Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ [евр.  ,  ], прор. ветхозаветный (пам. 17 дек.), в христ. традиции относящийся к вел. пророкам. По преданию, Д. жил в период вавилонского плена, в VI в. до Р. Х. Основные сведения о Д. содержатся в библейской Книге пророка Даниила и в т. н. неканонических добавлениях к ней. Библейская традиция Д. был одним из знатных евр. юношей, депортированных в Вавилон царем Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима царя» (Дан 1. 1). Д. и 3 его знатных сверстника (Анания, Мисаил и Азария) жили и воспитывались при царском дворе (где они получили новые имена - Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго), обучаясь «книгам и языку халдейскому» (Дан 1. 4), но соблюдая евр. законы и традиции (Дан 1. 8-16). Д. и 3 отрока должны были есть пищу с царского стола, которой они из соображений благочестия предпочли овощи и воду. Несмотря на это, «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан 1. 15). За хранение веры в Единого Бога Д. получил дар прозорливости и толкования снов. Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Однажды Навуходоносор увидел поразивший его сон, но, проснувшись, забыл, что ему снилось (Дан 2). Все мудрецы оказались бессильны, и лишь Д. смог не только напомнить царю содержание сна, но и истолковать его смысл. В этом сне царь видел огромного истукана, у к-рого «голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан 2. 32-33). Этот истукан был сокрушен камнем, оторвавшимся «от горы без содействия рук» (Дан 2. 34). Д. объясняет царю, что различные материалы, из к-рых был сделан истукан, символизируют последовательность мировых царств, а камень - последнее царство - оно «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2. 44). Царь, увидев мудрость Д., поставил его «главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» (Дан 2. 48).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Навуходоносор призывает к себе виновных и обращается к ним с такою речью: «с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите и золотому истукану, который я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, который я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» добавил он с иронией. Но мужественные друзья с полным достоинством ответили царю: «нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся» 1160 . Нечего и говорить, в какое неистовство должен был прийти Навуходоносор после такого ответа обвиненных пред ним друзей Данииловых; он увидел в них мятежников, противников его власти и в тоже время хулителей почитаемых им богов. Полный ярости, он приказал разжечь печь в семь раз больше, чем как обыкновенно её разжигали, а самым сильным своим воинам велел связать Седраха, Мисаха и Авденаго, чтобы бросить их в печь. Приказание царя было отдано с такою настойчивостью, что нужно было спешить поскорее выполнить его; не снимая даже одежд с осужденных, их так, как они были, – в исподних одеждах, верхних плащах, головных повязках и других одеждах 1161 , – связали и бросили в печь 1162 . Пламя было до того велико, что сожгло даже тех людей, которые бросали осужденных в печь 1163 ; между тем, сами друзья не только не были сейчас же умерщвлены огнем, чего, разумеется, естественно было ожидать, в силу физической необходимости, а напротив встали и ходили среди пламени, воспевая и благословляя Господа. Азария же, ставши посреди огня, возносил горячую молитву Богу, в которой исповедовал грехи и беззакония народа иудейского, прославлял правду Иеговы, наказавшую народ Свой по заслугам его 1164 , но вместе с тем просил Господа не разрушить завета Своего с умаленным и униженным ныне народом, не лишить его милости Своей, не оставить рабов Своих и теперь, но спасти их по множеству благости Своей и прославить имя Свое, чтобы все враги народа израильского, враги и его Бога были постыжены, чтобы они узнали, что только Иегова есть единый Бог , Бог преславный во всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Но после того царь вавилонский возвысил Иоакима, дал ему престол выше других царей, и ел и пил вместе с ним до конца своей жизни. Этим и оканчивается книга, т.