22:3. Массифа Моавитская. Местонахождение этой Массифы («сторожевой башни») точно неизвестно. Полагают, что это был царский моавитский город, или, может быть, крепость. Среди возможных вариантов ее локализации называют Kerak и Rujm el-Meshrefeh в Иордании. 22:3,4. Родители Давида под защитой царя Моава. Вероятно, Давид полагал, что моавитское происхождение (через Руфь) дает ему право напомнить царю Моава о родстве и попросить у него защиты для своих родителей (см.: Руф. 4:17–22 ). Кроме того, Давид рассчитывал на враждебное отношение моавитян к Саулу (см.: 1Цар. 14:47 ). Примером политического беженца, искавшего убежища в земле своей матери, может послужить Идрими, царь Алалаха (чье правление приходится на период судей в Израиле), который бежал от преследований к родственникам своей матери в Эмар. В изгнании Идрими стал предводителем отряда хабиру, и в конечном счете возвратил себе престол. 22:4. Убежище. Скорее всего, здесь подразумевается основной район действий Давида близ Адолламской пещеры (22:1). Некоторые исследователи полагают, что речь идет о Масаде. 22:5. Гад. Здесь мы впервые встречаемся с этим израильским пророком. Советуя Давиду возвратиться в землю Иудину, Гад обеспечивает ему божественную поддержку, необходимую для начала борьбы за престол. Об участии Гада в событиях, связанных с Давидовым исчислением народа, см.: 2Цар. 24:11–25 . 22:5. Лес Херет. Местонахождение этой лесистой местности точно не установлено, но, вероятно, она была на территории Иуды. Среди возможных вариантов: Khirbet Khoreisa (в 6 милях к юго-востоку от Хеврона) и Kharas близ Keilah (Khirbet Qila, в 6 милях к северо-западу от Хеврона). 22:6–23 Истребление священников 22:6. Под дубом в Гиве. Мы снова видим правителя, который вершит суд, сидя под деревом (как Девора в Суд. 4:5 , Саул в 1Цар. 14и угаритский царь Даниэл в эпосе об Акхате). Большое дерево в горах близ Гивы было редкостью и, возможно, под ним находилось святилище. 22:7. Привилегии «царских слуг». Одним из способов обеспечения преданности военачальников царю было дарование земли и наделение правом пользования ее плодами и другими богатствами (см.: 8:12–15). Права владельцев пожалованных царем наделов и их обязанности перед государством рассматриваются также в законах Хаммурапи и в документах из Мари. В этом эпизоде Саул напоминает своим военачальникам, что их права на поля и виноградники зависят от его расположения к ним. Если они хотят сохранить свои привилегии, им не следует помышлять о дружбе с Давидом. Кроме того, они не должны доверять тому, что Давид сможет сдержать обещание даровать земельные наделы и высокие посты своим последователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Д. получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Д. хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ( 1Цар. 21:1 ; Пс. 33:1 ; Пс. 55:1 ). Затем Д. искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Д. и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пр. Гада, идти в землю Иуды ( 1Цар. 22:1–5 ). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Д., повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единств. священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Д. в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника ( 1Цар. 23 ). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Д. дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ( 1Цар. 23:1 ; 1Цар. 24:1 ; 1Цар. 26:1 ). Осознавая возможные последствия ( 1Цар. 27:1 ), Д. с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился ( 1Цар. 25 ), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг ( 1Цар. 27:2–7 ). В последующие 16 месяцев Бог заставил Д. до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав т.о. доверие филистимлянина, Д. вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам ( 1Цар. 27 – 1Цар. 28:2; 29 ). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Д. взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Д. сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Д. захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Д. горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвящ. Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля ( 2Цар. 1 ). IV. ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Но в этом кажущемся противоречии между метафорическими образами псалма и конкретными событиями жизни Давида и заключается вся суть. Когда Давид оборачивается назад с высот своего избавления (см. надписание), он знает, что его мог спасти только Бог Синая (8–9; ср.: Исх. 19:18 ), обрушивший Свои суды на Египет (10–13; ср.: Исх. 9:13; 10:21 ), раздвинувший воды Красного моря (16), то есть Господь, являющий в Своих действиях святость, суд и избавление от врагов. Ярким метафорическим языком Давид показывает, что чудодейственная сила Божья сопровождала его во всех обстоятельствах его жизни. Давид находил убежище в пещере Адолламской ( 1Цар. 22:1 ) и в диких скалах, где прятались серны ( 1Цар. 24:3 ), но всегда только Господь был его скалой спасения, прибежищем и защитником ( Пс. 3, 45 ). Он сокрывал Свою славу за мрачной завесой жизненных обстоятельств, но управлял ими со Своего престола в интересах Своего раба. Но и это еще не все. Существует неразрывная связь между отчаянным положением Давида и избавляющей силой Господа. И это – 4 Призову… спасусь, и – 7 «Я призвал… воззвал… Он услышал… вопль мой дошел до слуха Его». 