В старости Иоанникий привык ходить с жезлом. Однажды, когда он шел в горах узким проходом, жезл случайно выпал из его рук и пропал, потому что свалился с горы в пропасть, так что нельзя было и найти его. Святой, скорбя о потере жезла, преклонил колена, совершая обычную молитву Господу, а жезл в это время, невидимою силою принесенный по воздуху, очутился в руке святого. Проходя другой раз по пустыне, блаженный нашел одну пустую пещеру, в которой обитали бесы. Пещера эта полюбилась преподобному, и он остался жить в ней. Бесы же, не вынося его присутствия, восстали против него явно и причиняли ему различные беспокойства, надеясь испугать его и прогнать оттуда. Они кричали на него, скрежетали зубами, насмехались над ним, пугали его, бегали взад и вперед, нападали на него и, казалось, колебали всю пещеру. Но святой, по слову Павла, стоял, как бы в день брани, одетый в броню правды и со щитом веры и нисколько не страшился вражеских нападений. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Ефес. 6:13–16 ); Бесы же кричали: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф. 8:29 ). и, не в силах будучи победить непобедимого, бежали от него, побежденные им сами. В то время дочь одного боярина, истинно верующая, лежала без сил на одре и очень страдала. Когда ее понесли к святому, он тотчас вышел к ней навстречу и, умилосердившись над ней ради её благочестия, так как она почитала святые иконы, хотя и жила среди множества иконоборцев, исцелил ее молитвою и крестным знамением от болезни. Случилось быть там зятю святого, женившемуся на сестре его; он был помрачен иконоборческою ересью, и святой долгое время убеждал его познать правый путь истинной веры и воздавать подобающую честь святым иконам. Когда же он не мог оказать на него никакого действия своими наставлениями (ибо тот, как фараон, пребывал в упорстве), тогда блаженный, позабыв о своем близком плотском родстве с ним, помолился Богу о том, чтобы у того иконоборца ослепли и плотские его очи, если он не имеет очей душевных. Так и случилось: зять его ослеп и понёс наказание, соответственное своему нечестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В это же самое время, в храме, завеса, отделявшая вход в Святое Святых, разодралась на две части сверху до низу; гробницы открылись; многие умершие святые воскресли и, по воскресении Христа, пришли во Иерусалим и явились многим. Пилат приказал воинам перебить голени у распятых. Воины пришли, перебили голени у двух разбойников, которые были еще живы; когда же подошли к Господу, то увидели, что Он уже умер; поэтому, не стали перебивать Его голеней; но один из воинов, желая окончательно удостовериться в Его смерти, пронзил Ему бок копьем, и из прободенного бока Христова потекла кровь и вода. 103. Погребение Иисуса Христа. Мф. 27:57–66; Мк. 15: 42–47; Лк. 23:50–55; Ин. 19:38–42 Когда стало известно, что Иисус Христос умер на кресте, явился к Пилату богатый человек, член синедриона, Иосиф из Аримафеи. Он не участвовал ни в заговоре против Господа, ни в постановлении смертного приговора о Нем. Он был учеником Иисуса, но тайным. Пришел он к Пилату просить, чтобы ему выдали тело Иисуса для погребения. Пилат приказал выдать. Тогда к Иосифу присоединился Никодим, приходивший ночью к Господу в первый год Его служения. Иосиф купил плащаницу, то есть пелены, в которые заворачивали при погребении тела умерших; Никодим принес около ста фунтов благовонного состава из смирны (смолы одного аравийского дерева) и алоя (душистого индийского растения). Близ Голгофы был принадлежащий Иосифу сад; а в саду была высечена в скале приготовленная им для себя гробница, то есть пещера, в которой никто еще не был погребен. К этой пещере Иосиф и Никодим перенесли снятое ими же с креста тело Господа; они обмыли      его чистою водою и натерли благовонным составом; завернули тело в плащаницу, голову обвили полотенцем, завязали то и другое шнурками, положили тело в гробницу; окончив погребение, привалили ко входу в пещеру большой камень и удалились. Мария же Магдалина и Мария Клеопова смотрели, как и где положили тело Господа. На следующий день, в субботу, первосвященники и фарисеи вспомнили, что Господь говорил о воскресении Своем в третий день. И пошли они к Пилату и сказали ему: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну»; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых!» ведь последний обман будет хуже первого». Пилат довольно грубо ответил им: Вы имеете данную мною вам на время праздников воинскую стражу при храме; пойдите, возьмите ее, и охраняйте гроб, как знаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Ваше Императорское Величество! Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ( 3Цар. 19:10–11 ). Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Вдруг она увидела двух Ангелов в блистающих одеждах. Они сидели там, где когда-то лежало тело Господа. — Женщина! «…Что ты плачешь? Кого ищешь?», — спросили они ( Ин.20:14-15 ). Сзади Марии послышался шорох подошедшего Человека. Обернувшись, глазами в слезах она увидела Стоящего и обратилась к Нему. Магдалина решила, что это садовник. В Евангелии он назван вертоградарем. «…Господин! если ты вынес Его, — воскликнула она в отчаянии, — …скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). «Мария», — сказал Иисус, ибо это был Воскресший Господь. Расслышав беспредельно дорогой голос Христа, Мария воскликнула: «Раввуни!» — что значит «Учитель» — и, бросившись к ногам Воскресшего, хотела облобызать их. «…Не прикасайся ко Мне, — сказал ей Господь, — …а иди к братьям Моим, и скажи им…» о виденном, а я «…восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:16-17 ). Иисус стал невидим, и Мария, сердцем переполненная ликования, бросилась бежать к Апостолам. В это время другие жены-мироносицы приближались к Святому Гробу. Как и Мария, увидев отверстые двери склепа, женщины в ужасе подбежали к нему и убедились, что пещера пуста. Вдруг светлый Ангел, сидящий на камне, отваленном от гробницы, сказал им: «Христос воскресе!». Услышав Ангела, потрясенные, они тоже побежали в Иерусалим поделиться о случившемся с Апостолами, посоветоваться о дальнейшем. Тогда же Мария, прибежав к собравшимся в горнице Апостолам, рассказала о виденном. «Что ты? — говорили они. — Не может быть. Это явно воображение нервной женщины. Невозможно воскреснуть умершему Господу». В то же время и женам-мироносицам, бежавшим от Гроба в Иерусалим, неожиданно явился Воскресший Иисус. «Радуйтесь!», — обратился Он к ним. От радости женщины упали к ногам Спасителя и облобызали их. Господь стал невидим. Изумленные и обрадованные, как и Магдалина, появились они у Апостолов. Мироносицы наперебой рассказывали ученикам о Воскресшем Спасителе. Но те и им не поверили. Энергичный и взволнованный Петр, оставив всех, один побежал ко Гробу.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Вера этих сестер в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда захворал брат их Лазарь, то они первым делом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Когда Иисус пришел в Вифанию, то было уже четыре дня, как Лазарь лежал во гробе. Вифания лежала недалеко от Иерусалима и многие из жителей иерусалимских пришли к Марфе и Марии утешить их в горе. Когда Марфа услыхала, что Господь уже близко от их селения, то пошла Ему навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой!» – «Воскреснет брат твой», – сказал ей Иисус Христос. Марфа отвечала: «Знаю, что воскреснет в Воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в Меня, если умрет – оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты этому?» – «Так, Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир», – сказала Марфа и, оставив Иисуса, пошла домой, тайно вызвала сестру и сказала: «Учитель здесь и зовет тебя». Мария тотчас пошла навстречу Господу, пала в слезах к ногам Его и вскричала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Иудеи, которые вместе с Марией вышли из дома, чтобы следовать за ней, как они думали, на могилу брата ее, заплакали, глядя на нее. Тогда и Господь воскорбел и возмутился духом. Он спросил: «Где вы положили его?» Ему отвечают: «Господи! Поди и посмотри». Видя слезы на глазах Иисуса, иудеи говорили: «Вот, смотрите, как Он любил Лазаря! Неужели Он, отверзший очи слепому, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Между тем Иисус, скорбя внутренно, подходит к пещере, в которой лежал умерший. Пещера была завалена камнем; Иисус повелел отнять его. Тогда Марфа сказала: «Господи! Он уже четыре дня во гробе, и слышен дурной запах». Иисус на это сказал ей: «Если будешь веровать, то увидишь славу Божию». Когда отняли камень, то Иисус воззрел на небо, сказав: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он громким голосом возгласил: «Лазарь! Иди вон!» Умерший тотчас вышел. Он был обвит погребальными пеленами, а лицо закрыто платком. «Развяжите его, пусть идет», – сказал Господь ( Ин.11:1–3, 17–44 ). Кроме того, Евангелист упоминает, что воскрешенный Лазарь находился вместе с Иисусом Христом на вечери в доме Симона прокаженного ( Ин.