Образок Распятия принадлежит к иконографическому типу, господствовавшему в первой половине XII века и оставившему много мелких изображений в миниатюрах, образках и эмалях, хотя, по самому характеру, композиция и постановка фигур этого типа отличаются монументальностью, специальными чертами образа или иконы Распятия, которые должно, прежде всего, выделять из общего разряда так наз. исторических изображений Распятия, что и понятно само собою, но чего доселе не сделано в общих трактатах по иконографии этого сюжета. А именно, Распятый представлен здесь на колоссально большом, по сравнению с телом, крест, котовьи, будучи утверждён на скале Голгофы, имеет подножие, длинные рукава и надпись, помещённую в правильной крестообразной форме; по сторонам её видны в небе солнце (звезда) и луна и две полуфигуры летящих ангелов, а внизу по сторонам Распятого и лицом к зрителю, в молитвенном предстоянии, полные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова. Христос изображён уже с закрытыми глазами, тело крайне худо, чресла препоясаны платом, из прободанного бока брызжет кровь. Под крестом видна появившаяся на скале Адамова голова, лежащая на двух костях. Крохотные надписи синими буквами дают слова Христа: Богоматерь в скорби, приложив руки к подбородку, Иоанн держит книгу Евангелия. Особенный интерес имеют для нас цвета эмали, отличающиеся столь поразительной сохранностью, свежестью и, так сказать, зеркальностью шлифовки, что даже тому, кто не видал бы вовсе византийских эмалей, не могла бы показаться случайною эта сохранность одной вещи, сравнительно со всеми прочими эмалевыми изображениями клада: не остается сомнений в том, что наш образок Распятия принадлежит к лучшим изделиям Константи­нополя, тогда как другие образки того же клада, обнаруживая своею плохою сохранностью, радикальным изменением почти всех эмалевых красок, свое русское происхождение, приобретают за то, в глазах русского историка, еще более высокое значение, как собственно народные попытки высшего технического искусства. И так, цвета эмалей в нашем образке отличаются свежестью, ясностью и глубиною тонов, и видно, что эмальер предпочтительно выбирал и цвета наиболее интенсивные и наиболее приятные для глазу: так крест сделан здесь голубым, бордюры его темно-лиловыми, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

4. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами зашитыми на верху. Под мощами изображен чернилами шестиконечный крест, под ним Адамова голова, а по сторонам копие и трость с губою, над крестом надписано: „Царь Славы, " под сими словами: „Иисус Христос " под вторым сверху поперечником: „НИ. КА. " По сторонам мощей и изображения креста написано: „Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви святаго славнаго великомученика Феодора Стратилата. Священа бысть церковь сия в лето 7182 индикта 12, Октября в 5 день на память святыя мученицы Харитины. При благоверном государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя и белая России самодержце и при его благоверной государыне нашей царице и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверном государе царевиче и великом князе Феодоре Алексеевиче и при благоверном государе нашем царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе пашем царевиче и великом князе Петре Алексеевиче, и при благоверных царевнах и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском. 5. Антиминс полотняный, без мощей, величиной в поларшина печатный. На середине антиминса напечатана плащаница, а над ней изображены: Господь Саваоф и Дух Святый. На углах Евангелисты с животными, у Евангелистов надписано: „агиос. Матфе и „агиос. Иоанн, " „агиос. Марко, " „агиос. Лука " . По сторонам и внизу изображений напечатано с рукописными вставками наименование храма и Преосвященнаго: „Жертвенник Божественный и священный совершися чрез самое Божественное священнодействие, освящен божественною благодатию всесвятаго и животворящаго Духа " . Имеет власть священнодействовати в храме Святых Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Священнодействован Преосвященным Геласием Архиепископом Великоустюжским и Тотемским. Сие же бысть при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Федора Алексеевича всея великая и малыя и белыя России Самодержца и при великом господине святейшем кире Иоакиме Патриархе Московском и всея России. Лета мироздания 7190, от Рождества же Христова 168..... индикта .... месяца .... в день. Не вписанные в семь антиминсе годы, индикт, месяц и день затрудняют верно определить время выдачи сего антиминса, но очевидно, что он выдан был еще в деревянный храм (до построеннаго каменнаго в 1695 году) в 1683 или в 1684 годах, потому что Преосвященный Геласий поступил на Устюжскую епархию в 1682 году и был на ней два года с половиной.