11 . Крест в 1 арш. 5 верш., весь одетый в серебро. На нем: «Оковавшего сей крест Зарамского настоятеля Габриеля Хурцидзе да помянет Бог». 12 . (Образ или вернее, тябло большой иконы см. 9) Преображения в золотом окладе с рельефным изображением Спаса. (Длина образа 1½, верш. И шир. 6). На обороте его: «Троице совершенная, могущественный Боже и образ преображения, помилуй грешного канделака Иесе и защити его добре в сей и будущей жизни с сыном, дочерью, супругой. Он (Иесе) обновил и другой раз оковал образ сей. Да простит Бог его родителей, аминь и кириелейсон». Лицо этой надписи есть тот самый брат шемокмедели якова Думбадзе, о котором было уже говорено. 59. Икона Преображения в Шемокмеди 13 . Серебрянная напрестольная чаша и на ножке ее: «Святая сия душе-просветительная чаша и два дискоса принадлежат в шемокмедской Зарзмской церкви покоющемуся образу преображения, на горе Фаворской возсиявшему. Вес ее равняется весу 60-ти марчилов». 14 . Весьма изящной работы образ (рис. 60) Божией Матери с Предвечным Младенцем; оклад из чистого золота и на нем 32 большей частью крупных камня. Кругом широкая кайма с отлично вычеканными по ней евангельскими сценами крайне миниатюрных размеров. Слеав, идя сверху, находим: 1 . Распятие с предстоящими. Кровь льет в сосуд. Под Голгофой голова Адамова. 2 . Сошествие во ад. Христос среди двух гор стоит на поверженном дьяволе. 3 . Вознеение. 4 ангела несут Спасителя. Внизу Мария, 2 ангела и апостолы. 4 . Успение со Христом, без апокрифических подробностей. 5 . Благовещение. Богородица стоит у престола. Дух нисходит от Десницы. 6 . Сретение, с оригинальным куполом храма. 7 . Преображение. 8 . Вход в Иерусалим. За горой фигура (пророка?) чистающая в свитке. 9 . Крещение, в реке уплывающий Иордан, «стертая глава змея». 10 . Рождество Христово на тему: «Слава в высших Богу». 11 . Иоаким и Анна приносят голубков первосвященнику. 12 . Анна у фонтана и ангел. 13 . Иоаким в пустыне и ангел. 14 . Рождество Богородицы. 15 . Первосвященник, Мария и чудо жезла Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

(У Христа склонившего голову направо, старческий тип лица, большая продолговатая борода, глаза закрыты). В перекрестье: стоящие фигуры Богородицы, Иоанна, Магдалины и сотника; вверху креста: сошествие в ад, а внизу Адамова голова, Иоанн Предтеча, крылатый, держащий в чаше голову. Все фигуры короткие, плотные, лица грубоватые, оконечности уродливые. Ниже Предтечи колонка с Петухом и орудия страстей. Ножки и подножие украшены рельефным цветочным орнаментом и херувимскими головками. На оборотной стороне медальоны и цветочный орнамент. Высота креста с подножием 72 см, креста 36 см, перекр. 21 ½ см, толщ. 2 см, шир. 3 ½ см. 5) Серебряный позолоченный крест, шестиконечный, западной работы, вывезен, вероятно из-за границы. На нем гравировкой изображено распятие Христа (ноги не сближены, а раздвинуты), по четырем концам евангелисты с символами. Изображения сопровождаются латинскими надписями. На перекрестии орудия страстей, а ниже образованы гравировкой и на оборотной стороне креста, при чем на одном конце сделан Нерукотворный образ, а на другом агнец со знамением. На ножке шар, на котором гравировкой надпись: IHESVS. Высота с подножием 49 ½ см, перекр. 18 см, шир. 3 см. 6) Серебряный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне рельефным изображением Распятия Христа и орнаментом, прекрасной работы XVIII в. Дл. 9 см, перекр. 6 ½ см, толщ. 1,2 см, шир. 1 ½ см. 7) Серебряный позолоченный крестик, четырехконечный, украшенный на передней стороне гравированными изображениями, грубой работы, уродливые формы и оконечности: Распятие Христа; в перекрестье: Богородица, Иоанн по грудь, и вверху Бог-Отец, благословляющий на обе стороны. XVIII в. Длина 8 ½ см, пер. 6 ½ см, шир 2 ½ см, толщ. 1 см. 8) Кипарисовый четырехконечный крест плохой работы - резьба быть может киевских монахов, XIX в.; небольшие уродливые фигуры: Бог-Отец, Христос, и Св. Дух (голубь), Распятие Христа с предстоящими, по сторонам которых святитель, еще святой; Иисус Христос на троне в святительском одеянии, Воскресший Христос со знамением, Ангел и жены святые.

