Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ система записи демественного и строчного пения , выработанная в сер. XVI в. государевыми певчими дьяками на основе фонда знаков казанской нотации . Наиболее ранние образцы Д. н. зафиксированы в поголосных записях многолетий, выявленных Н. Д. Успенским в составе путевой рукописи РНБ. Солов. 763/690, датируемой 60-70-ми гг. XVI в. (см.: Успенский. Ил. XXIX а, б). Анализ поголосных записей многолетий и одноголосных записей путевых песнопений в этой рукописи выявляет много совпадающих по графике начертаний, что позволяет предположить использование в них одной и той же знаковой системы. Изучение азбук певческих путевого и демественного знамени, в к-рых изложен основной фонд певч. знаков соответствующих нотаций, обнаруживает, что наиболее ранними являются азбуки путевого знамени, время бытования к-рых приходится на период с 1603 г. до 90-х гг. XVII в. Азбуки Д. н. появились в кон. XVIII в. и используются в старообрядческой среде в сотнях экземпляров до наст. времени. При сопоставлении истории путевого и демественного распевов с историей их азбук обнаруживается, что появление азбук предваряется бытованием рукописей, в к-рых используются эти нотации. Период, предшествующий появлению азбук путевой нотации, занимает четверть века, а азбуки Д. н. отделены от наиболее ранних рукописей этой нотации почти 2 столетиями (РГАДА. Ф. 188. 1696: Сб. обиходных песнопений с чином пещного действа, нач. XVII в.; ГЦММК. Ф. 283. 15: Демественник, 1606-1612 гг.). Объяснить отсутствие демественных азбук в XVII в. их утратой невозможно - от этого времени сохранились десятки тысяч певч. рукописей. Древнерус. теория музыки имела практическую направленность, отсутствие демественных азбук в указанное время может быть объяснено только тем, что начертания, названия и разводы демественных знаков были хорошо известны. Все демественные азбуки представляют собой один тип руководства, в к-ром помещены начертания и разводы демественных знаков. По форме изложения это руководство аналогично Граням путевой нотации, за исключением того, что демественные знаки, а также их разводы столповым дробным знаменем снабжены степенными и указательными пометами , что значительно облегчает их понимание и изучение.

