Сохранились и внебиблейские свидетельства этого величественного проявления правосудия Господа. Корнелий Тацит пишет: «Неподалеку от тех мест расстилаются равнины, которые, как говорят, были некогда плодородны и покрыты многочисленными городами, а после выжжены небесным огнем. Расказывают, что остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы навеки обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукою человека или само пробившееся, тонкий ли у него стебель и бледные цветы или, напротив, кажется оно поначалу здоровым и крепким – все равно в конце концов вянет, чернеет и рассыпается в прах». Финикийский историк, жрец Санхунийанон, живший в середине II тыс. до Р.Х., писал в своей «Древней истории»: «Долина Сиддимус опустилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно безжизненно, являя собою картину наказания и смерти, которые постигают грешников». Подобные же сообщения оставили нам Страбон и Плиний. «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре». По одному преданию, Лот испугался, придя в Сигор, ибо он нашел его пустым, так как земля поглотила его жителей, оставив, однако, все их имущество, в том числе много вина, которым он потом злоупотребил по причине своей скорби о судьбе города и жены. Жить в пустом городе было страшно, и Лот с семьей покинул страшную пылающую равнину и удалился в горы рядом со своей окаменевшей женой. «И жил в пещере, и с ним две дочери его». Пещера эта сохранилась и до сих пор. Находится она на юге Мертвого моря у соляного столпа. Рядом распологаются развалины базилики, построеной патриархом Модестом в 607 г. Нам приходилось бывать в ней. Это глубоко уходящая в гору пещера, покрытая солевыми подтеками. В 1996 года в ней были проведены пробные археологические раскопки. Оказалось, что она была обитаема именно в то время, о котором говорит книга Бытия. Заметим, что само по себе обитание в пещерах не означает некультурность или первобытность человека, а, скорее, является свидетельством некоей глобальной катастрофы, уничтожившей предшествующую цивилизацию. И сейчас во время войны многие люди прячутся в пещерах, да и Господь обещает, что в конце времен люди войдут в пещеры от лица Бога, когда Он встанет истребить землю ( Ис.2, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Таковое предание не имеет прочного основания, – но это есть святая земля Авраама, Исаака и Иакова! Это их собственность! Я сижу на вершине скал, которых недра куплены Авраамом у Ефрона Хеттеянина для погребения Сарры и рода своего. В них сугубая пещера ( Махпела); здесь опочил он сам, и за ним Исаак, сюда привезен был Иосифом из Египта труп отца его Иакова; здесь прах Ревекки и Лии. Подо мною развертывается Хеврон и долина Мамврийская. По ту сторону, на скате горы, насупротив лежащей, виден лес Мамврийский: «Таким образом поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его, вокруг, утверждены во владение Аврааму» ( Быт 23:17–18 ). Эта долина имеет кругообразный очерк, что самое, нам кажется, выражено в русском переводе Книги Бытия, словом: « вокруг». Там, где она делается низменною, она покрыта маслинами, виноградниками и пастбищными лугами. Здесь протекала мирная жизнь Пастырей-Патриархов. Великолепная церковь была воздвигнута святою Еленою над погребальною пещерою Авраама; этот храм преобразован в мечеть, и вход туда воспрещен христианам. Не могши туда проникнуть, я послал туда моего Галиля с наставлениями о том, что я желал узнать. Иосиф Флавий посещал гробницы Патриархов в Хевроне; в его время они были обложены мрамором 104 . То, что сообщил Али-бей, не представляет ничего особенно любопытного: в здании есть галерея, двор, портики, готическая церковь Елены, а по сторонам небольшие комнатки, где стоят гробы, названные Патриаршими и покрытые богатыми парчами, которые присылают из Константинополя. Во всех мечетях гробницы мусульманские расположены почти таким же образом; но я желал иметь понятие о библейской погребальной пещере Авраама; наконец, мой Галиль удовлетворил несколько мое любопытство. Он мне сказывал, что ему показывали глубокий и темный сход в пещеру, которая заграждена железною решеткою, под замком; при входе висит лампа. Туда не допускают самих мусульман, и внутренность известна только имамам. Он прибавил, что один из имамов поручил ему мне сказать, что они из человеколюбия не допускают меня в эту мечеть, потому что молния должна поразить всякого христианина, входящего туда!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Темная пещера – место Твоего первого пристанища, ибо Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму Ты приходишь тогда, когда Тебя ждут только самые-самые. Ты приходишь там, где и помыслить никто не мог. Темная пещера – место Твоего первого пристанища. Ибо собственно Ты, Свет, пришел в мир, в котором люди возлюбили тьму. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Ночь. Тишина. Пастухи, а затем и волхвы. Одним является непосредственно Ангел – ради их простоты, ради нелукавого сердца и бесхитростной веры: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Другим, ввиду их многоученой сложности, дана звезда, и путь дальний и трудный: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). Они не знают, но Промышляющий обо всех, Он и их приведет. Так и мы разными дорогами жизни идем к Тебе, Господи. Зло еще остается в злолюбивом мире. Руки ненавидящих Тебя ищут убить Тебя. Но Ты пришел – и мир стал иным. Иным, потому что в мире теперь Царь мира. И с Тобою Царство Божие не где-то там, оно уже здесь обретается. На земле мир, и слава в вышних Богу, в человецех благоволение! Рейтинг: 10 Голосов: 653 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Карина 12 января 2022, 11:27 Спасибо! С рождеством Христовым! И спасения нам всем в Боге. Невероятная статья получилась, давно такого живого слова не читала в интернете. Святослав 11 января 2022, 09:02 Радуйтесь, родился Богомладенец Иисус, Который Христос Господь, Избавитель, Исцелитель и Спаситель наш. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Мир и благая воля Господня да воцарятся в наших сердцах по милости Божией. Алексей 10 января 2022, 23:31 Статья просто замечательная. Игорь Александрович 10 января 2022, 03:48 Прозаическая ода Рождеству вышла! Спаси Бог, с праздником! Ольга 8 января 2022, 00:10 Valeri, до крови сегодня подвизаются гониме православные на Украине. Причём часто - в буквальном смысле,,, С Рождеством Христовым!