http://sobory.ru/article/?object=14144

11 . Потир, дискос, звездица, лжица, ковш и два блюдца серебряные, золоченые. На поддоне потира три камня, один зеленый и два синеватых в серебряно-золоченой оправе. По нижнему краю поддона, снаружи, вычеканена надпись: «177 (1669) года даны сии сосуды в церковь Стретения Господня, что у Великаго Государя на сенях по боярине Илье Даниловиче Милославском и по женах его Екатерине Федоровне да по Ксение Ивановне в вечное поминовение». Весу во всех семи сосудах – 4 фун. 42 золот., при сем они были вновь вызолочены в 1863 г. Из ковчегов, устроенных для хранения Св. Даров, наиболее замечателен серебряный, по местам золоченый, вверху коего кругом фарфоровый в серебряном – золоченом сиянии образ Господа Саваофа, а на обратной стороне – серебрянозолоченое изображение Нерукотворенного образа Спасителя – накладное, рельефное и также круглое. В средине ковчега вырезное, чеканной работы, серебряное, золоченое изображение Воскресения Христова, обратной своей стороной прикрепленное к серебряному, четвероконечному кресту, по сторонам которого два золоченых ангела и два столбика, в нижних половинах золоченые, а в верхних высеребряные, с серебряными листьями, наверху сих столбиков по золоченому ангелу. Низ ковчега четыреугольный – ящиком, на четырех ножках. На передней стенке его – накладное золоченое изображение положения Христа Спасителя во гроб, а на задней стороне выдвижного ящика вырезана надпись: сия святая дарохранительница и многие другие драгоценные вещи соделаны коштом её превосходительства Матроны Павловны Салтыковой в храм Нерукотворенного Образа Спаса нашего Иисуса Христа для незабвенной памяти её усердия ко храму нашему и для вечного её имени прославления, в бытность того собора протопресвитера Алексея Георгиевича Левшина 1791 года. Вес ковчега – 11 фун. 50 зол. Из сосудов водосвятных наиболее замечательна чаша серебряная без пробы с двумя такими же скобками, без крышки; внутри чаши на дне, в круге, вычеканен семиконечный крест, по сторонам его – копие и трость с губою; внизу креста гора и Адамова голова, а за крестом – город со стенами и башнями. Вся чеканка и круг – золоченые; поддон чаши гладкий и привинчен четырьмя серебряными винтиками. По верхнему краю чаши, снаружи, вычеканена золоченая надпись: «лета 7190. Декабря в 29 день повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Руссии Самодержца построена сия водосвятная чаша в церковь Спаса Нерукотворенного образа, что у него Великаго Государя вверху». Вес чаши – 10 фун. 42 зол., диаметр её – 10 вершков, а высота – 4¼ вершка. К сей чаше относится кропило с серебряновызолоченой ручкой, на которой вырезана надпись: «лета 7188 Августа в 20 день, повелением Великаго Государя, Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Руссии Самодержца построено сие кропило в соборную церковь Спасова Нерукотворенного Образа, что у него Великаго Государя вверху». Вес кропила – 38 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

2 . Чаша водосвятная серебряная с двумя такими же скобками, слабо вызолочеными, без крышки. Внутри чаши, на дне, в круге, вычеканен семиконечный крест; по сторонам его копие и трость с губою. Внизу креста – гора и Адамова голова, а за крестом – город со стенами и башнями. Вся чеканка и круг – золоченые. Поддон чаши гладкий, припаянный. По верхнему краю чаши, снаружи, вычеканена золоченая надпись: «лета 7196 Декабря в день при державе Великих Государей Царей и Великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и Великие Государыни Благоверные Царевны и Великие Княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, повелением Великия Государыни Благоверные Царевны и Великия Княжны Екатерины Алексеевны построена сия чаша водосвятная в церковь Великомученицы Екатерины, что у них Великих Государей вверху». Вес чаши – 9 фун. 80 зол., диаметр её – 9 верш, а высота – 4¼ верш. 3 . Чаша водосвятная – серебряная