(…) 23 …ная долина, принадлежащая пастырям, частью засеянная, а частью обращенная в пастбище для скота. Среди нее, в версте расстояния от селения, находится довольно обширное место, обнесенное оградой; оно называется агиа пимена, т.е. святая паства. Здесь ангел Господень в великую и священнейшую ночь рождества Спасителя мира явился бодрствующим в ночи пастырям, и слава Господня осияла их, и страх велик объял их. «Не бойтеся, – сказал им ангел: – се бо благовествую вам радость велию, яже будет вам людем. Яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита лежаща в яслех». Внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, слявящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Когда ангелы отошли на небо, то пастыри поспешно отправились в Вифлеем, чтобы посмотреть то о чем возвестил им Господь. И здесь, действительно, нашли Марию и Иосифа, и Младенца лежащего в яслех, и рассказывали о том, что возвещено им о Младенце Сем. Все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагающи в сердце Своем. И возвратишася пастырие, славяще и. хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша. якоже глаголано бысть к ним ( Лк.2:8–20 ). На самом месте явления пастырям ангела в древности был храм, от которого остались теперь лишь развалины, оживляемые роскошной зеленью растущих здесь маслин; более сохранилась алтарная часть храма. Под развалинами есть довольно большая пещера; здесь, по преданию, спала часть пастырей, тогда как другая бодрствовала над стадом. Издавна пещера эта обращена в церковь . Некогда она была украшена мозаикой и дорогими колоннами, теперь она очень бедна и служит приходскою для православных христиан-пастырей, жителей селения Вифсагура. Когда посещают эту церковь богомольцы, то их непременно встречает и провожает здешний арабский священник. При входе их в пещеру, он развертывает Евангелие и читает место, относящееся к совершившемуся здесь событию ( Лук.2:2–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

287 Имя Иехония означает “поставленный Богом”. Он являлся старшим сыном Иоакима, царя Иудейского, от Нехушты, и его приемником. Он царствовал только 3 месяца и 10 дней, затем отведен в плен в Вавилон Навуходоносором. После тридцатишестилетнего заключения был освобожден Евил-Меродахом. Умер в Вавилоне. Имя его упоминается в родословии Господа Иисуса Христа ( Мф. 1, 11 ). 288 Имя Седекия означает “правда Божия”. Он был сыном Иосии и последним царем Иудейским. Собственное имя его было Матфания, но Навуходоносор изменил его на имя Седекия. Он начал свое царствование на 21 году и царствовал 11 лет. Навуходоносор казнил пред лицом Седекии всех его детей, а у самого выколол глаза и отправил в оковах в качестве пленника в Вавилон. На Седекии буквально исполнились два пророчества. Пророк Иеремия объявил ему, что он увидит царя Вавилонского и будет говорить с ним устами к устам, и что Навуходоносор отведет его в Вавилон ( Иер. 32,4 ). Пророк Иезекииль говорит о нем следующее: “И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, но он не увидит ее, и там умрет” ( Иез. 12, 13 ). 289 Первосвященник Хелкия нашел книгу Закона в Храме. Подробнее смотри об этом конспект на стр. 1. 290 Против Дамасских ворот указывают скалу, и в ней обширную пещеру пророка Иеремии; за небольшую плату (бакшиш), проживающий здесь турецкий дервиш впускает поклонников внутрь пещеры для обозрения. Пещера имеет в длину и ширину около 30-ти шагов, а вышиною около 6 метров; своды ее лежат на двух грубо изсеченных столбах. При самом входе в пещеру, в левой стороне, замечено как бы высеченное ложе, которое и называют “ложем Иеремии”; по преданию, это место служило отдохновением Пророку, и он оставил на скале как бы отпечаток своего тела, что можно видеть и ныне. В этой пещере Иеремия оплакивал разорение Иерусалима, изливая свои чувства в трогательных изречениях, известных под именем “Плача Иеремии”. 291 Навузардан – начальник телохранителей Вавилонского царя Навуходоносора, который сжег храм Иерусалимский, дворец царя, и отвел жителей в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

