И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через большое море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету. На пути мы встретим распятие; и в конце пути придет день, – и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала – Страсти, сначала – Крест; а потом чудо Воскресения. Мы должны войти и в то, и в другое; войти в Страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и блистающий свет Воскресения. Читать полностью     Беседа Александра Геронимуса   Хотя следующую неделю мы называем Прощеным воскресеньем, строго говоря, Прощеное воскресенье – это вечерня воскресного дня, в конце которой совершается чин прощения обид. А сам этот воскресный день вместе с его всенощной и литургией называеется Воспоминание Адамова изгнания. В богослужении этого дня есть такой икос, принадлежащий Роману Сладкопевцу, замечательному песнописцу V века: Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости Рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго. Видев Адам ангела изринувша, и затворившаго божественнаго сада дверь, воздохнув вельми, и глагола: Милостиве, помилуй мя падшаго. Споболи Раю стяжателю обнищавшему, и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя падшаго. Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем: Милостиве, помилуй мя падшаго. Песнопение написано от лица Адама, и свидетельствует оно о том, что автор этого песнопения вошел в такую степень восприятия реальности, при которой он себя позиционирует как изгнанный из рая Адам, находящийся пред вратами Рая. Это нормальная исходная позиция для того, чтобы начать путь Великого поста, который может быть обозначен и как путь возвращения. Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья – вечерня с чином прощения обид. Некоторые люди задают следующий вопрос: когда мы собираемся в церковь на короткую, но трогательную службу Прощеного воскресенья, то не только люди, между собой знакомые, просят друг у друга прощения, но и незнакомые могут подходить с этим друг к другу – какой в этом смысл? Мы чуть позже и на этом вопросе остановимся, но сначала более простой вопрос, относительно прощения друг другу. Св. пророк Исаия говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

54 . Согласно Апостолу Павлу, универсальность совершенного Иисусом Христом искупления соответствует всеобщности, универсальности греха. В Послании к Римлянам Павел говорит о том, что как «Иудеи, так и Еллины, все под грехом» ( Рим.3:9 ) 741 . Никто не вправе претендовать на то, чтобы быть исключенным из этого всеобщего приговора. И Павел, конечно же, основывается на Писании: «Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим.3:10–12 – является цитатой Эккл.7:20; Пс.13:1–3 ; аналогично: Пс.52:1–4 ). С одной стороны, все люди – грешники. Каждый нуждается в освобождении посредством искупительной смерти и Воскресения Нового Адама – Иисуса Христа. Не дела закона, но только вера во Иисуса Христа может спасти человека, независимо от того, иудей он или язычник. С другой стороны, состояние нахождения человека во грехе непосредственно связано с грехом первого человека Адама. Об этой солидарности с первым человеком Адамом говорится в двух текстах Апостола Павла: Первом Послании к Коринфянам ( 1Кор.15:21 ) и, в особенности, в пятой главе Послания к Римлянам ( Рим.5:12 ): «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что [греч. “eph’h” также может быть переведено как «в силу того, что» или «в результате чего»] 742 все согрешили» 743 . В этом анаколуфе, первоначальная причинность состояния греха и смерти возводится к Адаму независимо от того, как следует понимать греческое выражение “eph’h”. Всеобщая причинность Адамова греха подразумевается и в других стихах пятой главы Послания к Римлянам ( Рим.5 :5а, 16а, 17а, 18а). Она же безоговорочно формулируется в 19м стихе: «Непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим.5 :19а). Апостол Павел не объясняет, каким образом передается грех Адама. Против Пелагия, утверждавшего, что Адам повлиял на человечество своим плохим примером, Августин возражал, что грех Адама передается через размножение или наследствование, сформулировав, таким образом, классическое определение учения о «первородном грехе» 744 . Под влиянием Августина Западная Церковь почти единодушно истолковывала 12-й стих Послания к Римлянам, как указание на наследственность Адамова греха 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

