В Богоявленской ц. почитались 2 иконы 1-й пол. XVII в. в богатых драгоценных окладах. Одна из них, вероятно, была вложена кн. Василием Григорьевичем Ромодановским († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат. Поля и фон покрывал совр. письму иконы серебряный оклад с чернью, дробницами с образами святых (апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, святые Мария и Василий); венец был того же времени, что и оклад; зубчатая корона и большая цата - более поздние; массивная серебряная риза 1852 г. Икона была вставлена в икону-раму с клеймами Жития Богоматери и чудес. 2-я икона, в древнем серебряном чеканном окладе, с венцами и цатой с камнями того же времени, в шитой жемчугом и камнями бархатной малиновой ризе, помещалась в киоте перед алтарной солеей. Важное историческое и археологическое значение этих икон как «памятников древнего иконографического искусства» было отмечено учеными XIX в. Судьба икон в XX в. не выяснена. В. и. из г. Смоленска из ц. вмч. Георгия, где она находилась с 1797 г. В 1812 г. икона была похищена солдатами армии Наполеона и увезена в дом унтер-офицера Корнева. Дом сгорел, а икона осталась невредимой. В 1816 г. она была возвращена в ц. вмч. Георгия. В. и. «Оптинская-Новодивеевская» Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50–70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50–70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.) принадлежала оптинскому старцу Амвросию (Гренкову). В 1923 г., во время разорения Оптиной пуст., когда сжигали иконы, образ был узнан схим. Евдокией, видевшей прежде икону в келье старца, и спасен от уничтожения. Икона была передана инокам Оптиной пуст., временно поселенным в Козельске. Оттуда она попала в Киев, к прот. Адриану Рымаренко (впосл. архиеп. Роклендский Андрей), служившему в Борисоглебской ц. (после ранних литургий там совершался Акафист В. и.). Во время второй мировой войны о. Адриан выехал из России, взяв икону с собой. В годы войны В. и. находилась в Берлине, потом в Вестерхайме и Вайдлингене (Германия). Во время боя загорелся дом, в к-ром находились о. Адриан с группой людей. С образом Богоматери они вышли из дома и прошли невредимыми под двусторонним обстрелом. Митр. РПЦЗ Анастасий благословил этой иконой о. Адриана ехать в Америку. В Америке образ был поставлен в жен. Новодивеевском мон-ре. Икона выполнена в реалистической живописной манере, отличается хорошим художественным качеством; является работой либо иером. Оптиной пуст. Даниила (Болотова), известного академического художника, либо одного из живописцев его мастерской.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Имя Иисуса всегда имей в устах и сердце. Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душею твоею и всеми силами твоими и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков.    Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою. Примечания    «Краткое правило для благочестивой жизни» заимствовано о.Алексием из кн. «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» (Изд.9-е. Ч.II. М. 1896. С.31—32) архиепископа Платона (Фивейского, 1809—1877), Костромского и Галичского — выпускника Московской духовной академии, в свое время известного духовного писателя. Среди прочих он был автором соч.: «Взгляд на историю Российской Церкви», «Православное нравственное богословие», «Памятная книжка для священника, или Размышления о священнических обязанностях», «Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви».    Переписано о.Алексием в Верее летом 1920 г. для своих духовных детей с тем, чтобы «переписывали и следовали ему на деле». Сделал он это, как сам писал в одном письме, по просьбе многих спрашивающих его, что же, собственно, должен делать каждый христианин, начавший жить духовной жизнью. А одной в ответ на то, что это правило очень трудное, хотя на вид и простое, добавил: «Постоянно находитесь в послушании у ваших родителей и отца духовного... А затем, когда научитесь повиноваться старшим и откажетесь от собственной воли, то придете сами к заключению, что это правило мало еще для Вас» (Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева. Составила монахиня Иулиания. М. Храм свт.Митрофана Воронежского. (1992) С.104—105; далее: Жизнеописание...)    Примечательно, что этим же отрывком из сочинения архиепископа Платона благословлял руководствоваться своих духовных чад и старец Нектарий Оптинский. Духовный сын Старца о.Адриан Рымаренко (впоследствии архиепископ Андрей Рокландский, 15.3.1893—12.7.1978) вспоминал:    Эти «Правила благочестивой жизни» преподал мне в день моего Св.Ангела Великий Оптинский старец иеромонах Нектарий с такими словами: «Это тебе мой именинный дар».