32 …во имя Иоанна Крестителя… – Иоанн Креститель, или Предтеча, – библейский пророк, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, которого он крестил в реке Иордан; был заключен в темницу царем Иродом Антипой, умерщвлен по наущению Иродиады, любовницы Ирода. Христос сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). 33 …Иоакима и Анны… – По преданию, отец и мать Девы Марии. 34 …или Василия Великого … – Василий Великий (Каппадокийский), выдающийся богослов и церковный писатель IV в., признан святым; как уже отмечалось, его литургия, наряду с литургией Иоанна Златоуста, принята русской православной церковью. 35 …таинственный вертеп… – Здесь: пещера, в которой, согласно Евангелию, волхвы обнаружили Богоматерь с младенцем Иисусом. 36 Обкадив звездицу… – Звездица – предмет церковной утвари, представляющий собою две перекрещенные дуги, устанавливается на дискосе и прикрывает приготовленные просфоры. 37 …покров, называемый святым воздухом… – Последний из трех употребляемых во время литургии покровов, им производится веяние воздуха над св. Дарами, что знаменует осенение их Духом Божиим. 38 …благоухание ладана и смирны… – См.: «…Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). 39 …всем услуживший и умьшший ноги. – См.: «…Влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» ( Ин.13:5 ). 40 …перед святым престолом. – Престол – возвышение, важнейшее место в алтаре, символизирующее Божий престол. 41 …о чесом бо помолимся, не вемы… – См.: «…не знаем, о чем молиться…» (Рим., 8, 26). 42 …Мария с Иосифом… – Дева Мария, Богоматерь, и ее обрученный муж, плотник из Назарета. 43 …взошед на амвон… – Амвоном именуется выдвинутая вперед часть так называемой солеи – возвышения со ступенями перед иконостасом. 44 …пророков, апостола… – Имеются в виду священные христианские книги: ветхозаветных пророков, деяния и послания апостолов.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

35. Здесь на горе Елеонской жил Мельхиседек. Придя сюда Авраам остриг ему волосы и ногти, дал ему хлеб, ел и был им благословлен. Елеонская гора находится от Св. Гроба на разстоянии одной мили. 36. Оттуда идешь на восток на разстояние одной мили. Там находится Вифания, где Христос воскресил четырехдневного Лазаря. Там храм и в нем мраморная гробница Лазаря. Висят 3 лампады. 37. Там камень, на который сел Христос после своего путешествия и пришла Марфа и сказала: Господи, если бы ты был здесь, брат мой не умер и т.д 2411 . Сюда привели Св. Апостолы осленка и Христос сел на него. Отсюда Он благословил Св. Сион и сказал: Много радуйся, дщерь Сиона; се бо царь грядет к тебе кроткий сидя на молодом осле, сыне подъяремной 2412 . Находится от Св. Гроба на разстоянии 2 миль. 38. На восток дорога к Иордану и в Иерихон. На дороге источник Св. Апостолов и тут направо на горе монастырь великого Εвфимия. Находится от Св. Гроба на разстоянии 15 миль. 39. Тут впереди на дороге монастырь Богородицы и тут же Иерихон. Находится от Иерусалима на разстоянии 20 миль. 40. Там и гора, на которой Христос постился 40 дней, а затем взалкал, так как в нем проявилась человеческая природа, пришел диавол и искушал Его и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни претворились в хлебы и т.д. И Христос сказал: иди за мною, сатана 2413 . 41. Там в Иерихоне те горькие воды, которые Елисей обратил в пресные. Там и место, где Иисус Навин увидел ангела и сказал: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. И возьми ковчег и заветы и иди на Иерихон, да падут стены его 2414 . Там и смоковница, на которую влез Закхей, чтобы увидеть Христа, потому что он был мал ростом. И Христос сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме 2415 . 42. Отсюда впереди на восток река Иордан. Она находится от Иерусалима на разстоянии 30 миль. Там монастырь Предтечи. Там Христос был крещен Иоанном Крестителем. Там и пещера, где находился Предтеча. Там гора Ермон, малая гора. Оттуда пророк Илия вознесся на небо и плащ свой дал Елисею. Там и гробница аввы Зосимы, где он нашел преподобную Марию Египетскую и похоронил ее в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