http://pravoslavie.ru/143834.html

У еванг. Матфея тут прибавляется сказание о приставлении стражи ко гробу Спасителя врагами Его. Так он повествует: На другой день, который следует за пятницею, т. е. в субботу, вопреки закону о субботнем покое, за нарушение коего сами строго преследовали Господа, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: мы вспомнили, что обманщик тот (так по своему неверию и закоснению назвали они Господа), еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет тогда последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и положили к камню печать (27:62–66). 4 После того, как Голгофа была прославлена смертию и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, иудеи и язычники старались затмить ее славу; пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землею, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятиками, и по ним св. Елена обрела сию святыню. Капища ею были низвергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами. Божественного Страдальца и обагрена Его кровию. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерою гроба Господня и над Голгофою построил обширный храм Воскресения Христова. Престол на нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончнне Господа. Гроб Господень, т. е. пещера Его погребения, помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутренное пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором собственно было положено тело Христово. Он покрыт белою мраморною плитою, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерою Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской, откуда вознесся Господь. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Луки/Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1902. - 414 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Установить время Рождества точнее помогает Евангелие от Матфея (об этом мы еще поговорим). Но какие-то ориентиры дает и Лука. Евангелист Лука сообщает, что Рождество Христово произошло в Вифлееме, городе Давидовом . Там, в Вифлееме, Деве Марии наступило время родить… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:6-7). По преданию, местом Рождества стала пещера (вертеп), но в самом Евангелии этого не говорится: там только сказано, что во временном пристанище святого семейства имелись ясли, то есть кормушка для животных. Может быть, это был даже сарай для скота, который на время переписи, ввиду нехватки мест в гостиницах, был спешно приспособлен для ночлега пришедших из других городов. Вообще Мария и Иосиф жили в Назарете. Именно там Пречистой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Она обрела благодать у Бога , зачнет во чреве и родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Всевышнего … и Царству Его не будет конца (Лк 1:26-33). Но записаться Иосиф и Мария должны были, согласно правилам, в том городе, откуда брал начало их род. То есть в Вифлееме. Пещера Рождества. Фото: Усманова Анжела Место рождения Господа Иисуса исключительно важно. Ведь все иудеи хорошо знали предсказание пророка Михея о том, что долгожданный Мессия – потомок царя Давида – родится в его родном городе Вифлееме: И ты Вифлеем-Ефрафа , мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2). Ефрафа – древнее название города Вифлеем. В переводе с древнееврейского значит плодородный . Возможно, так же звали и основателя Вифлеема, жителей которого Библия иногда именует Ефрафянами (Руфь 1:2, 1 Цар 17:12) Но о том, что Христос действительно родился в Вифлееме, знали, очевидно, только Его Мать и праведный Иосиф обручник. Все прочие считали родиной Господа Иисуса галилейский город Назарет, где Он провел большую часть детства и юность. И это Его мнимое галилейское происхождение многих сбивало с толку. В Евангелии от Иоанна мы видим, например, как смущается будущий апостол Нафанаил, узнав, что Иисус родом из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46) А позже первосвященники и фарисеи попытаются убедить Никодима, одного из членов Синедриона (верховного иудейского судилища), что Иисус никак не может быть истинным Мессией: рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин 7:52).

