Но убежище там оказалось ненадежным. Приближенные Анхуса, царя гефского, стали высказывать ему свои подозрения насчет незнакомца и говорили ему: «не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч?» Чтобы отвратить это опасное подозрение, Давид принужден был притвориться безумным, и когда его привели к царю, «чертил на дверях, кидался на руки свои, пускал слюни по бороде своей», так что у Анхуса исчезло всякое подозрение, а Давид, воспользовавшись этим, поспешил удалиться отсюда в дикую пещеру Адолламскую, где около него собрались его родители и братья, которые, вероятно, начали подвергаться преследованию Саула, а также и все недовольные отверженным царем, так что около Давида собралось до четырехсот человек. Поместив своих родителей под защиту царя моавского, Давид со своими последователями опять возвратился в пределы родной страны. Саул, между тем, истощался от бессильной злобы 157 . Услышав о том, что первосвященник отдал Давиду хлебы предложения, и подозревая его, а вместе с ним и все священство в заговоре с Давидом, разъяренный царь приказал своим слугам подвергнуть их избиению, но когда слуги отказались поднять руку на служителей Божиих, то он поручил исполнить это кровожадное дело некоему Доику идумеянину, который именно и сделал ему донос на первосвященника. Убито было восемьдесят пять священников и разрушен самый город; спасся только сын первосвященника Авиафар, который, захватив с собою некоторые священные принадлежности (эфод), прибежал к Давиду и рассказал ему о страшном злодеянии Саула. Давид мог только горевать, что сделался невольной причиной такого бедствия, и, дав у себя убежище Авиафару, сам принужден был спасаться от настигавшего его царя. Однажды в городе Кеиле он едва не окружен был войском Саула, но заблаговременно бежал с своими последователями и скрывался в неприступных горах и лесах. При этих гонениях бывали случаи, когда Саул оказывался в полной власти Давида, который легко мог бы предать его смерти и таким образом не только избавиться от гонителя, но и наследовать престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

д. Возвеличите Гда со мною, и вознесемъ им вкп. 4. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. 4 . Разделяя со иною радость о дарованном мне спасении, величайте вместе со мною Господа, точно также всегда, во всякое время, и словом и делом прославляя величие Его благости, и превознесен в благодарных славословиях святое имя Его все вместе, ибо только соединяясь вместе в чувстве взаимной братской любви, едиными устами и единым сердцем, мы и можем достойно и благоугодно исповедовать и прославлять общего всем нам и возлюбившего всех Отца небесного ( Рим.15:6 ; ср. 1Ин.4:7–8 ). 5–11. Приглашая кротких вместе с собою к общему, единогласному прославлению Господа, псалмопевец желал бы, чтобы и они, подобно ему, удостоились милости и помощи Божией, и потону, двукратным указанием на примере собственного избавления по молитве к Господу (ст. 5 и 7) и вообще на подобные же примеры других верующих (ст. 6), убеждает их в своих нуждах прибегать к Господу с мольбами, ибо Он всегда милостив к обращающимся к Нему (ст. 9а), охраняет и избавляет их от бед (ст. 8), и наделяет всеми благами (ст. 10–11), если только они прибегают к Нему с должным упованием (ст. 96) и пребывая в страхе Божием (ст. 10). Взыскахъ Гда, и услыша м и всхъ скорбей моихъ избави м. 5. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. 5 . Вот я со всех сторон окружен был злобными врагами, искавшими моей погибели, и оставаясь один среди них в беззащитном положении, казалось, покинут был самим Богом; но «не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, а взыскал Господа» (св. Вас. В.) крепким упованием на Его помощь и усиленною ходьбой из глубины скорбной души моей (ср. Пс.9:11; 26:8 ), и Он услышал меня и, даровав спокойное до времени убежище в Адолламской пещере, тем самым от всех тогдашних опасностей (сл.-гр.