И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю – только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, все увидели, что огонь совсем не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: « Благословен Бог… Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него …» (Дан.3:95). И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева. Жизнь иудейского народа после возвращения из плена Падение Вавилонского царства. Персидское владычество. Указ царя Кира о возвращении иудеев на родину. Строительство второго храма. Духовно-нравственное состояние иудеев после возвращения из плена. Деятельность священника Ездры. Деятельность Неемии по восстановлению Иерусалима и разрешению социальных проблем иудейского общества. Возвращение на родину при царе Кире После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н.э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Ассаргадон, вымещая неудачу своего отца под Иерусалимом, схватил Манассию оковал медными цепями, продел кольца в его ноздри, и как зверя отвел в Вавилон. Впрочем, он был потом помилован, освобожден и воротился в Иерусалим 10 . Амон , сын Манассии, убитый во дворце слугами Иосия , сын Аммона Призвание Иеремии к пророчеству. Обретение книги закона при возобновлении храма. Осквернение алтаря Вефильского, предреченное за 355 лет. Набопалассар, царь Вавилонский, царствовавший 21 год (625–604=21) Фараон Нехао, сын Псамметиха (616–600=16 л.) Иосия не хотел пропустить чрез свои земли Египетского царя Нехао, шедшего за Ефрат на войну с Ассирией, но был разбит, ранен и умер от раны 11 . Иоахаз , второй сын Иосии, царствовавший 3 месяца Нехао, возвращаясь с Ефрата, взял Иерусалим, заключил Иоахаза в оковы и отвел в Египет, где он и умер; на Иудею наложил дань, а на место Иоахаза посадил первого сына Иосии – Элиакима, переименовав его в Иоакима. Иоаким или Элиаким , поставленный Фараоном Нехао, царствует 10 лет Набопалассар Вавилонский с Циаксаром Индийским покорили Сарданапала, разрушили Ниневию и положили колец Ассирийской монархии 12 . Иеремия предсказывает Иудеям и окрестным народам семидесятилетнее пленение и опустошение, а после 70 лет падение самого Вавилонского царства Набопалассар, на 19 году своего царствования, поручает сыну своему Навуходоносору главное начальство над войском, с тем, чтобы он усмирил отпавшие от него народы и остановил покушение Египта на Иудею. С этого времени считают начало 43-летнего правления Навуходоносора (607–564=43 г.) Навуходоносор разбил войско Нехао при Кархамисе на Ефрате, а потом взял Иерусалим, обложил Иоакима данью, и сделал первое переселение Иудеев в Вавилон, причем были уведены в плен Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Первое переселение считается началом Вавилонского пленения (607– 537=70 л.). Навуходоносор, по смерти отца своего, делается царем Вавилонским и правит 40 лет (604–564=40лет). Даниил поступает в придворную службу к Навуходоносору

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Господь сохранил их невредимыми. «И ходили посреди пламени поюще Бога и благословляюще Господа. И ставши Азария, помолился с ними так, раскрыл свои уста и сказал: «Благословен Ты, Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» и т. д. Этого мало. Всреду их явился четвертый, невидимый ими, но видимый их мучителями. «Не троих ли мы бросили в огонь связанных? – сказал Навуходоносор приближенным, – а я вижу четверых не связанных, ходящих в огне, и вреда им нет; четвертый же и видом похож на сына божия». Вот почему в седьмой песни упоминается и поле деирское («образу златому на поле деире служиму»), и пещь разожженная, и юноши, и сшедший с неба в огонь и т. д. «Глагол мучителен понеже превозможе, седмерицею пешь разжена бысть иногда» и т. д. «Не послужиша твари (идолу) богомудрии (юноши) паче создавшего, но огненное крещение мужески поправше» и пр., и пр. Событие и молитва отроков в пророчестве Даниила ( Дан. 3:1–45 ). Для осьмой песни. Благодарственная песнь тех же Анании, Азарии и Мисаила за свое чудное спасение. «Ввергшие их слуги царевы не переставали разжигать пещь смолой, щепами и хворостом. И разливался пламень кругом печи, и спалил всех, которые стояли тут. А к юношам сошел ангел, уничтожил для них действие огня, так что в печи сделалось прохладно, как от упавшей с неба росы. И нисколько не коснулся их огонь, и не сделал для них ни малейшего вреда. Тогда эти трое, как едиными устами, воспели, благословили и прославили Бога в печи, говоря: «благословен Ты, Боже отцев наших, препетый и превозносимый во веки» и т. д. Вот почему в осьмой песни упоминается дух росный, т. е. прохлада от росы: «дух росный невредимы сохрани», «росодательная пещь», «пещь, источившая росу», т. е. печь хоть и разожженная, но для юношей давшая росу: из пламене преподобным росу источил еси». Вместе с тем, восьмой же песни воспоминается и чудо с Даниилом пророком. Когда царство вавилонское было покорено мидянами, тогда и Даниил был взят Дарием царем мидян. Этот царь, по совету приближенных своих, искавших гибели Даниилу, издал повеление, чтобы в течение тридцати дней никто не обращался с молитвой и просьбой ни к Богу, ни к людям, кроме него – царя, под угрозой за неисполнение быть брошенным в пещеру к голодным львам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

