Однако, концепция андрогина имеет серьезные недостатки, заключающиеся в следующем: – если предположить, что вначале было создано бесполое или двуполое существо – Адам андрогин, а затем произошло его разделение или преобразование на два существа: Адама мужчину и Еву женщину, то из этого следует, что мужчина Адам и женщина Ева произошли одновременно и одинаковым способом – разделением Адама андрогина. При этом, в момент указанного разделения, Адам андрогин перестал существовать как отдельный человек, как отдельная личность, как отдельное существо. Однако, в соответствии с Синодальным переводом Писания, после создания жены (Евы), Бог привел ее к человеку (Адаму) и человек сказал: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа ( Быт. 2: 23 ). Так кто же мог сказать эти слова, Адам андрогин или Адам мужчина? Поскольку Ева появилась в результате разделения андрогина, как это следует из данной концепции, то, как очевидно, андрогин этого сказать не мог, поскольку он уже просто не существовал! Но этого не мог сказать и Адам мужчина, поскольку он, также как и Ева и одновременно с ней, произошел в результате преобразования андрогина; – перед созданием Евы Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2: 18 ). Кто же здесь назван человеком, которому нужен был помощник? Мужчина или андрогин? С точки зрения концепции андрогина, с одной стороны, слово «человек» должно означать Адама андрогина, поскольку Адама мужчины еще не было (он должен был появиться одновременно с Евой). Однако, с другой стороны, поскольку андрогин перестал бы существовать после появления помощника – Евы, то слово «человек» не могло относится к андрогину. Таким образом, данное слово могло относится только к тому, кто уже существовал и кто будет продолжать существовать после появления помощника – Евы, то есть – к Адаму мужчине. Именно ему нужен был помощник, соответственный ему; – в Библии, вообще, ничего не пишется, ни о двух Адамах, появившихся в раю, ни о различии в природе Адама до и после создания Евы. При этом, о происхождении Евы сказано достаточно определенно, хотя ее отличия от андрогина аналогичны отличиям от него и Адама мужчины;

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Она является прямым осуществлением той задачи, которую владыка Антоний считал важнейшей для русского богословия – дать не пересекающуюся с западными интерпретациями трактовку основных христианских догматов. Развертывая начатую Хомяковым и Самариным критику западной традиции, владыка Антоний выступил с опровержением так называемой юридической теории искупления, впервые в чистом виде сформулированной Ансельмом Кентерберийским в трактате «Cur Deus homo?». Согласно ей казнь Спасителя на кресте представляла собой удовлетворение правде Божией, оскорбленной грехом ветхого Адама. Надо сказать, что эта теория до той поры никогда не была предметом полемики между православными и католиками или протестантами, имея своих приверженцев среди святых отцов как на Западе, так и на Востоке. Как бы то ни было, владыка Антоний рассуждает следующим образом. Юридическая теория исходит из того, что вина Адама переходит на всех его потомков: «Как от зараженного источника, проистекает испорченная вода... и т.д.» – с иронией цитирует учебники догматики вл. Антоний, однако это сравнение не годится: Одно дело источник и вода, а другое живые и нравственно ответственные люди. Мы не по своему желанию являемся внуками Адама, за что же будем нести вину его преслушания?.. неужели же осуждение всех из-за Адама постигло людей помимо вины каждого из них? Очевидно, это несправедливо. Сторонники юридической теории ссылаются, правда, здесь на апостола Павла, сказавшего про Адама: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем же все согрешили» ( Рим. 5:12 ), однако на самом деле этот стих следует читать: как через одного человека грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили. Следовательно, Адам не столько заразил нас своей греховностью, сколько просто был «первым по времени грешником». И если мы все так или иначе грешны, то не поскольку произошли от Адама, а постольку имеем волю во всем подобную Адамовой, «т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Плоть, данная вместо ребра, была восполнена, а душа – нет. Пойми же это еще лучше: Бог взял от Девы плоть с разумом и душой, такую же, что и от Адама, и восполнил ее иной плотью. Взятой от Нее плоти дал Дух Свой Святой и наделил ее душу тем, что не имела она ранее – жизнью вечной. Плоть, восполненная вместо ребра в теле Адама, была залогом и задатком домостроительства Божия; того, что от ребра Он еще раз возьмет ребро, и даст вместо него уже не плоть, поскольку она уже восполнена, но истинного Духа Божия, дабы, как от ребра Адама произошла жена, а от нее – все смертные, так и муж Христос Бог произошел от плоти жены, а от Него – все люди провозглашены бессмертными; дабы Адам получил еще более того, что получил вместо жены. Что же он тогда получил? Плоть, которая восполнила ребро в его теле. Ибо когда взял Христос плоть от Девы – повторю тебе это снова, – то нужно было сразу ее восполнить, как некогда Он поступил с Адамом. Восполнение было не в тление, но в нетление; восполнилось Духом, а не плотью, чтобы воссоздать природу Адама и чтобы дети Божии, которым предстояло родиться, получили возрождение Духом Святым. И так, в Духе Божием все верующие в Него станут Его сродниками и одним с Ним телом. И как было сказано о первозданных людях: « Сего ради, – чего именно? – конечно, жены, то есть ребра Адама, – оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей,– ребру Адама, – и будут два одной плотью» , – так же бывает и со Христом Богом. И поскольку Он воспринял плоть от пречистых кровей Богородицы и даровал Ей Святого Духа, и воплотился, и стал человеком, поэтому оставит человек отца своего и матерь, а еще и жену, и детей, и братьев, и сестер , и прилепится не к жене и не плотски – ведь все, включая нас, телом рождены от жены, – но к бессеменно рожденному от жены жениху Христу. И так, духовно соединясь с Ним и прильнув к Нему, каждый из нас станет с Ним и одним духом, и одним телом, поскольку мы вкушаем Его плоть и пьем Его кровь телесно. Так нам возвестил и Сам Господь наш и Бог: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» .