с двумя такими же кольцами, продетыми в пастях двух серебряных, позолоченых львиных голов, без крышки. Внутри чаши, на дне, круглое, выпуклое, вызолоченое клеймо, на котором вычеканен восьмиконечный крест с копием и тростью по сторонам и городскими стенами за крестом. Клеймо это привинчено. Поддон чаши по местам чеканный с позолотой привинчен к золотой шейке четырьми серебряными винтиками. По верхнему краю чаши, снаружи, вычеканена золоченая надпись: «Божиею милостию, повелением благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руссии Самодержца, Владимирскаго, Московскаго, Новгородцкаго, Царя Казанскаго, Царя Астраханскаго и многих государств Государя и обладателя, по благословению и повелению по плотскому рождению отца его, а в духовном чину отца его и богомольца Великаго Государя, Святейшаго патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии и при нашей Царице и Великой Княгине Евдокее и при наших царских детех: при благоверном царевиче и князе Алексее Михаиловиче и при благоверной царевне и Великой княжне Ирине Михаиловне и благоверной царевне и великой княжне Марфе Михаиловне зделана бысть сия чаша в 20 лето Государства Его, в 13 лето патриаршества его, лета 7143 в церковь пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы и приснодевы Марии, пречестнаго и славнаго ея рождества». Вес сей чаши 10 фун. 72 золот., диаметр ея – 9 верш., а высота с одной стороны – 5¼ верш, и с другой – 4 верш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В описи Хутынского монастыря за 1612 год показаны: «сударь камчат червчатъ; а на нём Вседержитель Спас стоящий – шит золотом и серебром; в молении у него преподобные Сергий и Варлам шиты шёлком; да два Ангелы шиты шёлки же, а крыле шиты золотом и шёлки; у одного Ангела в руках крест, а у другого копие и трость, у Спаса и у преподобных и у Ангелов венцы шиты золотом, а около венцев строчки золотые же шиты золотом волочёным обвивкой; опушка багрова, а на судари тропарь: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, – весь до конца шит золотом, а подложен сударь зеньденью; а на подкладки подпись: Дача Гавриловой дочери Хлоповой Парасковьги». Из восьми воздухов в той же описи Хутынского монастыря показаны первый «воздух камчат ал, опушен камкой жёлтой, подложен тяфтой таусинной; а на нём шит Агнец Божий на дискосе, шит золотом да серебром; по сторонам дискоса в четырёх местах Ангелы с рипиды, да около херувимы и серафимы, да четыре Евангелисты шиты золотом и серебром. Второй воздух камчат бел, опушен камкой вишнёвой; а на нём Иисус Христос шит золотом и серебром, да по сторонам Ангелы шиты шёлком; а на ризах по местам шито золотом; венцы на главах шиты серебром; около венцов шито золотом строчкой, а подпись – слова греческие; подле слов по опушке шиты травы шёлки; подложен тафтой зелёной» 543 . По описи Клопского монастыря за 1695 год, из числа вкладных покровцов и воздухов показаны: «Два покровца изорбаф черлен; опушка куфтер желтая; кресты – кружива серебренаго; подложен киндяком алым, – дача боярини Богдана Матвеевича Хитрово. Покровец отлас черлен: на нём шито: се Агнецъ Бoжiй; да во облац Господь Саваоъ; по сторонам Ангелы с рипидами и подпись шито серебром и золотомъ; подложен дорогами зелеными, – дача боярыни Фетинии Сицкой. Воздух отласу краснаго; на нём шиты: Во гробе плотски, – и Ангели с репидами и херувими и подписи золотом и серебром; опушен отласом зеленым; подложен дорогами зеленымиж, – дача боярыни Фетинии Сицкой 544 . б) Пелены издавна привешивались под местными и другими более чтимыми иконами. В настоящее время осталась одна пелена 1594 года под храмовой чудотворной иконой Богородице-Рождественской церкви на Молоткове. Пелена сия шита из зелёного бархата; на ней сделан крест из 39 серебряных круглых образков, обнизанных жемчугом и известным под именем дробниц; из жемчуга же вынизаны копие, трость, Адамова голова с надписями: Царь Славы. Іс. Хс. Ни. Ка; и под ними следующая надпись, вышитая золотыми буквами: Повелніемъ благоврнаго Государя цари и Великого князя еодора Ивановича всеа Русіи его благоврные царицы и великіе княгини Ирины, и ихъ благоврные царевны еодосіи здлана сія пелена къ образу Рождества пречистые Богородицы лта 7102». Пелена сия кругом обложена древним малиновым гарусом с шитыми разными цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