После царствования в Вавилоне Дария Мидянина следовало царствование Кира Персидского ( Дан. 6, 28 ). Но о Кире Персидском сообщается также, что он принял Вавилонское царство после смерти Астиара ( Дан. 14:1 ). Отсюда следует. что Дарий Мидянин был сын мидийского царя Киаксара – Астиага Воцарение Дария Мидянина, или Астиага, в Вавилоне объясняется таким образом: царь мидян и персов Астиаг имел от своей дочери, бывшей в замужестве за персидским князем, внука Кира, который восстал против своего деда Астиага и лишил его престола. Став царем персов и мидян, Кир предпринял войну против вавилонского царя Набонида. Набонид, будучи разбит Киром в сражении, объявил соправителем своим сына своего Валтасара и поручил ему защиту Вавилона, а сам заперся в крепости Борсиппе. Кир осадил Вавилон. Стены Вавилона были крепки, поэтому взять его приступом было трудно. Кир приказал вырыть каналы для отвода реки Евфрата, протекавшей через город. Выждав праздник, когда вавилоняне, надеясь на крепость городских стен, беспечно предались увеселениям, он отвел воду реки Евфрата в каналы, по руслу реки проник в город и овладел им. Валтасар был убит во дворе, а потом и Набонид сдался Киру. Овладев Вавилоном, Кир поставил в нем царем деда своего, Астиага или Дария) 504 У иудеев было правило молиться утром, в полдень и вечером, обратившись к храму, к Иерусалиму и к своей стране, если они были в чужой земле 505 Указ о восстановлении стен Иерусалима дал Неемии персидский царь Артаксеркс Долгорукий в 20-й год своего царствования ( Неем. 2:1, 5:14 ) в 299 году от основания Рима (Введ. в Правосл. Богословие Митр. Макария. § 77). По выходе этого указа через 7 и 62 седмины, а всего через 69 седмин, т.е. через 483 года, значит, в 782 году от основания Рима, по откровению, данному Ангелом Даниилу, надлежало пострадать и умереть Христу. Иисус Христос родился в конце 748 года от основания Рима, жил на земле, по общепринятому мнению, 33 года с половиною (точнее, 33 года, 3 месяца и несколько дней), следовательно, пострадал и умер в 782 году от основания Рима 507 Господь возбудил дух Кира отпустить иудеев в отечество как внутренним благодатным действием на его душу, так и внешним способом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Такому объяснению данного текста соответствуют и древне-иудейский экзегез и раввинское учение об Ангелах. Так уже Таргум (Walton. Polyglotta, t. III), перефразируя текст в таком виде: «Который творит () вестников своих стремительными, как ветер, – служителей Своих сильными, как огонь пылающий», хотя, по-видимому, и принимает малях в нарицательном значении вестника или посла, а не в собственном смысле Ангела, однако ж со всей очевидностью исключает из текста и мысль о ветре и молнии, как вестниках и слугах Бога, – напротив, термины: ветры и огненный пламень он понимает в значении предикатов к субъектам: ангелы и слуги, как и LXX и послание к Евреям. Притом нет препятствий и в нарицательном: вестников видеть именно только перевод еврейского термина, означающего Ангелов, а в глаголе авад – указание на творение Ангелов. Быть может, Таргумист желал только устранить мысль о создании Ангелов из вещественных стихий ветра или воздуха и огня или света. —196— В трактате Иерусалимского Талмуда (составлен не позднее 4 в. по Р. X.) Rosch haschschana II, 4 (5) fol. 58. а, ср. Ugolini Thesaurus t. ΧVIIΙ, pag. 610 говорится: «предание (есть) р. Симеона бен-Иохай: (хотя) твердь состоит из воды, а звезды из огня, однако ж они пребывают вместе друг с другом и не вредят друг другу. Р. Абун (или Абин) говорит: также и Ангелы (существуют безвредно, хотя и состоят) частью из воды, частью из огня, согласно Дан.10:6 .» Также в Вавилонском Талмуде (его редакция закончена в 6 ст. по Р. X.) есть несколько интересных для нас мест. В трактате Chagiga 4, а. в верху, ср. Goldsbhmidt, S. 828 приведено предание одного раввина о том, что «каждый день служебные Ангелы творятся из огненного потока (динур – под престолом Шехины или Славы Божией), воспевают хвалебную песнь и исчезают, согласно Плач.3:23 », – а далее цитируется и другое предание, по которому «из каждого слова, которое вышло из уст Бога (при творении мира), был создан Ангел, согласно Пс.33:6 ». В Pesachim 118. a-b. ср. Goldsch. 