Г. Духовная беседа с Богамладенцем Иисусом блаж. Иеронима в Вифлеемской пещере Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос родился в городе Вифлееме. В своих уроках мы некогда заучивали пророчество о Его рождении: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» ( Мих.5:2 ). Действительно, Вифлеем был маленьким городком, когда родился там Иисус Христос. Но как он дорог для нас! И теперь Вифлеем тоже небольшой городок. На месте, где родился Спаситель, построен монастырь; посреди монастыря прекрасная церковь ; под главным алтарем этой церкви есть пещера, которая и есть то место, где родился и лежал в яслях Тот, Которого не может вместить весь мир. Пещера эта имеет около 20 аршин длины, 6 – ширины и 4 – вышины; свод пещеры украшен древней толстой мозаикой: выложенное мрамором углубление в стене показывает место рождения; в этом углублении прежде была серебряная звезда, вокруг которой была такая надпись: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». В двух шагах от этого углубления находится другое, с высеченными в скале яслями, в которые Богоматерь положила Младенца Христа. Стены и пол пещеры выложены мрамором; сама пещера обтянута шелковой красной, золотом сияющей, материей; тридцать две золотых и серебряных лампады освещают ее день и ночь. Эти лампады – подарки разных благочестивых царей и королей. Благодарные сердца так прекрасно убрали место рождения Спасителя. Есть обычай в праздник Рождества Христова детям дарить подарки. Когда вы, дети, получите свои подарки, вспомните при этом о тех драгоценных, неоцененных дарах Отца небесного, которые Он дал нам в рожденном Младенце Иисусе, а вместе с тем и о тех дарах, которые мы получили от Иисуса Христа. Он дарит нам все и не требует от нас ничего более, кроме нашей любви и наших грехов, которые мы должны принесть Ему в чистосердечном покаянии. Перенеситесь своими мыслями в Вифлеем. Представьте, что вы стоите в вертепе над яслями, где лежал сповитый Младенец Господь Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кто заступится за наших жен? И кто может считаться другом Божиим? Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 13-я Протоиерей Олег Стеняев Авимелех отпускает Сарру Итак, 20-я глава начинается словами: Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре (Быт. 20, 1). Авраам поднялся оттуда …, увидев, что уничтожены города, и люди перестали приближаться к этой местности, и Авраам уже не мог осуществлять прием путников под свой кров, оказывая им гостеприимство. А с другой стороны, двойной инцест Лота стал известен многим, и Авраам поспешил дистанцироваться от его семейства. «Ибо знал, что речи (сплетни) об них (т. е. пересуды о подобных грехах – О.С .) бывают поддержкою (страсти) и наводителями на дела» ; «…чтоб и самый язык их (т. е. верующих – О.С .) не осквернился произношением таких имен (т. е. наименованием подобных грехов – О.С .)» . И Марий Викторин писал: «Имя, душа и совесть святых требуют, чтобы и язык был чист. Если кто-нибудь чистый нравом называет пороки (т.е. пороки других людей, хотя бы только по имени – О.С .), он грешит уже тем, что, именуя их, тем самым показывает, что они ему известны» . А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5, 3). Нас может удивить, с какой легкостью Авраам поднялся оттуда и поспешно переселился с одного места на другое. При этом он не стремится приобретать собственность среди туземцев, единственным его приобретением в земле Ханаана станет только пещера для погребения, пещера Махпела (ивр. Ме‘арат а-махпэла – букв. «Двойная пещера»). И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 15–16). Авраам поднялся оттуда к югу … Юг – это земля, которая принадлежала колену Иудину. Подняться к югу означает, в данном случае, подняться к Иерусалиму, потому что Иерусалим – это сердце земли, которая (эта земля) была отдана позже колену Иудину. Иерусалим станет священным городом только тогда, когда царь Давид освободит этот город от язычников, от тех нечестивых людей, которые там жили.