У креста Господня стояла в ужасном горе Его Мать, Пресвятая Дева Мария, и Его любимый ученик, апостол Иоанн. Несколько часов так висел на кресте и мучился Христос, наконец, громко воскликнул: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой!» Затем склонил голову и испустил дух, скончался. О чем сказал Спаситель «совершилось»? Что именно совершилось? Совершилось спасение, искупление всего рода человеческого от греха Адамова, проклятия Божия и вечной смерти; совершилось обещанное Адаму и Еве примирение Бога с людьми, которого люди ждали больше пяти тысяч лет. Вот какое великое дело совершилось страданиями и кровью невинного, безгрешного Христа, Сына Божия, Которого Бог Отец не пожалел, чтобы спасти людей. Это было в пятницу. Оставить тела распятых висеть на кресте в пасхальную субботу, самый священный день праздника, евреи не могли. Поэтому они просили ускорить смерть казненных. Для этого перебили распятым разбойникам ноги в голенях и хотели сделать то же с Иисусом, но, подошедши к Нему, увидели, что Он уже мертв. Однако, один из воинов все-таки проколол Ему копьем бок, и из раны потекла кровь и вода. В тот же день вечером один знатный благочестивый еврей, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата позволение снять со креста тело Иисуса Христа и похоронить Его в пещере, недалеко от места распятия. Вход в пещеру был завален тяжелым камнем; а на другой день, то есть в субботу утром, по требованию врагов Христовых, к ней была приставлена военная стража и приложена печать: враги не хотели верить, что Иисус Христос оживет (воскреснет), и говорили, что боятся, как бы ученики Христовы не украли ночью Его тело и не сказали потом народу, что Он воскрес. После Своей телесной смерти Христос сошел в ад, вышел оттуда и ввел в Царство Небесное души всех праведных людей, умерших со времени Адама и не могших войти в рай из-за Адамова греха. 9. Воскресение Христово На рассвете первого дня после субботы земля затряслась и воины, стоявшие на страже у гроба Христова, увидели ангела, сошедшего с неба. Он отвалил камень от входа в пещеру и сел на нем. Воины в страхе разбежались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Если в евангелиях от Матфея, Марка и Луки лучше всего представлена совершенная жизнь Иисуса как человека, то в посланиях Павла яснее всего объясняется значимость этой человеческой жизни для нас. В 1Кор.15:45–49  Павел противопоставляет Адама, первого человека, и Христа, последнего человека: первый человек – «перстный», а второй – «духовный». Из этого следует, что духовная жизнь дается именно через последнего человека. Такое противопоставление получает свое развитие в пятой главе Послания к Римлянам, где Павел говорит о преступлении Адама, отразившемся на всем человечестве, и о послушании Христа, которое также повлияло на весь человеческий род. Павел пишет: Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим.5:17–19 ). Как видно из этого отрывка, грех Адама навлек осуждение на него самого и разобщил весь человеческий род с Богом. Однако обратите внимание, о чем говорится дальше в этом отрывке. Вместо смерти, наступившей вследствие Адамова греха, все, «приемлющие обилие благодати», получат жизнь посредством второго человека. Последствия Адамова непослушания устранены благодаря послушанию Христа. Так что если раньше мы были мертвыми в Адаме, то теперь мы ожили во Христе. В этом отрывке Павел неоднократно ссылается на Христа, как на «одного человека». Каким-то образом последствия греха устраняются не просто Божественной силой Христа, а самим Сыном Божьим, который, будучи вторым человеком, преобразовывает смерть в жизнь, а осуждение – в принятие по отношению к тем, кто получил его благодать. Каким-то образом человеческая жизнь Христа становится тем связующим звеном, которое соединяет нашу греховную, падшую жизнь с Богом и устраняет последствия греха, чтобы мы могли разделить общение с Троицей. Возможно, именно по этой причине Павел пишет в 1Тим.2:5 , что нет более других посредников, кроме человека Христа Иисуса. Христос – вечный Сын Бога, однако именно благодаря его посреднической миссии как человека мы снова получаем доступ к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

