Быт. 23 :4. Я у вас переселенец и пришлец, дайте мне собственное место для гроба между вами, чтобы мне схоронить мертвеца моего от лица моего 328 . Быт. 23 :5. И сказали сыновья Хеттеевы Аврааму так: нет, господин! Быт. 23 :6. Послушай нас. Ты — царь от Бога среди нас 329 , в лучшей из гробниц наших похорони мертвеца своего, никто из нас не воспрепятствует тебе воспользоваться его гробницей 330 , чтобы там похоронить своего мертвеца. Быт. 23 :7. И встал Авраам и поклонился народу земли, сынам Хеттеевым, Быт. 23 :8. И сказал им Авраам так: если вы согласны, чтобы я похоронил мертвеца моего от лица моего, послушайте меня, и скажите обо мне Ефрону, сыну Саара. Быт. 23 :9. Пусть он даст мне Двойную 331 пещеру, принадлежащую ему, находящуюся на части его поля, за надлежащую цену 332 , пусть отдаст мне ее у вас в собственность для погребения. Быт. 23 :10. А Ефрон сидел среди сынов Хеттеевых. И отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму и сказал, вслух сынов Хеттеевых и всех приходивших в город, так: Быт. 23 :11. Нет 333 , господин, послушай меня: поле и пещеру, которая на нем, тебе отдаю, пред всеми согражданами моими я отдал тебе, похорони мертвеца твоего. Быт. 23 :12. И поклонился Авраам пред народом земли. Быт. 23 :13. И сказал Ефрону вслух всего народа земли: так как ты делаешь угодное мне 334 , то послушай меня: цену за поле возьми с меня, тогда я похороню там мертвеца моего. Быт. 23 :14. Ефрон же в ответ Аврааму сказал: Быт. 23 :15. Нет, господин, я слышал, что земля (стоит) четыреста дидрахм серебра 335 , но что это для меня и для тебя? А ты мертвеца своего похорони. Быт. 23 :16. И послушал Авраам Ефрона, и отдал Авраам Ефрону серебро, о котором он говорил вслух сынов Хеттеевых, четыреста дидрахм серебра, принятого 336 у купцов. Быт. 23 :17. И стало поле Ефроново, которое входило в Двойную пещеру, что против Мамврия, поле и пещера, которая на нем, и всякое дерево, которое было на поле, и все что было в пределах его вокруг, - Быт. 23 :18. (Стало) 337 собственностию Авраама у сынов Хеттеевых и всех приходивших в город.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 13:16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; Быт. 13:17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. «Встань, пройди и проч.». М. Филарет делает прекрасное указание, что «мера обетования есть мера веры». Сколько может вместить человек, столько и получит. Быт. 13:18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; Мамре было собственно имя аммореянина, союзника Аврамова ( Быт. 14:13, 24 ). О Хевроне м. Филарет делает замечание, что так как он получил это имя от Хеврона, внука Халевова, во время же Моисея и даже Иисуса Навина ещё назывался древним именем Кириаф-арба ( Нав. 15:13 ; Суд. 1:10 ; 1Пар. 2:42, 43 ), то справедливо догадываются, что слова «что в Хевроне» внесены в текст Моисея Ездрою или кем-либо другим для объяснения положения дубравы Мамре, когда последнее имя сделалось уже незнакомо. Англиканская Комм. Библия делает то же замечание, но присовокупляет, что, кажется, Хеврон было древнейшее имя этой местности, что она называлась Кириат Арба во время отсутствия потомков Иакова из Палестины, когда они жили в Египте, и что при покорении Палестины Калеб восстановил древнее имя. Так думают Розенмюллер, Генстенберг, Кейль и др. (сравни комментарий к Быт. 23:2 ). Хеврон был третьим пунктом продолжительной остановки Аврама, а именно: 1) Сихем; 2) Вефиль; 3) Хеврон. Возле Хеврона была пещера Махпела ( Быт. 23:19 ), где похоронены Сарра, Авраам, Исаак, Иаков. Место это в большом уважении у арабов, его зовут Ель-Калиль, т. е. дом друга Божия. и создал там жертвенник Господу. Глава XIV. Вступление Война Царей, рассказанная в XIV главе Кн. Бытия, есть весьма важный исторический документ, который, по мнению многих (Тух, Эвальд, Курц, на коих ссылается Англиканская комм. Библия), восходит к глубокой древности. Сказание XIV главы сходится с теми сведениями, которые мы имеем вследствие разысканий в Халдее и Вавилоне. Свод этих изысканий сделан Джорджем Роулинсоном (The five great monarchies of the ancient Eastern world; ed. of 1871), которого слова мы и приводим:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 19:30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, Указание на малодушие Лота: несмотря на обещание Божие пощадить Сигор, близость Содома, лежавшего в развалинах, и, вероятно, как догадывается блаж. Иероним, частые землетрясения пугают Лота, и он уходит на восток от долины Иордана в горы, где (см. Быт. 14:6 ) жили хорреи – буквально: «жители пещер», троглодиты, – которых потом или выгнали из своих жилищ едомитяне, или с которыми они смешались (сравни Быт. 36и Втор. 2:12 ). Около Петры находятся замечательные пещеры, по всей вероятности, выкопанные хорреями, троглодитами. Пещера, в которой жил Лот, называется в книге Яшар Оддолам. и с ним две дочери его. Быт. 19:31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; Нет сомнения, что слишком свободный взгляд