Изначально уготованный для вечного бытия (см. Прем.2:23–24 ), человек становится смертным. «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех» ( Сир.40:1 ). В христианской традиции особое внимание обращается на факт грехопадения прародителей. Адам создан по образу и подобию Божию, но олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, т.е. смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Новый Адам — Христос. «…Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» ( 1Кор.15:21–22 ). «…Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (15:45, 47–49). Адамова глава АДАМОВА ГОЛОВА: АДАМ; БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ Иносказательно — череп; эмблема, изображающая череп с двумя скрещенными под ним костями, предупреждает о смертельной опасности. Знак смертности, тленности человека. В иконографии череп и кости Адама нередко изображаются у основания Креста, на котором, «смертию смерть поправ», был распят Христос. По преданию Адам погребен именно на Голгофе. Адамово яблоко АДАМОВО ЯБЛОКО: АДАМ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД Образность выражения давно стерта, оно употребляется преимущественно в прямом значении, как синоним существительного «кадык». Восходит к сюжету о запретном плоде, который по наущению Евы съел Адам (см. Быт.2:16–17, 3:1–3, 11–12 ). Свидетельство поступка Адама — округло выступающее возвышение на мужском горле, вечно напоминающее о «вставшем поперек горла» запретном плоде (яблоке). Адамовы времена (веки) АДАМОВЫ ВРЕМЕНА (ВЕКИ): АДАМ; ОТ АДАМА; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; РАЙ Начальный период истории человечества; глубокая древность, незапамятные времена. История сотворения и жизни Адама (первого человека на земле) изложена в: Быт.2:7,15–25, 3, 4:1, 5:1–5 . Алчущие и жаждущие

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Быт. 30:7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. Быт. 30:8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим. Онкелос делает следующее переложение (таргум): «приял Бог моление моё, когда я молюсь в молитве моей, чтобы у меня был сын, так же, как у сестры моей» (м. Филарет). Борьбу (говорит он же) можно также разуметь в том, что Лия насильно взошла на ложе Иакова, а Рахиль насильно получила от него детей чрез усыновление. Вместо слов нашего текста «борьбою сильною боролась я» м. Филарет переводит «борьбою Божественною», так и Англ. Библия в прим., так и О. Герлах. Неффалим значит борьба моя. Быт. 30:9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней]. Быт. 30:10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына. Быт. 30:11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад. Вместо слова прибавилось м. Филарет переводит посчастливилось и Гад – счастие: так переводили LXX толковников, Онкелос, Фл. Иосиф и др. Хотя Английский текст Библии переводит вместо прибавилось – пришёл сонм, но в примечании комментаторы соглашаются, что настоящее значение этого слова и самого имени Гад – счастие. Перевод словом сонм основан на благословении Иакова ( Быт. 49:19 ), где он намекает на это значение. Но на востоке весьма обыкновенно – игра словами и их значением, даже с переменою некоторых букв. Быт. 30:12 И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову. Быт. 30:13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир. Ашер – блаженство (так и О. Герлах). Быт. 30:14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, По-еврейски дудаим – яблоки любви. Слово это всеми переводчиками передаётся названием растения мандрагора (Адамова голова), которое, по мнению древних (Aristot. de gener. anim. LII), способствовало плодородию женщин (м. Филарет). «Нет сомнения, – говорит Англ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