-лат. скорбей) моих, и со стороны Саула, и со стороны филистимлян, избавил меня. Правда, с полученным избавлением, опасности и скорби еще не миновались для Давида, и он оставался еще в изгнании и терпел всякую нужду; но он не замечает никаких других скорбей от радости о полученном избавлении (ср. Ин.16:21 б), так как видит в нем залог избавления и от всех других бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Однако филистимляне чувствовали себя еще настолько сильными, что не нуждались в каких-нибудь побочных средствах для борьбы с Саулом. Царь шефский Анхус принял было Давида под свое покровительство. Но влиятельная филистимская аристократия рассуждала иначе. Она не скрывала своего озлобления перед царем, напоминая ему, что это тот самый Давид, которого прославляли за поражение десятков тысяч филистимлян. Положение Давида сделалось до того опасным, что ему – одинокому, окруженному врагами, ничего не осталось сделать, как принять на себя вид сумасшедшего, чтобы возбудить к себе то сострадание, смешанное со страхом, которое всегда люди испытывают при виде сумасшедших. Он превосходно разыграл свою роль: лишил свое лицо осмысленного выражения, чертил странные фигуры на воротах, прохаживался на четвереньках и пускал слюну себе на бороду. Сумасшедшие в древности считались одержимыми божеством и потому были неприкосновенны, замечает Гретц 116 . Не знаем, имели ли такой взгляд филистимляне, но верно то, что никакое несчастие не возбуждает такого глубокого сострадания, как сумасшествие. Человек не в состоянии мстить своему злейшему врагу, если последний сошел с ума. И какое удовлетворение дала бы месть субъекту, который ничего не понимает. Кроме того, вид сумасшедшего всегда производит невыносимо-тяжелое впечатление. Анхус потребовал, чтобы Давида убрали из земли филистимской, в которой, по его словам, было довольно и своих сумасшедших. Давид этого именно и желал. Он направился в пустынную часть Иудиных гор, по направлению от Гефа к Вифлеему и поселился в пещере Адолламской, которая, как и многие пещеры иудейские, представляла превосходные средства для защиты от преследования. Каким-то образом семья его отца узнала о его местопребывании. Она уже вероятно чувствовала над собой грозу и, спасаясь от мести Саула, переселилась в убежище Давида. Сюда же стали собираться все, кому жить в обществе стало невыносимо: должники, ограбленные своими кредиторами и не нашедшие суда над своими притеснителями, люди, не считавшие свою жизнь в безопасности, недовольные правлением Саула, злоупотреблениями его любимцев, словом – все «огорченные душею», как выражается летописец, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Давид из Номвы идет в маленькое царство Гефское 210 , к Филистимлянам, но чувствуя себя в опасности, вследствие воспоминаний, соединенных с победою его над Голиафом, он удаляется в пещеру Адолламскую 211 , куда к нему приходит семья его из Вифлеема (гл. XXII). Здесь мужчины родства его, и «все должники и огорченные душою и притесненные», собрались к нему, и «сделался он начальником над ними и было с ним около четырехсот человек». Здесь именно происходит то событие, которое описано позже при перечислении храбрых сподвижников Давида в 2 Ц. XXIII, 13 – 17 и 1Nap. XI, 15 – 19 и которое рисует Давида. Когда несколько воинов с опасностью жизни достали жаждущему Давиду немного воды, то он не стал пить ее и вылил ее во славу Господа, не желая воспользоваться ею, когда сподвижники его томились жаждою. Семью свою, т. е. отца и мать, Давид отвел вслед за тем в Моав, и поручив ее попечению царя Моавитского, – вероятно разделявшего веру в будущность Давида, – возвратился по настоянию пророка Гада (XXII, 2, 5,) к организованной около него маленькой армии. Этот отряд храбрых, – находившихся вне закона вооруженных людей, – под начальством Давида скрывается в лесу Херет, находящемся в пределах Иудеи, но где именно, невозможно утвердительно сказать 212 . Почти несомненно, что пророк Гад, имя которого упоминается здесь впервые (1 Ц. XXII, 5) был послан к Давиду Самуилом из пророческой школы в Раме, чтобы указать Давиду, что место его в Иудее, а не вдали от нее в бездействии, в Моаве 213 . В лесу, где скрывался маленький отряд Давида, получено было известие, что Филистимляне напали на поля г. Кеиля, принадлежавшего колену Иудину и лежавшего в ближней к морю полосе страны (Иис. Hab. XV, 44 ), близь границ Филистимских. Вопросив Господа, по всей вероятности через пророка Гада, Давид идет на помощь города, разбивает Филистимлян и сам занимает город. Сюда приходит к нему, бежавший от злодеев, посланных Саулом в Номву, Авиафар, сын первосвященника Ахимелеха, с эфодом первосвященника. Узнав об том, что Давид занял Кеиль, Саул собирает большое войско (ст. 8), чтобы осадить Давида; но этот последний, вопросив Господа, при посредстве Авиафара, вступившего наследственно в права первосвященника и облекшегося в священные одежды, сообщавшие пророческое ведения, оставляет Кеиль, – предупрежденный, что спасенные им сороттичи предадут его в руки Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1 Голиаф из Гефа, единоборец стана Филистимского, оскорбляет израилитян и хулит Бога Израилева; 12 Давид, навещавший братьев, слышит насмешки Голиафа; 28 он убеждает Саула позволить ему выйти против Голиафа; 41 Давид убивает Голиафа камнем из пращи и отрубает ему голову; 52 Израиль прогоняет Филистимлян. 