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«У меня два хора пело. Я это все, конечно, в Берлине своим батюшкам-друзьям рассказывал. Уж очень это было фантастично. И хотя у них не было оснований думать, что я такой лгун, но все же я подозреваю, что они хотели проверить это. И вот в один прекрасный день вдруг ко мне приезжают два гостя. Это архимандрит отец Иоанн (Шаховской) и протоиерей Адриан Рымаренко». 63 Отец Александр с матушкой Каллистой устроили для них экскурсию по Вустрау, в результате которой гости убедились в действительности того, о чем им рассказывал отец Александр в Берлине. Священник РОА, прот. Димитрий Константинов, так характеризует деятельность отца Александра на этом этапе: «Его активная церковная деятельность в РОА наиболее ярко проявилась на первых предначинательных этапах формирования Освободительного Движения, в частности в лагере Вустрау». 64 Манифест КОНР. Речь отца Александра по случаю провозглашения манифеста А.А. Власов в 19431944 гг. находился под домашним арестом в пригороде Берлина Далеме. Его освободили только в сентябре 1944 г. Возможно, освобождение Власова связано с критическим положением немцев на Восточном фронте. Фигура генерала Власова, которую немцы до этого времени использовали исключительно в целях пропаганды, в таком положении могла сплотить антикоммунистические организации и привлечь их на сторону нацистов. На встрече с рейхсфюрером СС Г. Гимлером 16 сентября 1944 г. Власов получил согласие на создание антикоммунистического движения, известного впоследствии как Комитет освобождения народов России (КОНР). Уже 14 ноября 1944 г. в Праге состоялось учредительное собрание КОНР под председательством Власова. На собрании был провозглашен Манифест Освободительного движения народов России (Пражский манифест), который являлся политической платформой КОНР. Руководящим органом КОНР стал возглавляемый Власовым Президиум КОНР в составе пяти генералов – Ф.И. Трухина, В.Ф. Малышкина, Д.Е. Закутного, Г.Н. Жиленкова, Е.И. Балабина и трех профессоров – Ф.П. Богатырчука, Н.Н. Будзиловича, С.М. Руднева. Священнослужителей в составе КОНР не было. Необходимо отметить тот факт, что в Манифесте не упоминается Русская Православная Церковь и другие конфессии, а лишь говорится о «Введении действительной свободы религии, совести, слова, собраний, печати» (п. 11). Отношение отца Александра к манифесту было положительным. Он назвал его явлением беспрецедентным. Удивителен манифест, по мнению отца Александра, тем, что «созданный в условиях полной зависимости от национал-социалистической диктатуры, он ни одним словом не восхваляет эту диктатуру, тем, что он более чем прозрачно ставит коммунизм и нацизм на одну ступень зла, тем, что он полнейшим молчанием обходит антисемитизм, совершенно обязательный в условиях тех дней». 65

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обитель преподобного Серафима «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? – говорил преподобный Серафим. – Изображают лики Божии и святых, а мы – люди грешные». И лишь снисходя к усердию почитателей разрешил написать с себя несколько изображений. К их числу и принадлежит замечательный образ саровского старца, на котором он изображен во весь рост на склоне лет согбенным старцем, одетым в полумантию, в куколе, и подпоясанным белым полотенцем. Правой рукой преподобный опирается на посох, в левой держит четки. Много видел на своем веку этот образ: и унижение сирот Серафимовых, и нестроения в Дивеевской обители. В дни прославления угодника Божия пред этим образом горячо молилась царская семья. Когда же пришел час испить чашу страданий благодатному Дивееву, глубоко чтимую святыню, по промыслу Божию, решено было передать на хранение одному из духовных лиц, бывавших в Сарове и Дивееве и особенно почитавших преподобного. Были написаны билетики с именами более чем ста священнослужителей. После молитв трижды вынимался жребий и трижды он падал на город Киев. Воля Божия была ясна: преподобный Серафим уходил в тот город, откуда некогда положил начало своего спасения. Там он и находился сначала в Набережно-Никольской церкви, а затем в Покровском храм на Подоле. Портрет преподобного Серафима В сентябре 1943 года немцы издали приказ о всеобщем выселении жителей из города. Сопровождавший коменданта города переводчик как бы случайно зашел в Покровскую церковь и увидел там образ преподобного. Перекрестившись, он решил спасти святыню. Немецкий комендант этому не препятствовал, и образ был доставлен в город Лодзь к родственникам того переводчика, а затем передан эвакуированному из Киева и проживавшему в Берлине протоиерею Адриану Рымаренко. Святыню поместили в берлинском кафедральном Воскресенском соборе, настоятелем которого был отец Адриан. С образом саровского старца во время пребывания его в соборе связан чудесный случай. В один из ночных авианалетов на Берлин служители собора, вернувшись из убежища, увидели, что зажигательная бомба, пробив купол собора, упала в левый его предел.

