Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Певческие книги БРЕВИАРИЙ католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди КИРИАЛ литургическая певч. книга для католич. мессы рим. обряда, содержащая гл. обр. песнопения ординария (неизменяемые песнопения) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/286546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ДУМБАДЗЕ груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства

http://pravenc.ru/rubrics/123242_7.html

42 . Гарднер И. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении//О церковном пении. Сб. статей Сост. Ο. В. Лада – М. 1997 – С. 92–96. 43 . Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка//О церковном пении Сб. статей/Сост. О.В. Лада – М. Талан 1997 – С. 146–155. 44 . Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры – М. 1983 – 288 с. 45 . Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века Встреча двух эпох – М. 1994 – 125 с. 46 . Герцман Е. Византийское музыкознание – Л. 1988 – 256 с. 47 . Герцман Е. Гимн у истоков Нового Завета Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин – М. 1996 – 288 с. 48 . Глас Византии – М. 2006 – 62 с. 49 . Голованов Н. Духовные произведения для смешанного хора a cappella/Редакция и примечания О. И. Захаровой – М. 2004. 50 . Гречанинов А. Моя жизнь СПб 2009 – 240 с. 51 . Гулянищая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века – М. 2002 – 432 с. 52 . Гурьева Н. Система осмогласия в русской литургии конца XVII – начала XVIII веков Дисс. канд. искусствоведения – М. МГК им П. И. Чайковского. 2000 – 382 с. 53 . Гусейнова З. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков. Учебное пособие/СПбГК – СПб 1999 – 132 с. 54 . Дегтярев С. Литургия до мажор. Публикация партитуры, редакция научного текста, переложение для ф-но и науч. Исследование. A. В. Лебедевой-Емелиной//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Сб. статей и исследований. Вып. 2/Сост. Ю.И. Паисов – М. 2004 – С. 108–161. 55 . Заболотная Н. Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI–XIV веков. Учебное пособие/РАМ имени Гнесиных – М. 2004 – 76 с. 56 . Захариас Пасхалидис. Церковная византийская музыка. Краткая теория и практика – М. 2004 – 143 с. 57 . Захарова О. Религиозные взгляды Чайковского//П.И. Чайковский. Забытое и новое. Альманах. Вып. 2/Сост. Вайдман Π.Е., Белонович Г.И. – М. 2003 – С. 162–167. 58 . Захарьина Н. Русские певческие книги типология пути эволюции. Дисс. докт. искусствоведения – СПб 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В издательстве ПСТГУ вышло учебное пособие «Азбука Осмогласия» 10 сентября 2008 г. 10:15 Настоящее издание является результатом совместного труда преподавателей кафедр регентования и церковно-певческого обихода Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Первый выпуск «Азбуки» содержит образцы стихирных напевов для неполного смешанного хора (сопрано I, сопрано II, альты, басы) с краткими указаниями по распеванию богослужебных текстов. В Приложение, в качестве дидактического материала, включены гимнографические тексты восьми гласов. В сборнике представлена современная московская традиция гласового пения, которая наряду с исконно московскими напевами включает в себя и распевы других местных школ. Пособие предназначено для учащихся регентских отделений духовных школ, дирижерско-хоровых факультетов музыкальных училищ и вузов, регентов и певчих, а также для всех любителей уставного церковного пения. Составители в течение долгого времени преподают церковно-певческий обиход на факультете Церковного пения ПСТГУ. Многие распевы собраны трудами Королевой Т.И. Составители пособия: Заманская Л.П., Тартаковская О.А., научный редактор Резниченко Е.Б., консультанты Ефимова М.Б., Королева Т.И., Красовицкая М.С., Михайлов В.В. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/457607.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России. По происхождению из польск. шляхетства. В 60-80-х гг. (до 1784) работал в московской Синодальной типографии наборщиком (с 1743), комиссаром (с 1758), протоколистом (с 1760), надзирателем (с 1768), секретарем (с 1772). С 1766 г. готовил первые издания певч. книг в киевской квадратной нотации: Ирмология, Октоиха, Обихода, Праздников, Азбуки начального учения простого нотного пения (1772), сокращенного Обихода (1778). Впервые в России создал шрифт для наборного печатания одноголосных певч. книг; предполагал и печатание многоголосных партитур. Составил «Нотную с краткими примерами грамматику», из к-рой в Азбуку вошла лишь «Гвидова рука» (средневек. метод демонстрации звуковой системы, приписываемый Гвидо д " Ареццо ). Основные материалы, принадлежащие Б., хранятся в РГАДА, в фонде конторы Синодальной типографии (Ф. 1184). Лит.: Безсонов П. А. Судьба нотных певческих книг//ПО. 1864. Май. С. 28-53; Июнь. С. 92-130; Теплов Л. К. К вопросу о начале нотопечатания в России//Полиграфическое производство. 1950. 3. С. 31-32; Вольман Б. Л. Рус. печатные ноты XVIII в. Л., 1957. С. 19-21. Н. Б. Захарьина Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения "

http://pravenc.ru/text/153751.html

протоиерей Димитрий Разумовский (07.11.1818–14.01.1889) История Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Разумовский Исследователь древнерусской и византийской церковной музыки, палеограф, педагог. Основатель русской певческой медиевистики. Биография Происходил из семьи священников, служивших в Тульской губернии. В 1843 году окончил Киевскую духовную академию. В 1843—1850 годах преподавал физику, математику и древнееврейский язык в Вифанской духовной семинарии (Сергиев Посад). В 1850 году переехал в Москву, где был рукоположен в сан священника. В 1852—1854 годах священник Николаевской церкви у Боровицких ворот Кремля. С 1854 года до конца своих дней служил в церкви св. Георгия на Всполье (не сохранилась). С 1858 года Разумовский — член Комиссии для рассмотрения и исправления нотных церковных сочинений. В 1862 году познакомился с князем В. Ф. Одоевским, с которым был дружен до самой кончины последнего (исповедовал и причастил его в последний раз). В 1866 году по инициативе В. Ф. Одоевского в Московской консерватории была открыта кафедра истории и теории церковного пения, которую Разумовский возглавлял (с 1871 — профессор консерватории) до 1889 года. Действительный член Общества любителей древнерусского искусства (с 1864), Московского археографического общества (с 1865). Член-корреспондент Императорского общества любителей древней письменности (1883). Круг творческого и научного общения Разумовского был чрезвычайно широк. В него входили многие известные музыканты, учёные, писатели, деятели искусства — Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский (обращался к Разумовскому за советами, в частности, по поводу своей Всенощной), В. В. Стасов (несколько лет активно переписывался с ним), С. И. Танеев, Н. Д. Кашкин, Ю. К. Арнольд (которому Разумовский помогал добывать редкие источники по старинной теории музыки), С. В. Смоленский (активно способствовал изданию последним «Азбуки» Мезенца). Умер в Москве 2 января 1889 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

И ныне в наших храмах встречаются разные певческие традиции: доминирование композиторских сочинений, или предпочтение гласовых и монастырских распевов. Это множественность отражает многовековые певческие традиции Русской Церкви. Личные симпатии при этом возможны, но недопустима категоричность. Подвижник-исповедник нашего времени, митрополит Алма-Атинский Иосиф (†1975), говорит, что святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 дек.) – это святитель Николай († ок. 335; пам. 6 дек.) нашего времени. Любимое песнопение пастыря-праведника – Великое славословие Велиумова, единственное музыкально-певческое сочинение кронштадтского регента. Музыкальные стили могут быть различны, но неизменным должно быть благочестие и почтительное отношение одних любителей к другим. Святитель Макарий Московский (†1563; пам. 30 дек.) наставляет: «От разумнаго бо и благочиннаго пения приходит всякому человеку умиление в душу и страх Божий в сердце, и умилное покаяние и слезы. И всем умом к Богу вопиюще, и слыша Господь общая и согласная вкупе моления дарует благодать и милость рабом Своим. И того ради подобает пети и чести и во святых церквах со страхом и с трепетом предстояти не токмо священным, но и всем православным христианом» 423 . Божий храм Обращаясь к коринфянам, Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:19–20 ). Таким образом, человек уподобляется храму, причём, как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого – храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог , ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:16–17 ). Но, как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священного Писания, является большим грехом: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата... скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ) – говорит Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В начале 26-й сонаты Бетховена звучит на piano такой красивый фанфарный оборот – двухголосие, похожее на золотой ход валторн, только c прерванным кадансом, – и прямо в нотах в этом месте есть подтекстовка «Lebewohl» – «Прощайте». 26-я соната и называется «Прощальной», так как посвящена вынужденному отъезду из Вены эрцгерцога Рудольфа Австрийского. Евгений Петров И у композиторов-романтиков есть такие скрытые от слушателей цитаты. Например, у Листа есть чудесное произведение «Фонтаны виллы д’Эсте». Там музыка изображает журчание воды в разных красках, и уже в последнем разделе идет вписанная автором в нотный текст цитата из 4-й главы Евангелия от Иоанна: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Смысл произведения сразу меняется: от иллюстративной зарисовки красивых фонтанов к глубокой идее о воде жизни, о Божией помощи, которая повсюду. Я подумал: «Почему бы не сочинить для хора?» – и переложил стихиру Димитрию Прилуцкому Так что меня вполне устроило бы такое «закадровое» существование текста даже на протяжении большого сочинения. Но получилось так, что я написал несколько инструментальных номеров уже для рогового оркестра. Один из них даже был исполнен молодежным роговым оркестром в Малом зале филармонии. В итоге в симфонию-кантату эти номера не вошли. Я почувствовал, что это не совсем то, что нужно, что из этого трудно будет выстроить большое сочинение: одна стихира звучит хорошо, но поставить рядом еще восемь стихир – и будет как-то однообразно. Я поймал себя на мысли, что сочиняю для рогового оркестра так, как сочинял бы для хора, и подумал: «Почему бы тогда не сочинить для хора?». А потом переложил один из номеров – стихиру Димитрию Прилуцкому. Материал прекрасно выдержал адаптацию к хоровой партитуре, и успех этого уже хорового сочинения определил дальнейшее развитие. – Премьера вашей симфонии-кантаты прошла в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки». Как вы оказались среди участников фестиваля?