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

100 По преданию, сохраненному в рукописных Житиях Приснодевы Марии, Ангел Господень, явившийся Иоакиму, был архангел Рафаил. Он же отождествляется с ангелом, возмущавшим воду в купальне Вифезда, и после вода становилась целительной; дом Анны и Иоакима был рядом с этой купальней. Более поздняя иконография изображает в событии благовещения Иоакиму и Анне архангела Гавриила. 101 Здесь идет речь о полированной пластинке из золота, помещавшейся на кидаре с передней стороны, она должна была проходить через лоб, от уха до уха. «И возложил на голову кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею» ( Лев. 8, 9 ). «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним» ( Исх. 28, 36–8 ). По талмудическим описаниям, надпись на золотой пластине – «Посвящено всевышнему». По преданию св. апостол Иаков, брат Господень, и св. апостол Иоанн тоже носили бехуал, но иконография святых апостолов этого не отражает. 103 Рождество Марии, Приснодевы и Богородицы, празднуется 8/21 сентября. Анна родила Марию в Назарете, но в Иерусалиме, на месте дома Иоакима и Анны, была построена церковь Св. Анны еще в 1140 г. крестоносцами при Болдуине. При завоевателе Саладине здесь была мусульманская семинария, впоследствии святое место было заброшено; храм восстановлен во второй половине XIX века Иерусалимской Православной Патриархией. Еще в XVI в., во время посольства Иоанна Грозного в Святую землю, согласно «Путешествию московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова», видели «дом святых праведных Иоакима и Анны, и в том дому сотворена церковь во имя их. Да есть тут пещера, где родилась святая Богородица, а из той пещеры два оконца вверх, а сказывают, что одним оконцем вниде Ангел Господень ко Анне благовестить о зачатии и рождестве Святой Богородицы, а другим оконцем выйде Ангел Господень; а до того, сказывают, тех оконцев в пещере не бывало».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26.

http://pravenc.ru/text/199717.html

10. И потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. 10 . Совершая все указанные правонарушения, иудеи являлись в установленное время и в храм Господень. «Стать пред чьим лицем» у евреев значило – ожидать чьих приказаний, быть готовым к чьим услугам, служить кому. И и стасте предо мною въ дом семъ =вы являлись служить Мне в этом храме, в немже призвано есть им мо=в храме, который назван Моим именем, который Мне посвящен. Удалихомс, еже не творити вс мерзости По этому переводу народ вразумляется временною безопасностию своею от врагов и решается воздерживаться от нарушений закона Божия. Но так как этот же народ в следующем стихе клеймится именем разбойников, оскверняющих храм своим присутствием (ср. толков.): то русский перевод более соответствует такому ходу речи пророка. Мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости: видимое благополучие народа дает ему только смелость – продолжать преступный образ жизни. Въ дому семъ, в немже призвано есть им мо. Соответствующее греч. чтение: ...ο πιληται τ νομ μου π ατ точнее можно бы перевести так: «на немже наречено есть имя мое». Ср. слав.-греч. перевод 2Цар. 12:28 , Ис. 4:1, 63:19 . – Удалихомс. Греч. πεσχμεϑα можно было бы здесь перевести словом, точнее воспроизводящим смысл соответствующего евр. глагола: «мы ограждени есмы, еже творити» (при последнем слове в евр. тексте нет отрицания)... Иер. 7:11 11. Еда вертепъ разбойникмъ есть домъ мой, в немже призвас им мо там во вашею; и се азъ видхъ, глаголетъ Гдь. 11. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. 11 . Не для того, чтобы исправиться, посещали иудеи храм Господень. Под сению храма они искали только защиты от возмездия за свои беззакония; но воздерживаться от самых беззаконий считали затем уже не обязательным для себя. Прибегали к безконечному милосердию Божию затем, чтобы иметь возможность грешить безконечно, неудержимо. В богатстве благости Божией усматривали оправдание своего пребывания в грехе (ср. Рим. 6:1 ). Таким образом для этих неисправимых преступников храм Божий служил тем же, чем служит для разбойников пещера в мало доступных горах или тому подобном месте. Они лишь думали укрыться там от кары правосудия Божия; но в тоже время там же почерпали смелость к новым преступлениям. Слова: во вашею должны быть отнесены к главному предложению стиха: «разве вертепом разбойников стал дом Мой в очах ваших?» – И се азъ видхъ, глаголетъ Гдь. Если сами преступники не понимали недостоинства своего, оскорбительного для святыни, отношения к храму Божию: то Господь видит ясно, во что обращают они этот храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