http://pravenc.ru/text/171650.html

Скачать epub pdf Профессор Московской консерватории и Археологического института в Москве протоиерей Василий Михайлович Металлов (1862–1926) принадлежит к числу наиболее видных исследователей древнерусского певческого искусства. Его широкая научная деятельность развернулась на рубеже XIX-XX веков. Настоятель одного из московских храмов, он одновременно являлся крупнейшим знатоком церковного пения. Протоиерей Василий Металлов оставил работы по всем вопросам древнерусского певческого искусства. Ему принадлежит одно из первых в России капитальных исследований самого древнего пласта русской церковной музыки 2 . Он составил «Азбуки» знаменного и демественного пения 3 , а также ценнейшее исследование по русской семиографии 4 . Его работы по истории знаменного распева, палеографии и церковной археологии до сего дня являются основополагающими в этих областях. Значение научной деятельности протоиерея Василия Металлова в русской музыкальной медиевистике определяется тем, что ему первому из русских ученых удалось вникнуть в сущность осмогласия знаменного распева. Продолжая дело первых ученых-палеографов, обобщив в своих трудах все достигнутое в музыкальной медиевистике до него и выдвинув много смелых гипотез о происхождении и историческом развитии русского церковного пения, он сумел избежать ошибок своих предшественников и поднялся на новую ступень понимания основ русского осмогласия. Это позволяет говорить о том, что работы Металлова по знаменному распеву явились кульминационным моментом в истории изучения древнерусской церковной музыки, а его «Осмогласие знаменного распева» стало краеугольным камнем для всех последующих изысканий отечественных и зарубежных ученых в области древнерусского певческого искусства. Русская музыкальная медиевистика как наука, изучающая древнее церковное пение и способы его фиксации, сформировалось не ранее середины прошлого века, когда группа выдающихся церковно-музыкальных деятелей, среди которых первыми можно назвать В. М. Ундольского, И. П. Сахарова и В. Ф. Одоевского, начала систематическое освоение древнерусского певческого искусства и научную разработку многих его вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой. Термин «Д.» в рукописях не встречается, введен в употребление исследователями для обозначения наличия в записи 2 типов «знамен» (т. е. нотаций). Небольшое число сохранившихся списков Д. свидетельствует о том, что широкого распространения они не имели. Исходя из способов записи, Д. можно разделить на 2 группы. В 1-й содержание изложено 2 крюковыми нотациями, во 2-й - столповой ( знаменной ) и 5-линейной нотациями. Исторически наиболее ранней является 1-я группа - крюковые Д. Принцип изложения материала 2 крюковыми нотациями был использован впервые в певч. руководствах путевой нотации . Таковыми являются Грани и Согласник , появление к-рых относится к первым годам XVII в. В названных руководствах менее известная путевая нотация объясняется посредством перевода ее певч. знаков и попевок на общеизвестную столповую нотопись. Переводы записаны последованием певч. знаков, прочитываемых по их алфавитному значению. В рукописях такая форма записи именуется «дробным знаменем» : «…о дробном бо знамени путном и столповом об[ъ]явлено в гранях. Еже, что вместо параклита или крюка и прочих дробных» (ГИМ. Син. певч. 1160. Л. 23, 50-е гг. XVII в.). Поскольку разводы путевых знамен и попевок выполнены беспометным столповым знаменем, в наст. время не поддающимся точному прочтению, то нет возможности правильно понять их. Информация ограничена сведениями о длительностях и ритмическом рисунке развода , точные высотные соотношения знаков в разводах остаются неизвестными. Последнее почти исключает возможность использования путно-столповых Д. при расшифровке путевой нотации. Количество путно-столповых Д. небольшое. Известно 10 списков Граней (ГИМ. Син. певч. 1240, 1072, 1160, 74, 1334; РНБ. Кир.-Бел. 665/922; Соф. 490; Вяз. О-80; РГБ. Ф. 178. 875; Ф. 37. 240), бытующих в певч. рукописях от нач. до 60-х гг. XVII в., и 3 списка Согласника (РНБ. Кир.-Бел. 665/922; РГБ. Ф. 247. 217; ГИМ. Син. певч. 1160): 1-й датируется 1604 г., 2-й - 20-ми, 3-й - 50-ми гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/171505.html

Программа Дней славянской письменности и культуры в Москве (18-31мая 2007 года) 21 мая 2007 г. 15:36 Году русского языка посвящается Праздничные мероприятия в парках, Домах культуры, библиотеках, образовательных учреждениях, культурных центрах славянских стран. (Концерты, выставки, встречи с писателями и поэтами). «История и традиции славян» — цикл книжно-иллюстративных выставок из фондов Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова. Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова. Ответственные: Комитет по культуре, Префектуры административных округов г. Москвы. 18 мая 12.00 — «Путешествие в страну славянской азбуки» — IX окружной праздник славянской письменности и культуры. ТЦ «Москворечье» (Каширское шоссе, д. 52). Ответственные: Управление культуры ЮАО. 13.30 — Открытие Московского Международного фестиваля славянской музыки. Дворец-усадьба Н.А. Дурасова в Люблино. Ответственные: Управление культуры ЮВАО, ДШИ им. М.А. Балакирева. 19 мая Московский Международный фестиваль славянской музыки 10.00 — Конкурс молодых музыкантов-исполнителей ДШИ им. М.А. Балакирева. Ответственные: Управление культуры ЮВАО. 12.00 — «Певческое поле» — Окружной хоровой праздник. Зона отдыха «Тропарево». Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЮЗАО. 19-20 мая IX Московский фестиваль старинного романса. 14.00-19.00 — «Романса голос нежный». Парк культуры и отдыха «Сокольники». Ответственные: Комитет по культуре города Москвы. 20 мая 12.00 — «Славянские кружева» — V Международный фестиваль народного творчества. Перовский парк культуры и отдыха. Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ВАО. 12.00-19.00 — «Весна славянского братства» — Тематический праздник. Сад им. Н.Э. Баумана. Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЦАО. Московский международный фестиваль славянской музыки. Концерты хоровой музыки: 16.00 — Дворец-усадьба Н.А. Дурасова. 19.00 — Большой зал Московской консерватории.

http://patriarchia.ru/db/text/246966.htm...

