1 . высота, 2 . глубина и 3 . широта. Здесь виден крест не более как четырёхконечный. Может быть, кто-нибудь из ваших скажет, что истинный образ креста Христова должен быть один. Отвечаю: это правда. Скажет: как же вы почитаете и восьмиконечный крест, и четырёхконечный? Отвечаю: именно потому, что это один крест. Как икона Христова, полная ли она, представляющая весь образ тела Господня от главы до ног, или сокращённая, например, поясная, либо представляющая только существенную часть образа, лицо, как, например, на образе нерукотворном, всегда есть одна икона единого Христа, и равно почитается; так и крест Христов, полный ли он или сокращённый, каков есть четырёхконечный и равноконечный, всегда есть один крест единого Христа, и равно почитается в православной Церкви. Могут ещё сказать, если крест восьмиконечный и четырёхконечный есть один истинный крест Христов, то почему же на просфорах употребляется предпочтительно четырёхконечный? Отвечаю: так это делается издревле не потому, якобы сей крест уважаем был более, а восьмиконечный менее, но по особенной удобности и приличию, подобно как и в крестном знамении молитвенном и благословляющем, и в крестообразном каждении. Известно, что средина просфоры, которая вынимается для таинства Евхаристии, и называется Агнцем, по чину Священнодействия, жрется, или проще сказать, разрезается крестообразно; полагаемый наверху крест четырёхконечный и равноконечный точно соответствует сему рассечению Агнца и указывает Священнодействующему, где надлежит сделать это рассечение. Крест восьмиконечный не предоставляет этого удобства. Печать на просфорах, которая вошла было в употребление около времён Стоглавого собора, особенно неприличное имеет в себе то, что на ней изображается, между прочим, голова Адамова. Это могло быть прилично разве только для одной просфоры, приносимой за усопших, но для просфоры, из которой вынимается Агнец, очень неприлично. Весь агнец есть един Христос; хлеб, называемый агнцем в Божественной Литургии, весь всецело прелагается в тело Христово; к чему же тут глава Адамова, которая в тело Христово не прелагается? Агнец Христов есть жертва за всех нас; Адам же не есть жертва, но один из тех, за которых жертва Христова на кресте принесена, и на алтаре приносится.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам – в дух животворящ. ( 1Кор. 15:45 ) Кому из христиан неизвестно, как изображается крест, и на нем Христос распятый? Но все ли мы обращали внимание на то, что в православной церкви есть обыкновение изображать под крестом, или на подножии его, череп головы человеческой? Что обычай этот правильный, в том не может быть сомнения: ибо церковь наша потому и православная, что ложного ничего не приняла. Но на чем он основывается, и какое имеет значение, – это разъяснить не излишне теперь, когда сама церковь живописует пред нами кончину Спасителя и обстоятельства, к ней относившиеся. Череп, который изображается внизу под распятою плотию Спасителя, есть голова Адамова. Существует предание, что тело первого человека погребено было на том месте, где возвышается гора Голгофа, от чего она имеет сие название, еже есть сказаемо, лобное место ( Мк. 15:22 ). Ибо, как гласит предание, ко времени страдания Христова, от тела Адамова оставалась только твердая, лобная часть, и ту землю, под которой она лежала, омочила кровь Спасителя нашего. Такие мысли мы находим не у второстепенных только писателей церковных, но и у великих отцов и вселенских учителей. Предание о главе Адама святой Василий Великий излагает так: «Есть сказание, сохранившееся в церкви по неписанной памяти, будто Иудея первым обитателем имела Адама, который по изгнании из рая поселен был в сей стране, для утешения в своих потерях. Потому она первая приняла и мертвого человека, когда над Адамом исполнилось осуждение. Жившим тогда показалось новым это зрелище – головная кость, на которой распалась плоть; и они, положив череп на том месте, назвали его лобным местом. Вероятно же и Ною не был неизвестен гроб началовождя всех человеков, и потому после потопа предан был им этот слух. Почему Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом лобном месте, чтобы там же, где тление людей получило начало, началась жизнь царствия, и чтобы смерть, как стала сильною в Адаме, так и обессилела в смерти Христовой» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

