Глеб был по рождению русский и православный. Родился в Латвии, в Риге в 1934 году, куда его родители бежали из России от коммунистического режима. Когда ему было пять лет, коммунисты, пришедшие в Латвию, арестовали отца, сослали его в воркутинский лагерь, где он мученически погиб. Глеб был не только по рождению православным, но, как многие русские тогда, был сыном новомученика. В 1949 году Глеб вместе с мамой и сестрой Ией оказался в США. По окончании колледжа в Бостоне, после некоторого периода разочарования в бессмысленности мирского успеха и от суетной жизни мира, в 1958 году поступил в Свято-Троицкую Духовную семинарию в Джорданвилле. В ней преподавали тогда такие выдающиеся наставники, как архиепископ Аверкий - живой исповедник нашего времени, религиозные мыслители архимандрит Константин (Зайцев) и профессор Иван Михайлович Андреев, богослов протоиерей Михаил Помазанский. Большое влияние на семинариста оказал отец Адриан, позднее владыка Андрей (Рымаренко). По окончании семинарии в 1961 году Глеб совершил паломничество на Аляску, чтобы поклониться великому русскому святому в Америке, тогда еще не прославленному и малоизвестному, старцу Герману Аляскинскому. У могилы отца Германа Глеб молитвенно просил святого о даровании ему собрата, с которым вместе он мог бы создать братство, потрудиться о памяти самого батюшки Германа - просветителя Америки. Глеб ездил по разным городам Америки, рассказывал, где мог, о Православной вере. У него с собой всегда был диапроектор с диапозитивами, на которых были запечатлены святыни и святые Православия. И вскоре он был в Сан-Франциско, где произошло, как ему казалось, совершенно случайно, его знакомство со страдающим в поисках Бога в безбожном мире, ожидающим скорой смерти его ровесником-американцем Евгением Роузом. Был то день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, когда Промыслом Божиим Глеб был приведен к Евгению. Евгений был в весьма упадническом состоянии, когда привел нового своего знакомого к себе домой. Жил он в подвальном помещении. Первое впечатление Глеба: достоевщина какая-то. Хозяин с бородой, с трубкой во рту, такой молчаливый, серьезный, таинственный. В комнате - тьма, а в углу - иконы, лампадка горела. Этот интеллигент, очевидно, из битникского движения, не просто вкусил уже зло, грехи и безобразия века, но активно искал ответ, как можно жить на земле ради Истины.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

К концу жизни лицо его утратило отблеск молодости, который так долго покоился на нем и вернулся к нему лишь во время предсмертной болезни. Если в эти последние годы лицо его светлело, то только каким-то вневременным светом. Старец очень одряхлел, ослабел, часто засыпал среди разговора, но еще чаще он погружался в глубокую умную молитву, как бы выходя из мира, и, возвращаясь к нам, был полон особой силы духа и просветленности. Вся жизнь старца от младенчества до смертного часа была отмечена Божиим Промыслом. Старец Нектарий скончался в глубокой старости 12 мая 1928 года в селе Холмищи Брянской области, куда он был выслан после закрытия Оптиной. Перед смертью он исповедался и причастился. При кончине его присутствовал один священник – его духовный сын, отец Адриан Рымаренко, впоследствии архиепископ Андрей Рокландский, который прочитал отходную. В момент смерти он поднял над умиравшим старцем свою епитрахиль. Преподобный Нектарий и умер под этой епитрахилью. Кончина его была тихая. Смерть свою старец предчувствовал и прощался со своими близкими еще за два месяца, давал им последнее благословение и наставление, передавал их тому или иному духовнику. Хоронили его в светлый весенний день, несли с пасхальными песнопениями, и великая радость была на сердцах у плачущих его духовных детей. Похоронили его на местном кладбище в Холмищах. В воскресенье 16 июля, в день памяти митрополита Московского Филиппа, было совершено перенесение мощей оптинского старца Нектария (Тихонова) со скромного кладбища села Холмищи в Оптину Пустынь. Мощи старца Нектария были помещены во Введенском соборе. Братия Оптинского монастыря прибыла на место погребения старца около шести часов утра, и через некоторое время на глубине полутора метров нашли гроб схимонахини Нектарии (Концевич), и уже ниже и чуть в стороне другой гроб, в котором почивали мощи старца Нектария. Когда гроб открыли, все ощутили благоухание; мантия старца оказалась нетленна, мощи янтарного цвета. Преподобные отцы, в Оптиной Пустыни просиявшие, молите Бога о нас! Чудеса