http://pravoslavie.ru/107264.html

О значении города в последующие столетия говорит тот факт, что Давид сделал его своею столицей и семь лет правил своим царством отсюда – до того, как завоевал Иерусалим. Пещера Махпела Сакральным сердцем города на протяжении четырех тысячелетий является пещера Махпела – место погребения праотцев Авраама, Исаака, Иакова и их жен. Она расположена в самом центре Хеврона и представляет собой место, в равной степени святое для трех, как их называют, «авраамических» религий. Для евреев и арабов Авраам является – через Исаака и Измаила – прямым родоначальником, для христиан – мистическим «отцом верующих». О первоначальной истории Махпелы Библия повествует так: И умерла Сарра в Кириаф- Арбе, что ныне Хеврон... И пришел Авраам... оплакивать ее и сказал сынам Хетовым: я у вас пришелец и поселенец, дайте мне в собственность место для гроба между вами... И сказали ему: послушай нас, господин наш... в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою, никто из нас не откажет тебе... Авраам встал и поклонился народу земли той и сказал: если вы согласны... попросите за меня Ефрона... чтоб он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля... Ефрон же сказал: нет, господин мой... я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее. Авраам поклонился и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро, возьми у меня, и я похороню умершую мою. Ефрон отвечал... земля стоит четыреста сиклей серебра, для меня и для тебя что это?.. И отвесил Авраам Ефрону серебра сколько он объявил... И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре... и все деревья, которые на поле во всех пределах вокруг, владением Авраамовым ( Быт. 23, 2–18 ). Так было положено начало оседлому пребыванию древнееврейского народа в Святой Земле. Пещера Махпела (в переводе «двойная») расположена с юго-западной стороны высокого холма. Никто не знает, как она выглядела первоначально, предположительно «двойная» могло означать: «одна глубже другой». Ирод Великий оградил священное место мощными высокими стенами, так что образовался прямоугольник, вытянутый с северо-запада на юго-восток (63 м в длину и 36 м в ширину). Толстые стены с широкими пилястрами сложены из типичных для Иродовых построек каменных блоков, напоминающих – особенно в нижней части – циклопические квадры Стены Плача в Иерусалиме. В результате образовалось святилище под открытым небом с шестью кенотафами (ложными гробницами), стоявшими на тех же местах, что и теперь, хотя выглядевшими, разумеется, иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Песнь 5 Бог сый мира, Отец щедрот,/великаго совета Твоего Ангела,/мир подавающа послал еси нам,/тем богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще//славословим тя, Человеколюбче. Песнь 6 Из утробы Иону младенца изблева морский зверь,/якова прият,/в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее/пройде сохраншее нетленну./ Егоже бо не пострада истления,//Рождшую сохрани неврежденну. Песнь 7 Отроцы благочестию совоспитани/злочестиваго веления небрегше,/огненнаго прещения не убояшася,/но посреде пламене стояще, пояху:/отцев Боже,//благословен еси. Песнь 8 Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ,/не бо яже прият палит юныя,/яко ниже огнь Божества Девы, в Нюже вниде утробу./ Тем воспевающе воспоем:/да благословит тварь вся Господа//и превозносит во вся веки. Песнь 9 Таинство странное вижу и преславное:/небо, вертеп: престол херувимский, Деву:/ясли, вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог.//Егоже, воспевающе, величаем. Пещера блаженного Иеронима Стридонского Тропарь блаженному Иерониму, глас 3 Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/православных собрание,/якоже убо преподобных еси собеседник/и Божественныя премудрости сопричастник,/тако, пречудне Иерониме,/Христу Богу молися//даровати нам велию милость. Кондак, глас 8 В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/верных наставника и заступника, любовию тому зовуще://радуйся, отче Богомудре. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Иерониме,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. Рядом с храмом Рождества – пещера блаженного Иеронима, отца Церкви, подвизавшегося здесь в IV–V веках. Блаженный Иероним более всего известен как переводчик на латинский язык Библии. Пещера Вифлеемских младенцев Евангелие от Матфея 2, 16–18 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

То есть это было судебное решение. Идет опять упоминание о вратах города, а мы с вами определились, что на языке Библии это означает место, где выносятся какие-то юридические постановления. То есть это решение было узаконено, и Авраам получает единственную собственность – это место упокоения и кладбищенская земля, которая отчуждала пещеру Махпела от земли, принадлежавшей язычникам. И таким образом патриарх Божий Авраам, которому Бог отдал всю эту землю, является собственником земли для погребения. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения (Быт. 23, 17–20). Легенда-притча, о чем мы вспоминали выше, о бычке и сияющей пещере с Адамом и Евой, – это, конечно, сказка. Но дело в том, что в Библии очень часто встречается такое выражение – когда говорится о мертвом человеке, что он приложился к отцам своим (Быт. 25, 8; Дан. 14, 1; Деян. 13, 36 и др.), то есть «лег с отцами своими». И в Новом Завете сказано, что верующие, когда умрут, будут на лоне Авраама возлежать: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Итак, пещера Махпела – это особое место, и это первая и единственная собственность, которую Авраам имел на Святой земле. Это очень важный вопрос – вопрос погребения наших близких. Мы должны думать о том, где и мы будем похоронены, это очень важно. Важно, чтобы и дети знали, где они будут похоронены, после нас и с нами. Вот я, например (надеюсь), знаю, где меня должны похоронить,– это очень хорошее место… Там кладбище в сосновом бору, и для меня там есть место, очень удачное место, так я думаю.