240 . (327). На покрове светло-малинового бархата, на жёлтой китайке, с крестом из серебряного позумента, при кресте изображено Видение Божией Матери преподобному Сергию, под крестом гора, Адамова голова и надпись в 3-х строках, шита серебро-золочёною канителью и шелками: Милостию Божиею в дом Святыя Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца сей воздух приложила Матрона Феодоровна жена Вепрева Васильева сына на паметь мужа своего Феодора по его родителех и по своему роду лета 7032 (1524). 241 . (328). На покрове из тёмно-гвоздичного атласа, с полями из зелёного атласа, на шёлковой вишнёвой подкладке, с крестом и двумя Ангелами над ним, в подножии креста с градом Иерусалимом и надписью: Лета 7065 (1557) сделан покров сей повелением благочестивого Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, Государя всея Русии, при его благочестивой Царице Великой Княгини Анастасии, и при его благоверных чадех, при благородном Царевиче Иване и при благородной Царевне Евдокее, в 23-е лето царства его. 242 . (330). На покрове тёмно-коричневой камки с ликами преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев, на полях шиты слова серебро-золочёною канителью. Внизу три строки обведены серебро-золочёным галуном, в них надпись: Повелением благочестивого, и христолюбивого Царя Ивана Васильевича, женою Марьею, Государя Самодержца всея Русии и Великаго Князя Владимирскаго, Московскаго, Новгородскаго, Псковскаго, и Астраханскаго, и Тверскаго, Смоленскаго и иных, и при его Богом дарованных чадех: благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче и благоверном Царевиче Феодоре Ивановиче, лета 7073 (1565) зделан сей покров. Положил благоверный и христолюбивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руси и благоверная христолюбивая Царица Великая Княгиня Ирина в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца и Никона лета 7100 (1592). 243 . (331). На покрове, средина чёрного бархата в два полотнища, поля лазоревой камки на гранитуровой подкладке с восьмиконечным крестом и подножением из серебряного гаса, на полях серебро-золочёною канителью шита такая же, как в предыдущем 239, надпись: Приидите вси вернии… преставльшейся от нас рабе своей благоверной Царевне и Великой Княжне Ксеньи, во иноцех схимнице Ольге, Борисовне всея Руси со всеми святыми во царствии Твоем покой Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Внизу ряд мучеников. Западный свод и стена: вход в Иерусалим, изгнание торговцев из храма, омовение ног, молитва в саду Гефсиманском, суд над Иисусом Христом и бичевание (Иисус Христос без тернового венка, в нимбе); над входом успение Пресв. Богородицы (летящих апостолов сопровождают ангелы). Северный свод и стена: внизу мученики, затем: исцеление расслабленного, вечеря в доме Симона, мудрые и неразумные девы, засохшая смоковница, несение креста (Симон несет крест), «радуйся царь Иудейский» (Иисус Христос в багрянице без венца; воины скачут пред Ним и бьют Его тростию), распятие – крест с титлом I. N. R. I., под крестом Адамова голова, на которую падает кровь из ран Иисуса Христа; предстоящие – Иоанн Богослов, св. жены и сотник; ангел принимает в золотой потир кровь из прободенного ребра Иисуса Христа; внизу мертвые встают из гробов; воины делят одежды Иисуса Христа; группа воинов с копьями и знаменами; в перспективе город Иерусалим; по сторонам Спасителя распяты два разбойника (душу благоразумного разбойника принимает ангел, злонравного – дьявол); снятие