1 Давид и Ионафан; 5 Зависть Саула; попытки убить Давида; 17 Мелхола, дочь Саула, отдана Давиду в жены. 1 Ионафан говорит доброе о Давиде и вынуждает у Саула клятву, что он не умертвит его; 8 но Саул снова пытается погубить Давида, а Мелхола помогает ему скрыться; 18 Давид спасся в Раме у Самуила и его сонма пророков; даже Саул «во пророках». 1 Давид и Ионафан заключили завет дружбы для себя и потомства своего навеки; 17 Саул упрекает Ионафана за его любовь к Давиду; 35 Ионафан извещает Давида об опасности для его жизни. 1 Священник Ахимелех помогает Давиду и его людям, отдав им хлебы предложения, а также меч Голиафа; 10 Давид бежит к царю Гефскому; спасается, притворившись безумным. 1 В пещере Адолламской 400 мужей Давидовых с другими беженцами присоединились к нему; 3 Давид укрывает своих родителей у царя Моавитского и уходит в землю Иудину; 6 Доик Идумеянин доносит Саулу о помощи священника Ахимелеха, оказанной Давиду, и по приказу Саула поражает Ахимелеха, весь его дом и Номву, город священников; 20 спасся один только Авиафар, сын Ахимелеха, убежавший к Давиду под его защиту. 1 Давид освобождает жителей Кеиля от Филистимлян, но Авиафар предостерегает его, что они предадут его Саулу; 15 Давид скрывается в пустыне Зиф, но Зифеи тоже донесли об этом Саулу; 24 Саул погнался за Давидом, который еле скрылся от него. 1 Давид сберегает жизнь Саула в пещере в пустыне Ен-Гадди, 8 и этим доказывает Саулу свою верность ему; 16 Саул смягчается и возвращается домой. 1 Навал отказывается дать Давиду и его людям хлеба и поносит его; 14 Авигея, жена Навала, привозит дары свои Давиду и отвращает его гнев; 36 после скоропостижной смерти Навала Авигея становится женою Давида; 43 он берет себе в жену также Ахиноаму, но теряет Мелхолу.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

55 человек хочет поглотить меня. Соответствующее древнееврейское выражение может быть переведено как «дышит мне в спину», «скрежещет на меня зубами» или «охотится на меня». Подобно хищным зверям, враги псалмопевца преследуют его, как свою добычу. 55 что сделает мне плоть? Уверенность псалмопевца в своей безопасности зиждется на вере в заступничество Господа. В сравнении же с Богом его враги, какими бы могучими они не казались, абсолютно бессильны. 55 извращают слова мои. Т.е. переиначивают слова псалмопевца, искажая их смысл так, чтобы выставить его в дурном свете. 55 низложи, Боже, народы. В данном псалме под врагами псалмопевца следует понимать враждебные Израилю соседние народы. То, что он говорит о врагах Израиля как о своих личных, неудивительно, поскольку израильские цари всегда так воспринимали тех, кто нес угрозу их народу. 55 положи слезы мои в сосуд у Тебя. Под «слезами» здесь подразумевается псалом, который в этот момент исполняет Давид. не в книге ли они Твоей? Этим иносказательным выражением псалмопевец призывает Господа внять его мольбам. 55 из этого я узнаю, что Бог за меня. Псалмопевец имеет в виду одно из заветных обещаний Господа, а именно побеждать врагов Израиля ( Втор. 28,7 ). 55 Тебе воздам хвалы. Псалмопевец обещает возблагодарить Господа после того, как Тот исполнит его просьбы. Благодарность эта должна выразиться в специальных жертвоприношениях и хвалебных песнях, подобных Пс. 33 (см. Пс. 21,23 и ком.). 55 Ты избавил душу мою от смерти. Т.е. спас псалмопевца от врагов, жаждавших умертвить его. Глава 56 Пс. 56 Этот псалом следует отнести к разряду плачей, в которых человек, преследуемый врагами, взывает о помощи к Богу. Завершается он в высшей степени выразительными словами о непоколебимом уповании псалмопевца на Господа. Концовка псалма текстуально весьма близка Пс. 107,3–7 . 56:1 Как видно из заглавия, этот псалом был создан Давидом еще до вступления на израильский престол, а точнее, в то время, когда он скрывался от преследований Саула в пещере. Некоторые толкователи связывают написание псалма с событиями, изложенными в 1 Цар., гл. 24, однако правильнее было бы полагать, что Давид создал его во время пребывания в Адолламской пещере ( 1Цар. 22,1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

