5 Правило избирать в просфирни вдовиц чистого жития подтверждено ответами Константинопольского Собора 1301 года на вопросы русского митрополита Феогноста. А митрополит Киприан повелевал, чтобы просфорницами были или девственницы, или однобрачные, но отнюдь не двубрачные и не троебрачные (Митр. Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 284). Актом Московского Собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет. Тем же Собором было обращено внимание на самочиние некоторых просфорниц, которые приговаривали над просфорою: за здравие или за упокой, – и в связи с этим было постановлено, чтобы просфорницы не только над просфорами, но и над свечами ничего не приговаривали, кроме молитвы Иисусовой. Их дело, говорит Собор, состоит в том, чтобы дорником Святой Крест изображать на просфорах с молитвой Иисусовою, и потом раскладывать просфоры и свечи для приходящих и приносимые от народа просфоры передавать священникам для проскомидии. 6 Положительные свидетельства древних церковных писателей об употреблении для Евхаристии обыкновенного квасного хлеба см. в Догматическом Богословии митрополита Макария в учении об Евхаристии. 7 Ревнители мнимодревних обрядов защищают обычай печатать на просфорах восьмиконечный крест с копием, тростью и Адамовой головой в круге, и поверх круга печатать слова: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Но такой состав печати не совсем приличен, ибо: 1) копие и трость не составляют Креста, на котором Агнец Божий взял на себя грехи мира; 2) Адамова голова не составляет Агнца, в образ которого изымается часть из просфоры для Таинства. Поэтому Московский Собор 1667 года признал правильным для печати на просфорах только крест, и притом четырехконечный, который без копия, трости и Адамовой головы более соответствует крестообразному разрезыванию Агнца, положенному в чине проскомидии как в служебниках, принятых Православной Церковью, так и в тех, которые наиболее почитаются ревнителями «мнимой старины». 8 С еврейского языка переводится несколько иначе: «из тесноты и суда наконец взят», – т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Редко я заходил к нему, и всегда с мамой, которая за ним ходила. У него все комнаты были уставлены полками с книгами и всякими аппаратами: он делал какие-то «опыты», – «химик», называл дед. Говорили, что он заболел в Сибири; а наши ездовые как-то сказали мне, будто его избили в рощах парни за какую-то девушку: он пролежал целую ночь в лесу, под холодным дождем, – отбили ему грудь. Он был красавец, но только совсем лысый и страшно худой, с горячими глазами. В его комнате не было ни одного образка, а на письменном столе лежал человеческий череп, очень страшный, как «адамова голова» Как-то я пробрался к нему без мамы – смотреть картинки. Он показал мне череп: «хорош фонарик?» – велел отвернуться на минутку, что-то сделал и приказал: «а теперь смотри». Я обернулся и увидал очень страшное: череп смотрел на меня зелеными глазами: в его глазницы вправлены были зеленые стекляшки, а внутри горела свеча. Я закрылся руками, а дядя засмеялся: «видишь, как это просто! был человек, а теперь фонарик». Я признался маме, что был у дяди и видел «человеческий фонарик». Она вся вспыхнула, сейчас же пошла к дяде и сказала, – я подслушал на лестнице: «стыдно показывать ребенку такие опыты!» И ушла, раздраженно хлопнула даже дверью. Я уже понимал, что дядя какой-то другой, чем мы. В церковь он не ходил и не пускал священников Христа славить. Хоть мне и было почему-то страшно, что он такой, но меня всегда тянуло к нему: на стенах у него были карты разных земель, висели с потолка птичьи чучелки, и всюду лежали атласы со зверьми, цветами, птицами. Но лучше всего была горка-камень, с вправленными в нее самоцветными камнями. Была еще на белом картоне, на стене, огромная лягушка, распластанная, будто человек. Я как-то спросил, зачем такая лягушка, распластанная? Он только засмеялся. Потом, уже взрослый, я понял, зачем лягушка: на лягушках в те времена делались опыты, лягушка оживала… – такие опыты делал известный Сеченов, написавший книгу «Рефлексы головного мозга», очень ценившуюся материалистами.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-ne-pisa...