737 называется Ангел Иуркеми, князь града, могущий своим явлением загасить огонь (печи, в которую были ввержены Анания, Азария и Мисаил), и Гавриил – князь огня, имеющий огненную природу. В Schabbath. 88. b в конце, Gold. 523 Моисей говорит Богу: «Господь мира! Я боюсь, чтобы они (Ангелы, окружающие престол Божий) не сожгли меня дыханием уст своих».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Дан.3:2 . Собра вся воеводы, ипаты, местоблюстители, вожди, мучители, и сущия на властех, и вся князи стран, приити на обновление кумира, егоже постави Навуходоносор царь. Все это выказывает крайнюю гордыню; не просто кого-либо из подданных призвал царь на празднество кумиру, но местоначальников и вождей, тех, которым вверено управление областями, или другое какое-либо узаконенное у них начальство. И в начале призвание сие казалось каким-то обыкновенным, а в последствии открылось жестокое намерение призвания. Ибо, когда собрались все, говорит Пророк: Дан.3:4 . Проповедник вопиящий с крепостию, то есть громким голосом: вам глаголется народи, людие, племена, языцы. Дан.3:5 . В он же час аще услышите глас трубы, свирели же, и гусли, самвики же и псалтири, и согласия, и всякаго рода мусикийска, падающе покланяйтеся телу еже постави Навуходоносор царь. Дан.3:6 . И иже аще не пад поклонится, в той час ввержен будет в пещь, огнем горящую. Так сей жалкий восхищал себе, как думал он, божескую честь, и неудовольствовался, что кланялись ему подданные, но узаконил воздать поклонение сие кумиру, и изумляет всех и веществом, и искусством, и величиною сего кумира, обольщает и привлекает звуком веского рода мусикийских орудий, а кого не изумила величина кумира, не привлекли звуки и приятность мусикийских орудий, тех устрашает, угрожая пещию. И в рассуждении всех прочих с успехом достиг он своего намерения; ибо видел, что все, исполняют повеление, по привычке раболепствовать страху и удовольствию. Одни только треблаженные отроки, и в рабстве сохранившие неоскверненным отеческое благородство, Анания, Азария и Мисаил, отказались от поклонения; но не утаились от живущих в злочестии Халдеев, которые всех хотели иметь сообщниками в нечестии. Посему немедленно приступают к царю, напоминают ему о постановленном законе, который ясно повелевает всем подданным, покланяться кумиру, и отказывающимся делать это угрожает пещию, и объявляют об оных священных мужах, говоря: Дан.3:12 . Суть мужи Иудее, ихже поставили еси над делы страны Вавилонския,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ис.19:1, 3–4, 13 . «Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен». ( Иез.30:17 ; ср. Ис.20:4 ) и друг. Исследование вопроса об отношении хронологии библейской и ассиро- вавилонских памятников Вопрос об единстве книги пр. Исаии (как выше сказало) связан нередко с вопросом времени написания той или другой главы книги, потому что само понимание известной главы немало зависит от того, по поводу какого исторического события она написана. В виду этого следует так или иначе коснуться взаимного отношения между хронологией Библии и недавно открытых памятников ассирийского клинообразного письма; если, ведь, допустить, что иногда нет полного согласия между последними и Библией , то не следует ли в таких случаях относить известную главу книги к иному времени, чем как это представляется, судя по изображению современных событий в Библии? – Оказывается, что сообщения ассирийских надписей во многом подтверждают сообщения Библии об одних и тех же событиях, но вместе с тем возникает немало затруднений при соглашении тех и других. Как в Библии упоминаются современники пр. Исаии цари ассирийские – Феглаффелласар ( 4Цар.15:29; 16:7 и дал.), Салманассар ( 4Цар.17:3 и дал.), Саргон ( Ис.20:1 ), Сеннахерим ( Ис.36:1 и дал.; 4Цар.18:13 и дал.), Асаргаддон ( Ис.37:38 ; 4Цар.1937 и др.), – и вавилонский царь Меродах-Валадан ( Ис.39 гл. и парал. в 4Цар.): так в ассирийских надписях упоминаются цари израильские – Менаим, Факей, Осия и иудейские – Азария (или Озия, ср. 4Цар.15:1 и 32), Ахаз, Езекия. В частности Озия иудейский в ассирийских надписях представляется царем сильным (ср. 2Пар.26 гл. и Ис.2–5 гл.); против него не решался выступить сам царь ассирийский, хотя поразил союзников Азарии – жителей Емафа. (См. Die