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Переписано о.Алексием в Верее летом 1920 г. для своих духовных детей с тем, чтобы «переписывали и следовали ему на деле». Сделал он это, как сам писал в одном письме, по просьбе многих спрашивающих его, что же, собственно, должен делать каждый христианин, начавший жить духовной жизнью. А одной в ответ на то, что это правило очень трудное, хотя на вид и простое, добавил: «Постоянно находитесь в послушании у ваших родителей и отца духовного... А затем, когда научитесь повиноваться старшим и откажетесь от собственной воли, то придете сами к заключению, что это правило мало еще для Вас» (Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева . Составила монахиня Иулиания. М. Храм свт. Митрофана Воронежского . (1992) С.104–105; далее: Жизнеописание...) Примечательно, что этим же отрывком из сочинения архиепископа Платона благословлял руководствоваться своих духовных чад и старец Нектарий Оптинский . Духовный сын Старца о.Адриан Рымаренко (впоследствии архиепископ Андрей Рокландский, 15.3.1893–12.7.1978) вспоминал: Эти «Правила благочестивой жизни» преподал мне в день моего Св.Ангела Великий Оптинский старец иеромонах Нектарий с такими словами: «Это тебе мой именинный дар». Преподал его Батюшка, держа листок приподнятым в руках. На этом листке начертан крест со словами: «Господи, помилуй». Это было 26 августа 1925 года. Я в первый момент не понял значения для меня этого святого листка, и только после кончины Старца, скончавшегося 9 апреля 1928 года, мне стало ясно значение этого батюшкиного мне дара. Когда скончался Старец, я остался одинок, без старческих указаний, и в тот момент, когда мне была необходима старческая помощь, я нашел этот листок и, перечитав его вторично, понял значение батюшкиного дара: «Правила благочестивой жизни», в сущности, были для меня живым старцем ( Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль. 1970. С.573). Читать далее Источник: «Пастырь добрый» : Жизнь и труды московского старца протоиерея А. Мечева : [Сборник/Сост. С. Фомин; Вступ. ст. С. Дурылина]. - Москва : Паломник, 1997. - 782 с. (Русское православие XX века)./Краткое правило для благочестивой жизни. 11-15 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В пределах Киевского генерального округа, или генерал-комиссариата, фактически существовала самостоятельная церковная структура, к-рой руководил епископ, управлявший К. е. 25 сент. 1943 г. (по др. данным, в окт. 1943) архиеп. Пантелеимон вместе со своим келейником мон. Димитрием (Щуром) по распоряжению нем. власти об эвакуации гражданского населения покинул Киев, нек-рое время находился на территории К. е. и продолжал управлять епархией. На момент отъезда из Киева владыка Пантелеимон имел титул «архиепископ Киевский и Галицкий», когда и кем он был возведен в сан архиепископа, данных нет, но несомненно, что это произошло между маем и сент. 1943 г., после гибели митр. Алексия (Громадского). Вероятно, назначение его правящим архиереем инициировал Временный синод. По всей видимости, архиеп. Пантелеимон играл важную роль в общецерковной жизни на оккупированных укр. землях; известно, что глава автономной УПЦ архиеп. Дамаскин (Малюта) из-за активных контактов с УАПЦ не пользовался доверием укр. архиереев. Вскоре после отъезда архиеп. Пантелеимона в Киев прибыл архиеп. Дамаскин, ожидая признания своего звания экзарха и первоиерарха автономной УПЦ от Московской Патриархии и от советских властей; вероятно, он претендовал и на управление К. е. Однако в мае 1944 г. владыка Дамаскин был арестован в Киеве, трибунал войск НКВД Киевской обл. приговорил его к 15 годам заключения. Следом за архиеп. Пантелеимоном родную землю покинули Бердичевский еп. Леонтий (Филиппович), духовник киевского Покровского жен. мон-ря прот. Адриан Рымаренко, благочинный Печерского р-на Киева прот. Антоний Юнак, клирик Владимирского собора свящ. Стефан Ляшевский, свящ. Владимир Чекановский и др. священнослужители К. е. Бывш. секретарь К. е. прот. Михаил Иваськов также уехал из Киева вместе с отступавшими нем. войсками, но остался на территории Волынско-Ровенской епархии, где в 1944 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей. При отступлении из Киева оккупанты прибегли к новым репрессиям. 26 окт. 1943 г. немцы убили почитавшуюся как блаженная схим. Серафиму (Фёдорову) и послушницу Александру. Перед смертью подвижниц жестоко пытали; возможно, немцы посчитали их советскими агентами (были сведения, что они прятали у себя бежавших из плена красноармейцев) ( Агапит (Юрков), игум. Древо плодовитое и благосеннолиственное. К., 2007. С. 34-35).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