http://pravoslavie.ru/33568.html

Какой другой народ, несмотря на все свои грехи, имел силу, дарованную ему от Бога, устоять в этой неравной шестидесятилетней борьбе? Русское возрождение питается своими корнями из глубины давно прошедших веков. Прошлое наше с X века было православным, на православии же были основаны и наше национальное самосознание и наша государственность, хранимые и пестуемые Православной Русской Церковью в лице ее святых и славных выразителей. Так было, есть и будет! Шестой съезд русской православной общественности 146 Шестой съезд православной русской общественности Восточного побережья, организованный Комитетом по подготовке к празднованию тысячелетия Крещения Руси и посвященный теме «Православие и идеалы русской культуры», состоялся с 3 по 6 сентября на территории Общества «Отрада». Общество «Отрада» возникло несколько лет тому назад по благословению всеми глубоко чтимого архиепископа Андрея Рокландского (отца Адриана Рымаренко). Члены этого общества оказали нам радушный прием и сделали все, что возможно, чтобы наш съезд прошел в благоприятной обстановке. Находящийся вблизи «Отрады» монастырь Ново-Дивеево был местом, куда собирались члены съезда на ежедневные утренние и вечерние богослужения и где по давно установившейся традиции в последний день съезда все причастились Святых Христовых Тайн. Это было главным источником Божией благодати, проявленной участникам съезда. И, конечно, помощь съезду оказали и священнослужители монастыря и монахини, которые всячески проявляли нам знаки своей любви и внимания. Съезд, на котором были представители не только многих городов США и Канады, но и гости из Аргентины, Венесуэлы и Бразилии, стал уже традиционным, и, как и в предыдущие годы, прошел с воодушевлением и радостью. Можно и должно радоваться тому, что, несмотря на все жизненные препятствия, у нас есть люди, не только бережно сохраняющие традиции русского православия и культуры, но и люди, которые с воодушевлением расширяют свои познания и углубляют любовь к истокам нашего отечественного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он рассуждал как художник. О. Герман часто писал иконы, после того, как ушел в монастырь? Он писал иконы для монастырской церкви. Там было 2 церкви, но одна из них сгорела, она была деревянная. У них была зимняя церковь, построенная на холме, частично она находилась под землей. Церковь была небольшая, площадью около 20 кв. м. Там были иконы и фрески его работы. О. Герман был дизайнером журнала? Конечно, но заглавная картина, ставшая символом Братства, была из старого, еще дореволюционного «Русского паломника». Вместе с о. Серафимом они получили в наследство большой архив православной литературы от семьи Концевичей и от других русских-эмигрантов, которые знали Оптинских и Валаамских старцев. Они сознательно собирали архив, эти дореволюционные журналы, а также издания «Самиздата». Вместе с о. Серафимом они проделали огромную работу. Письмо о. Германа на бланке Валаамского общества. Из личного архива семьи Халберт.      Как о. Герман молился? Было ли в его манере что-то необычное или особенное? О. Герман, как я уже сказал, был единственным священником в монастыре, там не было даже дьякона. Он часто служил очень оживленно, некоторые монахи даже расстраивались, им казалось, он делает все слишком быстро. Но он понимал, что мирские люди не в состоянии выдержать 10-часовую службу. Я думаю, что он служил прекрасно! Самая важная часть службы для меня – когда он читал Писание. В университете я выбрал курс, где мы изучали Шекспира. Профессор, которая вела курс, заставляла нас читать вслух и поправляла наши неточности. Это был Шекспир в оригинале, 16 века? Да, конечно. И я понял, что это совершенно разные вещи – просто читать, и читать вслух. Это совершенно разные виды текста, чтение вслух оживляет текст. Когда я слушал о. Германа, читающего Писание, я почувствовал себя погруженным в текст Священного Писания. Возможно, это был его особый дар? Да, я думаю, это был дар. О. Герман был натурой артистической, можно даже сказать, драматической. Некоторые люди находили, что это скорее раздражает. Иногда трудно было сказать: это действие Святого Духа, или необычные проявления натуры самого о. Германа. Он читал, распевая слова, с понижением или повышением тона, то тише, то громче, это было похоже на песню. И Писание оживало перед тобой. О. Герман обращался к людям, которые были по происхождению христиане, но никогда не слышали Писания. Формально они были протестанты и католики, отошедшие от церкви, среди его слушателей могли быть буддисты, студенты университетов, которые также не знали о своем христианском наследии. Это было Писание, обращенное к американцам, и я не знаю, как бы это звучало для русского человека. Он мог рассказывать истории и проповедовать, и люди записывали его слова, настолько они был интересны и значимы. Он рассказывал об американских святых, наших современниках, – о. Адриане (Рымаренко), свт. Иоанне Шанхайском, которых знал лично.