На улице присоединились к Нему два спутника, два разбойника, тоже приговоренные к распятию.     И , ПРИДЯ НА МЕСТО , НАЗЫВАЕМОЕ ГОЛГОФА ... Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофы? Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил Кровь Свою и умер, как человек, за всех нас, грешных сынов Адамовых? Святая Голгофа — это открытая дверь в Царство Небесное, в дом Отца Небесного, дверь, через которую первый вошел туда разбойник благоразумный, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. Вот почему святые евангелисты с особенной точностью указывают это место; так, святой Матфей говорит: ЧТО ЗНАЧИТ: ЛОБНОЕ МЕСТО , святой Марк: «что значит: Лобное место»  (Мк. 15:22); святой Иоанн: «Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»  (Ин. 19:17). Это был небольшой холм за Судными воротами к северо-западу от Иерусалима, где в то время обычно совершались страшные смертные казни преступников, черепа которых, может быть, и валялись тут же. Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что здесь, на Голгофе, было погребено тело праотца нашего, Адама. Вот почему под крестом Господним изображается глава Адамова: «Как в Адаме все умирают» , — говорит апостол Павел (1 Кор. 15:22) — «так во Христе все оживут» . Само слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, «вознесен был на древо там, где лежал больной», первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого человека. Как тела животных, кровь которых для очищения греха вносилась первосвященником во святилище, сжигались вне стана, так и Иисус, как говорит святой апостол Павел, чтобы освятить людей Своей Кровью, «пострадал вне врат»  (Евр. 13: И). Теперь это святейшее место не вне врат святого града: оно заключено в великом храме Воскресения, вместе с пещерой Гроба Господня. Склоняясь под этот престол, благочестивые поклонники со страхом и любовью припадают, чтобы облобызать край священной скалы, обагренной Кровью Спасителя, и сколько сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия креста Господня, в течение многих веков!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святой Златоуст благовествует: «Мученики страдали, и мы радуемся; они подвизались, и мы веселимся; их венец и слава – общие, или, лучше сказать, это слава всей Церкви. Ибо мученики суть наши органические части и члены. Увенчивается глава – и всё Тело Церкви радуется... Мы – ноги, а мученики – голова; но голова не может сказать ногам: Вы мне не нужны ( 1Кор.12:21 ). Прославлены члены, но сияние их славы не отчуждает их от союза с прочими частями тела: славны члены особенно тогда, когда не отвращаются они от связи с нами; так и глаз, хотя и светлее он всего остального тела, но в самой полной мере сохраняет свою славу, когда не отделяется от остального тела. Но что я говорю о мучениках? Ведь Сам Господь не устыдился быть нашей Главой; тем паче мученики не стыдятся быть нашими органичными членами, ибо в них укоренилась любовь, а любовь обыкновенно соединяет и связывает разделенное и не слишком разбирает достоинства. И как мученики сострадают нам в наших грехах, так и мы сорадуемся их подвигам. Это повелевает нам и святой Апостол, говоря: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими ( Рим.12:15 )». Богочеловеческие тайны Личности Спасителя суть в то же время и тайны Его Церкви. Особенно тайна смерти Спасителя. Святой Златоуст благовествует: «Когда Христос был вознесен на крест, пригвожден и умер, тогда один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и истекли кровь и вода ( Ин.19:34 ); и от этой крови и воды составилась вся Церковь . Сам Господь свидетельствует об этом, говоря: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Кровь Он называет духом. Мы рождаемся водою Крещения, а питаемся Кровью... Оттого-то, по слову святого Апостола, мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:30 )... И как во время сна Адамова была создана жена, так и во время смерти Христовой образовалась Церковь из ребра Его». Святой Златоуст богодухновенно благовествует: «Церковью называю я не только место, но и нравы; не стены храма, но законы Церкви. Когда ищешь в Церкви убежища, то ищи его не в стенах, а в расположении души, ибо Церковь – не стена и кровля, а – вера и жизнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