Keilinschriften and das Alte Testament, v. E. Schrader. Giessen 1872, S. 116). Азарии недостает в перечислении царей, которые платили дань Феглаффелласару (ibid. 143). О Менаиме израильском сообщается, что он в 8-м году царствования Феглаффелласара уплатил дань (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Обратимся к частностям. Мог ли писатель книги Данииловой заимствовать имена упоминаемых им лиц из книги Неемии? Рассуждая безотносительно, – конечно, мог; но такой выбор имен был бы очень странен. Сами имена в книге Неемииной стоят в таком порядке и на таком расстоянии друг от друга, что соединение их в одном рассказе представляется крайне несообразным: так, в 10 главе книги Неемииной (ст. 2, 6, 23) упоминаются имена только Азарии, Даниила и Анании (Мисаила нет) и в таком именно порядке; притом между каждыми двумя из этих имен приведены целые десятки других имен, так что нужные нам имена совершенно теряются в этом длиннейшем перечне современников Неемии. Затем, Азария и Даниил здесь называются священниками; Анания же принадлежит к числу начальников народных. Мисаил упоминается совершенно при других обстоятельствах (гл. 8, ст. 4); наряду с ним называется только имя Анании, а несколько далее – Азарии, хотя и эти имена совершенно переплетаются со множеством других; Анания, притом, стоит по правую, а Мисаил – по левую сторону Ездры, – может быть, как представители двух различных партий. Естественно ли было бы со стороны писателя книги Данииловой вырвать три имени из разных глав Библии, не разбирая того, чьи это имена, какие люди каких направлений и положений носили их, – вырвать, соединить вместе судьбу четырех самых разнообразных лиц, представить их друзьями и т. д. и из всего этого составить цельную легенду? А не лучше ли было бы ему взять имена хоть четырех, напр., священников, стоящих рядом с Азарией, если уже для главного своего героя он удержал имя Даниила, упоминаемое Иезекиилем? Это было бы, конечно, сообразнее с достоинством писателя 89 . – Далее, главные черты характера своего героя писатель книги Данииловой, говорят, заимствовал из тех же известных нам мест Иезекииля. Но сами эти места настолько общи, черты Даниила, указанные в них, настолько, можно сказать, обычны и постоянны, что составить себе на основании их какое-либо определенное понятие об индивидуальной именно личности пророка Даниила довольно мудрено.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Во все время воспитания при дворе царь велел давать отрокам пищу с царского стола и вино, которое он сам пил 866 . И это не исключительный случай в истории жизни древнего востока. Царским столом у восточных народов прежде всего пользовались знатные гости: так, впоследствии пленный царь иудейский Иехония ежедневно обедал за одним столом с вавилонским царем Евильмеродахом 867 . Затем, и все придворные получали, обыкновенно, пищу с царского стола; так было, напр., при персидском дворе 868 , где, по Ктезию, ежедневно приготовлялся обед на 15 000 человек 869 . Нет, поэтому, ничего удивительного, если и знатным отрокам, назначенным для служения царю, приказано было отпускать туже пищу, какою пользовались и все придворные. Здесь же пророку Даниилу и друзьям его (да, конечно, и всем отрокам, воспитывавшимся с ними при царском дворе) дали новые имена, имена вавилонские, вместо прежних еврейских: это, как объясняет блаж. Феодорит, было знаком владычества над ними, потому что и рабам они переменяли имена в знак их рабства 870 . Конечно, отроки, воспитывавшиеся при дворе, были далеко не рабами даже самого царя; тем не менее, как будущие чиновники в Вавилоне, они должны были применяться и к самим обычаям своего нового отечества, – должны были принять и новые, местные имена 871 . В этом смысле восточные государи переменяли имена даже правителям и самим царям побежденных ими народов в знак их зависимости и подданства своему победителю. Примеров для этого достаточно. Так, ассирийский царь Ассурбанипал, покоривши египетского фараона Нехао I и назначая сына его Псамметиха правителем провинции Гатариба, переменил последнему прежнее имя на ассирийское – Набусизибанни 872 . Другой фараон Нехао II поставил царем иудейским Елиакима, которому дал новое им – Иоакима 873 ; сам Навуходоносор возвел на иудейский престол Матфанию, которому переменил имя на Седекию 874 . В силу этого распространенного на востоке обычая изменять имена подчиненным лицам, и пророк Даниил со своими друзьями получил в Вавилоне местные имена: Даниил – Валтасара, Анания – Седраха, Азария – Авденаго, а Мисаил – Мисаха 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010