389 Это явная неточность у Иосифа Флавия. Первая книга Царств (1Цар 19.16) рассказывает о статуе и козьей шкуре. Михала положила под одеяло довольно большую статую домашнего божества Терафима, а голову его покрыла козьею шкурою, чтобы издали казалось, будто видны волосы спящего. (Перев.) 390 В Септуагинте это место названо Naiad (1Цар 19.18), где находились школы и общежития пророков, впервые строго и точно организованные Самуилом. Здесь Самуил и Давид могли себя чувствовать в большей безопасности от Саула, чем в любом другом месте. (Перев.) 391 Напротив, в Первой книге Царств (1Цар 20.20—22) сказано: «А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель; потом пошлю отрока, говоря: «пойди, найди стрелы»; и если я скажу отроку: «вот стрелы сзади тебя, возьми их,— то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет; если же так скажу отроку: «вот, стрелы впереди тебя», то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь; а тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки». (Перев.) 392 Нава, или Нова,— город вблизи Иерусалима, откуда его можно было, благодаря недалекому расстоянию, хорошо видеть. (Перев.) 393 В двух местах Ветхого Завета (1Цар 21.7 и Пс 51.2) этот Доик назван идумеянином. (Перев.) 394 Библейский Одоллам. Этот город относился к числу древнейших хананейских поселений и лежал в низменности, известной под именем Шефелы. Пещере же Адуллам, по преданию, соответствует огромная пещера к юго-западу от Вифлеема. (Перев.) 395 В этом месте греческий текст оригинала испорчен. (Перев.) 396 В еврейском оригинале (1Цар 22.5 — Хорет, тогда как в Септуагинте, которой, очевидно, и придерживался Иосиф Флавий, передано: «полис Сарик». (Перев.) 397 Иосиф Флавий и здесь придерживался текста Септуагинты, а не подлинника Библии, где сказано (1Цар 22.6), что «услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его». 398 Город Килла, библейский Кеиль, находился недалеко от Елевтерополя, на пути в Хеврон, на иудейской равнине на границе с филистимлянами. Ныне это развалины под названием Кила. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