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Его же сборник для истории старообрядчества, т. II, выпуск V, 149 стр. 2735 Записки Алябьева при арх. канцелярии Нач. Яросл. губ. По описи под 874 и сейчас приведенные выше показания сектаторов. 2737 Она устраивается так: кладут на реке четырехугольником доски, перекрещиваемого же раздетого до нага ставят лицом к стоку и, если восприемников двое, – то среди их. Производ. Комиссии 51, л. 70. 2738 Этот крест всегда должен быть изделия страннического и должен иметь следующий вид: на лицевой стороне резное изображение осьмиконечного креста, с копием и трость по бокам. Над трости: буква Т, над копием буква К, у подножия креста Адамова голова. Над крестом надпись: Царь славы Иисус Христос. Над верхним краем стороны креста. Снъ, над левым Бже; под нижним краем правой стороны креста НИ, а над левым КА; на обороте же креста вырезываются слова молитвы: „Да воскреснет Бог“. Этот крест обыкновенно бывает деревянный-кипарисный в белой оловянной или жестяной оправе. Кроме того, кстати, у каждого действительного странника на шее висит: своя икона, обыкновенно медная, лестовка, подручник, деревянная чашечка и складная ложка. Записки Алябиева. Арх. Канц. нач. Яросл. губ. 874. 2743 Арх. Яросл. Окруж. Суда. Дело о пристанодерж. люб. мещанке А. Николаевой; показание Кондратия Феодорова 1853 г. 23 янв. 2746 Братск. Слово 1875 г. 4 ки., отд. 3. стр. 331. Перемене имени Странники придают важное значение, считая, что все грехи, содеянные при одном имени невменяемы при наречении другого имени. Донск. Епарх. Вед. 1898 г. 25, стр. 659. 2747 Под 5 приложений к пространной выписке из следствия о страннич. секте (документ теперь собственность Титова). 2748 Она имеется у нас целиком, но по тем же причинам мы также не решаемся излагать ее сполна, но только слегка коснемся её в следующем отделе нашего сочинения. 2752 У некоторых странников есть поверье, что если кто скончается в полдень, то он исследует царство небесное; если кто скончается после полудня или вечером, то считается нераскаянным грешником, умершего утром почитают праведным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такова наивная обстановка Розыска, совершенно согласная с недостатком необходимых средств для книжного учения в нашей православной Москве в половине XVI века. Что же касается до любопытных намеков на древнерусскую живопись, которыми усеян весь Розыск, то они так важны, сами по себе, что могут дать значительный материал для Истории русской живописи XVI века. В этом отношении Розыск принадлежит к любопытнейшим страницам в истории художественно-религиозных идей, и столько же важен для нас Русских, как и для ученых западных, посвятивших себя изучению христианского искусства. Можно ручаться, что Дидрон или Отте многое заимствовали бы в свои исследования из этого Розыска, если бы он был им известен. Я обращу внимание читателя на более видные факты, а именно на изображения: Верую, Софии Премудрости Божией, Обновление храма, на Притчи, писанные в Царской палате, и особенно на различные изображения Спасителя. Обстановлю краткие указания Розыска только литературными данными, предоставляя другим более подробные сближения с самыми памятниками древнерусской живописи, дошедшими до нас. Также предоставляю другим решение любопытного архитектурного вопроса о жертвеннике в алтаре, поднятого в том же Розыске. II. Верую есть одно из замечательнейших изображений. Оно состоит из целого ряда отдельных икон, изображающих в последовательном порядке идеи и события, приведенные в Символе Веры . Вот как описывается это изображение в Сборном Подлиннике графа Строганова. Верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца небу и земли и проч. – Наверху в облаках Господь Саваоф; перед ним стоят Адам и Евва; а на земле море; и рыбы, и дерева, и трава; звери, скоты, и птицы по воздуху; а по сторонам облака; солнце, луна и звезды. И во Единого Господа Иисуса Христа и проч. – Преображение Господне. Нас ради человек и проч. – Благовещение Пресвятой Богородицы. И Марии Девы вочеловечьшася. – Рождество Христово; и волхвы идут на поклонение. Распятого за ны и проч. – Распятие Господне. А по сторонам снятие со креста и положение во гроб. Внизу же у креста город; и под крестом Адамова голова, и два сосуда; по сторонам Богородица и Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Камень, представляющий имя и фамилию вашу, склонен под правое крыло Креста Господня. А Адамова голова, как бы для удивления таинству Креста, вынесена из недр земли и положена к крестному подножию; бугроватые холмики служат к величественному изображению той важной истины, что вся высота уступает свое преимущество смирению! Истинно ли я выразумел смысл печати вашей?.. Истинная христианская любовь, как чистое зеркало, без прелести показывает всякую вещь точно такою, какова она в самом деле есть; наша совесть, верный друг наш, в сей любви может хорошо познавать себя и показывать очищенному уму душевные погрешности для исповедания пред Господом и пренесения в том истинного покаяния. Тот истинно кается, кто отвращается от грехов, как от мерзости, и просит Господа, чтобы укрепил в продолжение истинного покаяния и не допустил бы его более согрешать к тому. Что есть грех ? Грех есть беззаконие. Ни в пище, ни в вещах нет греха! Но в беззаконном употреблении оных есть грех; в мясе нет греха, но в пожелании мяса во время поста и в неповиновении постановлениям Церкви есть немалый грех. Не грех есть, но грех нарушать заповедь и желанием привязываться ко вкусу пищи: вкусил Адам запрещенной пищи – и потерял рай! Так и ныне теряют те рай, которые о себе умствуют и не повинуются правильным положениям Апостольской Церкви. Я не сомневаюсь в вашем воздержании, что вы по-христиански соблюдаете установленные посты ради спасительного приобретения. Сластолюбцы Царствия Божия не наследят, – это повторяет святой апостол Павел. И медики не отрицаются утверждать, что простая пища лучше приносит здравие человеку, нежели иная сладкоприемная. Я говорю о совершенных в знании и испытании человеческой натуры – и нелестных медиках; а прочие пусть умствуют, как хотят. Истину пишу: что человек, какой бы ученый ни был, покуда мудрствует о себе и привязан к земным удовольствиям, никак не может иметь истинного понятия о небесных вещах! К понятию сему ближе простосердечный земледелец, нежели надменный философ; для принятия веры нужно простое сердце, и тогда бывает то, что верующему – «вся возможна суть о Господе»; а неверующий уже осужден есть и не может разуметь истины, но живет по своей воле и тонет в пожеланиях своих, прельщая себя временными услаждениями. Вот совершенное несчастие: ежели человек не обратится от сего чувственного очарования к истинному свету. Истинный свет – Иисус Христос! Все противящиеся Ему – тьма; любящие Его охотно и радостно исполняют заповеди Его. «Свет повеления Твоя на земли» – сии слова произносит царь Давид (Исаия); следовательно, уклоняющиеся от повелений Господних непременно во тьме ходят, как бы они ни умствовали и как бы что себе ни представляли. Горе называющим тьму светом, а свет тьмою!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Таким образом, он обвиняет Адама за то, что не руково­дил и не поправлял Еву: «Жена для того и подчинена твоей власти, ты для того и поставлен ее господином, чтобы она повиновалась тебе, чтобы голова не следовала за ногами. Но часто можно видеть противное: тот, кто должен быть в чине головы, не удерживается даже и в чине ног; поставленная же в чине ног, становится в чине головы». (Свят. Иоанн Златоуст , Беседы на книгу Бытия 17:9, стр. 151). – Ред 51 Здесь можно отметить, что – особенно характерно для современного обще­ства – попытки игнорировать мужьями и женами епитимьи Божией, данной при грехопадении, окончились еще большим наказанием и разрушением как для земли, так и для человека. Стремление современных мужей избежать есть хлеб «в поте лица» принесли результаты современных технологий, которые в свою очередь окан­чиваются массовым загрязнением среды и разрушением Божиего творения. Совре­менные жены избегают «скорби и боли» миллионов рождений, но, поступая так, несут ответственность (вместе с мужьями) за миллионы умышленных убийств абортами. Сложение с себя современными мужьями обязанностей главенства в се­мье, и приветствие нежелания современных жен быть «в подчинении мужу» окан­чивается эмоциональной и духовной ущербностью бесчисленного количества детей, не говоря уже о самих мужьях и женах. – Ред 52 То есть так, чтобы Адам осознал, что он создание, а не Бог, так как он поддался дьявольскому искушению: «Будете яко бози,» – Ред. 53 Свят. Григорий Палама , в добавление к этому учению, говорит, что физическое тление и смерть человека наступили в результате духовной смерти, произшедшей при грехопадении: «Воистину душа Адамова умерла удалением от Бога чрез