой, первым издателем крюковой Азбуки с собственным исследованием. Он первым в России собрал огромную коллекцию именно певческих книг в стенах Синодального училища, и, наконец, Смоленский был руководителем одного из отделов научного общества с большой традицией и большими возможностями – ОЛДП, руководимого графом Сергеем Шереметевым. Следует заметить, что до 1906 г. Смоленский дважды путешествовал по славянским странам с целью знакомства с состоянием церковного пения и певческими книгами и нотациями, что он состоял в переписке с некоторыми славянскими, а также западными учеными, занимавшимися древними формами церковного певческого письма Запада и его связями с византийским пением, и, во всяком случае, читал основные труды на эту тему. Особенное внимание Смоленского еще с его молодых лет было обращено на древнейшие русские йотированные рукописи, которые он самым пристальным образом изучал в хранилищах Москвы и Петербурга. Сохранилось достаточно много неопубликованных так называемых «каталогических» работ Смоленского по разным типам певчих книг, по разным церковно-певческим жанрам; часто они выполнены методом «сравнительного изложения», когда одно и то же песнопение рассматривается в его вариантах по разным рукописям или в его бытовании в разных эпохах. Вполне естественно, что ученого особенно занимал вопрос происхождения русского церковного пения, который тогда находился в почти неисследованном состоянии. Ближайшей по времени работой на эту тему в России было исследование протоиерея Василия Металлова «Богослужение Русской Церкви. Период домонгольский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное пение ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДУМБАДЗЕ груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки

http://pravenc.ru/rubrics/133443_4.html

Конечно, собраны были наилучшие и наиболее известные и сведущие мастера, практики и теоретики знаменного пения и его нотации. Ведь дело шло не только об исправлении невмированных текстов на речь, но и о напечатании певческих книг со столповой нотацией и с исправленными на-речь текстами, а также с распетыми по прежним образцам новыми редакциями текстов, принятыми высшей церковной властью. По-видимому, старец Александр Мезенец играл в этой комиссии заметную роль, а потому нужно сказать о нем несколько слов до того, как иы опять перейдем к нашему повествованию. «Мезенец» было его клиросным прозвищем, фамилия же его была Стремоухов. Родом он был из Новгорода-Северского, почему и именует себя «иноземцем», каковым он и являлся в действительности по отношению к Московскому государству. В точности не известно, когда он прибыл в Москву и поступил в монастырь св. Саввы в Звенигороде. По-видимому, он был, как сказано, одним из деятельнейших и авторитетнейших членов комиссии, так как он суммировал результаты трудов комиссии по реформе столповой нотации и приспособленности ее к печатанию типографским способом, на что указывает акростих в конце его «Азбуки» 101 : «Троудился Александр Мезенец и прочии», писанный виршами, столь модными во второй половине XVII в. Воспроизведенная Металловым 102 каллиграфическая подпись Мезенца латинскими буквами свидетельствует о том, что он, как выходец из северной страны, был образованным человеком; прозвище же «Мезенец» соответствует слову «мизинец» («мезинец») и употреблялось иногда в приложении к самому младшему сыну в семье, или, возможно, к человеку маленького роста. Типографская техника Московского двора того времени делала чрезвычайно затруднительным, почти невозможным печатание черных знамен и при них красным цветом мелких киноварных помет. Нужно было найти возможность, с одной стороны, избежать печатания киноварных помет, с другой же стороны, сохранить при певческих знаках точные казания относительной высоты звуков, указываемых знаменами, как это делали киноварные пометы. Поэтому комиссии пришлось сверх исправления текста песнопений на-речь выработать еще систему уточнения относительной высоты звуков, указываемых знаменами, что позволило бы печатать певческие богослужебные книги со столповой нотацией одной черной краской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но, конечно же, дело заключалось не только в каком-то моем особом отношении к этому тексту, ибо я уверен, что независимо ни от чего он представляет собой совершенно исключительное явление уже сам по себе. Здесь каждая вещь, каждый предмет освобождается от нарративных, психологических, идеологических и прочих напластований и предстает в своей изначальной природе. Здесь каждая вещь и каждый предмет практически превращается в ready made и обретает мощь дюшановского писсуара. Все это буквально завораживало меня, и в тот момент я совершенно искренне полагал, что нет и не может быть лучшего литературного текста. Однако не меньшее значение имело и само время возникновения этих описей. Так, опись монастырской ризницы была произведена в 1667 году, а описи монастырской и келарской казны — в 1676 и 1677 годах соответственно. Но именно в эти годы, вернее, именно в это десятилетие и происходила та бурная полемика вокруг вопросов богослужебного пениям которая послужила поводом написания моего «Трактата о богослужебном пении». Именно в эти годы, а если быть точнее, то именно в 1668 году старец Саввино-Сторожевского монастыря Александр Мезенец возглавил вторую комиссию по исправлению певческих книг и составил «Извещение о согласнейших пометах» — теоретический трактат, известный теперь под названием «Азбуки Александра Мезенца». Так что, как только я увидел «Описи Саввино-Сторожевского монастыря XVII века» и узнал дату возникновения этих текстов, то сразу же понял, что это — месседж, адресованный персонально мне и исходящий не от кого иного, как от самого старца Александра Мезенца. Более того, я понял, что это не просто месседж, но это его благословение, возлагающее на меня миссию сохранения и дальнейшей передачи знаний об аскетических основах древнерусского богослужебного пения, и мой «Трактат о богослужебном пении» должен был явиться не чем иным, как исполнением этой благословенной мне миссии. 60 Читая и перечитывая «Опись Саввино-Сторожевского монастыря», я постоянно пытался найти определение для текстов подобного рода, и тут вдруг обнаружил, что это определение уже найдено академиком Лихачевым, который определил древнерусскую литературу термином «этикетная литература».