И тем не менее в послушании воле Отчей Он остался до конца в нерушимом приятии Адамова естества и без всякого желания превзойти, снять или умалить тяжесть его силою Божественною («или ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели 12 легионов ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ( Мф. 26, 53–54 ). И не было другого предела этому послушанию, кроме смерти, которою оно завершилось и исчерпалось. В этом послушании воле Отца, которая стала и собственной человеческой волей Сына, Христос явил полное господство духа над душою и телом, и тем осуществил ту внутреннюю норму, согласно которой был создан Адам. Он овладел чрез дух Своею плотию, и должен был стать духовным, бессмертным человеком. Однако, принятие им Адамова естества обрекло его на смерть и вопреки личной победе над плотию. Христос разделил смерть со всем человеческим родом, и это была последняя дань подлинности боговоплощения. И смерть эта была страшнее и мучительнее, нежели всякого человека, ибо при этом разрывались связи жизни, ничем изнутри не надорванные. Как телесные страдания и раны пречистого тела причиняли мучения, не сравнимые ни с какими иными человеческими муками, и как нравственные мучения от человеческого греха и злобы были для безгрешной совершенной святости также страшнее, чем для всякого человека, так и смерть Христова является самой раздирающей и страшной из всех смертей, которыми умирает человечество. Тем не менее, как в Адамовом естестве уже не было силы бессмертия, так его по природе не было и в человеческом естестве Христовом. На кресте связь души и тела разорвана была смертию, и душа Христова осталась соединенною с Логосом без тела. Она была достойна иметь эту силу бессмертия по своей святости, согласию с Божественным Духом, тем более, что бессмертие было изначала суждено человеку, если бы он его не потерял, ибо «Бог смерти не создал» (Прем. Сол. 1, 13). Христос заслужил победу над смертию Своим подвигом, ибо «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за (Свое) благоговение» ( Евр. 5, 7 ), и Он мог молиться о Себе: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить, и ныне прославь Меня, Ты, Отче» (Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Но я наг и вечери этой — вечеря снедеся без меня, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Не «извержен» написал преподобный, — «низвержен»: с той высоты, которую уготовал мне Христос, я сам, своею волею, своими нечистыми стремлениями низвергаюсь, падаю вниз и сам не замечаю этого бесконечного своего падения.     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, их нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума, во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш    «Спасе наш! Церковь стяжала, как чашу, Твои живоносные ребра, из которых, по образу обоих — Ветхого и Нового — Заветов, источается нам двойной поток — оставления грехов и разумения», — так преподобный Андрей поэтически объясняет во едином образе спасительный смысл Крестной Жертвы Христовой.     «Един от воин копием рера Его прободе, — читали мы только что евангельские слова, — и абие изыде кровь и вода». В животворном потоке, излившемся из прободенного римским солдатом ребра Господа нашего, соединились Ветхий и Новый Заветы.    Кровью Христовой омылась Адамова глава, и в этом омовении — очистилась, освятилась, и весь род человеческий получил оставление первородного Адамова греха.    Поток «воды живой» (Ин. 4:14; ср.: Иер. 2:13, 17:13), видимо исшедший из прободенного Христова ребра, открыл роду человеческому и поток истинного, непреходящего знания — знания о Триедином Господе; о смысле истинной жизни в мире сем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23); о домостроительстве спасения нашего, заложенном в законы мира сего еще до момента его сотворения — ибо «в предвечном совете Пресвятой Блаженной Троицы определено было спасти человека от греха» — и непременно действующем в нем всегда, вплоть до скончания века, как «во все дни до скончания века» пребывает с нами Господь Иисус Христос, милосердный Спаситель наш (Мф. 28:20).    Открыл Он нам и смысл жизни вечной: «Сия же есть жизнь вечная, — сказал Христос Своим ученикам, и нам вместе с ними, — да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