Любопытно, впрочем, то, что в псалтири 1591 г. в одной миниатюре соединены – процесс пригвождения, прободения ребра, напоения оцтом и разделения одежд (л. 97 об.) в явный ущерб требованию художественного единства. В миниатюрах давидгареджийской минеи (л. 25) и в болгарской хронике ватиканской библ. 2092 распятия Иисуса Христа имеют характер шаблонный; в последнем Иисус Христос, по рисунку Аженкура, юный, без бороды. Византийские эмали. На окладе хохульской иконы Богоматери в гелатском монастыре: Иисус Христос с открытыми глазами, в длинном пурпуровом колобии; ноги Его на обычном подножии 2093 . В собрании А.В. Звенигородского 2094 : крест восьмиконечный утвержден на небольшой Голгофе, в которой видна Адамова глава. На верхней дощечке надпись: «IC. XC.»; пониже – два парящих ангела. Иисус Христос с перепоясанием по чреслам, стоит на ромбоидальном подножии, глаза закрыты, голова опущена вниз, тело худощаво. Женщина (олицетворение Церкви) в тунике и пенуле, без нимба, принимает в сосуд кровь из прободенного ребра Иисуса Христа; позади нее Богоматерь в тех же одеждах, с воздетыми ко кресту руками, в нимбе. Направо у креста Иоанн Богослов плачущий и позади него женщина-синагога, с поникшей головой удаляющаяся от креста. Над Богоматерью надпись: « ιδε о υιος σου», над И. Богословом: « ιδου η μρ σου». Мюнхенский эмалевый оклад Евангелия X в. (рис. 158) 2095 : Спаситель с черными волосами и бородой, с открытыми глазами, в крестчатом нимбе, украшенном драгоценными камнями, с белой перевязкой на чреслах, стоит на ромбоидальном подножии креста. Из прободенного ребра Его течет кровь в сосуд, имеющий вид амфоры. 158. Мюнхенский оклад. Крест семиконечный, под ним Голгофа с Адамовой главой; возле концов длинной поперечной балки креста надпись: » η σταυρωσις«; на верхней дощечке – «IC. ХС.», и возле нее солнце и луна в виде двух небольших кругов, красного и синего, с изображениями – в первом – креста, во втором – серпа. Пониже, над большой поперечной балкой четыре парящих ангела в страхе и печали простирают свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во внутренности церкви кресчатые своды поддерживаются четырьмя четырехгранными столпами с дуговыми перемычками, которыми они соединяются один с другим. Пол в храме дубовый из толстых плиток. Стены храма украшены письмом, изображающим в лицах акафист Богоматери, а на просветах окон и столпах – лики херувимов и других святых. В алтаре с двумя предалтариями лики св. апостолов, мучеников, св. Александра Невского и других святых. В нише горнего места – Печерская Богоматерь, а над горним местом «да молчит всякая плоть человеча». Над входом в алтарь с северной и южной внутренних сторон – по 6 образов святцев. Иконостас впять ярусов. Над Благовещением в царских дверях образ Вседержителя, а выше – Тайная Вечеря. Местные иконы по правую сторону резных царских дверей: 1) Положение ризы Богоматери – в окладе серебряном и с такими же венцами: в средине Богоматерь с малым предвечным Младенцем, выше – деисус, а еще выше образ Спаса Нерукотворенного – также в серебряном окладе. 2) образ Владимирской Б. Матери «в чудесех» в никелированной ризе, попорченный позднейшими реставраторами. На южной двери – изображен Крест Господень с орудиями страстей – копием, губкою, вонзенною на трость, внизу Креста Адамова голова, на двери надпись, вверху Креста: Ис. Нз. Ц. I., а ниже – Царь славы. На южной стене около иконостаса иконы: вверху – Печерская Б. Матерь, ниже – три мученика Гурий, Самон и Авив, еще ниже – Вознесение. По левую сторону царских дверей: Пресв. Троица – в никелированном окладе, и Божия Матерь с предвечным Младенцем – в таком же окладе, на север. двери – благоразумный разбойник – Рах, а над дверью – икона Спаса Нерукотворенного образа; на север. стене – св. Николай – в никелированном окладе. Под местными иконами изображения – бегство в Египет Иосифа, явление Христа ученикам на пути в Еммаус, чудеса св. Николая и пр. Во втором ярусе – двунадесятые праздники, в третьем – посредине Господь Вседержитель с предстоящими по сторонам Богоматерью, Предтечею и 4 иконы святителей, в четвертом – посредине образ Знамения Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Преп. Иоанн Кассиан . За прощение ближнему согрешений его, усмотрим в себе действие благодати, таинственно