http://pravoslavie.ru/146068.html

Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его... Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. ( Лк.1:46–55 ). Где-то между II и III столетиями, когда появится апокрифическое «Евангелие от Иакова», его автор, подражая Луке, расскажет о том, что в свое время мать Марии, Анна, родив будущую Богородицу, «составила песнь Господу». И в этом не было ничего необычного, ибо такова была традиция иудейского и раннехристианского мышления – петь хвалу Всевышнему за Его благодеяния. Поэтому приведенный гимн, прозвучавший из уст Марии, являлся естественным выражением чувств. Впоследствии этот текст распевался самыми разными христианскими певцами и композиторами Запада и Востока бесчисленное количество раз. Многие из распевов настолько прочно вошли в обиход христианской жизни, что стали олицетворением музыкального образа Пресвятой Богородицы. И это не случайно, так как монолог Марии очень хорошо «ложится» на музыку. Ведь он представляет собой мозаику фрагментов, певшихся в Древнем Израиле: парафразы из псалмов, поэтико-певческие выражения из книги пророка Исаии и т. д. Иначе говоря, этот текст создан «по образу и подобию» песен, распространенных во всем древнем мире. И у исследователей вполне естественно возникла убежденность в том, что «Величит душа Моя Господа» – песнопение, перенесенное из самой жизни на фолианты новозаветной рукописи. То же можно сказать и о другом отрывке из первой главы «Евангелия от Луки». Пророчество с музыкой После благополучных родов Елисаветы и наречения новорожденного младенца Иоанном, согласно волеизъявлению Всевышнего, долгое время молчавший Захария обретает дар речи и произносит монолог в честь Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да восстанет Бог , и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. Затем Антоний пропел стих из 117-го псалма: Все народы окружили меня; но именем Господним я низложил их. Антоний постоянно призывал своих учеников: «Пойте псалмы перед сном и после сна» (Житие св. Антония 55). И они послушно следовали совету наставника, «проводя жизнь в пении псалмов, в молитвах, в посте и бдении». После знакомства со всеми этими сообщениями может зародиться мысль, что подобный «певческий» образ возник только под пером Афанасия Александрийского , написавшего «Житие святого Антония». Однако и в других источниках Антоний предстает с тем же «певческим ореолом». Палладий (ок. 364–425 гг.), автор главнейшего источника о жизни раннего монашества – «Лавсаиковой истории» (названной так по имени Лавсаика, управляющего двором восточно-римского императора Феодосия II Малого, которому труд был посвящен), рассказывает, что некий старик хотел монашествовать вместе с Антонием, обещая следовать ему во всем. Вот один эпизод из их совместной жизни: «Вновь [ночью] поднялся Антоний, прочел двенадцать молитв и спел двенадцать псалмов. Затем он лег для своего первого краткого сна и еще раз поднялся среди ночи, чтобы петь псалмы до наступления дня. И когда увидел, с каким рвением старик подражает ему, он сказал: „Если ты можешь делать это каждый день, тогда оставайся со мной " » (Лавсаикова история XXII). Иероним описывает случай, происшедший через три года после смерти Антония, когда преподобный Иларион посетил место его отшельничества. Ученики Антония сказали Илариону: «Вот место, где он пел псалмы» (Житие св. Гилария 26). Эти слова весьма знаменательны, так как они показывают, что даже в древности воспоминания об Антонии были неразрывно связаны с представлением о поющем монахе. Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что еремит пел не ради самого пения. Оно было лишь одним из способов достижения цели, ради которой и возникла идея монашества. Но это уже другой вопрос, и мы остановимся на нем несколько далее. Сейчас же примем к сведению все, что сообщают древние авторы о важности пения в пустыннической жизни Святого Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010