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-вторых, странен для нас и сам образ погребения Спасителя. Пещера, Камень Помазания, камень, закрывающий вход, - все это для русского человека столь странно, что порой на иконах Воскресения изображают привычные нам могилы и гробы. Когда мы посещали монастырь Святой Троицы на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне (там находится знаменитый Мамврийский дуб), у нас была возможность осмотреть еврейские могилы первого века. Покойников полагали в пещеру, высеченную в скале. В глубине пещеры выдалбливали нишу, в которой устраивали некое подобие стола для умершего. Рядом с пещерой устраивали еще один каменный стол, на котором полагали тело покойного для умащения благовониями и обвития пеленами. После обвития погребальными пеленами и умащения тело полагали в пещеру и закрывали вход большим камнем. Иногда к большому камню приваливали камень поменьше, а место сцепления камней опечатывали особой печатью - кустодией. Примерно через год после погребения к пещере вновь приходили родственники покойного. За это время под воздействием палестинского климата тело высыхало, оставались только кости. Их перемывали в благовониях (отсюда выражение «перемывать кости») и складывали в небольшой ящик - оссуарий. Его полагали в специальной нише гроба, расположенной там же, в пещере. И если семья или весь род переезжал на другое место жительства, они могли легко взять с собой кости всех своих родственников. Таким образом, становится более понятным, как евреи, уходя из Египта, смогли взять с собой кости праотца Иосифа, завещавшего похоронить его в Земле Обетованной. Еще одно место из Ветхого Завета стало мне понятней во время паломничества по Святой Земле. В книге пророка Иеремии повествуется о том, как Господь повелел положить пророку его льняной пояс в расщелине скалы у реки Евфрат. Затем Он повелел вновь взять свой пояс и, указывая на его негодность, сказал: Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит вослед иных богов... будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин,... чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (Иер. 13, 10-11). Возникает недоумение: как пророк успел так быстро сходить до Месопотамии, где протекает известная река Евфрат, да еще и дважды. Оказывается в Палестине, под горой, на которой располагается родное селение пророка Иеремии - Анату (в древности г. Анафоф), протекает небольшая речушка. Она также носит название Евфрат. И все становится понятным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Возьмем примеры указания на добрых: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его . А когда он описал многих, которым предстоит взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова : И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: род правых благословится . О злых же говорится как в настоящем месте: Род ядовитых змей и: Взыщется все с этого рода. Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, [и тогда] Я не прощу грехов земли той ; оно хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им. Таким же образом и эти, действующие против апостолов, подобно Каину и Иоасу, представляются людьми одного рода. Стих 37: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица (gallina — курица) собирает птенцов своих под крылья, но ты не захотел . — Иерусалимом Он называет не камни и здания города, а обитателей его: Он вопиет как бы движимый чувством отца, подобно тому, как и в другом месте мы читаем, что Он при виде его заплакал . А словами Своими: Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, Он свидетельствует о том, что все прежние (retro) пророки были посланы Им. Уподобление птице, собирающей птенцов своих под крылья, мы встречаем в песне Второзакония: Подобно тому, как орел покрывает гнездо свое, с любовью стремился (desideravit) к птенцам своим, простирая крылья свои, поднимал [их] и носил на перьях своих . Стих 38: Се, оставляется вам дом ваш пуст. — Уже прежде в лице пророка Иеремии Он сказал то же самое: Я оставил дом Свой, покинул наследие Свое; наследие Мое сделалось для Меня, как пещера диких зверей . Что дом Иудеев, то есть храм их, который блистал величием, [ныне] оставлен, в этом мы убеждаемся своими глазами, — потому что он потерял Христа и, чрезвычайно желая предвосхитить наследие, умертвил Наследника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Вопрос в сущности сводится к следующему: что было прежде, явление ли Воскресшего женщинам (Мф. 28:9), или пришествие ко гробу Петра и Иоанна, как это представляется в евангелиях Иоанна и Луки? По некоторым основаниям нужно признать за вероятное последнее. В таком случае события следует поставить в таком порядке: в первый день недели рано приходят ко гробу Мария Магдалина и другие женщины и видят, что пещера, в которой положено было тело Господа, пуста; об этом Мария Магдалина возвещает Петру и Иоанну (и другим ученикам), которые спешат ко гробу и видят также, что он пуст; вероятно с ними возвратилась ко гробу и Мария Магдалина, которой при втором возвращении от гроба и явился Воскресший 23 . Остановим теперь свое внимание на путешествии ко гробу Марии Магдалины и особенно на прибытие туда Иоанна и Петра, как на весьма важных моментах евангельских повествований о воскресении Христа. В первый день недели Мария Магдалина и другие жен­щины с купленными ароматами пошли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его по обычаю иудейскому, чего они не ус­пели сделать