е. взятием города и отведением народа в плен. Теперь остается кратко перечислить по этим четырем книгам имена царей иудейских и израильских и показать, каков был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. По смерти Саула, царствовавшего сорок лет, царствовал Давид над всеми израильтянами и иудеями сорок лет, а именно, в Хевроне семь лет, и над всеми израильтянами и иудеями тридцать три года. Он творил правду сердцем совершенным. При нем были пророки Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также сорок лет, и совершил зло. И при нем были пророки Нафан и Гад. Ровоам, сын его царствовал семнадцать лет и делал зло. При нем царство разделилось и остались с ним в Иерусалиме два колена, Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки Ахия Силонитянин и Адда. Авия, сын его, царствовал три года; сердце его не было подобно Давидову, но он ходил во грехах отца своего; и при нем был пророк Адда. Аса, сын его, царствовал сорок один год и творил правду; впрочем при нем еще оставались высоты (идольские). При нем были пророки Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын его, царствовал двадцать пять лет и творил правду; но высоты еще оставались. Впоследствии и он подвергся упреку в нечестии за то, что был в дружбе с Охозиею, царем израильским, и большею частью принимал участие в его делах. При нем были пророки Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозоил, сын Захарии, и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын его, царствовал восемь лет и делал зло, потому что имел женою дочь Ахаава. И при нем были Илия и Елисей. Охозия, сын его, царствовал один год и делал зло; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал сорок лет. Он умертвил Захарию и творил правду всею душою своею, пока мудрый Иодай был жив и наставлял его. Его убили рабы его, в доме Маллоновом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — персидское, которое ему последовало, под медным – греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное рождество Христа от Девы Марии. 9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17). Трое юношей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). При этом в книге говорится, что те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В этой главе есть довольно протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков. Причем, в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста употребляются нами, несмотря на то, что они не почитаются каноническими, в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене: «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» и «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

Однажды один разгневанный царь вошел в город с намерением сурово наказать всех его жителей. Было время Великого Поста, и царь постился. Перед тем, как обрушить свой гнев на жителей этого города, царь решил посетить местного юродивого. Когда царь вошел в келью к юродивому, то блаженный бросил ему в лицо кровавый кусок мяса и крикнул: «Ешь! Ешь! Царь-государь!» В ужасе царь возразил: «Так теперь ведь пост». На что юродивый заметил: «А сюда зачем приехал? Людей пожирать и кровь проливать…». Царь принял обличение и покинул город, не принеся никому никакого вреда. К сожалению, многие христиане хорошо соблюдают внешнюю сторону поста, забыв о духовной сущности его. По отношению к таковым можно применить следующие слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю (которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней, обрядовой). С другой стороны, качество скоромной пищи таково, что отказ от нее может принести здоровье человеку, а не нанести ему вред, как некоторые думают: В Книге пророка Даниила рассказывается: Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не хотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: «Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжении десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? «По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» ( Дан. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он осыпал Даниила богатыми дарами и поставил его начальником Вавилонской области и главой мудрецов вавилонских. Но Даниил упросил Навуходоносора поручить управление Вавилонской областью Анании, Азарии и Мисаилу, сам же остался при царском дворе. На поле Деире, близ Вавилона, Навуходоносор поставил огромного золотого истукана и к торжественному открытию его созвал всех важнейших сановников царства. Когда же они собрались и стали пред истуканом, глашатай от имени царя объявил, чтобы все, как скоро услышать звук музыкальных орудий, пали и поклонились истукану, а если кто не поклонится, брошен будет в разженную печь! И вот, когда подан был знак, все пали пред истуканом, исключая Ананию, Азарию и Мисаила. Халдеи тотчас же донесли о том царю. Навуходоносор призвал их и опросил: «правда ли, что вы богам моим не служите и истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Если вы сейчас же ему не поклонитесь, то непременно будете брошены, в разженную печь. Тогда увидим, как Бог