http://bogoslov.ru/article/4791059

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Откуда дети у Каина и Авеля? 2 мин., 06.05.2020 Вопрос читателя: Если изначально были только Адам и Ева, а у них 2 сына, как происходило дальнейшее размножение? Инцест? Но ведь это грех. Иерей Виктор НИКИШОВ Отвечает иерей Виктор Никишов:  У Адама и Евы известными детьми были Каин и Авель. Однако два брата были далеко не единственными детьми: « Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей » (Бытие, гл. 5). Мой собрат отвечал уже на похожий вопрос, и позволю себе процитировать его ответ: «В Библии ничего не говорится о том, откуда появилась жена Каина, просто констатируется факт, что Каин ее познал. Об этом задумывался и святитель Иоанн Златоуст, и вот что он пишет: «Но, может быть, спросит кто: как это, когда Писание нигде не упоминает о другой женщине, Каин имел жену? Не удивляйся этому, возлюбленный: божественное Писание нигде не делает точного исчисления женского пола, но, избегая всего излишнего, вкратце упоминает о мужах, и то не о всех; да и о них очень кратко повествует нам, напр., что такой-то родил сыновей и дочерей, и умер. И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жену. Так как это было вначале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах». О том, что женой Каину стала его сестра, говорит и блаженный Феодорит Кирский» (полностью ответ можно прочитать по ссылке ). Поскольку все люди произошли от Адама и Евы, некоторые сыновья Адама, женились на своих сестрах. Конечно, брать в жёны сестру не приветствуется, но на тот момент это было необходимо для продолжения рода. Ева, жена Адама, была костью от его костей и плотью от его плоти, поэтому она была ему даже ближе, чем сестра (Бт 2:22-24).

http://foma.ru/otkuda-deti-u-kaina-i-ave...

Сон Адама, творение Евы Преподобный Анастасий описывает во втором «Слове» творение Евы. Согласно Бытию, навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт. 2, 21–24). Вот как комментирует это повествование преп. Анастасий: Далее, поскольку, как это написано об Адаме, к нему, приведенному Богом в состояние омертвелости, неподвижности и исступления, пришла жизнь, то [можно предполагать, что в него] мертвого было вдохнуто животворное дыхание Божие (см. Быт. 2, 7). Заметь: [Писание] гласит, что Бог привел к Адаму жизнь, вышедшую из него во сне и исступлении; оба — я имею в виду Бога и Адама — были единодушны, когда ребро, называемое жизнью, взялось от него (II, 2, 1). Автор «Слов» намекает здесь на наречение жены именем «Ева», что значит «жизнь». Правда, согласно Священному Писанию это наречение состоялось уже после грехопадения и изгнания прародителей из рая: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих   (Быт. 3, 20).  Чтобы понять мысль преп. Анастасия, воспользуемся комментарием на этот стих свт. Филарета Московского: «С первого взгляда представляется, что повествование о наречении жене нового имени Евы, то есть жизни, находится вне связи с предыдущим и последующим повествованием о падении человека и что самое имя жизни не прилично жене после осуждения на смерть. В разрешение сего затруднения толкователи полагают: а) что Моисей упоминает о наречении жены, предшествовавшем грехопадению, и желает обнаружить погрешность Адама в сем наречении, или б) что Адам, осужденный на смерть, именует жену свою жизнью в укоризну и уничижение; и в) что сим наименованием показывается неосмотрительность и надменность грешника, даже после осуждения; или г) что жизнь, которою Адам утешается в наименовании жены, есть отсрочка смерти телесной; или д) что жена именуется жизнью по разуму обетования, данного Богом о ее семени, долженствующем стереть главу змия, имеющего державу смерти, и сделалась матерью всех живущих, как Мать второго Адама, Который есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). Сия последняя догадка паче прочих соответствует порядку и духу повествования Моисеева, и оправдывается примерами других имен, в которых праотцы заключали исповедание веры и упования, каковы суть имена Каина, Сифа, Ноя».   Толкование под буквой а) свт. Филарета согласуется и с упоминанием о имени «жизнь» у преп. Анастасия при описании сна Адама и с мыслью Синаита о том, что Адам, Ева и их сын предначертали образ Единосущной Троицы (см. соответствующую главу, где мы рассуждали о возможности рождения детей у прародителей без грехопадения).