– Где полушубок? – спрашивают. – Племянник у меня бедный, – отвечает, – ему нужней. Тогда ей из старого что-то перешили. Снова не носит: – Девочке отдала. – Что ты, Марфа, все раздаешь, –укоряют ее. – Вспомни, как они тебя ругали и били. – Они молоденькие, – говорит, –им нужней. И полушалок свой кому-то подарила, на голову повязала тряпку, так и ходила. С батюшкой Нектарием ей некогда было разговаривать, утешалась его благословением... Однажды Старец вышел погулять, а Марфа несла белье на речку. Поспешила она Старца под локоть поддержать, да сама упала. Батюшка помогает ей подняться, смеется и крестит: «Вот видишь, меня хотела поддержать, а сама и упала». И дальше пошли вместе, оба старенькие,– Батюшка в соломенной шляпе, а рядом Марфа его под локоток поддерживает и на плече у нее корзиночка с бельем... Вскоре власти потребовали, чтобы Старец покинул Калужскую область, и Надежда Павлович перевозит его в село Холмищи Брянской области к родственнику Василия Петровича, Андрею Ефимовичу Денежкину. Дом Денежкина, большой и добротный, стоял на пригорке. Старцу отвели половину дома – две хорошие комнаты: спальню и приемную – потолки высокие, окна большие, светло и уютно. С ним жил его келейник отец Петр, ухаживал за Старцем, готовил ему обед. Хозяин вычитывал Старцу молитвенное правило. До самой смерти Денежкина ЧК грозила ему ссылкой на Камчатку за то, что содержал старца Нектария. Осенью 1927 года Андрея Ефимовича обложили особенно тяжелым налогом. Духовный сын Старца отец Адриан Рымаренко сделал сбор среди киевлян. Матушка Евгения привезла отцу Нектарию провизию и собранные деньги. Это было связано с чрезвычайными трудностями. Отец Нектарий тогда благословил их семейство образом преподобного Серафима Саровского и передал его отцу Адриану. Первое время в Холмищах Старец принимал редко, превозмогая себя. Иногда просил читать ему пятый том Добротолюбия . Монахиня Нектария, которая часто посещала Старца в это время, писала: «Дедушка очень грустит, сказал, что у него все плохо. Не знаю, свои ли у него душевные переживания или он страдает за мир, но знаю, что ему очень печально».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

И только накануне кончины о. Нектария к нему неожиданно приехал из Киева его духовный сын о. Адриан Рымаренко, который и читал над ним отходную, а потом вместе с местным сельским священником облачал его. Получив телеграмму о кончине Старца, о. Сергий немедленно приехал. Приехали также и о. Петр Петриков, о. Борис Холчев и о. Андрей Эльбсон – духовные дети Старца – и кое-кто из мирян. Кожины, муж и жена, привезли гроб и деревянный крест. Из Оптиной приехал младший келейник Старца отец Петр (простой монах), а остальные ждали в Козельске, считая, что тело Старца должны привезти туда. Незадолго до кончины Старца Мария три раза при мне спрашивала о. Нектария, где его хоронить. Он к этому времени уже почти не говорил, а отвечал нам жестами. Старец каждый раз указывал рукой назад, в сторону сельского кладбища. И каждый раз на вопрос Марии, отвезти ли его тело в Козельск, о. Нектарий отрицательно качал головой. Торжественно отпели Старца и на руках отнесли на сельское кладбище и поставили деревянный крест на могиле... Протоиерей Леонтий. О старце Нектарии (Настоятель Преображенского храма в селе Нижние Прысни) Более 30 лет назад я впервые приехал в село Нижние Прыски. По милости Божией я получил приход в этом селе, расположенном совсем недалеко от знаменитой Оптиной Пустыни. Среди прихожанок храма оказались совсем пожилые женщины, которые хорошо помнили Оптинского старца Нектария, виделись с ним, беседовали, были его духовными чадами, большими и задушевными почитателями. Вот они-то собрали около двухсот рублей денег и попросили, чтобы я поменял старую сгнившую деревянную ограду на могиле старца Нектария на новую, металлическую. Благоговейно, с душевным трепетом принял я это приношение от семидесятилетних женщин и решил поскорее взяться за дело. В Оптиной тогда было училище. С помощью рабочих удалось сделать металлическую ограду и погрузить в машину металлические бочки с водой, цемент, песок, гравий, ломы, лопаты и прочие строительные принадлежности. Отправились мы в село Холмищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