А когда Христос Бог наш благоволил пострадать, то на этом древе был распят иудеями». 242 Изложенные сказания о главе Адамовой и о крестном древе ходили на востоке и в устных преданиях. В XII в. наш игумен Даниил слышал в Иерусалиме предание о главе Адамовой и внес его в свое путешествие. «И ту, говорит он, описывая место распятия Спасителя, был водружен крест Христов. Исподи же под тем камнем лежит глава Адама перваго. В распятие Господне, егда на кресте Господь наш Иисус Христос предасть Дух свой, тогда раздрася церковная катапетазма, и камении распадеся, тогда же той камень проседеся над главою Адамовою, и тою разселиною сниде и вода из ребр Иисус Христовых на главу Адамлю, и омы грехи рода человеча. Есть бо разселина та на камени том знать и до сего дня». 243 Наконец эти предания вошли, в церковную живопись и народную поэзию. В миниатюре одной Палеи XV в, изображено, как Адам, в немощи лежа на одре, посылает Сифа ко вратам рая, за ветвью райского древа. 244 В одном иконописном подлиннике, при описании изображения символа веры в лицах, при словах: Распятого за ны, сказано: «Распятие Господне. А по сторонам снятие со креста и положение во гроб. Внизу же у креста город, а под крестом Адамова голова». 245 В известном Стихе о Голубиной книге говорится, что Голубиная книга упала с неба: «Но стороны святаго града Иерусалима. У дуба Маврийскаго, У чудного креста Леванитова (Ливанитова), У святой главы Адамовой, На тую гору Фаворскую (т. е. Голгофскую)». 246 При перечислении первых и главных предметов в мире в этом Стихе сказано: «А глава главам мать – глава Адамова: Потому что когда жиды Христа Распивали на лобном месте, То крест поставили на святой главы(е) Адамовой. А древо древам мати Кипарис, Певга и Кидр, Потому что, когда делали церковь Святая Святых, И на тяблы то древо не годилось, И лежало в паперти церковной, То оно и пригодилось самому Христу, На крест и распятие». 247 В другой редакции Стиха: «Кипарис древо всем древам мати. Почему то древо всем древам мати? На тем древе на кипарисе Объявился нам животворящий крест, На тем на кресте на животворящем

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

женами, виден ясный след нового художественного веяния. В Афонолаврском соборе ангел принимает кровь из ребра Иисуса Христа в чашу. В Хиландарском соборе (сев. стор.) человек в короне, поддерживаемый ангелом, принимает кровь; это олицетворение Церкви; по другую сторону ангел удаляет от креста женщину-синагогу. В Иверском соборе ангел принимает кровь в золотой потир; титло «I.  Ν. R. I.»; над ним ангелы, закрывающие лица; под крестом – Адамова глава, обагренная кровью. Душу благоразумного разбойника принимает ангел, злонравного – черный демон. По сторонам креста две группы предстоящих и воины с копьями и знаменами. Внизу мертвые поднимаются из гробов. В перспективе – город. Последние две черты находятся и в зографском распятии, в котором сверх того: на голове Иисуса Христа терновый венок, едва заметный; из ребра вытекают красная кровь и белая вода; св. жены поддерживают изнемогающую Богоматерь; толпа воинов и народа 2143 . В ряду русских стенописей XVI-XVIII вв. назовем распятия в ярославском Спасопреображенском монастыре; в ростовской церкви Спаса на Сенях и в ярославских церквах Николонадеинской, Феодоровской (с терновым венком) и Димитрия Солунского. Иконы. Распятие на каппониановой иконе в Ватикане заключает в себе признаки новшеств: тело Иисуса Христа изогнуто; опущенная низко голова и вообще вся фигура Иисуса Христа выражают изнеможение. На иконе страстей Иисуса Христа XVII в. в псковской Единоверческой церкви под крестом – Адамова глава; Логин, имя которого означено в надписи, имеет нимб; то же и на иконе в иконостасе московского Успенского собора (в ряду праздников). На иконе киевского музея 91) 2144 XVII в. любопытны изображения разбойников: благоразумный разбойник с любовью смотрит на Иисуса Христа; голова его украшена нимбом, злонравный обращается к Иисусу Христу с насмешкой. На доске надпись: «IC. XC.»; выше – Нерукотворенный образ, поддерживаемый двумя ангелами; еще выше звездное небо, в котором восседит на престоле Господь Саваоф. В числе предстоящих находится сотник и за ним толпа воинов; внизу – разделение одежд Иисуса Христа; изменения в природе обозначены темным цветом солнца («солнце померкло») и красным цветом луны («луна в кровь преложися» 2145 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Павла. «Вся Церковь есть единое тело» (Беседа на прор. Исайю. 