http://pravoslavie.ru/109964.html

14Эфрон ответил Аврааму: 15« Раз уж ты так настаиваешь, тогда послушай, господин мой! Эта земля стоит четыреста шекелей серебра, что это для нас с тобой?! Похорони усопшую свою!» 16Авраам согласился с предложением Эфрона и отвесил ему столько серебра, сколько тот назначил в присутствии хеттов: четыреста шекелей серебра, по весу, принятому у купцов. 17Так принадлежавшее Эфрону поле, что при Махпеле, на востоке от Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья в пределах всего этого поля, – всё это перешло 18в законную собственность Авраама, и свидетелями тому были все те хетты, что собрались у городских ворот. 19После этого Авраам похоронил Сарру, жену свою, в Ханаане в пещере Махпела, на востоке от Мамре, что ныне Хевроном зовется. 20И при этом поле, принадлежавшее хеттам, и пещера на нем перешли в собственность Авраама как место для погребения. Исаак и Ревекка 24 К огда умерла Сарра, Авраам был уже человеком старым, прожившим долгую жизнь. Во всем, что он ни делал, Господь благословлял его, и был он очень богат. 2Однажды Авраам сказал рабу своему, прослужившему более всех в его доме а, управлявшему всей его собственностью: «Прошу тебя, положи руку свою под бедро мое б 3и поклянись мне Господом, Богом небес и Богом земли, что ты не допустишь того, чтобы сын мой женился на одной из местных девиц, на ханаанеянке, 4а пойдешь в мою страну, к моим родственникам, и оттуда возьмешь жену сыну моему Исааку». 5Раб спросил его: «А что, если девица не захочет идти со мной в эту далекую от ее дома землю? Должен ли я вернуть сына твоего в страну, из которой ты сюда переселился?» 6«Ни в коем случае! – ответил ему Авраам. – Не возвращай моего сына туда! 7Господь, Бог небес, Который взял меня из отчего дома и родной страны и Который обещал мне с клятвой: «Потомкам твоим отдам Я землю эту“, – Он пошлет ангела Своего перед тобою и позаботится о том, чтобы ты взял жену сыну моему оттуда. 8А если та девица не захочет идти с тобой, ты будешь свободен от клятвы, что ныне даешь мне. Только сына моего туда не возвращай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Вся библейская сцена, изображенная в этих стихах, полна художественной правды. И теперь еще на Востоке свободные сыны пустыни производят свою меновую торговлю и различные торговые сделки без всяких бумаг и условий, а на честном слове и в присутствии живых свидетелей. Вот почему и договор, заключенный Авраамом с хеттеянами о покупке Махпелы, не был никем нарушен, несмотря даже на продолжительное отсутствие евреев из Палестины, в течение двухвекового египетского рабства. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. По мнению большинства ученых археологов, чеканка монеты у евреев началась лишь после вавилонского плена; но несомненно, что торговля у них существовала в довольно широких размерах, и притом не только меновая, но и купля-продажа. Роль денежных знаков здесь играли известного веса пластинки или кольца из золота или серебра, которыми и производилась расплата. Несомненно, что подобного же типа были и те четыреста сиклей, за которые Авраам сделал свою покупку. Если допустим, что курсовая ценность сиклей была все время устойчива, то выйдет, что Авраам заплатил за свою покупку около 300 руб. Быт.23:17–18 . И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. Отсюда очевидно, что владением Авраама была не одна только пещера, но и поле с деревьями, так что можно полагать, что часть дубравы Мамре отошла к нему. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

вратам обители. Даже теперь, по асфальтированной дорожке с мостиками и лестницами, это приятная, но долгая и утомительная прогулка. Можно себе представить, каково было отшельникам V-VI вв. Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов св. Иоанн Хозевит, а через несколько десятилетий – преп. Георгий, родом с о. Кипр, прибывший для поклонения св. местам Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с его временем связан расцвет обители. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита. Место выбрано было неслучайно. Здесь указано было Богом спасаться пророку Илие в период трехлетней засухи в Израиле: «И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар. 17:2–7). Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. Сохранилась и пещера, куда вороны носили пророку пищу, в ней устроена церковь . В церковном предании эта пещера связана еще с одним, уже новозаветным событием. Мы говорили выше о доме Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, в Иерусалиме. Когда священники в Храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве 40 дней и ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все искусство и культура до Христа пребывали в распоряжении сатаны. И сегодня наблюдается то же самое, как некогда у языческих народов. Посему знай, о Феодул, что искусство и культура в целом какой бы то ни было эпохи не имеют самостоятельной ценности: все их значение кроется в божестве, которому они служат. И заметь, что ни в одном из этих помпезных языческих святилищ не явился Спаситель мира, предреченный Мессия, но [родился Он] в вертепе ( Лк.2:7 ). Впрочем, оный вертеп подземный и сумрачный, скромный и незамысловатый, все-таки во многом привлекательнее и внушительнее всех языческих пагод и храмов. Ведь в начале сотворения мира создал его Тот, Кто и родился в нем. Неизменна эта пещера и прочна, как мир, а между тем языческие пагоды и кумирни, сколь бы громадными и причудливыми они ни были, подтачиваются тленом времени и, если их подстоянно не подпирать, дремотно клонятся к своему падению и смерти. Вифлеемская же пещера и поныне такова и та же самая, какой была она 2000 лет назад, – безмятежна и постоянна, как Гималаи и Арарат. Ибо она дело рук Божиих, а не человеческих. В этом отдревле исконном Божием храме, старейшем всех прочих рукотворенных алтарей и прочнейшем всех их, в этом загоне для овец и ягнят, явился Тот, Кто сильнее людей, крепче мира и могущественнее айда и всех адских сил и всех зол. Феодул мой, явился Бог . Сын Божий, или Бог от Бога. Да смолкнут все доводы человеков и да оцепенеет слово в устах моих, Феодул. Внемли Его свидетельству, Его слову: Я сошел с небес ( Ин.6:38 ). Я пришел во имя Отца Моего ( Ин.5:43 ). Дабы все чтили Сына, как чтут Отца ( Ин.5:23 ). Я не один, но Я и Отец, пославший Меня ( Ин.8:16 ). Свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). Не принимаю славы (в серб.: свидетельства. – Пер.) от человеков ( Ин.5:41 ). Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне (в серб.: Отец, пославший Меня, свидетельствует о Мне. – Пер.) ( Ин.5:37 ). Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня (в серб.:... но есть Истинный, пославший Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еврейская и христианская традиции отождествляют этот источник с тем «Евфратом», рядом с которым пророк Иеремия спрятал свой льняной пояс: «Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь. По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там. И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен». (Иер., 13:1-7). Множество расселин скал, где Иеремия мог бы спрятать свой пояс, и поныне видно в округе ключа. Прямо над источником, в скальном утесе с южной стороны ущелья имеется рукотворная пещера, которая, согласно Патриху, вместе с несколькими менее крупными пещерами была высечена в скале для военных нужд за два с лишним века до Харитона, во время Иудейской войны 66-71 гг., и, по-видимому, служила полевым штабом повстанцев восточной части удела Вениаминова и тогда, и впоследствии – во время Великого восстания Бар-Кохбы 132-135 гг. По предположению Патриха, именно об этом урочище говорит Иосиф Флавий, описывая деятельность Симона Бар-Гиоры (казнен в 70 или 71 г.) в период, предшествовавший Иудейской войне: «...в одной ложбине, называющейся Фараном, он устроил много пещер, кроме еще тех, которые нашел здесь готовыми, и превратил их в казнохранилища и магазины [склады. – С.] для помещения добычи; в них он хранил награбленный хлеб, в них также помещалась значительная часть его шайки» (Иудейская война, IV, 9:4). (В некоторых списках вместо «Фаран» указывается «Феретай», под каковым названием, как предполагается, скрывается древнее и современное «Прат».) После завершения, как сказали бы сегодня, нескольких витков эскалации напряженности на Ближнем Востоке, в окрестностях пещеры не осталось ни еврейских инсургентов, ни евреев вообще, и пещера, ко времени путешествия Харитона, была облюбована греко-сирийскими разбойниками, «шалившими» на двух указанных дорогах в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010