http://pravoslavie.ru/123354.html

1. Вступление А. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма«, что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. Б. «Догмат Искупления» в переложении Владыки Митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда Митрополит Евлогий предложил и получил одобрение св. Синода заменить в школах Катехизис Митр. Филарета Катехизисом Митр. Антония, содержащим новое учение об Искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающийся и святоотечески мыслящей иерархии за границей, в частности, ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью, Архиеп. Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам Митр. Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением Митр. Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии). Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. † 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью. Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/k...

При отступлении немцев из Киева образ был вывезен одним русским православным человеком в Лодзь, а затем передан им в Берлинский русский собор, настоятелем которого был протопресвитер Адриан Рымаренко (впоследствии епископ Ново-Дивеевский Андрей). Во время одного из ночных авианалетов на Берлин верующие, вернувшись после бомбежки из бункера, увидели, что зажигательная бомба, пробив купол собора, упала в левый придел. Находившиеся там плащаница, образ преподобного и икона свв. Гурия, Амона и Авива были объяты огнем. Пожар быстро потушили, но поразительно, что ни плащаницы, ни образа преподобного пламя не коснулось, хотя все вокруг обгорело. Прошла тревожная ночь. Началось утреннее богослужение, но запах гари не только не исчезал, но наоборот, все усиливался. Когда стали искать источник дыма, на чердаке собора обнаружили вторую зажигательную бомбу — она продолжала тлеть и, едва ее коснулись, как сноп пламени взметнулся вверх. Таким образом, огонь тлел 12 часов, но не разгорался. Пожар снова удалось потушить. Собор остался не поврежденным, хотя все вокруг него было разрушено. Когда после Второй мировой войны в Америку хлынул поток русских людей, с ними прибыла дивеевская святыня — образ преподобного, а так   же другие великие святыни: частица святых мощей прп. Серафима и кусочек его мантии.   Краткая история Нового Дивеево Днем основания монастыря считается 1 октября 1949 года. Сначала обитель располагалась в небольшом городке Наяк, в часе езды от Нью-Йорка. Вскоре при помощи добрых людей была арендована усадьба, куда и перешла обитель из первоначального, совершенно неподходящего для монастыря помещения. К этому времени из Германии прибыли первые три насельницы, и стала налаживаться жизнь по монастырскому уставу.  Однако строить монастырскую жизнь, не имея собственного угла, было рискованно. Ежедневно служили акафист пред чудотворным Оптинским образом Богоматери — и совершилось чудо. Оказалось, что в соседнем городке Спринг Валлей уже несколько лет пустует усадьба католического женского монастыря. Католики готовы были отдать всю усадьбу за минимальную сумму, поскольку православная женская монашеская община вполне подходила их требованиям.

http://e-vestnik.ru/world/udel_prepodobn...