49 in Ioh.). Вопрос обращён, без сомнения, к сёстрам умершего, и они же, конечно, отвечали Ему: пойди и посмотри. – Иисус прослезился: возмущение духа побеждено и разрешилось слезами Господа – дань человеческой природы Его (ср. Злат. и Феофил.), которая способна сострадать страданию, сорадоваться радостию и искушаться во всём, кроме греха ( Евр. 4:15, 5:7 ). Слёзы сестёр и им сочувствующих вызвали, по утишению возмущения духа, слёзы у Господа. Греческое слово означает тихие слёзы, а не плач или рыдание. О чём плакал Господь, намереваясь вызвать из гроба умершего?.. Кто проникнет в тайну мысли Богочеловека и сможет анализировать её? 36. Ин. 11:36 . Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. 37. Ин. 11:37 . А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Ин. 9 д. Ин. 32 д.; Ин. 10:21 . Иудеи говорили, – а некоторые сказали и пр.: и здесь выразилось то же разделение в сердечных настроениях иудеев в отношении к Господу, какое постоянно указывает евангелист между иудеями, окружавшими Его в Иерусалиме; у одних выразилось некоторое доброе чувство в отношении к Нему, у других нерасположение, даже злоба. Первые в слезах Господа видели знак искренней и глубокой любви Его к Лазарю при жизни его; но последние, перетолковывая слёзы эти, силились извлечь из этого обстоятельства новое доказательство против чистоты характера, намерений и действий Господа. Смысл слов их таков: что же Он плачет? Если Он в самом деле отверз очи слепорождённому, то разве не мог исцелить и Лазаря, когда он был ещё болен и не умер? (Предполагается, что они знали, что сёстры посылали сказать Господу о болезни их брата). Отчего Он тогда, вовремя, не пришёл и не исцелил, если мог, а теперь плачет? Или эти слёзы не искренни, если Он мог прийти к больному и исцелить его, но не хотел. Или Он и не пришёл к Нему вовремя потому, что не мог исцелить его (с чем вместе подвергалась сомнению действительность исцеления Им и слепорождённого; ср. Злат.); в том и другом случае они силились представить образ действий Господа весьма подозрительным. Они указывают на исцеление слепорождённого, а не на чудесные воскрешения, совершенные Господом в Галилее (о которых, конечно, знали), потому что исцеление слепого было ближайшее по времени чудо Господа в Иерусалиме. И потому ещё, что, как кажется, не думали теперь о воскрешении Лазаря и говорили только, что Он мог исцелить больного Лазаря; по крайней мере, евангельский текст не даёт основания думать, чтобы они теперь имели в мысли воскрешение Господом Лазаря; пункт сравнения со слепым – исцеление, а не воскрешение. 38. Ин. 11:38 . Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4. Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие, и когда Ты, Христе, вочеловечился от Пречистой Девы, уничтожилось поклонение идолам; под одним царством мирским были города вселенной, и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди записывались в данники по повелению кесаря; записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе. Всеночное бдение начинается великим повечерием с пением: С нами Бог… После великого славословия стихира на литии, гл. 1: Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; ангелы и люди духовно да торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: «Слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диавола». Стихира на стиховне, гл. 2: Ныне совершилось великое и славное чудо: Дева рождает и чрево Ее не подвергается тлению; Слово воплощается и от Отца не отлучается. Ангелы с пастухами прославляют; и мы с ними воскликнем: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Тропарь, гл. 4: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, ибо чрез него служившие звездам звездою научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе. Величание: Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, ради нас ныне по плоти родившегося от не познавшей мужа и Пречистой Девы Марии. Стихи псалмов Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих ( Пс. 65, 1–3 ). Да веселятся небеса и да торжествует земля. Пойте Господу, благословляйте имя Его ( Пс. 95, 11. 1 ). Дело Его – слава и красота. Избавление послал Он народу Своему. Свято и страшно имя Его ( Пс. 110, 3. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

4 . По прибытии в Вифсаиду Юлию привели к Иисусу Христу слепого и попросили, чтобы Он прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения, и, плюнув ему в глаза, возложил на него руки и спросил его, видит ли он что. Он, взглянув, сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». После этого Господь опять возложил руки Свои на глаза ему и повелел ему взглянуть. Слепой исцелился от слепоты и стал видеть ясно. Господь послал его домой, сказав: «Не заходи в селение и не рассказывай никому в селении». Исповедание Петра, предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении, и учение о кресте Его последователей Mamф. XVI, 13– 28 ; Mapk. VIII, 27-IX, 1 ; Лyk. IX, 18–27 Из Вифсаиды Юлии Господь направился со Своими учениками прямо на север, в окрестности Кесарии Филипповой. Место, где находилась в древности Кесария Филиппова (современный Баниас), отличается необыкновенною красотою. Город был расположен на одном из отрогов Ермона и почти совсем загорожен множеством возвышенностей и лесов. Растительность и плодородие этой местности необычайны. На западной стороне горы, на вершине которой виднеются развалины древнего города, находится крутой обрыв. Из-под низу его вытекает речка. Это и есть исток Иордана. Пещера, из которой он вытекает, была в древности посвящена языческому богу Пану, почему и город первоначально назывался Панеей. Ирод, получив тетрархию в дар от римского императора Августа, устроил здесь храм в честь его. А когда тетрархию получил сын Ирода, Филипп, то он расширил и украсил древнюю Панею и назвал ее в честь императора Кесарией. Народ же, чтоб отличить ее от Кесарии на приморском берегу, назвал ее Кесарией Филипповой. На пути, желая окончательно разъяснить ученикам Своим Свое истинное мессианское достоинство. Господь спросил их: «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» Из ответа учеников на этот вопрос можно было видеть, что люди имели еще о Нем неверные представления. Именно, по словам учеников, одни почитали Христа за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков. Может быть, народ не признавал Его Мессиею потому, что Он не объявлял Себя земным царем еврейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