жителей Содома подействовал на нравы девушек, живших в таком обществе, где не было ничего ни заветного, ни святого. Некоторые писатели отчасти извиняют девушек, которые, может быть, думали, что всё живущее в стране погибло и они одни с отцом спасены. Быт. 19:32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. При разделении страны между Авраамом и Лотом этот последний, не убоявшись разврата Сиддимской долины, избрал её, прельщённый её плодородием. Ряд несчастий испытывает он, и хотя, оставаясь чист в своих нравах, он несколько раз выказывает малодушие и даже неверие, тем не менее Господь спасает его, но он всё-таки несёт наказание за неверие – он остаётся без наследника, и единственные потомки его суть чада стыда его дочерей. Далее о нём ничего не говорит Св. Писание. Рождается вопрос: откуда могли достать вино дочери Лота? Надо помнить, что рассказ обнимает значительное пространство времени и не относится к первому году после погибели городов. Нет сомнения, что в горах Сеир Лот завёл своё полное хозяйство и не довольствовался лесными плодами. Вероятно, он часть имущества вывел и вынес с собою, сами стада его могли и прежде гибели Содома пастись вне долины Иордана в горах, а разведение винограда, растущего и в диком состоянии, и выделка вина были очень известны всем жителям Палестины, и в особенности чувственным жителям долины Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 23:9 чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Палестина, пересечённая отрогами скалистых гор, представляла большое удобство для погребения умерших в пещерах (ссылка Англ. Библии на Библейский словарь Смита под словом Burial): «Махпела» означает по-еврейски или двойную пещеру (Отто Герлах), или часть пещеры (ссылка Англ. Библии на Гезениуса). Пещера Махпела находилась, как мы видели выше (комментарий к Быт. 23:8 ), близ дубравы Мамре, невдалеке от Хеврона. Теперь ещё место это известно и мусульманам, над ним построена мечеть. Гарам, или священное место, обнесено стеною, или кремлём, который относят к глубокой древности (ссыл. Англ. Библии на Робинсона, Томсона Land and Book р. 580 и Станлея Sermons in the East). Быт. 23:10 Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: Быт. 23:11 нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. Сцена, здесь изображённая, переносит читателя на восток не только в древность, но и в настоящее время. И теперь ещё базары и входные врата городов – свидетели продажи и купли не только движимых, но и недвижимых имуществ, укрепление которых главнейше зиждется на большом количестве свидетелей, присутствующих при совершённом договоре. Вот почему и большая часть гражданских (независимо от уголовных) дел на востоке решается свидетельскими показаниями, которые могут быть не только личные, но и передаваемые в потомство, так что свидетельство внука или правнука об известном событии, в особенности публичном, вследствие полученных им об этом событии сведений по наследству, считается в числе достоверных свидетельских показаний. Вот почему, несмотря на отсутствие письменности, договор, заключённый Авраамом о покупке Махпела, не был нарушен никем, несмотря на то, что внук его Иаков с потомством давно оставили страну и жили в Египте, в стране Гессемской. Заметим и доселе сохранившуюся на востоке необычайную вежливость во взаимных отношениях при совершении сделок и приличную, складную речь, которая слышится в устах даже простолюдинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Великую субботу В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, человек богатый и знатный, член Синедриона, тайный ученик Христа, и просил тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус умер, отдал тело Его Иосифу. Иосиф купил плащаницу (полотно для погребения), снял со креста тело Иисусово и обвил Его плащаницею. Пришёл также и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принёс около ста фунтов благовонного состава из смирны и алоя для погребения. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду новый гроб (пещера), высеченный в скале, в котором ещё никто не был положен. В этом гробе Иосиф с Никодимом положили тело Иисуса Христа и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. В снятии Иисуса Христа со креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его. При этом были также и жены-мироносицы, пришедшие за Иисусом Христом из Галилеи. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисуса Христа по прошествии субботы, первого дня иудейской Пасхи, в который по закону всем следовало пребывать в покое. В субботу «собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» ( Мф. 27:63–66 ). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл в ад, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души праведников, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на престоле с Богом Отцом и Духом Святым. В Великую субботу на утрени при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью . Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Гадару почти не возят паломников, но это место стоит посмотреть. Там, где была пещера, в которой жил бесноватый, позже построили часовню. Эти места пустынны. Когда-то здесь располагался самый большой в Галилее монастырь, он был основан в ранневизантийский период и просуществовал до XIV века. Сюда приезжало множество паломников помолиться об исцелении от душевных болезней. Среди руин монастыря - баптистерий, ранневизантийская алтарная апсида в форме полукруга и множество мозаик с изображениями фруктов. Кесария А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него (Деян 21:8). Античные руины на берегу ярко-синего Средиземного моря, крепость вдалеке и свежий морской воздух - все это древний римский город Кесария. Пожалуй, его главная достопримечательность - руины некогда роскошного дворца Понтия Пилата на самом берегу моря. О том, что здесь был его дом, свидетельствует надпись на колонне, которая появилась еще во время жизни прокуратора, а нашли ее не так давно. Сейчас оригинал колонны находится в одном из музеев в Иерусалиме, а копию можно увидеть здесь. Кесария - город, откуда апостол Павел отправился в свое первое миссионерское путешествие и куда он несколько раз потом возвращался. Иордания, место Крещения Господня И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк 1:9-11). Причудливо, совсем по-особенному выглядит золотой купол русской часовни на фоне пустыни и похожих на халву песчаных барханов... Здесь каждый год на праздник Крещения Господня патриарх Иерусалимский освящает воду в Иордане. Паломники совершают омовение в водах священной реки... Воздух горячий, поэтому заходить в воду трудно - холодно! Но стоит окунуться в эту мутноватую, совсем не манящую в нее погрузиться воду, - и тут же появляется удивительное ощущение свежести, обновления... Вифлеем, Палестинская автономия

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В греческом тексте Нового Завета применены три синонима, обозначающих камень: ); скала в переводе обозначает камень и применяется для обозначения камней различной величины, каменистой местности, драгоценных камней, каменной глыбы 762 . В Новом Завете используется в следующих значениях: камень во главе угла 763 ; краеугольный камень 764 ; камень претыкания 765 . По своему значению синоним используется для обозначения Христа. ) – камень, используется в выражениях быть побитым камнями, привести все камни в движение, каменная порода, а так же в выражении пещера, высеченная в скале 766 . В Новом Завете используется для обозначения имени 767 , причем имя Петр имеет только такое правописание. – применяется в значении скала, утес, каменная глыба. 768 Используется в Новом Завете в выражениях, обозначая Христа. Единственное место, толкование которого затруднено и используется католиками для вывода, что Апостол Петр – основание Церкви – Мф.16:18 . Другие места однозначно усваивают это слово для обозначения Христа: камень соблазна 769 ; духовный последующий камень 770 . В таблице приведены параллельные места на русском и греческом языках. Из их сравнения следует, что для символического обозначения Христа используются синонимы причем требуется вера в Того, Кто символически обозначен камнем. Рассматривая 1Пет.2:6–7 , следует обратить внимание, что слова используются как полные синонимы для обозначения камня, в Который должны веровать люди. Это очень важный момент – краеугольный камень не только основание, но и субъект веры, а в христианстве невозможна вера ни в кого иного, кроме Христа. Очень важно параллельное место 1Кор.10:4 , где прямо сказано, что символическое обозначение камень – относится ко Христу. Русский текст Греческий текст ты – Петр, и на сем камени Я создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее 771 ; Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, ( 1Пет.2:6–7 ) пили из духовного последующего камня, камень же был Христос. ( 1Кор.10:4 )

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В Константинополе препразднство это заключалось в изнесении креста из палат царских в Софийский храм. Канон, составленный для этого праздника, приписывается Георгию, епископу амастридскому (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2). Иосифа Аримафейского Иосиф был член Синедриона (Map.15:43), человек благочестивый, потаенный ученик Иисусов ( Иоан.19:38 ). Св. ев. Матфей сообщает о нем следующие сведения: когда Господь Иисус предал дух Свой на кресте, «пришел богатый человек (вечером) из Аримафеи, именем Иосиф, который учился у Иисуса. Он, пришедши к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (полотном). И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Матф.27:57–60 ). «Отсюда особенно можно видеть его мужество, говорит об Иосифе св. Златоуст, он отважился теперь на явную смерть; ибо возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, – дерзнул даже не только приять тело и погребсти честно, но и положить в своем новом гробе, чем показал свою любовь и мужество». Иосиф скончался в мире. 1 Иоанн Буга или Багу был монгольским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и решился убить дерзкого баскака. По внушению других Багу принял крещение и женился на Марии. Народное волнение прекратилось. Багу, названный при крещении Иоанном, жил с своею супругою праведно и честно. 