данной нам святым крещением; она будет действовать в нас уже не неприметно для нас, но со всею очевидностью, вполне ощутительно... Достоверно узнал я, о душе, что, как я, так и ты вовлекаемы неведением в заблуждение, обвиняем других в согрешениях наших, представляя себе ложно, что злоба находится вне нас. По причине такого ложного воззрения мы обвиняем иногда Адама, иногда сатану, иногда человеков, с которыми поставлены в сношения... Если же исправим ошибку и начнём борьбу с собою, то обретем мир. Марк подв. Страннообразне Христос во своя приходит; устраним себе грехов: и сего приимем в кротких душах обитающего. Из службы страстной седм. 9-го апреля Древо за древо и руки за руки: рука мужественно распростёртая за руку, невоздержно простертую; рука пригвожденная, за руку своевольную, рука, соединившая концы мира, за руку, извергшую Адама, Свят. Григорий Богослов . Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что на Голгофе было погребено тело праотца нашего Адама. Вот почему под крестом Господа изображена глава Адамова: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут. Самое слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, вознесен был на древо там, где лежал больной первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого Адама. Приговор смертный, произнесенный правосудием Божиим против всех нас, уничтожен нашим Спасителем на том самом месте, где он исполнен был над первым грешником. Кровь Господа, истекшая с водою из Его пречистого ребра, омыла мёртвые останки первозданного Адама и была для него Крещением, очищением скверны греховной. Дивны пути Промысла Божия в нашем спасении!.. Тр. Лист. 985. Когда будем находиться в опасности, научимся из примера Спасителя перед неправедным судом – ничего не говорить, дабы не возбудить большего шума и не сделаться виновным большего осуждения, когда не слушают наших оправданий.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

8) Большой серебряный, вызолоченый крест 1802 г. 84 пробы с накладными финифтовыми изображениями в клеймах со стразами и камнями. Изображения: 1) вверху Господь Саваоф; 2) Распятие с предстоящими, 8) Адамова голова и 4) моление о чаше. На обороте: изображение под чернью: 1) моление о чаше, 2) Тайная вечеря, 3) снятие со креста, 4) положение во гроб. Внизу: 5) несение креста. Надпись такова: перст из гроба Господня, мощи св. Гурия, ап. Андрея, св. Варсонофия, св. Германа, Иоанна Милостивого. 9) Крест весь золотой, 56 пробы; отличной работы. Вверху Господь Саваоф; по краям предстоящие (грудные) Божия Матерь и Иоанн Богослов; внизу – глава Адама. 1863 г. На обороте в трех клеймах орудия страданий. Слова: «Кресту твоему покланяемся, Владыко!» По бокам креста надпись: крест пожертвован в Казанский девичий монастырь Надеждой Саврасовой. 1863 г. 3. Чаши и др. принадлежности 1) Потир серебряный, позолоченый, с прибором, гладкий, по нижнему краю надпись: «+1703 года, месяца ианнуария в 10 д. построены церковные сосуды в церковь Казанския Богородицы в девич монастырь, серебряные и позлащенные, потир и дискос и два блюда церковною казною, по благословению Преосвященнейщего Тихона, митрополита Казанского и Свияжского». К этому потиру принадлежит дискос на очень высокой прорезной ножке. 2) Сосуд Татищевский. Серебряный, вызолоченый под чернью. По верхней части изображения сделаны точно по насыпному песку. 1) Иисус Христос с благословляющею десницею, с державою и скипетром, 2) Божия Матерь и 3) Иоанн Предтеча с купелью, в коей Богомладенец, и со свитком: се Агнец Божий и проч. 4) Распятие с предстоящими. По низу в клеймах страдая Спасителя, а по краю слова: 1771 года месяца мая 2 дня сии сосуды начаты делать во граде Казани в Церковь ко Кресту Животворящему, что приделана к церкви Казанския Богородицы чудотворного Образа, окончаны 1772 г. марта 24 дня. Весом 7 фунтов 50 золот. Мастер Василий Толмачев. Дискос под чернью (большой). В нем в купели Богомладенец, окруженный ангелами, а вверху в облаках Господь Саваоф, глава Коего в двух треугольниках, один основанием вверх, другой вниз. По краям слова: «се Агнец Божий» и пр. и Херувимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Я хочу передать чудесный разсказ, написать о Иерусалиме. Слушайте и узнаете вы, православные христиане, которые желаете Христа и Его обретете. Идите