надп. Пс.55 ). Чтобы освободиться от такого положения, он решился прибегнуть к хитрости и притворился сумасшедшим: лишил свое лице осмысленного выражения, чертил какие-то фигуры на воротах, прохаживался на четвереньках и пускал слюну себе в бороду. Вид сумасшедшего всегда производит тяжелое, отталкивающее впечатление, и Анхус, увидевши Давида в таком виде, потребовал немедленного удаления его из филистимской земли, в которой, как говорил он, довольно и своих сумасшедших. После того Давид был изгнан из филистимской земли и убежал в пещеру Адолламскую ( 1Цар.22:1 ) и тогда то, надобно полагать в благодарение Господу за успех своей малонадежной хитрости, и воспел рассматриваемый псалом. Правда, в истории изложенного события 1Цар.филистимский царь называется Анхусом (по евр. чт. Ахиш), между тем как в надпис. псалма говорится об Авимелехе; но возбуждаемое такою разностью имен сомнение в соответствии надписания истории устраняется тем, что Авимелех (по этимол. зн. с евр. отец царя, т. е. царь и вместе родоначальник царственной династии, или отец-царь) было общим именем или титулом филистимских царей, подобно тому, как все египетские цари носили имя Фараонов, а римские императоры именовались Кесарями и Августами, а потому, как при Аврааме ( Быт.20 ) и при Исааке ( Быт.26 ) разные филистимские цари называются Авимелехами, так и современный Давиду царь мог быть назван и называется в надписании этим же именем, тогда как при этом он носил и собственное имя Анхус, которым и называется в 1Цар.(св. Вас. В. в толк. на 1 ст. Пс. и Евф. Зигабен). Что же касается отношения самого псалма к указанному в надписании событию, то хотя содержание его и очень общего характера, но во всяком случае соответствует тогдашнему положению и состоянию души Давида и не заключает в себе ничего несообразного; если же в нем нет никаких ясных и определенных указаний на то событие, то это служит только к подтверждению достоверности надписания, ясно свидетельствуя, что означенный в нем исторический повод к написанию псалма не извлечен каким-либо древним толкователем из содержания псалма, а указан или самим писателем псалма, или близким к его времени собирателем псалмов на основании дошедшего до него исторического предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

22–23. Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения. Аз же Рех во изступленш моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал ecu глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. Исповедуя многое множество благости Божией (ст. 20), Давид благословляет Господа в особенности за то, что удиви Господь милость свою во граде ограждения, та – явил дивным образом свою милость Давиду, когда он находился в крепко огражденном городе, чего он не ожидал. Аз же, говорить Давид, рех во исступлении моем – при трудных обстоятельствах своего притворного умопомешательства думал, что я уже отвержен Тобою и больше не увижу ни храма Твоего, ни родной земли своей. Но вот, Ты услышал мою молитву и в стране изгнания и явил мне милость во граде ограждения. Спасшись от Саула бегством в филистимский город Геф, к царю Анхусу, Давид, однако, не мог здесь оставаться долго и опять бежал – в пещеру Адолламскую и отсюда – в Массифу Моавитскую. Вот в этом-то городе он и нашел, по-видимому, безопасное убежище не только для себя, но и для своей семьи – по крайней мере, на некоторое время, необходимое для избавления от Анхуса и Саула. Здесь-то и явил ему Господь свою особую милость: по воле Божией, сюда пришел к нему пророк Гад и сказал, чтобы он не оставался в этом убежище, а шел бы в землю Гудину. И пошел Давид ( 1Цар.22:1,3–5 ). 24–25. Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце Ваше, вси уповающии на Господа. За многое множество милостей Божьих, сам, исполненный любви к Богу, Давид убеждает и других любить Бога: «любите Господа, все праведные Его; яко истины взыскает Господь – непременно обнаруживает правду праведных, хотя бы все клеветали на них, презирали, позорили и гнали их, как Давида (ст. 12, 14, 16, 20 и др.); и воздает Господь излише творящим гордыню – с избытком наказывает поступающих несправедливо по гордости (ст. 19). – Так, за Давида наказал Господь гордого Саула, и наказал с избытком – не только его самого, но и весь царский дом его. – Зная все это по многократному опыту своей жизни, Давид тем с большим одушевлением убеждает других: «мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Когда, каким образом и откуда явились у него эти 