12 в. Олбрайт рассматривает это изображение из египетской гробницы в Бени-Хасане (1890 г. до Р.Х.), где группа людей с подчеркнуто семитскими чертами движется вместе с ослами, навьюченными, среди прочего груза, мехами для плавильных горнов, как изображение группы бродячих металлургов из Ханаана (Albright, 1960, р. 207, fig. 61): «Это незабываемое изображение небольшого клана из полукочевого палестинского племени. Под главенством своего вождя, носящего сильно сокращенное семитское имя Абша, тридцать семь человек – мужчин, женщин и детей, доставляют, как отмечено надписью, stibium (черный пигмент) из Шуту (Центральная Трансиордания) ко двору монарха одной из областей Среднего Египта к северу от Амарны. Как мужчины, так и женщины одеты в шерстяные туники, сшитые из двух полос цветной ткани. Туники закреплялись на одном плече, второе оставалось обнаженным. У женщин туники кончались между коленом и лодыжкой, тогда как у мужчин они доходили лишь до колен. В то же время некоторые мужчины одеты в длинные белые (льняные?) туники, а другие – в короткие – от талии до колен. Мужчины изображены в сандалиях, женщины в низкой кожаной обуви. Из оружия изображены сложные луки, стрелы, дротики и, вероятно, изогнутые серповидные мечи. Полной неожиданностью явилось наличие среди вещей лиры в руках одного из мужчин и двух мехов для плавильных горнов, навьюченных наряду с прочим грузом на ослов». Помимо ослов, люди вели и других копытных животных. Такое примечательное сочетание – скотоводы, металлурги и музыканты – перекликается с ветхозаветным текстом ( Быт. 4:19–22 ): «И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла). Ада родила Навала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа» 13 Эта пещера находится недалеко от Хеврона. В настоящее время она является предметом споров между местными иудейской и мусульманской общинами – мусульмане также считают Авраама своим предком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

140 как фимиам... как жертва вечерняя. Псалмопевец выражает надежду на то, что его молитва будет столь же угодна Господу, сколь угодны Ему курения ароматного фимиама и дым от сжигания жертвенных животных. В Откр. 8,3–5 рассказывается, как ангел с молитвами всех святых вознесет дым фимиама пред престолом Господним. 140 Положи, Господи, охрану устам моим. Из текста псалма не вполне ясно, подвиг ли гнев Давида на греховные речи или он только опасается, что это может произойти. Так или иначе, но суть этих слов в том, что псалмопевец твердо знает, Кто единственный в силах помочь ему избежать греха. 140 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым. Псалмопевец просит Господа охранить его от соблазна компромисса с нечестивыми. 140 пусть обличает меня. Давид готов принять обличения от мудрых и праведных, ибо их обличения согласуются с волей Божией. 140 Падут нечестивые в сети свои. См. ком. к Пс. 7,15.16 . Глава 141 Пс. 141 Этот псалом представляет собой сетование преследуемого врагами человека, силы которого на исходе. На своей стороне он не имеет никого, кроме Бога, к Которому и взывает о помощи. Заглавие. Молитва. См. ком. к зачину Пс. 16 . когда он был в пещере. Историческое заглавие данного псалма последнее в Псалтири и единственное за пределами первых двух книг (см. также заглавие Пс. 56 ). 141 Когда изнемогал во мне дух мой. Псалмопевец был обессилен преследованиями его врагов. 141 Смотрю на правую сторону. Т.е. в сторону правды ( Пс. 15,8; 109,5; 121,5 ). не стало для меня убежища. Ср. ст. 5. Псалмопевец не может надеяться на помощь ни от кого, кроме Господа. 141 Выведи из темницы душу мою. Первоначально, как явствует из заглавия, под «темницей» подразумевалась пещера, в которой скрывался Давид. Позднее это слово стали понимать как метафору любой ситуации, лишающей человека свободы (также и в прямом смысле). Вокруг меня соберутся праведные. Когда Бог явит Свое благословение псалмопевцу, у него появится множество сторонников и среди праведных соотечественников, до этого отвергавших его (ст. 4). Глава 142

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010