Программа Дней славянской письменности и культуры в Москве (18-31мая 2007 года) 21 травня 2007 р. 15:36 Году русского языка посвящается Праздничные мероприятия в парках, Домах культуры, библиотеках, образовательных учреждениях, культурных центрах славянских стран. (Концерты, выставки, встречи с писателями и поэтами). «История и традиции славян» — цикл книжно-иллюстративных выставок из фондов Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова. Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова. Ответственные: Комитет по культуре, Префектуры административных округов г. Москвы. 18 мая 12.00 — «Путешествие в страну славянской азбуки» — IX окружной праздник славянской письменности и культуры. ТЦ «Москворечье» (Каширское шоссе, д. 52). Ответственные: Управление культуры ЮАО. 13.30 — Открытие Московского Международного фестиваля славянской музыки. Дворец-усадьба Н.А. Дурасова в Люблино. Ответственные: Управление культуры ЮВАО, ДШИ им. М.А. Балакирева. 19 мая Московский Международный фестиваль славянской музыки 10.00 — Конкурс молодых музыкантов-исполнителей ДШИ им. М.А. Балакирева. Ответственные: Управление культуры ЮВАО. 12.00 — «Певческое поле» — Окружной хоровой праздник. Зона отдыха «Тропарево». Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЮЗАО. 19-20 мая IX Московский фестиваль старинного романса. 14.00-19.00 — «Романса голос нежный». Парк культуры и отдыха «Сокольники». Ответственные: Комитет по культуре города Москвы. 20 мая 12.00 — «Славянские кружева» — V Международный фестиваль народного творчества. Перовский парк культуры и отдыха. Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ВАО. 12.00-19.00 — «Весна славянского братства» — Тематический праздник. Сад им. Н.Э. Баумана. Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЦАО. Московский международный фестиваль славянской музыки. Концерты хоровой музыки: 16.00 — Дворец-усадьба Н.А. Дурасова. 19.00 — Большой зал Московской консерватории.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205079...

Разделы портала «Азбука веры» Вакансии интернет-портала «Азбука веры» Волонтёрская помощь (удалённая) 1. Распознавание отсканированных трудов Библиотеки святых отцов и церковных писателей . Труд заключается в сверке и правке сканов книг и статей. Желательно знание и умение работать с программой Abbyy Finereader или аналогичными, Microsoft Word. Вы можете самостоятельно выбрать статью или книгу. Пишите: otechnik@azbyka.ru . 2. Правка размещённых на портале текстов. Исправление ошибок, сверка и оформление библейских цитат. Работаем в Notepad++. Для распознавания или правки необходим стационарный ПК или ноутбук. Каких-либо обязательств по времени нахождения в Сети или времени ежедневной работы не требуется. Будем признательны за помощь, даже если вы можете уделить этому служению час в день. Просим учитывать свои возможности и степень ответственности. Пишите volunteer@azbyka.ru  (Наталье). 3. Набор нот для Азбуки певческой . Пишите svirelka@yandex.ru (Ольге). 4. Заполнение электронной Библии комментариями св. отцов и экзегетов. Пишите: volivanone@ya.ru 5. Статьи и книги для публикации в библиотеке. Список трудов . 6. Авторские профессиональные фотографии для иллюстрации статей нашего портала. Пишите: admin@azbyka.ru . 7. Нужны помощники с базовым знанием какого-либо из древних языков (древнегреческий, латинский, иврит и др.). Знание языков требуется на уровне, позволяющем замечать и исправлять ошибки в орфографии и диакритике при сверке распознанного текста с источником. Хорошее знание грамматики не обязательно. Работа преимущественно в Microsoft Word. Будем признательны даже за нерегулярную помощь. Пишите: alexei.melnikov@yandex.ru Оплачиваемая работа (удалённая). Для воцерковлённых людей, желательно с богословским образованием. Адрес: admin@azbyka.ru 1. Руководитель видеопроекта в Москве. Организация и развитие проекта с нуля. 2. Редактор раздела Азбука новостей . Подбор, согласование и публикация новостей. Требуется христианин, умеющий давать духовно-нравственную оценку событий, с критическим мышлением, без ненависти. 2–3 часа в рабочие дни. Резюме обязательно.