600 человек? Историю этих 600 человек мы можем проследить шаг за шагом от самого начала ее по тем же книгам царств. Когда Давид, гонимый Саулом, пришел в пещеру Адолламскую, то «собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около 400 человек» ( 1Цар. 22:1–2 ). В скором времени во время борьбы Давида с Филистимлянами еще в царствовании Саула число преданных ему людей увеличилось до 600 (– 23:13). Когда Давид решился отомстить Навалу за оскорбление, то «пошли за Давидом около 400 человек, а 200 остались при обозе» (– 25:13). Опасаясь преследования со стороны Саула, Давид «и 600 мужей, бывших с ним», ищут убежища у Гефского царя Анхуса и поселяются в Гефе (– 27:2–3). Из Гефа они перешли в Секелаг (– 8). По смерти Саула Давид с своими людьми переселяется в Хеврон ( 2Цар. 2:3 ) и наконец в Иерусалим (– 5:6). Они остаются при нем во все его царствование в качестве самого преданного отряда под именем «храбрых» (гибборим). Их посылает Давид под начальством Иоава против Аммонитян (– 10:7). По смерти Авессалома при возмущении израильских колен во главе с Савеем против Давида, под начальством Авессы «Хелефеи и Фелефеи и все храбрые (гибборим) пошли из Иерусалима преследовать Савея» 20:7). Не ясно ли отсюда, что те 600 человек, которые сопровождали Давида при возмущении Авессалома вместе с Хелефеями и Фелефеями, были известные уже нам «притесненные и огорченные душою», ставшие потом войском храбрых – гибборим? Может ли быть речь об их филистимском происхождении? Очевидно следовательно, что в масоретском чтении 2Цар. 15:18 Гефяне явились по ошибке переписчика. Каково же было первоначальное чтение? Его дает нам перевод LXX. В переводе этом рассматриваемые нами слова переведены двояко. В первом переводе в соответствие еврейскому «все Гефяне до 600 человек» стоит: «все воинственные в числе 600 мужей» (πντες ο μαχητα ξακσιοι νδρες), в другом: «все Гефяне в числе 600 мужей» (πντες ο Γεθαοι ο ξακσιοι νδρες). Несомненно, второй перевод есть позднейшее исправление первого по поврежденному уже еврейскому тексту и значился первоначально на полях, а потом уже перенесен в текст переписчиком, не сверявшим перевод с подлинником и не подозревавшим здесь двоякого перевода. Итак, первоначальное чтение LXX было: ο μαχητα т.е. тоже, что евр. гибборим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Давид, ударяя своими опытными перстами по родным его сердцу струнам, извлекал из них тысячи разнообразнейших тонов, и они более и более находили отголоски в сердцах сотен других авторов, голоса которых возбуждены были под его вдохновляющим влиянием. Соломон, Езекия, Асаф, Еман и Ефан со всеми своими последователями, печальные певцы на реках Вавилонских, позднейшие из пророков, безвестные певцы, ободрявшие дух войска Маккавеев, – все они и каждый из них во главе с царем Давидом в различных тонах и формах выражали чувства благодарности, скорби, отчаяния, надежды, гнева, любви, милосердия, мщения, сомнения и веры, – каждый из них, выражая в своих песнях свои различный испытания – странничество, бегство, плен, изгнание, лишения, гонения, чувство, испытываемое то в спокойном созерцании природы, то в страшном возбуждении на боевом поле, в блеске величественных коронаций, в торжественности славных похорон, – во всех этих событиях и обстоятельствах они находили неистощимый материал для того богатства изумительно сладостной поэзии, какую Псалтирь представляет для человечества. Когда древние христианские мученики и все, кто только в последующая времена терпел бедствия, гонения и всевозможные несправедливости, находили особое утешение в псалмах, то это потому, что они буквально оказывались в одном положении с псалмопевцем израильским, когда он скрывался в пещере Адолламской, или находился в ущельях Енгеди, или за Иорданом, спасаясь от Саула или от Авессалома, от филистимлян или сириян. Когда Бурлей или Локк находили сочувственный отголосок своей собственной спокойной философии в псалмах Давида, то это потому, что они прислушивались к тем сладостным тонам, которые исходили из уст или очаровывали слух мудрого царя и глубокомысленного государственного деятеля израильского. Не раз обращало на себя внимание то обстоятельство, что чем старше становятся люди, тем более интереса приобретают для них псалмы, и сообразно с этим, почти с несомненностью можно сказать, что чем старше становится род человеческий, тем больше интереса будут иметь псалмы Давида и для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010