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

На смену типичному для певческих рукописей XVII в. формату в 4° приходит большой формат в 1°. Значительно увеличился размер певч. знаков, а также букв распеваемого текста. Типичным для Д. 2-го этапа стало наличие не встречавшейся в составе ранних Д. 1-го этапа азбуки певческой , к-рая обычно помещается в начале книги и содержит перечисление начертаний знаков демественной нотации с их переводом на столповое дробное знамя . Их разработка и введение в качестве устойчивого компонента содержания Д. целиком относится к достижениям старообрядческой культуры. По признаку принадлежности песнопений к той или иной службе состав поздних Д. следующий: 1) «Сказание демественному ключевому знамени» (азбука); 2) песнопения великой вечерни: «Приидите поклонимся», предначинательный псалом, припев на великом повечерии в праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Пресв. Богородицы «С нами Бог»; 3) песнопения Пасхи: стихира на обхождение храма «Воскресение Твое, Христе», тропарь «Христос воскресе», стихира «Воскрес Исус от гроба», отпуст «И нам дарова»; 3) песнопения великой вечерни: «Свете тихий», прокимны седмичные, прокимны Светлой седмицы (вечерние), прокимен в Великий пост «Не отврати лица Твоего», тропарь «Богородице Дево» (на воскресном бдении); 4) песнопения утрени: «Бог Господь», полиелей, по полиелее в Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную «На реце вавилонстей», величания на Господские, Богородичные праздники и святым; 5) песнопения литургии: «Единородный Сын», в праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни Светлой седмицы и в период Пятидесятницы - «Елицы во Христа крестистеся», в праздник Воздвижения Креста и в Неделю крестопоклонную - «Кресту Твоему покланяемся»; 6) песнопения службы Пасхи: прокимен «Сий день иже сотвори», кондак «Аще и во гроб»; 7) песнопения литургии: по Апостоле - «Аллилуия», пред и по Евангелии - «Слава Тебе, Господи», «Буди имя Господне»; 8) на воскресной утрене - «Свят Господь»; 9) на воскресной полунощнице - «Достойно есть»; 10) на молебне Богородице - стихира «Владычице, приими»; 11) песнопения литургии: задостойник на литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется», задостойник Пасхи «Светися, светися», задостойники на Господские и Богородичные праздники, блаженны воскресные, на Господские, Богородичные праздники и святым, прокимны воскресные на литургии, прокимны на литургии Господских, Богородичных праздников и святых; 12) на утрене - стихиры по 50-м псалме на Господские, Богородичные праздники и святым; 13) песнопения чина освящения воды на Богоявление - стихиры «Глас Господень, Слава: И ныне: Приклонил еси главу Предтечи»; 14) песнопения литургии: на целование креста стихира «Иже Крестом ограждаеми», в Великую субботу задостойник «Не рыдай Мене, Мати», на Пасху задостойник «Светися, светися».

http://pravenc.ru/text/171654.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010