7. «И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!» (Мф. 15:10). Говорящий попугай Над лавкой продавца птиц, на втором этаже, жила семья. Как-то маленький мальчик, стоя на балконе, услышал громкие голоса. Он прислушался. «Деньги давай! Деньги давай! Буду стрелять! Буду стрелять! – доносилось снизу. – Полиция! Полиция!» Мальчик испугался и побежал к отцу в комнату. «Папа, папа! – закричал он. – Внизу какие-то люди требуют денег и кричат, что будут стрелять! Там кто-то зовет полицию!» – «Нет, сынок, – рассмеялся отец. – Это в магазин привезли говорящего попугая». 8. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1Петр. 3:3-4). Дети и красивая птица Старый сторож охранял вишневый сад. По утрам туда прилетала необыкновенно красивая птица и склевывала вишни. Старик тихонько любовался удивительной красотой и не прогонял ее. Как-то он рассказал внукам об этой птице, и они уговорили дедушку разрешить им на нее посмотреть. Рано утром сторож разбудил детей и сказал им: «Выходите тихонько в сад, она там!» Дети выскочили и, толкаясь, с шумом кинулись во двор. «Я первый буду на нее смотреть! Нет, я – первый! Нет – я!» – кричали малыши. Ничего не увидев в саду, они спросили: «Дедушка, а где же эта красивая птица?» – «Эх, озорники! – ответил тот. – Эта птица не любит шума и крика, поэтому она и улетела!» 9. «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.» (Лк. 8:18). Пещера со сталактитами Юноша нашел в горах пещеру с очень красивыми, но хрупкими сталактитами. От радости он воскликнул: «Да это же просто чудо!» Вдруг камни пещеры от звука его голоса зашатались, а некоторые даже поползли вниз, но каким-то чудом обвала не произошло. Юноша понял, что еще одно слово – и свод пещеры рухнет. Он тотчас ушел, но поделился своим открытием с другом, и тот тоже захотел полюбоваться пещерой. «Только ни слова!» – предупредил его юноша. Когда его спутник увидел сталактиты, он не удержался и прошептал: «Вот это да!» Но тут посыпались камни, раздался грохот, поднялась пыль, и друзья едва успели выскочить из пещеры, красота которой навсегда исчезала у них на глазах.

http://isihazm.ru/1/?id=107

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Настало время родиться Христу... К самому тому времени вышло повеление от Кесаря Августа «написатися вселенней»... Кто из верующих не читал с умилением в счастливом волнении это величественное и простое, захватывающее в своей поэзии сказание!.. «Пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученной ему Женой, Которая была непраздна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Мария пошла записаться в Вифлеем, потому что, как утверждает древнее предание, Она оставалась единственной из Своего рода и, не имея ни братьев, ни сестер, подлежала переписи наравне с мужчинами. Из Назарета в Вифлеем обыкновенного пути более трех суток, но, конечно, чета старца и Девы, носившей в Себе заветное бремя, двигалась медленней. Путница должна была сильно утомляться. Предание говорит, что при одном распутье, не доезжая Вифлеема, Она взошла и расположилась на отдых на большом камне, целевшем доныне, и под этим камнем открылся родник воды. Затем Она продолжала путь в Вифлеем. Город был переполнен. Малейшие жилые углы были использованы. Бедным путникам было невозможно разыскать теплое пристанище в городе. Близ ворот Вифлеемских, за городом, у так называемого источника Давидова, находилась в каменистой горе пещера. Она принадлежала к полю вифлеемской жительницы Сало-мии, бывшей в родстве с Девой Марией и с Иосифом. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. В стене было высечено углубление, в которое засыпали корм скоту. В этом убогом пристанище, вдали от людей и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/440254/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010