сюда все, собирайтесь, молодые и старые, желающие узнать подробно о досточтимых, прекрасных, Святых местах Иерусалима, где Христос пожелал пострадать, чтобы спасти созданного Им человека, и пришел в Иерусалим освободить его согласно писанию; о Нем говорили пророки и предопределено было, и Он принял смерть и пострадал, но после трех дней Он вновь возстал и воскресил потомков Адама и всех пророков, род пророческй и всех старцев, там в Краниевом месте, называемом по-еврейски Голгофою; там безбожные евреи водрузили крест и злейшие Иудеи распяли Христа. Там всходишь на верх по 17 ступеням и видишь там, куда входишь, разселину скалы; оттуда исходит очень приятное благоухание и кто там поклоняется, радуется в сердце своем. Ибо там пронзили ребро Христа Жизнедавца и полилась пресвятая кровь Светодавца, солнце померкло, луна затмилась, ибо, говорят, земля потряслась и скала разселась и от великого страха раскрылись гробницы, и некоторые из мертвых возстали и стали живы. Ты видишь большую разселину в три и четыре локтя в том месте, где разошлась скала; кровь стекала туда и вдруг окрестила голову Адамову, ибо тогда была там голова Адамова, святая кровь окрестила его. И там внизу висит одна лампада и никогда не гасится ни днем, ни ночью; там внизу есть очень маленький храм с не большим престолом и маленьким алтарем. Возвратимся вновь к прежнему предмету и разскажем, что наверху на Голгофе. Вокруг страшное отверстие выложенное серебром, а наверху высечено Распятие. Тридцать неугасимых лампад висят над ним наверху во славу Создателя. Там два престола и служат Грузины, есть и у франков один престол, направо окно; по ту и по другую сторону от страшного отверстия, где был распят Иисус, мой Бог, где Он был пригвожден, есть и скрытое место, где распяли разбойников. И весь пол покрыт мозаичными плитами красными, черными, синими, много белых, как я видел. А на верху на своде изображены золотою мозаикою Святые, все с золотом, очень красиво, дивно, поразительно для всех смотрящих. И кто видя это не прославит Бога? А у франков и там есть владения, они имеют престол и совершают там богослужение. Много золотых дукатов раздают они, чтобы купить места; они получают их от Турок, многих там подкупая.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

И, ПРИДЯ НА МЕСТО, НАЗЫВАЕМОЕ ГОЛГОФА. .. Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофы? Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил Кровь Свою и умер, как человек, за всех нас, грешных сынов Адамовых? Святая Голгофа – это открытая дверь в Царство Небесное, в дом Отца Небесного, дверь, через которую первый вошел туда разбойник благоразумный, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. Вот почему святые евангелисты с особенной точностью указывают это место; так, святой Матфей говорит: ЧТО ЗНАЧИТ: ЛОБНОЕ МЕСТО, святой Марк: «что значит: Лобное место»  ( Мк. 15:22 ); святой Иоанн: «Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»  ( Ин. 19:17 ). Это был небольшой холм за Судными воротами к северо-западу от Иерусалима, где в то время обычно совершались страшные смертные казни преступников, черепа которых, может быть, и валялись тут же. Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что здесь, на Голгофе, было погребено тело праотца нашего, Адама. Вот почему под крестом Господним изображается глава Адамова: «Как в Адаме все умирают» , – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:22 ) – «так во Христе все оживут». Само слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, «вознесен был на древо там, где лежал больной», первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого человека. Как тела животных, кровь которых для очищения греха вносилась первосвященником во святилище, сжигались вне стана, так и Иисус, как говорит святой апостол Павел, чтобы освятить людей Своей Кровью, «пострадал вне врат»  ( Евр. 13: 12 ). Теперь это святейшее место не вне врат святого града: оно заключено в великом храме Воскресения, вместе с пещерой Гроба Господня. Склоняясь под этот престол, благочестивые поклонники со страхом и любовью припадают, чтобы облобызать край священной скалы, обагренной Кровью Спасителя, и сколько сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия креста Господня, в течение многих веков!