http://pravoslavie.ru/2990.html

Что же значит: в нем все согрешили? То, что все согрешили в Адаме. Как скоро он пал, то чрез него сделались смертными и не евшие от запрещенного древа, как будто они и сами пали, потому что он пал. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Апостол хочет доказать, что и не евшие от запрещенного древа и не грешившие, подобно Адаму, по причине греха его также сочтены согрешившими и умерли. Доказывает же это так: грех царствовал до издания закона, то есть и прежде закона. Какой же это был грех? Грех ли от преступления закона? Но как мог быть такой грех, когда не было закона? Грех тогда вменяется, когда есть закон, и люди, преступающие закон, по необходимости называются грешащими. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея, то есть до издания закона. Значит, был грех, чрез который смерть царствовала: если бы не было какого-либо греха, который удержал бы смерть, она не царствовала бы. Поскольку же доказано, что греха от преступления закона еще не было, то остается, что то был грех Адамов, чрез который смерть царствовала и над теми, которые не согрешили непосредственно (ибо не получившие закона и не преступившие его не называются согрешившими), но согрешили в подобии преступления Адама и сделались причастны падению его как праотца, который есть образ Христа. Ибо как древний Адам сделал всех повинными в его падении, хотя они не пали, так и Христос оправдал всех, хотя они не сделали ничего, за что следовало бы оправдать их. Вот почему он есть образ будущего, то есть Христа. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для, многих.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Аборт не убийство, ибо в эмбрионе нет разумной души до момента рождения. Это утверждение отверг папа Иннокентий XI, как заблуждение между многими другими заблуждениями того времени (1679 г.) о вопросах нравственности» 1050 . Сравнение Католицизм придерживается теории креационизма. Ее основные недостатки приведены выше, при изложении православного вероучения. Рассмотрим католические аргументы из Священного Писания: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». 1051 «... ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную жизнь и вдохнувшего в него дух жизни». 1052 «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» 1053 Первые две цитаты направляют мысль человека к сотворению Адама, ибо только он был сотворен, причем сотворен из праха земного, Ева из его ребра, а все остальные родились и напрямую из праха не сотворены. Поэтому слова «дух возвратится к Богу, Который дал его», «вдохнувшего в него дух жизни» относятся к сотворению Адама, а не к душам его потомков. Последняя цитата абсолютно ничего не говорит в пользу теории креационизма, так как Бог действительно Отец наш небесный! Вспомним молитву «Отче наш»! Особо следует отметить, положение, что душа сотворяется хорошей, но не имеющей преестественного украшения. Это утверждение означает, что природа души каждого потомка Адама, родившегося после грехопадения, является неиспорченной, а это прямо противоречит Священному Писанию: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». 1054 «... преступлением одного всем человекам осуждение ... непослушанием одного человека сделались многие грешными». 1055 Практически отвергнуто положение Священного Писания о грехе, вшедшем в душу потомкам Адама, «потому что в нем все согрешили». 1056 Не могут быть неиспорченными души потомков Адама, если «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», «непослушанием одного человека сделались многие грешными».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Блаженный Августин предлагает следующее решение: «Итак, что же значит до седмижды семидесяти раз ? Слушайте, друзья мои, эту великую тайну, это удивительное таинство. Когда Господь крестился, святой евангелист Лука привел Его родословную: в каком порядке, какой последовательности и из какой ветви пришло поколение, в котором родился Иисус. Матфей начал с Авраама и дошел до Иосифа по нисходящей линии происхождения. Лука же начинает отсчет в обратном направлении по восходящей. Почему один идет по нисходящей, а другой по восходящей? Потому что Матфей выбрал то поколение, из которого Христос пришел к нам: он начинает считать с момента рождения Христа в нисходящем порядке. Лука начинает считать в обратном порядке, с момента крещения Христа. Это — момент начала восхождения, потому что он начинает отсчет по восходящей. Заметьте, он насчитывает семьдесят семь поколений (Лк. 3, 23-38)! С кого он начал считать? Будьте внимательны! Он начал считать от Христа до самого Адама, который согрешил первым и нас родил с узами греха. Лука дошел до Адама и насчитал семьдесят семь поколений всего — от Христа до Адама и от Адама до Христа. И если ни одно поколение не пропущено, то нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной. Итак, он насчитал семьдесят семь поколений — такое число упоминает Господь, повелевая нам прощать грехи; а считать начинает с момента крещения, когда все грехи отпускаются» . То есть грех любого человека, начиная с Адама, семьдесят седьмого до Христа, включая и двойное убийство Ламеха, искуплен рожденным в Вифлееме Спасителем Христом Иисусом («ни одно поколение не пропущено… нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной»). И похоже, что Ламех, этот допотопный преступник и злодей, через веру в грядущего Христа Спасителя, проницая Его подвиг через толщу тысячелетий, в открытом исповедании содеянных преступлений проявляет веру в Него как в своего личного Спасителя. … Господу угодно было поразить Его (то есть Сына Своего. — О.С.), и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное (то есть от первого человека до последнего. — О.С.), и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Христа. — О.С.). На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (Ис. 53, 10, 11).