9:20:6:120). Это тело имеет своею главою Христа, Который находится с нею в таком же теснейшем, неразрывном единении, как тело с головою: « Церковь есть тело Христово. Как тело и голова составляют одного человека, так и Церковь и Христос едино суть» (Беседа на перв. посл. к Кор. 30:1:10:297). «Господь возвёл Церковь на высоту великую и посадил её на том же престоле, потому что где глава, там и тело; нет никакого перерыва между главою и телом, и если бы (связь между ними) прервалась, то не было бы ни тела, ни главы» (Беседа на посл. к Ефес. 3:2:11:26 ). Близость и родство Церкви Христу святой Иоанн Златоустый уподобляет тесному союзу жены с мужем по самому происхождению: «Как Ева произошла из ребра Адамова, так и мы из ребра Христова... Церковь произошла от ребра Христова... Когда Христос был вознесён на крест, пригвождён и умер, тогда «пришедше один от воин ребро Ему прободе, и изыде кровь и вода» ( Ин 19:34 ), и из этой крови и воды составилась вся Церковь... Как во время сна Адамова создана была жена, так и во время смерти Христовой образовалась Церковь из ребра Его» (Похв. Максиму, 3:3:227–228). Христос действительная глава церкви, а не начальник. Отношения взаимной близости и родства их ясно выражаются в том, что Церковь восполняет Христа, причём для Него не нужна не только Церковь вообще, но все члены ее. «Чтобы ты, услышав слово «главу», не принял его в значение только власти, но в смысле собственном, не счёл Его только начальником, а видел в Нём как бы телесную (действительную главу, (апостол) прибавляет: «исполнение исполняющего всяческого во всех». Он считает как бы недостаточным (название главы для того), чтобы показать родство и близость (Церкви ко Христу) и что говорить? Церковь есть исполнение Христа, точно так же, как главу дополняет тело и тело дополняется главою... Видишь, как (апостол) представляет, что (для Христа, как главы) нужны все вообще члены, потому что, если бы многие из нас не были – один рукой, другой – ногой, иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

ХСЪ. ЦРЬ СЛВЫ». По сторонам креста Богоматерь (« МФ. МАРИА») и Иоанн Богослов (« ОАГ. ИН.»); под крестом Адамова глава. В мозаиках и фресках ΧΙ ΧΙII вв. В мозаиках Св. Марка венецианского 2139 сцена распятия довольно живая и полная: крест семиконечный; Иисус Христос мертвый, тело Его несколько обвисло, возле головы Его шесть парящих ангелов; два воина: один прободает ребро, другой подносит губку. На левой стороне группа из пяти лиц с Богоматерью во главе, простирающей руку к Распятому; на правой – скорбящий Иоанн Богослов; сотник со щитом, в страхе простирающий руку к Иисусу Христу, и народ. 162. Оклад Евангелия Симеона Гордого. В мозаиках Дафни 2140 : ноги Иисуса Христа покоятся на подножии креста; голова склонена налево; глаза, по-видимому, открыты; из ребра струится кровь; вверху сохранилась часть изображения ангела. Предстоящие: Богоматерь, в синей отороченной золотом пенуле, обращает взоры к Распятому; правая рука ее простерта, в левой – платок для отирания слез; Иоанн Богослов в синей тунике и сером иматии, со скорбным выражением в лице. Изображение это находится на северо-восточном столбе. Г. Лампакис, описывая его, упоминает об Адамовой главе под крестом, но при обозрении памятника в 1888 г. мы не заметили ее. В Монреале 2141 сцена разделена на две части: приготовление к распятию и само распятие; в первой виден восьмиконечный крест на Голгофе; воин укрепляет его; направо стоят воины; налево Иисус Христос со связанными руками; во второй – Иисус Христос распят на кресте, укрепленном на Голгофе по византийскому обычаю посредством трех клиньев; в Голгофе – Адамова глава; из ребра Иисуса Христа течет кровь; предстоящие: три св. жены, Иоанн Богослов и сотник – все в нимбах; на кресте надпись: «I. Ν. R. I.»; вверху два ангела. На мозаической иконе Афоноватопедского монастыря: Иисус Христос с закрытыми глазами: двое предстоящих, вверху два ангела, внизу Голгофа и Адамова глава со следами крови, на заднем плане городская стена. Прекрасная оживленная сцена распятия во фресках Киево-Софийского собора 2142 ; идея сюжета выражена ясно и определенно; каждое лицо имеет свой индивидуальный характер, в то же время все они являются неразрывными членами одного целого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