Иисуса Христа с креста, положение во гроб и воскресение в виде сошествия Иисуса Христа во ад. Восточный свод: явление ангела св. женам у гроба Господня (ангел в золотых одеждах сидит возле пустого гроба, направо воины стоят возле запечатанного гроба), явление Иисуса Христа Марии Магдалине, Иисус Христос в Эммаусе, явление Иисуса Христа ученикам на море Тивериадском, явление 12-ти ученикам, чудесный лов рыбы, уверение ап. Фомы. Столпы храма также покрыты свящ. изображениями, среди которых обращают на себя внимание: на предалтарных столпах благовещение (архангел со свитком и за ним царь Давид; Богоматерь сидит также со свитком, в котором написано «δο δουλ κυρου, γνητο μο κατ τ μα σο», возле Нее служанка с распущенными волосами, с прялкою в левой руке; в стороне Соломон; действие происходит в палатах; на юго-восточном столпе торжество православия (процессия с иконами, в которой участвуют императрица Феодора и малолетний Михаил), на северо-восточном воздвижение честного креста; за юго-восточным столпом изображено еще введение Богоматери во храм, ктитор храма, воевода угровалахийский Михаил с малолетним сыном Радулом и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

е. veraicon), истинным изображением, а потом уже в католических легендах составилось предание о женщине Веронике. Сказания о страстях Господних и соответсвующие им миниатюры в этой рукописи присовокуплены к притче, или параболе, с которой она и начинается. Один жених обручился с невестой, которую вскоре потом соблазнил предатель, называемый в миниатюрах разбойником (latro). Соблазнивши, он посадил ее в темницу. Но жених поразил разбойника, освободил невесту из темницы и короновал ее. Вся эта парабола изображена в миниатюрах. Сначала жених и невеста обручаются, оба в венцах. Потом разбойник, безобразная фигура, со взъерошенными волосами, становясь на одно колено, подает яблоко невесте, сидящей и имеющей еще на своей голове венец. Далее, он гонит ее в темницу, завязав ей глаза, и на голове ее уже нет венца; затем, жених на коне, со щитом, прокалывает в шею бегущего разбойника; освобождает невесту, и, наконец, налагает на нее вновь корону, которой она было лишилась. Невеста эта не только христианство , но и вообще человеческий род; жених – Христос, разбойник – дьявол. Эта тема дает повод от сотворения первых человеков пройти через евангльскиие сказания. В миниатюре, изображающей сотворение Евы, Адам спит; Господь Бог правой рукой благословляет его, а в левой руке держит голову Евы, с красивым лицом и открытыми глазами. Эта голова будто выросла на ребре, которое исходит из бока Адамова. Таким образом, по понятиям миниатюриста, сотворение Евы началось ее прекрасной головкой, которая, будто цветок, выросла на ребре Адама. Заточению невесты в темнице соответствует изгнание Адама и Евы из рая и заточение их во аде: у них также глаза завязаны, когда их гонит туда дьявол. Затем идет Благовещение и другие новозаветные сюжеты. Изведение Адама и Евы из ада соответствует освобождению невесты из темницы, а коронование Богородицы – возложение на невесту венца, которого она на время лишилась. VII Блистательный образец цветущей школы чешской живописи в XIV веке представляет в своих миниатюрах рукопись, называемая Liber viaticus, епископа Лютомышльского Иоанна, содержащая в себе псалмы и чтения из книг Ветхого и Нового Завета, с присовокуплением святцев и похвалы разным святым, в лист; находится в Чешском Музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