http://pravoslavie.ru/99996.html

Бытописатель под первосозданным мужем и женою, о которых говорит в 1-ой главе, разумел не кого-либо иного, как только Адама и Еву, это становится прежде всего несомненным и очевидным из сличения его рассказа в 1-ой главе о создании мужа и жены с рассказом во 2-ой главе о создании Адама и Евы, так как последний в отношении к первому составляет только пополнение или более подробное уяснение, но ничуть не изображение какого-либо нового особенного творения, все равно как указания во 2-й же главе на создание неба и земли и растений ( Быт.2:4–5 ) содержат в себе только повторение сказанного в главе 1-ой, но ничуть не изображение какого-либо нового творения неба, земли и растений. Кроме того, Адам и Ева, о которых начинается речь во 2-ой главе, так изображаются, как первосозданные муж и жена, ни прежде которых, ни современно с которыми не было еще ни одного человека на земле. Такой именно смысл имеют замечания у Бытописателя перед описанием создания Адамова, что «не было человека для возделывания земли» ( Быт.2:5 ), и после изображения обозревания Адамом всех животных и наречения им имен, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 ), а также указание на то, что Адам потому назвал свою жену Евою (жизнью), что «она стала материю всех живущих» ( Быт.3:20 ). В пятой же главе, что весьма важно, Бытописатель совершенно ясно и прямо отождествляет Адама и Еву с тем первосозданным человеком, о котором у него речь в 1-ой главе и которого здесь называет только общим именем человека, не прилагая к нему другого частного или особенного имени. Так, он говорит: «Вот родословие Адама, когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» ( Быт.5:1–2 ). Здесь, что не трудно сразу видеть, с лицом Адама и подразумеваемой его женой внутренне и нераздельно соединяются те самые черты, под которыми изображен первосозданный человек в 1-ой главе Бытия, а именно, что он создан был по подобию Божию, и создан в виде двух родовых человеческих индивидуумов, мужчины и женщины, с получением благословения Божия, конечно, на возрастание и умножение человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В основе вышедвешей в издательстве «Вольный странник» книги «Духовное пробуждение» – проповеди иеромонаха Игнатия (Шестакова), произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, – эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Данная книга будет интересна всем, кому небезразлично православие.      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19–20). С такими словами любящий Господь обращается к нам, своим ученикам, потомкам Адама, изгнание из рая которого мы сегодня вспоминаем. Люди были изгнаны из рая по собственному непослушанию, это был, можно сказать, их собственный выбор: они не послушались Бога и лишились райского наследия. И с тех пор все мы, потомки Адама, ходим во тьме, в юдоли плача. Что такое жизнь человека и жизнь всего человечества? Это сплошная трагедия. Люди убивают друг друга, как убил Каин Авеля, первые дети Адама и Евы. Жизнь на земле, можно сказать, началась с убийства, с зависти, со злобы, и вся история человечества — это беспорядочные войны, соперничество, борьба. Мы часто хвалимся этими победами, говорим о том, какими мы стали сильными, о том, что мы можем сделать с другими людьми, но всё это суета, всё это тьма. Ходим во тьме и делаем дела тьмы. Вот что постигло потомков Адама после изгнания из рая. Все мы в этом смысле преступники, все мы носим последствия этого греха и трагедии жизни человечества. Но Господь всем желает спасения, Он не оставляет этих непослушных, самовольных потомков Адама, Он им говорит, что сердце их должно быть с Ним, с Божественным на небесах, а не с тленным и умирающим.

http://pravoslavie.ru/124432.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010