избавит вас от руки моей!» Иудейские юноши отвечали: «Бог, Которому мы служим, может избавить от разженной печи и от руки твоей. А если бы Он и не восхотел избавить нас, то и тогда золотому истукану, которого ты поставил, кланяться не будем». Раздраженный Навуходоносор приказал разжечь печь всемеро более обыкновенного и, бросить в нее Ананию, Азарию и Мисаила. Печь была так раскалена, что от одного приближения к ней совершители этой казни умерли. Навуходоносор сел против отверстия печи. Чрез несколько времени он встал и с изумлением сказал окружавшим его: «не троих ли мы бросили в печь? Но вот я вижу, что в огне без всякого вреда ходят четверо и четвертый по виду точно Сын Божий!» После сего он приблизился к печи и сказал: «Седрах, Мисах и Авденаго» (так прежде переименованы были Навуходоносором Анания, Азария и Мисаил), «рабы Бога Вышнего! Выдьте сюда!» Они вышли из средины огня. Ни один волос на их голове не был опален; от них даже не пахло горелым. При виде такого чуда Навуходоносор прославил Бога Израилева и выдал указ, в котором грозил смертью всякому, кто осмелился бы хулить Бога Седраха, Мисаха и Авденаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

ОТВЕЧАЕМ: Отнюдь. Ибо, если этот обычай происходит от растленного грехом человеческого естества, он не может быть свойственным и благим, и злым, будучи при­сущим только злым, и потому не может быть угодным Богу. Но поскольку жертву прино­сили .многие благие и такие святые мужи, как Ной, Авраам, Иов, Мелхиседек и другие, и эти жертвы угодны Богу, более того, Бог повелел их приносить, то ясно, что почитание Бога жертвоприношением – это закон человеческого естества, не растленного грехом, и, более того, побуждаемый некоей присущей словесной твари природной потребностью Богопочитания. Подкрепление первое Жертва с верой родится, с верой и погибает. Первыми почитателями Бога были сыновья Адама, Каин и Авель, которые принесли Богу жертвы ( Быт. 4 ). После всемир­ного потопа, истребившего человеческий род, когда возобновляется вера и знание Бога, Ноем возобновляется и жертва ( Быт. 8 ). Вера и жертва тесно связаны и не могут сущест­вовать друг без друга. И где вера и знание Бога, там и жертва, когда оскудевает одно, ос­кудевает и другое. Во время нечестивого царя Ахава, когда оскудела православная вера, тотчас оскудели жертвенники и жертвы, поэтому, сетуя, Пророк Илия возглашает: сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои ( 3Цар. 19, 14 ). А где процветает хвала Божия, там возникают и жертвенники, и жертвы. Авраам странствовал и по пути создавал жертвенники, так делали и его сыновья, созидая жертвенники и угож­дая Богу. А когда ослабевает вера в Бога, вместе с тем прекращается и жертвоприноше­ние, как говорит Пророк Азария: Многие дни Израиль будет без Бога истинного и без священника учащего и без закона ( 2Пар. 15, 3 ). У Вавилонских пленников, ослабевших в вере из-за плена, оскудели и жертвы, о чем сильно сокрушались отроки Вавилонские: и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жерт­вы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрес­ти милость Твою ( Дан. 3, 38 ). Также послушаем, что говорит Даниил о временах антихриста, а именно, что в конце земного мира, желая истребить знание Бога и истинную веру, он будет раз­рушать жертвы и запрещать их приносить ( Дан. 9 ). Чего же более? Сам Апостол Павел соединяет их обоих, священство и закон боговедения, и потому говорит: с переменою священства необходимо быть перемене и закона ( Евр. 7, 12 ). Из этого ясно, что там. где нет священства и жертвы, там не может быть ни веры, ни богове­дения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

После восстановления храма Господня, стены Иерусалима долго оставались разрушенными, и жители его терпели нападения от соседних народов. О таком бедственном положении Иерусалима узнал один из иудеев, Неемия, который служил виночерпием у царя Артаксеркса (Лонгимана, Долгорукого), и сильно опечалился. Артаксеркс во время обеда заметил печаль Неемии и спросил его о причине ее. Неемия открыл причину своей печали и просил послать его в Иерусалим обустроить его. Царь определил его областеначальником Иудеи и дал ему указ о восстановлении Иерусалима 510 . Прибыв в Иерусалим, он объявил согражданам дозволение царя возобновить стены города. Иудеи с радостью приступили к этому делу. Самаряне сначала насмехались над ними, но когда стены были доведены до половины, они решили остановить работы неожиданным нападением. Узнав об этом, Неемия вооружил половину жителей и поставил на страже, а другой половине велел продолжать работы. Но и