3 Эта пещера была выкопана священником Берестовской церкви, Иларионом, который, как человек строго благочестивый, любил в свободное от службы время, уединяться в пещеру для молитвы, чтении и размышлять о Боге. В 1051 году благочестивый Иларион за свою святую жизнь был поставлен киевским митрополитом, и служил при Софийском соборе. 4 Император Константин VII Багрянородный старался соблюдать во всей точности многочисленные обряды, которыми отличался двор Восточной Римской Империи и которые почитались необходимою принадлежностью императорского величия. Он написал даже особое большое сочинение «Об обрядах Византийского двора». Из этого обрядника и взято описание торжественного приема княгини Ольги в императорском дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время паломники иногда заходят в эту мечеть, но сейчас в Хеврон стараются никого не возить, потому что там напряженная ситуация. Но принято, что именно в этом месте христианские и иудейские женщины, у которых нет детей, молятся, чтобы родился ребенок. Или мужчина приезжает туда, молится, потому что у него нет наследника. Два таких места есть в Палестине: это как раз пещера Махпела и могила Рахили, которая умерла от родов между Вифлеемом и Иерусалимом. Именно в этих местах молятся о чадородии. Погребение Сарры. Гюстав Доре И говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых … (Быт. 23, 8–10). Что означает выражение: Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых ? Оно означает, что Ефрон был очень важным человеком. Ефрон же сидел… во вратах города (Быт. 23, 10). Вот здесь упоминаются врата города, то есть он не просто восседал – он был судья Хетский. Врата города в древности – это то место, где совершались судебные акты (Втор. 21, 19; 22, 15). Почему у врат города? Если человека приговаривали к изгнанию, его сразу через эти врата и прогоняли, а если его миловали – его оставляли. А если к казни приговаривали – выводили из города и совершали казнь, по другую сторону ворот и пред глазами судии (Втор. 17, 5). Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою (Быт. 23, 10–11).– Казалось бы, Ефрон предлагает бесплатно отдать погребальное место этому уважаемому человеку, Аврааму, которого называют князем Божиим, царем среди племен Ханаана. Но Авраам отказывается. Он отказывается получить бесплатно эту землю, потому что у язычников, у безбожников, как правило, короткая память.

http://pravoslavie.ru/109964.html

В полдень тьма опустилась на землю, и три часа было темно. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине ( Лк.23:45 ). После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Он жаждал скорее сразиться со смертью и адом и освободить людей. Но солдаты поняли Его слова буквально, как телесную потребность, желание попить. Воины взяли губку, наполнили её уксусом (прокисшим вином), одели на трость и поднесли к устам Христа. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Богочеловек умер на Кресте. Но это не поражение, а путь к победе! Наступала пасхальная суббота, великий праздник для евреев. Надо убрать с крестов тела казненных. По просьбе иудеев Пилат разрешил воинам добить распятых. Двум разбойникам перебили голени — кости ног. И они, не имея возможности опираться на ноги при вдохе, умерли от удушья. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода ( Ин.19:33–34 ). Сбылось пророчество о Пасхальном Агнце — Жертве: Костей ее не сокрушайте ( Исх.12:46 ). Тайный ученик Господа, Иосиф, добился у Пилата разрешения снять Иисуса с Креста и похоронить. Иосиф купил плащаницу — длинный кусок холста. В нее положили мертвое Тело. Другой тайный ученик, Никодим, принес ароматические вещества. Ими умастили Тело и плащаницу. Рядом была недавно вырубленная пещера для погребения. Там положили Иисуса ( Ин.19:42 ). Закрыв вход в пещеру большим камнем, все удалились. Наступил вечер пятницы. Начинался еврейский праздник пасхи. Вопросы: 1. Кто помог Иисусу нести Крест? 2. Где распяли Иисуса Христа? 3. Какая надпись была на Кресте? 4. Кто из разбойников попал в рай и почему? 5. Как похоронили Господа? 41. Икона Распятия Икона Распятия Господа нашего Иисуса Христа изображает самое трагическое событие из земной жизни Богочеловека. Это битва, решающая судьбу всех людей, — битва с грехом человеческого рода. Всю тяжесть греха взял на Себя Господь в водах Иордана, принимая Крещение от Иоанна. Он — Тот Пасхальный Агнец, кровию Которого для потомков Адама приобретается свобода от власти греха и смерти. «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю (Сотворивший землю); на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы» (15й антифон утрени Великой Пятницы в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010