И вот Авраам отвешивает четыреста сиклей серебра этому «бескорыстному и гуманитарному» Ефрону. С этими людьми вообще опасно связываться: все эти гуманитарные программы… забава для проходимцев-политтехнологов и кризисных менеджеров, авантюристов. Авраам не хотел оказаться в зависимости от язычников, в любой зависимости от них, и поэтому он и занял такую принципиальную позицию. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке! « И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его » ( Быт. 23, 17–18 ). То есть это было судебное решение. Идет опять упоминание о вратах города, а мы с вами определились, что на языке Библии это означает место, где выносятся какие-то юридические постановления. То есть это решение было узаконено, и Авраам получает единственную собственность – это место упокоения и кладбищенская земля, которая отчуждала пещеру Махпела от земли, принадлежавшей язычникам. И таким образом патриарх Божий Авраам, которому Бог отдал всю эту землю, является собственником, только земли для погребения. « После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения » ( Быт. 23, 17–20 ). Но вернемся к преданию, связанному именно с этим местом. Кто-то может задать вопрос: а почему, все же, Авраам выбрал именно эту пещеру? Что, он туда залезал? Он же четко говорит, какой ему участок земли нужен. Из текста Библии мы не можем найти объяснения этому, но существует такая сказка, что когда к Аврааму пришли три Божьих Ангела, которые символизировали собой Святую Троицу, он решил приготовить теленка для этих путников. А теленок бросился от него убегать. И он убежал как раз в эту самую пещеру Махпелу, туда, внутрь. Авраам залез в эту пещеру и увидел какой-то удивительный свет. Он увидел, что там похоронены два человека: мужчина и женщина. Это оказались Адам и Ева.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И вот встал Иосиф, и, взяв Марию, жену свою, пошел он в Иерусалим и оттуда в Вифлеем, чтобы записаться с семейством своим в месте, где был рожден он 178 . И вот, когда подошли они к пещере, случившейся там, сказала Мария Иосифу, что настало Ей время разрешиться от бремени и что не может Она дойти до города. И сказала Мария: «Войдем в эту пещеру». И было в то время солнце на закате. Иосиф поспешил пойти искать знающую женщину, которая помогла бы Марии. И вот встретил он старую израильтянку, шедшую из Иерусалима. И, приветствуя ее, сказал: «Войди в эту пещеру, ты найдешь там женщину рождающую». Глава III Когда солнце зашло, пришел Иосиф с женщиной к пещере, и вошли они. И вот сияла пещера вся светом, превосходившим свет факелов многих и блиставшим ярче солнца полуденного. И Младенец, завернутый в пелены и положенный в ясли, сосал грудь Матери Своей Марии. Оба были поражены удивлением при виде этого света, и спросила женщина Марию: «Не Ты ли Мать этого Младенца?» И когда Мария ответила утвердительно, сказала Ей женщина: «Не походишь Ты на дочерей Евы». И ответила Мария: «Как среди младенцев нет подобного Сыну Моему, так и Мать Его единственная между женами». Тогда сказала женщина: «Госпожа моя и повелительница, я пришла сюда, чтобы получить награду навеки». И ответила Мария: «Возложи руки твои на Младенца». И когда женщина сделала так, то она очистилась, и, когда она вышла, сказала: «Отныне буду я прислужницей Младенца сего и буду служить Ему во все дни моей жизни». Глава IV После того, когда пришли пастухи 179 и, возжегши огонь, предавались радости, небесные воинства явились им, хваля и прославляя Господа 180 . И пещера стала подобной священному храму, где властители небесные и земные воздавали славу и хвалу Богу о рождении Господа Иисуса Христа. И старая израильтянка, видя все эти славные чудеса, вознесла хвалу Богу, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Боже Израиля, ибо очи мои видели рождение Спасителя мира». Глава V Когда настало время обрезания, то есть восьмой день, время, когда закон предписывает обрезать новорожденного, они обрезали Его в пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