zela в рассматриваемом месте означает другую какую-либо часть тела человека 43 , не могут быть признаны правильными. И закрыл то место плотью: т. е. закрыл телом ту пустоту, которая образовалась по удалении ребра. И создал Иегова Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку: нельзя представлять, будто жена, взятая от мужа, уже заключалась в нем; она была совершенно новым творением, образованным из ребра Адамова. Не из праха земного, но из ребра мужа создана жена, поскольку её предназначение – находиться в неразрывном жизненном единении и общении с мужем. И в способе создания жены коренится тайна той любви, которая возникает между мужем и женою, и которая делает брак образом жизненного, основанного на любви, общения между Господом и Его церковью ( Ефес. 6, 32 ). На вопрос: для чего Бог создал жену из ребра Адамова? – Бл. Феодорит отвечает: «Творец природы благоволил оба пола привести в единомыслие, для сего Адама создал из земли, а жену произвел от Адама, чтобы и тождество естества показать, и вложить в них некую естественную приверженность друг к другу... А посему премудро разделив и паки сочетал, потому что брак воедино совокупляет оба пола. Ибо сказано: будета два в плоть едину ( Быт. 2, 24 ). И что сие справедливо, свидетельствует последствие: ибо в брачном сожитии от обоих произрастает один плод, одним посеваемый, другою питаемый, довершаемый же Зиждителем природы» 44 . Тогда человек сказал: вот это кость из костей моих, и плоть от плоти моей: ту цель, с какой была создана жена, первый человек узнал тотчас же по пробуждении и по воззрении на жену, которую Бог привел к нему. Он узнал в ней кость и плоть от своих костей и плоти. Слова: это кость из костей моих и плоть от плоти моей – составляют выражение радостного удивления, которым исполнился Адам при виде помощницы, вполне ему соответствующей; словами же: она будет называться женою, ибо она взята из мужа – он определил отношение к себе своей помощницы. Посему оставит человек отца своего и свою мать, и прилепится к жене своей, и будут одна плоть: эти слова нельзя считать заключением речи первозданного человека уже по тому одному, что еврейск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Но я наг и вечери этой – вечеря снедеся без меня, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Не «извержен» написал преподобный, – «низвержен»: с той высоты, которую уготовал мне Христос, я сам, своею волею, своими нечистыми стремлениями низвергаюсь, падаю вниз и сам не замечаю этого бесконечного своего падения. Помилуй, Боже, помилуй мя. Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, их нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума, во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш «Спасе наш! Церковь стяжала, как чашу, Твои живоносные ребра, из которых, по образу обоих – Ветхого и Нового – Заветов, источается нам двойной поток – оставления грехов и разумения», – так преподобный Андрей поэтически объясняет во едином образе спасительный смысл Крестной Жертвы Христовой. «Един от воин копием рера Его прободе, – читали мы только что евангельские слова, – и абие изыде кровь и вода» 943 . В животворном потоке, излившемся из прободенного римским солдатом ребра Господа нашего, соединились Ветхий и Новый Заветы. Кровью Христовой омылась Адамова глава, и в этом омовении – очистилась, освятилась, и весь род человеческий получил оставление первородного Адамова греха. Поток «воды живой» ( Ин. 4, 14 ; ср.: Иер. 2:13, 17:13 ), видимо исшедший из прободенного Христова ребра, открыл роду человеческому и поток истинного, непреходящего знания 944 – знания о Триедином Господе; о смысле истинной жизни в мире сем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ; Мк. 8, 34 ; Лк. 9, 23 ); о домостроительстве спасения нашего, заложенном в законы мира сего еще до момента его сотворения – ибо «в предвечном совете Пресвятой Блаженной Троицы определено было спасти человека от греха» 945 – и непременно действующем в нем всегда, вплоть до скончания века, как «во все дни до скончания века» пребывает с нами Господь Иисус Христос, милосердный Спаситель наш ( Мф. 28, 20 ). Открыл Он нам и смысл жизни вечной: «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Христос Своим ученикам, и нам вместе с ними, – да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