С ним произошла разительная перемена, и это замечали все, кто знал его. До этого он слыл «мрачным Глебом». Теперь же был внутренне глубоко счастлив: открылась цель, жизнь обрела смысл. Отец Владимир открыл для него подвижническую, мистическую сторону православного христианства. Перво-наперво он дал Глебу житие преподобного Серафима Саровского († 1833), одного из самых любимых святых земли Русской, потом житие преподобного Сергия Радонежского и наконец классическое руководство по внутренней молитве «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Душа Глеба жадно поглощала русские святоотеческие писания, книги о подвижниках Святой Руси. Он знал, что помимо преподобных Сергия и Серафима было очень много пустынножителей – отшельников, пребывавших в единении с Богом среди бескрайних лесов России вплоть до нашего столетия. И особенно взволновали его жизнеописания старцев Оптиной пустыни, они продолжили традицию пустынников рославльских лесов, откуда изначально и пришли, и представляли в истории современной Церкви один из самых разительных примеров духовного преемства. В XIX и начале XX века Оптинские старцы оказывали огромное влияние на русское общество, вызвав широкое процветание святости. 265 Выполняя древнюю пророческую роль Церкви ( 1Кор.14:3 ), они даром Божией благодати проникали в людские сердца и целили раны душевные и телесные. Их пророчества и внушаемые свыше советы и назидания привлекали искателей духовности со всей Руси, их посещали Достоевский, Гоголь, Леонтьев и Лев Толстой. Опять же с помощью отца Владимира Глеб познакомился с учеником святого Нектария (одного из последних Оптинских старцев) отцом Адрианом Рымаренко, который привел отца Владимира в Церковь . Тогда уже пожилой, отец Адриан со своей матушкой жил в Спринг Веллей в штате Нью-Йорк, где основал Ново-Дивеевскую женскую обитель. Так же, как и в Европе, он духовно окормлял мирян из христианской общины, собравшихся вокруг него. Вместе со своей паствой отцу Адриану выпало много пережить. Во время Второй мировой войны прямо на его глазах его родному сыну осколком от бомбы снесло полголовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В тот же вечер еще один случай отодвинул его от пропасти. Он, замерзший и промокший, плелся по улице, называвшейся Дорогой Симфонии, что в Бостоне. Неожиданно к нему подошел незнакомый человек и предложил билет в Концертный зал, где давали «Мессию» Генделя. Величественный хор «Аллилуйя» воззвал напрямую к его душе, Глеб рыдал от радости и ликования в этой музыке. Благодаря высокому искусству и всепроникающей красоте он начал постигать – не умственно и не логически, – что человек есть дух и что цель его долгих поисков проста – это Бог. Но только когда Глеб побывал в русском монастыре – всё окончательно прояснилось и стало на свои места. Он впервые столкнулся с верой отцов в ее полной славе. Вспоминая, как приехал в монастырскую церковь в Вербное воскресенье, он пишет: «Когда отворились Царские врата на всенощной Входа Господня во Иерусалим и я услышал величественный громогласный хор, поющий антифоном по обеим сторонам алтаря, я испытал вновь то восхитительное чувство, что и пре генделевской «Аллилуйе», – чувство, которое я тщетно искал во многих церквях, но нашел только сейчас – и оно покорило мое сердце! Я родился заново для жизни во Христе!» В Свято-Троицком монастыре Глеба взял под свое покровительство молодой и деятельный иеродиакон Владимир. Невысокого роста, с яркими зелеными глазами, преисполненный радости и христианской любви. Глеб вспоминает: «После повечерья отец Владимир предложил: «Давай прогуляемся до кладбища». На нем был клобук и мантия. Он лучился радостью, и дух его, казалось, ликовал. Предложил: «Хочешь поговорим?» А я как раз прикидывал, раздумывал – стоит ли раскрывать самые потаенные уголки своей души? Мы пошли, и он начал: «Давай сначала я расскажу о себе, а потом – ты». И поведал свою историю, которая в чём-то напоминала жизнь Глеба. Родился он в Черниговской губернии. В 14 лет был угнан германской армией, отступавшей из России. В советское время отец его был атеистом, и мать не позволяла себе говорить детям о религии, но когда пришло время разлуки (как оказалось, на всю жизнь), она открыла ему: «Имей в виду, ты крещеный». В Берлине, будучи «остарбайтером», он выкапывал людей из-под руин после налетов американцев. Именно здесь, в послевоенной стране, одинокий юноша и обрел впервые Бога. Он повстречал отца Адриана Рымаренко, священника с пылкой верой и вдохновением, собравшего христианскую общину из 40–50 мирян, в основном неимущих русских беженцев, и постоянно питавшего их своей неиссякаемой верой. Именно под его влиянием о. Владимир решил стать монахом еще в