http://azbyka.ru/job

Соч.: К вопр. об атрибуции памятников древнерус. певч. искусства: (На примере ркп. Соловецкого собр., 690/751)//Источниковедение лит-ры Др. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1980. С. 191-203; Стихиры Евангельские - один из видов праздничных стихир: (Опыт текстол. исслед.)//Проблемы рус. муз. текстологии: (По пам-кам рус. хоровой лит-ры XII-XVIII вв.): Сб. Л., 1983. С. 78-93; Знаменная нотация XII-XIV вв.//Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры». Л., 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 44-45; Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв.//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 27-49; Руководства по теории знаменного пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; Вып. 4); «Путные тайны» Азбуки Христофора//Источниковедческое изуч. памятников письменной культуры: Сб. науч. тр./Сост.: Г. П. Енин. Л., 1990. С. 51-71; «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.: Дис. СПб., 1995; Жанр блаженн в церк.-певч. искусстве//Рукописные памятники: Публ. и исслед./Сост.: Г. П. Енин. СПб., 1997. Вып. 4. С. 193-214; «А сие в Кирилове монастыре поют…»: (О певч. репертуаре Кирилло-Белозерского мон-ря XVII в.)//Петербургский муз. архив: Сб. ст. и мат-лов. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24-43; Муз. учебники средневек. Руси//Царскосельские чт., 2-е: Науч.-теорет. межвуз. конф., 27-28 апр. 1998: Тез. докл./Ред.: В. Н. Скворцов. СПб., 1998. Т. 3. С. 47-55; Октоих нотированный (по мат-лам рукописей XV-XVII вв.)//Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 22-23 мая 1998 г./Отв. ред.: Г. В. Алексеева. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 128-134; Рус. муз. азбуки XV-XVI вв.: Учеб. пособие. СПб., 1999; C. В. Смоленский и Петербургская консерватория//Петербургский муз. архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 100-112; «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 РНБ//Певч. наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221; Певческие циклы Обихода//Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. М., 2003. С. 215-236. (Гимнология; Вып. 4).