17 Он простер руку с высоты, то есть молитва все изменила в его жизни. Разве Давид переставал когда–либо верить в то, что всемогущество Божие спасет его от всех напастей? Нет, ведь иначе он вряд ли бы остался в самом центре грозы – во дворце Саула ( 1Цар. 19:9–10 ) – и избег всех бед, грозивших ему в те тревожные годы. Ст. 2–20 позволяют нам уловить внутренним взором ту властную силу, которую мы можем запустить в действие, как бы нажав на пусковой механизм, через свою молитву. В ст. 21–46 Давид повествует о прошлых опытах своей жизни, поскольку Библия учит нас использовать уроки прошлого в предвидении будущего. Эти стихи четко подразделяются на четыре части, отмеченные двумя формулировками: «Господь… мне» (21–25; 31–35) и «Ты… мне» (26–30, 36–46). В самом общем смысле в первом выражении подчеркивается мысль о воздаянии Господнем, а во втором – о том, как Господня сила преломляется в действиях Давида. Существует принцип вознаграждения Господом праведного (21–25), и Давид обнаруживает, что в тех обстоятельствах, в каких он смог достойно проявить свою праведность, Господь обратил окружавший его мрак в свет (26–30). Подспудно выражена мысль, что не следует пассивно ожидать благословения Господа, но должно и самим действовать, вступая на путь праведности, чтобы наследовать Его благословения ( Деян. 5:32 ). Ст. 31–35 учат нас, что Господь, путь Которого непорочен (31), устрояет… верный путь и для нас (33). Давид делится своим опытом, как Господь помог ему стать на «верный путь», обрести силу и победить в тяжких испытаниях (36–46). Но Господь всегда действует во имя того, чтобы выработать в нас подобие Своего характера (ср.: Рим. 8:28 ; Евр. 12:7–11 ). Псалом завершается (47–51) так же, как начинается (2–4): воздаянием хвалы Защитнику и Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Между тем, «изменил Давид лицо своё перед ними (враждебными чужеземцами) и притворился безумным в их глазах»... – «Видите, – сказал тогда царь рабам своим, видите, он – человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?» – И тогда прогнали пришельца Филистимляне, и он укрылся в пещеру Адолламскую, невдалеке от Вифлеема, где мог рассчитывать на безопасность от преследований Саула и, преисполненный благодарности к Богу за своё избавление, радостно воспел своему Избавителю: – «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе! Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на него! Близок Господь к сокрушённым сердцем, и смиренных духом спасёт. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет!» ( Пс.34 ) 363 . «В пещеру Адолламскую, где укрывался Давид, «пришли к нему братья его, и весь дом отца его, и собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душой, и сделался он начальником над ними, и было с ним около 400 человек. С ними пошёл Давид за Иордан в Массиву Моавитскую и сказал Моавитскому царю: пусть отец мой и мать моя побудут у тебя, пока я не узнаю, что сделает со мной Бог». И, оставив их здесь, по совету пророка Гада, отошёл в землю Иудину и скрывался здесь в лесу Херст. В это время, не смотря на собственное опасное положение, Давид не мог удержаться, чтобы не подать помощь жителям города Кеиля против напавших на них Филистимлян и, прибегнув, по обыкновению своему, к Богу, отразил врагов. Между тем, Саул, узнав, что Давид в Кеиле, созвал весь народ на войну, чтобы идти к Кеилю, осадить Давида и людей его. Но, предостережённый об угрожающей ему опасности, Давид, помолясь Богу и получив внушение не подвергаться встрече с Саулом, удалился из Кеиля и «пребывал в пустыне, в неприступных местах, а потом на горе в пустыне Зиф». Сюда пришёл к нему неизменный друг его – Ионафан «и укрепил его упованием на Бога, и сказал ему: не бойся, ибо не найдёт тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В семи шагах к югу от сего места идет вправо особая пещера: в ней находятся ясли, в которые был положен Иисус Христос, и где впервые поклонились Ему волхвы и пастыри. К вертепу Рождества Христова прилегают и другие пещеры. Во-первых, пещера, где обитал Иосиф; здесь устроен престол. Потом пещера, где погребены многие из убиенных по велению Ирода младенцев: их кости хранятся за железной решеткой. Далее пещера, в которой обитал блаженный Иероним , составивший здесь перевод Ветхого и Нового Завета с еврейского и греческого на латинский язык. § 7. Поклонение Иисусу Христу вифлеемских пастырей Лk. II:8–21 . Была ночь, когда родился Богочеловек. В это время недалеко от Вифлеема, на полях, на которых Иаков некогда пас стада свои, не спали вифлеемские пастухи. Они стерегли свои стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет и предстал Ангел Господень. – Не бойтесь, – сказал им Ангел, – Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос. И вот вам знамение: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил слова свои к пастырям, около него явилось бесчисленное множество других Ангелов, и они воспели хвалебную песнь Богу: – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Пастыри смотрели и слушали с безмолвным изумлением. Наконец ангельские воинства мало-помалу сокрылись в глубине небес; голоса их замолкли, и на полях вифлеемских воцарился прежний мрак и прежнее безмолвие. Пастухи сказали друг другу: – Пойдем в Вифлеем, посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И тотчас же отправились. Приходят в знакомую пещеру и на самом деле видят в ней Младенца, лежащего в яслях. Тогда они рассказали все, что слышали о Нем от Ангелов. Рассказ их поразил изумлением всех, находившихся в пещере, и остался навсегда в памяти Пресвятой Девы Марии. Пастыри же, воздав должное поклонение божественному Младенцу, удалились, славя и хваля Бога. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Бого-младенца, Ему дали имя: Иисус, преднареченное Ему Архангелом Гавриилом. § 8. Поклонение восточных мудрецов Mф. II:1–12 . Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим с востока волхвы, или маги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В храме находятся Православный, католический и коптский пределы. Владеют храмом греки. Главный, средний алтарь храма возвышается над самим вертепом. Из него, по 15 мраморным ступеням входят в подземную церковь , которая и есть самая Вертеп-пещера. Место Рождения Спасителя в полукруглой нише означено серебренною звездою с 14 лучами и рядом серебренных лампад. В нескольких шагах от места Рожества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус (католический предел). Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В этом храме находятся и еще несколько пещер и алтарей: пещера, где обитал святый праведный Иосиф; пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы; келия и гробница блаженного Иеронима (см. сноску на стр. 1) и другие. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над которыми стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающие трогательные слова Священного Писания: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет” ( Иер. 31, 15 ; Мф. 2, 18 ). Этот город Давидов в наше время уже срастается с Иерусалимом. Лк. 2, 1–7 : Повеление Кесаря 366 Августа 367 о переписи. Рождество 368 Господа нашего Иисуса Христа. Пророчества о событиях Рождества: Ис. 7, 14 : “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил 369 ”. Иер. 31, 22 : “Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа”. Пророчество о месте Рождения: Мих. 5, 2 : “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Такое свидетельство врача действительно имеет неоценимое значение. На Девственном зачатии Марии святой Лука останавливается более, нежели прочие Евангелисты. Сперва он долго описывает нам беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девой (Лк.1:26-38). Теперь он сообщает нам, что Иосиф пошел в Вифлеем, дабы записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая уже была беременна. Говоря о родословии Господа Иисуса Христа, он повествует нам: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев (Лк.3:23). То есть: как думали люди, в действительности же Он был не сын Иосифов, но Сын Божий. Воистину, предивно и человеколюбиво Провидение Божие! Ради Домостроительства спасения человеческого Оно обращает гонителя Христианства Савла в величайшего защитника Христианства Павла, а телесного врача Луку - в величайшего в мире свидетеля события духовного. И хотя Иосиф - от колена Давидова, а Давид - из города Вифлеема, ни у Давида, ни у Иосифа, его последнего потомка, нет в Вифлееме ни одного сродника. Иосиф приходит в Вифлеем, в свой город по истории и по духу, но ни по чему более. Нет ни единого родственника, который бы его принял; нет ни единого друга, который оказал бы ему гостеприимство. Не было им места в гостинице. Частные дома - чужие дома, в коих чужие люди принимают своих родных и друзей. Туда-сюда, нигде не было места, кроме как в одной пещере, в которую пастухи загоняют свои стада! Иудея полна таких пещер. Тут пещеры пророков, пещера Манассии, пещера преподобного Саввы Освященного, пещера святого Харитона Великого, пещера святых братьев Хозевитов, пещеры над Мертвым морем, в коих Давид скрывался от Саула, пещеры под Горою Искушения. А кроме этих и иных пещер, ради славы вифлеемского вертепа осиянных славою святых, существуют и другие многочисленные пещеры, куда бедуины-пастухи до сего дня загоняют свой скот, в чем может лично удостовериться всякий, путешествующий по Святой Земле. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