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Мамка – нянька, кормилица. Мана – от манить, обманывать, дурачить. Мандрагора – в русских травниках адамова голова, сонное зелье. Маркер – лицо, прислуживающее при бильярде и ведущее счет во время игры. Марья, Мария Египетская – христианская святая, день памяти которой отмечался церковью 1 апреля по ст. ст. Н Наветки – клевета, наговор, намек. Навколо – около. Нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха. Надолба – столбик, тумба, вкопанные в землю. Назем – навоз. Назем – навоз. Назола – тоска, грусть, досада, огорчение. Накопыльник – продольный брус у саней, в который вставлены верхние концы копыльев (см. копыл) Нань – на него. О Обабок – гриб, подберезовик. Обаять (обаить) – оговорить, сглазить. Обельный – крестьянин, освобожденный от податей и повинностей. Обер-секретарь – старший секретарь в Синоде или правительствующем сенате. В речи Пугачева – о его секретаре, писаре (и о нем же, – в ироническом употреблении, в повествовании Гринева). Обжирство – обжорство, чревоугодие. Обильность – богатство, сокровища. Обиход – привычный, установленный уклад жизни. Облоухий – долгоухий, ушастый, длинноухий. П Паголенки – чулок без ступни, охватывающий только голень ноги. Пажить – пастбище, место выгона скота. Пазуха – залив. Паки – вновь, опять. Паленица – богатырь, наездник; женщина – воительница, богатырша. Панагия – нагрудное украшение с изображением Богородицы. Парапет – прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер. Пароль – секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях. Паска – пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Пасма – моток льняных или пеньковых ниток. Р Радеть – стараться, заботиться, оказывать содействие. Разболокаться – раздеваться. Радуница – день поминовения умерших на первой неделе после пасхи. Раменье – большой дремучий лес, окружающий поле; опушка леса. Рамон масло – аптечная (римская) ромашка Раскат – гладкое место, по которому удобно катиться; помост, на котором ставились пушки на крепостных стенах.

http://pravmir.ru/ustarevshie-slova/

В своих рассуждениях о назначении креста А. А. Гераклитов замечает, что в Саратовском Поволжье, в отличие от берегов Белого моря и Ледовитого океана, никогда не практиковался обычай их постановки в качестве путеводных знаков, «хотя бы это и не было нисколько странно на берегах такой великой реки, как Волга». Он считает, что данный крест не употреблялся в качестве надгробия, а также не был воздвигнут в память какого-либо события, к примеру, построения церкви, и склоняется к тому мнению, что он служил исключительно для религиозного поклонения. Он мог находиться в одной из часовен на берегу Волги, которая в XVIIcmoлemuu была главной артерией, соединяющей Саратов с центром России. В те времена путника на каждом шагу подстерегала опасность, а Божия Матерь, именуемая Одигитрия, то есть Путеводительница, особо почиталась как покровительница путешествующих. Вероятно, часовня сгорела во время одного из многочисленных саратовских пожаров, а находившийся в ней крест был разбит. Его обломок попал в фундамент воздвигающейся поблизости Введенской церкви, где, по словам церковного причта, и был обнаружен. Местонахождение креста в настоящее время неизвестно. 2. В публикации В. А. Шахматова «О замечательной святыне, имеющейся в роде Шахматовых» помещены сведения о животворящем кресте с мощами, сооруженном в 1698 году Т. Ф. Шахматовым (Труды СУАК, 1911, вып. 28). Крест серебряный, позолоченный, чеканный, очевидно, московской работы. Его размеры: длина – 31 см, ширина – 17. В середине лицевой доски изображено Распятие с надписью I. H. Ц. I . Вверху – изображение Саваофа; справа – Иоанна Богослова; слева – Божией Матери. Внизу – Адамова голова. Нижняя ветвь украшена орнаментом. На задней доске среди орнаментов размещены семь щитов с перечислением вложенных частиц святых мощей. На нижней ветви имеется надпись о сооружении креста: « Лета 1698. Августа в 1 сей животворящий Крест Господень со святыми мощами состроил по обещанию своему саратовский житель московский дворянин Тихон Феодоров сын Шахматов во славу Пресвятыя Троицы и Пречистыя Богородицы и всех святых и в освящение и спасение всего дома его и всех с верою и любовию поклоняющихся ему».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010