См. также об аде (преисподней): 1Цар. 2:6 ; 2Цар. 22:5–6 ; Иов.14:10–13, 11:7–8, 17:13–16, 21:13 ; Пс.48:15–16, 62:10, 87:4–7, 88:49 ; Песн.8:6 ; Иез.26:19–20, 31:14–18, 32:17–32 . Адам АДАМ: БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ВЕТХИЙ АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ПЛОТЬ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ; ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ ; РАЙ В русской речи имя Адам существует и как собственное и как нарицательное 1 , означая в последнем случае человека вообще, «человека во плоти, грешника, падкого на соблазн. “И ты адам и я адам; все мы адамы”» (Даль. Посл.). Вошло в следующие словосочетания: адамова голова, адамово яблоко, адамовы времена (веки), ветхий Адам (Новый Адам), в костюме Адама, от Адама, дети (сыны) Адама, прародитель Адам. Адам — букв.: земля, краснозем (от евр. dmh). В евр. тексте Б. часто употребляется в значении «человек». Как собственное имя первого человека появляется в Быт.4:1, 25 . Книга Бытия открывается рассказом о сотворении мира (Шестоднев); в шестой день творения был создан человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26–28 ). Другое повествование книги Бытия излагает события несколько иначе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Рай (сад) в Эдеме стал местом, где надлежало жить человеку, возделывая и храня сад Господень и питаясь его плодами. Лишь «от дерева познания добра и зла» заповедано было ему не есть плодов во избежание смерти. Все животные земли и все птицы небесные получили от человека имена, соответственные своей сути. Помощником человеку стала жена, сотворенная из его ребра. Прародителям человечества даровано блаженное существование. Но человек, не устояв перед змеем-искусителем, срывает запретный плод, попирая тем самым заповедь Господню и давая возможность злу поселиться в своем уме и сердце. Отягощенный грехом человек изгоняется из рая: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:23 ). Господь определяет дальнейшую судьбу Адама и его потомков: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Быт.17–18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Головни начали расти, и выросло из них прекрасное дерево. Часть райского древа, унесенная потопом, остановилась при одной морской реке; когда Моисей, странствуя с евреями в пустыне, нигде не находил другой воды, кроме горькой, ангел указал ему на это древо. Моисей посадил его в реке крестообразно, и вода усладилась от дерева, которое само разрослось в прекрасное дерево. Когда Соломон строил храм в Иерусалиме, эти три дерева были привезены в Иерусалим. Древо, выросшее из головы Адамовой, было вырвано и привезено с корнем, в котором находилась голова Адамова. Сначала её не заметили в корне, который отрубили от дерева и оставили без внимания; но однажды, во время охоты Соломона, один из его отроков, отстав от свиты, попал в пещеру и заметил, что она состоит не из камня, а из кости. Соломон приказал очистить кость от земли и кореньев и узнал, что это голова Адамова. Её принесли в Иерусалим. Соломон приказал засыпать её камнями, из коих образовалась Голгофа. Когда иудеи предали Иисуса Христа на распятие с двумя разбойниками, Пилат велел сделать три креста из тех трех дерев. Крест Спасителя был водружен в том месте, где находилась голова Адамова; во время распятия Спасителя, кровью из ран его и водою из прободенного ребра крестился Адам (т. е. голова его, находившаяся под крестом) и освободился от клятвы». В этом сказании о древе крестном замечательны преимущественно две подробности. Первая подробность о Сатанаиле, который в то время, как Бог насаждал рай, также бросал свои семена, из коих, между прочим, выросло и древо познания добра и зла, указывает на то, что сказание составилось в Болгарии, под влиянием ереси богомилов, которые, подобно древним манихеям, в творении мира допускали два начала – доброе и злое. Мы увидим, что в индексе ложных книг оно и приписывается болгарскому попу, Иеремии. Другая подробность или рассказ о трех головнях Лота в славянских рукописях встречается и отдельно от целого сказания о древе крестном и приписывается Севериану, епископу Гавальскому († 415 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В христианском искусстве этот символ создавался не с целью угрожать или пугать кого-то, он символизирует освобождение человечества  от смерти и Спасение. На одеянии схимника изображение «Адамовои головы» воспринимается иначе, нежели на военнои форме или стилизованнои под военную. В военном деле большии упор в использовании данного символа делается на устрашение, он как бы символизирует угрозу смерти от рук противника. Такое понимание противоречит изначальному христианскому смыслу данного изображения. Вы же не будете каждому встречному в деталях объяснять историю происхождения выбраннои Вами символики. Есть символы, использование которых военными преступниками навсегда изменило отношение к ним. Например, фашистская свастика. Не фашисты придумали ее, она более древняя, фашисты ее позаимствовали. Но теперь свастика у многих ассоциируется именно с фашизмом и теми бедами, которые он принес. У нас в стране свастика вообще запрещена. И никто не оправдывает ее использование лишь потому, что она изначально имела инои смысл. Главным христианским символом во все времена является крест. Он символ победы Жизни нам смертью. православные люди не боятся смерти, не боятся положить свою голову за Веру, Царя и Отечество Не стоит идеализировать, далеко не все православные христиане не боятся смерти. За веру, царя и отечество голову клали в последний раз, вероятно, в Гражданскую войну. Царя давно нет, а веры в отечестве стало куда меньше, чем при царе. К тому же христианство никак не привязано к земному отечеству. Обратим внимание, что в христианстве Адамова глава используется в символике Креста, а не сама по себе. Сам по себе этот символ в настоящее время больше связан с электрическими шкафами. Предание сохранило рассказ, согласно которому Богочеловек Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду ( подробнее ).

http://azbyka.ru/vopros/dopustimo-li-isp...