На этой переходной ступени своего развития народный обряд получает смешанный характер: с одной стороны, он удерживает черты своего примитивного типа, но, с другой, принимает в себя многие подробности и элементы церковной практики. За примерами такого взаимодействия ходить не далеко, и довольно обратить внимание на факты, отмечаемые в наших этнографических сборниках. В некоторых местах Малороссии 15-го января до недавнего сравнительно времени справляли праздник «оддания». Одданием, как объяснялось это слово в Трудах Этнографической экспедиции, в юго-западной России называется волшебство, посредством которого колдун может сделать, что у человека заведутся во внутренности ящерицы и гады 306 . Что за странное объяснение, и как оно сложилось? Вероятно, так. Это поверье и самое название основываются на том, что 14 января в уставе полагается отдание праздника Богоявления, а так как с крещением Спасители, по церковному представлению, соединилось потребление гнездящихся в воде змеев и драконов, то очень вероятно, с днем, когда этот праздник прекращается, с отданием, связалось поверье, что эти гады и змеи опять приобретают силу. Это церковное представление оказало влияние и на самую иконографию, вызвав на миниа- —210— тюрах крещения Христова фигуры драконов и чудовищ под водою. В лицевой псалтири Троицкой Лавры Симона Азарьина, 1634 года, замечательна в этом отношении иллюстрация слов псалма: ты стерл ecu главы змием в воде, ты сокрушил ecu главу змиеву ( Пс.73:18 ). Относящаяся сюда миниатюра представляет Крещение Христово в следующем виде. На вершине горы крест с копием, губкою и другими аксессуарами распятия, под ними голова Адамова: слева выдается из облака погрудное изображение Бога Отца: из уст его длинный луч света падает на Христа; внизу под водою представлены схематически два змия с разинутою пастью и высунутыми остроконечными языками, между ними голова беса: по сторонам два ангела пронзают его копьями (л. 96). Эта иконографическая подробность и ее объяснение имеют в свою очередь основание в словах молитвы при крещении: «Ты Иорданские струи освятит еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рис. 18. Напрестольный крест 1641 г. епископа Серапиона Суздальского Голова у Христа с сиянием вокруг из бирюзы держится прямо, а не склонена к правому плечу, как на крестах XVII в.; руки распростёрты на кресте прямо, а тело не обвисло, как на крестах конца XVII и XVIII в. По краям среднего перекрестья изображены Богоматерь и Иоанн Богослов в обычных скорбных позах; Иоанн Богослов приложил к лицу правую руку, Богоматерь – левую. У подножия в круглом медальоне из орнаментных трав – голова Адамова. Вверху Господа Саваофа нет – и в верхнем перекрестьи вычеканен шестикрылатый херувим, два летящих ангела и надписи: херувимъ «Црь Слвы» «Мр у» «Иоа». Кругом распятия, подножие и рукоять украшены выпуклым вычеканенным травным орнаментом, повторяющим обычный в русском орнаменте трилистник. По краям креста, кончая подножкой, идёт обнизь из хорошего жемчуга средней величины. Обнизь эта шла, вероятно, кругом всего креста, но зерна на краях рукояти высыпались из лунок. Рис. 19. Обратная сторона креста архиепископа Серапиона 1641 года. Обратная сторона украшена травным орнаментом, вырезанным вглубь, и изображениями: вверху херувима, по бокам среднего перекрестья Феодора и Иоанна Суздальских чудотворцев и в средине пр. Евфросинии Суздальской и Англа Гдн. На задней же стороне вырезана вглубь надпись вязью: «Лета зрм году сиі кртъ сделан бысть повелением смиренного Серапиона архіепипа суздальского и торуского мца ноября ка днь». Упоминаемый в надписи владыка Серапион был архиепископом Суздальским из игуменов Ярославского Толгского монастыря с 1634 по 1652 год – это был один из лучших деятельных Суздальских архиереев; по смерти патриарха Иоасафа I даже был в числе кандидатов на патриарший престол. Он много заботился о благолепии Суздальских храмов и украсил стенным писанием Суздальский Богородицкий собор. Следующий по древности крест относится к 1785 году, он также серебряный позолоченный и вверху на белой финифти красками изображены Бог Саваоф, Распятие, Богоматерь, Иоанн Богослов, писанные на финифти. Это типичный крест конца XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Вторым символом, который помещался обыкновенно или под ногами Распятого, или при подножии креста, служит мертвая голова, иногда одна, иногда с двумя на крест сложенными костями. Такой символ видим мы на кресте, изображенном на медной крещальне в