После сего еще один вопрос, и мы получим разрешение на многое. Что значит написанное о Адаме: «Роди сына по виду своему и по образу своему» ( Быт. 5:3 )? То ли, что между Адамом и Сифом было сходство в чертах лица и в строении тела? Стоило ли труда вносить столь мелочное замечание в повествование столь священное и, притом, столь краткое? И сличение представляемого теперь «образа Адамова» с недавно указанным «образом Божиим» не ясно ли дает разуметь, что Священный писатель говорит о внутреннем образе, духовном и нравственном? Творческое слово «раститеся и множитеся», насадило в Адаме способность рождать благословенных чад и передавать им в наследие образ Божий, по которому он сам сотворен. Но когда грехом поврежден сей образ в нем, тогда, хотя по силе первоначального творческого слова и мог он родить сына, но не мог сообщить ему более того, что в самом оставалось; роди сына не по образу Божию полному и совершенному, но по виду своему и по образу своему, то есть с некими чертами образа Божия и с неким примешением греха и повреждения Адамова. Вот и первоначальный Божественный, и последовательный естественный закон рождения человеческого»! 891 Так что «не нужно искать другого источника человеческих душ, кроме души первого человека… И поскольку каждый рождается со способностью рождать, то нет сомнения, что во Адаме получил сие благословение весь род человеческий». 892 Основное преимущество мнения о рождении душ от родителей заключается в том, что им легко объясняется важнейший догмат христианства – о наследственном переходе той поврежденности естества человеческого, какое получил праотец вследствие падения. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – говорит ап. Павел, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Каким образом через непослушание Адама сделались все грешниками, если они в нем были только по плоти, а не по душе? Или следует признать, что плоть, пораженная ядом греха, сообщает его душе по тесной своей связи с ней? Но тогда, как справедливо замечает блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Священник Иоанн Павлов < >< назад > 95. Отдание Пасхи Нет и не может быть радости большей, чем радость пасхальная, чем радость о Воскресении Христа. Когда приходит Пасха , эти слова мы много раз и слышим, и сами говорим. Мы понимаем их умом, но часто при этом наше сердце и душа не ощущают в себе такой радости. Житейские скорби, напасти, проблемы разного рода, болезни собственные или близких людей — все это сокрушает нас, лежит на нас тяжким бременем, повергает в уныние. Но христиане не должны унывать! Ведь если Христос воскрес, если Он победил грех, проклятие и смерть, то все наши земные скорби, бедствия и напасти — лишь временны, а это значит, что неизбежно наступит день, когда они будут побеждены, когда мы избавимся от их власти, сбросим их с себя. Это обещает нам Сам наш Спаситель. «Вы теперь имеете печаль, — говорит Он, — но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Почему человек на земле страдает, терпит бедствия и скорби? Потому что он несет на себе последствия первородного Адамова греха, а также последствия своих личных грехов. Человек бесконечно виноват перед Богом и по Божественному правосудию достоин бесконечного же наказания. Местом этого наказания является ад, вечная адская мука. Однако человек не сразу отправляется в ад, сначала он живет на земле, в нашем материальном мире. Наш мир — это как бы преддверие ада, а страдания человека в мире — преддверие вечных адских мук. Наказание человека, таким образом, начинается еще здесь, на земле, а заканчиваться оно должно в аду. Именно так оно и было до пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а правильнее сказать — до Воскресения Его из мертвых. Ибо Своим Воскресением Христос уничтожил власть ада и диавола над человеком, открыл нам путь на небо и дал возможность с земли вместо ада приходить в Рай. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, Христос нашу землю, бывшую до Него преддверием ада, сделал преддверием Рая. Да, мы по-прежнему несем земные скорби, да, мы по-прежнему пьем чашу земной горечи, но после того, как Христос воскрес, эти скорби уже не являются для христиан преддверием адских мук, а являются преддверием Рая. Они уже не вечны, но лишь временны, они непременно пройдут, и если мы понесем их с верой и терпением, то в свое время непременно придем туда, где ничего этого уже не будет — ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь, и радость, и слава бесконечная. Тогда, сказано в Писании, Бог отрет всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…

http://zavet.ru/b/ipavlov/095.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010