пре­ступление; ибо телесно он продолжал жить и дальше после этого, даже до 930-летнего возраста. Однако смерть, которая ожидала душу после преступления, не только повредила душе и предала человека осуждению; но и само тело соделало подвластным изнурению, страданиям и тлению, и в конечном результате вручило его смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Так голова полководца оказалась над стенами осаждённого города, так идол сладострастия погубил жизнь Олоферна и поверг в позор и рабское унижение весь его народ. Святые отцы все в один голос говорят, что раболеп­ство пред женской красотой – гибель для человека, что грех сладострастия убивает многие души и вселяет их в ад. Но пусть никто не подумает, что мы выставляем на суд одну женскую красоту и считаем её виновницей многих бед. Красота – дар Божий. Она есть отражение небесной красоты. В женщине эта первозданная красота наиболее ярко выражается и дольше сохраняется. Это потому, что женский состав живёт более чувством и сердечностью. Её материнские качества сохраняют в ней чувства нежности и обаяния, чего мужской пол по существу своему не имеет. Однако, мужчина лучше сложен физически и одареннее умственно-духовно. Он был первой «звездой» творения Божия. Жена была создана потом. Так учит нас Св. Библия. Так учит и сама природа. Красота Адама – первого человека – была невыразима. Он был статен, красив, мужественен, смел, кроток, смирен, величав, прекрасен, как херувим. Жена Ева , созданная из Адамова естества, была нежна, добра, миловидна, покорна, женственна. Отсюда на веки вечные в жене заложено тяготение к мужу. И как малая металлическая соринка тянется к магниту, как цветочек тянется к солнцу, так женское сердце неудержимо льнёт к мужчине. О! Вот здесь-το и кроется тайна великой борьбы женского сердца за сохранение своей независимости и своей чистоты!.. И быть победителем в этой страшной, почти противоестественной борьбе помогает только Бог. 58 Поэтому нельзя говорить, что культ красоты кроется только в женщине. Он также живёт и в мужчине, т.е. в тяготении и пристрастии женщины к мужчине. Здесь таится даже более мучительная трагедия. Если мужчина привязан к какой девушке или женщине, то он может выразить свои чувства ей личным признанием вполне свободно. Но женщина этого лишена. Она внутренне переживает свои симпатии к мужчине и часто трагически их болезненно хоронит в своей душе до самой смерти, не получая никакой себе ответной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Святая жена и сотник (без венчиков) стоят позади Богоматери и ученика. У св. жены лик искажен страданием, а левую руку она держит у щеки, как плакальщица. Сотник же, бородатый человек с белым платом на голове, смотрит на Распятого и исповедует Его Божество, поднимая руку ко лбу, как бы желая перекреститься. Пальцы сложены в ритуальный жест благословения. Над головой его надписано его имя – Лонгин. Верхняя надпись заглавными буквами поясняет тему иконы: «Распятие Господа нашего Иисуса Христа». Подбор теплых цветов, от матовой охры (Тело Христово, лики и руки присутствующих) к красно-коричневому тону креста и темному пурпуру гиматия Богоматери, темной охре Голгофы, киновари (плащ св. жены) и светлому пурпуру (одежда св. Иоанна), хорошо выделяется на холодном фоне (зеленоватой стены). Длинные одежды жен и св. Иоанна темно-зеленого цвета; плащ сотника – зеленый с красным. Матово-желтое небо одного цвета с полями иконы. Второй воспроизведенный здесь образ Распятия представляет собой резную и раскрашенную икону крестовидной формы из яблоневого дерева. Она приписывается новгородской школе конца XV или начала XVI в. Распятие расположено посередине креста. Крест, изображенный внутри, – семиконечный, так как верхний его конец срезан. Подножие косое, в соответствии с особенностями русских крестов. Под ним видна Голгофа и Адамова голова в пещерке. На средней перекладине буквы IC ХС. Над Распятым начальные буквы надписи Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Но еще выше надпись: «Царь славы». Божество Умершего на Кресте показано и наличием по сторонам верхней перекладины двух летящих ангелов с покровенными руками. На иконах Распятия часто изображаются в верхних углах солнце и луна (день и ночь), выражающие ужас твари при виде смерти Творца. Эта черта очень древняя и находится уже в Евангелии Рабулы. На нашем кресте в рамке верхней перекладины – икона Святой Троицы (явление ангелов Аврааму). Это Превечный Совет о домостроительстве нашего спасения, осуществленного на Кресте через смерть воплотившегося Сына