Вюрцбурге, относящейся к 1279 году, – ноги Спасителя стоят на мертвом человеческом черепе. Мертвый череп, помещаемый под ногами Спасителя, или у подножия креста, служит символом черепа Адамова. А отношение между Адамом и Христом известно. В Адаме все мы умираем, а во Христе живем ( 1Кор. 15, 21 п. 22). В этом смысле Христос называется новым Адамом. Существует древнее, приводимое многими отцами и учителями церкви ( Оригеном , Киприаном, Тертуллианом , Афанасием, Иеронимом, Епифанием, Василием Великим ) предание, что Адам был погребен на Голгофе на том самом месте, на котором стоял крест Христов, так что вследствие погребения там останков этого праотца и самое место названо было лобным. На некоторых изображениях распятия Адам представляется с руками, простертыми для восприятия каплющей из язв крови Христовой. На других изображениях распятия умирающий Спаситель бросает свой последний взгляд на мертвый череп Адама. Иногда мертвая голова под ногами Распятого изображается с яблоком во рту, иногда с обвившимся вокруг змеем – эго символ грехопадения и дарованного крестною смертию Христа искупления. Та же мысль выражается часто встречающимся изображением одного змия с яблоком во рту, извивающегося у подножия креста. Такого рода изображения видим мы на готическом распятии в Мариинской церкви в Аахене, на прекрасном, так называемом, кресте Матильды (устроенном аббатиссою Матильдою, внучкою Оттона Великого, в своем монастыре), на алтарном кресте, принадлежащем церкви св. Леонарда во Франкфурте на Майне. V. Венец Хотя весьма вероятно, что Спаситель во время Своих крестных страданий имел на голове Своей терновый венец, но на всех древних распятиях мы находим Его без этого венца. Дело в том, что все изображения распятого Спасителя на западе до XIII века старались выразить ту истину, что Христос, как Владыка жизни, принес Себя в жертву, потому что Сам того восхотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

6. Алтарь кафоликона расписан мозаикою: Св. Воскресение и кругом написано: с нами Бог . Тут и престол патриарха и пол его из мозаичных плит. Есть и четыре толстых пиластра храма, т.е. высокого купола. Купол имеет внутри 50 малых колонн и наверху Кувуклий, поддерживаемый 4 колоннами. 7. Направо от главного храма (кафоликона) Голгофа. Туда входишь по 15 ступеням. Там Господь наш Иисус Христос был распят безбожными Евреями за грехи наши, когда померкло солнце и разодралась завеса храма. Там разбойник сказал: Помяни мя, Господи, во царствии Твоем и уверовав вошел в рай 2405 . Храм великолепен и расписан мозаикою: жертвоприношение Авраама и Пророки. То место, где безбожные Евреи поставили честной крест, изукрашено мрамором. Направо от отверстия на разстоянии меньше сажени разселина скалы сверху до низу до главы Адамовой; ибо когда Христос был на кресте воин копьем пронзил Ему ребро и тотчас же истекла кровь и вода, потекла вниз на голову Адамову и окрестила ее. Оттуда исходит очень приятное благоухание. Над теми отверстиями висят 14 лампад. Там есть и другие лампады и паникадила. Пол мозаичный. Храм имеет два алтаря, первый в том месте, где распят был Христос; он принадлежит Грузинам, православным христианам. Есть и дерево на верху на Св. Голгофе, где был привязан овен, когда Авраам совершал жертвоприношение Исаака. Это плодовитая маслина и, как говорят, она стоит до сих пор. 8. Под Голгофою, где голова Адамова, очень красивый храм, украшенный лампадами и другими предметами. Там гробница Мельхиседека. 9. Перед этим место, где был обвит Христос пеленами, по снятии со Креста, украшенное белыми и порфировыми мраморными плитами. Там висят 8 лампад. 10. Налево от главного храма (кафоликона) темница Христова. Перед темницею висят четыре лампады. 11. На запад столб, к которому привязали Христа и били его. Там церковь еретиков латинян. 12. За алтарем главного храма место, где разделили ризы Христовы, как говорит пророк: и об одежде Моей меташа жребий 2406 . 13. Оттуда на восток 30 ступеней и там храм с куполом, он имеет 4 колонны и вода течет зиму и лето. Там и престол Св. Иакова, брата Господня. Отсюда Св. Елена смотрела на народ, когда рыли землю, чтобы найти крест. Там в стене мраморное окно и оттуда слышен большой шум и рычание и говорят, что это ад. Из храма ведут вниз 12 ступеней. Там место, где обретен крест. Там и пещера и алтарь и престол. Висят 6 лампад. Здесь и млеко Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010