и вот он уже потянулся и разлегся, как лев, и жезл повелителя – у ног его, Кому повиноваться будут народы. 11 Иуда осла своего к виноградной лозе привязывает и осленка – к лозе наилучшей. Одежды свои он в вине полощет, облачения свои – в крови гроздьев винограда. 12Глаза его – вина темнее, 13Завулон на морском берегу поселится, у него – безопасная гавань для кораблей, что улегся меж загонами для скота. 15Стоило ему увидеть пристанище хорошее и местность приятную, как он подставил спину свою под ношу и стал работать в уплату дани. 16Дан будет суд вершить в народе своем, 17Быть Дану змеей на дороге, аспидом на пути, что жалит коня в ногу, так что всадник его навзничь падает. 19Гад… Досаждать ему будут набеги грабителей, лакомства его хоть к столу царскому поставляй. 21Неффалим – лань он вольная, 22 Иосиф же  – дерево молодое, плодоносное, 23 Как бы яростно ни нападали на него лучники, с какой бы злобой ни пускали стрелы в него, 24лук его остается упругим и руки его крепки силою Могущественного Бога Иакова, именем Пастыря, Твердыни Израиля, 25Бога отца твоего – Он и впредь да поможет тебе! И Всесильный Бог да ниспошлет тебе Свои благословения, благословения, с неба изливающиеся, благословения, из глубин земных исходящие, благословения груди кормящей и чрева рождающего. 26Благословения отца твоего превосходят щедрые дары холмов вечных; да будут они на голове Иосифа, на темени его, мужа, среди братьев его – прославленного. 27Вениамин – волк прожорливый, утром он с жадностью добычу свою глотает, 28Это – все колена Израилевы, числом двенадцать; и это то, что сказал им отец, когда прощался с ними , давая каждому колену свое благословение. Смерть и погребение Иакова 29И о своем погребении распорядился Иаков: «Пришло для меня время отойти к праотцам своим . Похороните меня рядом с отцами моими, в пещере, что на поле Эфрона–хетта. 30Эта пещера на поле Махпела, на востоке от Мамре в Ханаане, на поле, которое Авраам купил у Эфрона–хетта для погребения. 31 Там похоронены Авраам и жена его Сарра, Исаак и жена его Ревекка, там похоронил я и Лию. 32 Поле и пещера на нем были куплены во владение у хеттов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И вот этот Ефрон, казалось бы, такой «гуманитарый» человек, говорит: Четыреста сиклей ! На краю его поля участочек, там пещера… Это очень большая, просто огромная сумма! Но Авраам – человек слова, ведь он сам предложил Ефрону самому назначить цену. Сказано: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Ефимий Зигабен писал: «Пусть будет, говорит, словом вашим, когда вы утверждаете, – да , и когда отрицаете, – нет . Этим только и пользуйтесь для утверждения вместо клятв и ничем другим больше: да и нет . А что сверх этого присоединяется, называет клятвою» . – То есть у верующего человека ДА – это всегда ДА, а НЕТ – это всегда НЕТ. А не так, что сегодня да – это да , а завтра меняется на нет, и наоборот. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов (Быт. 23, 16). Это были не деньги в нашем понимании – в те времена денег не было, а серебро и золото нарезали кусками и взвешивали на весах. Сикль – это мера веса. Кстати, и на Руси в древности не было денег, слово «рубль» означает «отрубленный кусочек серебра» или «отрубленный кусочек золота». Были такие серебряные или золотые бруски, но когда их нарубали ( вы знаете, что серебро и золото – мягкие металлы),– то эти кусочки как раз и назывались «рублеными» или «рублями», то есть отсеченной частью слитка. И вот Авраам отвешивает четыреста сиклей серебра этому «бескорыстному», «гуманитарному» Ефрону. С этими людьми вообще опасно связываться: все эти гуманитарные программы – уловки проходимцевполиттехнологов и кризисных менеджеров-авантюристов. Авраам не хотел оказаться в зависимости от язычников (людей другой веры), поэтому он и занял принципиальную позицию. Вот это для нас – пример, как себя вести. Поэтому Климент Александрийский и пишет: «Их деяния стали законом для нас». Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке! И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его (Быт. 23, 17–18).