О Кресте, Им же рукою своею ограждаемся. 65. Слушай же и о Кресте, Им же сам себя своею рукою ограждаешь. Не просто это, но великого таинства исполнено. Когда сложишь большой палец и два следующих после него, то знаменует образ пребезначального существа Неразделимой Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа. И сложив, преклони два пальца последних — то знаменует два естества во едином составе: Божество и человечество, во Христе сущие . И когда полагаешь знамение это на лоб и сводишь до живота (до пупа), то знаменует же, как Бог Слово предвечно родившийся с небес на землю сошел и воплотился от Пречистой Девы Марии, и с человеком на земле пожил, и страсть нас ради и нашего ради спасения плотию вольно претерпел, и на небеса вознесся и сел одесную Отца. Положением же руки на правое плечо знаменуешь и указуешь, как сидит Он одесную Отца и еще вторым пришествием придет на Землю судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его; пребывающим же тогда справа от Него, указывает и дает Царствие Небесное. А когда переведешь руку на левое плечо, указуешь, как грешники слева от Него встанут и отсылаемы будут в муку вечную. И совершив так крестное знамение, опусти руку свою и расслабь ее, и после поклонись. Сказание о несовершенном Кресте. 66. Потому будь внимателен, что бы правильно все это изображать, первое о Троице, также и о двух естествах Христовых. Если не такое имеешь изображение, то не исповедуешь Неразделимую Троицу. И двух естествво единый состав снисхождение не исповедуешь. Так же и на лбу положение, и до пупа снизведение. Тело есть образ Божий, а пуп есть подножие Креста Господня, голова Адамова. И если кто этого не знаменует истово, тот не исповедует Бога Слова воплощение. Так же если кто и на плечо правое и левое лености ради и небрежения не доносит руки своей, тот не исповедует Судию судящего живых и мертвых. Помни об этом всегда и не ленись доносить руку свою на правое плечо и на левое. И еще об этом скажу тебе. Помни же и то о Кресте, чтобы ты не одежду свою на себе крестил, но тело свое. И этого ради когда Крестом осеняешься, прилагай внятно руку свою, чтобы тебе на теле своем слышно было, а не на одежде только.

http://azbyka.ru/katehizacija/syn-cerkov...

Воин прободает ребро, другой подносит губку. Предстоящие – Богоматерь и Иоанн Богослов. Внизу гора и воины, мечущие жребий об одежде Иисуса Христа. Евангелие нац. библ. 115, л. 138. Евангелие публ. библ. 105, л. 217: Иисус Христос на восьмиконечном кресте, по сторонам которого стоят плачущие – Богоматерь и Иоанн Богослов. Афоноватопедское Евангелие 101–735, л. 18: город в виде круглой крепости. Крест семиконечный с надписью: « βασιλευς της δοξης». Тело Иисуса Христа изогнуто, ноги на подножии, из ран ног кровь падает на Адамову главу, лежащую внутри Голгофы; из ребра течет кровь; глаза Иисуса Христа закрыты; повязка на чреслах узкая. Вверху два ангела: один закрывает лицо голой рукой; другой в ужасе разводит руками. Позы предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова с поднятыми вверх лицами ненатуральны. В Евангелии публ. библ. 105 два распятия (л. 65 и 176) имеют характер своеобразный: крест шестиконечный, и на нем погрудное изображение Спасителя 2080 : форма эта напоминает полусимволический перевод распятия в мозаиках равеннских Св. Аполлинария во флоте. Никомидийское Евангелие 2081 (л. 316): крест восьмиконечный; Иисус Христос стоит довольно спокойно на подножии креста, с опущенными долу глазами и с поникшей головой; из прободенного ребра течет кровь. Предстоящие – Богоматерь и Иоанн Богослов. На заднем плане палаты, а под крестом возвышение, означающее Голгофу. Евангелие афоноиверское 5 (л. 209 об.): Иисус Христос с узкой перевязкой, распят на семиконечном кресте, утвержденном на Голгофе. Два разбойника по сторонам Его прикреплены к крестам также гвоздями. Евангелие публ. библ. 118 (л. 190 об.): крест шестиконечный; внизу Адамова голова. Богоматерь и Иоанн Богослов со сложенными на манер католический руками. На заднем плане город Иерусалим. Коптское Евангелие (л. 83 об.): крест восьмиконечный на Голгофе. Иисус Христос с широкой перевязкой на чреслах, с поникшей головой и закрытыми глазами спокойно стоит на подножии креста. Два воина: один прободает ребро, другой подает губку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010