при погребении Его в пятницу вечером, ко­торый считался у иудеев уже началом субботы – дня по­коя (а та была суббота пасхальная). Когда они пришли ко гробовой пещере, то они увидели, что камень от нее отвален и она пуста. Вот все, о чем они могли возвестить апостолам. Правда, сообщается, что при виде пустого гроба они вспомнили предсказание Христа, что «Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» ( Лук. 24:7,8 ); но при этом не сказано, что они поверили воскресению Христа. Напротив, придя к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, Мария Магда­лина могла только сказать: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Иоан. 20:2 ). По словам Марии Магдалины, немедленно пошли ко гробу Петр и другой ученик (Иоанн). «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел (в гробовую пещеру).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вопрос в сущности сводится к следующему: что было прежде, явление ли Воскресшего женщинам ( Мф. 28:9 ), или пришествие ко гробу Петра и Иоанна, как это представляется в евангелиях Иоанна и Луки? По некоторым основаниям нужно признать за вероятное последнее. В таком случае события следует поставить в таком порядке: в первый день недели рано приходят ко гробу Мария Магдалина и другие женщины и видят, что пещера, в которой положено было тело Господа, пуста; об этом Мария Магдалина возвещает Петру и Иоанну (и другим ученикам), которые спешат ко гробу и видят также, что он пуст; вероятно с ними возвратилась ко гробу и Мария Магдалина, которой при втором возвращении от гроба и явился Воскресший 167 . Остановим теперь свое внимание на путешествии ко гробу Марии Магдалины и особенно на прибытии туда Иоанна и Петра, как на весьма важных моментах евангельских повествований о воскресении Христа. В первый день недели Мария Магдалина и другие женщины с купленными ароматами пошли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его по обычаю иудейскому, чего они не успели сделать при погребении Его в пятницу вечером, который считался у иудеев уже началом субботы – дня покоя (а та была суббота пасхальная). Когда они пришли ко гробовой пещере, то они увидали, что камень от нее отвален и она пуста. Вот все, о чем они могли возвестить апостолам. Правда, сообщается, что при виде пустого гроба они вспомнили предсказание Христа, что «Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» ( Лк. 24:78 ); но при этом не сказано, что они поверили воскресению Христа. Напротив, придя к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, Мария Магдалина могла только сказать: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Ин. 20:2 ). По словам Марии Магдалины немедленно пошли ко гробу Петр и другой ученик (Иоанн). Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел (в гробовую пещеру).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вот это – то, о чем пишет Климент Александрийский , что в глазах жителей Ханаана он был как царь, как князь Божий. И жители Ханаана говорят: «Послушай нас, господин наш» ( Быт. 23:6 )! То есть они как бы догадываются, что Авраам намного выше их. Но можно и иначе истолковать слова «пришелец и поселенец». Слово, переведенное у нас как «пришелец» (на иврите гер), точно переводиться как: «пришелец». Но следующие слово, переведенное у нас как «поселенец», на иврите тошав, означает: «оседлый» или даже «кореной житель». То есть Авраам как бы говорит: «Если хотите я буду вести себя среди вас как гер (гастарбайтер), а если не хотите, то могу вести себя и как тошав (как коренной житель), ведь Бог уже отдал мне эту землю. « Ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей » ( Быт. 23:6 ). То есть они готовы предоставить любое место, где Авраам захочет похоронить Сарру, и готовы предоставить места, где были их гробницы, чтобы там приготовить место для Сарры 231 . Но Авраам думает совсем иначе, он не хочет верующую Сарру хоронить на одном погосте с язычниками. И вот поведение Авраама, о котором Климент Александрийский говорит: «Поэтому их деяния стали законом для нас», является для нас примером. Он не хочет хоронить свою жену даже среди гробниц князей земли Хета, он хочет иметь свое собственное кладбище. « Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу » ( Быт. 23:7–9 ). Вот это слово (Махпела) переводится на русский язык как «двойная». То есть – двойная пещера 232 . Декларируя, что он хочет создать место погребения в земле Ханаана, Авраам как бы заявляет об его окончательном решении поселиться на этой земле. Известно, что в древности на Востоке человека хоронили в месте захоронения его предков, от чего и существовал эвфемизм: «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). И так как Авраам не собирался возвращаться в Месопотамию, он и создает новое место погребения для своего клана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010