–  Слышу, — сказал Дугаев. Его удивила эта цифра. Работа была так тяжела, так мало камня подцеплялось лопатой, так тяжело было кайлить. Цифра — двадцать пять процентов нормы — показалась Дугаеву очень большой. Ныли икры, от упора на тачку нестерпимо болели руки, плечи, голова. Чувство голода давно покинуло его. Дугаев ел потому, что видел, как едят другие, что–то подсказывало ему: надо есть. Но он не хотел есть. –  Ну, что же, — сказал смотритель, уходя. — Желаю здравствовать. Вечером Дугаева вызвали к следователю. Он ответил на четыре вопроса: имя, фамилия, статья, срок. Четыре вопроса, которые по тридцать раз в день задают арестанту. Потом Дугаев пошел спать. На следующий день он опять работал с бригадой, с Барановым, а в ночь на послезавтра его повели солдаты за конбазу и повели по лесной тропке к лесу, к месту, где, почти перегораживая небольшое ущелье, стоял высокий забор с колючей проволокой, натянутой поверху, и откуда по ночам доносилось отдаленное стрекотанье тракторов. И, поняв, в чем дело, Дугаев пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день. Не позже 1955 г. ОЛЬГА АДАМОВА–СЛИОЗБЕРГ Из книги «Путь» В 1935 году я взяла к детям няню. Это была работящая чистоплотная женщина тридцати лет, очень замкнутая. У меня не было привычки внимательно присматриваться к внутренней жизни домработницы. Общее впечатление было, что она туповата, равнодушна, с детьми не очень ласкова, скупа и прижимиста, но исполнительна и честна. Мы прожили с Марусей бок о бок целый год, были друг другом довольны, и я ничего не знала о ее жизни. Однажды, во время обеда, Марусе подали письмо. Прочитав его, она изменилась в лице, легла на свою постель и сказала, что у нее очень болит голова. Я почувствовала, что у Маруси случилось горе. Отправив детей гулять и оставшись с Марусей наедине, я стала расспрашивать ее. Сначала Маруся не отвечала и лежала лицом к стене, а потом села на кровати и хриплым злым голосом закричала: – Знать хотите, что со мной?! Извольте, только не прогневайтесь. Вот вы говорите, жить у нас хорошо стало. А я вот жила с мужем не хуже вашего, детей у меня было трое, получше ваших. Своим горбом дом наживала, скотину выхаживала, ночи не спала. Муж на все руки был: валенки валял, шубы шил. Дом был полная чаша. Работницу держали, так ведь это не зазорно было, не запрещено! Вот вы же держите работницу, ну и я держала в доме старуху, матери в помощь, а в поле сама спину гнула. Только в тридцатом году зимой поехала я в Москву к сестре, а в это время наших начисто раскулачили, мужа — в лагеря, мать с детьми — в Сибирь. Мать мне письмо прислала — притулись как–нибудь в Москве, может, поможешь чем, а здесь хозяйства никакого, заработать негде, с ребятами в землянке мучаюсь. Ну, я с тех пор по домработницам хожу, что заработаю — всё им посылаю, а вот пишут — умерли мои дети…

http://predanie.ru/book/132175-est-vsyud...

Мельник слушал князя и боялся. Он опасался его буйного нрава, опасался за жизнь свою. – Что ж ты молчишь, старик? али нет у тебя зелья, али нет корня какого приворотить ее? Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же, колдун! – Батюшка, князь Афанасий Иванович, как тебе сказать? Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе, под Киевом, растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться! Вяземский горько усмехнулся. – Меня уж и так боятся, – сказал он, – не надо мне плакуна твоего. Называй другие травы. – Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь. – А боле нет других? – Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего скакуна удерет. – А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся. – Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит Бог, не знаю! – А такой, чтобы свою любовь перемочь, не знаешь? – И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава; когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски! – Пропадай ты с своими травами! – сказал гневно Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника. Мельник опустил глаза и молчал. – Старик! – вскричал вдруг Вяземский, хватая его за ворот. – Подавай мне ее! Слышишь? Подавай ее, подавай ее, леший! Сейчас подавай! И он тряс мельника за ворот обеими руками. Мельник подумал, что настал последний час его. Вдруг Вяземский выпустил старика и повалился ему в ноги.

http://azbyka.ru/fiction/knjaz-serebrjan...

Впрочем, существуют некоторые показания скопцов, которые говорят нечто иное. Так, по единогласному показанию всех скопцов псковской губернии опочекского уезда, они, пред совершением операции оскопления, по приказанию своего учителя и оскопителя прапорщика Федорова, постились в продолжении двух дней; на третий день они приходили в дом их соблазнителя; здесь предварительно зажигались две восковые свечи пред образом Спасителя и потом следовало чтение каких-то молитв, сопровождавшееся колено преклоненным молением; вслед за этим Федоров завязывал глаза оскопляющемуся и приказывал ему произнести трижды слова „Христос воскресе“! В момент произнесения этих слов обыкновенно совершалась операция оскопления. По показанию скопца Егорова, оскопление над ним совершено было в торжественном собрании многих скопцов; во время операции ему велено было креститься обеими руками, между тем как прочие скопцы в это время кружились и пели песни 908 . По словам скопца Лебедева, ему велено было во время операции произносить слова „Христос воскресе“ 909 ! При этом, по показанию некоторых, операторы, по совершении оскопления, нередко обращались к оскопленным с такими словами: „смотри, вот Адамова голова!“ 910 или еще: „вот, смотри на сокрушенного змия“ 911 ! Наконец, как утверждали скопцы, существовали особые приспособления в скопческих комнатах для совершения операции оскопления. Так, по показанию скопца Салтыкова, в молельной московского скопца купца Колесникова существовала особая печь, в которой раскаляли нож, служивший орудием для совершения операции; в ней же сожигали трупы тех лиц, которые умирали от истечения крови или по какой либо другой причине 912 . Не отрицая совершенно всех показаний скопцов об обрядах, сопровождающих совершение оскоплений, необходимо, однако, заметить, что подобное, действительно, могло быть в тех случаях и в то время, когда положение скопческого общества было безопасное и спокойное; общее же явление то, что оскопление совершается без всяких обрядов, не обуславливаясь определенным временем и местом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010