http://pravoslavie.ru/109964.html

Нельзя ни с чем сравнить те ощущения, которые переживали мы, находясь в этой небольшой пещере, когда вместе со студентами пели тропарь, кондак, величание, стихиры, ирмосы на Рождество Христово. В нескольких шагах от места Рождества Христова справа есть другая пещера, расположенная тремя ступенями ниже — там были ясли, в которых покоился повитый Богомладенец Иисус. Здесь же было и поклонение пастырей и волхвов. Предание говорит, что эти волхвы впоследствии были крещены святым апостолом Фомою и проповедовали в своих странах имя Христово. На месте яслей и поклонения волхвов устроены католические престолы. Святые ясли, в которых покоился Христос, унесены католиками в Рим. К вертепу Рождества прилегают другие пещеры: Святого Иосифа Обручника, где ему явился Ангел во сне и повелел бежать с Младенцем Иисусом в Египет. Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф 2:13). Там теперь католический престол во имя этого Святого. Далее престол во имя святых младенцев-мучеников, убитых Иродом. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). За железной решеткой мы видели их святые останки. Если подняться вверх направо, то можно попасть в католическую церковь святой Екатерины, а влево — по узкому коридору мимо гробницы Евсевия, аббата Крещенского, ученика блаженного Иеронима (скончался в 420 г.) и его святых учениц Павлы и дочери ее Евстохии. Рядом находится пещера, в которой Иероним в V веке переводил Ветхий Завет на латинский язык сначала с греческого, а потом с еврейского. В священном вертепе над местом Рождества Христова совершается греческая Литургия, а потом армянская. По сторонам главного алтаря находятся еще два престола: один посвящен обрезанию Господню, а другой — трем волхвам.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Несравненно более глубокое впечатление произвела на меня пещера Илии-пророка. Мы спустились в нее из церкви с зажженными свечами по темной и узкой лесенке. Она помещается как раз под алтарем главного храма. Сырец скалы, служивший приютом великому скитальцу, по счастью, не замаскирован никакими мраморами и золотом, и древняя священная пещера смотрит до сих пор тем же диким вертепом, каким она была в дни Ахава и Охозии. Нам показали и углубление в стене, служившее ложем пророку. Теперь в нем очень кстати помещена темная статуя св. Илии, как бы пребывающего еще до сих пор в своем мрачном склепе. Я долго не мог покинуть эту темную пещеру. Ветхозаветные воспоминания, которыми я был переполнен все время, пока двигался под тенью библейской горы, одолели меня здесь, и не хотелось расставаться с ними. Я вспомнил тяжкую жизнь борьбы и лишений этого первого пустынножителя и отшельника, страстные видения его всегда воспламененного мозга, внутренние муки, доводившие до отчаяния даже его несокрушимый дух. Он вечно гоним, он вечный скиталец, вечно без куска хлеба и без глотка воды, и умирающий с голоду, босой и в рубище, одинаково страшен нечестивым своею неумолимою правдою, своим грозным провидением будущего». А сам отошел в пустыню на день пути; пришедши сел под можжевеловым кустом и просил смерти душе своей, и сказал: «довольно уже, Господи! возьми душу мою, ибо я не лучше своих отцов!» описывает Библия своим кратким картинным языком это своего рода ветхозаветное «моленье о чаше». В черном вертепе скалы, который поглотил нас теперь, беседовал этот страстный мученик своей идеи наедине со своим грозным Иеговою и получил Его таинственные откровения. Удивительно выразителен и художествен прекрасный рассказ об этом в третьей Книге Царств. «И встал, и ел, и пил, и шел, подкрепленный той пищею 40 дней и 40 ночей до горы Божией Хорива. И вошел там в пещеру и поселился в ней, и слышит глагол Господень к нему, говорящий: зачем ты здесь, Илия? И отвечал Илия: ревнуя поревновал по Господе Боге Вседержителе, ибо оставили тебя сыны Израилевы, алтари твои разрушили и пророков твоих избили оружием, и остался я один, и ищут истребить душу мою. И сказал: утром выйди и стань перед Господом на горе, пойдет мимо тебя Господь и великий и сильный ветер, разрушающий горы и сокрушающий каменья с горы перед Господом, но не в ветре Господь. И после ветра землетрясение, и не в трясении земли Господь; и после землетрясения огонь и не в огне Господь; но после огня веяние прохладное, и тамо Господь!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пещера оказалась закрытой. С противоположной стороны улочки из магазина вышла с ключами хозяйка гробницы. Пещера на правах частной собственности принадлежит одной арабской семье. За один доллар с каждого нам позволяют ее осмотреть. По крутым ступенькам спускаемся глубоко под землю. Тускло горит лампочка. Впереди небольшой лаз, через который можно протиснуться в гробницу. Первым идет владыка, и мы, как послушные овцы, движемся за своим пастырем. Стоим, прижавшись друг к другу, в небольшой пещере. «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» ( Ин. 11:41-44 ). По тем же ступеням, по которым выходил воскресший Лазарь, поднимаемся к свету. Дойдя до автобуса, вспомнил, что забыл в гробнице Лазаря пакетик со святыньками. Спустился опять в пещеру. Господи, воскреси меня от мертвых, как воскресил друга Своего, праведного Лазаря. По узкой крутой дорожке поднимаемся на Елеонскую гору. Со смотровой площадки любуемся панорамой Иерусалима. Елеонская гора расположена на востоке от Старого Города, обнесенного высокими стенами. С этой стороны каждое утро восходит солнце и своими лучами золотит величественный Старый Иерусалим, который можно сравнить с Храмом Божиим. А Елеонская гора — алтарь этого Храма. Господи, сколько событий произошло здесь. Вот вьется дорожка, по которой Спаситель в славе великой входил в Иерусалим. Вот Гефсиманский сад. А это — Елеонская гора, с нее Христос вознесся на небеса. На Елеонской горе три вершины. На первой в древности стоял дворец Ирода. Это место двух обретений главы Иоанна Крестителя. Сейчас здесь летняя резиденция Патриарха Диодора. Поднимаемся на вторую вершину — место Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта. Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии. На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище. В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4). Там, где были Самария и поток Хораф Статуя св. пророка Ильи, избивающего вааловых жрецов при входе в кармелитский монастырь В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

http://pravoslavie.ru/3509.html

— Раз уж вы так любите деревья, пускай эта ель станет для вас символом новой истиной веры — христианства. С тех пор германские племена называли елочку деревом Христа. Было ли все это на самом деле или же это всего лишь красивая легенда, сегодня уже и не узнаешь. Но встречать Рождество с елкой в Германии принято уже много столетий. А вот обычай наряжать елочку возник сначала лишь в одной из германских земель — Эльзасе. Почему только там? А потому, что лишь в Эльзасе елку ставили на пол. В остальных же германских областях на праздник деревце… подвешивали к потолку верхушкой вниз, словно красивую зеленую люстру. В общем-то ничего в этом плохого нет: и красиво, и елкой в доме пахнет. Одна беда — игрушки на такую елку уже не повесишь. И лишь жители Эльзаса никогда не знали этой проблемы. Елочку они ставили на пол у стены и вешали на ее пушистые лапы различные сладости и фрукты. Посмотрели соседи на эльзасцев, почесали в затылке и тоже перестали елку к потолку подвешивать. Начали ставить и наряжать. Так ведь намного красивее и удобнее! Еще одна рождественская традиция — делать вертеп. Правда, сохранилась она сегодня только в Церкви, но когда-то была очень распространена и в семейных праздниках. «Вертеп» по-славянски значит «пещера». Но какое отношение пещера имеет к Рождеству? Дело в том, что Иисус Христос родился как раз в пещере, где прятался от непогоды домашний скот — ослики, волы, овцы. Он родился, когда Его родители путешествовали в чужих краях и никто из жителей городка Вифлеем не захотел пустить их в свой дом. В пещере-вертепе мама спеленала Его и положила в ясли — так называется решетчатый ящик для сена. Это была первая детская кроватка Иисуса. А хозяевам пещеры-вертепа — пастухам, которые пасли скот на далеком пастбище, — явился сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи оставили свое стадо, отправились к вертепу. И увидели там Младенца. Пастухи обрадовались и рассказали Маме Иисуса, как им явился Ангел. А над пещерой в небе загорелась звезда, указывая путь волхвам — звездочетам из далекой страны. В своих ученых книгах они прочитали, что Спаситель мира родится под новой звездой. Звездочеты отправились в путь и нашли маленького Иисуса в городке Вифлеем. Они поклонились Ему и поднесли дары, которые привезли с собой из далекой родной страны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Св. Иустин, родом из Палестины и родившийся во времена апостолов, говорит, что конюшня эта была вертеп, т. е. пещера, в скале (Иуст. Разг. с Триф. иуд. § 175). Ориген , прибывший в Палестину в начале третьего столетия, также говорит, что это была пещера, которую местные жители показывали как место, где родился некоторый Иисус, которому христиане удивляются и поклоняются (Ориг. против Цельса I, 5). 33 Св. Матфей (I, 1 и след.) и св. Лука (III, 23 и след.) каждый написал родословие, но критики утверждают, будто сведения эти разногласны между собой. Разногласия никакого нет. Оба порядка родопроисхождений наблюдались у Евреев. Во Второзаконии читаем (XXV, 5, 6) «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять ее себе в жены, и жить с ней; а первенец, которого она родит, останется с именем брата умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле». По законному распоряжению этому, ребенок назывался не сыном того, кто в действительности родил его, но был представителем умершего, брата действительного отца своего. Достаточно помнить этот закон и оба родословия Матфея и Луки будут совершенно согласоваться. От Авраама до Давида в обоих родословиях те же имена; происхождение было следовательно прямое и естественное. После Давида св. Матфей излагает родословие через Соломона, а св. Лука – через Нафана, обоих сыновей Давидовых. Обе ветви, прямая и боковая соединяются в лице Салафиила и сына его Зоровоавеля. Обе линии, представляемые Авиудом и Рисой снова соединяются в лице Матфана, или Матфата, у которого было два сына Иаков и Илий. Последний умер бездетным. Иаков же взял вдову его и родил Иосифа, мужа Мариина. Таким образом у Иосифа отцом естественным был Иаков, а законным отцом: Илий. По линии естественной происходил он от Давида, через Иакова, действительного отца своего, а по линии законной через Илия, отца его по закону, то есть представлявшего отца перед законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010