Германии, а теперь подвизался в Джорданвилле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Сретенский храм в Стратфорде Здание храма было построено в 1916-м году как баптистская молельня, обычная, как тогда строили баптисты, и довольно практичная, надо сказать – здание с подвальным помещением, где можно было собираться для каких-нибудь общественных мероприятий. А за храмом была квартира для пастора. Помещение служило молельней до 1960-х годов, потом баптисты куда-то съехали или закрылись, в общем, храм этот продавался. В 1960-м году этот храм был выставлен на продажу – об этом узнали русские прихожане нашего соседнего православного храма Святителя Николая, который был построен, по-моему, в 1934-м г. Он был построен потому, что на заводе Сикорского работало много русских, и они стремились создать свой приход. В Стратфорде – городке, где была фабрика Сикорского – они организовали церковную общину в честь Николая Чудотворца, сначала они служили в доме, а потом попросили архитектора Верховского, того, что построил храм Джорданвилльского монастыря, сделать проект. И в то время, в 1930-е годы, здесь, на фабрике, работал иеромонах Пантелеимон (Нижник), который купил землю в Джорданвилле и положил начало Троицкому монастырю. И первым настоятелем Никольского храма был иеромонах Пантелеимон. Видите, какая связь между Стратфордом и Троицким монастырем! И когда русские иммигранты почувствовали, что готовится автокефалия Православной Церкви в Америке, что Русская Православная Церковь даст митрополичьему округу самостоятельность, и встревожились, что будут сильные изменения в Церкви, – они за два года до этого события обратились в Синод Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке, чтобы их благословили открыть еще один приход, в юрисдикции Зарубежной Церкви. Поскольку разделение в митрополии наметилось уже после Кливлендского Собора в 1940-х годах. Моя мама однажды была в средних штатах, в г. Сент Луис в Миссури, и там был единственный храм митрополии, они пошли туда, конечно же, входят – в храме стоит американский флаг, а рядом стоит советский флаг, представляете! Русских, которые приехали из Советского Союза, это немного смутило. И они просили отца Адриана Рымаренко, чтобы он помог им оттуда переехать. Как мой дедушка говорил: жили под одной звездой, а теперь под другой звездой живем здесь, в Америке.

http://pravoslavie.ru/118889.html

Настоятель и прихожане прихода Русской Зарубежной Церкви в Бостоне молятся о скорейшем восстановлении единства Русской Церкви 16 ноября 2006 г. 20:13 Настоятель Богоявленского прихода Русской Зарубежной Церкви в Бостоне протоиерей Роман Лукьянов и прихожане выразили «полную поддержку» Архиерейскому Синоду РПЦЗ на пути к воссоединению с Московским Патриархатом. В переданном в четверг в «Интерфакс» обращении отца Романа и 155 верующих к первоиерарху Зарубежной Wepkbu митрополиту Лавру они заявили, что для верующих в Бостоне станет «великой духовной радостью» видеть митрополита Лавра и архипастырей РПЦЗ «в сослужении Божественной литургии вместе со Святейшим Патриархом Алексием II и с российскими архипастырями». Авторы обращения также молятся о «скорейшем восстановлении канонического и евхаристического единства всей Русской Церкви». Приход РПЦЗ в Бостоне был основан вскоре после Второй мировой войны. Первые богослужения в нем совершал протоиерей Адриан Рымаренко (впоследствии архиепископ Андрей), выходец из Киева, в довоенные годы тайно служивший там священником. В 1953 году приход приобрел старый методистский храм в Дорчестере и преобразовал его в православную церковь. Нынешний Богоявленский храм был освящен митрополитом Филаретом (Вознесенским) в 1972 году. Протоиерей Роман Лукьянов является настоятелем Бостонского прихода уже 38 лет. На днях отец Роман вручил наместнику московского Сретенского монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову) для передачи Русской Православной Церкви хранившиеся им много лет облачения и епископский жезл, которые принадлежали третьему первоиерарху РПЦЗ митрополиту Филарету . Как сообщает в четверг американская газета «Новое русское слово», келейник покойного митрополита передал отцу Роману завещание, в котором выражалась воля владыки Филарета: «Когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом Саровским, чудотворцем, тогда отвези это облачение на нашу Родину, передай Святейшему Всероссийскому Патриарху, а одно облачение — в Дивеевскую лавру».

http://patriarchia.ru/db/text/162082.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010