8 . Вот и другое свидетельство, находящееся в восемьдесят седьмом псалме, которое предлагает Христос, говорящий у пророка (ибо тот самый, который говорил тогда, после явился): Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою ( Пс.87:2 ); и несколько после: я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный ( Пс.87:5–6 ). Не сказал: человек без помощи, но, как человек без помощи. Ибо Он и распят был не потому, что был бессилен, но добровольно, и смерть не была необходимым следствием немощи. Я сравнялся с нисходящими в могилу ( Пс.87:5 ). Какой признак? Ты удалил от меня знакомых моих ( Пс.87:9 ). Ибо ученики разбежались. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? ( Пс.87:11 ). Потом после нескольких слов: Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя ( Пс.87:14 ). Видишь, как показываются и обстоятельства времени, и страдания, и воскресения. 9 . Откуда же восстал Спаситель? В Песни Песней говорит Он: Встань, возлюбленная моя... выйди ( Песн.2:10 ), и потом: под кровом утеса ( Песн.2:14 ). Покровом каменным Он назвал пещеру, находившуюся тогда перед дверью гроба Спасителя и в том же самом камне иссеченную, как обыкновенно здесь делается при гробах. Теперь ее не видно: поскольку тогда пещера эта изучена была перед гробом для нужного тогда украшения. Ибо прежде нежели благоговейная царская любовь устроила гроб, пещера находилась перед камнем. Но где камень, при котором пещера? Среди ли города он лежит, или при стенах на конце города; в старых ли стенах он находится, или в ограде перед стенами, после сделанной? На это Он говорит в Песнях: в ущелье скалы под кровом утеса ( Песн.2:14 ). 10 . В какое время воскресает Спаситель? Во время ли лета, или в другое? В тех же вышеупомянутых Песнях Он непосредственно говорит: зима уже прошла, дождь миновал, перестал ( Песн.2:11 ): цветы показались на земле, время пения настало ( Песн.2:12 ). Не теперь ли земля покрывается цветами, и обрезывают виноградные лозы? Видишь ли, как ясно сказал, что и зима уже прошла? Ибо с наступлением месяца марта начинается уже весна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Бейт-Джальские события — как раз то, что может помочь нам почувствовать, что святитель Николай тут, рядом, и скор на помощь. Господь ясно дает понять, что вечность действует сию минуту — а не наступит когда-нибудь потом. На то она и вечность. А святые — живые свидетели этому. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 46-48). Храм свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Пещера свт. Николая, Бейт-Джала Новая мироточивая икона свт. Николая, Бейт-Джала Клеймо новой иконы свт. Николая Клеймо новой иконы свт. Николая, Бейт-Джала Мраморное изображение свт. Николая, Бейт-Джала У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 октября, 2023 8 октября, 2023 16 февраля, 2024 9 января, 2024 18 октября, 2023 11 октября, 2023 11 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 8 октября, 2023 16 февраля, 2024 9 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/chudo-svyatitel-nikola...

Вифлеем — родина царя Давида и апостола Матфея. Предание говорит, что там, где родился Иисус Христос, был дом Иессея, отца Давида. В переводе Вифлеем означает “дом хлеба”, так как здесь явился хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51). Вифлеем населялся от потомства Салимона; его называли Ефрафа, то есть Плодоносный . На праздник Рождества Христова приезжает в Вифлеем Патриарх с собором духовенства. У монастыря святого пророка Ильи их встречают жители Вифлеема и с крестным ходом они торжественно идут в Вифлеем, где и совершается богослужение. А мы поехали дальше, в Хеврон, который расположен от Вифлеема на расстоянии двенадцати километров. Хеврон — один из древнейших городов Обетованной Земли, он расположен на юг от Иерусалима. Дорога к Хеврону идет через дикие, хотя и невысокие горы. Местные жители называют его Эль-Халиль, то есть Любимец Бога . Живут здесь турки, арабы, евреи. Город этот долго был местом жительства патриарха Авраама и его потомков. Когда израильтяне прибыли в землю Ханаанскую, Хеврон был завоеван Халевом у исполинов. Давид, владея одним коленом Иудиным в продолжение семи с половиной лет, сделал Хеврон своей столицей. До сих пор сохранились две стены, их называют остатками дома Авраама. По преданию, на месте дома Авраама, где был погребен и он, и его жена Сарра, и внук Иаков, царь Константин построил церковь; сохранившиеся стены и принадлежат, вероятнее всего, этой церкви. Предание это согласуется с библейским сказанием о том, что погребальная пещера Авраама была в поле, а не в Хевроне, который уже тогда существовал (Быт 25:9–10). Очевидно, под развалинами храма, построенного Константином, находится пещера Махпела, которую Авраам купил для погребения Сарры. В Хевроне есть большая обращенная из церкви мечеть; под этой мечетью находится пещера, которую мусульмане ошибочно называют Махпелой. В этой пещере погребены потомки Сима, члены рода Авраамова: Исаак, Ревекка, Лия, Исав и дети его. По преданию, здесь Господь сотворил Адама. Здесь погребен Авель. Мы не попали в эту мечеть, так как была пятница и мусульмане собрались там для молитвы.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010