В этой разнообразной группе находилось немало священнослужителей довоенной Польской Автокефальной Православной Церкви и Православных Церквей в Прибалтике. Были также клирики межвоенных русских приходов в Балканских странах, Чехословакии и Венгрии, которые отступали но мере продвижения Советской Армии. К этой же группе принадлежит большое количество священнослужителей из оккупированной немцами территории в Белорусии, в Украине и в России. Некоторые из них испытали всю тяжесть гонений и заключения в советских лагерях, например, протоиерей Адриан Рымаренко – впоследствии архиепископ в Северной Америке – или протоиерей Иоанн Николайченко (Брюссель). В конце войны многие настоящим чудом избежали ужасов насильственной репатриации в Советский Союз. Все без исключения разделили участь сотен тысяч лиц, которые очутились во временных лагерях для перемещенных людей (так называемых D.P. – «Displaced persons») в Германии, Австрии, Бельгии, Италии и Марокко. В каждом лагере, как правило, создавалась церковь – а в самых крупных лагерях в Мюнхене и в Фишбеке под Гамбургом по несколько церквей, 26 устраивались уроки закона Божьего для детей, духовные беседы для взрослых, пастырские курсы для кандидатов в церковнослужители и священнослужители. Но такие лагеря являлись лишь временным этапом. Часть священнослужителей, как и их пасомых, довольно скоро перебрались дальше к более надежным условиям жизни в Северную и Южную Америку, а также в Австралию и Новую Зеландию, в зависимости от того, где были свободные места. Однако некоторые из них навсегда остались в Западной Европе, особенно в Германии, где пополнили преимущественно ряды местного духовенства Зарубежной Церкви. Последняя группа состоит из людей, которые родились незадолго до революции или в самые первые годы эмиграции и получили полное среднее и высшее образование в странах, уже приютивших их родителей – в Белграде, в Праге, в Париже и других местах. Их тоже не перечислишь. Среди них можно выделить выдающихся архипастырей и духовных наставников – архиепископа Иоанна (Шаховского) , архиепископа Антония (Бартошевича), епископа Мефодия (Кульмана) , митрополита Антония (Блума), крупных православных богословов 2-й половины XX в. – протопресвитеров Александра Шмемана , Иоанна Мейендорфа и Алексия Князева и мирян В.Н. Лосского , князя К.Я. Андроникова, С.С. Верховского , иконописца Л. А. Успенского , архимандрита Киприана (Пыжова) и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матушка Евгения Рымаренко вновь приехала к отцу Нектарию в мае 1925 года. В этот раз были здесь София Александровна Энгельгардт, некая Мария из Гомеля и отец Никон (Беляев) . В день Преполовения матушка записала: «Так хорошо около батюшки, за что это мне? Невольно является мысль: «Кому много дано, с того много и взыщется». Когда я вошла с другими, батюшка вышел из своей комнаты с пением «Христос Воскресе...» – в розовой епитрахили, в цветном поясе, такой радостный и весь сияющий. Он очень ласково преподал мне первое благословение, сказал, что рад мне... С четырех часов до позднего вечера я провела у батюшки. Батюшка расспрашивал о нашей жизни, спросил, что волновало отца Адриана последнее время. Вечером Андрей Ефимович читал, а все пели канон и акафист преподобному Серафиму. Батюшка тоже присутствовал и пел. На другой день утром Мария читала правило, я присутствовала, потом все, получив благословение, пошли пить чай на хозяйскую половину. Часа через два всех позвали опять к батюшке. Отец Никон перед своим отъездом читал акафист Спасителю и Божией Матери и служил молебен. Настроение было молитвенное». Врач Сергей Алексеевич Никитин (впоследствии владыка Стефан, епископ Калужский и Боровский) по окончании учения колебался в выборе направления своей медицинской деятельности – заняться ли теоретическими исследованиями или стать практикующим врачом? Он решил поехать к старцу Нектарию для решения этого дела. О той поездке рассказал друг его Борис Холчев (впоследствии архимандрит). «Привез его, – писал он, – отец Никон в Холмищи в сумерках, «пришедше на запад солнца”. В добротной крестьянской избе Андрея Ефимовича на половине отца Нектария читались вечерние молитвы. В горнице тихо, слушали чтение несколько человек. Сергей Алексеевич с отцом Никоном молча присоединились к ним. Особый молитвенный уют с мерцающей перед образами лампадой и журчанием благоговейного человеческого голоса, ровно произносящего строчку за строчкой из творений великих авторов-молитвенников Макария, Антиоха, Златоуста, Дамаскина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010