http://pravenc.ru/text/168416.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Прошлое поет, пока мы его слышим О певческих рукописях, хранящихся в отделе редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета 09.08.2013 653 Время на чтение 14 минут Феномен певческой рукописи Певческие рукописи имели прежде всего богослужебную предназначенность. В течение долгих столетий, почти от самых истоков принятия христианства на Руси, в них переписывались тексты песнопений в сопровождении особых музыкальных знаков - крюков, или «знамен», а затем, с конца XVII века, и в сопровождении нот. Названия многих певческих рукописей аналогичны названиям служебных книг - Октоихи, Ирмологии, Триоди, Праздники (собрание стихир Минеи Праздничной). Есть и специфические певческие типы книг, например Трезвоны. В такой книге собраны службы святым или почитаемым на Руси иконам, а название она получила от колокольного звона, положенного в праздничные дни. Или, к примеру, Обиход: в нем обычно записывались неизменяемые песнопения суточного круга - ектеньи, «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», Херувимские, «Милость мира», «Достойно есть», постовые песнопения, а также из молебна, панихиды, венчания, иначе говоря - всё, что необходимо в церковном обиходе. Некоторые типы русских певческих книг имеют почти тысячелетнюю историю - как правило, это те, в которых собраны песнопения, изменяемые в зависимости от праздника или дня недели, - стихиры, ирмосы. А песнопения обиходные, постоянные, что удивительно, начинают фиксироваться в рукописях только с XV века, да и книга Обиход распространяется в XVI столетии: значит, эти «постоянные песнопения» на протяжении нескольких веков хранились устно! К числу певческих книг относятся также «азбуки» и теоретические руководства, связанные с искусством богослужебного пения. В них могут быть просто перечислены крюковые знаки («знамена») с их названиями, могут быть даны их толкования (способ исполнения), могут быть собраны сложные, требующие специального выучивания, длительные по распеву строки из песнопений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. В Отделе рукописей РНБ прошла выставка под названием «Остромирово Евангелие и рукописная традиция новозаветных текстов». Выставка стала завершающим звеном в цепи мероприятий, состоявшихся в нынешнем году в связи с 950-летием древнейшей книги на русском языке - Остромирова Евангелия. В день открытия выставки, 29 октября, посетителям библиотеки был показан подлинник Остромирова Евангелия. Знаменитый рукописный памятник извлекают из сейфа, где он хранится, крайне редко – обычно по заказам искусствоведов, изучающих содержащиеся в этой книге миниатюры. Большинству же исследователей выдается факсимиле Остромирова Евангелия. Дело не только в необыкновенной ценности этой книги, но и в том, что для сохранности старинного пергамента необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим. Поэтому и на этот раз Остромирово Евангелие демонстрировали всего несколько часов. Всего на выставке было представлено 64 рукописных книжных памятника. Экспозиция состояла из четырех частей. Первый раздел посвящен Остромирову Евангелию. Второй раздел на примере одиннадцати греческих манускриптов знакомит с искусством рукописной книги VI – XIII веков. Третий раздел объединяет пятнадцать южнославянских рукописных Евангелий XI – XIV bekob, среди которых одно глаголическое (то есть, написанное при помощи древнейшей славянской азбуки – глаголицы). Четвертый раздел представляет двадцать один древнерусский список Евангелия XII – XVII bekob, а также три списка XIX beka. Четвертый раздел вмещает семь певческих рукописей XII – XVII bekob, а также пять художественно оформленных переплетов напрестольных Евангелий.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-04/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАНИ Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. 1240. Л. 592 об.) Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. 1240. Л. 592 об.) один из типов руководства (см. ст. Азбука певческая ) по путевой нотации , в к-ром приводятся начертания (иногда с наименованиями) путевых знамен, сопровождаемые их разводами столповыми знаменами (см. ст. Знаменная нотация ). Назначение Г.- раскрыть муз. интонацию, ритмический рисунок и временную протяженность того или иного знака путевой нотации. В наст. время выявлено 10 списков Г., датируемых нач. - сер. XVII в. Все они оформлены в виде таблиц. В 5 руководствах (РНБ. Кир.-Бел. 665/922, 1604 г.- инока Христофора , старца Кириллова Белозерского мон-ря, Ф. 37. 240, до 1620 г., Ф. 247. 217, 20-е гг. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 1072, 50-е гг. XVII в., 1160, 50-е гг. XVII в.- иером. Тихона) таблицы предваряются текстом, содержание к-рого, за исключением мелких разночтений, одинаково: «Ведомо будет еже кая знамения вместо когождого столпового знамен поется. Путной параклит вместо столповой статьи светлой, также и прочая» (РГБ. Ф. 247. 217. Л. 381). Из текста азбуки иером. Тихона видно, что таблицы называются «Г.»: «…поутный параклит вместо столповой статии, також и прочее в гранях сих потому ж разумевай» (ГИМ. Син. певч. 1160. Л. 17 об.). Знамена, помещенные в Г., называются «дробными»: «…о дробном бо знамени путном и столповом об[ъ]явлено в гранях. Еже, что вместо параклита или крюка и прочих дробных» (Там же. Л. 23; см. также ст. Дробное знамя ). Обычно Г. разделены на 2 или 4 вертикальных столбца. В руководстве инока Христофора вертикальных столбцов - 8. Число горизонтальных рядов различно и зависит от формата рукописи. Как правило, в нечетных вертикальных столбцах помещены путевые знамена, а в четных - их разводы. Сетка Г. выполнена киноварью или чернилами. Г. азбук ГИМ. Син. певч. 1240 (не ранее 1603), РГБ. Ф. 178. 875 (не ранее 1605), Ф. 37. 240, Ф. 247. 217, РНБ. Соф. 490 (1-я треть XVII в.), ГИМ. Син. певч. 1072 и РНБ. Вяз. Q. 80 (60-е гг. XVII в.), путевые знамена в к-рых писаны киноварью, а их разводы - чернилами, более наглядны по сравнению с Г. азбук РНБ. Кир.-Бел. 665/922, ГИМ. Син. певч. 1160, 1334 (60-е гг. XVII в.), целиком выполненными в один цвет - чернилами.

http://pravenc.ru/text/166373.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010