Божия. При Распятии присутствуют четыре человека: Богоматерь с одной из святых жен (налево от зрителя), св. Иоанн и сотник (справа), позы и жесты которых напоминают предыдущую икону. Эти четыре фигуры уменьшенных размеров (в особенности по сравнению с Христом, который вдвое больше их) помещены в средней части иконы, под распростертыми руками Спасителя. Ниже, на том же образе, по обе стороны Голгофы стоят две еще меньшие фигуры – знаменитые русские преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, молящиеся перед крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В заглавии «Сказания» замечено о Паисии: «Той собра от многих, от старых книг после пожара Каменскаго монастыря». Но, по всей вероятности, автор пользовался и устными преданиями, сохранявшимися в обители. Потому не удивительно, если в «Сказание» его вкрались некоторые неточности и ошибки исторические. Достойно замечания, что в одном месте, говоря, как преподобный Дионисий Глушицкий приходил в Ростов к архиепископу Дионисию цареградцу «благословение прияти» и получил от него икону Богоматери и разную церковную утварь, Паисий выражается буквально теми словами, какими изложено это обстоятельство в житии преподобного Дионисия Глушицкого Иринархом — знак, что или один из названных писателей имел под руками сочинение другого, или, что еще вероятнее, у обоих находились одни и те же прежние записки. «Сказание» Паисия не могло быть составлено раньше 1482 г., потому что создание нового храма в обители, последнее событие, о котором оно упоминает, случилось в 1481 г. В 1466 г. какой-то гость Василий посетил святые места Палестины и описал свое путешествие. Описание это весьма кратко и отзывается всею детскою простотою веры, как можно видеть и из следующего небольшого отрывка: «Мы видели то место, где распяли Христа, и гора расселась от страха Его, и изыде Кровь и вода до главы Адамовой. Оттуда сошли мы, где лежала Адамова голова, и поклонились там. И близ того места гроб Мелхиседеков. Среди церкви пуп земли, и туда пришел Христос с учениками Своими, и сказал: «Содеях спасение посреди земли». И в большой церкви вокруг Божия Гроба совершаются службы — греческая, иверская, сербская, фряжская, сирская, яковитская, мелфедская, куфинская, несторианская, и службы те не престают совершаться ежедневно и до сего дня» . Другого сочинения в этом роде мы тогда у нас не встречаем. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Вверху, по углам иконы, помещены два Ангела с выпуклыми главами и с книгами в руках; по сторонам креста предстоят Божия Матерь и Иоанн Богослов также с выпуклыми главами. На ободке десять Ангелов. Краска синяя и голубая довольно тёмная; выпуклые лица изображены довольно неискусно. Вторая икона с изображением распятия Господня длиной 1 фут и 4½ линии, шириной 7½ дюймов. Здесь крест выделан ярко-зелёной краской. Глава Спасителя выпуклая; надпись над главой по жёлтому полю красными буквами: т. е. Iesus hominum Saluator, Xristus Patronus Sanctissimus 351 . В верхних углах иконы два Ангела с выпуклыми главами и с книгами. По сторонам креста предстоят Божия Матерь и Иоанн Богослов. Внизу креста, под ногами Спасителя, помещено изображение человека с выпуклой головой и с распростёртыми вверх руками. На ободке восемь Ангелов с выпуклыми главами; нижней части ободка нет. Главные цвета здесь зелёный и синий. Третья икона с изображением распятия Господня, длиной 11 дюймов и 7 линий, шириной 7 дюймов и 8 линий. Крест покрыт тёмно-зелёной краской. В изображении Спасителя одна глава выпуклая; над главой на кресте надпись по голубому полю жёлтыми буквами: т. е. Xristus hominum Saluator, Iesus Patronus Sanctissimus; выше надписи видна благословляющая рука, выходящая, по-видимому, из облаков; у неё два последние перста пригнуты, а прочие протянуты; под ногами Спасителя Адамова голова. В верхних углах иконы два Ангела с выпуклыми главами и с воздетыми для молитвы руками. По сторонам креста предстоят Божия Матерь с положенными накрест при персях руками и Иоанн Богослов, держащий в правой руке книгу, а левую имеющий при персях 352 , главы у той и у другого выпуклые, как и на других иконах. На ободке нет никаких изображений, кроме фигур. Краски такие же, какие на предыдущей иконе, только немного потемнее 353 . Судя по изображениям и особенно по надписям, иконы мусийные должно отнести к древним произведениям римских художников: они могут принадлежать к тому веку, в котором жил и приплыл к Новгороду Антоний Римлянин с своей церковной утварью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010