эти, на случай нападения, были также вооружены. Когда (через 52 дня) стены были завершены, то совершен по ним торжественный ход с пением псалмов, и принесено было множество жертв в храме. Устроив стены Иерусалима, Неемия населил его. Заметив различные нарушения иудеями закона Моисея, вошедшие в обычай, Неемия, с помощью Ездры, уничтожил эти беспорядки и дал силу законам (Книга Неемии). Состояние иудеев при последних царях персидских После плена вавилонского, Палестина не была более разделена на колена, а разделялась на четыре большие части: Галилею на севере, Самарию в средине, Иудею к югу от Самарии, Перею на востоке от Иордана. Иудеи не имели своего царя 511 . После Неемии управляли иудеями первосвященники с советом 72 старцев, который назывался великим синедрионом. Под властью последних царей персидских иудеи жили весьма спокойно и в довольстве. Воспоминание о наказаниях, которые они потерпели за нечестие, удерживало их от нарушения закона Божия и от идолопоклонства. История Есфири и Мардохея Царь персидский Артаксеркс 512 в третий год своего царствования, в столице своей Сузах, сделал для своих вельмож пир, который продолжался шесть месяцев 513 . После окончания этого полугодового пира, он сделал семидневный пир для всех жителей столицы. В саду при дворце в богатейшем шатре, на золотых и серебряных ложах, поставленных на помосте, выстланном разноцветными камнями и перламутром, все ели и пили из золотых сосудов, а во дворце царица Астинь угощала женщин. В последний день праздника, когда развеселилось сердце царя, он велел привести к нему царицу, чтобы показать ее всем. Царица не захотела прийти 514 . Царь сильно разгневался и, по совету своих семи князей, развелся с ней. В седьмой год своего царствования он взял себе в супруги прекрасную иудеянку Гадассу, названную Есфирью (счастливая звезда), сироту, которая была воспитана своим двоюродным братом Мардохеем, и не знал, что она иудеянка, потому что она не говорила о родственниках своих и о народе своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

После этого они стали советоваться, как бы отблагодарить спутника Азарию, и предложили ему половину всего привезенного имущества. Но Азария отказался от награды и сказал: «благодарите и прославляйте Бога за все, что Он сделал для вас. Я – один из Ангелов, которые возносят молитвы людей к Богу. Когда молился ты, я возносил твои молитвы к Богу; когда ты хоронил умерших, я также был с тобою; когда ты не поленился встать и оставить обед свой, чтобы идти и убрать мертвого, и я видел все это. Все дни вы видели меня, но я не ел и не пил, а только глазам вашим представлялось это». Сказав это, Ангел скрылся. Дети! вы видите, как Ангел помогал Товии, как он провожал его, оберегал его от беды; говорил ему полезные наставления; Ангел не принял никакой награды себе за помощь; он только хотел чтобы люди помнили Бога и исполняли Его волю. И у каждого из нас есть Ангел Хранитель, который охраняет нас от бед, научает нас слушаться Бога и помогает нам во всем добром. Как относился Товит к бедным евреям? Какое несчастие постигло Товита? Зачем он послал Товию? Кто провожал Товию? Что говорил Товит, провожая сына в дорогу? Что Ангел велел Товии сделать с рыбой? Что Ангел посоветовал Товии сделать в доме Рагуила? Что случилось с Товией у Рагуила? Что делал Ангел во время свадебных праздников? Что Ангел посоветовал Товии сделать с отцом его Товитом? Как хотели отблагодарить спутника Товии? Что сказал на это Ангел? Чему научает нас помощь Ангела Товии? (Молитвы: Ангелу Хранителю; Святому, имя которого мы носим; Вечерняя молитва). Возвращение иудеев из плена вавилонского Иудеи пробыли в плену вавилонском семьдесят лет. Когда Вавилонским царством завладел персидский царь, он позволил иудеям возвратиться из Вавилона на родину и построить в Иерусалиме храм Божий. Иудеи с радостью возвратились в родную землю и выстроили на прежнем месте храм. Старики, помнившие красоту и богатство прежнего храма, плакали о том, что этот новый храм меньше и беднее прежнего. Но пророки утешали их и говорили, что этот храм будет славнее прежнего, потому что в этот храм придет Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Пьянство и христианство – понятия несовместимые! Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7). Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). «Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами… Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их… И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора.

http://pravoslavie.ru/96631.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010